Ребенок отказывается ходить в школу что делать. Что делать, если ребенок заявляет: "Не хочу в школу"? Как быть, если ребенок не хочет идти в школу

© Shutterstock

Почему многие дети идут в школу, как на каторгу? И что делать родителям, если ребенок никак не хочет просыпаться к первому уроку, а утренние сборы превращаются в скандал? Рассказывает психолог Екатерина Сафонова.

ЕКАТЕРИНА САФОНОВА

психолог портала
"Я - родитель"

Действительно, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок наотрез отказывается идти в школу, капризничает, бунтует, не хочет просыпаться по утрам и прогуливает уроки. Такая проблема может носить комплексный характер, и выявить одну единственную причину такого поведения очень сложно, а иногда и просто невозможно. Тем не менее существуют некоторые факторы, влияющие на нежелание ребенка ходить в школу. Сейчас расскажу, какие.

В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.

Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7 лет) , скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе. В 7 лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу. Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это может произойти в случае, если учебная деятельность ещё не стала ведущей – ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет. Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось 7 лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в 1 класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности. Лучшая проверка малыша на готовность к школе – его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».

Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации. Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов. Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно. Отдых и игра – обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Если в школу не хочет идти ребёнок младшего школьного возраста (7-10 лет) , то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность – это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение. Если этого не происходит, значит внутри ребёнка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться. Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг – школьная травля. Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками. Также возможен и буллинг со стороны учителя – например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит). Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка 7-10 лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты. Обратите внимание и на режим сна и бодрствования – конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.

Подростки (11-16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают. С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестаёт быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками. Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками – тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями. Учёба совершено не вписывается в их поле интересов – о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно. Во-первых, школа – это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.

Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес. Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология – изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература – предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров. Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьёзной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо .

Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация. Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!». Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями – погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам. Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я - Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. А вы, взрослые, любили ходить в школу?

Ребенок не хочет идти в школу - проблемный учитель?

Давайте разберем в корне неверное, на мой взгляд, мнение директора физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победителя Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максима Пратусевича. Он согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться , уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Почему я считаю это мнение неверным? Беда школьников вот в таких вот учителях и директорах, как бы застрявших в Советском Союзе. Всех по одну гребенку, всем - по лопате, и трудись! Напряженно трудиться должны уголовники, а дети - это цветы!

Давайте не будем забывать, что учеба и работа - это прежде всего удовольствие! И если для вас работа или учеба - тяжкий труд и совсем не в радость, то тогда - зачем? Учителя, начните с себя! Расширяйте свой кругозор! Наших детей не нужно "приучать". Они - не собаки!

У детей естественная потребность в обучении, их просто заинтересовать, нужно отойти от шаблонов "парт в ряд и учитель только у доски, у него власть, он раздает оценки". Учителю стоит стать другом для всех ребят! Вспомните Циолковского!

А вот по словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Весь мир в сфере обучения идет по пути индивидуальных физических и умственных способностей ребенка, которые ему даны от природы. Ну не могу я, к примеру, заставить ребенка кувыркаться через голову в 8 лет, у него страдает частично крупная моторика. Зато он отлично собирает конструктор из мелких деталей.

Спасибо, что сегодня существуют международные школы, вальдорфские школы, семейное обучение. У родителей есть небольшой выбор, правда за это часто приходится платить деньгами либо своим временем.

Как быть, если ребенок не хочет идти в школу?

Ситуация, когда ребёнок заявляет о нежелании идти в школу - не редкость. И очень важно разобраться в причинах такой ситуации и насколько это является проблемой. Паниковать при первом же детском «не хочу» однозначно не нужно. Возможно, это признак усталости. Согласитесь, ежедневная рутина с довольно плотным графиком учёбы и домашних заданий в сочетании с большой нагрузкой программы могут утомить даже ребёнка позитивно настроенного на обучение. Вспомните своё нежелание идти на работу и мечты об отпуске. Если протест ребёнка носит именно такой характер, то это не проблема. Просто постарайтесь выбрать день для разгрузки, когда в сторону будут отложены все уроки и серьезные задания - немного лени или семейного отдыха на природе не повредит.

Совсем другой требуется подход, когда вы видите, нежелание идти в школу вызвано подавленным настроением ребёнка , если одни разговоры, о школе, учителях, учебе и одноклассниках заставляют его напрягать, впадать в раздражительность или агрессию, или наоборот в апатию. В таком случае можно говорить о существовании проблемы. И чем быстрей вы выясните причины и приступите к их устранению, тем лучше.

Ребенок не хочет идти в школу - наиболее распространённые причины

1. Конфликтные ситуации с одноклассниками или старшими учениками школы.
К сожалению, детскому коллективу свойственно проявлять жесткость. Они еще не могут объёмно оценить ситуацию и последствия своих действий, им кажется, что их мнение и восприятие окружающих является единственно верным, а, значит, и действия вполне оправданы. По факту же очень часто образуется тонкая грань дозволенного и становление собственной личности начинает осуществляться путем унижения и ограничения свобод другой личности. Если ваш ребёнок попал в конфликтную ситуацию со сверстниками, необходимо как можно скорей это выяснить.

2. Конфликт с преподавателем. Как не удивительно, но эта проблема актуальна не только для средней и старшей школы, но и учеников начальной школы. Просто в разных возрастных категориях эти конфликты имеют разную природу. Если мы говорим о старшеклассниках, то в основе конфликта зачастую лежит принцип отечественной образовательной системы, когда учителя ожидают от учеников исключительно послушания и даже не допускают саму идею, что ученики могут оспаривать какие-либо тезисы, высказывать своё мнение и искать новые гипотезы, решения и доказательства. В результате возникает конфликт. В первом же классе причинной может стать диссонанс темпераментов ребёнка и учительницы. Не случайно психологи рекомендуют выбирать для первоклассника не школу по престижности и элитности, а выбирать первого учителя. Гармония в отношениях между учеником и учителем в начальной школе во многом определяет его дальнейшую тягу к учебе и всему новому. Для получения более профильного перевод ученика в другие классы или школы рекомендуется в 8-9 классе.

3. Отсутствие интереса к самому процессу обучения. Обратите внимание, что корни этой причины могут быть разными:

  • отставание ребёнка по одному или нескольким предметам - он начинает чувствовать дискомфорт, неловкость и неуверенность, преимущества других учеников заставляют его замкнуться и нежелание идти в школу становится своеобразной защитной реакцией;
  • обратная ситуация - живой ум и любознательность ребёнка опережают школьную программу, а учителя не всегда проявляют интерес к таким детям и не пытаются сделать свои уроки более интересными за счет дополнительного материала; В результате ребёнок откровенно скучает и не видит смысла регулярно посещать школу;
  • Непосильная нагрузка для интеллектуальных возможностей ребёнка - особенно часто сталкиваются с такой проблемой родители, отдающие своих малышей в спецшколы с различными уклонами, очень важно не переоценить способности ребёнка, иначе учёба превращается в каторгу.

4. Семейные проблемы - невнимательность и недостаточный контроль со стороны взрослых, критические ситуации в виде разводов, болезни или смерти близких. Всё это стрессовые ситуации, которые ложатся тяжелым испытанием на психику детей и могут находить самые разные выражения, в том числе отказ от посещения школы.

Что делать, если ребенок не хочет идти в школу

Рассмотрим возможные решения для каждой из перечисленных выше причин:

1. Разрешайте ребёнку не ходить в школу! Если ребёнок будет в вас уверен и вы представляете интересы своего чада, тогда у него не будет потребности вызывать болезни для оправдания отсутствия в школе. Если он грустный, приболел, выражает истинное отрицание, не нужно никакого давления "Как же ты пропустишь школу?! Ты отстанешь от сверстников! Как же ты догонишь?" Сходите с ним внепланово в музей или мини-поход. В некоторых школах уже ввели каникулы каждую 5-ую неделю. Возьмите себе на заметку. Будьте ему другом, попробуйте разобраться с причиной отказа посещения школы. В сложных случаях не стесняйтесь обращаться к психологу.

2. При существовании конфликта со сверстниками очень важно собрать информацию о нём из разных источников. Дети имеют свойство преувеличивать или недоговаривать, особенно, если в этом присутствует и их вина. Поэтому поговорите с учителем, с другими родителями и детьми. Вам предстоит очень тонко балансировать - с одной стороны, вы должны дать почувствовать своему ребенку полную поддержку и защиту, но с другой стороны, вам предстоит разобраться в корне конфликта и найти истину, и только после этого приступить к примирению сторон. В некоторых случаях единственным решением становится смена школы.

3. Конфликт ребёнка с учителем - тяжелая тема, поскольку вы сталкиваетесь ситуацией, когда уже один взрослый человек с педагогическим образованием оказался бессилен в её разрешении. Ваши действия - откровенный разговор и с ребёнком, и с учителем. Если найти общий язык не удастся, возможно лучшее решение - смена класса или школы.

4. Определившись с причиной отсутствия интереса к учебе , вам предстоит предпринять активные усилия по исправлению ситуации:

  • подтяните предметы, по которым наметилось отставание - самостоятельно позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора;
  • разнообразьте досуг ребёнка - помогут секции, кружки, дополнительные занятия по любимым предметам;
  • научитесь любить ребёнка таким, какой он есть и не требовать от него непосильных усилий - страх разочаровать родителей является огромным угнетающим фактором; подумайте о переводе в школу со стандартной программой.

5. Мы не в силах предотвратить многие жизненные ситуации, но задача родителей и близких сделать их минимально травматичными для ребёнка. Не нужно ребенка дрессировать со школы. Все дети разные, может именно вашему подходит столь распространенное в мире течение "homeschooling", другими словами - домашнее (семейное) обучение? Ведь не школой единой? У ребенка естественная потребность к обучению. Стоит ли ее губить ненавистной ему в данный момент школой?

В конце концов можно поговорить с врачом и взять справку о щадящем режиме, и спокойно один день в неделю учиться дома. И ребенку меньше стресса - и вам спокойствие!

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражаться, если он что-то не понимает. Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка!

Как выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Дочка пошла в первый класс, причем очень хотела в школу, готовилась с удовольствием. Но прошло совсем немного времени, и желание идти в класс не просто уменьшилось… оно исчезло совсем! Теперь каждое утром мы уговариваем ребенка идти в школу, а дочь говорит, что хотела бы вернуться в детский сад, где ей было хорошо. Как поступить в такой ситуации?

Не всегда поход в школу начинается гладко, и родители очень расстраиваются из-за того, что их надежды на беспроблемный старт не оправдались. В самом деле, как же так – ребенок к школе готовился, тестирование прошел и, самое главное, сам говорил о том, что в садике ему надоело, а в школу очень хочется. Наступило долгожданное первое сентября. Цветы, нарядная форма, фотографии… И вдруг слезы малыша, его нежелание не только просыпаться по утрам, но и вообще идти в школу. Как же выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Как проявляется нежелание ходить в школу?

В подобной истории большое значение имеет то, в каком возрасте ребенок отправился в первый класс. И если малыш пошел в школу в шесть лет или даже чуть раньше, то очень может быть, что он готов к школе интеллектуально, но вот его социальная готовность еще недостаточна для похода в школу. Это значит, что ему пока еще сложно принять роль ученика, строить новые взаимоотношения, жить по новым правилам.

Будет нелишним поинтересоваться у малыша еще до начала учебы в школе, что именно стоит для него за словами «хочу в школу», ведь, как правило, информация, которую получил ребенок, бывает очень односторонней. Например, малыш может знать, что «в школе трудно», или «в школе интересно», или «в школе много переменок, когда все дети играют вместе», или «там будет добрая учительница». Представьте себе состояние ребенка, когда его радужные ожидания вдруг не оправдываются.

Отказ ребенка ходить в школу может быть как явным, так и скрытым. Совсем не обязательно, что малыш каждое утро будет начинать скандалом. Он может идти в класс, но при этом отказываться делать уроки или отвечать у доски, общаться с одноклассниками или участвовать в жизни класса.

История из жизни

Прошло три недели с начала учебного года. Все психологи говорят и пишут, что ребенок должен адаптироваться к школе первые 2-3 месяца. Наш как раз быстро адаптировался, все вроде бы нравилось, и вдруг в какой-то из дней забастовал, категорически сказал: «Не пойду!» Никакие уговоры не помогли, и мы остались дома. Ругали, конечно, рассказывали, что учеба – это работа и т. д. В итоге со слезами через неделю отвели в класс, и вот теперь сомневаемся, правильно ли поступили. Учительница придерживается той позиции, что потакать ребенку не надо, пусть ходит в школу как все, что ничего особенного не происходит, и считает, что сын просто пытается нами командовать. Но мне почему-то кажется, что у такого поведения есть какая-то серьезная причина.

Почему ребенок отказывается ходить в школу?

Причин детских «отказов от школы» может быть немало. Например, все дети в классе быстро сдружились, а вашего ребенка отчего-то не принимают в игры или начинают дразнить. И совсем не важно, что в детском саду у малыша не было проблем в общении, ведь сейчас обстоятельства сложились так, а не иначе.

Возможно, ребенок действительно испугался учительницы. Так бывает даже в тех случаях, когда учительница не особо строга, вовсе не кричит на детей и вообще человек душевный. Но она может быть совсем не похожа на воспитательницу в детском саду или маму (няню). У нее может быть от природы или профессионально выработанный слишком громкий голос. Она может быть чересчур требовательной или просто строгой, что и понятно, потому что большинство учителей начальных классов обладают именно этими качествами.

Ситуация, когда ожидания ребенка от школы не оправдались, встречается довольно часто. Причем провоцируют ее сами родители. Чтобы заставить или просто примирить ребенка с походом в школу, мамы и папы обычно рассказывают о школе много положительного и интересного. На деле же ребенок сталкивается с первыми трудностями: непривычная обстановка, освоение новых, далеко не простых навыков счета, чтения и письма. Новый режим дня, к которому ребенок совсем не привык, долгое сидение на уроках и очень короткие переменки, вызов к доске, где малыш чувствует себя неуютно – все это в комплексе и создает негативное настроение и неприятие школы. «Ты должен, это твоя работа», «плохие отметки получать нельзя», «принесешь отметку ниже…, не получишь подарок» (не пойдешь гулять и т. д.)» – наши слова тоже не вселяют в ребенка радость и уверенность в завтрашнем дне.

Это важно!

Иногда в школу не хотят идти малыши, которые очень скучают там без родителей. Причиной отказа может быть и чрезмерная нагрузка, которую ребенок не готов выдерживать слишком долго.

Встречаются такие школы, где обижают малышей. Конечно же, учителя вам скажут, что это не так, но своеобразная «дедовщина», к сожалению, характерна для некоторых школ. Поэтому ребенок может бояться пожаловаться, потому что обидчики пригрозили: «Будешь жаловаться – будет еще хуже». У ребенка могут отбирать деньги, бить или заставлять делать что-то унизительное. Тут уж причина будет в переживаниях ребенка, которому не под силу справиться с более взрослыми школьниками.

Чего не стоит делать, если ребенок не хочет ходить в школу?

— Не нужно «пытать» ребенка, стараясь немедленно выяснить причину, ведь она вряд ли лежит на поверхности.

— Не стоит просто отмахиваться от ребенка, считая такое поведение простым капризом «на ровном месте». Как правило, слова «не хочу в школу» дети произносят вовсе не от лени.

— Ругать ребенка тоже неправильно, ведь дети редко прибегают к такому поведению, чтобы просто манипулировать нами от нечего делать. Если вы не задумаетесь над словами ребенка, не постараетесь разобраться в причинах, то следующий шаг – это «уход в болезнь», когда малыш будет жаловаться на плохое самочувствие, и вы все равно не поведете его в школу.

— Не тащите малыша в школу насильно. Поймите, что если уж дело дошло до такой крайности, то вам стоит всерьез заняться проблемой.

— Пытаясь разобраться в ситуации, не нужно основываться только на точке зрения учителей. Мнение ребенка для вас должно быть главным.

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?

— Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

— Пообщайтесь с учительницей. стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные , и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

— Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

— Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

— Если вы считаете, что проблема заключается в том, что дети не хотят общаться с вашим малышом, то есть он пока не нашел себе друзей, то попробуйте сделать сразу несколько эффективных шагов: пообщаться с учительницей, попросить ее, например, пересадить малыша за другую парту – к тому ребенку, который пользуется популярностью. Поинтересуйтесь, в чем, по мнению учительницы, причина такого отвержения. Можете сделать вместе с малышом что-то интересное, что заинтересует его одноклассников и поднимет рейтинг ребенка. Например, один из родителей организовал воскресную прогулку на велосипедах, а другой, будучи альпинистом, повел детей в поход, чем невероятно заинтересовал одноклассников своего сына. Таким образом папы помогли своим детям изменить их статус в классе и стать если не героями, то уж, по крайней мере, теми людьми, с которыми все захотели общаться.

— Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

— Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

— Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.

Многие родители, когда слышат про отказ ребенка идти в школу, принимают это нежелание за лень и поэтому начинают упрекать ребенка, заставлять его учиться, а иногда и наказывают. Лень достаточно частая причина прогулов школьных уроков, но далеко не единственная. У ребенка может быть серьезный стресс, поэтому отказ посещать уроки связан с защитной реакцией психики ребенка.

Проблемы в младшей школе

Дети разного возраста имеют в школе свои интересы и свои неприятности. Так, первоклассник может бояться неизвестности, новой учительницы, детей, обязанностей. Ребенку в этом возрасте еще не совсем понятно, зачем ему учиться, он не знает, что его там ждет, а отказ идти в школу может быть естественной реакцией на страх. Ведь гораздо лучше для малыша делать то, что он уже умеет и знает, например, ходить в садик или играть дома. Родителям в этой ситуации нужно спокойно объяснить ребенку, что хорошего он может получить в школе: там будут новые друзья, он научится писать, как взрослые, сам сможет быстро читать книги, будет считаться уже не маленьким ребенком, а взрослым школьником.

Иногда у ребенка возникает подобная реакция, если он не справляется с программой, не понимает, как выполнять уроки, расстраивается из-за плохих оценок. В этом случае, родителям нужно помочь малышу, объяснить ему, как выполнять задания, а учителя попросить присматриваться к ребенку на уроке, быть с ним помягче. Еще одной распространенной проблемой в младшей школе являются конфликты между учеником и учителем или другими учениками. Ребенку может не понравиться его учительница, особенно, если она строгая и требовательная. Или у него может возникнуть ссора с кем-то из одноклассников. Все эти проблемы решить тоже возможно, если поговорить с ребенком и его друзьями или учителем. В крайнем случае можно перевести малыша в другой .

Проблемы в средней и старшей школе

Если ребенок хорошо успевал по программе в , он может думать, что ему будет также легко и в средней. А сталкиваясь с проблемами, ученик не всегда может их самостоятельно решить: предметов в гораздо больше и все они сложнее, а значит, и отстать от программы школьник может очень быстро. Неоправдавшиеся надежды ребенка могут вылиться в его отказ идти в школу и выполнять уроки. Конечно же, в этом случае родителям нужно самим как можно быстрее помочь ученику наверстать программу, иначе он может так и не оправиться от своих неудач. Старшеклассникам, в свою очередь, может быть более интересна уже не школа, а общение со сверстниками. Кроме того, их может пугать подготовка к экзаменам и повышенная нагрузка.

В этом возрасте дети вступают в пубертатный период, у них повышается уровень гормонов, они могут чаще уставать, проявлять агрессию или апатию, скрывать свои проблемы от родителей. Но замалчивание проблем в школе приведет только к ухудшению положения. Поэтому нужно сразу же выяснять, что творится с ребенком, что беспокоит его. Если он отказывает посещать школу из-за ссоры, плохих оценок, контрольной или общей усталости, поговорите с ребенком и постарайтесь решить его сложности вместе. В конечном итоге, нет ничего страшного в том, если на несколько дней ребенок останется дома, но у него не должен окончательно пропасть интерес к учебе и школе.

Ребенок капризничает утром, говорит, что не хочет идти в школу, жалуется на головную боль или боль в животе, тошноту. Очевидно, есть причина.


Физические причины

Ребенок действительно может плохо себя чувствовать. Возможно, он заболевает. Температура у него еще не поднялась, но ощущает он себя «разбитым». Понаблюдайте. Если ребенок жалуется на плохое самочувствие каждое утро, а оставаясь дома, выздоравливает, причина скорее всего в другом. Это не говорит о том, что ребенок обманывает вас. Стресс вызывает психосоматические недомогания.

Переутомление

Оцените режим ребенка, он должен высыпаться. В норме дети 6-12 лет должны спать 9-12 часов. Если же ребенок ((до ночи делал уроки, играл в компьютер или смотрел фильм)), конечно, утром ему будет тяжело встать, его будет тошнить, а голова - кружиться. Попробуйте наладить режим и снизить нагрузку, например, на время отказаться от дополнительных занятий, связанных с умственными усилиями.

ИСТОРИЯ: Девочка 9 лет часто не может заснуть вечером, хотя ложится спать в одно и то же время, а утром не может встать, плачет, на уроках зевает. Родители обратились к психологу, он посоветовал снизить нагрузку, временно отказаться от дополнительных занятий в математическом кружке и понаблюдать. По вечерам родители вместе с девочкой стали гулять или кататься на велосипеде. Сон ребенка наладился, девочка без проблем стала вставать утром в школу.

Проблемы с учебой

Ребенку может быть сложно учиться, например, у него проблемы с вниманием, или он не успевает за классом, а возможно, просто пропустил тему и теперь не понимает материал, и ему нужна помощь. Высокие ожидания родителей и педагогов вызывают дополнительный стресс. Оцените успеваемость ребенка, почему по некоторым предметам он имеет плохие отметки: возможно, ему нужна ваша помощь или дополнительные занятия, а в случаях проблем с вниманием - консультация специалистов: нейропсихолога и логопеда.

ИСТОРИЯ: 8-летняя Лера боялась ходить в школу, часто плакала. В школе она не успевала по русскому языку и чтению. Читала она медленнее всех, в заданиях по русскому языку не успевала и делала много ошибок. Это стало особенно заметно, когда во втором классе появились оценки. Лера стала получать двойки, дети смеялись, девочка начала прятать тетради, чтобы никто не увидел их. Учитель рекомендовала родителям обратиться к логопеду, который предположил у Леры дислексию и начал заниматься с ней. Оценки стали лучше, педагог снизил требования к ее работам, Лера стала увереннее.

Проблемы с педагогами или одноклассниками

Дети часто отказываются ходить в школу, если у них проблемы с одноклассниками, а может быть даже травля и издевательства. Иногда проблемы возникают с педагогом, который кричит или предъявляет слишком жесткие требования. Поговорите с ребенком о том, что его беспокоит, а также побеседуйте со школьными учителями. Успокойте своего ребенка, пусть он будет уверен, что вы поможете решить эту проблему. Чем раньше вы вмешаетесь, тем быстрее сможете помочь своему ребенку вернуться к обучению.

ИСТОРИЯ. Алиса очень хотела пойти в первый класс, но через 2 недели учебы стала отзываться о школе негативно. Все дети жаловались, что учительница очень строгая, говорит на повышенных тонах, не выпускает в туалет на уроках. С помощью администрации школы родители решили проблему.

Временное беспокойство

Нежелание ходить в школу может быть не только связано с серьезными проблемами, но и временной тревогой: сложной контрольной или болезнью любимого друга. Вы можете посочувствовать своему ребенку. Не говорите ему: «Пойдем скорей, я опаздываю», скажите «Я знаю, сегодня нелегкий день, я уверена, что ты справишься и всегда готова прийти тебе на помощь".


Более серьёзные психологические проблемы

Нежелание идти в школу может сигнализировать о наличие трудностей в эмоционально- личностном развитии. В этом случае потребуется консультация психолога.


Можно ли разрешать ребенку иногда не ходить в школу?

Если вы думаете, что это поможет ребенку, например, отдохнуть после повышенного напряжения (контрольной, олимпиады, выступления), то это разумно. Но регулярная практика прогулов - это тактика избегания проблем, а не их решение.