Особенности употребления местоимений. Местоимения в английском языке

Введение


Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов - морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли (1, 9). Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, безграмотная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом (там же, 8). Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.

В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения.

Морфология - учение о частях речи


В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов (4) эти термины переводятся с латинского,

на который в свою очередь были переведены с греческого.

Морфология (греч. morphe - форма, logos - слово, понятие, учение).

Грамма (греч. gramma - письменный знак, черта, линия).

Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является следующее:

Морфология - раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения (7, 67). Другое определение гласит, что морфология является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами (2,149).

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология - это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения (2, 148).

Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

Из истории вопроса

морфология местоимение русский язык

Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей Российской грамматике (1756) М.В. Ломоносов выделял восемь частей знаменательных:

). имя для называния вещей,

). местоимение для сокращения именований,

). глагол для названия деяний,

). причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,

). наречие для краткого изображения обстоятельств,

). предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,

). союз для изображения взаимности наших понятий,

). междометие для краткого выявления движения духа (2, 149).

Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение- существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т.д.)


Морфологическая норма


Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи.

Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариативностью норм в области морфологии (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.


Местоимение как часть речи


Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного.

Постоянные - разряд, лицо (у личных);

Непостоянные - падеж, род, число(если есть);

Синтаксическая роль.

К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова (5, 353) отнесены следующие:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, их, его, ее (в значении притяжательных), свой.

Возвратные местоимения: себя, меня, тебя.

Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько (употребляются для связи простых предложений в одно сложное).

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто- либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько- то, сколько-нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Важно правильное употребление местоимений в речи, для этого необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмотрены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм.


Употребление личных местоимений


Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему

предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному Марья Ивановна.

Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях.

Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа. Неправильно: В забастовке участвовало много народу; они требовали повышения зарплаты.

Правильным будет такой вариант: В забастовке участвовало много шахтеров; они требовали повышения зарплаты.

Пропуск личного местоимения 1 и 2 лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Сравним: Я не согласен! Я не могу! Не согласен! Не могу! В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность: Идите, выполняйте приказание! (К. Симонов)

Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет. (Л.Толстой)

Личное местоимение иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. Такое употребление местоимения оправдано в ораторской и поэтической речи: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознании жить. (Н. Тихонов)

В других случаях такое явление наблюдается в разговорном языке, просторечии, что не является литературной нормой. Часто приходится слышать, как дикторы радио и телевидения допускают языковую небрежность, например: Депутаты Госдумы, они приняли закон в третьем чтении. Наш национальный парк Куршская коса… он требует к себе постоянного внимания ученых и рядовых работников. Евгений Онегин, он был представлен дворянской молодежи. Или еще пример из недавнего выступления премьер-министра М. Касьяна перед журналистами: Соответствующие службы, они, конечно, разберутся…

Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)

Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.

В современном языке звук Н добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также так же после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются, как правило без вставки начального Н.

Не добавляется Н к местоимениям также после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также благодаря ему.

Не требуют после себя ставки Н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

Не добавляется начальное Н к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

Личное местоимение вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: Вы такая требовательная , Вы такой требовательный.

При употреблении местоимения вы следует избегать ошибок подобного типа: А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил… (5, 360). Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.

Говоря о местоимении вы, хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:



Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.


Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы,

Я говорю ей:Как вы милы!

И мыслю:Как тебя люблю!


Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.


Употребление возвратных и притяжательных местоимений


Возвратное местоимение себя может относиться клюбому из трех грамматических лиц. Если в предложении несколько существительных или местоимений, к которым может относиться местоимение себя, то нередко возникает неясность, например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Непонятно, к кому отнести - к коменданту или к дворнику. В таком случае, по мнению Д.Э. Розенталя, местоимение нужно относить к слову, называющему производителя действия, то есть к дворнику (отнести) (4, 215).

Если смысл такого предложения непонятен, то следует избавиться от двузначности, например: Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе.

Суффикс -ся в возвратных глаголах исторически восходит к местоимению себя, которое близко по значению к этим распространенная небрежность речи глаголам (5, 361). Например: не расстраивай себя - не рассривайся, освежил себя - освежился. Извиняюсь- чрезвычайно распространенная небрежность речи. Ведь извиняюсь может означать извиняю себя, то есть, например, считаю нормальным, что я вас толкнул. Надо решительно изжить слово извиняюсь, заменить словами извините, простите, виноват.

Положение двузначности, когда смысл предложения не совсем ясен, может возникнуть при употреблении местоимения свой. Оно также может относиться ко всем трем лицам, например: Старший брат попросил младшего подать ему свой инструмент. Непонятно, чей инструмент - старшего или младшего брата. Здесь следует отнести местоимение к младшему брату, как производителю действия., выраженного глаголом подать, с которым связано сочетание свой инструмент.

Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой - свой, например: Я предаюсь моим мечтам (А.Пушкин). Я не потерплю в своем доме воров (А.Чехов) (4, 216).

Употребление местоимений мой, твой, наш, ваш вместо местоимения свой подчеркивает связь с соответствующим лицом при противопоставлении: Моей главы коснись твоей рукой (К. Жуковский).

Часто приходится слышать, как вместо притяжательных местоимений его, ее, их употребляют несуществующие в русском языке слова евоный, ейная, ихний, например: евоный начальник, ейная подпись, ихние документы. Следует помнить, что в русском литературном языке таких слов нет.


Употребление определительных местоимений


Местоимения всякий, каждый, любой имеют смысловую близость, но они отличаются друг от друга оттенками значения. У Розенталя Д.Э. находим, что местоимение всякий имеет первое значение разный, самый, разнообразный, всевозможный. Например: всякого рода возможности. Второе значение: какой- либо, какой бы то ни было. Например: Отсутствие всякой системы.

Местоимение всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом. Так: Всякому растению нужна влага.

Местоимение каждый предполагает такое ограничение. Например: Каждому из посаженных недавно растений нужен еще повседневный уход (4, 216).

Местоимение каждый имеет значение любой из себе подобных, взятый отдельно, один из всех в данном количественно ряду. Например: Зачетная книжка выдается каждому студенту; на каждом шагу; каждые два часа.

Местоимение любой обычно относится к прилагательным, имеет значение какой угодно на выбор. Например: Дайте любой документ; здесь подойдут любые средства. В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное.

В современном языке при употреблении местоимений сам и самый не существует разграничения. В прежнее время слово сам относилось к одушевленным предметам, а самый - к неодушевленным.

Сейчас в публицистическом стиле чаще употребляется местоимение сам, а не самый. Например: важен сам созыв конференции; само голосование проходило в обстановке острой борьбы.

Допускается использование книжного варианта слова самоё, но предпочтительнее в современном языке употребление слова саму. Например: встретил саму учительницу.

Если есть в предложении возвратное местоимение себя, то местоимение сам может согласовываться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: Я сам себе удивляюсь - я удивляюсь самому себе; она сама себе противоречит - она противоречит самой себе.

Как отмечается у Л.А. Шевченко, Н.М. Пипченко, использование местоимения сам в значении числительного один в литературном языке не допускается (7, 121). Такие выражения, как я подбирал литературу сам (то есть один), сам сидел дома, являются неправильными.


Употребление неопределенных местоимений


Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто, кто-то, кое- кто, кто-нибудь, некто близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках. Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего. Например: Кто-то звонит по телефону. Что- то не отмечено в данном документе.

Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: Я кое-что скажу по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение неизвестно что или кто, а частица - нибудь придает значение безразлично что или кто. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей -нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях.

Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное.

Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей -либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) - попросить кого-либо (любого из неизвестных).


Приведем несколько коварных примеров:


Неправильно |Правильно |

|Возвратившись из экспедиции, |Капитан, возвратившийся из |

|капитан привез с собою медведя. |экспедиции, привез с собою |

|Он рассказал нам много |медведя и рассказал нам много |

|интересного о своих |интересного о своих |

|приключениях. |приключениях. |

|Волны яростно ударяли о |Волны яростно ударяли о |

|прибрежные камни. С каждым часом|прибрежные камни и с каждым |

|они становились все выше и выш |часом становились все выше и |

|Боясь дождя, рабочие спрятали |Боясь дождя, рабочие спрятали |

|прибывший товар под навес и |прибывший товар под навес и |

|держали его там до тех пор, пока |держали его там до тех пор, пока|

|он не прекратился.(Нелепость) |дождь не прекратился. |

|Неправильно |Правильно |

|Врач предложил больному каждый |Врач предложил больному, чтобы |

|день взвешивать себя. |тот каждый день взвешивал себя. |

|Профессор попросил студента |Профессор попросил студента, |


Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.


Правописание местоимений


Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие:

При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак:

Им.п. чей портрет, чья книга

Р.п. чьего портрета, чьей книги

Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д.

Местоимения с приставкой кое- и частицами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения - ни. Например: некого спросить, никого не спросить.

В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить.

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать.


Заключение


Итак, опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения. В работе приведена историческая справка о первых научных разработках теории частей речи и дана их современная классификация. Дается понятие морфологической нормы, систематизированы случаи ее нарушения при использовании в речи местоимений по их разрядам.

Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам - будущим деловым людям, специалистам в области экономики.


Литература


1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1974.

Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 1982.

Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.- М.: Астра, 1996.

Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. - Киев:Радянська школа, 1965.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи.
  • Воспитательная и развивающая – способствовать воспитанию культуры речи; развивать умение владеть языковыми навыками, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов.

Социокультурная составляющая урока: познакомить учащихся с приемами обмена информацией в рамках конкретной коммуникационной ситуации; знакомить с общепринятыми нормами общения.

Техническая оснащенность урока: компьютер, экран, видеопроектор с возможностью воспроизведения потокового видео или телевизор + dvd-проигрыватель).

ХОД УРОКА

1. Повторение. Актуализация знаний. Фронтальный опрос

– Что такое местоимение? (Слайд 1)
– Какие части речи может заменять местоимение? (Слайд 2)
На какие лексико-грамматические разряды делятся все местоимения в зависимости от значения? (Слайд 3)

2. Работа над темой урока. Выявление лексической роли местоимений

Анализ печатного текста с неудачными повторами. (Слайд 4)

– Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.

– Прочитайте текст.

Текст №1

Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок каким-то чудом добывать себе влагу.

– Что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?
– Что мы можем сделать, чтобы избежать повторения?
– Употребите вместо повторяющихся слов подходящие местоимения, запишите получившийся отрывок. Прочитайте, что у вас получилось.

Вывод: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. (Слайд 5)

3. Синтаксическая роль местоимений. Самостоятельная работа

– Теперь давайте посмотрим, какими членами предложений могут быть местоимения. (Подчеркивание местоимений как членов предложения).
– Проверим вашу работу. (Слайд 6)

Вывод: местоимения могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. (Слайд 7)

4. Анализ текста с необоснованным использованием местоимений

– Мы отметили, что местоимения в речи необходимы. Прослушайте текст. (Зачитывается учителем)

Текст №2. (Слайд 8)

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую…

– Понятно, о чем (о ком) идет речь в данном отрывке?
– Почему мы не можем это определить?
– Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста?

Вывод: (Слайд 9) Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.
Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.

5. Показ видеоролика из журнала «Ералаш» (Слайд 10 или видеофрагмент Приложение 1 )

Вывод: местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен.

6. Закрепление

6.1. Работа с текстом на экране (Слайд 11)

– Можно ли сказать, что перед вами связный текст?
– Что нам позволило сделать такой вывод?
– С помощью чего соединены предложения в тексте?

Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря.

Вывод: местоимения служат для связи предложений в тексте.

6.2. Упражнение по учебнику. (№ 543 М.М. Разумовская)

6.3. Тренинг по выявлению грамматически неверных форм местоимений.

6.3.1. Прочитайте текст. Исправьте неграмотного ученика. (Слайд 17)

Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.

Проверим: (слайд 18)
– Ошибки были, в частности, в употреблении местоимений. Грамотно сказать (текст на экране в исправленном виде): «до ИХ дома», у НЕЕ всегда вкусные пирожки», «по ЧЕМУ это видно», «заботится О НЕЙ»

6.3.2. Прочитайте предложения. В чем заключается грамматическая ошибка? (Слайд 15)
(Местоимения употреблены не в том месте относительно того слова, которое заменяют, из-за этого меняется смысл предложения.)

Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак. (Ящик или рубанок?)
Люда подошла к подруге. Она была испугана. (Люда или подруга?)
Миша попросил положить книгу в свой портфель.
Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Вывод: неуместное использование местоимений в речи может породить двусмысленность. (Слайд 16)

Правила употребления местоимения ВЫ в русском языке

– Посмотрите на экран. (Слайд 17)
– Что необычного вы заметили в данных предложениях? («Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить сувениры». «Дорогая Мария Петровна! Поздравляю Вас с днем учителя!»)

Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. В английском языке с заглавной буквы пишется местоимения «I» (я), а для обращения к незнакомцу, независимо от возраста, используется местоимение «you» (ты). (Слайд 18)

7. Творческое задание – как вариант самостоятельной работы учащихся в группах (Слайд 19)

Я вам зачитаю два отрывка, а вы поделитесь своими наблюдениями.

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Никто не мог и подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же несколько сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере, который был расположен на берегу бухты, большой и удобной для ныряния. Это любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине.
Кто-то мог подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я же нисколько не сомневался в своих способностях, но сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках!

– Похожи ли эти отрывки?
– В чем сходство?
– В чем вы увидели разницу?
– Почему смысл фрагментов разный?

Вывод: от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. (Слайд 20)

8. Итог урока (Слайд 21)

– Давайте повторим, какова же роль местоимений в нашей речи?
Итак, местоимения

  • помогают избежать ненужных повторов в повествовании;
  • служат для связи предложений в тексте;
  • могут выступать в роли ЛЮБЫХ членов предложения;
  • относительные местоимения служат средством связи частей СПП;
  • от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования.

Цели урока:

образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания, формировать умение анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать в собственной речи,

воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета,

развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.

Оборудование урока : учебник 6 класса под ред. Е.А.Быстровой, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение изученного.

Мы продолжаем изучать часть речи, которая нескромно заявляет:

Я о себе такого мненья:

Огромна роль местоименья!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Мы познакомились со всеми разрядами местоимений, их морфологическими признаками. Проверим, как усвоен материал.

А) Пред вами лингвистическая сказка . Внимательно прочитайте её, подчеркните фактические ошибки, допущенные сказочником.

1. На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия , но не называют их.

2. Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает в гордом одиночестве.

3. Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Потомками Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? являются Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.

4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Лишь капризное Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения не"кого, не"чего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые ленивые Неопределенные местоимения не"кто и не"что вовсе решили не изменяться.

5. Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же, как Прилагательные, они все дружно изменяются по падежам, родам и числам.

6. Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.

Б) Проверим орфографическое «здоровье».

Найди третье лишнее:

1.н..какой, н..чей, н..кого позвать

2 .(кое)кто , о чем(либо), сколько(то)

4.встретились у _их, о _её успехах , пришёл к _ему.

*Самооценка по ключу на экране

III. Слово учителя.

Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.

Послушайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.

    Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)

    Местоимения удобны… Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)

    Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают намречевое удобство, так как экономят время и пространство.

(В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

IV.Определение темы, целей урока.

Какая мысль объединяет эти высказывания?

Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)

Постановка целей урока:

определить……

научиться………

Запишите в тетрадях: число, кл. работа, тема

V. Практическая часть.

Начинаем наблюдение за «поведением» местоимений в речи, чтобы понять правила, по которым они живут,…

1. Послушайте стих-е А.Барто «Сильное кино» (наизусть читает ученик)

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?

2. Обратимся к тексту. Как ведут себя «запасные игроки на поле»? (задание по группам)

    Задание А.

Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… И народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть духовно той высоты, на которую зовёт его его язык. (И.Ильин) – рус. философ, писатель…

- Докажите, что перед вами текст. Его основная мысль?

- Как соединяются предложения в тексте?

Какие языковые средства использованы для связи предложений?

- Выпишите все местоимения. (нам, это, наш, в нем, все, вся, этот, сам, той, которую, его (лич.), его (лич.=прит.)

    Задание Б.

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное. Качество состоит в том, что по своему звучанию язык настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

-Устраните повторы в тексте. Прочитайте высказывание писателя К.Г.Паустовского.

-Какие местоимения нельзя заменить «знаменательными словами»?

- Выпишите все местоимения. (нашего, оно, в том, своему, он, в себе, всех)

ВЫВОД:

    местоимения служат для связи предложений в тексте;

    помогают избежать повторов;

    «создают речевое удобство».

3.Итак, без местоимений нам не обойтись, но, употребляя их, надо быть осторожными.

Обращаемся к учебнику § 10, стр. 45.

Упр. 57 Прочитайте самостоятельно отрывок из книги «Говорите правильно» Е. Язовицкого. Сформулируйте правило употребления личных местоимений в речи .

...Личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок: 1) «Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» {капитан или медведь!). 2) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше» {волны или скалы!).

Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему местоимение.

-Что случается при нарушении правила?

-Учитывая это правило, исправьте предложения на слайде.

В комнате, возле печки, стояла девушка. Она была жарко натоплена.

Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы. Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.

4 . Не только двусмысленность может возникнуть при неправильном употреблении местоимений. Некоторые мест. сразу выкажут в вас человека неграмотного, необразованного.

Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употр. мест. УПР. 65

1.Ты уже выучил твои уроки?

2.Напишите свою собственную автобиографию.

3.Чё с ими разговаривать?

4.Я осуждаю ихний образ жизни.

5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!

6. Не знаю, чего мне сейчас делать?

*Запишите 3 предложения (по вариантам)

5.Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?

Сценка - миниатюра

-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.

-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.

-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...

-Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета ?

*СМ. значение слова ЭТИКЕТ (обращение к словарю)

Прочитайте рубрику « Говорим правильно» на стр. 46 и исправьте Петю.

Употребление местоимений он (она), тот (та), этот (эта) для указания на присутствующих вместо имён собственных придаёт речи презрительный, пренебрежительный тон, что не соответствует нормам речевого этикета.

6. Правила речевого этикета касаются также употребления местоимений ты, твой – Вы, Ваш.

Индивидуальное сообщение (из истории употребления ты-Вы)

Были на Руси времена, когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.

До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.

В современном языке (см. таблицу)

- по отношению к хорошо знакомому человеку;

В неофициальной обстановке;

При дружеских отношениях;

По отношению к равному или младшему

По отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;

В официальной обстановке;

При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;

По отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)

При этом необходимо помнить следующие грамматические нормы

Вы + глагол во мн.ч. (Вы выглядите…)

Вы + прилагательное в ед. ч (Вы расстроенная)

Вы + краткое прил. во мн. ч. (Вы правы)

СМ. с большой буквы

7. Задание. Составьте текст поздравительной открытки с 8 Марта любимой учительнице с добрыми пожеланиями. Помните, поздравительная открытка - это приятный и своеобразный знак внимания. С помощью открытки человек выражает свои чувства: уважение, любовь, благодарность. Поэтому очень важно правильно подобрать слова, чтобы они звучали оригинально, искренне и …грамотно!

(раздать заготовленные открытки)

Уважаем.. ______ !

Желаем ____ _________________________ .

Вы очень _____________________________ .

Мы хотим, чтобы ___ _________________.

С уважением _________________ .

*Чтение и обсуждение поздравлений.

8.Восстановите текст с помощью местоимений.

Дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)

(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)

Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает?

По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.

*Самопроверка по экрану.

Какова основная мысль текста? К чему призывает нас писатель?

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Чему научились на уроке?

Что показалось сложным?

Что особенно понравилось, запомнилось?

Оценки за урок.

VII. Домашнее задание

Употребление форм местоимений, глаголов.

Синонимичными являются различные формы местоимений:

1. Синонимичными могут оказаться личные местоимения: я и мы . Так в научном стиле вместо местоимения я употребляется местоимение мы . (Мы проанализировали несколько подобных случаев…) В современных научных текстах чаще всего используют монолог, ведущийся от третьего лица. (Автор статьи рассматривает вопросы…).

2. Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, наш, ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. В разговорной речи предпочтительнее форма “ свой” . Нередко местоимение “свой” оказывается лишним в высказывании (Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”…)

3. Синонимичны определительные местоимения каждый – всякий – любой в значении “один предмет из ряда ему подобных” (каждый (любой, всякий) знает таблицу умножения) Эти местоимения различаются стилистически: местоимение всякий имеет разговорный оттенок, а каждый и любой – общеупотребительные варианты.

4. Синонимичны и определительные местоимения сам и самый , хотя в современных текстах все чаще местоимение сам употребляется вместо самый. Но местоимение самый и сегодня употребляется в официально – деловом и публицистическом стилях (…мы отражаем самую эпоху, самое время, вызывающее к жизни такой характер) .

При употреблении местоимений могут возникать речевые ошибки.

Чаще всего ошибки связаны с нарушением соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате высказывание становится двусмысленным (мальчик был определен в летний лагерь, скоро он уезжает) . По правилу личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.

Не следует заменять личным местоимением 3–го лица множ. числа существительное, имеющее собирательное значение (студенчество, молодежь, народ). При замене используется форма личного местоимения 3 лица ед. числа.

При использовании возвратного местоимения себя и возвратно – притяжательного местоимения свой нужно помнить правило: возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. (Мать попросила дочь отнести покупку к себе.) Для устранения возможной двусмысленности используются синонимичные замены:

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.

В разговорной речи, в диалектах встречаются ошибки в употреблении с предлогами личных местоимений 3 лица ед. и множ. числа. Если эти местоимения употребляются в косвенных падежах и стоят после предлога, к местоимениям обычно прибавляется “Н” (вокруг него, с ней, против них ). Не добавляется “Н ”, когда местоимение стоит:

1. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки, согласно, навстречу, подобно, соответственно, благодаря.

2. После предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (в отношении, при помощи, за исключением, со стороны).

3. После сравнительной степени прилагательного или наречия.

Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего – существительного личным местоимением 3 лица (Вера, она была опять счастлива) .

Надо различать употребление и написание сочетаний не кто иной как, (не что иное как) и никто иной (ничто иное). В сочетаниях не кто иной, как (не что иное, как) возможна перестановка слов: не иной кто, как (Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров) Сочетания никто иной (ничто иное) не допускают подобной перестановки, они употребляются в предложениях с отрицанием (Никто иной не мог себе это позволить). Таким же образом различают сочетания не кто другой, как и никто другой .


1. Если личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в косвенных падежах и стоят после предлогов, то к местоимению обычно прибавляется н: беседовать с ней, с ним, с ними.
Присоединения н не бывает:
а) после предлогов, образованных от наречий и управляющих дательным падежом: наперекор _им, навстречу _ей, подобно _ему;
б) после предлога благодаря: благодаря _ему;
Ж
Некоторые предлоги в древности оканчивались на н: вън, кън, сън. При словах, начинающихся на согласный звук, этот н впо-
в) после сравнительной степени прилагательных и наречий: он старше _её, приехал раньше _его.
следствии пропадал, а при словах, начинающихся на гласный, н отходил к следующему слову: кън ему ^ къ нему, сън ею ^ съ нею.
  1. Личные местоимения могут употребляться в переносном значении: Мы намерены провести серию опытов (в значении «я» в научной речи); Барин занят - они кушать изволят (в значении «он» в речи прислуги) и т. д.
  2. Не следует соотносить личное местоимение 3-го лица с собирательным существительным. Неправильно: Крестьянство не могло мириться с бесправным положением. Они поднимали восстания. В подобных случаях целесообразно заменить собирательное существительное на конкретное - крестьяне.
  3. Нередко двусмысленность возникает из-за неясной связи личного местоимения с существительными: Отец приехал к сыну летом, незадолго до этого он купил автомобиль (отец или сын?); Мать увидела дочь, она очень обрадовалась (мать или дочь?). Чтобы избежать ошибки, необходимо перестроить фразу или (в деловой речи) рядом с местоимением в скобках поставить поясняющее существительное. Например: Летом отец прихал к сыну на недавно купленном автомобиле; Увидев дочь, мать очень обрадовалась.
  4. Двусмысленность также бывает связана с употреблением возвратного местоимения себя и притяжательных местоимений: Наташа велела Оле почистить себе туфли. Андрей попросил Николая разослать своё резюме в кадровые агентства. Эти местоимения должны указывать на лицо, совершающее действие. Например: Андрей попросил, чтобы Николай разослал своё резюме в кадровые агентства (резюме Николая). Андрей попросил, чтобы Николай разослал его резюме в кадровые агентства (резюме Андрея).
  1. Поскольку притяжательные местоимения его, её, их, образованные от личных местоимений, не склоняются, недопустимо употреблять в речи формы типа ихний, ихняя, ейный.
«Без запинки» I. Составьте небольшие предложения с приведёнными ниже сочетаниями местоимений с предлогами.
Образец: от его - это письмо от его товарища; для него - это письмо прислано для него.

Из её, из неё, из-за них, из-за их, около её, вокруг него, от него, на их, против её, за неё, до их, в его, после неё, перед её, среди них, об их, за его, за них.
II. Составьте словосочетания, употребив местоимения в нужном падеже.
Говорить с (они), беседовать с (она), навстречу (она), подобно (он), наперекор (они), благодаря (он), младше (она), быстрее (он).


J Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1) Большинство учащихся будет принимать участие в олимпиаде. Оно поедет в Москву. 2) Безграмотность развивает безынициативность людей, необходимо бороться с нею. 3) На доске объявлений помощники вывесили списки участников конкурсов, через неделю их число увеличилось. 4) Когда проводятся экзамены, устраиваются консультации, на это уходит много времени. 5) Многие ученики уже прочли роман и принялись за новый, но есть и такие, которые отстают в этом. 6) Сегодня, кроме обучения языку по стандартной программе, этим занимаются сами учителя по методу преподавателя Иванова. 7) Директор сказал секретарю, что это не входит в его обязанности. 8) Судья адресовал свои аргументы участникам турнира, убедительно доказывая их правоту. 9) Пристрастие к чтению утратили многие люди; кажется, что иные из них и не имели его. 10) Мать попросила дочь примерить её платье. 11) При высших учебных заведениях открываются лицеи, с каждым годом они совершенствуются.
§ 27

Еще по теме Употребление местоимений в речи:

  1. 6.40. Употребление других частей речи в роли местоимений (прономинализация)
  2. 34. употребление разрядов местоимений в текстах разной функциональной принадлежности. Стилистические ресурсы личных местоимений.