Была осень за окном лил дождь кузьма. Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом." план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Николай Васильевич Гоголь

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.


Яновщина

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).


Полтавское уездное училище

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

А. С. Данилевский

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание , сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение . Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".

В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" - ) Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.

Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.

В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

С. В. Шумский

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом.

Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким

2) Формировать у школьников умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

3) Формировать у учеников умение подбирать к тексту заголовок.

4) Обогащать лексику детей словами-названиями качеств и свойств человека.

5) Формировать у школьников навык красивого, грамотного письма.

6) Развивать речь, мышление учеников.

7) Формировать у учеников умение работать сообща, в группах.

Оборудование: записи на доске: буквы для минутки чистописания, словарные слова, текст; карточки со словами-названиями качеств и свойств человека; учебник; карточки для учеников «+», «-»; карточки с предложениями; лист белой бумаги А-4.

1 класс, УМК «Школа России», учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» стр. 75

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.

Работа с текстом.

Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким

Знаком.

2) Формировать у школьников умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

3) Формировать у учеников умение подбирать к тексту заголовок.

4) Обогащать лексику детей словами-названиями качеств и свойств человека.

5) Формировать у школьников навык красивого, грамотного письма.

6) Развивать речь, мышление учеников.

7) Формировать у учеников умение работать сообща, в группах.

Оборудование: записи на доске: буквы для минутки чистописания, словарные слова, текст; карточки

Со словами-названиями качеств и свойств человека; учебник;

Карточки для учеников «+», «-»; карточки с предложениями; лист белой бумаги А-4.

1 класс, УМК «Школа России», учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» стр. 75

Ход урока

I Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку русского языка. На партах у вас должен быть учебник, дневник, подставка, пенал, тетради: рабочая и печатная, словарь.

Сегодня у нас на уроке гости, посмотрите на них, улыбнитесь. Посмотрите друг на друга, тоже улыбнитесь.

Садитесь.

У нас урок русского языка. А чему мы учимся на уроке русского языка?

II Минутка чистописания.

Вот сейчас мы с вами и настроем ваши руки на письмо. Посмотрите на доску.

На доске:

______________________________________

Что вы видите на доске?

Назовите эти буквы?

Какая буква лишняя?

Почему?

Как одним словом назвать остальные буквы?

Но чем все эти буквы все-таки похожи? (Указывают на мягкость предшествующего согласного.)

Пропишите эти буквы красиво в своих тетрадях до конца строки в этой последовательности.

(Ученики прописывают в своих тетрадях буквы.)

III Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться обозначать мягкость согласных на письме.

IV Работа по теме урока.

На доске:

карточки со словами «ВЕЖЛИВОСТ Ь », «ЖАДНОСТ Ь », «ЖЕСТОКОСТ Ь », «СКРОМНОСТ Ь », «ЗЛОСТ Ь », «СМЕЛОСТ Ь », «ТРУСОСТ Ь », «АККУРАТНОСТ Ь »

Прочитайте слова.

Что они называют? (Качества человека.)

Что общего в написании слов?

Мы с вами знаем, что у людей есть хорошие качества, а есть не совсем хорошие.

У вас на партах у каждого есть карточки со знаками «+» и «-». У кого карточка «+» выбирают и выписывают хорошие человеческие качества, а у кого карточка «-» - выбирают и выписывают качества не очень хороших людей.

Писать качества вы будете с красной строки через запятую.

(Ученики самостоятельно выбирают и выписывают слова.)

Проверьте друг у друга, правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте, разные ли слова вы выписали, не совпали ли какие-нибудь слова. Кто проверит, соедините вместе ваши руки.

(Ученики проверяют, работая в парах. Соединяют и поднимают руки «домиком».)

А теперь давайте распределим эти слова в два столбика на доске.

(Распределение слов в два столбика на доске.)

Ребята, нужно стремиться обладать хорошими качествами.

V Физкультминутка.

А теперь немножко отдохнем и разомнем свои пальчики.

«Как живешь…»

(Проводит учитель.)

Зарядка для пальчиков

(Проводит ученик у доски.)

VI Словарная работа.

На доске:

слова «УЧИТЕЛЬ»

«Т Е ТРАДЬ»

«ПАЛЬТО»

Прочитайте слова на доске.

Как называются эти слова? (Словарные слова.)

Подходят ли слова к теме нашего сегодняшнего урока?

Почему?

Кто помнит, что означает слово «тетрадь»? (Сшитые листы чистой бумаги.)

Какое из них по смыслу не подходит к двум другим?

Почему?

Составьте предложение с этими двумя словами.

(1 предложение учитель записывает на доску, ученики его списывают.)

А теперь в этом предложении подчеркнем двумя чертами буквы, которые обозначают мягкий согласный звук.

(Ученики «по цепочке» называют буквы, обозначающие мягкий согласный звук.)

А сейчас мы с вами составим текст, в котором нам встретится слово «ПАЛЬТО».

VII Работа с текстом.

Откройте учебник на странице 75 и найдите упражнение 9.

Прочитайте предложения.

(Ученики «по цепочке» читают предложения.)

Составляют ли данные предложения текст? (Нет.)

Почему? (Предложения не связаны, расположены не последовательно.)

Что нужно сделать, чтобы составить текст?

Какое предложение будет первым?

Почему его надо поставить первым? (Говорится о времени года, в которое происходит действие. Автор вводит в обстановку.)

Найдите у себя в группах карточку, где записано это предложение и положите ее первой.

(Ученики находят это предложение и кладут его на парту.)

А теперь в группах установите последовательность других предложений. Работайте сообща, выслушивайте мнение каждого участника группы.

(Учитель повторяет правила работы в группах.)

На доске:

* Убедись, что в разговоре участвует каждый.

* Говори спокойно и ясно.

* Говори только по делу.

(Ученики составляют текст, работая в группах.)

Давайте проверим, что вы получили.

(Каждая группа «по цепочке» зачитывает по одному предложению, учитель открывает их на доске.)

На доске:

Друзья.

Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучался в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад.

Получилось ли у вас работать в группах?

О чем этот текст?

Как его можно озаглавить?

А сегодня на уроке вы помогали друг другу?

Когда?

VIII Итог урока.

Чему еще учились сегодня на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало у вас затруднения?

Спасибо всем вам за хорошую работу на уроке!