Виктор коринфский мученик житие. Именные иконы. Друзья и враги

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Успенский собор Смоленска - сердце города

Мономахов Успенский собор в Смоленске простоял ни много ни мало четыре века. А в 1611 г., когда польские войска ворвались в город, жители Смоленска взорвали себя в храме. Новый собор построили лишь в 1740 г.

В результате кропотливого труда не одного поколения зодчих на горе вырос храм, который своими размерами превосходил все известные постройки того времени и считался самым величественным в России.

Праздничный и торжественный, пятиглавый Успенский собор удивляет барочным декором фасада и внутреннего убранства. Главный храм Смоленска наполнен светом и божественным блеском золоченого иконостаса середины XVIII в.


Саша Митрахович 11.03.2016 11:19


В «Указателе церковных древностей г. Смоленска» есть такие слова:

«Смоленскй кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью».

Действительно, расположение Свято - Успенского кафедрального собора в Смоленске донельзя удачно. Но за это следует быть благодарными зодчим скорее , а не . А вот внушительные размеры, позволяющие собору доминировать в городском ландшафте, и его торжественный архитектурный облик — заслуга мастеров XVII—XVIII веков.

С композиционной точки зрения архитектура Успенского собора Смоленска повторяет многие древние храмы. Крестово-купольный, четырехстолпный, он представляет собой массивный куб с выступающими алтарными апсидами, увенчанный традиционным пятиглавием (как помним, сначала было семь глав). В оформлении заметно сильное барочное влияние, причем это барокко в его украинском изводе.

Автором декоративной концепции Успенского собора следует считать Антона Ивановича Шеделя, сына немецкого архитектора Готфрида Иоганна (рус. — Ивана Ивановича) Шеделя, прибывшего в Россию еще в 1713 году и много строившего в Санкт-Петербурге и Киеве. В частности, Шеделю-старшему принадлежат проекты и Большой Лаврской колокольни в Киеве.

Работал архитектор в стиле барокко, и творчество его сына тоже оказалось задано рамками этого пышного стиля. К сожалению, мы почти ничего не знаем о жизни А. И. Шеделя, другие его произведения — кроме Успенского собора — нам не известны. А то, что спустя несколько лет после окончания постройки своды собора дали опасные трещины, конечно, не говорит в пользу того, что Антон Иванович был выдающимся зодчим. Но запоминающийся облик Успенского собора в Смоленске ему удалось создать.

Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня постройки 1766—1772 годов с часовой пристройкой.

До революции соборная колокольня обладала прекрасной звонницей. Среди прочих имелись:

«праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный 450 пудов и будничный 65 пудов... Еще колокол с надписью: „Каштом и накладом славетнего пана Ивана Семеновича Водозовича, мещанина Головчинского; подал тот звон до церкви Преображения Спаса, на честь и хвалу Богу, року 1634“. Весом колокол 31 пуд 30 фунтов»

После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново.


Саша Митрахович 20.05.2017 07:31


Успенский собор в Смоленске достаточно велик, внутренняя площадь его — около двух тысяч квадратных метров. Четыре столпа делят пространство на три нефа, а на высоте 18,65 метра устроены хоры, опоясывающие стены собора с трех сторон (кроме восточной).

Собор исторически имеет два престола — главный в честь Успения Пресвятой Богородицы и южный в честь . Северный придел никогда не освящался.

В 1983 году был освящен дополнительный придел в усыпальнице смоленских архиереев; его посвятили Собору смоленских святых.

Иконостас Успенского собора в Смоленске


Главное украшение интерьера Успенского собора Смоленска — его резной позолоченный иконостас, созданный артелью малороссийских мастеров. Резьба выполнена в два слоя, преобладающие мотивы — растительные. Помимо традиционных виноградных лоз, мы, присмотревшись, увидим здесь цветы мальвы, подсолнечника, листья аканта, дуба и клена, сплетающиеся между собой в завораживающий узор. Отдельного внимания заслуживает виртуозная работа позолотчика С. Яковлева. Прежде нанесения позолоты рама иконостаса была выкрашена в голубой цвет, а некоторые детали — посеребрены, благодаря чему удалось подчеркнуть многоплановость резьбы.

Царские врата

Особенно искусно выполнены царские врата — центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, который кормит своей плотью птенцов. Да, именно так: когда зоология как наука находилась еще в младенческом состоянии, считалось, что пеликан питает своих отпрысков собственным телом. Благодаря этому заблуждению он стал одним из важных христианских символов.

В верхней части иконостаса помещены трехметровые деревянные скульптуры ангелов.

Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы, когда его полностью разобрали и, вынесши из собора, заново позолотили, а иконы «поновили». Полностью переписаны все иконы были в 1888 году, а в 1900 году еще одной «переписи» подверглись образа Одигириевского придела.

В первоначальном виде сохранился лишь один образ иконостаса — «Великий Архиерей», изображающий Христа в архиерейском облачении на престоле. В алтаре нетронутым сохранился запрестольный образ Божией Матери.


Саша Митрахович 20.05.2017 07:46


На протяжении нескольких столетий Успенский собор является средоточием церковной жизни Смоленщины. Тысячи верующих ежегодно приходят сюда, чтобы помолиться перед чудотворной .

В советскую эпоху Успенский собор находился в уникальном положении. В большинстве епархий кафедральные храмы после революции были разрушены или музеефицированы. В истории Успенского собора тоже есть музейный период — но довольно краткий: с конца 1920-х до начала 1940-х. В 1941 году собор открылся и больше уже не закрывался, служа для верующих смолян утешением, а для властей — своего рода внешнеполитическим козырем, который удобно было демонстрировать интуристам для опровержения «мифа» о притеснении Церкви в СССР. Естественно, исходя из этих соображений, Успенский собор поддерживали в должном состоянии и периодически реставрировали. Так, в 1970-е годы некоторые иконы местного, деисусного и пророческого рядов, а также круглые образа пятого яруса иконостаса реставраторы очистили от позднейших записей.

Сегодняшние дни

Продолжились реставрационные работы и в новейшее время. В 2010 году, например, была полностью отреставрирована резная рама иконостаса, представляющая собой драгоценный памятник искусства XVIII века.

В 2012 году из собора забрали на реставрацию Смоленскую икону Божией Матери. Святыня давно уже нуждалась в помощи специалистов, ее увезли в Москву, приурочив «увоз» к 200-летнему юбилею Бородинского сражения.

10 сентября, после вечернего богослужения, Смоленскую икону вынесли из собора крестным ходом и установили у памятника М. И. Кутузову, откуда около часу ночи она отбыла на Бородинское поле. Как в 1912 году, когда Россия праздновала столетие победы над Наполеоном. И как двести лет назад, когда святыня, вынесенная из надвратной Одигитриевской церкви, прошла вместе с русским войском до Москвы и обратно. (Та Смоленская икона, которая сейчас пребывает в Успенском соборе, есть именно икона из надвратной церкви; первообраз, вложенный в собор Владимиром Мономахом, утрачен в 1941 году.)

Успенский собор (Смоленск)

Соборная звонница (1766-1772) на нижнем ярусе постройки 1660-х годов.

Успенский собор

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор ) - кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви . Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого собора XII века .

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска . Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью» .

Соборы: Собор на протоке | Соборная гора | Успенский собор

Храмы: Церковь Св. Варвары | Церковь Воздвижения | Церковь Воскресения | Церковь Георгия | Верхне-Георгиевская церковь | Церковь Иоанна Богослова | Церковь Михаила Архангела | Церковь Петра и Павла | Церковь Покрова | Церковь Спаса Преображения На Революционной | Церковь Спаса Преображения На Окопной | Храмовый комплекс на Старой Ленинградской

Координаты : 54°47′17.7″ с. ш. 32°03′15.12″ в. д.  /  54.78825° с. ш. 32.0542° в. д.