Экономцев игорь николаевич. Иоанн, архимандрит (Экономцев Игорь Николаевич). Смотреть что такое "Иоанн Экономцев" в других словарях

Священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит (с 27 января 2002 года); историк, писатель.


Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1963).

1963-1970 - преподаватель в школе.

1970-1978 - сотрудник министерства культуры, министерства иностранных дел (в 1971-1976 работал в посольстве СССР в Греции).

1978-1982 - старший научный сотрудник сектора византоведения Института всеобщей истории АН СССР.

С 1982 - преподаватель Московской духовной академии. В 1983-1988 совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии.

С 1986 - диакон, затем - священник, с 1987 - протоиерей. В 1989 принял монашество с именем Иоанн, игумен.

в 1990-1991 был председателем Союза православных братств.

С 22 ноября 1990 года - председатель Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации и, одновременно, настоятель патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре в Москве.

С января 2002 - архимандрит.

Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

В 1992 основал Российский православный университет (РПУ) св. Иоанна Богослова и стал его ректором. Считает, что «наука, лишенная нравственного стержня, - опасна. И задача РПУ состоит как раз в том, чтобы наполнить науку, внести в изучение ее нравственный стержень». В одном из интервью отмечал, что «мы готовим высококвалифицированных специалистов, воспитанных на православной идеологии и нравственности». В РПУ действуют исторический, психологический, филологический (с отделением церковной журналистики), философско-богословский, экологический, экономический, юридический факультеты.

Сфера научных интересов - история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль. Считает, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу, то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».

Автор ряда художественных произведений (публикует их как «Игорь Николаевич Экономцев», а не «архимандрит Иоанн») в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др. Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.

Иоанн Экономцев

(Игорь Николаевич; р. 04.07.1939) - игумен, спец. в обл. филос. вопросов богословия, религ. образования, византинист, публицист. Род. в Москве. В 1963 окончил филол. ф-т МГУ. До 1970 работал в школе, с 1971 по 1976 - сотрудник посольства СССР в Греции, с 1976 по 1978 - в Центр. аппарате МИДа. Во время пребывания в Греции посетил Святую Гору Афон и был потрясен красотой и гармонией православного Богослужения. При знакомстве с созерцательно-аскетической жизнью монахов у него возникла мысль принять Святое Крещение. В 1978 оставил дипломатическую службу и приступил к науч. работе в Ин-те всеобщей истории АН СССР по сектору византиноведения - ст. н. с. Работая над изучением исихазма, в частности богословскими трудами Григория Паламы, в 1982 получил приглашение перейти на преп. работу в Моск. Дух. академию. В 1986 принял сан диакона и был рукоположен в сан священника митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (ныне Патриарх Моск. и Всея Руси Алексий II). До 1990 преподавал византологию, читал курс лекций по истории балканских церквей. В 1987 возведен в сан протоиерея. Преп. работу в 1983-1988 совмещал с исполнением обязанностей помощника Упр. делами Моск. Патриархии и отв. секретаря учебного комитета Моск. Патриархии, с 1987 по 1991 - зам. Предс. Отдела внешнецерковных сношений. В этот период активно вел богословские и церковно-ист. иссл., публикуя их в "Ж. Московской Патриархии", "В. Русского Христианского Движения", ж. "Выбор", в сб."Богос-ловские труды". Широкую известность получили статьи И., изданные в сб. "Православие, Византия, Россия", в к-рых дан обзор и анализ Кирилло-Мефодиева наследия в России в широком контексте развития рус. богословской мысли, в частности в Моск. Дух. академии. В 1989 принял монашество с именем Иоанн. Возглавив в 1990 Союз православных братств, содействовал оживлению церковно-обществ. жизни в приходах Рус. православной церкви. С 1991 по наст. вр. возглавляет Синодальный Отдел религ. образования и катехизации Моск. Патриархата. Ректор Росс. Православного ун-та. Действ. чл. Росс. экол. академии, чл.-корр. РАЕН и Росс. академии образования. Филос. позиция И., отражающая дух., этич., экол. проблемы, выражена как в науч., так и в лит.-художеств. произведениях. Сб. избранных стихов И. открыл сер."Антология русской религиозной поэзии XX века", посвященную 2000-летию Христианства. В 1994 разработал концепцию дух. просвещения и религ. образования в России. И. - вице-президент Ассоциации малых и средних городов России.

Соч.: Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период , связанный с деятельностью братьев Лихудов // Московской Духовной Академии - 300 лет. Юбилейный сборник. М. , 1986 ; Православие , Византия , Россия. Париж ; 1989. 2-е изд. М. , 1992 ; Стихи и драмы. (Т.1-2 ). М. , 1993 ; Тайна восьмого дня. Кострома , 1993 ; Записки провинциального священника // Новый мир. 1994. № 7 ; Избр. М. , 1996 ; За союз Церкви и культуры // Русская литература XIX века и Христианство. М. , 1997 ; Православие как первооснова и оправдание русской культуры. М. , 1998 ; Православное образование в России : традиции и развитие , уроки и перспективы. М. , 1999.

Иоанн Экономцев

(Игорь Николаевич). Основатель и ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова с 1993 г.; родился в 1939 г. в г. Москве; окончил филологический факультет Московского университета с 1963 г., академик РАЕН, академик Экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, игумен; 1963-1970 - преподаватель в школе; 1976-1978 - сотрудник Министерства культуры, Центрального аппарата Министерства иностранных дел; 1971-1978 - сотрудник Советского посольства в Греции; 1978-1982 - научный сотрудник Института Всеобщей истории АН СССР по секции византоведения; 1983-1988 - преподаватель, одновременно помощник Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Алексия; 1992 - глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Иоанн Экономцев" в других словарях:

    Архимандрит Иоанн (в миру Игорь Николаевич Экономцев; 4 июля 1939, Москва) священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит; историк, писатель. Отец писательницы Наталии Экономцевой. Содержание 1 Биография … Википедия

    Оппозиция Византизм - Евангелизм - как конкретно историческая форма семиотической оппозиции «Восток Запад» В русской культуре с характерной для нее поляризацией основных ценностных и нормативных сфер дуальность проходит сквозь все этапы ее религиозной истории. Тысячелетняя… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 - 29 ИЮНЯ 2008 г. - Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе А. С. участвовали 183 архипастыря. В деяниях А. С. впервые принимали участие архиереи РПЦЗ: среди членов президиума Собора был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно… … Православная энциклопедия

    «БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» - издание Московской Патриархии, выходящее с 1960 г. К 2003 г. вышло 39 сборников (37 номерных и 2 специальных, посвященных юбилеям ЛДА и МДА). Периодичность выпусков примерно 1 сборник в год (промежуток между выходом № 3 и 4 более 4 лет; в 1986… … Православная энциклопедия

    В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Петровский монастырь. Монастырь Высоко Петровский монастырь … Википедия

    «ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА» - общероссийская правосл. образовательная газета. Пилотные номера вышли в марте, апреле и мае 1997 г. под литерами «», «», «»; первый подписной номер в июле 1997 г. Периодичность выпуска 1 раз в неделю на 16 полосах. Имеет миссионерско… … Православная энциклопедия

    - … Википедия

    АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3-8 ОКТЯБРЯ 2004 г. - Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя и в Троице Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при участии 146 архипастырей. 3 окт. после Божественной литургии в храме … Православная энциклопедия

    БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских), задачей Б. п. является попечение о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность, защита Православия. Б. п. на Украине и в Белоруссии … Православная энциклопедия

Книги

  • Петр Великий: pro et contra , Александр Герцен , Александр Кизеветтер , Александр Никитенко , Александр Панченко , Алексей Кара-Мурза , Архимандрит Иоанн (Экономцев) , Василий Ключевский , Виктор Гольцев , Виссарион Белинский , Владимир Соловьев , Д. Евстафьев , Дмитрий Бурлака , Дмитрий Лихачев , Евгений Шмурло , Иван Голиков , К. Нетужилов , Константин Бестужев-Рюмин , Константин Кавелин , Леонид Поляков , Михаил Богословский , Михаил Ломоносов , Михаил Погодин , Михаил Покровский , Михаил Щербатов , Николай Карамзин , Николай , В предлагаемом издании впервые собраны воедино работы отечественных историков ХVIII-начала XX вв., отражающие различные точки зрения на роль Петра Первого в русской истории, а также… Категория:
Иоанн (Экономцев) (род. ), архимандрит . Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

Труды

Сфера его научных интересов - история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль:

«если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу, то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».

Автор ряда художественных произведений (под именем «Игорь Николаевич Экономцев»), в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др. Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.

Использованные материалы

  • Биография на офицальном сайте Московского Патриархата
  • Биография на сайте Российского православного института св. Иоанна Богослова

. Священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит .

Биография [ | ]

Ранние годы [ | ]

В 1963 году окончил классическое отделение филологического факультета Московского государственного университета .

В 1963-1970 годах работал преподавателем в школе .

Во время своего пребывания в Греции посетил Афон и был потрясен красотой и гармонией православного Богослужения. При знакомстве с созерцательно-аскетической жизнью монахов пришел к мысли принять Крещение . Работая в Греции, познакомился с митрополитом Таллинским Алексием (Ридигером) .

С 1976 по 1978 год работал в центральном аппарате Министерства иностранных дел СССР .

В 1978 году оставил дипломатическую службу и в качестве старшего научного сотрудника приступил к работе в по сектору византиноведения в должности старшего научного сотрудника .

Церковная работа в 1980-годы [ | ]

По собственному признанию: «уровень общего образования студентов был недостаточным. Но все-таки в этот период я столкнулся с некоторым удивительным феноменом - треть учащихся Духовных Школ были с высшим образованием: философы, врачи, математики… Этому способствовало ослабевание нажима на Церковь со стороны государства. Они искали Бога осознанно, у них была живая вера. И у них была своя особенность - собственный опыт познания Бога. Мне было интересно работать с этими людьми» .

В 1983-1988 годах совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии митрополита Алексия (Ридигера).

В 1984 году в Пюхтицком монастыре принял участие в семинаре Церквей СССР - членов Конференции европейских церквей и Церквей, имеющих с КЕЦ экуменическое сотрудничество.

C середины 1980-х годов публиковал свои богословские и церковно-исторические исследования в «Журнале Московской патриархии », сборнике «Богословские труды », журнале «Вестник РХД », журнале «Выбор» и некоторых других периодических изданиях. Его основные исторические работы этого периода были опубликованы в книге «Православие. Византия. Россия», вышедшей в 1989 году под редакцией Н. А. Струве в издательстве «». Эта работа принесла ему известность не только в церковно-общественных кругах, но и в учёном мире византологов .

В 1986 году митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) рукоположил его в сан диакона . 29 августа того же года в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря митрополитом Алексием (Ридигером) был рукоположён в сан священника с возложением наперсного креста . Позднее удостоен сана протоиерея .

13 сентября 1989 года определением Священного синода назначен временным исполняющим обязанности заместителя председателя отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). 25 октября 1990 года определением Священного синода утверждён заместителем председателя ОВЦС .

В 1990-е годы [ | ]

12 октября 1990 года на учредительном собрании Союза православных братств был назначен председателем этой организации . В интервью журналу «Наука и религия » (1991, № 6), отвечая на вопрос корреспондента: «С чем связано сегодня появление многочисленных православных братств в нашей стране и проведение их съезда?», сказал: «С возрастающей активностью мирян и духовенства, как в решении внутрицерковных проблем, так и в жизни общества. Братства предоставляют возможность для вовлечения в лоно Церкви новых сил, особенно нашей интеллигенции» .

По его инициативе в Союзе были образованы пятнадцать секций . По словам протоиерея Владимира Воробьёва , «очень скоро стало ясно, что из всех секций Союза православных братств успешно развиваются только две: образовательная и, благодаря потоку гуманитарной помощи с Запада, секция благотворительности, поэтому председатель союза игумен Иоанн (Экономцев) предложил Патриарху Алексию создать два новых синодальных отдела: благотворительности и религиозного образования и катехизации» .

31 января 1991 года назначен председателем учреждённого тогда же Синодального отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации . Создавать отдел пришлось буквально на пустом месте. Не было ни кадров, ни специалистов, ни помещений, ни концепции . Новый отдел разместился в настоятельском корпусе ещё не возвращённого Церкви Высоко-Петровском монастыре в Москве .

В августе 1991 года участвовал в «круглом столе» по принципиальному вопросу о «Декларации митрополита Сергия» 1927 года с участием священнослужителей Русской Зарубежной Церкви .

6 августа 1991 года на II съезде Союза православных братств ушёл с поста председателя; вместо него эту должность занял иеромонах Кирилл (Сахаров) , под управлением которого данная организации стала стремительно радикализироваться .

После этого сосредоточился на работе в Отделе религиозного образования и катехизации, на который патриарх Алексий II возложил работу по созданию, развитию и координации системы религиозного образования мирян на всех её ступенях и уровнях , в том числе поддержанию множества вновь открытых воскресных школ необходимыми кадрами и методическими пособиями . Отдел намеревался готовить специалистов для православных гимназий, и под эту задачу решено было создать православный университет . Таким образом, в декабре 1992 году появился

С 1993 года ОРОиК стал ежегодно проводить в Москве Рождественские образовательные чтения , выросшие из конференции православных педагогов Москвы. Игумен Иоанн принимал в них непосредственное участие в их организации и выступал с докладами.

Участвовал на прошедшем 29 ноября - 2 декабря 1994 года Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с отчётным докладом, посвящённым деятельности отдела религиозного образования и катехизации

26 февраля 1998 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же Синодальной богословской комиссии . 24 декабря 2004 года решением Священного синода переизбран в новый состав данной комиссии .

17 июля 1998 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же комиссии для ежегодной координации конференций, посвящённых Дню славянской письменности и культуры .

5 октября 1999 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви, направленной на Юбилейную международную межконфессиональную конференцию, посвящённую празднованию 2000-летия христианства .

Участвовал в прошедшем 29 октября - 1 ноября 1999 года в ОВЦС МП заседании Совместного координационного комитета по сотрудничеству между Русской православной церковью и Церковью Англии .

Несмотря на многочисленные жалобы, поступавшие в Патриархию на игумена Иоанна, и критику в СМИ, патриарх Алексий II продолжал покровительствовать ему, и до конца жизни патриарха Алексия II Иоанн (Экономцев) сохранял должности ректора РПУ, настоятеля Высоко-Петровского монастыря и главы ОРОиКа . Так, Священный синод под председательством патриарха Алексия II, заслушав 19 апреля 2000 года доклад игумена Иоанна, постановил «выразить благодарность игумену Иоанну (Экономцеву), Председателю Отдела по религиозному образованию и катехизации, и всем труженикам Отдела за понесённые труды» .

В 2000-е годы [ | ]

Принял участие в прошедшем 13-16 августа 2000 года юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с докладом .

В 2000 году поучаствовал в создании неудавшегося Российского Христианского Союза , за что, как писал Максим Шевченко , получил «серьёзный нагоняй от Патриарха». В 2001 году попытался войти в число учредителей общественно-политического движения «», детища Александра Дугина .

26 января 2001 года в ходе празднования десятилетнего юбилея отдела религиозного образования и катехизации награждён патриархом Алексием II орденом святителя Московского Иннокентия III степени , 27 января 2002 года в храме Христа Спасителя возведён патриархом Алексием II в сан архимандрита .

12 марта 2002 года решением Священного синода включён в состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды» .

Участвовал в прошедшем 3-8 октября 2004 года Архиерейском соборе Русской православной церкви. На заседании рабочей группы «Религиозное образование и работа с молодёжью» был представлен его доклад. Выступил на соборе с докладом о деятельности возглавляемого им отдела в 1994-2004 годах. В целях стандартизации учебного процесса предложил принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. Представил на рассмотрение собору проект поправки в Устав РПЦ, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности .

Участвовал в прошедшем 24-29 июня 2008 года Архиерейском соборе Русской православной церкви, где выступил с докладом, в котором, выразив обеспокоенность отсутствием лицензий на ведение образовательной деятельности у ряда церковноприходских школ и православных гимназий, призвал ускорить начало процесса лицензирования православных средних общеобразовательных учебных заведений. В связи с намечавшимся ликвидацией регионального компонента образования указал на необходимость сохранения в новом школьном общефедеральном стандарте образования блока предметов «духовно-нравственная культура», предложил создавать центры подготовки и переподготовки преподавателей основ православной культуры на базе лучших православных школ .

Принял участие в прошедшем с 27 по 28 января 2009 года Поместном соборе Русской православной церкви как глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации .

31 марта 2009 года Священный синод Русской православной церкви на первом своём заседании после интронизации патриарха Кирилла удовлетворил прошение Иоанна об освобождении с поста председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, выразив ему благодарность за понесённые труды и оставив его на посту ректора Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова . 7 апреля того же года в храме преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря сослужил епископу Меркурию (Иванову) , вступившему в тот же день в должность руководителя Отдела религиозного образования и катехизации . В том же месяце епископ Меркурий был назначен новым настоятелем Высоко-Петровского монастыря .

Не вошёл в состав Синодальной богословской комиссии после обновления её состава, согласно решению Священного синода от 27 июля 2009 года . Вскоре утратил должность и ректора РПИ св. Иоанна Богослова; 21 мая его не было на актовом дне , а 9 июня должность и. о. ректора занимал игумен Даниил (Ишматов) . Назначенный его преемником игумен Петр (Еремеев) не смог лично принять у него дела, так как к этому времени архимандрита Иоанна уже не было в Москве . После этого полностью отошёл от церковных дел.

Деятельность при Патриархе Алексие II [ | ]

Председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации [ | ]

Создавать новый отдел пришлось практически на пустом месте; как отмечал Патриарх Алексий II: «не было средств, помещений, специалистов, подготовленных преподавателей воскресных школ для детей и взрослых» . Игумену Иоанну удалось привлечь в новый отдел молодых учёных, представителей интеллигенции, религиозных деятелей из дальнего зарубежья .

Подвергался критике за то, что используя полученные средства от спонсоров отдела, отправил двух подросших дочерей с семьями в США, а себе приобрёл особняк среди леса у озера, в то время как зарплаты в возглавляемых им ОРОиКе и РПУ были весьма невысоки. В итоге, работавшие под началом игумена Иоанна сотрудники стали уходить .

Не меньшие нарекания вызывала и работа ОРОиКа, критике которой посвящена значительная часть книги диакона Андрея Кураева «Оккультизм в православии», который назвал самой серьёзной неудачей в церковной политике 90-х неудачу на том направлении, которое курировал ОРОиК: "ни разу ни в одной из епархий мне не доводилось слышать рассказов о том, что вот, мол, какую замечательную помощь нам оказал ОРОК, какие замечательные учебники и методики они написали и прислали нам, как умно они смогли разоблачить сектантскую методику и остановить внедрение такой-то секты в наши школы… Напротив, всюду я слышу один и тот же стон: «Ну что делает Отдел религиозного образования?! Где учебники для школ (и по церковным, и по светским дисциплинам), написанные Отделом? Где новые версии „Закона Божия“? Где церковная версия „Истории России“? Где методички для учителей? Где сборники советов катехизаторам и миссионерам?» <…> То, что ОРОК - по сути - не помогает церковным миссионерам - это почти извинительно. Но то, что он не смог защитить школы от вторжения сект - это уже серьёзная беда. <…> Если судить по масштабам проникновения сект в систему государственного образования России, а также по тому, что православных школ даже в Москве меньше, чем еврейских, то результат деятельности ОРОК нельзя не оценить как более чем неудовлетворительный. <…> Надо было добиться того, чтобы все учебные пособия в той их части, которая касается Православия, его вероучения и истории, рецензировались в Отделе: Церковь вправе ожидать, что её история будет освещена корректно, уважительно, без повторения советских штампов. За шесть лет ничего этого не было сделано. <…> Самый же страшный провал, который произошёл в отношениях Церкви и образовательных структур - это то, что церковные политики «профукали» внедрение в педагогические вузы и в школы откровенно оккультной дисциплины под названием «валеология » " .

В 2000-е годы по мере снижения активности архимандрита Иоанна фактически единственным значимым направлением деятельности ОРОиКа в это время стала организация Международных Рождественских образовательных чтений , да и то не всех их секций и направлений. С 2005 года, когда митрополит Климент (Капалин) был назначен председателем Международных образовательных рождественских чтений и председателем комиссии по их подготовке и проведению, архимандрит Иоанн уже не был единоличным устроителем и организатором данного мероприятия .

К концу 2000-х годов архимандриту Иоанну удалось добиться открытия во всех епархиях Русской православной церкви епархиальных отделов религиозного образования и катехизации .

Настоятель Высоко-Петровского монастыря [ | ]

19 февраля 1993 года указом патриарха Алексия II монастырю был присвоен статус Патриаршего подворья, настоятелем которого и стал игумен Иоанн «с поручением ему попечительства о скорейшем возобновлении богослужений в храмах Высокопетровского монастыря: 1. Прп. Сергия Радонежского 2. Боголюбской иконы Божией Матери 3. Свт. Петра, митрополита Московского 4. Толгской иконы Божией Матери 5. Апостолов Петра и Павла 6. Покрова Пресвятой Богородицы» .

Бывшие монастырские храмы стали постепенно реставрировать и открывать. 14 октября 1996 года был освящён Покровский храм (всё убранство выполнил из керамики художник Г. В. Куприянов), 10 октября 1999 года - Толгский храм, в котором расположился баптистерий . В 2001 года в Святых воротах была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а 6 сентября 2003 года освящён собор святителя Петра .

Критиковался за махинации с недвижимостью Высоко-Петровского монастыря, а также за то, что монашеская жизнь в монастыре при архимандрите Иоанне так и не была налажена : к июлю 2005 году в Высоко-Петровском монастыре проживали лишь трое насельников. Часть помещений монастыря в эти годы по-прежнему занимали нецерковные учреждения, в том числе в качестве арендаторов . Монастырь в эти годы не имел статуса действующего монастыря, а его храмы числились как патриаршее подворье . В январе 2009 года Наталья Петрова отмечала, что монастырь в тот момент находился «почти в таком же запустении, как и в 1994 году» . По словам епископа Меркурия, монастырь от отца Иоанна он принял «в безобразном состоянии», после чего уволил нанятых архимандритом Иоанном сотрудников и активно принялся его ремонтировать и восстанавливать по собственному вкусу . 10 октября того же года по прошению епископа Меркурия Священный синод принял решение о возрождении в Высоко-Петровском монастыре монашеской жизни

Ректор РПУ Иоанна Богослова [ | ]

Хотя РПИ изначально создавался как для подготовки церковных специалистов, постепенно игумен Иоанн преобразовывать его в чисто коммерческий вуз, где за деньги обещали дать хорошее образование во многих сферах, в том числе никак не связанных с религией . Диакон Андрей Кураев при этом отмечал, что игумен Иоанн «повседневное руководство университетом (включая подбор и дисциплин, и преподавателей) передоверил людям, мягко говоря, нецерковным» . Сам игумен Иоанн говорил, что «задача РПУ состоит как раз в том, чтобы наполнить науку, внести в изучение её нравственный стержень. <…> РПУ не готовит священнослужителей, катехизаторов, преподавателей сугубо церковных дисциплин. Мы готовим высококвалифицированных специалистов, воспитанных на православной идеологии и нравственности» .

Такая деятельность имела результаты, в результате чего в 1999 года РПУ получил государственную аккредитацию и смог выдавать дипломы государственного образца . Игумен Петр (Еремеев) , сменивший его на посту ректора, отмечал: «90-е годы действительно стали для вуза славными. К сожалению, многопредметность порученного отцу Иоанну церковного послушания ограничивала его в возможностях занятия университетскими делами, и у вуза со временем возникли некоторые сложности в развитии. Но, просматривая сегодня огромное количество документов, связанных с деятельностью нашей школы, я отдаю должное уважение заслугам первого ректора. Безусловно, им была сделана колоссальная работа» . По воспоминаниям Ивана Негреева, архимандрит Иоанн «очень тепло относился к студентам. На выпускное застолье он позвал всех выпускников для того, чтобы не посмотреть формально все наши дипломы, а поговорить с каждым» .

Однако в 2000-х годы возглавляемый им Российский православный университет стал приходить в упадок, вследствие чего потерял статус университета , а также право именоваться Российским, в результате чего получил название «Православный институт Иоанна Богослова» . По словам протоиерея Льва Шихлярова, «… с середины 2000-х годов ситуация начала клониться к упадку. <…> было странно видеть, как вокруг первого ректора стали появляться люди, которые либо плохо разбирались в образовательном процессе, либо преследовали вполне личные цели, а он им безусловно доверял. <…> в один момент отец Иоанн буквально исчез <…>. Его никто не увольнял - он ушёл сам, очень расстроенный, бросил всё в сердцах. Увы, это было весьма печальное завершение вполне сносно действовавшего проекта» .

Назначенный в мае 2010 года ректором данного учебного заведения игумен Петр (Еремеев) вспоминал: «Итог аудита был более чем неутешительным. Институт имел многомиллионные долги. Серьёзные проблемы были и с соответствием зданий вуза нормам пожарной безопасности и СЭС . Из-за финансовых проблем руководящий аппарат и преподавательский состав сильно поредел и, как следствие, по специальностям в масштабе вуза фактически отсутствовала предусмотренная нормативами учебно-методическая документация. <…> одного из перечисленных пунктов было достаточно, чтобы при проверке со стороны надзорных органов приостановить деятельность учебного заведения. <…> На этом сложном фоне институт ещё и не продлил вовремя лицензию на образовательную деятельность и по факту прекратил свою работу» .

Взгляды и труды [ | ]

Исторические труды [ | ]

Сферой его научных интересов была главным образом история Русской церкви . Изучал историю духовных связей Византии и Руси, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль. Считал, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу , то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния». Будучи преподавателем Московской духовной академии, написал несколько работ по её истории. Автор научных статей о церковной реформе Петра I .

С началом 1990-х годов отходит от деятельности историка. Его последующие публикации были посвящены как правило анализу современного ему положения Русской православной церкви и были тесно связаны с его работой во главе Отдела религиозного образования и катехизации.

Художественная литература [ | ]

В восьмилетнем возрасте он написал своё первое стихотворение . В 1967 году написал эпическую пьесу «Китеж». Лейтмотивом пьесы, в которой соединились «Сказание о Граде Китеже» и «Сказание о деве Февронии », стала тема убиения первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба . С 1990-х годов пьеса ставилась в театре «Глас» и пользовалась успехом у зрителей .

Автор ряда художественных произведений, которые опубликовал как Игорь Экономцев, а не архимандрит Иоанн, в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» (2001). В 1996 году презентовал в Твери сборник своих стихов .

Самым известным из художественных произведений является роман «Записки провинциального священника», выдержавший 4 издания; в последний раз в 2013 году, когда автор отошёл от всех дел. Главный герой произведения, Профессор МДА иеромонах Иоанн в 1985 году за крамольную статью отправлен настоятелем храма Преображения Господня в захолустном городе Сарск. Сама церковь при этом полуразрушена, многие иконы похищены, приход развалился (описывается даже как он служил один и никого в храме не было), а власти во главе с сотрудником КГБ Валентином Кузьмичём, пытаются прибрать храм к рукам. Иеромонах Иоанн постепенно убеждается, что Господь не зря послал его в этот далёкий город. На заброшенном чердаке он находит записки старца Варнавы, бывшего настоятеля храма, где тот описывает историю этого древнего строения, бывшего раньше собором Сарской Преображенской обители, а затем - приходским храмом города Сарска. Несмотря на все преграды, Иоанну смог начать возрождение храма и прихода .

Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону верующих . Так газета «Русский вестник » писала о «Тайне восьмого дня»: «То, что мы увидели на страницах этой книги, шокировало нас многократно сильнее, чем прочтение „Обетованного острова“ с его удивительно подробными описаниями актов совокупления десятка гадов, земноводных и фантастических, рождённых странным воображением игумена И. Экономцева тварей. <…> Если живописания „задницы козла Спинозы“ и подробностей акта „причащения солоноватой жертвенной крови“ для игумена И. Экономцева важнее и интереснее разработки православных учебников, то куда мы придём с такими игуменами?» .

1 октября 2012 года в Российском центре науки и культуры в Вене представил немецкий перевод своего романа «Фаворский свет - Записки провинциального священника» .

Взгляды на образование [ | ]

Считал, что «отказ светской школы от воспитания, в первую очередь, патриотического, думаю, может иметь трагические последствия для нашей страны в целом» . По свидетельству диакона Андрея Кураева: «важнейшая функция церковного иерарха и политика (каковым, без сомнения, является отец Иоанн [Экономцев]) - недопущение в ту сферу, в которой он работает, неправославных и антихристианских влияний. Но тот чиновник, который - по многочисленным свидетельствам - более всего способствует проникновению сект в систему Минпроса - замминистра А. Асмолов - пользуется нарочитой симпатией у отца Иоанна» .

В 2006 году отмечал, что государственная школа в России может носить православный характер, и это никак не будет ущемлять права представителей других конфессий, приводя в пример школу № 30 в Нижнем Новгороде, которая внедрила «Основы православной культуры » в программу, в классах были повешены иконы .

Приходы Русской православной церкви «должны стать центрами православного просвещения, где можно было бы устраивать разнообразные активные мероприятия, заниматься досугами молодежи, социальной работой» .

Взгляды на экологию [ | ]

В 1990-е годы, когда очень активно обсуждалась экологическая тематика, заинтересовался ею и полагая, что «Церковь должна уделять максимум внимания проблемам сегодняшнего дня», занялся выработкой «экологически-православного мышления». Считал что «экологический кризис , который для современности является наиболее опасным, разрешим только с помощью религиозного подхода к данной проблеме» поскольку «Кризис возник в области между Богом и человеком. И поэтому выход из кризисов возможен, если наряду с научными разработками не упускать из виду религиозную сферу». В сентябре 1996 года основал экологический факультет в руководимом им Российском православном институте . На данном факультете изучали «историю мировых цивилизаций с той целью, чтобы проследить причины которые привели в прошлом цветущие сообщества к кризису» .

Публикации [ | ]

  • Ставропигиальный мужской Даниловский монастырь в Москве // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 9. стр. 7-12.
  • Основание Славяно-греко-латинской Академии (к 300-летию Московской Духовной Академии) // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 2. стр. 67-78.
  • // Богословские труды . Сборник, посвященный 300-летию Московской духовной академии. 1986. стр. 41-72
  • «„Письмо своей Церкви“ святителя Григория Паламы» // Богословские труды . Сборник, посвященный 300-летию Московской духовной академии. М. 1986. стр. 293-304
  • Письмо, которое он [святитель Григорий Палама], будучи пленником, направил из Азии своей Церкви / пер.: Экономцев И. Н., преподаватель МДА // Богословские труды. М., 1986. стр. 305-315.
  • «Историческая школа Московской Духовной Академии». // Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. - № 115. - Paris, 1987. - с. 207-208
  • «Крещение Руси и внешняя политика. Древнерусского государства» // Богословские труды . М., 1987. № 28. стр. 102-111.
  • Заседания руководства Учебного комитета и Духовных школ // Журнал Московской Патриархии. М., 1987. № 11. стр. 31-33.
  • «Некоторые особенности русского средневекового христианства» // «Вестник РХД». № 2 (153), 1988.
  • «Золотой век» Симеона и древнерусская культура // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 2. стр. 54-58.
  • Передача святынь Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 9. стр. 46.
  • «Исихазм и восточноевропейское Возрождение» // Богословские труды . М., 1989. № 29. стр. 59-73
  • «Византинизм, славяне и Россия» // Вопросы истории . 1989, № 5.
  • «Национально-религиозный идеал и идея империи в петровскую эпоху (К анализу церковной реформы Петра I)» // «Вестник РХД », № 158 I 1990, стр. 5-33.
    • Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху // «Выбор», 1992. № 9
  • «Церковные реформы Петра I» // «Родина », 1991. - № 5.
  • // Богословские труды . М., 1993. № 31. стр. 62-68.
  • О концепции и задачах журнала «Путь Православия» // «Путь Православия». М., 1993. № 1. 9-11.
  • Светлой памяти Ирины Дьяковой // «Путь Православия». М., 1993. № 1. 187-188.
  • Православие и этнос в контексте русской истории // «Путь Православия». М., 1993. № 1. стр. 106-122
  • Записки провинциального священника [Гл. из романа, изд. в 1993 г] // Путь Православия. М., 1993. № 2. стр. 183-195.
  • Опасности евразийской идеологии // «Евразийская перспектива». - М., 1994.
  • Мифотворчество и твердыня веры [Россия и ее духовный путь в XIX-XX вв. в противоположность зап. культуре (мифы о Прометее, Фаусте)] // «Путь Православия». М., 1994. № 3. стр. 46-54.
  • Записки провинциального священника [Гл. из романа, изд. в 1993 г] // Путь Православия. М., 1994. № 3. стр. 194-211.
  • Принципы православного образования // . - 1995. - № 1. - С. 51.
  • Из доклада председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата [Приветствие участникам чтений] // «Рождественские чтения», 2-е. М., 1995. № (РЧ-2). III.
  • Принципы православного образования и деятельность Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата: [Докл. на Архиерейском Соборе] // «Просветитель». М., 1995. № 2/03. I-XLVII.
  • Духовность и творчество // Вопросы философии . - 1996. - №. 2. - С. 24-41
  • Православный взгляд на экологический кризис современной цивилизации // Рождественские чтения, 4-е. М., 1996. стр. 69-94.
    • Православный взгляд на экологический кризис современной цивилизации // «Путь Православия». М., 1996/1997. № 5. стр. 5-24.
    • Православный взгляд на экологический кризис современной цивилизации // Сознание и физическая реальность. 1997. № 1
  • Пути православного образования в России // Рождественские чтения, 5-е. М., 1997. стр. 29-45.
  • Православие как первооснова и оправдание русской культуры (доклад) // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. стр. 24-36.
  • Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации // Православие и экология. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. С. 113-140.
  • Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы // Сборник пленарных докладов VII Международных Рождественских образовательных чтений / ред. игум. Иоанн (Экономцев), сост., ред. В. Л. Шленов, сост., ред. Л. Г. Петрушина. - М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 1999. - 288 с. - стр. 34-47
  • «Православие и наука на пороге третьего тысячелетия» // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 3. стр. 52-57.
    • «Православная наука на пороге третьего тысячелетия» // Рождественские чтения, 8-е. М., 2000. стр. 32-40.
  • Русская Православная Церковь и возрождение культуры // Сборник пленарных докладов IX Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2001, стр. 24-34
    • Русская православная церковь и возрождение культуры // «», № 1, 2001.
  • «За союз Церкви и культуры» // Миропонимание и экоэтика XXI века: наука, философия, религия. Издательство МГТУ имени Баумана, 2001, стр. 396-420
  • «Соборный дух Чтений и возрождение российского общества. Общество и культура под благодатным покровом Церкви» // Сборник пленарных докладов Х Международных Рождественских образовательных чтений / ред. архим. Иоанн (Экономцев), сост., ред. В. Л. Шленов, сост., ред. Л. Г. Петрушина. - М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2002, стр. 19-29
  • Православное образование и молодёжь // Русский мир. - Москва, 2002. - № 6. - стр. 113-116.
  • Задачи православного образования // Сибирская православная газета, № 1 2003
  • О развитии системы православного образования для мирян за период 2000-2004 // «Русская линия », 05.10.2004
  • Рождественские чтения и пути возрождения духовно-нравственных основ российского образования // Prokimen.Ru, 31.01.2007
  • Место и значение отечественной религиозной культуры в образовательном пространстве России. Доклад на Международном симпозиуме «Вузы, культура и искусство в мировом образовательном пространстве», прошедшем 17-18 мая в Москве // Prokimen.Ru, 22.05.2007
  • Задачи и цели воспитания. Доклад на открытии XVI Рождественских чтений // Prokimen.Ru, 02.02.2008
  • Проблемы и перспективы развития религиозного образования в России и Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви // Prokimen.Ru, 19.07.2008
  • «Проблемы и пути развития религиозного образования в России». Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП архимандрита Иоанна (Экономцева) // Prokimen.Ru, 15 февраля 2009

Интервью

Примечания [ | ]

  1. Митрохин Н. А. Русская православная церковь в 1990 году // Новое литературное обозрение . - 2007. - № 83.
  2. Иоанн, игумен (Экономцев Игорь Николаевич) // Философы России XIX-XX столетий: биографии, идеи, труды // Академический Проект, 2002, стр. 382
  3. Петрова Н. Литератора - на заслуженный отдых // Портал Credo.ru , 31.01.2009.
  4. Gartencafe
  5. Игумен Иоанн (Экономцев): «Приходы должны стать центрами православного просвещения» . «Киевская Русь».
  6. Журнал Московской патриархии. - 1987. - Вып. 1-6. - С. 25.
  7. Нашему автору исполнилось 70 лет! Русский духовный театр «Глас».
  8. Определения Священного Синода (1989.09.13: вр. исполнение обязанностей зам. председателя ОВЦС поручить иеромонаху Иоанну (Экономцеву), члену Отдела) // Журнал Московской Патриархии . - 1990. - № 1
  9. Русская Православная Церковь XX век. 12 октября . Православие.ru .
  10. В Москве состоится ежегодный Съезд Союза Православных Братств
  11. Протоиерей Владимир Воробьёв: Двадцать лет, как один день . Патриархия.ru , 18.11.2012.
  12. Свято-Тихоновскому университету - 20 лет: Сначала читали лекции в кинотеатрах… Православие и мир , 17.11.2012.
  13. Колотвин С. Протоиерей Владимир Воробьев: Главный результат ПСТГУ - наши выпускники // Журнал Московской патриархии. - № 10. - 2012.
  14. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. - 1991. - № 5. - С. 9-10.
  15. IX Международные Рождественские чтения // Журнал Московской Патриархии. - № 3. - 2001.
  16. , Высокопетровский во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужской монастырь // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2005. - Т. X. - С. 71-75. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-016-1 .

Темная мистика православного игумена // Антихрист в Москве. Материалы Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества». — М., 1996, вып.2, cc. 19 — 23.

Одна из величайших бед современного мира — смешение понятий. Хаос в сознании выгоден силам тьмы: когда нет твердых нравственных ориентиров, когда ни в душе, ни в уме нет порядка и умения различать добро и зло, человеком легко овладеть, а его волю сделать податливой и управляемой. Секты и лжеучения, восточная мистика и астрология, магия, кодирование, гипноз, а также широкомасштабный разврат, в который вовлечено все наше общество от мала до велика, преследуют ту же цель — ослабить и расшатать внутреннюю структуру личности, уравнять между собою правду и неправду, веру в Бога и поклонение сатане.

В этих условиях вспоминается изречение: «Свет миру — иноки». Именно на них то и дело обращается взгляд мира, изнемогающего от неправды, но не умеющего отличить истину от лжи. Поэтому столько монахов убито за последние годы: истинно монашеское житие — обличение всякой тьмы и силам тьмы это непереносимо.

Тем более страшно, когда в среде монашества обнаруживается тот же хаос понятий, то же неразличение добра и зла, которые господствуют вокруг, вовне, за церковными стенами. Именно об этом свидетельствуют художественные произведения И. Экономцева (игумена Иоанна [Экономцева], заведующего Отделом катехизации Московской Патриархии), которые верующего человека повергнут в недоумение и скорбь, а неверующего заставят подумать: и они — как мы. Говоря о беллетристике И. Экономцева, мы имеем в виду продающиеся даже и в Отделе катехизации издания — «мистический роман» «Тайна восьмого дня» (издательско-полиграфическое объединение «Кострома», без даты) и роман «Записки провинциального священника» (М., фирма «Вернал», 1993).

В этих текстах есть, увы, многое, слишком многое из того, чем совращает современного читателя сегодняшняя пресса и беллетристика: понятия восточной мистики с их «лотосами» и «чакрами» и термины астрологической практики, подробные описания бесовского шабаша и черной мессы, интимные сцены и фантастически закрученный сюжет. Православная идея тут, правда, тоже имеется — и имя Божие поминается, и Фаворский свет героя озаряет, и иконы по ходу повествования являют чудеса. Но не может быть добрососедства и равенства между идеями столь различными, не могут они мирно врастать друг в друга. Тут ведь не просто православная тематика «украшается» ложномистическими аксессуарами — тут другое: именно такова вера автора, православная вера для него напоена ядом лжеучений и он не различает света от тьмы (недаром ведь о душах, идущих в рай, на страницах одного из сочинений говорится: «Шамбала ждет вас», а извещение о конце света приходит оккультным образом по астрологическим каналам — от неких «операторов Альфы»). Средоточием кощунственного смешения истины и лжи является финал пухлого романа.

Для наглядности того, о чем мы говорим, придется прибегнуть к длинному цитированию:

— Все звезды пульсируют. Идет вселенская Литургия. Ее возглавляет Вседержитель. Береги свой «лотос». Ежедневно очищай себя через растительную пищу. Источник спасения второго порядка — храмы. Идеальным энергетическим проводником и средством энергетического очищения является купол с крестом. Храмы являют возможность наиболее эффективного средства откачки загрязненных энергий и подпитки людей и окружающей Среды чистыми энергиями космоса .

Опасность представляют ложные храмы и ложные обряды, которые поглощают энергии прихожан и священнослужителей, превращаясь в источники питания биопояса .

Срок настал. Ты должен быть в Шамбале. Это место называется Андреева Пустынь. Марина пойдет с тобой. Ее лотосоносная чакра непоправимо поражена .

Космос приветствует прибытие в Андрееву пустынь иерея Бориса .

Сегодня ночью тебе было открыто многое. Ты убедился в возможности прямого контакта с небесными светилами .

Через три часа будет совершена коррекция орбиты Земли. Это начало Армагеддона. В этих условиях сугубая ответственность ложится на Церковь Христову и всех тех, кто славит Христа под другим именем .

Сообщи Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию о том, что близок срок прихода на землю Вседержителя .

Конец этой безумной цитаты. Скорбь и недоумение возрастают до предела, когда узнаешь, в каком самообольщении, по-видимому, создавались эти произведения, как темны источники писательского вдохновения И. Экономцева. В интервью одной из газет он признавался, что создает свои романы… «в Духе Святом». Откуда берется такая уверенность, что она означает и о чем свидетельствует, — ясно каждому сколько-нибудь духовно чуткому человеку. Это — состояние прелести. Но как разобраться в этом массам колеблющихся, которые не ведают, где правда, и не могут сделать решающий шаг в сторону Церкви? Как этим обделенным людям научиться вере, если взамен катехизации им предлагают «мистические романы»? Думается, что тут нет места никаким умолчаниям, столь больные вопросы должны быть выяснены, и автору — священнику и монаху — следовало бы покончить с двусмысленностями и разъяснить, каким образом для него выравниваются и соединяются православная вера и темный мистический опыт. Личные грехи каждого из нас пусть судит Бог, но от пастыря люди смятенные и потерянные вправе ждать и требовать именно пастырства, а не соблазна.

Путь в Церковь слишком многих привел из бездны греха. Слишком многие расстались с лжеучениями, волхвованием, развратом и детоубийством — и только после этого скорбного опыта перешагнули церковный порог. Но мы знаем твердо: то, что совращало в мире, должно остаться за стенами храма. И не служителю алтаря и, уж разумеется, не тому, кто возглавляет Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и Православный богословский университет, подталкивать людей «во тьму внешнюю, [где] плач и скрежет зубов» (ср.: ).

Октябрь 1995 г .