Солнце раз еще взглянуло. Ф. Тютчев "Неохотно и несмело": анализ стихотворения. Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева

Творчество Ф.И,Тютчево самобытно, потому что оно развивалось автономно, поодаль от литературной жизни середины 19 века, когда споры в литературных кругах не утихали в отношении . Через своих современников Тютчев будто протянул руку , продолжая в своем творчестве традиции европейского искусства античности и классицизма.

Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева

Особенностью отображения природы в поэзии Тютчева является то, что каждый поэтический пейзаж представляет собой не отдельно взятую ситуацию, а обобщённый образ. Не субъективное отображение действительности, но синтетический, цельный пейзаж виден и в стихотворении «Неохотно и несмело»: кажется, что такая гроза может проходить в любую эпоху, и изображение её будет таким, каким запечатлел его взгляд художника.

Ещё одной особенностью пейзажной лирики Тютчева является её космизм. Образ грозы, струя молнии, громовые раскаты, сияние «смятенной» земли – это части огромного механизма мироздания, вечного двигателя природы, естественного хода жизни. Так пейзаж превращается из частного случая в вечное космическое явление. Благодаря соединению этих тем Тютчев приобрёл репутацию поэта-философа.

Тема стихотворения

Основная тема этого произведения – предвкушение грозы, которая символизирует духовное обновление внутренней жизни человека параллельно с внешним очищением природы.

Изобразительно-выразительные средства

Поэт использует приём звукописи, позволяющий полностью передать картину природы во время грозы. Аллитерации звука «р» («Ветра теплого порывы,/дальный гром и дождь порой») и «л» («Пламень белый и летучий») формируют ощущение раскатов грома. Повторение звука «с» в первой и четвёртой строфах стихотворения («Неохотно и несмело/ солнце смотрит на поля») позволяет автору изобразить мощный поток света, излучаемого солнцем.

Динамичность стихотворению придаёт обилие глаголов (смотрит, прогремело, принахмурилось, пробилась). Природа не только оживает в сознании автора, она находится в беспрестанном, непрерывном движении, в ней все части связаны друг с другом и неотделимы друг от друга.

Композиция

По словам литературоведа М.Л.Гаспарова, «Пейзаж Тютчева – вертикальный, стоящая за ним тема – отношение неба и земли». В стихотворении «Неохотно и несмело» природа действительно изображена будто сверху вниз, от неба к земле. Мы словно находимся наравне с солнцем, видим свысока клубы пыли с полей, потонувшую в «сиянье» землю. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что пейзаж Тютчева — космичен и обобщён.

Также, стихотворение построено на основе кольцевой композиции («Солнце смотрит на поля»; «Солнце раз еще взглянуло /исподлобья на поля»), что становится выражением идеи о бесконечности, цикличности мира и процессов, происходящих в нём. Как на смену грозе обязательно придёт солнце, окутавшее всю землю сиянием, так и на смену жизненных невзгод обязательно придёт этап духовного обновления и изменений к лучшему.

Таким образом, тонкий лирик Ф.И.Тютчев изобразил в стихотворении «Неохотно и несмело» гармонический образ природы, перекликающийся с душевным состоянием человека и с философской мыслью о цикличности мира.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля -
Чу! за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы -
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Другие редакции и варианты

11   Пламень беглый и летучий

Изд. 1900 . С. 149.

13   Гуще капли дождевые -

Автограф - РГАЛИ. Ф. 195. Ед. хр. 5083. Л. 183 об.

20   Вся смущенная земля.

Киевлянин. 1850. Кн. III. С. 192.



КОММЕНТАРИИ:
  Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Ч. I. Л.183–183 об.; Альбом Тютч. - Бирилевой . С. 11.
  Первая публикация - Киевлянин . 1850. Кн. III. С. 192. Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 33; Изд. 1854 . С. 67; Изд. 1868 . С. 109–110 (в Изд. СПб., 1886 , отсутствует); Изд. 1900 . С. 149–150.
  Печатается по второму автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 255.
  Автографы имеют название «Гроза дорогой». В автографе РГАЛИ в скобках дата «6 июня 1849». В 13-й строке - «Гуще капли дождевые». Следующее стих. - «Вновь твои я вижу очи». В альбомном автографе в 13-й строке - «Чаще капли дождевые». Название («Гроза дорогой») заключено в скобки. В альбоме стихотворение находится в таком контексте: ему предшествует «Русской женщине», после него идет «Святая ночь на небосклон взошла…».
  Все названные публикации имеют название «Гроза дорогой», в Киевлянине - «Гроза». Однако, как справедливо полагает Г.И. Чулков, название во втором автографе заключено в скобки, поэтом сделана как бы помета для памяти, и стихотворение нельзя считать озаглавленным (Чулков. I . С. 307).
  Разночтения в печатных изданиях: в Киевлянине 20-я строка - «Вся смущенная земля», в Изд. 1900 11-я строка - «Пламень беглый и летучий». Возможно, здесь допущены опечатки.
  Датируется 6 июня 1849 г. на основании даты в автографе; было написано по дороге из Москвы в Овстуг.
  С.С. Дудышкин увидел в стихотворении «искусную руку мастера» и полностью процитировал, сопроводив таким комментарием: «Тут нет ни «ветреной Гебы», ни ее «громокипящего кубка», пролитого на землю среди веселого смеха; но зато есть своя чарующая прелесть в этой «смятенной земле», которая потонула в сиянии лучей солнца, проглянувшего из-за туч. Это значит изображать одною чертою то, что в другом искусстве потребовало бы множество красок. Заметим опять тот же верный глаз, уменье подмечать в явлении самые тонкие оттенки и находить им соответствующие звуки в речи (рецензент указал в особенности на третий куплет. - В.К .). <…> Все это опять напоминает ту эпоху творчества в языке, когда каждое явление в природе так легко покорялось художественному слову» (Отеч. зап . С. 64). Рецензенту из Пантеона (с. 6) не понравились образы: «принахмурилась земля», «смятенная земля». В рецензии на Изд. 1900 Е. Поселянин (Московские ведомости. 1899, 13 дек. № 343) давая высокую оценку стихотворению, полностью процитировал его в короткой рецензии и заметил, что стих. « Гроза дорогой» должно быть поставлено «в ряду удачнейших картин природы, нарисованных Тютчевым, столь выдающимся в поэзии пейзажистом».

Федор Тютчев являлся приверженцем романтизма, поэтому для него мир чувств и ощущений был важнее, чем материальные ценности. Он обладал редким талантом, потому что умел видеть в окружающем мире только прекрасное. Ниже представлен анализ стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" по плану. Чтобы передать все краски природы, поэт использовал все богатство и многообразие языка.

Главная тема стихотворения

Художественные средства

В анализе стихотворения "Неохотно и несмело" Тютчева стоит описать и средства выразительности. Это и синтаксический параллелизм, и ассонанс, и аллитерация, благодаря которой создается звуковой образ грозы, а в последнем четверостишии - сияние солнца.

Про другие художественные средства выразительности: можно написать в "Неохотно и несмело" об эпитетах, которые помогают поэту передать все краски природы, создать радостный колорит. Следует отметить, что все описание грозы насыщено глаголами, что придает динамичность описываемой картине. Из литературных тропов поэт использовал олицетворение и метафоры, чтобы придать пейзажу еще большую выразительность.

Федор Тютчев умел очень тонко чувствовать красоту окружающего мира. И смог передать все разнообразные природные оттенки так ярко, что они каждый раз раскрываются для читателей с новой стороны. Именно такое тонкое восприятие и делает поэзию Тютчева изящной и возвышенной. И, читая ее, можно увидеть все великолепие и величие царства природы.

«Неохотно и несмело» Федор Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение . Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами . На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

Ф. И. Тютчев известен своими лирическими стихотворениями удивительной красоты. В них он воспевает величие природы. Не секрет, что поэт из всех природных явлений всегда больше всего восхищался грозой. Именно о ней написал Тютчев стихотворение "Неохотно и несмело", анализ которого представлен ниже.

Поэт, воспевающий красоту природы

Анализ стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" нужно начать с даты его написания. Федор Иванович написал его в 1849 году во время поездки из Петербурга в село Овстуг. Тогда разразилась сильная гроза, по-видимому, вдохновившая поэта на создание "Неохотно и несмело солнце смотрит на поля".

Тютчев был известным сторонником романтизма и признанным мастером пейзажной лирики. Природные явления он описывал при помощи своего тонкого поэтического восприятия. Поэтому его стихотворения отличаются такой чистотой красок, выразительностью и красотой.

Особенности композиции

В анализе стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" стоит отметить звуковую организацию произведения и кратко рассказать о композиции. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестным рифмованием. Тютчев использовал двухсложную стопу, в которой ударение приходится на первый слог.

Композиция стихотворения - кольцевая. "Неохотно и несмело солнце смотрит на поля" состоит из 5 строф. В начале поэт описывает природу, замершую в ожидании грозы. Постепенно появляются порывы ветра, небо становится темнее. Кульминационным моментом в стихотворении является вспышка молнии. Раскаты грома звучат все сильнее, ветер все больше усиливается. Но гроза проходит, и на небе начинает вновь сиять солнце.

Главная тема

Тема стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" - это ожидание грозы. Поэт всегда восхищался этим явлением природы. Для Федора Ивановича гроза ассоциировалась с молодостью, беспечностью, она приносила очищение для окружающего мира.

Предвкушение грозы - это особое состояние, когда все замирает, и от ожидания чего-то таинственного и прекрасного человек испытывает восторг. У человека обостряются все чувства, он по-другому начинает воспринимать окружающий мир. Поэт описывает грозу не как страшное явление природы. Дождь с ветром и молния словно придают ей новые силы, окружающий мир становится ярче и чище.

Образы в стихотворении

Конечно, поэт описывал не только грозу. Без других образов его творение не было бы таким выразительным. В анализе стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" стоит кратко сказать о том, что центральными образами еще являются солнце и земля. Поэт, используя литературный прием олицетворение, наделяет эти природные явления человеческими качествами.

Небо и земля - это символ связи человека и Вселенной. Если рассматривать стихотворение с этой точки зрения, то тогда они становятся главными героями сюжета. А гроза - это отражение сложных отношений между ними, она показывает противоположность их стихий.

Немного мифологии

В стихотворении Федора Ивановича Тютчева "Неохотно и несмело" можно найти и некоторые мифологические зарисовки. Это момент, когда молния словно разделила небо на две части. Люди издавна боялись и в тоже время восхищались этим загадочным природным явлением.

Яркая вспышка на фоне спокойного темного неба кажется фантастической волшебной картиной. В тот миг, когда все замирает перед грозой и везде становится тихо и спокойно, вдруг появляется молния. И это переносит наблюдателя в то время, когда люди верили в легенды. В то время, когда люди поклнялись молнии, считая ее признаком божества. Они наделили ее силой, способной карать человека за его грехи.

Но Тютчев в своем стихотворении изобразил ее не карательницей людей, а предвестницей грозы, очищения. Гроза приносит с собой живительный дождь, который способен пробудить это замершее царство природы.

Литературные тропы

Чтобы как можно красочнее передать состояние природы, поэт использует разнообразные художественные средства выразительности. Нужно отметить, что само стихотворение получилось динамичным. В самом начале светит солнце, но только почувствовав приближение грозы, начинает сопротивляться ее приходу. Порывы ветра становятся все сильнее, и гроза одерживает верх: на землю проливается дождь, сверкает молния. Но постепенно она проходит, и на небосклоне вновь сияет солнце.

Чтобы передать весь этот динамизм, поэт использовал большое количество глагольной лексики. Но во второй строфе глаголы отсутствуют - это позволяет показать предгрозовое ожидание природы. Глагольная лексика отличается выразительностью и красочностью.

Также Тютчев использует и цветовые эпитеты, чтобы сделать стихотворение более ярким. И вся палитра - светлых оттенков, что подчеркивает его мнение о том, что гроза - это символ молодости и задора. Чтобы показать изменения в природе, поэт прибегает к синтаксическому параллелизму и ассонансу. Аллитерация звуков "Р" и "Г" создает звуковое сопровождение грома, а звук "С" - ассоциацию с сиянием солнца. Поэт использовал и литературные тропы: метафоры, олицетворение.

Идея стихотворения Тютчева "Неохотно и несмело" - в том, чтоб показать читателям, как прекрасна гроза, как восхитителен в этот миг окружающий мир. Для поэта молния не ассоциировалась ни с чем пугающим, для него она была символом очищения. Гроза - это миг волшебства, миг, когда человек становится более впечатлительным и по-другому воспринимает окружающий его мир. Поэтому в творчестве поэта часто главной героиней становилась гроза. Федор Иванович Тютчев был тонко чувствующим поэтом, который не уставал в своих стихотворениях воспевать красоту и величие природы.