Александр Твардовский: биография и творчество (подробный обзор). Основные даты жизни и творчества а. т. твардовского

Александр ТрифоновичТвардовский (1910 - 1971гг).

Твардовский родился в 1910 году в деревне ЗагорьеПочинковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца.

Отец поэта,Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах был строг до суровости, честолюбивдо болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности- бывало с ним порой очень нелегко.

И все-такиусловия, в которых протекало детство будущего поэта, складывалось так, что онмог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитыватьстихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческоготруда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью кжадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своимбезудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще напороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекссоветского гражданина и русского поэта.

Большое влияниев детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, ипрежде всего «учеба» в отцовской кузнице, которая для всей округи была « иклубом, и газетой, и академией наук».

К этому времени Саша Твардовский успелпрочесть уже немало книг, но тогда-то, еще совсем малышом, он открыл своюпервую книжку и стал ее самостоятельно читать. Это была «Капитанская дочка»Пушкина. Много позднее он писал: «Я помню формат книги, ее запах, помню, как ябыл счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был охваченею и засиделся у окна избы дотемна…»

Самой дорогой,самой заветной своей книгой Твардовский называет томик стихотворений Некрасова,который отец в голодном 1920 году приобрел на Базаре в Смоленске, выменяв пакартошку.

С детствавобрал в себя поэт безбрежность родимых пространств, с детства глубокозадумался о ценности человеческой жизни и неизбежности смерти (стихотворение «Мнепамятно как умирал мой дед». С детства выработал он в своем сознании высокиеморальные принципы. Потому, не поняв и не узнав Твардовского-подростканевозможно понять и познать его как зрелого поэта.

Навосемнадцатом году жизни Александр Твардовский покинул родное Загорье. К этомувремени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомилсяс М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.

В 1924 году Твардовский вступает вкомсомол. С 1925 года начинается еголитературная (точнее сказать, селькоровская) деятельность. В смоленских газетахпечатаются его заметки, главным образом критикующие местные власти за ихбезответственность, злоупотребления и т.п. К нему идут люди из Загорья иокрестных деревень, просят написать оместных неполадках, разоблачить кого-то в газете… Юноша понимает, что такоеотношение людей ко многому его обязывает, и начинает себя готовить к болееширокому поприщу.

Впервые имяТвардовского увидело свет 15 февраля1925 года. В газете «Смоленская деревня» была опубликована его заметка «Какпроисходят перевыборы кооперативов». 19 июля этаже газета напечатала его первоестихотворение «Новая изба». В последующиемесяцы появилось еще несколько заметок, корреспонденций, стихов Твардовского вразличных газетах Смоленска; а в начале 1926года он снова публикует свои стихи в газете «Рабочий путь». В апреле 1927 года смоленская газета «Юныйтоварищ» помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой егостихов и фотографий - все это объединено общим заголовком «Творческий путьАлександра Твардовского». А было Александру 17 лет.

Летом 1929 года поэт осмелился послатьсвои стихи в Москву, в редакцию журнала «Октябрь». И - о счастье! МихаилСветлов напечатал стихи 19-летнего Твардовского. После этого события смоленскиегоризонты стали казаться ему слишком узкими, и он устремился в столицу. «Нополучилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали,кто-то одобрял мои опыты, поддерживая ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям,и меня все заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящейучебы и настоящей жизни. Зимой 30 года я вернулся в Смоленск…»

Трудно сказать,как бы складывалась литературная судьба Тв., если бы он остался в Москве, чтобыло вовсе не исключено, имей он постоянное и надежное жилье. У Твардовскоговозросла требовательность к себе как к поэту, и он сам стал все чаще испытыватьнеудовлетворенность своими стихами.

В 1932 году Тв., уже имея семью,становится студентом Смоленского Педагогического Института. Учиться решил послетого, как прочитал первую книгу романа Н. Островского «Как закалялась сталь».Роман, по его собственному признанию, «поглотил залпом».

Попробуем внимательнее присмотреться ктворчеству Тв. 1925-1935 гг. Еслисопоставить его прозу, стихи и поэмы начального периода, то можно прийти ктаким выводам: в прозе он почти также силен, как в поэзии; его поэмы несколькослабее, чем лирические стихи. Существенность содержания, ясность и прозрачностьформы, красота меткого и умного русского слова-в этих постоянных свойствахлирики Твардовского легко увидеть продолжение тех традиций, что утвердились внашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова.

ЛирикаТвардовского-это по преимуществу выражение самых простых, доступных любомутруженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств. Онаоткрывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь,земля...

Ранние стихиТв., безусловно, отмечены печатью одаренности, хотя иногда (особенно этоотносится к стихам 1926-29 гг.) в них можно заметить невольное подражание поэтамстарших поколений - Бунину, Есенину, Исаковскому. Но та же зоркость, та же наблюдательность,что и в прозе, свойственны ранней лирике поэта, что справедливо отметил в своихмемуарах Н. В. Исаковский. Многие из стихов («В глуши», «Родное», «Ночнойсторож», «Перевозчик», «Весенние строчки», «Матросу») передают настроения жителясельского захолустья, томящегося по иной, более интересной, хотя и болеетрудной жизни. Картины родной природы проникнуты грустью:

Дорог израненные спины,

Тягучий запах конопли…

До заморозков в город не пробраться

Сквозь не живой болотный полукруг.

Тоскливойкажется поэту повседневная работа жителей этой глуши, хотя он прекраснопонимает ее необходимость. «Незаменимый, как замок», ночной сторож

Совсем готовым встретил вечер,

Оделся, осмотрел ружье…

Всю ночь другим заняться нечем -

Чубук с досадою жует.

Темнеет стешка у постройки,

Вперед, назад - и никаких!

Трезор - и тот давно притих,

А ты ходи, а хочешь стой тут.

Начиная с 1929 года Тв. стал писать по-новому,добиваясь предельной прозаичности стиха. Ему, как он впоследствии рассказывал,хотелось писать «естественно, просто», и он изгонял «всякий лиризм, проявлениечувство». Поэзия немедля отомстила ему за это. В некоторых стихотворениях(«Яблоки», «Стихи о всеобуче») наряду с подлинно поэтическими стали появлятьсяи такие, например, строчки:

Ребят больших и малых

Соберется школьный коллектив.

Это представитель городской,

Машет он уверенно рукой.

ВпоследствииТв. понял, что это ошибочный путь, ибо то, что он ставил превыше всего - сюжетность,повествовательность стиха, конкретность, - выражалось у него на практике, какпризнал он в 1933 году, «в насыщении стихов прозаизмами, «разговорнымиинтонациями» до того, что они переставали звучать как стихи и все в общемсливалось в серость, безобразность… Вдальнейшем эти перегибы доходили подчас до абсолютной антихудожественности».

Твардовскийобладает неослабеваемо острым и постоянным чувством родины.

Еще в 30-егоды он написал несколько прекрасных стихотворений, полных чувства любви кродному краю («Друзьям», «За тысячи верст...», «Поездка в Загорье»). Война, захватСмоленщины врагом вызвали в его сердце, переполненном оскорблением, гневом иболью, новый прилив этой сыновней любви.

В«Автобиографии» Тв. писал, что с третьего курса института он ушел «по сложившимсяобстоятельствам». «В те годы, - подтверждает А. Кондратович, - началась работанад «Страной Муравией»,потребовавшая таких сил, что пришлось оставить учебу». Дата выхода в свет этойпоэмы (1936), самым малым разрывомво времени, стало началом все более широкого осознания того немаловажного длянашей литературы факта, что в ней появился поэт, обещающий стать истиннонародным.

Ее герой, Никита Моргунок, мечтавшийо счастье и свободном труде на своей земле,

понял и осознал, что счастьеможет быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открыласьправда о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самыхумных и трудолюбивых хозяев, страшновато.

«Со «СтраныМуравии», встретившей одобрительный прием у читателей и критики, я начинаю счетсвоим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определили в «Автобиографии» значениеэтой поэмы сам автор.

Следующимэтапом творчества Тв. по праву называют его работу над знаменитымстихотворением «Ленин и печник». Этот этап отделяет от «Страны Муравии» пятьлет работы - с 1936 по 1941 гг., очень много значившие встановлении личности поэта.

Вскоре, с осени1936 года, Тв. становится студентомтретьего курса МИФЛИ и поселяется в столице. Все знавшие его студентомподчеркивали его собранность и целеустремленность, аккуратность исосредоточенность, привычку рано вставать и тут же приниматься за дело. Любыепроявления богемности были ему всегда отвратительны.

А. Кондратович,учившийся в те же годы в МИФЛИ двумя курсами раньше Тв., свидетельствует:«Учебы, не составлявшая главного содержания жизни Тв., была для него деломочень важным, не проходным и уж, конечно, не средством для получения диплома.Чем бы ни занимался Тв., он занималсятолько всерьез и основательно, отдавая этому делу в данный момент все своисилы».

За годы учебыон выпустил три сборника стихов: «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника».

В 1938 году Тв. стал кандидатом в членыВКП(б), а в январе 1939 года вместес некоторыми другими писателями награжден орденом Ленина. В одном спискес ним оказались такие ветераны советской литературы, как Н. Асеев, Н. Тихонов,В. Катаев, Е. Петров, Я. Купала, Я. Колас, М. Шолохов. Позднее Тв. признавался:«Конечно, я не ожидал такой награды, вообще не ожидал никакой награды. И когдамне сказали, что я награжден орденом Ленина, я вначале не поверил… И былочувство и радости, и неловкости - столько стариков получили награды меньшеговеса или не получили вовсе».

Едва успевокончить институт, Тв. был призван в Красную Арию и принял участие восвобождении Западной Белоруссии (1939г.).Затем был демобилизован, а с началом советско-финляндского вооруженногоконфликта призван вновь - так же, как и раньше, в должности спецкорреспондентавоенной газеты, но уже в офицерском звании («писатель с двумя шпалами», - говорит он о себе, - т.е. батальонный комиссар),

За исключениемнескольких дней, проведенных в Ленинграде, Тв. всю войну был на Карельскомперешейке. Испытал винтовочный и орудийный обстрел, замерзал на ледяном ветру,видел множество убитых и раненных, узнал быт фронтовых землянок и блиндажей.Чуть не ежедневно в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины»появляются его очерки, корреспонденции, стихи, а также куплеты о Васе Теркине,которые писались совместно с А. Щербаковым, С. Вашенцевым, Ц. Солодарем идругими как стихотворные подписи к рисункам Фомичева и Брискина. Вскоре послеокончания войны, весной 1940 года,Тв. был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован.

Первое утроВеликой Отечественной войны застало Тв. в Подмосковье, в деревне ГрязиЗвенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был вМоскве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где емупредстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый светна жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина ичужбина», а также воспоминания Е. Доматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О.Верейского, знавших Тв. в те годы. Так, Е. Воробьеву он рассказал, что «в 1941году под Киевом … он едва вышел из окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом,из которого, по словам И. С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине42-го года Тв. был перемещен с Юго-Западного на Западный, и теперь до самогоконца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейскаяправда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

Повоспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Тв. и иллюстрировавшегоего произведения, «он был удивительно хорош собой. Высокий, широкоплечий, стонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягкоступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма оченьшла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы,зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлыеглаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались,иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но вочертаниях губ и округлых линиях щек была какая-то женственная мягкость».

Во время войнывыявилось еще одна характерная черта Тв.: он не только никогда не щеголял своейхрабростью, но, напротив, не редко подчеркивал те моменты, когда испытывалчувство страха. Но по свидетельству А. Аборского это был человек недюжиннойличной храбрости. Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал такжеизрядной физической силой (видно, не зря в детстве время в отцовской кузнице),твердостью руки и верностью взгляда. Неудивительно, что он стал чемпиономгарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «он очень любил проявлятьсвою недюжинную физическую силу, т.е. не показывать ее, а просто выпускать наволю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускалслучая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся снемногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие взастольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел старинные народныепесни».

СтихиА.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не толькоиз героических подвигов, но и из армейского, военного быта и лирические взволнованныевоспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, истихи, близкие к народной песне, написанные на мотив «Позарасталистежки-дорожки...». В стихах поэта военных лет звучит и философскоеосмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии

В годы войнысоздана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русскогосолдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер влучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, аживой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились ибогатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографическиечерты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину,который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решенообозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и боец, герой,совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типуповествования гиперболичностью (так, в главе «Кто стрелял?» он извинтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе«Переправа» рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку,чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки.Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам авторобозначил, как творческую задачу:

«Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке».

В 1944 году вся редакция «Красноармейскойправды» вошла в состав третьего Белорусского фронта. Вместе с бойцами иофицерами этого фронта Тв. встретил День Победы.

В сентябре 1945 года подполковник Тв.демобилизованный первым из своей писательской группы, покидает Бобруйск, гденаходилась после войны редакция. Впереди - Москва, встреча с семьей и новыестраницы жизни, творчества.

В свои 35 летон знаменит и занимает ряд ответственных постов: избран в правление союзаписателей; является членом Комитета по Государственным премиям СССР; назначенпредседателем Комиссии по работе с молодыми авторами; назван во всех учебникахсоветской литературы.

Тем не менее,самому Тв., «любителю жизни мирной», как выразился он о себе в «Книге пробойца», было очень нелегко и непросто в послевоенные годы вновь обратиться кмирным темам: то, что было пережито за четыре года кровавой войны, цепко удерживалоего музу. Неслучайно именно в эти годы, когда война стала событием недавнегопрошлого и уже стало возможно осмыслить ее с позиций послевоенных, он создаеттакой шедевр, как «Я убит подо Ржевом».Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самойтрагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, егообращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет праволишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико пообъему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколькораз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традициидревнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение«братья».

В эти же годы пишет стихи такойсилы, как «Москва», «Сыну погибшего воина», «в тот день, когда окончилась война».Все они - о войне. То, что не войне, как правило, значительно слабее.

В 1950 году Тв. был назначен главным редактором «Нового мира». В этоже время, несмотря на значительно сократившееся количество времени, начал своеновое крупное произведение - поэму «За далью - даль».

Поэма «За далью - даль» состоит из 15 глав.Писалась она десять лет (1950-1960 гг.).Ее трудно назвать эпическим произведением. Описаний здесь очень мало (виды, мелькающиеза окном, вагонные соседи, Александровский централ). Событий всего два (перекрытиеАнгары и встреча с другом детства). Все остальное - авторские воспоминания илираздумья, или, как выразился сам Тв., «отступленья, восклицанья, да оговорокэтих тьма». Основное событие, описываемое в поэме, величественно и грандиозно.Это - работа по строительству Иркутской ГЭС.

Любителямпроизведений исключительно остросюжетных читать «За далью - даль» покажетсяскучным, да автор и не старался для них «плетень художества плести». Поэмарассчитана на мыслящего читателя, на читателя-гражданина, которого волнуют иобщественные, и государственные, и мировые проблемы. Писать для такого читателянелегко, но, быть может, потому и достигла такого уровня поэма, что авторничего не таил от читателя:

Что горько, мне, что тяжко было

И что внушало прибыль сил,

С чем жизнь справляться торопила -

Я все сюда и заносил.

В последниедесять - пятнадцать лет своей жизни Тв. был для множества своих собратьев поперу своеобразным духовным отцом благодаря своему исключительному таланту, а главнымобразом, благодаря известному всем чувству высокой личной ответственности засудьбы литературы, да и не только ее. «Он был нашей поэтической совестью» - такпредельно точно определит нравственное значение Тв. Кайсын Кулиев.

Лет запятнадцать до смерти Тв. писал, что жизнь его «не обделила … и столько в сердцепоместила, что диву до поры - какие жесткие под силу ему ознобы и жары».

До поры…

Но вот поранастала.

Умер еще одинвеликий поэт.

Осиротелапоэзия.

Стремлениесказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главноесвойство поэтического творчества А. Твардовского. Судьбы народа, его пути кобщему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерныйтрудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории, государство и личность,общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которыевдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. А. Твардовского отличаетпревосходное знание народной жизни, народного характера и правдивость истинногореалиста, убежденного сторонника «правды сущей, правды, прямо в душубьющей». Его гибкий, меткий, всем доступный и будто врезающийся в сутьпредмета стих органически тяготеет к народному присловию, к шутке, он впитал в себянаиболее живые традиции устного поэтического творчества и уроки русскихпоэтов-классиков, в первую очередь Некрасова. А. Твардовский - выдающийсяпредставитель социалистического реализма в нашей литературе.

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина , Николая Гоголя , Михаила Лермонтова , Николая Некрасова , Льва Толстого и Ивана Никитина .

Уже в 14 лет им было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. Когда в стране проходила коллективизация и раскулачивание, поэт поддержал процесс (утопические идеи высказал в поэмах «Страна Муравия»(1934-36), «Путь к социализму»(1931)). В 1939 году, когда началась война с Финляндией, А.Т. Твардовский, как член коммунистической партии, участвовал в соединении СССР и Белоруссии. Затем же обосновался в Воронеже, продолжал сочинять, работал в газете «Красная Армия».

Творчество писателя

Самым известным произведением Александра Трифоновича Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, поскольку была очень актуальна в военное время. Дальнейший творческий период в жизни Твардовского был наполнен философскими мыслями, которые прослеживаются в лирике 1960-х годов. Твардовский начал работать в журнале «Новый мир», полностью пересмотрел свои взгляды на политику Сталина.

В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского на XXII съезде КПСС, Александр Солженицын передал ему свой рассказ «Щ-854» (позже названный «Один день Ивана Денисовича»). Твардовский, будучи в то время на посту редактора журнала, оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться разрешения Хрущева на публикацию данного произведения.

В конце 60-х годов в биографии Александра Твардовского произошло значимое событие – началась кампания Главлита против журнала «Новый мир». Когда же автора вынудили покинуть редакцию в 1970 году, вместе с ним ушла и часть коллектива. Журнал был, кратко говоря, разгромлен.

Смерть и наследие

Умер Александр Трифонович Твардовский от рака легких 18 декабря 1971 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем знаменитого писателя названы улицы в Москве, Воронеже, Новосибирске, Смоленске. В его честь названа школа и установлен памятник в г. Москве.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Твардовского обязательно попробуйте ответить на вопросы.

Слайд 1 Александр Трифонович Твардовский

Слайд 2

Так же, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь. В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи развития советской страны: коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война, послевоенное возрождение. Это поэт - советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и в духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

Слайд 3

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области. Его отец в прошлом был кузнецом, возможно, от этого и пошло то сочетание своеобразной основательности и непоколебимой принципиальности, которое всегда было свойственно характеру Твардовского.

Слайд 4

Учился в сельской школе. Позднее в Смоленском педагогическом институте.

Слайд 5

Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в

состоянии их записать.

Слайд 6

Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет.

Слайд 7

Судьба крестьянина в годы коллективизации стала темой ранних произведений Твардовского.

Слайд 8

В лирике 1930-х годов Твардовский стремился уловить изменения человеческих характеров в колхозной деревне, создать образы ее людей.

Слайд 9

В ходе ликвидации кулачества как класса его семья (мать, отец, братья и сестры) была лишена всего кровно нажитого и насильно выслана на Северный Урал.

Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович.

Слайд 10

Известность к нему пришла после публикации в 1936 году поэмы "Страна Муравия". Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз. Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов.

Теперь Твардовский приезжает в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и поэт вполне доволен своей жизнью.

В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ,

Слайд 11

и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн.

Слайд 12

Военный путь А.Т.Твардовского начался с осени 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской компании (1939–1940). А после и в Великой Отечественной войне.

С 1942 года и до конца войны Твардовский работал в “Красноармейской правде” – газете Западного фронта.

За годы войны А.Т.Твардовский создал многочисленные стихи, объединенные во “Фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции.

Герой его фронтовой хроники - еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма "Василий Теркин".

Слайд 13

Поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни - в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды.

Слайд 14

Военные впечатления легли в основу и следующей поэмы Твардовского - "Дом у дороги", которая вышла в 1946 году. В противоположность "Тёркину" в ней звучит мотив неизбывной печали и скорби о потерях.

Слайд 15

В том же, 1946 году, поэт создает своеобразный реквием погибшим - стихотворение "Я убит подо Ржевом". По форме стихотворение представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом.

Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения:

« Я вам жить завещаю –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

Слайд 16

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью - даль» (1953-1960). В художественном плане интересно построение поэмы. Поезд, в котором едет герой произведения, проезжает почти по всей территории огромной страны. Путешествие становится не просто действительностью, в которой оказался герой, но и воспоминанием, и своеобразным подведением итогов:

Я видел, может быть, полсвета

И вслед за веком жить спешил,

А между тем дороги этой

За столько лет не совершил…

Слайд 17

В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала "Новый мир", но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно. Именно в это время "Новый мир" становится ц ентром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному отображению действительности.

Слайд 18 (лирика)

Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение поэта, другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

Слайд 18

Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы советской власти - великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о культе личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить - память под печать,

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравственным меркам.

Поэма «По праву памяти» - горькое, драматическое произведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардовского, получила свое философское осмысление в его последней, итоговой поэме.

Слайд 19

В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому.

Слайд 20

Всего через полтора года после этого Твардовский умер от тяжелой болезни. Как писал позже один из историков, "смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны".

Слайд 21

Похоронен поэт в Москве на Новодевичьем кладбище.

Слайд 22

В 1988 году по макету брата поэта Ивана Трифоновича открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста Александр Твардовский. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники.

Слайд 23

В Смоленске и Москве открыты памятники Александру Твардовскому.

Слайд 24

В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве именем А. Твардовского названы улицы.

Слайд 24

Награды и премии Твардовского.

Слайд 25

«Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла»

Твардовский Александр Трифонович


Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье в Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. В годы войны этот хутор был сожжен немецкими войсками.

Земля эта - десять с небольшим десятин - вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле - нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор.

Трифон Гордеевич Твардовский


Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова.

Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

Мария Митрофановна Твардовская


Начало творческой деятельности

Первые заметки начали появляться с 1925 года. Авторитет юноши возрос. «Это делало меня, - вспоминает он в автобиографии, - рядового сельского комсомольца, в глазах моих сверстников и вообще окрестных жителей лицом значительным». К молодому селькору стали обращаться с просьбами написать о неполадках, приходили с жалобами на несправедливость начальства.

Непосредственно стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

Однажды, собрав несколько стихотворений, Твардовский принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.

Михаил Васильевич Исаковский


Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года.

Новая изба.

Пахнет свежей сосновой смолою.

Желтоватые стены блестят.

Хорошо заживем мы семьею

Здесь на новый советский лад!

А в углу мы «богов» не повесим,

И не будет лампадка тлеть.

Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть.

Александр Твардовский




Василий Теркин

После окончания в 1939г. Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ) Твардовский был призван в армию как военный корреспондент. Трудности, испытанные Красной Армией в зимнюю кампанию 1939/40гг. Подготовили поэта к трагедиям Великой Отечественной войны.

Твардовский- Военный корреспондент

Помимо работы над стихами и очерками, написанными им в ту пору, он участвовал в создании фельетонного персонажа, появившегося на страницах газеты Ленинградского военного округа”На страже Родины”,- веселого бывалого солдата Васи Теркина.


Обложка к книге "Василий Теркин"


Произведения о войне

В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Александр Трифонович получил Государственную премию за «Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил Государственную премию

Дом у дороги. 1946 год.


Твардовский и журнал «Новый мир»

В 1950 году Александр Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир». Параллельно начинается работа над поэмой за «Далью даль», которая была закончена спустя 10 лет. В 1954 году его увольняют с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», появившиеся в журнале сразу после смерти Сталина.

И. В. Сталин




С дочерью Валей. 1936 г.


Последние годы жизни

В феврале 1970 г. Александр Трифонович был вынужден уйти из «Нового времени» Вскоре он заболел раком лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московско области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7). В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы. Твардовский прожил жизнь согласно принятому им принципу:

С тропы своей ни за что не ступая

Не отступая - быть самим собой.

Жизненный и творческий путь Твардовского.

Поэт Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе 3агорье Смоленской губернии в крепкой крестьянской семье. Несмотря на то, что отец Твардовского, Трифон Гордеевич, получил только три класса образования, он имел необыкновенную тягу к знаниям, к чтению.

Эта страсть к слову передалась будущему поэту. После окончания семилетки Александр начинает сотрудничать в смоленских изданиях. Первое напечатанное стихотворение Твардовского появилось в газете « Смоленская деревня» , когда ему исполнилось только 14 лет.

Будущий поэт остро чувствовал недостаток образования, поэтому поставил перед собой задачу: много и упорно учиться. Поступив в Смоленский педагогический институт, он составил для себя план, один из пунктов которого гласил: «перечитать всех классиков и, по возможности, не классиков». Твардовский упорно добивался поставленной цели.

Уже тогда, в конце 1920-хгодов он интенсивно печатается в местных смоленских газетах и журналах (его стихотворения появились тогда более 200 раз). Главной темой раннего творчества Твардовского является тема становления советской власти в деревне, пропаганда колхозного движения. Однако коллективизация сопровождалась жестоким насилием: начались раскулачивания, ссылки, расстрелы. Пострадала и семья Твардовского.

19 марта 1931 года семья поэта была раскулачена и выслана в глухой таежный край северного Зауралья. Твардовский, воспевавший в своих произведениях колхозный строй, попал в двусмысленное положение. Началась травля поэта. Его обвиняли в пособничестве врагам советской власти, называли подкулачником, «кулацким подголоском».

Он был выведен из САППа (смоленское отделение РАППа), ему даже пришлось уйти с третьего курса Смоленского педагогического института. Трудно сказать, что бы стало с
поэтом, если бы он, предупрежденный об аресте, не уехал из Смоленска в Москву. Здесь судьба улыбнулась Твардовскому. В журнале «Октябрь» М. Светлов, которому поэт показал свои произведения, опубликовал его стихи. Кто-то из ведущих и авторитетных критиков их отметил. Так Твардовскому удалось избежать трагической участи многих своих современников.

Первое крупное произведение Твардовского — поэма «Страна Муравия» (1935). Поэма посвящена теме коллективизации. Это оригинальное, самобытное произведение: не поэма-утверждение, а поэма-вопрос, созданная в традициях русской классической литературы. В ней угадываются мотивы поэмы-эпопеи. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сюжет «Страны Муравия» — это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, мучительно прощаясь со старым укладом и врастая в новый. Поэма имела шумный успех и была отмечена правительством: в 1939 году Твардовский был награжден орденом Ленина, а в 1941 получил Сталинскую премию.

В конце 1930-х годов в печати появились также сборники стихов Твардовского: «Дорога» (1939), «Сельские хроники» (1939), «Загорье» (1941).

С первых дней и до конца Великой Отечественной Войны Твардовский прошел вместе с боевыми частями Красной армии как военный корреспондент газеты «Красная Армия»,

В боевых условиях создавались главы, пожалуй, самой знаменитой поэмы Твардовского «Василий Теркин» (1940-1945). Это была не только «книга про бойца», так определил жанр поэмы сам автор, но и для бойца.

Офицеры писали Твардовскому с фронта: «В глубокой траншее переднего края, … в тесной сырой землянке, в домиках прифронтовых деревень, на шоссейных и железных дорогах, ведущих к фронту, на станциях и полустанках в глубоком тылу — всюду читается ваша поэма. Это были свидетельства истинной народности поэмы.

Если «Василий Теркин» — широкое эпическое полотно, рассказывающее о буднях войны, то «Дом у дороги» (1946) — это рассказ о трагической стороне войны. Эта поэма — «плач о родине», «лирическая хроника».

В основу сюжета поэмы положен рассказ о трагедии семьи Анны и Андрея Сивцовых. Через судьбу этих героев показана судьба целого народа.

Послевоенные поэмы Твардовского «За далью — даль» (1960)1 «Теркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (1969) имеют разную судьбу. Поэма «За далью — даль» — это раздумье о стране, о времени общественного подъема, вызванного «оттепелью». Эта поэма о первых послевоенных годах и о собственной судьбе поэта. Поэма.Теркин на том свете» (сатирическое произведение) была опубликована при жизни автора только в 1963 году («Известия», «Новый мир»).

Эта поэма долгое время считалась «порочной» (то есть порочащей советскую власть) и не переиздавалась.

Последняя поэма Твардовского по праву памяти мыслившаяся как одна из дополнительных глав к поэме «За далью — даль», была подготовлена автором к печати в 1969 году, но так и не была опубликована.

Поводом для создания поэмы стали известные слова Сталина: «Сын за отца не отвечает». Это произведение является своеобразной исповедью-покаянием перед своим отцом. Поэма так и не была опубликована при жизни автора на родине, она получила распространение в списках. Только через 15 лет после смерти поэта (в период перестройки в 1987 году) поэма появилась в отечественной печати («Знамя», «Новый мир»).

В 1950-60-е годы Александр Трифонович Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир» (он дважды занимал эту должность в 1950-1954, 1958-1970 годах).

Это был самый читаемый и демократический журнал периода «оттепели» (нередко сравнивают «Новый мир» Твардовского и «Современник» Некрасова). Но Твардовскому приходилось работать в нелегких условиях: слишком много было консерваторов, придерживавшихся старых сталинских убеждений.