Сергей есенин - детские годы жизни и начало становления поэта. Есенин Сергей Александрович – краткая биография

Сочинения

Меню сайта

Доклады по русской литературе 7 класс

Детство и юность С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 го­да в селе Константинов© Рязанской губернии в семье зажиточ­ных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 году, после того как временно ра­зошлась с мужем. В 1904 году Есенина отдали в Константинов- ское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. Среди первых впечатлений - Есе­нина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепца­ми, и бабушкины сказки. Сергей Есенин с отличием окончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно- учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный универ­ситет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есе­нину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в кни­гоиздательстве, затем в типографии И.Д. Сытина; в этот пери­од он примкнул к революционно настроенным рабочим и ока­зался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университе­та Шанявского (1913-1915).

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожжину), Есенин об­ретает единомышленников в «Суриковском литературно- музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912 году. Печататься начинает с 1914 года в московских дет­ских журналах. Первое напечатанное стихотворение «Береза».

Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где зна­комится с А.А. Блоком, С.М. Городецким, A.M. Ремизовым, Н.С. Гумилевым и другими поэтами, сближается с Н.А. Клюе­вым, оказавшим на него значительное влияние. Их совмест­ные выступления со стихами и частушками, стилизованные под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафья­новых сапожках), имели большой успех.

В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высо­чайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно- санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Госу­дарыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и ца­ревны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Обще­ства возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к ве­ликой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпато­рию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) вос­торженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и при­родный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часо­слов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «ан­тропоморфизм»: животные, растения, явления природы оче­ловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Вот как сам поэт пишет о себе в своей автобиографии: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному де­ду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сы­новей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в га­лоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щен­ка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был ко­новодом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка лю­била меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофри­ли голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых во­лос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в цер- ковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Горо­децкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внут­ренней распре, большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 1/2 года, и снова уехал в деревню. Из поэтов- современников нравились мне больше всего Блок, Белый и

Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности».

Сергей Есенин очень не любил, когда его называли поэтом «из низов». Он всегда говорил: «Я просто поэт». Деревенского юношу с копной золотых волос и васильковыми глазами эс­тетствующие окололитературные слои еще долго восприни­мали как простачка. Александр Блок горячо поддержал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передо­вых литературных журналах. В литературных кругах постоян­но обсуждалась и личная жизнь Есенина, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи и драчуна.

С начала 1914 года в московских журналах появляются стихи Есенина. В 1915 году он переезжает в Петроград, сам идет к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрыляют молодого поэта. Его талант признают Городецкий и Клюев, с которыми его знакомит Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он приобретает известность. В этом же году входит в группу «крестьянских» поэтов (Н.Клюев, С. Городецкий, А. Ремизов и др.). В 1916 году выходит в свет первая книга Есенина «Радуница», затем - «Голубень», «Русь», «Микола», «Мар­фа Посадница» и др. (1914-1917). В 1916 году призывают на военную службу. Революция застала его в одном дисципли­нарном батальоне, куда попал за отказ написать стихи в честь царя.

1) В какой семье воспитывался С.А. Есенин?

2) Где и когда учился С.А. Есенин?

3) Когда Есенин решил стать поэтом?

4) О чем писал Есенин в своих первых поэтических произ­ведениях? Чем поэт привлек публику?

5) Что писал С.А. Есенин в своей автобиографии?

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.


Похожие материалы:

Характеристика Центральной научной библиотеки имени Я.Коласа Национальной академии наук Беларуси
В 1922 году на базе Научно-терминологической комиссии Наркомосветы БССР был создан научно-исследовательский центр республики – Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В первые месяцы основания Инбелкульта почти на каждом заседании Пре...

Будетлянин Велимир Хлебников.
Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович) (1885-1922),русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда. Родился в семье ученого-биолога. В 1903-1911 учился на физико-математическом факультете Казанского университета, затем на фи...

Свобода и воля в понимании героев М.Горького. Свобода в философском понимании
С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т.е. отсутствие внешнего прину...

Введение

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» - вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально-бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березкам и тополям.

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно - просветленно, воздействуют они на нас.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающей нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, более того, нашего гуманистического мировоззрения. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда - «половодье чувств» и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда - прозрение, нравственная высота Есенинской философской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый урон и нравственный ущерб.

Детство и юность поэта

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние - стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.

Есенин с улыбкой вспоминал о своем детстве в Рязанской губернии, говоря, что было оно совершенно таким же, как у всех сельских ребятишек. Драки в пыли, вечные царапины и разбитый нос, набеги на чужие сады и яростная нелюбовь к субботам – в этот «банный» день бразды правления переходили к бабушке, которая изо всех сил пыталась придать любимому внуку цивилизованный вид, отмыть, причесать и переодеть в чистое.

Родители Сережи не слишком ладили – брак по расчету много лет находился на грани развала, мать бросила мужа и ушла «в люди», на заработки, оставив двухлетнего сына деду и бабушке. Мужская половина этого довольно обеспеченного (по крестьянским меркам) семейства отличалась норовом буйным и хулиганистым – дед поддерживал стремление внука завоевывать кулаками авторитет среди сверстников.Воспитание, которое мальчик получил, можно было бы назвать спартанским. Трое неженатых дядьев с энтузиазмом принялись лепить из крохотного племянника «настоящего мужика». Его учили плавать, скидывая с лодки в озеро на самой глубине, и давали вдосталь нахлебаться воды, прежде чем втянуть обратно. В три года мальчика усадили на лошадь без седла и пустили жеребца в галоп, предоставив насмерть перепуганного пацана «божьей милости». Стоит ли удивляться, что в подростковом возрасте Сергей Есенин слыл в родном селе главным озорником, заводилой всевозможных лихих проделок?Бабушка «тянула» внука в другую сторону. Она была очень религиозной, верила в пользу образования и в мечтах видела Сережу сельским учителем. Благодаря ее усилиям он с пяти лет умел читать, пытался сочинять частушки, а затем с отличием закончил четырехлетнее земское училище в родном Константиновском. Впрочем, на это ему потребовалось пять лет – в последний класс мальчика перевели только со второй попытки «из-за отвратного поведения».

После получения начального образования Есенин легко поступил в специальную церковно-приходскую школу для учителей. Однако собственные юношеские мечты рисовали ему куда более привлекательное будущее на поприще литературы. Есенин сочинял стихи все более профессионально, многие из них позднее приобрели известность, а сегодня включены в хрестоматийные сборники. «Поет зима – аукает…» и «Сыплет черемуха снегом…» он написал в пятнадцать лет.

Не отличаясь излишней скромностью, юноша считал себя готовым гением и крайне возмущался холодностью издателей, которые отказывались его печатать. Чтобы разобраться с такой несправедливостью, он самолично отправился покорять большой мир. Есенин перебирается в Москву, совершенно презрев карьеру учителя, трудится конторщиком в мясной лавке, активно рассылает свои произведения известным поэтам, пристраивает их на всевозможные конкурсы.

Такой кавалерийский натиск приносит плоды – юное дарование замечают, его начинают публиковать и восхвалять. Казалось, что мечты сбываются!

Блестящий старт – и красивый полет… в никуда

По сравнению со многими другими литераторами, чей путь к вершинам был усеян шипами, Есенина судьба по-настоящему ласкала. Или так кажется на первый взгляд? На дворе 1915 год, его стихи – на страницах самых популярных столичных изданий, а сам поэт читает свои произведения императрице и великим княжнам в лазарете для солдат, получивших ранения на фронтах Первой Мировой.

В то же время он с воодушевлением принимает участие в работе всевозможных «околореволюционных» кружков, водит дружбу с «неблагонадежными» поэтами и членами РСДРП(б), за что и сам попадает в «черные списки» полиции. Есенин приветствует грядущую революцию, видя в ней возможность обновления, возрождения духовности. Можно легко предположить, что подобный идеализм в последующем стал причиной сильнейшего разочарования – пасторальная картинка патриархальной Руси не слишком соответствовала тому ужасу, который творился в реальности после 1917 года.

Объективно – все складывалось просто отлично. Есенин пребывает в хороших отношениях с «певцом революции» Александром Блоком, о нем прекрасно отзывается Горький, о его самочувствии справляется лично Дзержинский. К тому же семья поэта воссоединилась (хотя бы формально), у него подрастают две младшие сестры, которых он любит трепетно и яростно. Вообще современники отмечали, что проще всего заиметь Сергея Есенина среди своих врагов можно было, сказав резкость в отношении его родных – он был им предан бесконечно.

Но что в реальности творилось в это время у него в душе? Говорят, что революция в первую очередь пожирает своих детей. Есенин терзался тем, что ожидания и правда жизни, которую он наблюдал каждый день, никак не хотят совпасть. Все было не так, зыбко, странно и страшно. И вот уже появляются в его стихах следы печальных раздумий о том, «куда несет нас рок событий».

Пытаясь сбежать в метафоричный мир полусказочных образов, поэт принимает участие в создании нового литературного течения – имажинизма, несколько эпатажного, местами проповедующего хулиганство и анархизм. Впрочем, незадолго до своей смерти Есенин разочаруется и в этом своем детище, а пока он активно колесит по стране, посещает Узбекистан и Азербайджан, выступает перед самой разной публикой. Ищет, ищет, ищет… Чего? То ли душевного покоя, то ли той правды, которая никак не дается ему в руки.

Горячо любимая семья тоже не слишком радует поэта. По собственному горестному признанию, родственники воспринимают его исключительно как источник дополнительных средств, потенциальный «золотой мешок», и не понимают, почему он не уделяет внимания повышению своего благосостояния. Крестьянская патриархальная мечта о зажиточности уже не умиляет, а раздражает Есенина.

Им всем нужны только деньги!» – возмущается он.

Он много пьет и все чаще ввязывается в разные скандалы, во многих из них фигурируют женщины. Личная жизнь не ладится, бурные романы заканчиваются так же стремительно, как и начинаются. К 1925-ому году за спиной Есенина уже три официальных брака, которые оказались очень скоротечными. Дольше всех длился первый, с Зинаидой Райх, которая родила поэту дочь и сына. Потом случились яркие и невероятно страстные отношения с американской танцовщицей Айседорой Дункан – с ней поэт прожил чуть больше года. Последний союз был заключен с Софьей Толстой, но этот брак распался практически сразу.

Интересно, что многие женщины любили Есенина истово и преданно, но даже это не приносило ему успокоения, не позволяло сбежать от «внутренних демонов». Он пил все чаще и больше, неоднократно задерживался милицией за хулиганство, иногда стыдился своих выходок, иногда бравировал ими. Случались полосы безденежья, портились отношения с друзьями. Казалось, что Сергей бежит, бежит за какой-то ускользающей мечтой – и никак не может ее догнать…

Конец пути – трагедия в «Англетере»

Что стало причиной конца? Споры об этом не прекращаются уже давно. С одной стороны, гражданская позиция Есенина в последние годы жизни сильно отличалась от того оптимистического восприятия социальных перемен, которое помогло ему стать столь популярным в «революционной» среде. Все чаще в его выступлениях прорывалась критика «сильных мира сего», которую обычно списывали на алкоголический бред или нервное расстройство. Поэт даже провел некоторое время в психиатрической лечебнице, но от своего «вольнодумства» не избавился.

Маятник его жизни раскачивался все сильнее. Пил он страшно, практически не выходя из горячечного состояния. Параллельно Есенин «засветился» в связи с уголовным делом, возбужденном по «расстрельной» статье об антисемитизме. Друзья начали опасаться суицидальных настроений, которые все сильнее овладевали поэтом – он неоднократно предпринимал попытки «уйти» и еще чаще говорил о них в своих произведениях, горьких, безысходных, напоминающих исповедь безнадежно обманутого человека.

Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» было написано кровью – Есенин передал его Вольфу Эрлиху, одному из немногих настоящих друзей буквально за несколько часов до гибели. Он написал его в ленинградской гостинице «Англетер», и той же ночью свел счеты с жизнью, повесившись на чемоданном ремне, перебросив его через трубу отопления. Существуют версии о том, что самоубийство было всего лишь инсценировкой, прикрывающей жестокую расправу над поэтом. К сожалению, узнать это наверняка невозможно – какой бы ни была правда, тридцатилетний поэт унес ее с собой.

Краткая биография Сергея Есенина

Детство Есенина. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, - вспоминал поэт. Насколько я себя помню, помню и толс- тые книги в кожаных пере­плетах». Поначалу это были фолианты духов- ных писа­ний, но потом пошли и книги для домашнего чтения, и произведе- ниярусских классиков. Особенно интенсивно приобщался мальчик к литера- туре с девяти лет, когда поступил в Константиновской земское четырех ­годичное училище. Училище это занимало в селе бревенчатый дом с семью большими окнами на каждой из удлиненных сторон. Дом был разделен коридором на две части: в левой (от входа) вели занятия первый и третий классы (у одного и того же учителя одновременно), в правой таким же образом - второй и четвертый; ни учителей, ни помещений для раздельных занятий не хватало. Обстоятельства жизни деревенских ребят складывались так, что лишь редким из них удавалось пройти полный курс обучения: в первый класс поступало около сотни ребят (село Константинове насчиты­вало шестьсот- семьсот дворов), а четвертый заканчи­вало не более десяти. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.

Слайд 3 из презентации «Есенин 8 класс» . Размер архива с презентацией 172 КБ.

Литература 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Блок На куликовом поле» - Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! ? Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. До боли Нам ясен долгий путь! И нет конца! Каким вы представляете лирического героя стихотворений? Воины. ? Так начинается первое стихотворение цикла. Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. ? Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово. О, Русь моя! Родина. М. Авилов. ? Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»? Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор.

«Жизненный путь Горького» - Урок чтения и развития речи в 8 классе. Вспомним произведения М.Горького. Будем учиться осознанно и правильно читать, составлять план для пересказа. Эпиграф урока. «Всем хорошим во мне я обязан книгам…». Заведение Творение Босяк Псевдоним. Узнаем биографию писателя. Составила: Учитель русского языка и литературы Калужских И.Н. Цели урока. Словарная работа. М.Горький. Тема урока: Жизненный путь Максима Горького.

«Пушкин Моцарт и Сальери» - «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно не писал. В.А.Моцарт – вундеркинд из Зальцбурга. Что такое цикл? Основополагающий вопрос. Ещё не всё…» (А.С.Пушкин - П.А.Плетнёву). Гений – человек, обладающий способностью к высшему творчеству. Написано 600 произведений во всех жанрах! «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Кто такой гений?

«Русская литература» - А.П.Чехов. «После бала». Комедия «Ревизор». Н.Рубцов. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. А.С.Пушкин. Тэффи (Надежда Александровна ЛОХВИЦКАЯ). Шемякин суд. Житие Александра Невского. А.И.Куприн. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. С.А.Есенин. Комедия «Недоросль». М.Ю.Лермонтов. А.Фатьянов. М.А.Осоргин. А.А.Блок. Литература 18 века. И.С.Шмелёв. К.Ф.Рылеев. Н.С.Лесков. Зарубежная литература. «На поле Куликовом». Поэма «Мцыри».

«Жизнь Салтыкова-Щедрина» - Мы очень мало знаем о внутренней жизни Салтыкова - Щедрина за вятские годы. (1826 год - 1889 год). Известны лишь внешние факты. Одиноким Щедрин был и в своей семье. Выполнил ученик 8 д класса: Клюев Вадим. В 1884 году царское правительство запретило издание журнала "Отечественные записки". Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Салтыков преследует взяточников, выступает против административного и помещичьего произвола.

«Биография Блока» - Начинал в духе символизма, ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» . За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!». Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. Тогда же Блока отдали в гимназию. Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии.