Религия курдов в сирии. История и этнология. Факты. События. Вымысел

НАЗВАНИЕ: КУРДЫ

АРЕАЛ: Турция, Ирак, Сирия, Иран, Ливан, Армения, Азербайджан, Германия

ЧИСЛЕННОСТЬ: 5-22 миллиона

ЯЗЫК: Курдский

РЕЛИГИЯ: ислам, христианство, зороастризм, ярсанизм, езидизм, алевизм и иудаизм.

  • ВВЕДЕНИЕ

У курдов почти никогда не было собственной страны. «Курдистан» — это горная область, где пересекаются границы Ирака, Ирана и Турции. Средняя высота составляет 1 950 метров над уровнем моря, и большая часть земли недоступна (или труднодоступна) для проживания. На протяжении большей части своей истории курды были частью населения Персидской и Османской империй. (Персидская империя стала современным Ираном. Османская империя — современная Турция).

С 1920 по 1923 годы существовал независимый Курдистан. В 1923 году он был разделён между двумя странами, современными Ираком и Турцией. С тех пор курды расселились на территориях Ирана, Ирака, Сирии и Турции. Они изо всех сил пытались создать независимую нацию. Партизанские бойцы, так называемые пешмерга (тот, кто смотрит смерти в лицо), сражаются для того, чтобы отвоевать территорию для Курдистана. Длительные годы войны и враждебности между Ираном и Ираком поставили курдов в очень трудное положение. В обеих странах есть большие общины курдов, которые постоянно страдают от боевых действий между двумя странами. В Турции рабочая партия Курдистана (РПК) является радикальной группой, которая проводит кампанию за независимость Курдистана. РПК — террористическая организация. Иногда они прибегают к убийствам гражданских лиц, чтобы продвигать своё дело. Из-за этого многие курды выступают против них.

  • АРЕАЛ

По различным оценкам численность населения курдов варьируется от 5 до 22 миллионов. В Турции курдов больше, чем где-либо ещё. Они являются второй по величине этнической группой в Турции, Ираке и Сирии, третьей (после азербайджанцев) — в Иране. Курды также живут в Ливане, Армении, Азербайджане, Германии и других местах по всей Европе, США, Канаде и Австралии. Несмотря на то, что курды живут во всех этих странах, этнически они не связаны с турками, арабами или иранцами.

Курдский язык похож на персидский (или фарси), на котором говорят в Иране. Курдский, как и персидский, также заимствовал много слов из арабского языка. До 1991 года было запрещено говорить на курдском языке в Турции, кроме как дома. Курды высоко ценят хорошее знание своего национального языка. Его умелое использование и написание стихотворений на курдском считаются важными навыками.

Современные курдские имена в основном арабские или персидские. Обычно мать даёт имя ребёнку. Курды традиционно не использовали фамилии, поэтому большинство современных фамилий — это племенные обозначения или географические местоположения.

  • ФОЛЬКЛОР

Современные курды являются потомками древних индоевропейских народов, известных как Мидяне. Они переехали на Ближний Восток 4000 лет назад. Мусульманский герой Саладин (Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб, 1137-93 годы н.э.) был курдом, как и многие его солдаты. Саладин стал султаном (царём) Египта и Сирии в 1174 году.

Известная сказка «Кузнец Кавэ и Зохак» («Kawe the Blacksmith and Zohak») объясняет происхождение Навруза, празднования Персидского Нового года. Согласно этой истории, Зохак был злым королём, который поработил курдов. Однажды в первый день весны, кузнец Кавэ сподвиг курдов на восстание против Зохака. Они окружили дворец Зохака, и Каве проскочил мимо охраны короля. Он схватил Зохака за шею мощной рукой кузнеца и ударил его по голове молотком. Курды разожгли костры на вершинах гор, чтобы объявить о своей свободе от Зохака. Как говорят, эта история произошла около 700 года до н.э.

  • РЕЛИГИЯ

Христианство

Ярсанизм

Язданизм

Зороастризм

  • ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Важнейший курдский праздник – это Навруз или Персидский Новый год. Он отмечается во время весеннего равноденствия или в первый день весны (21 марта). В этот день готовят особые блюда, запускают фейерверки и устраивают праздник с танцами, пением и чтением стихов. Ставят букеты из весенних цветов (таких как тюльпаны, гиацинты и верба), надевают новую одежду, а также бьют на счастье глиняную посуду. Семьи проводят день за городом, наслаждаясь природой и свежестью весенней погоды. В течение тринадцати дней после Навруза семьи посещают друг друга, а также могилы погибших родственников. Каждый пытается разрешить любые конфликты или недоразумения, которые могли остаться с прошлого года.

Несмотря на то, что большинство курдов больше не являются кочевниками, они продолжают отмечать важные даты, связанные с этим образом жизни. К ним относится, например, «время ягнят», празднование перед перегонкой стада на летние пастбища, стрижка овец и время возвращения в деревню осенью. Важность исламских праздников варьируется среди отдельных представителей курдов.

  • ОБРЯДЫ

Самый главный повод для празднования в жизни курда — это свадьба. Курды женятся в молодости, около семнадцати или восемнадцати лет. Невеста одета в золотые браслеты, серьги и ожерелья, а также новое платье и обувь. Изюминкой свадьбы является публичное шествие из дома невесты в дом жениха.

Когда они доберутся до дома жениха, невеста, скрытая под вуалью, входит в дом и тихо сидит в углу комнаты, а гости празднуют и танцуют на улице. В некоторых районах также традиционна верховая езда.

Родители и родственники отмечают рождение ребёнка, особенно первого сына. Большинство мальчиков проходят обряд обрезания в течение первой недели после рождения. В некоторых более традиционных курдских общинах мальчиков обрезают в возрасте десяти лет, эта традиция сопровождается большим застольем.

  • ОТНОШЕНИЯ

Семья для курдов имеет огромное значение. Семьи патриархальны, род выстраивается по мужской линии. Брак между двоюродными братом и сестрой является обычным явлением. Мужчина часто женится на дочери одного из братьев своего отца. Эта практика распространена во многих культурах.

У курдов наследуется племенное лидерство. Однако местные лидеры избираются благодаря своим личным качествам, в том числе добросовестности, щедрости и мастерству в отношениях с государственными чиновниками.

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ

Большинство курдов живут в небольших деревнях в отдаленных горных районах. Типичный курдский дом построен из глиняного кирпича с деревянной крышей. Летом курды спят на крыше, потому что там прохладнее. В некоторых домах есть подвальные комнаты, в которых иногда живут зимой, чтобы укрыться от холода. Сантехники внутри дома почти никогда не бывает. Воду приносят в дом в банках и канистрах из главного деревенского колодца. Центральное отопление отсутствует.

Некоторые курды-кочевники живут в палатках из шкур. Большие семейные кланы объединяют свои палатки в общины.

Существует лишь несколько курдских городов: Диярбакыр (своего рода курдская столица) и Ван в Турции, Эрбиль и Киркук в Ираке, Махабад в Иране.

  • СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Немногие курды выходят замуж за некурдов. Пары могут жить с семьей одного из супругов после свадьбы, но у них есть собственные комнаты, а домашнее хозяйство ведётся раздельно. Мужчины и женщины работают в поле, а мальчики и девочки начинают помогать им уже в раннем возрасте.

Традиционно курдские женщины не носят хиджаб, кроме случаев, когда это является частью брачной церемонии. Они свободно присутствуют вместе с мужчинами на большинстве собраний. Если нет достойного наследника мужского пола, женщина может стать племенным лидером. Даже сегодня, проживая в странах с консервативными исламскими правительствами, многие курдские женщины сражаются вместе с мужчинами как пешмерга (партизанские бойцы). Более 1000 пешмерга — женщины. Радикальная рабочая партия Курдистана (РПК) поощряет свободу женщин.

Традиционно курдские женщины носили пёстрые юбки и блузки. Мужчины надевали мешковатые яркие штаны с простой рубашкой с очень большими рукавами, которые были подвязаны в локте. Яркие жилеты и пояса (часто красные) носились поверх рубашки. На голове у мужчины был синий шелковый тюрбан, часто костюм дополняли кинжалом, который носили на поясе. Курдские кочевники брили головы и носили длинные усы. Женщины надевали яркую, красочную одежду с большим количеством вышивки.

Традиционные костюмы стали редкостью. Курды обычно одеваются так же, как и другие люди в странах, где они живут. В Иране женщины должны носить чадру, покрывающую их волосы и одежду. В Турции, однако, правительство запретило женщинам покрывать волосы в университетах и ​​на работе в общественных местах. Женщины должны носить одежду в западном стиле. В Ираке мужчины носят шерстяные пальто и жилеты, клетчатые шарфы на голове и мешковатые брюки. Женщины носят платья в мусульманском стиле, часто с мешковатыми брюками внизу. Традиционная курдская обувь, клаши, представляют собой мягкие вязаные мокасины с гибкой подошвой.

Булгур (треснувшаяся пшеница) раньше была основным продуктом питания для курдов. Рис становится все более популярным. Курдский рацион включает в себя большое количество фруктов и овощей. Особенно распространены огурцы. В долинах, где выращивают виноград, распространены изюм и виноградное варенье. Мясо едят только в особых случаях. Распространённый напиток — чай. Традиционное курдские блюдо – особый хлебец, который едят на завтрак с любым видом зерна, приготовленного на молочной сыворотке.

Рецепт хлеба.

Нане Касоки

(Бульгурский хлеб)

Ингредиенты:

2 чашки булгура

1 чайная ложка соли

½ чашки мелко нарезанного лука

2 стакана кипятка

2 чашки неотбеленной муки

Как приготовить:

Смешайте булгур, соль и лук.

Влейте кипяток и оставьте на 30 минут.

Поместите всё в кухонный комбайн примерно на 20 секунд.

Добавьте 1 стакан муки и снова включите комбайн, пока субстанция не приобретёт гладкую текстуру.

(Вы также можете работать с мукой вручную, если у вас нет кухонного комбайна.)

Выложите смесь на чистую поверхность, хорошо присыпанную мукой, и замесите тесто, добавляя муку по необходимости, чтобы тесто не прилипало, тесто готовится в течение примерно 3-4 минут.

Накройте его и дайте ему настояться от 15 минут до 3 часов.

Поместите большой противень (или два небольших) на нижнюю полку в духовке, оставив между противнем и стенами духовки около 3-х сантиметров. Разогрейте духовку до 230° С.

После того, как тесто настоялось, разделите его на 8 равных частей, приплюсните каждую из них и положите на поверхность, присыпанную мукой.

С помощью скалки раскатайте каждый кусочек теста до очень тонкого кружка диаметром около 20-25 сантиметров.

Поместите хлеб на противень и выпекайте в течение 1.5 — 2 минут. Переверните и выпекайте еще минуту, пока хлеб не станет коричневым по краям.

Примечание: чтобы хлеб был более хрустящим, увеличьте время выпекания, пока хлеб не станет полностью коричневым.

Оберните испечённый хлеб в чистое кухонное полотенце, чтобы он оставался тёплым, пока вы выпекаете оставшуюся часть теста. Подавать тёплым или комнатной температуры. Из данного количества ингредиентов получается 8 порций.

  • ОБРАЗОВАНИЕ

Школы не очень широко доступны. Когда такая возможность есть, занятия не преподаются на курдском языке, поэтому многим детям сложно учиться, и они бросают школу. Уровень грамотности (способность читать и писать) среди курдов очень низкий. Девушки часто вообще не посещают школу. Традиционно считается, что они должны заниматься домашним хозяйством.

  • КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Культура курдов имеет богатую устную традицию. Наиболее популярными являются эпические поэмы, называемые законами. Они часто рассказывают о любовных приключениях или битвах.

Курдская литература впервые появилась в седьмом веке. В 1596 году Шараф Хан, эмир Битлиса, написал историю курдов на персидском языке, названную Шарафнамой. Почти сто лет спустя, в 1695 году, великий национальный эпос Мемозин был написан на курдском языке Ахмедом Хани.

Традиционная музыка играется на флейте, барабанах и уде (инструмент похож на гитару). Музыка Шивана Первера, курдского исполнителя поп-музыки, была запрещена в Турции и Ираке в 1980-х годах, поэтому он уехал оттуда, чтобы жить и работать в Швеции.

  • РАБОТА

Большинство курдов — фермеры, пастухи овец и коз. Они продают продукты, которые получают от своего стада, такие как кожа, козий сыр и шерсть. Женщины ткут ковры и ткань для продажи на рынке. Некоторые курды выращивают табак. Турецкие курды выращивают хлопок. Несколько курдов-горцев по-прежнему являются кочевыми скотоводами.

В городах курды работают в качестве лавочников, водопроводчиков, учителей, банкиров и т. д. Курды работают неквалифицированными рабочими в крупных турецких городах, а также в Багдаде и Мосуле в Ираке, в Тегеране в Иране. Некоторые городские курды работают каменщиками, мясниками, торговцами крупного рогатого скота, а также мелкими торговцами. Нефтяные месторождения в Турции и Ираке в последнее время привлекают многих курдских рабочих. Те из них, которые могут уехать за границу, находят множество рабочих мест и отправляют деньги домой.

  • СПОРТ

Популярные виды спорта включают в себя футбол, борьбу, охоту и стрельбу, а также джирит — традиционный вид спорта, который представляет из себя метание копья во время верховой езды. В сельской местности популярны скачки на конях и верблюдах.

  • ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Только мужчины могут собираться вечером или пойти куда-то. Они часто сидят в чайных и кафе, играют в нарды или домино. Любимым занятием является прослушивание кассет или живых певцов в кафе. Певцам только недавно разрешили публично петь на курдском языке.

  • ХОББИ И РЕМЁСЛА

Ткачество (ковров) – безусловно, самое значительное курдское народное искусство. Другие ремёсла: вышивка, кожаные изделия, металлический орнамент. Курды особенно славятся изделиями из меди.

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Самая большая проблема для курдов — нежелание народов, в которых они живут, дать им культурную независимость. Курды в настоящее время не хотят независимого государства. Они хотят только иметь возможность поддерживать свой язык и культуру.

Во время ирано-иракской войны (1980-88 годы) правительство Ирака занималось геноцидом, чтобы остановить курдов в борьбе за Иран. Тысячи деревень были уничтожены, а десятки тысяч курдов были убиты и захоронены в братских могилах. Правительство Ирака также использовало нервный газ (купленный у европейских правительств) против курдских гражданских лиц и иранских солдат. В итоге были убиты тысячи мирных жителей.

Одно из худших убийств произошло в иракском курдском городе Халабджа. Было убито все население города. После войны в Персидском заливе (1991 год) тысячи курдов были вынуждены покинуть лагеря беженцев. Некоторые из этих областей в настоящее время защищены Организацией Объединенных Наций (ООН).

С 1991 года правительство Турции нападает на курдские гражданские центры в районах, охраняемых ООН. Тысячи курдов бежали в Иран. Правительство там менее враждебно, но у него есть проблемы с поддержкой миллионов беженцев. Хуже того, между курдами тоже идёт борьба. Две повстанческие курдские группы вели небольшие войны против тех, кто действительно представляют курдский народ. Между тем, курдские мирные жители продолжают страдать.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Современные исследователи нациеобразущих процессов и самого явления национальной идентичности твердят, что важнейшим фактором в формировании любой нации является образование собственного государства, через которое она сможет выражать свои фундаментальные интересы и жизненные приоритеты. Оттого так долго живут движения басков, каталонцев и некоторых других меньшинств в Западной Европе. Однако самым многочисленным народом, который, очевидно, уже готов оформить себя как нацию, но до сих пор не имеет собственного государства, являются курды. Национальность эта насчитывает большее количество представителей, чем многие европейские народы. По различным подсчетам, курдами являются от тридцати до сорока миллионов человек, проживающих в разных странах нашей планеты.

Кто такие курды?

Национальность эта представляет собой совокупность целого ряда племенных групп тюркского происхождения. Их родина и наиболее плотный ареал современного расселения - территория на самом востоке Малой Азии. Современный Курдистан (так называется этот регион) разделен сразу между несколькими государствами: Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Естественно, абсолютное большинство представителей этого народа исповедует ислам суннитского толка. Хотя встречаются и христиане: католики и даже православные курды. также широко распространена в других странах Ближнего Востока, а также в Европе и СНГ.

Происхождение курдов

Этот народ является одним из самых древних в передней Азии. Его происхождение сегодня представляет собой весьма спорный вопрос. Так, существуют мнения о том, что курды являются наследниками скифов. Иные ученые выводят их родословную от населявших в древности Персию и Месопотамию племен куртиев. Генетические исследования гаплогрупп указывают на родство современных курдов с народами Кавказа: азербайджанцами, грузинами и армянами, а также евреями.

Курдский вопрос в Турции

Собственно, состоит он в несоответствии столь значительной численности народа их фактическому статусу национального меньшинства в нескольких восточных государствах. Так, курды, национальность которых долгое время отрицалась турецким правительством, подвергались культурным притеснениям вплоть до 2000-х годов. В течение долгих лет был под запретом в местных СМИ. Положение усугубляется также и тем, что курды в Турции в основной своей массе находятся на достаточно низком этапе социального развития в сравнении с самими турками. При этом, по некоторым экспертным оценкам, их численность достигает 20% населения страны. Интенсивный рост национального сознания происходил здесь после На протяжении всего XX века в Курдистане велась слабая неорганизованная борьба. Всерьез оформиться она смогла лишь под влиянием марксистской идеологии уже в конце 1970-х - первой половине 1980-х. Под влиянием сепаратистских военизированных организаций курдов и под давлением европейских государств, настаивающих на демократизации Турции, местное правительство было вынуждено пойти на уступки в 2000-е годы. Смягчаются запреты на использование их языка и проявление культуры. С некоторых пор появились регулярные телеканалы на курдском языке, открываются национальные школы.

Курдский вопрос в других странах Ближнего Востока

Курды в Ираке, как и в Турции, живут компактными группами на определенных территориях. Долгое время они боролись за свою идентичность с местной монархией, а позже - с режимом Саддама Хуссейна. В начале 1990-х годов Кувейтская война даже чуть не помогла создать им собственное независимое государство. Однако попытка сепаратистов провалилась. В 2000-е годы получил весьма широкую автономию в пределах государства. проживают в северных регионах страны, составляя 9% населения. Культурное положение этого народа здесь пока еще хуже, чем в Ираке и Турции, так как в Сирии все еще запрещено использование курдского языка, имен, частных школ, книг и других печатных изданий. Вместе с тем здесь существуют местные военизированные организации, тяготеющие к созданию автономии.

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Курды - ближневосточный народ, преимущественно проживающий на территории четырёх стран: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Немало их и на территории СНГ. Всего в мире сегодня насчитывается около 35 - 40 миллионов курдов.

Это крупнейший народ в мире, не имеющий собственного национального государства. На сегодняшний день курды вынуждены довольствоваться статусом меньшинств в своих странах.

Религия у курдов

Религиозная палитра курдского населения Ближнего Востока довольно-таки разнообразна. Несмотря на то, что большинство исповедуют ислам суннитского толка, среди курдов немалой популярностью пользуются и шиизм, и христианство, и , и другие верования. Однако наиболее уникальными и своеобразными верованиями курдов считаются езидизм и бахаизм.

Езидизм

Езидизм (в переводе с др.-иранского «йазд» - «Бог») - религия, вобравшая в себя некоторые элементы всех авраамических конфессий в сочетании с зороастризмом. В основе вероучения лежит вера в существование Бога и семи его ангелов, которые служат в качестве объектов для поклонения. Кроме того, езиды почитают солнце как небесное светило, а потому их нередко называют «солнцепоклонниками».

Езиды верят, что создателем всего сущего стал Бог, который не имеет временных границ, а помогали ему в этом 7 его ангелов. Согласно их учению, у Бога имеется несколько имён, которые характеризуют Его атрибуты и качества.

Езидизм - довольно-таки древняя форма верования, и поэтому в ней сохранились и старые молитвы, которые они возносят своему Богу. Согласно одной из них, в мире ещё за 90 тысяч лет до сотворения Адама (а.с.) существовал человек, исповедовавший «истинную религию». Согласно другой молитве, весь мир делится на 73 народа, для каждого из которых езиды испрашивают благодати у своего Господа.

По причине постоянных гонений на езидов в Средние века множество книг было утеряно. К середине XI века езиды довольствовались лишь теми знаниями, которые они передавали из поколения в поколение в устной форме, так как все письменные источники уничтожались. Ситуация изменилась, когда реформацией религии занялся один из самых известных проповедников того времени - шейх Ади ибн Мусаффир, который существенно дополнил езидизм и изложил его постулаты в своих двух основных трудах - «Китебе Джельве» («Книга Откровения») и «Месхафе Раш» («Чёрный Свиток»).

Согласно этим текстам, Ади - Божий пророк, который существовал ещё до сотворения человечества и был ниспослан Богом для наставления езидов на путь истины. При этом езиды признаются богоизбранным народом, который должен заучивать все тексты наизусть и скрывать их от иноверцев.

Некоторые езиды верят в то, что они все произошли от омейядского халифа Язида, сына Муавии ибн Абу Суфьяна. Подобное изложение содержится в «Чёрном свитке», в котором рассказывается история о том, как Муавия находился рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.), и что именно ему было суждено стать отцом бога Язида. Однако эта легенда противоречит древним езидским источникам, и поэтому данное мнение разделяют далеко не все езиды.

Большинство современных езидов в целом исповедуют модель, предложенную Ади ибн Мусаффиром, который включил в езидизм многие положения других религий. В частности, в иудаизме он заимствовал веру в богоизбранность народа, в христианстве - обряд причащения вином и водного крещения, но больше всего Ади заимствовал в исламе. По всей видимости, причиной тому стало проживание шейха среди мусульман.

Бахаизм

Бахаизм - учение, возникшее на основе догматов ислама в XIX веке. Её основателем считается иранский священнослужитель Хусейн Али Нури, более известный как Бахаулла. Сам он, хоть и был последователем другого лжепророка - Баба (иранский проповедник, живший в первой половине XIX века, основатель бабизма), но все же создал собственное учение, которого в наши дни придерживаются более 5 миллионов человек по всему миру.

Основа бахаизма - вера в существование единого Бога, который являлся в земной мир в человеческом обличии 9 раз. Явлениями Бога бахаи считают: пророков Ибрахима (а.с.) и Мусу (а.с.), Будду, Заратустру, Кришну, пророков Ису (а.с.) и Мухаммада (с.г.в.), Баба и самого Бахауллу. Но при этом Баб предстаёт как важнейшее богоявление, которое по статусу выше других.

Бахаизм основывается на учении о единстве не только авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но и всех . Этим и объясняется почитание Будды или Кришны. Бахаи уверены, что на протяжении всей истории существовала и будет существовать одна единственная вера, которая принимала разные формы в тех или иных государствах.

Бахаизм стал своего рода формой религиозного глобализма, так как это учение призывает к объединению всех народов и конфессий, к установлению всеобщего равенства. К тому же бахаи активно выступали за создание единого международного языка, который должны изучать все люди, наряду с родным, и учреждение интернационального суда, который решал бы все имеющиеся противоречия планетарного масштаба.

Кроме того, каждый бахаи обязан совершать трёхкратную ежедневную молитву, а также поститься раз в год, воздерживаясь от еды и питья в светлое время суток. Пост оканчивается празднованием Нового года (Науруз). Бахаи также используют собственный календарь, который состоит из 19 месяцев. Один месяц равен 19 суткам.

Не менее важной обязанностью бахаи считается познание Бога и окружающего мира. При этом, согласно учению, человек должен самостоятельно трактовать священные тексты, не прибегая к помощи священнослужителей. По этой причине в бахаизме образованию верующих уделяется особое внимание. Религия не должна вступать в противоречие с наукой, так как это две взаимодополняющие модели познания. Согласно учению Бахауллы, если религия противоречит науке, то существует угроза распространения предрассудков и маразма, а наука без религии ведёт к материализму.

Знаменитые курды

Несмотря на отсутствие собственного государства, курдский народ подарил миру множество известных людей, которые оставили свой след в истории. Самыми известными курдами считаются Сефи ад-Дин - основатель иранской правящей династии Сефевидов, а также (Саладдин) - великий мусульманский завоеватель, прославившийся войнами с крестоносцами и взятием Иерусалима.