Станица баталпашинская. Город начался с редута

Станица Баталпашинская основана в 1825 году на месте одноименного русского военного укрепления (редута) на Кубанской пограничной линии (части Кавказской линии). В свою очередь, Батал-Пашинский редут был устроен у устья реки Овечки в 1804 году. Редут, а затем и станица получили свои названия в честь блестящей победы в 1790 году 4-тысячного русского войска под командованием генерал-майора И. И. Германа над 25-тысячной армией турецкого военачальника Батал-паши. Таким образом, название «Баталпашинская» представляет собой редчайший случай, когда населённый пункт был назван не в честь победителя, а в честь побеждённого. Сами же жители данной станицы так и не приняли данное название, и в обиходе станица называлась не иначе, как «Пашинка». По разным причинам заселение станицы проходило медленно (вплоть до 1828 года и далее) и осуществлялось из двух источников. Из расформируемой станицы Воровсколесской переселялись 2 офицерских и 90 казачьих дворов Кубанского полка, а также священнослужители. 141 двор казаков Хоперского полка был назначен к переселению из станицы Ставропольской.

Наряду с функциями военного поселения, Баталпашинская играла заметную роль в деле налаживания торговых и культурных связей с горскими народами. В обмен на соль, хлеб и ткани купцы, промышленники и казаки вывозили из горных районов скот, сухие кожи, бурки, башлыки, черкески и много других товаров.

В 1860 году Баталпашинская становится одним из уездных центров образованной Кубанской области. К 1868 году в станице уже действовали бригадное мужское (образовано из двух полковых школ, открытых ранее 1864 г.) и женское училища (открыто 1 сентября 1865 г.). В 1868 году за счёт армейской казны здесь была построена первая войсковая больница на 48 коек. Указом Александра II 30 декабря 1869 года станица преобразована в город Баталпашинск. Тем не менее, данное решение так и не было претворено в жизнь, и Баталпашинская оставалась станицей вплоть до советских времен. С 1888 года она становится административным центром одного из семи отделов Кубанской области.

Осенью 1918 года станица Баталпашинская была занята генералом Шкуро, который организовал там производство снарядов, патронов, сукна, кожаных сапог, бурок и шуб для Белой армии. Деникинская армия была выбита из Баталпашинской только весной 1920 года.

С 1922 года станица становится центром Карачаево-Черкесской автономной области, с 1926 - центром Черкесского национального округа, с 1928 по 1943 - Черкесской автономной области.

В 1931 году населённому пункту был присвоен статус города и имя Баталпашинск.

В 1934 году Баталпашинск был переименован в Сулимов по фамилии председателя Совнаркома РСФСР Д. Е. Сулимова. В 1937 году Сулимов был арестован и расстрелян, после чего город переименовали в Ежово-Черкесск, в честь наркома внутренних дел Н. И. Ежова. В 1939 году, после ареста и расстрела последнего, за городом сохранилась лишь вторая часть названия - Черкесск. С 1957 года Черкесск - центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1991 года - столица Карачаево-Черкесской Республики.

16.01.2007 1 6646

В честь... побежденного врага
(Вместо предисловия)

В этот день Батал-паше не повезло. 30 сентября 1790 года в междуречье Большого и Малого Зеленчуков и Кубани произошло одно из значительнейших сражений русско-турецкой войны. Коварная Порта никак не могла смириться с тем, что Россия настойчиво продвигается в глубь Кавказа. Уже строилась Военно-Грузинская дорога. А летом того же 90-го флот Османской империи был уничтожен эскадрой контр-адмирала Ушакова. И решили турки взять реванш. Уж очень им хотелось разрушить ненавистную Азово-Моздокскую линию, прорваться в Ставрополь и разгромить крепость на горе. Были у них и "добрые друзья" на Западе.

Вот и тогда снарядили турки с англичанами воду мутить среди кавказских племен имама Утурма, переименовав его весьма многозначительно на арабский лад в Мансура, что означает непобедимый. И двинулся шейх с дорогими подарками в Кабарду с целью подкупа местных князей. Ему на помощь поспешил сераскир (главнокомандующий) Батал-паша. На него-то и возлагали самые большие надежды в деле изгнания русских с Черноморского побережья и Кавказа.

Итак, собрал Батал-паша 30-тысячную армию, перешел реку Лабу, остановился у Урупа. Об этом стало известно в Георгиевске - тогдашнем губернском центре Кавказской области. Но, к счастью, там располагался корпус генерал-майора И.И. Германа. Да и хоперцев в Ставрополе подняли по тревоге. Их полк во главе с войсковым старшиной Луковкиным двинулся в сторону Кубани. А на ее крутом берегу был уже пост №8 кордонной линии, где сейчас станица Беломечетская стоит. Смекнули кордонные казачки, что жаркая битва будет.

И, правда, 28 сентября 1790-го двинул Батал-паша свои войска к мысу при впадении Малого Зеленчука в Кубань, где, сказывают, тогда еще красовалась та самая белая мечеть (по другим данным, это был мавзолей какого-то важного властителя). Турки, уверенные в своем превосходстве, даже не попытались занять господствующие высоты. За эту беспечность они поплатились сполна. Батал-паша вместе со своей свитой попал в плен к старшине Луковкину. Потери же русских были минимальны благодаря стратегическому расчету военачальников и умелому командованию.

А еще в этом бою отличилась черкесская конница числом в три тысячи всадников. К союзу с Россией черкесских князей склонил генерал Герман.

И вот что символично: неподалеку от места столь масштабного сражения в 1825 году была заложена станица Баталпашинская. Да, да, назвали в честь поверженного сераскира - редчайший случай в топонимике. Так нелегко далась победа, что имя врага пожелали увековечить.

В советское время станица была преобразована в город Черкесск - нынешнюю столицу КЧР. А Беломечетская так и осталась ставропольской станицей. И там, будто это было вчера, старожилы со всеми подробностями расскажут, как разворачивалась битва, где стояли со своими войсками Герман и Батал-паша, а еще покажут памятник "Казачья могила", кстати, единственный сохранившийся на берегах Кубани после большевистского террора по отношению к вольному сословию.

Литая чугунная часовенка стоит средь чистого поля на кургане. Историки же опровергают беломечетских старожилов и утверждают, что под часовенкой погребены не те, кто пал в бою с Батал-пашой, а защитники станицы, погибшие в столкновении с горцами 29 марта 1842 года. Как бы там ни было, каждый убитый на поле брани во благо Родины достоин памяти земляков.

(kchr.info)

Лейла Гочияева,
Черкесск

Ныне

"Серость, хаос, беспорядок" - так охарактеризовали Черкесск ведущие архитекторы республики. Музыка, застывшая в камне - именно так называют царицу всех искусств - архитектуру. Еще древнеримский архитектор Витрувий вывел "формулу архитектуры" - это польза, прочность и красота. Эта формула не потеряла своей актуальности и сегодня. Не бывает слаборазвитых стран с хорошей архитектурой. Не бывает сильных прогрессирующих стран со слабой и отсталой архитектурой. Архитектура - это не только музыка в камне, это еще объективное отражение духовного и социально-экономического состояния общества. Недаром в древние времена о социальном, экономическом, политическом состоянии общества судили по внешнему виду городов.

Карачаево-Черкесия - небольшое пространство, которое по архитектурному уровню даже близко не стоит к положительной оценке. На фоне бурного, качественно нового градостроительного развития столиц соседних субъектов, того же Ставрополя, Краснодара, Ростова, Черкесск, да и вся Карачаево-Черкесия выглядит, мягко говоря, очень скромно. Мы поинтересовались у людей имеющих прямое отношение к градостроительному процессу о том, как бы они оценили архитектуру Карачаево-Черкесии.

В 1990-х годах сложилась тенденция к тому, что строительство в Черкесске велось очень хаотично или не велось вообще, - говорит Гендиректор ОАО "Карачайчеркесагропромпроект" Владимир Шигалов. - Строительная индустрия в настоящее время переживает не самые лучшие времена. Нет ни одного завода железобетонных конструкций, нет завода по производству стенового материала. В основном все материалы завозятся извне. К сожалению, не строится ни одного детского сада и школы, хотя потребность города в этом довольно остра. Но, вместе с тем, следует отметить, в последние годы, строительство оживилось. Наряду с промышленным строительством стала появляться тенденция к строительству объектов социально-культурной сферы. Реконструирована городская больница, идет реконструкция республиканской больницы и перинатального центра. Интенсивно строится жилье. Это радует.

Главный инженер "Агропромпроекта" Анатолий Штепен говорит о необходимости создания службы градостроительного кадастра, отметив, что создание такой производственной группы даст совершенно новые возможности в оперативном обслуживании населения города. Создание такой службы - объективная необходимость, поскольку проектировщики, часто "методом тыка" определяют место постройки, не учитывая необходимых особенностей территории. Тогда как каждый владелец любой недвижимости хочет знать, что будет с его объектом по генплану в ближайшие десятилетия, всякий покупатель недвижимости желает знать, что находится под землей на приобретаемом объекте, наличие на участке или вблизи него инженерных сетей, наличие обременений или сервитутов, сейсмичность территории, судьбу соседних объектов и т.д.

В большинстве опрошенные архитекторы отметили, что с развалом Советского Союза и экономическим кризисом развалилась и система государственного регулирования градостроительных отношений и градорегулирования. Устаревшие генпланы поселений КЧР не корректируются. Генпланы городов, разработанные "во исполнение решений очередного съезда КПСС", не отвечают современным темпам жизни и общественно-экономическим отношениям. Такие генпланы сегодня никого не устраивают. Городские власти по старым генпланам, ориентированным на продукцию домостроительных комбинатов, не смогут решить ни одной современной задачи. Нет необходимости говорить, что такие старые планы являются тормозом в развитии городов и должны существенно меняться, учитывая и рыночные отношения, и культурно-эстетические потребности современного общества и стремительные темпы жизни.

Очень хотелось, чтобы новый генплан (последний генплан, кстати, был принят в начале 70-х годов прошлого века (!) и с тех пор не корректировался) разрабатывался на основе данных по сейсмологии, экономической оценки целесообразности реконструкции тех или иных территорий и объектов. Одним словом надо, чтобы генплан территории составлялся на основе более общей концепции развития территории Карачаево-Черкесии, как и положено, по всем нормам архитектурного градостроительства, - отметил Анатолий Чуков - член Союза архитекторов.
Говоря об архитектурном своеобразии Черкесска, градостроители были единодушны в своем мнении. В городе продолжается тенденция к хаотичной, беспорядочной, без учета градостроительных норм, постройке.

Налицо отсутствие развитой транспортной дорожной инфраструктуры. Главная улица города - транспортная артерия города - улица Ленина - тупиковая. Проехать по федеральной трассе со стороны Карачаевска на Ставрополь или Пятигорск не заезжая в Черкесск невозможно. Транзитность Черкесска и отсутствие объездных дорог (старые объездные дороги уже в городской черте) только усугубляют городские проблемы.

Концентрация многих административных, культурных и коммерческих объектов по улице Ленина создают ряд неудобств и перегруженность этой улицы, а при этом вся остальная часть города практически пуста, неблагоустроенна и не развивается. Архитекторы считают, что при такой обстановке необходима программа по разгрузке центральной улицы города и создание новых подцентров и мест коммерческих интересов.

Общая цветовая колористика города - это серый цвет. Отсутствие рельефа местности, массовая типовая застройка потребует немалых усилий для улучшения архитектурного облика города. Полное отсутствие элементов национальной, южной архитектуры делают город безликим и архитектурно невыразительным. Городскую застройку в основном представляет типовая застройка, имеющаяся как в средней полосе России, так и в более северных районах.

Мы, архитекторы ответственны в той или иной степени за эту территорию, но наших усилий при всем желании не хватает. Еще нужно понимание и содействие властей, - считает Солтан Бекбулатов. - Градостроительство постепенно выходит за рамки индустриального процесса. Каждый житель города, так или иначе, связан с градостроительными процессами. Кто-то строится как бог на душу положит, кто-то страдает от строительного шума и мусора, кто-то утратил привычный живописный вид из окна. Кого-то раздражает любое изменение в окружающей среде. Инвесторы стремятся получить прибыль, горожане заботятся о качестве своей жизни, власти пытаются расширить инфраструктуру города и держать все под контролем. Здесь и кроются источники конфликта интересов. Правильная градостроительная политика - это когда учитывается баланс интересов всех участников и при этом строго придерживаются современных норм.

город Кубанской области, на левом берегу Кубани, в 50 верстах от станции Невинномысская Владикавказской железной дороги, жителей 6100. Торговля хлебом и скотом. В ограде церкви памятник генералу Петрусевичу, убитому в 1881 в Ахал-Теке. Около 4 в. к Ю от Б. генерал Герман с 3000 человек войска 28 сентября 1789 года разбил большую армию Батал-паши, посланного с огромными запасами оружия и денег, чтобы поднять горцев против России. Эта победа имела огромное значение для России и лишила Турцию влияния на центральную часть Северного Кавказа. В честь победы над Батал-пашой названа соседняя станица, основанная в 1803 и в 1880 переименованная в город. В Баталпашинске довольно значительная лесопильня, сосновый лес сплавляется с р. Теберды, первого левого притока Кубани.

Баталпашинский отдел - бывший уезд Кубанской области, занимает 151357 кв. в., или 1570686 десятин, жителей обоего пола 188441. Распределение землевладения следующее: у частных компаний, обществ и друг. учреждений - 665 десятин, у помещ. дворян и недворянского происхождения - 172830 десятин, у государств. крестьян - 38988 д., у казаков - 673360 д., у аулов - 135349 д. и в пользовании колоний - 4357 д. и казны - 545137 десятин. Отдел занимает самую восточную часть области, граничит на Ю - Кавказским хребтом, отделяющим его от Кутаисской губ., на В - Терской областью, на С - Ставропольской губ. Большая часть отд. гористая. Кроме главного Кавказского хребта, следует упомянуть о выдающемся на С вулканическом отроге с вершиной Эльборус, самой высокой на Кавказе. Он - на границе Баталп. отд. и отдела Нальчикского Кубанской обл. Кроме того, параллельно главному хребту тянутся т. н. Черные горы из известняков, песчаников и сланцев юрской формации. Они падают круто к Ю к стороне главного хребта, более отлоги к С. Вершины их от 1500 до 1900 м. К С от Черных гор тянется более низкая гряда мелового яруса, вершины 1000 м и ниже. Северная и северо-восточная часть отдела гораздо ниже; на границе Ставропольской губ. местность опять возвышается - это Ставропольское нагорье (плато). Отд. орошен обильно. Здесь берет начало Кубань ; она образуется у аула Хурзук из слияния Улукама, вытекающего из снегов Эльборуса, и Учкулана, который берет начало в главном хребте. Он пробивается через Черные горы и меловой хребет и течет по отд. почти до Армануга уже по слегка холмистой степной местности. Все его правые притоки незначительны, а из левых по отд. текут многоводные летом горные реки Теберда, Малый и Большой Зеленчуки и Уруп. Из минеральных богатств есть каменный уголь плохого качества, он разрабатывается у хр. Хумара, 60 в. выше Баталпашинска, на Кубани. Есть серебро-свинцовые руды на верхней Кубани, но они не разрабатываются. Добывается глауберова соль из Баталпашинских соленых озер (см. это сл.).

Климат в зависимости от высот очень разнообразен; наблюдений, кроме дождемерных, в Б. нет. Здесь выпадает в год 529 мм осадков, всего более в июне, затем в мае и июле. Конец весны и начало лета дождливы, в конце лета и начале осени мало дождя и небо ясно. В конце осени частые туманы в долине. Ближе к горам, особенно между Черными горами и главным хребтом и на север. склоне Черных гор, дождя гораздо более, особенно в речной области Зеленчуков. Поселенные здесь в 60-х годах станицы приобрели название дождевых , и часть их населения выселилась. И здесь, впрочем, в начале осени погода гораздо лучше, чем летом. Более высокие долины в отрогах главного хребта, напр., на верхней Кубани и Теберды, гораздо менее дождливы. Здесь вообще климат лучше, чем в степи, лето нежаркое, а зимой господствует ясная погода и часто гораздо теплее, чем в степи. Растительность очень разнообразная, в степи на С сходна с растительностью степей Южной России. В Черных горах великолепные, частью девственные лиственные леса (бук, береза, липа, клен, дуб и т. д.); повыше, особенно на З, и хвойные - сосновые и пихтовые. Выше превосходные горные пастбища; наконец, мхи, лишаи и постоянные снега. Население в северной и средней части отдела как на правом берегу Кубани, так и на левом до Черных гор большей частью русское. Это частью казаки, частью т. н. иногородние, т. е. крестьяне и лица других сословий. Есть значительные имения, высочайше пожалованные военным и гражданским чинам, часть их продана, часть сдается в аренду под выпас скота, особенно овец. Уже лет 20 сюда двинулись из Новороссийского края овцеводы-тавричане, б. ч. молокане, со своими мериносовыми овцами и скупили и арендовали много земли. Хлебопашество еще не очень развито, более всего процветает на севере. В горах превосходные условия для молочного хозяйства, и уже начинается сыроварение. Во всей означенной полосе рассеяны небольшие аулы горцев, б. ч. кабардинского племени и осетинов. В долине верхней Кубани, выше ее лесистого ущелья, т. н. Большом карачае , живет уже давно татарское племя карачаевцев, оно уже в 1841 покорилось России и осталось на прежних местах, занимается особенно скотоводством; стада огромны. Здесь отечество кефира . Карачаевцы быстро размножаются и в 1865 заняли необитаемую до того долину Теберды. Они сеют хлеб, особенно ячмень, пользуясь для этого искусственным орошением. Карачаевцы и бакардинцы - мусульмане, сунниты, осетины - православные. В долине Теберды есть два дегтярных завода , затем из промышленных заведений есть лишь немногие мельницы. Торговля довольно значительна; главные центры, кроме города, станицы Суворовская и Отрадная на Урупе и Невинномысская - на Кубани. По сев. частям отд. проходит Владикавказская ж. д. Горные долины Зеленчуков и Теберды были прежде гораздо населеннее, чем теперь, как видно из развалин православных церквей, довольно хорошо сохранившихся; 3 из них близко одна к другой близ п. Зеленчука. Здесь теперь устроен монастырь, и церкви реставрированы. Затем есть церковь Шоана , на утесе близ хр. Хумары, и Сента, тоже на горе, близ долины Теберды, обе в развалинах. Известно, что здесь проходил торговый путь генуэзцев от Черного моря к Каспийскому. Есть и развалины жилищ и укреплений, следы плавки меди и т. д. в долине Теберды и над ней. Как исчезло здесь христианство и более высокая культура - неизвестно. Русские войска появились впервые в конце XVIII ст. и то лишь в сев.-вост. части отдела. Здесь были построены укрепления станицы Баталпашинская и Суворовская. Юго-западная часть отд. покорена между 1860-62 г., и с того времени начались поселения русских людей: обязательные - казаков и добровольные - других сословий. Литература : Данник, "Горы и ущелья Кубанской обл." ("Записки Кавк. отд. Геогр. Общ.", т. XIII); Фелицын, "Заселение Кубан. обл." ("Изв. Кавк. отд. Геогр. общ.", т. VIII). См. Кубанская область.

Каждый из нас является патриотом своего города, города в котором он родился, вырос и живет, город в котором он знает каждую улочку и каждый переулочек, город с которым связаны все светлые воспоминания его детства. Для меня это мой родной город - город Черкесск, столица Карачаево-Черкесской республики.


Немного истории: Основан в 1804 году, казаками 3-го Хопёрского полка, как русское военное укрепление на Кубанской пограничной линии, где в 1790 году российские войска под командованием генерала Германа разбили 40-тысячную турецкую армию Батал-Паши. Осенью 1825 года около редута казаками из Ставропольской губернии была основана казачья станица Баталпашинская — редчайший случай, когда населённый пункт был назван в честь не победителя, а побеждённого. В 1880 году станица Баталпашинская стала административным центром уезда (с 1886 года — отдела) Кубанской области. В Баталпашинской велась торговля зерном и скотом; действовала лесопильня.
Осенью 1918 года станица Баталпашинская была занята генералом Шкуро. Заняв станицу он объявил мобилизацию в деникинскую армию. 5 января 1919 года армия Шкуро овладела Кисловодском, который был занят Красной Армией. Набрав в Кисловодске специалистов и техники, Шкуро организовал в Баталпашинске производство снарядов, патронов, сукна, кожаных сапог, бурок и шуб для Белой армии. Во власти деникинцев Карачай и Черкесия находились до весны 1920 года. С 1922 года станица — центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1926 — центр Черкесского национального округа, с 1928 по 1943 — Черкесской автономной области. В 1931 году населённому пункту был присвоен статус города и имя Баталпашинск . В 1934 году Баталпашинск был переименован в Сули́мов по фамилии председателя Совнаркома РСФСР Д. Е. Сулимова. В 1937 году Сулимов был арестован и расстрелян, после чего город переименовали в Ежово-Черкесск , в честь наркома внутренних дел Н. И. Ежова. В 1939 году, после ареста и расстрела последнего, за городом сохранилась лишь вторая часть названия — Черкесск . С 1957 года Черкесск — центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1991 года — столица Карачаево-Черкесской Республики. Во время Великой Отечественной войны тысячи горожан — представители всех народов республики ушли на фронт, были сформированы Черкесский и районный партизанские отряды. В честь героев войны И. Лободина, Х. Богатырева, И. Лаара, О. Касаева, Д. Старикова и других ныне названы улицы города. Памяти защитников и освободителей отечества посвящен мемориал «Огонь вечной славы» в парке Победы.
Население города чуть больше 120 тысяч человек.
Национальный состав (2002 ):
русские — 64 530 чел. (55,5 %),
карачаевцы — 16 011 чел. (13,8 %),
черкесы — 14 672 чел. (12,6 %),
абазины — 9473 чел. (8,2 %),
ногайцы — 1755 чел. (1,5 %),
украинцы — 1520 чел. (1,3 %),
осетины — 702 чел. (0,6 %),
греки — 470 чел. (0,4 %),
другие национальности — 7111 чел. (6,1 %).
Всего в городе проживают представители 80 национальностей.
Экономика:
Химическое производственное объединение
Заводы:
холодильного машиностроения
резинотехнических изделий
низковольтной аппаратуры
цементный
автомобильный завод Derways.
И напоследок хочу выложить несколько фотографий новых и не совсем...

При въезде в город со стороны Пятигорска Вас встретит "грозный" отголосок Великой Отечественной войны, напоминание о том что все в нашем мире зыбко...

А это наш дом правительства...

Ленин, такой молодой...

Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!)))

А это старый снимок мэрии города Черкесска...

А это так, как мэрия выглядит сейчас, вернее площадь перед нею...

И только в городе Черкесске памятник Пушкину могут поставить на проспекте имени Тургенева)))

Среди памятников также хочу выделить памятник Есенину...

А так же памятник защитникам перевалов Кавказа, установленный относительно недавно...

из старых зданий можно выделить здание Центральной почты...

А так же здание голереи, которая находится напротив зданию почты...

Я даже не помню что это)))

У истоков города, станица Баталпашинская

30 сентября 1790 г. 4-тысячная русская армия под командованием генерала Ивана Ивановича Германа разгромила 25-тысячное войско турецкого сераскира Батал-паши на берегах реки Кубань. После этой важной для победы было принято решение построить на правом берегу Кубани, рядом с каменным бродом казачий сторожевой редут. Со временем вокруг редута стали селиться казаки, вблизи укрепления также селились люди, пришедшие сюда под защиту казаков.

В 1825 г. в соответствии с Указом императора , в связи с переселением казаков на новую Кавказскую линию, было принято решение о строительстве здесь станицы Баталпашинской. Удивительный и редчайший факт в истории - станица была названа в честь побежденного турецкого военачальника Батал-паши, как бы в напоминание туркам о силе Российской империи. Жители станицы никогда полностью не принимали это название и называли её в обиходе «Пашинкой». Первыми в станице Баталпашинской поселились казаки Хопёрского полка, затем в 1827 г. казаки Кубанского полка, переселяемые из расформированной станицы . Станица разрасталась, бескрайние плодородные поля привлекали в эти места хлеборобов из засушливых районов Ставрополья и центральных губерний России. По некоторым данным, к концу 1820-х гг. в станице проживали уже около 1,5 тыс. человек.

В 1860 г. была образована Кубанская область, а в 1869 г. станица Баталпашинская становится центром вновь образованного Баталпашинского уезда. После окончания Кавказской войны начали усиливаться торговые связи между народами и районами Северного Кавказа. Многие населенные пункты вдоль Кавказской укрепленной линии, образованные в ходе войны, стали терять свое оборонительное значение, со временем они стали центрами торговых и культурных связей между русскими жителями и местными горскими народами. Одним из таких центров стала и станица Баталпашинская. Купцы и местные промышленники в обмен на хлеб, соль и ткани приобретали в горных районах скот, бурки, сухие кожи, черкески, башлыки и другие товары. Начинается промышленное производство, продукция небольших местных предприятий охотно покупалась и обменивалась населением. Военной администрацией поощрялось такое развитие. В станице открыли пункт обмена, в котором кустарно-промышленные изделия обменивались на продукцию сельского хозяйства, что способствовало еще большему расширению связей Черкесии и других районов Кавказа.

В 1864 г. в станице открылись две полковые школы, из которых в 1868 г. было образовано бригадное мужское училище. В 1865 г. открылось женское училище. В 1868 г. была построена и начала работу первая войсковая больница, рассчитанная на 48 коек, на её строительство были выделены средства из армейской казны. 30 декабря 1869 г. Указом станица была преобразована в город, однако это решение осталось только на бумаге. Инициатива не была поддержана крупными землевладельцами, во владении которых находились обширные окрестные поля и которые не хотели обременять себя лишними расходами на благоустройство.

После завершения в 1875 г. строительства железной дороги - темпы развития станицы значительно выросли. По сведениям Списка населенных мест Кубанской области за 1882 г. в станице Баталпашинской одноименного уезда насчитывалось 757 дворов и 1 219 домов, в которых проживали 5 886 человек обоего пола - 2 983 мужского и 2 883 женского. Станице принадлежало 47 914 десятин земли. В это время в станице действовали: местопребывание Баталпашинского уездного полицейского управления, православная и армяно-григорианская церкви, двухклассное мужское училище, одноклассное женское училище, почтовое отделение, 12 лавок с красным товаром, 5 бакалейных и 31 галантерейная лавка, 4 питейных заведения, 14 водяных мукомольных мельниц, базары по воскресеньям, 2 ярмарки - пасхальная и 17 октября. С 1888 г. года станица становится административным центром Баталпашинского отдела Кубанской области, в который был преобразован уезд. Здесь торговали скотом, зерном, работала лесопильня.

Начало XX века

В 1910 г. Баталпашинская была застроена добротными домами, лавками, магазинами, работали мужские и женские гимназии. Еще в 1891 г. в станице был заложен Никольский собор, строительство которого было окончено через 5 лет и 19 декабря в 1896 г. он был освящен. По вечерам на площади, где сегодня проходит улица Первомайская, играл духовой оркестр, прогуливались офицеры с дамами. В доме, где сегодня находится филармония, работал синематограф, а рядом располагался большой мануфактурный магазин братьев Хафшановых. Центр торговли находился на большой базарной площади, которая располагалась на месте современных дома Печати, Дворца детского творчества и Никольского собора. По воскресеньям здесь собирались большие базары.

В 1915 г. сумма годового торгового оборота по Баталпашинскому отделу превысила 7 млн 234 тыс. рублей. Но эта цифра не отражала всего объема торговли, т.к. между жителями станицы и местным горским населением производились и большие торгово-обменные операции, не поддающиеся никакому учету. Требовался выход на новые, отдаленные рынки сбыта. Поэтому после окончания строительства Военно-Сухумской дороги местные власти много внимания уделяли строительству и улучшению существующих грунтовых дорог, ведущих к станицам и городам Северного Кавказа, а также к станциям Северо-Кавказской железнодорожной магистрали.

В 1912 г. была построена небольшая электростанция, были освещены отдельные учреждения, дома богатых казаков и крупных купцов. Улицы и площади в станице были немощеными, после дождя они размывались, становились грязными и труднопроходимыми.

Осенью 1918 г. станицу Баталпашинскую заняли отряды генерала А. Г. Шкуро. После захвата станицы была объявлена мобилизация в армию . 5 января 1919 г. отряды Шкуро овладели , который к тому времени был занят красными. Генерал захватил в Кисловодске технику и специалистов и организовал в Баталпашинской производство снарядов и патронов, кожаных сапог, сукна, шуб, бурок для Белой армии. Карачай и Черкесия находились во власти деникинских войск до весны 1920 г.

В соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 16 июня 1922 г. Баталпашинская стала административным центром объединенной Карачаево-Черкесской автономной области. С 1926 г. станица являлась центром Черкесского национального округа, а в 1928-1943 гг. центром Черкесской автономной области.

В 1931 г. станица получила статус города и название Баталпашинск. За последующие восемь лет город трижды менял название. Уже в 1934 г. Баталпашинск переименовали в Сулимов, в честь председателя Совета народных комиссаров РСФСР Даниила Егоровича Сулимова. В июне 1937 г. Д. Е. Сулимов был арестован и 27 ноября расстрелян, а город после этого был переименован в Ежово-Черкесск, в честь наркома внутренних дел Николая Ивановича Ежова (Даниил Сулимов был посмертно реабилитирован в 1956 г.). Но уже через 2 года, в 1939 г., после ареста Ежова, из названия города убрали первую часть, и он получил новое имя - Черкесск, которое носит до сих пор.

Черкесск в годы войны

Многое пережил город во время Великой Отечественной войны. На фронт ушли тысячи горожан. 23 августа 1942 г. Черкесск был захвачен немецкими войсками. В здании, где раньше располагался магазин «Урожай», фашисты устроили отделение гестапо. В Доме Советов (сегодня это здание Правительства республики) разместился немецкий военный госпиталь.

В городе были сформированы районный и Черкесский партизанские отряды, для борьбы с захватчиками действовала подпольная организация - стихийно возникшая и никем не руководимая группа 14-17-летних ребят. В период оккупации погибли около 3 тыс. мирных жителей, в душегубках были уничтожены 800 евреев. Фашисты расстреливали всех, кого подозревали в подпольной и партизанской деятельности.

Освобождение Черкесска началось 16 января 1943 г., бои продолжались два дня. Яма с телами мертвых людей - первое, что увидели советские солдаты, вошедшие в Черкесск в середине января. Позднее на этом месте появился памятник.

Уже к концу 1943 г. все разрушенные предприятия города, наиболее пострадавшие от фашистских захватчиков - мясокомбинат, хладокомбинат, обувная и швейная фабрики - были восстановлены. В честь героев Х. Богатырева, И. Лободина, И. Лаара, Д. Старикова, О. Касаева и других названы улицы города. Память о защитниках и освободителях Отечества хранит воздвигнутый мемориал «Вечный огонь», расположенный в парке Победы.

Современный период

Город строился, развивался, восстанавливался после войны. В 1957 г. Черкесск становится центром Карачаево-Черкесской автономной области. На 1960-е году пришёлся бум строительства. Черкесск, не имевший чистой воды, благодаря постройке и вводу в эксплуатацию в 1964 г. очистных сооружений, получил очищенную воду в достаточном количестве. На фоне старых хат возникали новые многоэтажные дома. Асфальтируются улицы. Строятся кинотеатр «Россия», спортивный комплекс «Спартак», первый универмаг, медицинское и музыкальное училища. Появляются крупные промышленные предприятия.

В начале 1960-х годов было принято решение о строительстве Парка культуры и отдыха «Зелёный остров», который по замыслу руководства города должен был стать визитной карточкой Черкесска. Сегодня город хорошеет и благоустраивается с каждым годом на радость горожанам.