Что значит белый цвет в психологии. Бордовый цвет в психологии. Главное – уметь сочетать цвета


Цвета являются одним из ключевых элементов жизни практически всех людей, потому что присутствуют в каждом объекте материального мира.

Информация о значении цветов в психологии может позволить людям лучше узнать друг друга и понять механизм формирования цветовых предпочтений.

История символики цвета

Издавна люди интересовались цветами, связывали их с богами, наделяли каждый оттенок специфическими свойствами .

Даже в каменном веке цвета уже имели значение для людей .

Красный связывался с кровью, мясом, огнем, — со смертью, — с чистотой и благом.

По мере развития человеческого общества менялось и отношение к цветам . Некоторые цвета стали ассоциироваться с высшими слоями общества — жречеством, знатью и королевскими семьями, поскольку именно они могли позволить себе окрашивать одежду в редкие и дорогие красители

Интересные сведения из истории символики цвета:

  • цвет в Китае издавна был цветом Императора, а основное население было лишено возможности носить одежду, окрашенную в этот цвет. В европейской части мира королевскими цветами считались , пурпурный и ;
  • в астрологии — паранауке, возникшей задолго до нашей эры, — цвета связали с астрономическими объектами, которые, согласно этому направлению, способны оказывать влияние на поведение, характер и будущее людей. Красный цвет — Марс, — Сатурн, — Солнце, — Венера, желтый — Меркурий, — Луна.

Психология цвета:

Влияние на самочувствие

Способность цветов оказывать влияние на психическое самочувствие человека доказано различными исследованиями.

К примеру, одно из них показало, что синее освещение на улицах способно в разы снизить уровень преступности, а другое — что предложения, написанные зеленым цветом, лучше запоминаются.

Человечество на протяжении собственного развития наделяло каждый цвет способностью не только менять психическое, но и физическое состояние .

Направление в нетрадиционной медицине, движущей силой которого является идея о том, что цвета способны лечить болезни, называется цветотерапией.

Но, к сожалению, исследования не показали, что цвета могут что-либо вылечить, поэтому людям, интересующимся цветотерапевтическими методиками, следует комбинировать их с методами доказательной медицины .

Особенности влияния цветов на самочувствие:

Воздействие цвета на подсознание:

Психотипы личности

В психологии существует масса личностных психотипов, и цветовой — один из них.

Согласно ему, людей можно разделить на четыре цветовых психотипа: синий, желтый, красный, зеленый.

Характеристики психотипов:

  1. Синий. «Синие» люди отличаются прагматизмом и обычно выбирают технические профессии. Их эмоциональная сдержанность иногда мешает находить им общий язык с незнакомцами, но с близкими людьми они раскрываются. Эти люди нацелены на лидерство, поскольку предпочитают иметь максимальную власть над ситуацией.
  2. Желтый. Коммуникативные способности «желтых» людей развиты практически до максимума. Они легко привлекают к себе внимание окружающих и имеют большое количество друзей. Их профессиональный выбор — социальная сфера: воспитатели, учителя, доктора, психотерапевты.
  3. Красный. Они заполнены энергией доверху и стремятся тратить ее с максимальной пользой. Это сильные, волевые люди, стремящиеся к лидерству. Иногда им присуща горячность, агрессивность.
  4. Зеленый. Такие люди делают все возможное, чтобы окружающие их считали знатоками в сферах, которые им важны. Это интеллектуалы, любящие рассуждать, исследовать и развиваться. Каждый их шаг просчитывается заранее, поэтому безрассудные поступки — это не о них. Также им присуще упрямство.

Безусловно, каждый человек представляет собой смесь нескольких типов, но в большинстве случаев всегда есть какой-то преобладающий цветотип.

Цветовые предпочтения в одежде

Одежда — это социальный маркер , который позволяет окружающим давать оценку личности носящего, его настроению, вкусу, увлечениям, способности продуктивно работать и многому другому.

Поэтому умение сочетать цвета очень важно для тех, кто хочет произвести определенное впечатление — хорошее, нейтральное либо негативное.

Выбор цвета в одежде обычно напрямую связан с цветовыми предпочтениями человека и его настроением в момент выбора предметов гардероба. Если человек регулярно надевает вещи определенных оттенков, они могут помочь узнать лучше его личность.

Человек, выбравший одежду красного цвета , отличается целеустремленностью, энергичностью и стремится делать все возможное для того, чтобы достичь поставленной цели, даже если для этого будет нужно идти по головам. Он общителен, ему присуща агрессивность, вспыльчивость, несдержанность.

Синий цвет выбирают сдержанные люди, практичные, стремящиеся к гармонии и комфорту.

Заслужить их расположение сложно, но, если это произошло, такой человек будет готов пойти на многое, чтобы не потерять того, кто стал ему важен.

Рациональные, думающие люди, любящие творчество, часто выбирают фиолетовый цвет . Светлым и ярким его оттенкам чаще отдают предпочтение молодые люди, которые стремятся отличаться от основной массы.

Розовый — цвет инфантильности, чрезмерной мечтательности, легкомысленности, романтичности. Такие люди плохо приспособлены к сложностям и стремятся найти человека, который их защитит.

Люди, предпочитающие одежду зеленого цвета , обаятельны, решительны и умеют сохранять самообладание даже в самых сложных ситуациях.

Желтому отдают предпочтение общительные, добродушные, светлые люди, умеющие производить позитивное впечатление на окружающих.

Человек, выбравший коричневую одежду , практичен, стремится последовательно решать задачи, аккуратен и ставит в приоритет качество, а не скорость.

Серый цвет — выбор сдержанных людей, с трудом доверяющих окружающим. Любители светло-серого общительны и уравновешены.

Белый цвет выбирают идеалисты и романтики, которые не прощают ложь и предательство.

Человек, в гардеробе которого преобладает черный цвет , часто имеет заниженную самооценку, скрытен и загадочен. С ним не всегда легко найти общий язык.

Влияние цвета на человека и значение цвета в одежде:

Особенности восприятия женщиной и мужчиной

Тестостерон — главный мужской гормон — снижает цветочувствительность, поэтому мужчины хуже, чем женщины, различают цвета.

Тетрахроматов — людей, чья цветовая чувствительность крайне сильно выражена, — среди женщин также больше, чем среди мужчин.

Улучшенное цветовосприятие у женщин связано с тем, что в их ДНК две X-хромосомы, а не одна. В особенности это касается умения распознавать оттенки красного цвета .

Был проведен эксперимент, во время которого мужчин и женщин на время ослепляли ярким цветом, и женщины после этого лучше, чем мужчины, различали цвета.

Зеленые оттенки мужчины чаще видят в более желтой гамме, а женщины — в зеленой.

Цвет апельсина мужчины идентифицируют скорее как красно-оранжевый, нежели как просто оранжевый.

Значение в психологии у детей

Психологические тесты, разработанные для детей , способны отобразить их психическое состояние, настроение, отношение к себе и к окружающим, взаимоотношения с семьей.

Ребенку предлагают нарисовать рисунок по какой-то определенной теме, например изобразить дом или дерево, а психолог оценивает рисунки и благодаря ним лучше понимает, кому из детей нужна помощь.

Цвета в подобных тестах имеют ключевое значение. Но и цвета в обычных детских рисунках могут многое сказать о ребенке.


Также важно и количество цветов , которые использует ребенок.

Здоровые, довольные жизнью дети 4-6 лет обычно используют не менее четырех-пяти цветов в рисунке, а если их количество меньше трех, то это может говорить о наличии проблем в психическом состоянии.

Тест Люшера

Тест Люшера — это тест, в процессе которого человек выбирает из группы цветовых карточек те, которые ему наиболее приятны или неприятны, до тех пор, пока те не закончатся.

Он позволяет определить личностные особенности человека, проходящего тест, его настроение, проблемы, психическое самочувствие.

Каждый цвет в тесте имеет свое обозначение. В тесте четыре дополнительных и четыре основных цвета .

Основные цвета кратко:

  1. Синий. Обозначает удовлетворенность, гармонию, умиротворение. Также означает потребность в удовлетворенности и надежной привязанности.
  2. Сине-зеленый. Обозначает уверенность, целеустремленность, упрямство. Также обозначает желание поднять собственную самооценку, возвыситься в глазах окружающих, добиться поставленных целей.
  3. Оранжево-красный. Обозначает волю, агрессию, также показывает потребность в активной деятельности, приводящей к необходимым результатам.
  4. Светло-желтый. Обозначает общение, радость, активность. Также означает желание иметь мечты и надежды на светлое будущее.

Дополнительными цветами являются коричневый, фиолетовый, черный, нулевой. Обозначают отрицательные тенденции: страх, стресс, огорчение, беспокойство.

Результаты трактуются в зависимости от того, в какой последовательности человек выбирает цветовые карточки.

Если человек выбрал основные цвета одними из первых, это значит, что его потребности удовлетворены либо он считает, что это так. В противном случае можно сказать, что его потребности не удовлетворяются.

О цветовом тесте Люшера в этом видео:

Таблица

В этой таблице представлены основные цвета и дана информация о том, что они символизируют.

Красный Красный цвет в психологии символизирует энергию, внутреннюю силу, активность, властность. Это цвет лидера. При этом он также ассоциируется с агрессивностью, раздражительностью, гневом, непримиримостью. Также красный цвет способен вызывать положительные чувства, такие как радость, удовольствие, особенно если удачно сочетается с другими цветами.
Оранжевый Символизирует активность, энергичность, целеустремленность. Многое зависит от того, в каких пропорциях в нем сочетаются красный и желтый. Если в оранжевом больше красного, он может ассоциироваться с агрессивностью. Оранжевый, наравне с желтым, — цвет радости, счастья, достатка.
Желтый Символизирует радость, активность, тепло, достаток, интеллект. При этом не все люди ассоциируют с ним исключительно положительные явления. К примеру, в основной массе людей бытует мнение, что желтый — цвет разлуки, измены, хотя это не совсем так. Также желтый известен как цвет, в который окрашивают стены в психбольницах (психушках). Родственный с ним золотой цвет символизирует богатство, красоту, славу и мудрость.
Зеленый Символизирует гармонию, спокойствие, счастье, развитие. Этот цвет, как и синий, считается одним из наиболее приятных для восприятия цветов, поскольку тесно ассоциируется с природой. Также зеленый цвет считается цветом надежности. Он хорошо успокаивает глаза.
Голубой Символизирует спокойствие, уравновешенность, познание, развитие. Его часто, наравне с синим, используют при разработке оформления сайтов и программного обеспечения, поскольку он считается цветом доверия (но синий в этом плане предпочтительнее). Также он способен, как и зеленый, хорошо успокаивать глаза.
Синий Символизирует спокойствие, гармонию, удачу, верность, познание, развитие. Это цвет доверия клиентов, поэтому его часто выбирают в качестве основного цвета при разработке рекламы и в оформлении сайтов. Цвет индиго — глубокий темно-синий цвет с вкраплением фиолетового — олицетворяет загадочность, вечность, лидерство.
Фиолетовый Символизирует мудрость, мистику, фантазию, креативность, познание. Это цвет творчества, поэтому его часто используют в рекламе товаров для творческих людей. Также этот цвет считается цветом одиночества.
Серый Символизирует практичность, тревогу, грусть, рутину. При этом он один из тех классических цветов, которые можно удачно сочетать практически с любыми оттенками. В Европе серый считается цветом джентльменов.
Коричневый Символизирует устойчивость, надежность, стабильность, комфорт, безопасность. Его редко выбирают молодые люди.
Белый Символизирует спокойствие, гармонию, традиционность, духовность. В некоторых странах белый считается цветом скорби и смерти.
Черный Символизирует загадочность, скрытность, замкнутость, депрессию, меланхолию. Этот цвет чаще всего связывают с негативными, а не с положительными ассоциациями. Но однозначно отрицательным считать его все равно не стоит.

Каждый цвет в психологии важен , каждый несет определенные характеристики, и, если знать их особенности, можно лучше понимать окружающих людей.

Основы цветовой теории:


Плохую книгу можно захлопнуть. От плохой картины - отвернуться. С плохого концерта или спектакля - уйти. Но есть группа искусств, которые воздействуют на людей постоянно и независимо от их желания. Они входят в понятие материальной культуры и связаны с формированием пространственной среды и предметного мира. Встречи с ними нельзя избежать, на них невозможно зажмуриться. Мы сталкиваемся с ними ежедневно и ежечасно, и столь же ежедневно и ежечасно человеческая психология вступает с ними в непосредственное взаимодействие, непрерывно влияя на них, и получая от них сильнейшее воздействие.

Эти искусства - архитектура, дизайн и костюм. И главным воздействующим элементом является цвет . Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа .

Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ СИНИЙ ЦВЕТ

Он также отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца. Синий - чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью.

Синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно. Если желтый излучает, то синий - поглощает, втягивает лучи в себя. Темно - синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. Темно-синий цвет, как и каждый из четырех основных цветов, является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически - покоя, психологически - удовлетворения. Кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружающим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В народе говорят: "Синий цвет - верность". В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем цветам чувствительности. Образы, которые несет в себе синий цвет - глубокая ночь, тишина, пещера, темнота, сказка...Он подходит как основной цвет для спален, гостиных. В сочетании с желтым и красным подходит для оформления детских, кухни. Если это глухой синий, то необходимо сочетать с такими же глухими красным, коричневым, зелены, белым. Если это небесно-синий, то сочетаться будет с пастельными тонами, розовыми, серыми, серебристыми оттенками. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Синий путь - женский, матриархальный.

Светло - синий (голубой) цвет . Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Светло-синий - цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не принимает обязательств. Светло-синий и есть то "очаровательное ничто". Это небо, вода, бассейн, цветы. Подходит для детских, спальни. Голубой - это игровое начало. Сочетаем с розовым, светло-зеленым, охристым, оранжевым, сиреневым и другими.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение,верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению. Обычно это люди с определившейся жизненной позицией, целеустремленные, даже агрессивные.

Красный цвет возбуждает , а поэтому импонирует наблюдателю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог сенаторов были красными. Но пурпурный с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать словами "роскошный" или "великолепный". По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Римбауд, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Так как научная психология цвета все высказывания обосновывает статистическим опытом, она не может дать оценку этому мнению, однако, она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: "Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений". В религиозной символике цвет используется также со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освещенных духом. Когда Эрнст Юнгер "Lob der Vokale" констатирует: "Так, красный цвет - цвет господства и мятежа", то в этом он видит проявление возбуждения. В красный цвет окрашено также знамя русской революции. Да, красное по своей сути - революция, переворот. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее. Красный цвет соответствует античному элементу "огонь", холерическому темпераменту, а по времени - современности, тогда как желтый указывает на будущее.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви. Красный путь - мужской, патриархальный. Синий путь - женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. "В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…".

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый - это цвет, который не так просто понять. Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный - эти две потивоположности в фиолетовом уничтожаются.

Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью - это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство - его очарование. Слияние противоположностей, отождествление - это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде - эмоции) и мышления всегда имеются субъективно - объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем, накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно - чувствительность. Всевозможные оттенки фиолетового цвета - от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное, божественное. Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать "захватывающий интерес" и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

В зеленом цвете желтый и синий (синий + желтый = зеленый), как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет статичен.

Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Оставаться верным себе, выполнять самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться, - этого требует гордость сине-зеленой саморегуляции.

Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста показывает, что люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих напитках, освежающих сигаретах или зубных пастах с ментолом. Так как зеленый оказывает успокаивающее действие, его можно применять в ванной, коридорах, уголках отдыха и уединения. Он может быть веселым, а может быть задумчивым, грустным. Оттенки зеленого безграничны. Сочетаем практически с любым цветом схожего с ним по тону, насыщенности; в контрасте с красным, оранжевым, желтым. По ассоциации рождаются образы природных мотивов - лес, водоемы, поляны и т.д.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий, а потому - согревающий. Яркость желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота.

Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего счастье, ибо таковое отсутствует. Если же, наряду с этим, отвергается синий - цвет покоя, удовлетворения и единения, - речь идет о несчастном, неподходящем для реальной связи человека, который, постоянно обеспокоенный, ищет удовлетворения в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего часто свидетельствует, например, об "ажитированной депрессии". Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность), а выбирают желтый (поиски и ожидание освобождающей разрядки) и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это характерно для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и, который стремится завоевать признание с помощью превосходства.

Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки, угнетающей их как зависимость. Считается, что желтый - цвет озарения, поэтому ореол Христа и святых также желтый. Сочетаем с черным, голубым, красным, зеленым - с локальными /основными цветами/ и пастельными цветами. Один из самых употребляемых в интерьере. Подходит практически для любой комнаты.

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый - это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, он не напряжение и не расслабление. Серый - вообще не территория, на которой можно жить; это только граница: граница - как ничейная полоса, граница - как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление для расчленения противоположностей. Если серый как границу ставят в тесте Люшера на первое место, то не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяких влияний, чтобы оставаться невозбудимым. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. То же наблюдается и во время экспертизы, когда не желают давать возможность изучить себя. Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что-нибудь.

Этот цвет предпочитают те, кто боится "высунуться". Во всех ахроматических цветах (серый, белый, черный) отсутствует дифференцированное отношение к объекту. И наоборот, выбор среди ряда хроматических цветов (по восьмицветовой таблице теста) показывает, насколько эмоционально относительно фиксированная структура личности реагирует на окружающую ситуацию.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный - как конечный пункт темноты. В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрирует абсолютное и окончательное решение ("черно-белый приговор"), которое принимается, когда лабильное состояние приводит к кризису. В белом или черном кризисе какой-нибудь возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство; белый как эксцентрическое растворение - бегство. Как известно, решение "сражаться или бежать" принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее сложившихся долях, а именно, в так называемой лимбической системе. Опыт проведения тестов показывает, что максимум 1,4% взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый и черный одновременно. Большей частью эти цвета избираются людьми, испытывающими сильное, невыносимое психическое давление с кризисным обострением, например, детьми в период полового созревания и пребывания в больнице, а также людьми с психическими и нервными расстройствами. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый - это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало. Поэтому платье невесты белое. Поэтому белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Кто в таблице ахроматических цветов отдает предпочтение белому цвету, тот "нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств". Белый - это граница начала и согласие; черный - это отрицание и граница, за которой прекращается "цветовая" жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею "ничто"; ничто, как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте. Знамена анархических и нигилистских союзов были черными; знамя мира - белого цвета.

Черный выражает застой , защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Кто ставит черный цвет на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Кто ставит черный на второе место, надеется, что он может от всего отказаться, если он способен насильно взять то, что выражает цвет, стоящий на первом месте. Если, например, на первом месте перед черным стоит красный, то форсированные, ничем не стесненные события должны компенсировать лишения. Если на первом месте перед черным стоит синий, то к гармонии вновь должен привести абсолютный покой. Если перед черным стоит серый, то это тотальное ограждение говорит об отрицании своей судьбы с таким отвращением, что даже хотят скрыть свои настоящие мысли и чувства. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, что по статистическим данным происходит чаще всего, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки. Так как он едва ли способен терпеть лишения, то он рискует выдвигать авторитарные сверхмерные требования. Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах.

Идеальный цвет

Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет - ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.

Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

Вот пред Вами четыре типа цветовой гармонии:

  1. Изохромия - композиция в одном цветовом пятне, тоне.
  2. Хомеохромия - цветовая композиция в пределах малого интервала.
  3. Мерохромия - композиция, где цвета подчинены одному главному цвету.
  4. Пойкилохромия - метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета.

А вот теория цветовой гармонии ученого Г.Н. Теплова:

  1. Однотонная , построенная на одном главном цвете или группе близкородственных цветов.
  2. Полярная , построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
  3. Трехцветная , построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
  4. Многоцветная , в котором при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

В гармонии должны быть заметными по крайне мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, тое есть лишь количественное отношение красок.

Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного, через изменения в цвете. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или в радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.

Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.

В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности локальных цветов - синий, желтый, красный и их оттенки.

Для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых -ахроматические цвета пастельных тонов. Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом.

Мы видим одно из свойств предмета - оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о свойстве и характеристике предмета и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло. Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.

При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки. В древние времена первобытные "человеки" пользовались природными красками - красной глиной, углем, цветным соком растений.

В 1856г. Паркинсон объявил на весь мир о том, что он из химической смеси получил анилиновые краски. С тех пор мы пользуемся "неприродными" цветами - ультрамарином, лиловым, болотным и т.д., смешиваем их и получаем новые оттенки. Х. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево - красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево - красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно - синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом - наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось. То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. "Язык" цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие.

Вконтакте

Одноклассники

О влиянии цвета на сознание человека известно уже достаточно давно. Значение каждого из них заложено в разной символике (гербы, флаги, знамёна, униформа в разных профессиях, логотипы известных производителей и т.д.). Известно также, что очень часто люди принимают судьбоносные решения под влиянием какого-то определённого цвета. С цветом связано достаточно много поговорок, народных высказываний и афоризмов. Случайность это или закономерность?

Если задуматься, то каждый человек, предмет, явление или событие может ассоциироваться с конкретным цветом, у каждого из нас есть собственная ассоциативная система, по которой мы можем запомнить или вспомнить событие из своей жизни. Восприятие человеком и значение цветов в психологии объясняется в разных аспектах. К примеру, если взять дни недели – подумайте, с каким цветом каждый из них у вас ассоциируется? Это же можно сказать в отношении цифр, торжественных дат и праздников (вспомните, праздник 8 марта всегда ассоциируется с такими цветами, как красный, оранжевый, зелёный и жёлтый). С психологической точки зрения, каждый цвет на разных людей оказывает разное влияние.

При взгляде на любой из них у разных людей могут возникать разные ассоциации, настроение и эмоции. Кто из нас и как часто задумывается, почему в политической сфере чаще фигурирует синий цвет, в сфере рекламы – красный? Почему в светофоре используется только зелёный, красный и жёлтый цвет? Почему идти можно на зелёный цвет (цвет доверия, одобрения), а на красный (цвет тревоги и опасности, запрещающий) – нельзя? Что означает выражение «мне фиолетово» или поговорка «хоть трава не расти»? Источник ответов на все эти вопросы лежит в плоскости психологического восприятия цвета человеком.

Как человек воспринимает цвета (физиология восприятия)?

Восприятие цвета формирует отношение человека и общества ко многим явлениям и событиям, однако и само это отношение часто формируется под влиянием того или иного цвета. Правильнее будет сказать, что первопричиной, всё-таки, будет физиологическая составляющая человека, которая затем становится основой для восприятия им цветов и формирования определённого отношения к каждому из них.

К главной физиологической составляющей можно отнести орган зрения человека – глаза, особенности их строения и функциональные возможности точно передавать информацию в виде картинки или изображения. Функция глаза – восприятие цвета и мгновенная передача информации о нём в мозг, где начинается сложный процесс обработки полученной информации, результатом которого являются определённые сигналы, которые получает периферийная нервная система человеческого организма.

Любой предмет, который видит человеческий глаз, обладает определённой степенью и длиной волн рефракции, отражения и поглощения – это известно нам из курса школьной физики. Самая длинная волна характерна для «горячих» (красный, жёлтый, оранжевый и их оттенки) цветов, восприятие их требует много энергии, поскольку цвета эти характеризуются, как «активно-наступательные».

Экспериментально доказано, что воздействие ими на человека способствует у него повышению частоты пульса, дыхания и сердцебиения. Это цвета, возбуждающие его психическое и эмоциональное состояние. Цвета, относящиеся к спектру «холодных цветов» (голубой, зелёный и их оттенки) характеризуются короткими волнами, энергии на их восприятие требуется намного меньше, при этом, процессы метаболизма снижаются. Они способны успокаивать психику человека, действовать на него расслабляющее, комфортно и успокаивающе.

Важную роль в жизни каждого из нас играет цветовая коммуникация – способность воспринимать цвет согласно физиологии, с учётом примеров из собственного жизненного опыта. К примеру, отправляясь по важному делу, в качестве консультанта (советника, адвоката, помощника) вы подсознательно выберете человека, одетого не в розовый костюм, а в костюм чёрного (серого или коричневого) цвета.

Цветовая коммуникация лежит в основе обустройства наших домов, участков, оформления интерьера комнат, выбора одежды и подарков своим близким. Её используют в своей практике все сферы производства, когда предприятия тщательно продумывают дизайн новой продукции и разрабатывают рекламные материалы с целью привлечь к ней потенциальных покупателей.

На вопрос, какие цвета и как воспринимает человек, могут ответить психологи. По их мнению, значение цветов в психологии и отношение к ним человека позволяет приоткрыть тайну становления и развития его личности.

Фиолетовый цвет в психологии

Этот цвет считается сложным, поскольку образован сочетанием двух других – синего и красного. Во времена Средневековья фиолетовый цвет ассоциировался с раскаянием, позже – с беременностью (вспомните картины известных художников, которые они писали с беременных женщин). В наше время фиолетовый относят к опасным цветам, оказывающим негативное воздействие на человека, его психологическое и эмоциональное состояние.

Предпочтение этому цвету обычно отдают люди, которые достаточно критичны к себе и склонны к рациональному контролю ситуации. Таким людям, как правило, не удаётся реализовать себя в жизни, они недовольны условиями жизни, социумом, законами, часто раздражаются, очень скрытны по натуре. Вместе с тем, этот цвет влияет на них позитивно, повышая их самооценку.

Красный цвет в психологии

Это активный и горячий, даже агрессивный цвет, способный вызывать чувство тревоги и беспокойства. Ассоциируется он обычно с опасностью, запретом и агрессией. Красный цвет легко привлекает к себе внимание, поэтому часто используется в рекламной сфере и в оформлении различных знаков, предупреждающих об опасности. Поскольку он вызывает учащение сердечного ритма, частоты дыхания и пульса, повышает АД, на него не рекомендуется долго смотреть. По этой же причине дизайнеры рекомендуют с осторожностью использовать его в интерьере.

Черты характера, формирующиеся под влиянием красного цвета – это смелость, активность, настойчивость, жестокость, эгоизм, нетерпимость, властность, решительность, демонстративность, похоть, алчность упорство, сексуальность. Также его носители стремятся быть первопроходцами и доминировать во всём.

Как видно, в перечне выше присутствуют, как позитивные, так и негативные черты характера. Сила их влияния на человека зависит от цели, которую он преследует и особенностей его личности (положительный персонаж или отрицательный).

Люди, предпочитающие этот цвет, относятся к категории волевых, смелых, активных и общительных личностей. Также ему отдают предпочтение те, кто хочет выглядеть сексуальным или привлечь к себе внимание окружающих. Чаще всего красный цвет выбирает себе хозяина – «красного» человека по натуре и характеру. Только такие люди выглядят гармонично в красном цвете и способны питаться его энергией, а не наоборот.

В сексуальных отношениях «красные» люди предпочитают доминировать, они любят ролевые игры, допускающие агрессию, свойственную любителям красного цвета.

Сиреневый цвет в психологии

С точки зрения психологии, сиреневые оттенки говорят о привязанности вообще, неважно, что или кто становится объектом этого чувства – другой человек, животное, предмет одежды или какая-нибудь вещь.

Носители и сторонники сиреневой гаммы являются утончёнными натурами, они чувствительны, не терпят разлуки и расставаний с дорогими сердцу людьми и любимыми вещами. Этих людей относят к категории творческих, они отличаются завидным терпением и постоянной готовностью оказать помощь нуждающимся. Наряду с такими позитивными качествами, им свойственна склонность к стрессам и депрессиям, однако, справляются с ними самостоятельно – без посторонней помощи.

У многих народов сиреневый цвет и его оттенки связаны с медитированием, это цвет отчуждения и неземного восприятия жизни. Традиционно его считают также цветом уравновешенности, гармонии, философского отношения к жизни, рассуждения и определённой стильности.

Носители этого цвета не похожи на других, характеризуются наличием смекалки и отменными умственными способностями. Среди них часто встречаются личности, стремящиеся к совершенству, допускающие даже некоторую изощрённость. Они умеют бурно фантазировать, их фантазии красочны и нереальны, в них нет места «тёмным» силам, их сказки нравятся детям.

В общении с другими людьми большое внимание уделяют их внешнему виду. Сами являясь натурами аристократичными и утончёнными, они ищут эти качества у других. Они достаточно сентиментальны и романтичны, склонны к ностальгии. В связи с тем, что сиреневый и фиолетовый цвета похожи и близки, «сиреневые» люди также являются обладателями творческих способностей и в спорах всегда занимают позицию людей талантливых и незаурядных.

Зелёный цвет в психологии

Практически у всех народов нашей планеты зелёные тона считаются успокаивающими и расслабляющими. Зелёный – это цвет природы и жизни, перспективы развития. Он позитивно влияет на организм человека, обеспечивает релакс и исцеляет.

Зелёная гамма оттенков зелёного может означать безопасность, ревность, плодородие, жизнь, чистоту, экологию.

«Зелёные» люди рациональны и гармоничны, к жизни относятся очень серьёзно и ценят каждое её мгновение, они любят всё живое, очень отзывчивы и добродушны. Из них не получится хороших воинов, потому что по природе своей они не способны причинить зло другому живому существу. Обладая богатым внутренним миром и добродушием, они не спешат открывать его окружающим, они осторожничают и имеют склонность прислушиваться. Однако, называть их скрытными и подозрительными будет не очень правильно.

В отношениях с сексуальным партнёром, в глазах его выглядят чистыми и наивными, они несколько неуклюжи и неловки, но обладают страстью, темпераментны, нежны и терпеливы. Это верные спутники в брачном союзе.

Жёлтый цвет в психологии

Жёлтые оттенки действуют стимулирующе на мозговую деятельность и нервную систему человека. Однако слишком долгое воздействие жёлтого может дать негативный результат – перегрузку и перевозбуждение, что крайне негативно скажется на здоровье человека. Это цвет радости, веры, надежды и всего самого хорошего, что может пожелать себе человек. Это цвет солнца и этим всё сказано.

Этот цвет, особенно в сочетании с тёмными (чёрный, и тёмные оттенки синего, зелёного, бордового) часто используется в сфере рекламы, поскольку стимулирует мозг человека к тому, что написано тёмными буквами на жёлтом фоне.

Жёлтый цвет ассоциируется с интеллектом, озарением и воображением. Он является олицетворением честности, символом веселья праздника и радости, но в то же время также и печали, измены, грусти и разлуки. Психология рассматривает этот цвет, как символ безумия, недаром давно уже существует такое понятие, как «жёлтый дом», в народе более известный под названием «психушка».

«Жёлтые» люди стремятся раскрыть все свои таланты и полноценно реализоваться во всех сферах деятельности и жизни. Они умеют ставить цель перед собой и идут к ней «светлым» путём. Им свойственна креативность мышления и экстравагантность действий. Такие люди умеют концентрировать своё внимание на главной цели, хотя им свойственна и некоторая рассеянность. Люди, любящие жёлтые тона, могут быть критичными к себе и окружающим, учитывая, что у них нет склонности к низкой самооценке, мнение их относительно других людей может быть слишком жестоким.

В отношениях «жёлтые» люди безоговорочно подстраиваются под своего партнёра, создавая ему все условия для их позитивного общения.

Черный цвет в психологии

Черные тона в большинстве стран мира ассоциируются с авторитетностью, официозом, авторитарностью, скорбью. Это цвет весомости, который ассоциируется с власть имущими и богатыми людьми, респектабельностью. Его также считают цветом загадочным, таинственным, ведьмовским и мистическим.

Характеристика чёрных тонов абсолютно противоположна белому цвету, чёрный цвет способен поглощать все цвета безвозвратно. Он обозначает мистику, пустоту, предвидение и созидание, покой и тишину. Способен внушать страх, придавать силу и держать интригу.

«Чёрных» людей считают загадкой, не осознавая этого они, в свою очередь, привлекают к себе внимание окружающих некоей тайной (зачастую мнимой), которую обеспечивает чёрный наряд. Человека всегда влекло всё необычное, странное, сокрытое и пугающее. Люди, одевающиеся исключительно в чёрную одежду, не удовлетворены своей жизнью (если только они не пребывают в трауре). Это попытка спрятаться от всего и всех, оградить себя от какого-либо влияния. «Черных» людей по умолчанию считают мрачными, закрытыми и склонными к депрессии.

Мировая мода любит этот цвет за его универсальность, практичность комфортность и удобство в носке. Люди, носящие чёрную одежду, пребывают в постоянном сомнении, они находятся в состоянии борьбы с миром и с самим собой, это всегда творческие, яркие и незаурядные личности.

В отношениях с сексуальными партнёрами люди «в чёрном» склонны экспериментировать.

Оранжевый цвет в психологии

Оранжевый цвет, как и жёлтый, вызывает ассоциацию с солнцем и теплом. Это цвет повышения настроения, цвет бодрости, активности, свершения целей и решения важных задач. Поэтому оранжевые тона также часто используются в рекламной сфере, как и жёлтые.

Значение оранжевого цвета связывают с радостью, теплом, всепрощением, свободолюбием, терпимостью, энергией. А также – со спонтанностью, внезапностью, нарочитостью и удовольствием.

«Оранжевые» люди любят творчество, они очень сильные и свободолюбивые, умеют прощать. Они сами источают «солнечную» энергию и способны зарядить ею всех окружающих, в их арсенале она, практически, неиссякаема. Такие люди всегда имеют о себе слишком высокое мнение, могут быть надменными и наделять своей энергии других помимо их воли, поскольку часто испытывают потребность сбрасывать её излишки.

Люди с натурой оранжевого цвета – это всегда отличные спортсмены. Им свойственно легко увлекаться новизной и новыми веяниями, правда, также быстро они «перегорают» и теряют к ним интерес.

Интимная сфера – это область, где могут раскрыться на все 100%. Им не свойственно пуританство, они любят фантазировать, бурлят эмоционально и считают себя великолепными половыми партнёрами.

Голубой цвет в психологии

При желании произвести на кого-либо позитивное впечатление, одевайтесь в одежду голубых тонов и оттенков, поскольку этот цвет лучше других внушает доверие и вызывает уважение к вам со стороны окружающих. С его помощью можно подчеркнуть собственный статус в социуме, дать понять, что вы являетесь приверженцем чистоты, прямолинейности и стабильности.

Голубой цвет успокаивает, он ассоциируется с охлаждением, умиротворением, спокойствием. Его часто используют с целью мотивировать работников к работе и ориентировать их на добросовестный труд. В офисах, стены которых окрашены в голубые тона, практически отсутствуют ссоры и распри, коллектив более дружный и целенаправленный.

Голубой цвет способен придавать силы тяжелобольным людям в борьбе с недугом, поэтому в больницах стены часто окрашены именно в голубой цвет. Спортсмены, которые тренируются в спортивном зале, оформленном в голубом цвете, также показывают более высокие результаты на соревнованиях и чемпионатах.

Синий цвет в психологии

С синими оттенками часто связывают такие понятия, как прозрачность, смирение, безграничность, чистоту и беспечность. Он ассоциируется с согласием, простотой, комфортом, мечтательностью, миром и равновесием.

«Синие» люди, являющиеся носителем этого цвета по природе своей внутренней натуры, не знают, что такое «границы» или «рамки». Словно океан, они привыкли свободно действовать и безгранично властвовать в своих владениях или в своей сфере деятельности.

В отношениях с другими людьми они могут быть безгранично великодушными или глубоко безразличными. Это люди водной и воздушной стихии – двух полярных плоскостей, двух крайностей.

Носители и сторонники голубого цвета смотрят на всё под различными ракурсами, они судят об чем-либо с точки зрения «моя колокольня». В этой связи они способны найти нестандартное решение к любой, даже самой усложнённой, задаче. Они гармоничны и сильны, притягивают к себе других людей, которые по жизни часто сомневаются и колеблются.

«Голубые» люди не склонны к мечтаниям, они умеют преподнести любую реальность в нескольких ипостасях – это их дар. Они могут быть великолепными политиками и дипломатами. Дружелюбие, открытость, лёгкость в общении, терпение и выдержка, врождённая тактичность и невозмутимость – это их конёк.

Иногда они сами себя могут вогнать в хандру, долго скучать и томиться бездельем, но также самостоятельно находят выход из этого состояния, обретая новую идею и смысл к жизни.

Розовый цвет в психологии

Цветом притупления эмоций, агрессии и гнева считается розовый цвет, который также ассоциируется с детством, чем-то мягким, тёплым и комфортным. Его часто можно увидеть в интерьере детской комнаты, в детской одежде. Выражение «розовая мечта» связано с этими же понятиями, она означает что-то исключительно позитивное и желанное, не способное причинить зла.

Розовый – это символ нежности, мягкости, романтизма, легкомыслия, инфантильности, чего-то безмятежного и праздного.

Розовый цвет ассоциируется с добром, романтикой, любовью и страстью. Его предпочитают те, кто стремиться познать всю полноту жизни, получать новые впечатления и ощущения. «Розовые» люди способны трудиться без устали, они серьёзно относятся к делу, ожидая желаемого и ожидаемого результата.

Некоторые из них более проявляются в обратной ипостаси, когда о них можно сказать, как о легкомысленных, инфантильных и неинтересных личностях. Но они всегда забавны, добродушны и безобидны. Люди розового цвета склонны жить иллюзиями прошлого или фантазиями будущего. Они любят публичность, признание, популярность, их легко обидеть и довести до слёз, они чувственны, обидчивы и плаксивы, легко управляемы. Хорошие подражатели других людей, хотя всегда делают это с толикой индивидуальности.

Относительно сексуальных отношений можно сказать, что «розовые» люди могут дать меньше, чем обещают. Заманивая партнёра быстро, они также бы быстро его теряют, поскольку он также быстро теряет к ним интерес.

Коричневый цвет в психологии

Коричневый цвет – это неотъемлемая составляющая людей, которые уверены в собственных силах. Он ассоциируется с трудностями и препятствиями, которые следует устранять, поэтому это цвет людей-трудоголиков, а также людей, способных «резать правду-матку». Одежда в коричневых тонах – это благоприятный фактор при попытке трудоустроиться.

Коричневый цвет ассоциируется со здравым смыслом, надёжностью, устойчивостью. Его также связывают с разочарованием, депрессиями, сомнениями – это негативная сторона коричневого цвета.

Коричневый цвет – сложный, потому что образуется двумя другими весомыми цветами (классический красный и затемнённый жёлтый). Он сочетает в себе активность, агрессию и напористость красного цвета, свойства которого словно гасит вторая его составляющая – жёлтый цвет.

«Коричневые люди» обожают жизнь, принимают её во всех проявлениях, но более рассудительны и степенны. В критических ситуациях они способны проявить хладнокровие, рационализм и прагматизм, но хладнокровными или равнодушными их нельзя называть. Они всегда готовы поддержать, сгладить конфликт, погасить негативные эмоции и привести окружающий мир к прочной гармонии. Это оптимисты и большие трудяги.

В сексуальной жизни они более традиционны и консервативны, для них намного важнее эмоциональная составляющая отношений между людьми, нежели секс.

Серый цвет в психологии

Серые тона и оттенки всегда ассоциируются с нейтральностью. Этот цвет нравится немногим людям, некоторых он раздражает, остальные его просто не замечают. У этого цвета есть уникальное свойство не отвлекать, не «перетягивать одела» на себя, оттесняя другие цвета.

Это цвет дружелюбия и спокойствия, довольства и порядка, скрытых желаний, уязвимости, здравомыслия, равновесия, реализма. Он олицетворяет норму чего-либо, какой-либо стандарт. Он не отвлекает от важных дел, дружелюбен, тактичен и надёжен.

Люди, одетые в серую одежду, самодостаточны, они не нуждаются в чьём-либо признании, их всё устраивает, своей «стихии» чувствуют себя более уверенно. Они очень лояльны, терпимы, не агрессивны.

Серый цвет незаметен, обладает способностью принимать полутона и сглаживать границы, поэтому часто ассоциируется с бесконечностью и свободой. Существование на пределе «за гранью» вынуждает «серых» людей быть осторожными и постоянно контролировать ситуацию. Отсюда, наверное, и пошло выражение «серый кардинал».

Медики и психологи убеждены, что в серые одежды часто одеваются люди, пребывающие на грани нервного или эмоционального истощения. Сексопатологи утверждают, что «серые» люди относятся к сексу, как к физиологической составляющей, обуславливающей существование человека вообще. Секс не является для них большим наслаждением, но и умалять его значение для человека они не склонны.

Белый цвет в психологии

Стремление к белому – это подсознательная потребность человека. Это цвет чистоты, невинности, новых начинаний в любой сфере и отношений между людьми. Это цвет непорочности, открытости, готовности открыть все тайны мироздания, цвет ангелов и спасителей, светлых сил. Белый цвет олицетворяет красоту, гармонию, радость и праздник, ликование, почёт, возвышение.

Медики одеты в белые одежды, как носители добра и бескорыстной помощи всем её страждущим. Униформу такого же цвета предпочитают носить кулинары и повара, специфика работы которых – накормить ближнего «хлебом насущным».

Белый цвет является символом бескорыстности, честности, завершённости и совершенства. Он ассоциируется со свободой возможностей, не допускающей каких-либо барьеров. Это цвет, который символизирует равенство, поскольку в структуру его в равной доле входят все остальные цвета.

Связывать белый цвет с определённым типом характера нельзя, поскольку это «интернациональный» цвет, или «божественный». Его предпочитают носить многие люди, часть из них – по роду деятельности, часть – по предпочтению. Белый цвет у всех народов является основным в нескольких национальных обрядах.

Люди, любящие носить белоснежную одежду, чаще могут представлять собой педантов и неординарных зануд, расчётливых мерзавцев и невозмутимых аферистов. Поскольку сам белый цвет изначально располагает к себе, им часто пользуются не только во благо, но и с тёмными намерениями.

Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого согласно оттенкам и палитрам прямо говорят о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Предпочтения в цветах так же характеризуют темперамент и настрой касательно грядущего события.

Выбор правильного тона способствует различным эффектам и может даже гарантировать успех в разнообразных начинаниях (на работе, свидании, знакомстве с важными людьми и прочее).

Понимая, что несут в себе определенные оттенки и сочетания, каждому человеку будет проще ориентироваться и даже направлять ход событий в нужное русло. Понять свое состояние, увидеть изменения в своих друзьях и знакомых, поспособствовать улучшению своего настроения и много другого можно правильно подобрав и скомбинировав определенные цвета в своем стиле и окружении (предметы на рабочем столе, домашнем интерьере и т.п.).

Специалистами доказано, что определенные события или воспоминания напрямую связанны с тем или иным цветом. Различные праздники и события практически у каждого ассоциируются с яркими оттенками, такими как красный, оранжевый, зеленый, розовый, желтый и т.п. Печальные же события всегда веют черным или серыми тонами.

Подсознательно люди похоже воспринимают и реагируют на цвета. Еще с детства человек привыкает воспринимать красный как тревожный знак, запрет и тревогу. Зеленый же наоборот позволяет совершать желаемые поступки, уверенно двигаться вперед, не ощущая опасности. Каждый из них имеет свои особенности, по разному влияют на восприятие и психологическое состояние человека.

Фиолетовый цвет в психологии

Соединив красный и синий цвет, получается фиолетовый. Расшифровка данного оттенка имеет определенные сложности и несколько нюансов. Большинство художников в древности писали беременных девушек с использованием данного оттенка палитры. Объясняется подобное явление созвучностью с чувственностью.

В современном мире специалисты утверждают о его негативном и даже депрессивном воздействии на человека. Большинство самокритичных, угрюмых, недовольных жизнью личности предпочитают окружать себя фиолетовыми предметами и одеждой. Применяя его в небольшом количестве можно получить выгоду, ведь фиолетовый завышает самооценку. Стоит отметить, что данный цвет не используют при работе с пожилыми людьми и маленькими детьми.

Синий цвет в психологии

Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Именно созерцая на насыщено-синие вещи человеку свойственно погружаться в раздумья, размышлять о смысле жизни и вечном. В фильмах и рассказах маги изображены в синих одеяниях. Будда с Кришной имеют синий окрас, что говорит о мудрости и внутренней гармонии.

Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Одежда в подобных тонах веет строгостью, высокой духовностью и серьезной жизненной позицией. Синий благоприятно влияет на нервную систему, обладает успокаивающими свойствами и тушит чрезмерно проявляющуюся страсть.

Желтый цвет в психологии

Данный цвет является одним из наиболее ярких и позитивных. Цвет лета, солнца и тепла положительно влияет на мозговую деятельность, способствует повышению настроения и заставляет работать воображение. Безусловно, чрезмерное использование желтых оттенков в одежде и интерьере может привести к перевозбуждению. В интерьере его необходимо гармонично соединять с более темными и умиротворяющими тонами.

Предпочтение желтому отдают позитивные и талантливые личности. Те, у кого огромное количество идей и талантов. Целеустремленные, позитивные и способные подстраиваться под собеседника люди. Кроме всех этих позитивных характеристик желтый цвет имеет вторую сторону медали. Именно он считается символом слабоумия и сумасшествия.

Зеленый цвет в психологии

Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Целительные и релаксирующие свойства уже давно доказаны. Длительное созерцание на зеленый несет в себе рассеянность и скуку.

Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. Зеленый гасит негативные воздействия депрессивных и негативных цветов. Именно поэтому его совмещают с темными депрессивными тонами (фиолетовый, черный и т.п.) создавая идеальную одежду и интерьеры.

Красный цвет в психологии

Победоносный цвет характеризующейся чрезмерной активностью, целеустремленностью, жесткостью и даже агрессивностью. Также именно красный сопоставляют страсти, любви и самопожертвованию. Его наиболее часто используют в маркетинговых концепциях (афиши, реклама и прочее) и в знаках предупреждающих об опасности (дорожные, светофоры). Специалисты не рекомендуют увлекаться и длительно смотреть на красный цвет палитры.

Особы, симпатизирующие красному, обладают сильным характером, очевидной смелостью и целеустремленность. Страсть, импульсивность, властность и упорство могут играть как на пользу, так и во вред человеку.

Оранжевый цвет в психологии

Оранжевый довольно близок к желтому. Он имеет схожие особенности и свойства. Бодрость, позитивный настрой, страсть, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Входит в список лучших цветов для психотерапии.

Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Стоит учесть, что их особенностью является непостоянство и надменность.

Сиреневый цвет в психологии

Символом привязанности и теплых чувств является именно сиреневый цвет. Он наталкивает на философские взгляды на жизнь, душевное равновесие и ощущения полета.

Любители сиреневого являются весьма романтичными, сентиментальными, мечтательными, романтичными и чувственными натурами. Несмотря на мягкость натуры, они обладают безупречными умственными способностями и отличной смекалкой. Внимательное отношение к своему внешнему виду и к внешности окружающих, готовность прийти на помощь – еще одно качество неотъемлемое качество «сиреневых» людей.

Голубой цвет в психологии

Окружая себя голубыми цветами, человек ощущает комфорт, защищенность и надежность. Он позволяет отключиться от всех проблем, не думать о завтрашнем дне и имеющихся проблемах.

Все предпочитающие данный вариант оттенка являются сконцентрированными, уверенными в себе, прямолинейными и сконцентрированными личностями. Это отличные офисные сотрудники. Те, кто умеет тихо, но уверенно добиваться необходимого результата.

Розовый цвет в психологии

Цветом наивности, детства, беззаботности и влюбленности является именно розовый. Наивные мечтания и фантазии, успокоение и отвлечение от дурных мыслей – именно этими свойствами обладают розовые краски.

Любители розового весьма трудолюбивы, мечтательны и преданны своему делу. Они обидчивы, плаксивы, обладают добрым темпераментом и даже детской наивностью.

Черный цвет в психологии

Несмотря на ассоциации со скорбью и печалью черный цвет всегда привлекает внимание окружающих. Воплощение силы, уверенности, интриги, богатства и загадочности также несет в себе данный вариант палитры. В моменты депрессии он лишь усугубляет положение, затягивает процесс грусти и отстраненности от окружающего мира.

Любители черного – чаще всего смурные, замкнутые в себе и слишком серьезные личности.

Белый цвет в психологии

Чистота, невинность и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры.

Сотрудники медицинской сферы носят именно белые халаты. Это связано с ассоциациями цвета с добром, честностью и совершенства. Во многих странах в традиционных одеяниях присутствует данный цвет. Точно раскрыть характер любителей белого невозможно, так как его широко используют в качестве рабочей одежды. Он эффектно смотрится в сочетаниях с прочими вариантами цветов и является классическим вариантов.

Бирюзовый цвет в психологии

Является самым холодным из всей палитры оттенков. Имеет очень привлекательный вид и никого не оставляет равнодушным. Несет в себе прохладу морских волн, исцеление, умиротворенность и творчество. Многие люди предпочитают носить украшения с бирюзой, приносящие удачу и оберегающие своего владельца.

Серый цвет в психологии

Смесь совершенно противоположных цветов (черного и белого) несет в себе нейтральные ощущения. «Золотая середина» в основном игнорируется людьми, ассоциируется с рабочими буднями и повседневностью. Несмотря на то, что мало кто обращает внимание на серый цвет, он несет в себе дружелюбие, спокойствие, стабильность, реализм и здравый смысл.

Небольшой процент тех, кто отдает предпочтение серому дружелюбны, учтивы и терпеливы по своей натуре. Предпочтение и окружение себя серыми тонами свидетельствует об эмоциональной истощенности и нервозности человека.

Коричневый цвет в психологии

Символ трудолюбия, надежности, устойчивости, преданности работе и своему делу – это именно коричный. Негативной стороной является ассоциирование коричневого с сомнениями и разочарованиями.

Те, кто предпочитает коричневые цвета палитры, являются целеустремленными и любящими жизнь личностями. Они рассудительны, рациональны и оптимистичны.

Психология цвета в одежде

Для деловых встреч и продвижения по работе идеально подойдут строгие наряды синего, голубого, коричневого, серого цвета. Сочетания белых цветов с черными также несут положительный эффект.

Встреча с друзьями и родственниками, прогулки в парке, по городу требуют более ярких и сочных красок, особенно, если это теплый период времени. Одежда зеленого, желтого, бирюзового, сиреневого, оранжевого тонов нельзя игнорировать и оставлять висеть в шкафу.

На свидание и романтический ужин слабый пол довольно часто прибегает к нарядам с красными вставками и элементами. Данный ход разжигает страсть и возбуждающе действует на партнеров.

Психология цвета в интерьере

Яркие оттенки (желтый, оранжевый, зеленый, красный) наиболее часто используются при оформлении кухни. Мебель этих цветов способствует повышению аппетита и улучшению настроения.

Синий, фиолетовый и голубой активно используются в ванных комнатах.

Нежелательно использовать синий, фиолетовый и белый цвет в детских комнатах. Правильней всего организовывать детские в розовых, персиковых и прочих теплых тонах.

Очень часто общественные заведения (кафе, рестораны, гостиницы) прибегают к оформлению помещения с помощью коричневых и красных оттенков.

Исследование значения цвета в психологии, классификация и влияние их на сознание человека.

Каждый цвет в психологии по-разному влияет на сознание и обладает значением. Видя какой-то оттенок, мы ощущаем определенную эмоцию. Под цветовым влиянием люди совершают определённый выбор, не задумываясь об этом.

Значение цвета в психологии

Концепцию цвета выработал Гетте: светлые тона возбуждают, а тёмные – успокаивают. Палитра может оказывать мимолётное физическое, а при долгом взгляде — психическое воздействие.

Воспринимаются цвета через ассоциации, к примеру, синий – холодный. Далее восприятие переходит на органы – до тактильных ощущений. Каково же значение каждого цвета?

Фиолетового

Обозначает чувственность, стоящую на грани индивидуальности, можно определит его как внушаемость. Олицетворяет идеализм, повышает самооценку. Это тяжелый тон, который следует разбавлять золотом, так как он способен привести к депрессии. Его не советуют при работе с детьми.

Бирюзового

Влажный и холодный, глубокий таинственный. И чем синего больше, тем сильней, напряженней и холодней его воздействие. Если больше жёлтого — оттенок действует гармоничнее и легче. Бирюзовый цвет используют для создания свежести и прохлады, также он символизирует стерильность.

Красного

Олицетворение могущества, прорыва, воли к победе, достижения того, чего хочется. Красный цвет желает всегда быть первым, он постоянно в движении, это источник энергии.

Его кредо – “выживает сильнейший”. Он заставляет настораживаться при опасности, воплощает страсть и возбуждает страстность.

В чувствах ему свойственна максимальность. Этот цвет олицетворяет активность во всем, даёт силы и воодушевляет продолжать начатое.

Синего

Синий создает предпосылку к глубокому размышлению о жизни; призывает к поиску смысла, истины. Однако не даёт ответа к пониманию смысла жизни, вгоняя в слабость и меланхолию. Вызывает не чувственные впечатления, а духовные.


Синий – это:

  • постоянство;
  • упорство;
  • настойчивость;
  • преданность;
  • самоотверженность;
  • серьёзность;
  • строгость.

Коричневого

Затемнённый красно-жёлтый цвет, указывающий, что импульсивность и жизненная сила цвета красного замирает и сдерживается. В нём остаётся жизненность, потерявшая свою активность. Определяет жизненные ощущения тела.

Те, кто предпочитают этот оттенок в одежде, нуждаются в физическом отдыхе и покое.


Он олицетворяет:

  • преданность;
  • стабильность;
  • успокоение;
  • поддержку в период волнений.

Зелёного

Олицетворяет покой и неподвижность. В нём всегда заложены жизненные возможности, содержится потенциальная энергия, зелёный отражает напряженное внутреннее состояние.

Зеленый выражает, как человек относится к самому себе – скрывает свои тайны. Он означает новые начинания и процветание, вдохновляет стабильность.


Жёлтого

Олицетворение ума, влияния доминанта. Он помогает в преодолении трудностей, способствует концентрации внимания. Под влиянием жёлтого быстро принимаются решения.

Предпочитающие жёлтый, борются при помощи слов, обожают, когда ими восхищаются и не терпят быть загнанными в угол.

Для них свойственна:

  • высокая самооценка;
  • уверенность в себе;
  • сообразительность;
  • интуиция.


Оранжевого

Отвечает за удовлетворение всевозможных способностей, всегда поддерживает в тонусе. Его воздействие тёплое, радостное и возбуждающее. Цвет связан со стремлением достигнуть самоутверждения.

Это символ блаженства и накала, вместе с тем мягкости блеска заката, он радует глаз и способствует хорошему настроению.

Голубого

Символ беспечности, который успокаивает, излучая надёжность. Однако, глядя на него, сосредоточиться невозможно и развитию воображения он не способствует.

Голубой — оттенок “спокойной эмоциональности”, понижающий напряжение, он комфортен. Олицетворяет мечтания и грёзы, мир и согласие.

Белого

Цвет совершенства и завершённости, демонстрирующий окончательное и абсолютное решение, полную свободу возможностей и отсутствие препятствий.

Фундаментальное качество – равенство, поскольку в нём заключены все цвета, они равны в нём. Он:

  • вдохновляет;
  • осветляет;
  • способствует обновлению всех цветов в организме;
  • убирает скованность.

Сиреневого

Воплощает уравновешенность и спокойствие. Этому неземному цвету в то же время присуща отчуждённость. Он пронзителен и силён, ему свойственна мистичность. Весьма необычен для восприятия.

В положительном аспекте цвет орхидеи (оттенок лилового) – это отличие яркой индивидуальности, а в негативном – нарочитая экзотичность и непреклонность.

Розового

Счастливый, вкусный, тёплый, женский и нежный цвет. Это праздник и приятные эмоции, олицетворение романтичности, доброты и любви. Чем бледнее оттенок, тем сильнее проявление любви.

Он вызывает ощущение комфортности, успокаивает путём избавления от навязчивых идей, помогает в кризисной ситуации. Однако ему свойственна повышенная чувствительность.

Чёрного

Он связан с любопытством и притягивает к себе, пугая своей загадочностью. Чёрный всегда бросает вызов к освобождению своей сущности – пройти сквозь чёрное, чтобы осознать, как в тебе много белого.

Черный даёт возможность отдохнуть, он содержит надежду, однако затягивает, так как не заставляет что-то делать. При депрессии остаются лишь негативные его характеристики.

Серого

Те, кто предпочитает серый, не верят в силу эмоций, в их возможность что-то решить, не доверяют искренности эмоциональных переживаний; полагают, что их следует демонстрировать лишь в определённых обстоятельствах.

Серому цвету свойственно стабилизировать окружающие процессы, но он всегда означает раздвоенность.

Бежевого

Психологическое восприятие этого цвета довольно сложное и неоднозначное. Бежевый считают цветом застоя, так как ярко выраженная эмоциональная окраска ему не присуща.

Тем не менее, он многогранен, может успокаивать, обладает тихой, тёплой и спокойной энергетикой. Вместе с тем, его относят к несамостоятельной, фоновой части палитры.

Бордового

Цвет принял от красного его силу воли и склонность к философским размышлениям от коричневого. Проблема его приверженцев – способность к зацикливанию на прошедших неприятных событиях.

Также его считают в определённой мере аморальным, приторным, магнетическим и тяжёлым оттенком.

Кораллового

Смесь розового и оранжевого, ему свойственна молодость и энергичность. Коралловый являет собой границу в спектре красного и оранжевого цветов, поэтому неудивительно, что этот притягательный женственный оттенок наполняет бодростью и оптимизмом, не оставляя ни малейшего шанса плохому настроению.

Салатового

Цвет растительной чистоты и холодной выразительности. Эффектный и сочный, он входит в гамму тёплых оттенков и включает в себя их характеристики, с другой стороны, охватывая качества зелёного цвета, обладает нейтрализующей функцией.

Он побуждает:

  • стремиться к установлению большого количества контактов;
  • активному общению с внешним миром;
  • познанию нового.

Золотого

Символ неизбежной победы и славы. Его положительный аспект – опыт, зрелость, мудрость, неистощимые ресурсы и жизнеспособность. К негативным аспектам относится пессимизм, бесчестие, ограниченность.

Золото – это объединение детской скромности с мудростью настоящего правителя. Однако может провоцировать конфликты.

Палитра и характер у детей

Малыши не могут высказать всю гамму чувств, которые испытывают. Но цвета, выбранные ими, расскажут гораздо больше.

  1. «Оранжевые» и «красные» детки очень заметны: всегда кричат, шалят, визжат.
  2. «Жёлтые» — веселые, жизнерадостные, много фантазируют и мечтают.
  3. «Зелёным» нужно чувство надёжности и защищенности.
  4. Те, кто выбрали голубой – самые беззаботные из всех.
  5. «Синие» крохи спокойны и уравновешены, делающие всё обстоятельно.
  6. Предпочитающие фиолетовый – артистичные и чувствительные натуры.
  7. А вот коричневый и чёрный цвета сигнализируют о неблагополучном психическом состоянии, пережитом глубоком стрессе.

Цвета делают ярче наше существование и определяют настроение, влияют на мысли и поступки, а по характеристике цвета глаз можно многое узнать о человека.

Мы лучше распознаём окружающий мир и справляемся с важными жизненными задачами именно с их помощью. Поэтому не следует относиться слишком легкомысленно к информации, которую они в себе несут.

Видео: Психология цвета