Тесты у психиатра для получения прав. Тест для водителей: положение рук на руле раскроет вашу личность Психиатрические тесты для водителей

Психически нездоровые люди не должны сидеть за рулем, это аксиома. Именно поэтому путь для получения и переоформления водительских прав лежит через кабинет психиатра. Обычно доктор проводит прием за 1-2 мин.

Основные вопросы, которые обязан задать работник поликлиники: Вы курите? Пьете? Употребляете наркотики? Состояли на учете? Были ли у вас когда-нибудь черепно-мозговые травмы?

Внимание! Задавая каверзные вопросы, доктора не хотят поставить вас в тупик, или услышать правильные ответы. Им главное понять, как вы думаете, и оценить уровень общего развития.

Исходя из ответов, доктор может провести дополнительное обследование. Например, предложит назвать геометрические фигуры, проверить скорость реакции с помощью компьютерной программы, или пройти несколько тестов.

Интересно, что в комментариях водителей на эту тему встречаются две крайности. В их практике встречались психиатры, которые быстро ставили желающим долгожданную печать, не задавая никаких вопросов. А были и те, кто предлагал решить оригинальные задачи:

  • от цифры 100 отнимать по 17 единиц и дойти до 0;
  • объяснить, чем отличается пещера от тоннеля;
  • предположить, чем похожи ботинок и карандаш.

Кроме того, психолог может подойти к делу творчески, и поинтересоваться: «А вы у нас не были? Что-то лицо/фамилия знакомые». Неважно, что ответит посетитель, просто врач внимательно посмотрит на реакцию. Ведь любому водителю жизненно необходима выдержка.

Посещение психиатра в военкомате

При прохождении водительской комиссии специалисту выгодно быстро выдать справку, поэтому проблемы могут возникнуть только в особых случаях. В военкомате все гораздо сложнее. С одной стороны, докторам необходимо обеспечить нужное количество новобранцев. А с другой – не допустить к оружию парней с явными отклонениями. Поэтому и вопросы тут гораздо разнообразнее:

  1. Назовите отличие птицы от самолета.
  2. Вы не псих?
  3. Расскажите таблицу умножения.
  4. Бывают ли приступы эпилепсии?
  5. Есть ли фобии?
  6. Что тяжелее, 1 кг кирпича, или ваты?
  7. Тебя что-нибудь мучает?
  8. Где расположена Италия?
  9. В каких войсках хочешь служить?
  10. У вас были мысли о самоубийстве?

Совет. Психиатр, как и нарколог, может попросить показать руки на предмет следов от уколов. Отказываться от осмотра не стоит. Возможно, это единственное, что важно знать специалисту.

В некоторых военкоматах психиатры заранее готовятся к разговору с призывником, изучая характеристику с места учебы или работы. А в других – совершенно не задают вопросов, если у посетителя жалоб нет. Главное, совершенно спокойно вести себя на приеме и не бояться неправильных ответов.

Прием психиатра на медосмотре

Медосмотр обычно проходят при приеме на работу и во время работы ежегодно, или 1 раз в 2 года. Медицинское освидетельствование обязательно для:

  • специалистов сферы торговли;
  • для водителей любого транспорта;
  • работников предприятий и производств с опасными условиями труда (пожарный, кровельщик, сотрудник МЧС и т.д.);
  • сотрудников детских садов, школ и других образовательных учреждений;
  • работников медицинской сферы;
  • для тех, кто проводит и чинит водопроводы.

На медосмотре психиатры заинтересованы в том, чтобы хороший специалист работал на своем месте. Поэтому редкий доктор будет тщательно искать отклонения у работника детского сада с сорокалетним стажем. Вопрос, который чаще всего звучит на медосмотре: «Есть ли у вас жалобы?»

Секреты профессиональных докторов

Когда абсолютно здоровый человек слышит неадекватные вопросы от доктора, он удивляется, и путается в ответах. Весь секрет в том, что специалисты по душевному здоровью определяют нарушения психики благодаря нестандартным задачкам.

Внимание! Странные вопросы нужны для выявления показателей психических расстройств.

Рационально мыслящему человеку никакие психиатры не страшны. Какие бы они словесные ловушки не готовили, главное – отвечать спокойно и уверенно.

Прохождение психологического теста - видео

Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского ведет разработку новой методики психологического тестирования будущих водителей. Вскоре без прохождения этого обследования нельзя будет получить права. Основная цель тестирования – определить уровень агрессивности и враждебности обследуемого.
По мнению специалистов центра, грубое нарушение скоростного режима водителем является признаком отклонений в психике. Впрочем, объяснением такого поведения может быть и стресс на работе.
Сегодня чтобы получить водительские права достаточно пройти врача-психиатра без каких-либо дополнительных исследований. Электроэнцефалограмма проводится только в случае обнаружения показаний для этого врачом-неврологом. Те, кто по профессии являются водителями проходят медицинский осмотр (приложение 2 Приказа 302н от 12.04.2011 г.) и обязательное психиатрическое освидетельствование (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695).
Специалисты центра считают, что возможность допуска или не допуска к вождению, кроме психиатра, должен устанавливать медицинский психолог. Отличие психиатра от медицинского психолога в том, что первый больше направлен на поиск у пациента глобальных отклонений в психическом здоровье. Медицинский психолог работает непосредственно с личностью и индивидуальностью человека, а не с конкретным заболеванием. К тому же психолог сможет выявить агрессивность и враждебность у водителя, что позволит предотвратить массу аварий и нарушений ПДД.
Сообщество автомобилистов не поддерживают данную идею. Они считают, что это предварительное психологическое тестирование не имеет отношение к безопасности на дорогах. Более действенным, по их мнению, является тестирование водителей хоть раз грубо нарушивших правила. Например, в Германии существует так называемый «тест на идиотизм» для тех, кто сел за руль пьяным. Прохождение теста платное, и некоторые его вопросы и правда, звучат комично. Например, «Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?» или ««Что вы будете делать, если в гостях, куда вы приехали на машине, вам предложат выпить?». В первом случае правильный ответ – «Переходить дорогу», во втором – «Я не поеду к людям, которые могут предложить выпивку человеку за рулем».
Впрочем, за рубежом при обучении будущих водителей больше времени и уделяется психологии, приемлемому реагированию на агрессивность, соблюдению культуры и этики за рулем.
Применение новой методики пока еще в планах, а по факту законодатели уже ведут работу по устранению опасного стиля вождения у автомобилистов. Так, в скором времени Госдума одобрит законопроект, устанавливающий штрафы за опасное вождение. Водителям-лихачам будет грозить штраф в размере 5 тысяч рублей.

Каждый день в мире совершаются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Так, по данным ГИБДД МВД России, за 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 дорожно-транспортное происшествие. Анализ причин ДТП показывает, что значительная часть из них (96-98%) связана с человеческими факторами вождения, прежде всего – ошибочным или намеренно рискованным и провоцирующим (аберрантным) поведением водителей.

За последние полвека в нашей стране и за рубежом, было проведено множество исследований, посвященных изучению профессионально важных качеств (ПВК) водителей. В рамках данных исследований было сформировано множество направлений: это и выявление связей между психофизиологическими характеристиками человека и дальнейшей успешностью его деятельности в качестве водителя, и выявление связи между мотивационными и личностными характеристиками индивида и его подверженностью различного рода аварийным ситуациям, включая ДТП, и изучении социально-психологических предпосылок девиантного поведения на дорогах и т.д.

Исследования причин аварийности среди водителей позволили выделить два основных типа нарушителей, согласующиеся с данными мировой литературы. Первый представлен агрессивными экстравертированными социопатами, которые попадают в аварии преимущественно из-за совершения намеренных нарушений правил дорожного движения (ПДД) , в частности, агрессивного стиля вождения и переоценки своих возможностей, подкрепляемых убеждениями в том, что такой стиль поведения на дороге дает им некие внешние (например, экономит время в пути) либо внутренние (поднимает самооценку) преимущества. Второй - невротичными и дезадаптированными лицами с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций и сниженным уровнем самоконтроля, которые могут попадать в аварийные ситуации главным образом вследствие недостаточной стрессоустойчивости, повышенной истощаемости когнитивных процессов и сниженной способности к адекватному реагированию на внезапно изменившуюся ситуацию. Почти 60 лет назад Тиллмэн и Хоббс сформулировали тезис, который в значительной степени сохранил свое значение до наших дней: «водитель ездит так, как он живет» (a man drives as he live).

Подытожив результаты всех проведенных исследований, мы приходим к выводу, что ситуация, в которой осуществляется профессиональная деятельность, влияет на то, какое сочетание индивидуальных характеристик окажется оптимальным.

В связи с научно обоснованными подходами о влиянии индивидуально-личностных качеств человека на стиль вождения, в последнее время, специалисты ведут споры о необходимости введения обязательного психологического тестирования кандидатов в водители транспортных средств (ТС).

Почему тестирование необходимо? Во-первых, тестирование позволяет определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата (например: если курсант будет успешен в управлении легковым автомобилем, это еще не означает, что он будет успешен при управлении транспортным средством с тягачом. Другая ситуация, курсант имеет высокую предрасположенность к аварийному вождению, но в совокупности с личностными качествами из него получится отличный гонщик).

Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности ПВК. С одной стороны, это подразумевает под собой информационную составляющую. Здесь действует общеизвестный принцип: «Предупрежден – значит, вооружен» (например: кандидат в водители ТС, знающий, что его скорость приема и переработки информации низкая, должен рассчитывать безопасную скорость движения своего автомобиля). Как показывает практика, такие водители больше внимания уделяют своему состоянию и здоровью, более адекватно ведут себя на дорогах, а если и случается непредвиденная ситуация – они стараются взять ее под контроль, минимизируя или вовсе предотвращая ее негативные последствия.

С другой стороны – это дает возможность проводить коррекционные мероприятия, позволяющие повысить уровень выраженности ПВК, не соответствующих заявленным требованиям. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния (например: кандидат знает, что в состоянии стресса у него притупляется восприятие окружающей среды, применяя метод аутогенной тренировки , он в состоянии снять негативные последствия этого воздействия. Другая ситуация, у кандидата недостаточная способность к прогнозированию поведения движущегося в поле зрения объекта в пространстве и времени. Путем выполнения ряда упражнений (тренировки), кандидат в состоянии повысить эту способность до оптимального уровня).

В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. В зависимости от уровня выраженности тех или иных ПВК принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, по отработке практических навыков вождения, а кому-то может быть стоит обучиться специфическим приемам управления ТС.

В-четвертых, кандидатам, которые по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям, возможно, стоит посоветовать вообще не садиться за руль ТС, чтобы не создавать угрозу собственной жизни и окружающим. Такие люди чаще всего подвержены аварийно-опасному стилю вождения. Они практически абсолютно растеряны в случае возникновения сложной, незнакомой, опасной ситуации, либо, склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей и возможностей. Уровень их ПВК не позволяет им быстро сориентироваться и принять грамотное и своевременное решение в происходящей ситуации, даже, несмотря на владение некоторыми специфическими приемами и навыками управления автомобилем. Кто-то может и не согласиться с этим, но это факт имеет научное обоснование. И пусть данная мера будет достаточно жесткой по отношению к потенциальным кандидатам в водители, но она позволит существенно снизить количество опасных ситуаций на дороге.

Нельзя не отметить ряд вопросов, которые возникают при решении данной задачи.. Как должно быть организовано проведение психологического тестирования? Где оно должно проводиться? В самих автошколах или в специализированных центрах, как в некоторых европейских странах? Профессионалами какого уровня подготовленности? Какой инструментарий при этом необходимо использовать?

Бесспорно, тестирование должно проводиться до процесса обучения в образовательном учреждении. Лучше всего, если оно будет проведено в окружных специализированных центрах. Это связано с тем, что грамотно вынести заключение о профессиональной пригодности и соотнести кандидата к категориям управления ТС может только специалист, обладающий соответствующим уровнем знаний в данной области. Ведь, подытоживая результаты тестирования (которые лучше всего дополнить беседой с кандидатом), специалист должен свести всю полученную информацию к единому знаменателю. По итогам результатов, специалист должен сформировать два заключения, одно для кандидата, другое для преподавателей образовательного учреждения.

Второй главной причиной служит разносторонность деятельности. Если, по итогам тестирования выясниться, что уровень развития ряда ПВК не соответствует требованиям, специалист должен либо выдать корректные рекомендации, либо провести коррекционные занятия.

В связи с актуальностью подхода о профессиональном тестировании кандидатов в водители ТС, необходимо проведение научно-исследовательских работ по данной тематике. Здесь речь идет о необходимости создания единой базы данных кандидатов (в базе фиксируются и личные данные, и данные результатов тестирования, и оценки кандидата, полученные в ходе обучения, и данные о частоте совершения ДТП, об их причинах и т.п.) с целью проведения различного рода исследований.

Как правило, автошколы не всегда имеют подобного уровня специалистов, да и их деятельность не настолько широка, чтобы решать подобного рода задачи. А если сюда отнести и объемы выполняемых работ с соблюдением требований к их выполнению, то вывод напрашивается сам собой. Подобная работа должна проводиться в специализированных центрах, тогда она будет более успешной и плодотворной.

Инструментарий, с помощью которого специалисты могли бы эффективно решать поставленные перед ними задачи, должен быть надежным и валидным. Из результатов анализа отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике следует, что инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств должен включать методики, оценивающие общие (интеллектуальные) способности и особенности протекания отдельных когнитивных процессов, перцептивные и двигательные (психомоторные) тесты, а также методики, оценивающие мотивационные, темпераментальные и личностные особенности, включая убеждения и признаки склонности к девиантным формам поведения.

В настоящее время на российском рынке сразу несколько организаций предлагают методики и тестовые батареи (наборы методик) для определения ПВК кандидатов в водители ТС. Как правило, методики и тестовые батареи предлагаются в виде компьютерных программ или программно-технических комплексов.

Но если психологическое тестирование имеет такой уровень значимости, применяется ли оно сегодня при работе с кандидатами в водители ТС?

В декабре 2008 года была предпринята попытка обязать образовательные учреждения проводить подобного рода мероприятия («Требованиям к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами» от 12.12.2008 г.), но эта попытка в силу разных причин потерпела неудачу. Системы специализированных центров по психологическому тестированию кандидатов в водители, поступающих в образовательные учреждения сегодня не существует. Тем не менее, некоторые автошколы, сознательно пойдя на дополнительные издержки, внедрили подобную практику в свою деятельность.

Так, с 2006 года в НУ ДО «Юношеская автомобильная школа г. Москвы» проводится тестирование курсантов с целью прогнозирования успешности их деятельности в качестве водителей ТС. Тестирование проводится на АППДК «Мультипсихометр» АВТО. Комплекс обеспечивает комплексную оценку психологических и психофизиологических качеств курсантов автошкол и водителей различных категорий, определяющих успешность обучения и последующей деятельности по управлению транспортным средством; оценку текущего психоэмоционального состояния; развитие профессионально релевантных навыков и качеств.

Специальное программное обеспечение комплекса предоставляет пользователю удобные программно-методические средства для решения широкого круга практических задач:

  • готовые тестовые батареи для тестирования психологических и психофизиологических качеств, определяющих успешность обучения в автошколе и последующего практического вождения;
  • специальные тестовые батареи для прогнозирования успешности деятельности отдельных категорий водителей-профессионалов;
  • возможность формирования собственных (пользовательских) тестовых батарей для решения специальных задач;
  • автоматизированный контроль за ходом выполнения тестовых заданий, исключающий получение некорректных данных;
  • многопараметрическая оценка результатов выполнения отдельных тестов сочетается с интегральной, легко интерпретируемой оценкой результатов выполнения тестовой батареи;
  • анализ полученных данных (расчет тестовых норм, рейтингов, дескриптивная статистика, сравнение данных кандидатов, сравнение данных по обучающимся группам и пр.);
  • сохранение результатов тестирования в базе психодиагностических данных;
  • разграничение уровня доступа к системе, обеспечивающее необходимую конфиденциальность персональных данных.

Методическое обеспечение включает в себя свыше 40 различных тестов для оценки интеллектуальных и личностных особенностей, мотивационных характеристик, установок по отношению к вопросам безопасности дорожного движения, актуального психического (психоэмоционального) состояния, а также необходимый набор деятельностных (психофизиологических) методик, предназначенных для оценки скорости и точности моторных, перцептивных и когнитивных операций, необходимых для успешного вождения, в том числе, оригинальный опросник, обеспечивающий выявление личностных и мотивационных факторов, являющихся предпосылками аварийности.

Основная тестовая батарея, рекомендуемая для применения в автошколах, включает 8 тестов, по результатам выполнения которых рассчитываются интегральные оценки соответствия уровней развития перцептивно-моторных и личностных качеств, уровня психоэмоциональной устойчивости, а также оценка достоверности ответов на пункты опросников. По результатам тестирования формируется заключение, содержащее прогноз успешности обучения, наличие уязвимых качеств, возможные предпосылки формирования аварийно-опасного стиля вождения.

В интересах развития психофизиологических качеств осуществляется оценка динамических характеристик выполнения тестов, имеются пролонгированные версии тестовых заданий и специальная технология оценки результатов повторных обследований («Навык»).

На основании полученных результатов выдаются два заключения, одно курсанту (рис.1), другое куратору учебной группы (рис.2). В заключении для курсанта раскрывается характеристика его профессионально важных качеств, указываются те ПВК, которые нуждаются в коррекции, а так же выдаются рекомендации для успешного овладения навыками вождения. В заключении для куратора указывается уровень соответствия ПВК курсанта заявленным требованиям и мероприятия, которые необходимо применить для повышения уровня его мастерства.

Если интегральная оценка, полученная кандидатом по результатам выполнения тестирования высокая, это свидетельствует о высокой вероятности успешного прохождения курса обучения и овладения навыками практического вождения (при наличии соответствующей мотивации) в установленные сроки. Оптимальное сочетание личностных и темпераментальных характеристик, способно обеспечить формирование адекватного стиля вождения.

Если по результатам тестирования кандидат получает низкую интегральную оценку по профилю «Общие способности», ему необходимо сделать упор на таких дисциплинах как «Основы законодательства в сфере ДД», «Основы безопасности управления ТС», «Устройство автомобиля», «Оказание медицинской помощи». Если низкие результаты по профилю «Общие способности» сочетаются с низкими результатами по профилю «Моторно-перцептивные способности» кандидату необходима пролонгация курса практического вождения и дополнительные усилия при освоении теоретических дисциплин. Так как низкий уровень развития двигательных функций, скорости и точности переработки информации в сочетании со сниженным уровнем развития общих способностей, делают проблематичным усвоение курса обучения и формирование навыков практического вождения в установленные сроки.

При выявлении субоптимального сочетания личностных и темпераментальных характеристик имеются некоторые предпосылки к формированию аварийно-опасного стиля вождения, для предупреждения которого может потребоваться проведение дополнительной разъяснительной работы со стороны преподавателей и инструкторов (или специальных тренингов).

Низкие оценки по профилю «Психоэмоциональная устойчивость» в сочетании с низкими оценками по профилю «Личностные ПВК» предопределяют снижение эффективности обучения и высокую вероятность последующего попадания в аварийные ситуации в качестве как пассивного, так и активного участника ДТП. Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционных мероприятий направленных на минимизацию отрицательного воздействия ряда ПВК, с целью формирования безопасного стиля вождения.

Если кандидат получил низкий уровень соответствия ПВК (сниженная способность к поддержанию концентрации внимания на выполнении задачи, недостаточная способность к быстрому переключению внимания между источниками информации, низкий уровень координации (скорости и избирательности) движений рук и ног), входящих в состав профиля «Моторно-перцептивные способности», куратор может предложить ему выполнить пролонгированные версии тестовых заданий для повышения уровня соответствия этих профессионально важных качеств.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители ТС с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Специалисты ЮАШ понимают это в полной мере. Они успешно вырабатывают грамотные стратегии обучения в рамках индивидуального подхода, что позволяет им выпускать подготовленных ответственных водителей и иметь конкурентные преимущества в данной сфере. Уже сегодня, ЮАШ предоставляет своим курсантам возможность своевременно пройти психологическое тестирование, способствующее достижению оптимальных результатов в обучении.

1. Профессионально важные качества - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
2. Аутогенная тренировка - психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.
* DIP ® , МУЛЬТИПСИХОМЕТР ® – зарегистрированные товарные знаки ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП».

Согласно новым требования Министерства образования и науки Российской Федерации, теперь начинающие водители, обучающиеся в автошколах, прежде чем получить права, обязаны пройти специальные психологические тесты.

Подобное требование появилось неслучайно. Оно вызвано высоким уровнем ДТП на отечественных дорогах. Тестовая проверка для водителей - это не просто очередное распоряжение сверху, призванное создать видимость деятельности в министерстве. Это предварительная проверка психофизиологических особенностей человека, от которых и зависит поведение водителя на дороге.

Немногие знают, что в военных вузах тестирование - это неотъемлемая часть предварительного профотбора. Еще совсем недавно данные тестов носили лишь рекомендательный характер. Однако время показало, что большинство из тех, кто бросил учебу в вузе, с психологическими тестами тоже не справилось. Следовательно, тесты не так уж и бесполезны. А при обучении вождению они просто необходимы.

Они проверяют память, психомоторику, глазомер, устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, способность переключаться и распределять свое внимание, эмоциональную стабильность, динамику работоспособности. Для водителя немаловажное значение имеют и личностные качества, которые также можно проверить во время тестирования. Это в первую очередь темперамент, конфликтность, склонность к риску и способность к монотонной работе.

Методику проведения тестов, задания для них и систему оценки результатов разрабатывает наука психодиагностика. Специалисты утверждают, что результаты тестирований подтверждены статистическими данными, а потому полностью объективны. Хотя всегда надо учитывать и психологическое состояние испытуемого. К примеру, стресс, усталость или алкогольное опьянение могут не самым лучшим образом повлиять на результаты испытаний. Чтобы с успехом пройти их, нужно позитивно настроиться, успокоиться и быть уверенным в своих силах. Перед прохождением тестирования нужно хорошо выспаться и отдохнуть.

Еще одной особенностью тестовых заданий является то, что их задания объективны только тогда, когда испытуемый отвечает на вопросы впервые. В процессе прохождения проверки человек постепенно обучается, и реальная картина несколько искажается. Вот почему психологические комплексы включают вопросы разных типов.

Если вдруг случилось так, что испытание вами не пройдено, обижаться и унывать не нужно. В мире есть еще много интересных и замечательных занятий, которым можно посвятить себя. Возможно, что вождение - это не ваш удел, и лучше уберечь себя и других участников дорожного движения от серьезной опасности.

В России могут ввести обязательное прохождение психологического тестирования, прежде чем допустить человека за руль

В РФ приступили к разработке стандартов психологических проверок будущих водителей. Если сейчас психолога посещают только водители-профессионалы, то новый формат предполагает дополнительную проверку на агрессивность всех тех, кто сядет за руль, на этапе получения водительского удостоверения. По словам некоторых экспертов, дополнительное психологическое тестирование позволит предотвратить массу аварий и нарушений. Однако другие уверены, что тесты позволят лишь выявить определенную склонность, но предположить, как человек себя поведет в той или иной жизненной ситуации, невозможно. Подробнее в материале «Реального времени».

Центр имени Сербского взялся за критерии недопуска к вождению

В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии (ФМИЦПН) им. В.П. Сербского началась разработка новых стандартов прохождения психологической проверки для получения водительского удостоверения. Если сейчас при оформлении медсправки ограничиваются короткой проверкой у психиатра и сверкой с базой данных психдиспансеров, то новый стандарт будет предполагать прохождение психологических тестов, которые позволят выявить уровень агрессивности и враждебности будущего водителя. Для нового формата создаются «клинико-психологические инструменты и психологические критерии допуска или недопуска к вождению».

Сегодня закон не предусматривает направление врачом-психиатром автомобилиста на дополнительные исследования. Проверка у психолога обязательна только для профессиональных водителей. В новом стандарте ее предполагается распространить на всех садящихся за руль.

Сегодня закон не предусматривает направление врачом-психиатром автомобилиста на дополнительные исследования. Фото tv7.md

Критерий допуска или недопуска к вождению должен устанавливать не только психиатр, но и клинический (медицинский) психолог, - цитируют «Известия» слова Дмитрия Калинкина, научного сотрудника лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФМИЦПН им. В.П. Сербского.

По словам эксперта, психолог может не только выявить уровень агрессивности и враждебности у человека, что позволит предотвратить массу аварий и нарушений. Двойная проверка позволит лучше выявлять структуру нарушений психики.

ФАР: «Давно пора»

Как на практике будет реализовываться проверка, пока неясно. Попытки сбавить агрессию на дорогах предпринимаются не первый раз, но пока серьезно улучшить положение не удалось. «Сейчас есть понятие опасное вождение , хотя наша организация в свое время предлагала разделить понятия агрессивное и опасное, писали на имя Шувалова (первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, - прим. ред. ). Он же председатель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Но пока ничего не изменилось. Опасное вождение происходит по неопытности и незнанию. Агрессия - это умышленные действия», - рассуждает Рамиль Хайруллин, представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане.

Тем не менее он уверен, что введение дополнительной психологической проверки оправданно.

Давно пора. Если проверка будет проводится нормально, не формально, а с реальными недопусками, то количество неадекватных водителей точно сократится. Психологов сегодня достаточно, тем более их не нужно много. Мне кажется, что не только будущих, но и «прошлых» водителей надо прогнать через психологов. Агрессии на дорогах очень много.

Рамиль Хайруллин: «Если проверка будет проводится нормально, не формально, а с реальными недопусками, то количество неадекватных водителей точно сократится». Фото evening-kazan.ru

«Все будет зависеть не только от его личности, но и от ситуации в целом»

Однако далеко не все профессионалы уверены в том, что тесты способны улучшить ситуацию на дорогах. Завкафедрой медицинской психологии КГМУ, профессор Владимир Менделевич утверждает - результат любого теста относителен.

Можно выявить определенную склонность, но предположить, как человек себя поведет в той или иной жизненной ситуации, невозможно. Потому что это будет зависеть не только от него, от его личности, но и от ситуации в целом. Я очень скептически отношусь к информации в газетах, ее надо перепроверять. И не знаю, правда ли ведутся такие разработки. К тому же не понимаю, для какой цели создавать новые тесты, если таких тестов - огромное количество и они уже зарекомендовали себя как довольно убедительные.

Задачу создать тесты для определения предполагаемого поведения человека, находящегося именно за рулем, он считает практически невыполнимой.

Нет такой специфики. Потом им понадобится еще водителя «КАМАЗа» от водителя «МАЗа» отличать. Ну это глупость все… Вообще, это ошибочный подход - пытаться выявить с помощью каких-то тестов что-то со 100-процентной гарантией. Я называю наше общество обществом победившего детектора лжи. Потому что детектор лжи - это миф. С помощью него нельзя сказать, врет человек или говорит правду. И все эти тесты - такие же обманщики большие. В некотором смысле можно на них ориентироваться, но не в качестве основополагающего метода выявления какой-либо патологии.

Александр Шакиров, Ирина Плотникова