Избрание 12 апостолов. Апостол Иоанн Зеведеев. Избрание Андрея и Иоанна

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти род человеческий от греха и вечной смерти.

Он явил себя миру на реке Иордан во время Своего Крещения от Иоанна Предтечи. С той поры за Иисусом постоянно ходил народ, жаждущий видеть Его чудеса и слышать Его Божественное слово.

Господь искал уединения для молитвы. Однажды Господь провёл ночь на одной из гор, окружавших Галилейское озеро. Там, в таинственном молитвенном общении с Богом Отцом, Иисус Христос приготовился к великому событию наступающего дня. Когда рассеялась ночная мгла, Спаситель призвал Своих учеников. Из их числа Он избрал двенадцать апостолов, то есть посланников. Христос избрал именно двенадцать апостолов, чтобы народ Нового Завета, Новый Израиль, подобно народу Ветхого Завета, также имел двенадцать духовных родоначальников, двенадцать патриархов.

Все ученики были израильтянами. Спаситель избрал не богатых, просвещённых или сильных мира сего, а самых простых людей. Большинство из апостолов были рыбаками из близлежащих к Галилейскому озеру городов и селений - Капернаума и Вифсаиды. "И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Петр. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"; Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его".

Первым апостолом из числа двенадцати был Симон, называемый Петром. До призвания на апостольское служение он был простым рыбаком. Пётр был единственным из учеников, который, узнав шедшего по морю Господа Иисуса Христа, устремился Ему навстречу. Усомнившись в своём чудесном хождении по воде, он стал тонуть и был спасён Христом. Апостол Пётр - человек пылкого сердца и порывистого духа. Он первым исповедал Своего Учителя истинным Сыном Бога Живого. Его брат Андрей удостоился первым войти в число учеников Христа, по древнему преданию, проходя с проповедью Фракию, Скифию и Сарматию, апостол Андрей Первозванный дошёл до Днепровских гор. Там апостол установил крест. Впоследствии здесь возник город Киев.

Любимым учеником и апостолом Христа был Иоанн Богослов. Его называют апостолом любви, так как все его апостольские труды пронизаны любовью и сводятся к одной мысли: Бог есть Любовь. Ни одно слово Спасителя не ускользнуло от внимательного сердца Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого и спасительного следа в его душе. Вся его жизнь была служением любви Богу и ближнему.

Апостол Нафанаил (Варфоломей) был родом из Каны Галилейской. Поначалу он принял весть о явлении Мессии с недоверием и даже выразил презрительное отношение к Назарету, откуда пришёл Спаситель. Нафанаил говорил: "Из Назарета может ли быть что доброе?" Но потом он глубоко уверовал во Христа и получил от Спасителя похвалу: "Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства". По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие в Индии, Аравии, Эфиопии.

По свидетельству Священного Писания, один из двенадцати апостолов, по имени Фома, не поверил в Воскресение Христа. Он уверовал лишь, когда вложил свои персты в раны Спасителя. Раскаявшись в своём неверии, апостол Фома обошёл с проповедью почти всю землю и принял мученический венец.

При избрании апостолов Господь не придавал значения их общественному положению. Божественного призвания удостоился как презираемый всеми мытарь Матфей, унизивший своё левитское достоинство служением, так и Симон Зилот - человек, принадлежавший к числу непримиримых врагов римского владычества. Последним в число апостолов вошёл Иуда Искариот. При первых встречах Иуда обнаружил искренность и нелицемерную преданность Спасителю. Но истинной причиной его пребывания среди апостолов были деньги и мирские блага. Христос провидел грядущее предательство Иуды, однако избрал его в число двенадцати.

Господь дал ему возможность исправиться, победить в себе сребролюбие и корысть. Но Иуда не воспользовался Божественным даром высшего милосердия.

Таково было собрание ближайших последователей и учеников Спасителя. Они сподобились великой чести - стать преемниками своего Божественного Учителя и благовествовать Его учение по всей земле. Свидетельство апостолов о земной жизни и проповеди Господа нашего Иисуса Христа сохранилось для мира в виде основополагающего текста Нового Завета. Так труды апостолов стали фундаментом, на котором воздвигнуто всё учение Святой Церкви.

Выделяют унциальное (майюскульное)письмо и письмо минускульное. Термин уницальное происходит от слова унция , то есть 12 я часть. Скорее всего, в строке или во столбце помещалось не более двенадцати букв. Унциальные кодексы писали только заглавными буквами. В виде унциалов писали все официальные документы. 1. Синайский кодекс · Открыт был в сер. XIX в. в монастыре влмч.Екатерины. · Датируется 330…340 гг. Синайский кодекс был заказан в числе 50 книг св. императором Константином у Евсевия Кесарийского. · это единственный письменный памятник, который содержит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Новозаветные книги сгруппированы в следующем порядке: Евангелия – Деяния – Послания Павла – Соборные послания – Апокалипсис. 2. Александрийский Кодекс · В настоящее время она находится в Британском музее. · Несмотря на это, датируется V в. · Содержит почти все книги ВЗ и почти все книги НЗ. Послание к Евреям расположено перед пастырскими посланиями.
  • Для выделения абзаца используются большие буквы, что нехарактерно для унциалов.
3. Ватиканский кодекс · Есть гипотеза о том, что это бракованная рукопись, заказанную св. имп. Константином. · Содержит все книги Ветхого Завета, кроме Маккавейской. В новозаветной части отсутствуют пастырские послания Павла и Апокалипсис. 4. Кодекс Ефрема Сирина · Рукопись была найдена в XII веке. Её авторство приписывают Ефрему Сирину. Хранится во Франции. · Считается, что текст написан в Египте в III веке. · Содержит приблизительно 2/3 новозаветных книг. Порядок следования книг такой же, как в Александрийском кодексе. · Относится к категории палимпсестов , – рукописей, написанных поверх старого текста, который предварительно соскоблили. В тексте встречаются знаки препинания. Замечательные сохранившиеся минускулы Место и время написания большинства папирусов и унциалов неизвестно, в то время как в отношении минеускулов не надо строить соответствующие предположения – и дата, и место составления чаще всего надписаны. Существует три типа подписания 1. Александрийский, 2. Западный, 3. Кессарийско-палестинский. По типу подписи определяется место написания минускула. Рассмотрим наиболее примечательные из сохранившихся минускулов. 1. Рукопись №61. в текстологическом каталоге. Датируется XV-XVI в. Хранится в Дублине. Это первый из известных науке манускриптов, который содержит в себе 1Ин 5,7-8. Открыт в середине XVI века. 2. №565. Хранится в национальной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Датируется IX-X веками. Содержит текст 4 Евангелий. Является одним из самых красивых. Текст написан золотыми чернилами на листах пурпурного цвета.

Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Апостол и евангелист Матфей

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти род человеческий от греха и вечной смерти.

Он явил себя миру на реке Иордан во время Своего Крещения от Иоанна Предтечи. С той поры за Иисусом постоянно ходил народ, жаждущий видеть Его чудеса и слышать Его Божественное слово.

Господь искал уединения для молитвы. Однажды Господь провёл ночь на одной из гор, окружавших Галилейское озеро. Там, в таинственном молитвенном общении с Богом Отцом, Иисус Христос приготовился к великому событию наступающего дня. Когда рассеялась ночная мгла, Спаситель призвал Своих учеников. Из их числа Он избрал двенадцать апостолов, то есть посланников. Христос избрал именно двенадцать апостолов, чтобы народ Нового Завета, Новый Израиль, подобно народу Ветхого Завета, также имел двенадцать духовных родоначальников, двенадцать патриархов.

Все ученики были израильтянами. Спаситель избрал не богатых, просвещённых или сильных мира сего, а самых простых людей. Большинство из апостолов были рыбаками из близлежащих к Галилейскому озеру городов и селений - Капернаума и Вифсаиды. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Петр. Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»; Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его».

Первым апостолом из числа двенадцати был Симон, называемый Петром. До призвания на апостольское служение он был простым рыбаком. Пётр был единственным из учеников, который, узнав шедшего по морю Господа Иисуса Христа, устремился Ему навстречу. Усомнившись в своём чудесном хождении по воде, он стал тонуть и был спасён Христом. Апостол Пётр - человек пылкого сердца и порывистого духа. Он первым исповедал Своего Учителя истинным Сыном Бога Живого. Его брат Андрей удостоился первым войти в число учеников Христа, по древнему преданию, проходя с проповедью Фракию, Скифию и Сарматию, апостол Андрей Первозванный дошёл до Днепровских гор. Там апостол установил крест. Впоследствии здесь возник город Киев.

Любимым учеником и апостолом Христа был Иоанн Богослов. Его называют апостолом любви, так как все его апостольские труды пронизаны любовью и сводятся к одной мысли: Бог есть Любовь. Ни одно слово Спасителя не ускользнуло от внимательного сердца Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого и спасительного следа в его душе. Вся его жизнь была служением любви Богу и ближнему.

Апостол Нафанаил (Варфоломей) был родом из Каны Галилейской. Поначалу он принял весть о явлении Мессии с недоверием и даже выразил презрительное отношение к Назарету, откуда пришёл Спаситель. Нафанаил говорил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Но потом он глубоко уверовал во Христа и получил от Спасителя похвалу: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства». По преданию, Нафанаил проповедовал Евангелие в Индии, Аравии, Эфиопии.

По свидетельству Священного Писания, один из двенадцати апостолов, по имени Фома, не поверил в Воскресение Христа. Он уверовал лишь, когда вложил свои персты в раны Спасителя. Раскаявшись в своём неверии, апостол Фома обошёл с проповедью почти всю землю и принял мученический венец.

При избрании апостолов Господь не придавал значения их общественному положению. Божественного призвания удостоился как презираемый всеми мытарь Матфей, унизивший своё левитское достоинство служением, так и Симон Зилот - человек, принадлежавший к числу непримиримых врагов римского владычества. Последним в число апостолов вошёл Иуда Искариот. При первых встречах Иуда обнаружил искренность и нелицемерную преданность Спасителю. Но истинной причиной его пребывания среди апостолов были деньги и мирские блага. Христос провидел грядущее предательство Иуды, однако избрал его в число двенадцати.

Господь дал ему возможность исправиться, победить в себе сребролюбие и корысть. Но Иуда не воспользовался Божественным даром высшего милосердия.

Таково было собрание ближайших последователей и учеников Спасителя. Они сподобились великой чести - стать преемниками своего Божественного Учителя и благовествовать Его учение по всей земле. Свидетельство апостолов о земной жизни и проповеди Господа нашего Иисуса Христа сохранилось для мира в виде основополагающего текста Нового Завета. Так труды апостолов стали фундаментом, на котором воздвигнуто всё учение Святой Церкви.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Апостол и евангелист Иоанн Богослов

познакомиться с избранием Иисусом Христом учеников

Задачи:

  • познакомиться с избранием галилейских рыбаков
  • познакомиться с избранием апостолов Филиппа и Нафанаила
  • запомнить имена 12 апостолов
  • понять назначение апостольского служения

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава «Первые ученики».
  2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. Соколов А., прот. – М., 1999. Глава «Первые ученики Христовы».
  3. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М., 2010. Урок 21 «Призвание первых учеников».

Дополнительная литература:

  1. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Избрание апостолов и наставление о молитве».

Ключевые понятия:

  • Апостол
  • Служение

Словарь урока:

  • Ученики
  • Рыбаки
  • Ловцы человеков
  • Проповедь
  • Андрей
  • Иоанн
  • Филипп
  • Нафанаил

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Что значит слово «апостол»?
  2. Назовите имена 12 апостолов.

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью выполнения задания "Расшифруй фразу" и решения теста .

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации .

Дети под руководством учителя выполняют рисунок «Рыбы».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Мульткалендарь 13 июля. «Собор святых славных и всехвальных 12 апостолов»:

  1. Мультфильм «Андрей Первозванный»:

  1. Телепередача «Доброе слово». «Первые Апостолы. Апостол Андрей».

(Мф. 4:17-22; 10:1-42; Лк. 9:1-6; Мк. 1:16-21; 3:14; Ин. 1:35-49)

1) Избрание Андрея и Иоанна

Иоанн стоял у реки с двумя своими учениками, Андреем и молодым Иоанном. Когда он увидел Иисуса Христа, то сказал: «Вот Агнец Божий». Почему Иисус Христос называется Агнцем? А вот почему: евреи приносили агнцев (овец) в жертву, закалали их и клали на огонь. Жертву эту они приносили Богу для того, чтобы Он не гневался на них и простил им грехи. Иисус Христос пострадал, был распят на кресте и умер за наши грехи, чтобы Бог простил нас. Услышав это, оба ученика Иоанна пошли за Иисусом. Иисус Христос оглянулся и спросил их: «Что вам надобно?» Они отвечали: «Учитель, где ты живешь?» «Пойдите и увидите», – сказал им Иисус Христос. Они пошли к Нему и пробыли у Него целый день, всё слушали, что Он говорил им о спасении и Царстве Небесном.

2) Избрание Петра, Филиппа и Нафанаила

На следующий день Андрей нашел своего брата Симона и привел его к Господу. Христос принял его и назвал Петром, что значит – камень. Все вместе пошли они в Галилею и по дороге встретили Филиппа, который был из одного города с Петром и Андреем. Господь Сам сказал ему: «Иди за Мной».

Филипп встретил Нафанаила, сказав ему, что они нашли Мессию-Спасителя, Иисуса из Назарета. В Назарете жило много язычников, которые перемешались с иудеями. Поэтому Нафанаил сказал:

Может ли быть что-либо доброе из Назарета?

Приди и посмотри, – сказал Филипп.

Когда Нафанаил подошел, Господь сказал:

Вот человек, в котором нет лукавства.

Нафанаил удивился, что Господь знал его еще до встречи с Филиппом, и сказал:

Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Так пришли к Спасителю Его первые ученики: Андрей называется Первозванным, потому что его раньше других принял Господь.

3) Имена двенадцати учеников

Всех учеников у Господа было тогда двенадцать. Он назвал их апостолами, то есть посланниками. Вот их имена:

1. Симон, названный Петром.

2. Андрей брат его.

3 и 4. Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы.

6. Варфоломей.

8. Матвей.

9. Иаков Алфеев.

10. Иуда, брат его.

11. Симон Зилот.

12. Иуда Искариотский, который предал Иисуса Христа.

4) Иисус Христос посылает апостолов на проповедь

Все ученики Христовы были уже взрослыми людьми. Учениками же они называются потому, что Иисус Христос учил их о Боге и делах Божьих. Они же любили и слушали Его, как добрые дети любят и слушают своего отца. Иисус Христос искал и брал к Себе в ученики не знатных и богатых, а простых, бедных и неученых людей, только бы они были добры, благочестивы, веровали в Него и слушались Его. Идет Иисус Христос мимо озера, видит рыбаков, закидывающих сети, видит, что это честные, трудолюбивые, благочестивые люди. Он начинает говорить им о Боге, о спасении: они бросают работу, бросают лодки и сети, оставляют дом и семейство, идут за Спасителем и делаются Его учениками. Встречает Иисус грешника, какого-нибудь мытаря, который, собирая подати, обижает бедных, берет с них лишнее и пользуется чужим. Он убеждает грешника исправиться; тот приходит в себя, бросает своё занятие, идет за Иисусом Христом, и бывший грешник делается апостолом.

Все двенадцать учеников ходили с Иисусом, видели Его дела и внимали Его учению. Христос дал им силу исцелять болезни, изгонять бесов, воскрешать мертвых.

Будьте бедны, не берите с собой в дорогу ничего: ни денег, ни пищи, ни сумы для запасов, ни одежды, ни обуви. Вы даром получили от Меня силу исцелений, даром и исцеляйте. Не смущайтесь страданиями – Я всегда с вами и Дух Святой научит вас, что вы должны говорить, когда вас будут преследовать. Не бойтесь и смерти: убивающий не может убить душу вашу. Знайте, что если вы попросите что-нибудь от Отца Моего во имя Мое, будет дано вам.

Апостолы пошли на проповедь, как учил их Господь, и возвращались к Нему с радостью: они исцеляли больных и творили чудеса силою, полученной от Него. Учение Христово распространялось, и многие веровали в Господа.

Проверочные вопросы:

  1. Для чего Иисус Христос избрал апостолов?
  2. Что значит слово «апостол»?
  3. Назовите имена 12 апостолов.
  4. Кто из апостолов был призван первым?
  5. Как вы думаете, совершили ли апостолы подвиг?
  6. Есть ли в наше время люди, напоминающие вам апостолов?