Что такое орган растения. Органы растения, их функции и взаимосвязь. Корень и его основные функции

Особую роль в эволюции органического мира играют цветковые растения. Органы цветковых растений достигли достаточно высокого уровня развития, обеспечив этой группе организмов господствующее положение на планете. Сегодня они встречаются практически на каждом материке. Для сравнения можно привести статистические данные, которые содержит раздел школьного курса ботаники "Органы цветковых растений" (6 класс). А именно: среди всех 850 видов приходится на представителей голосеменных, а 250 тысяч — цветковых растений.

Органы и функции цветкового растения

Покрытосеменными являются растения, которые образуют цветок и плод.

Все органы растений можно объединить в две группы. К вегетативным относятся побег, состоящий из стебля и листа, а также подземная часть — корень. Генеративными являются цветок, плод и семена. Ими обладают только цветковые растения. Органы цветковых растений в зависимости от особенностей строения выполняют определенные функции. Все они играют важную роль в функционировании организмов, обусловливая их жизнеспособность и адаптацию к условиям обитания.

Органы и функции цветкового растения взаимосвязаны. Рассмотрим строение каждого из них подробнее.

Корень

В учебнике биологии в теме "Органы цветковых растений" (6 класс) дается определение понятия "корень". Это подземный орган, обеспечивающий закрепление в почве, питание минеральными веществами, обеспечение водой, восходящий ток и вегетативное размножение.

Различные имеют цветковые растения. Органы цветковых растений многообразны. Различают главный и боковые. Они объединяются особые структуры. Их название — корневые системы.

Типы корневых систем

Систематики выделяют стержневую и Первая образована единственным главным корнем и отходящими от него боковыми. Она характерна для представителей класса Двудольные.

Мочковатая растет пучком сразу от побега. Она характерна для всех представителей семейства Однодольных. Это, к примеру, Злаковые, Лилейные и Луковые. Каждая из систем обладает рядом преимуществ. Например, растения с длинным главным корнем без труда могут добыть влагу с большой глубины. А мочковатая система обеспечивает большую площадь всасывания.

Побег и его видоизменения

Большим разнообразием надземной части характеризуются именно цветковые растения. Органы цветковых растений иногда видоизменяются в зависимости от условий среды. В этом заключается приспособительная способность побега.

Его осевая часть называется стеблем. Участки, на которых развиваются листья, — узлами, а расстояния между ними — междоузлиями. Угол между пластинкой и стеблем образует пазуху листа.

Боковые части стебля также отличаются большим разнообразием. Листья с одной листовой пластинкой называются простыми, с несколькими — сложными. По-разному они могут располагаться и на растении. Например, листья березы и подсолнечника — поочередно по спирали, а у сирени и клена — напротив друг друга. Мутовчатым является листорасположение, при котором пластинки развиваются в количестве трех и более в одном узле.

Все вегетативные органы выполняют функции бесполого размножения, минерального питания, фотосинтеза и транспирации.

Органы семенного размножения цветковых растений

Особый орган цветкового растения, где формируются клетки полового размножения, — цветок. Его основными частями являются пестик и тычинка. В них происходит образование половых клеток. Результатом их слияния является семя. Оно состоит из зародыша, образованного корешком, стебельком, листочком и почечкой, и оболочки.

Процессу оплодотворения у цветковых растений предшествует опыление — перенос пыльцы с тычинки на пестик. Это происходит при помощи насекомых, человека или ветра. Далее при слиянии женской половой клетки и одного спермия образуется зародыш. Второй соединяется с центральной зародышевой клеткой, формируя эндосперм. Это запасное питательное вещество, которое зародыш использует для осуществления процессов роста и развития.

Семя, окруженное оболочками, называется плодом. Они также разнообразны. По строению околоплодника выделяют сухие и сочные, а по количеству семян — одно- и многосемянные. С помощью плодов происходит распространение и расселение растений. Человек, в свою очередь, использует их в качестве продукта питания. Также он контролирует количество растений, используемых для собственных целей.

Необычные растения

Органы цветковых растений часто впечатляют своей формой и размером.

Представитель голосеменных вельвичия удивительная визуально напоминает клубок змей. Именно так выглядят ее длинные широкие листья, достигающие в длину до двух метров. Растение произрастает на пустынных открытых ландшафтах, где сильные потоки ветра разрывают вдоль листья вельвичии. Это и создает эффект змеиного гнезда. А сам побег находится под землей.

Под опорными корнями фикуса-баньяна, количество которых насчитывается около 4 тысяч, может спокойно поместиться 5 000 человек.

Росянки и пузырчатки очень липкие, имеют специализированные пищеварительные железы или закрывающиеся ловушки. Все дело в том, что они являются растениями-хищниками, способными усваивать белки животного происхождения. Они могут питаться мелкими насекомыми, рачками и мальками рыб.

Вегетативные и цветковых растений имеют сложное строение, которое обусловливает выполнение функций и обеспечивает их преобладание на Земле.

Растения, за исключением некоторых низших, состоят из органов, каждый из них выполняет свою функцию. Различают вегетативные органы, которые поддерживают жизнь растений, и генеративные (репродуктивные) органы, приспособленные для размножения.

К вегетативным органам у высших растений относят корень, стебель, листья, к генеративным - цветок, плод, семя.

Корни растений проникают в почву на разную глубину, например от 15 см у огурца до 10 м у люцерны и 20 м у тыквы. Но основная масса корней располагается в пахотном слое на глубине 10-30 см. Корни у некоторых растений сильно распространяются в ширину, например у кукурузы - на 2 м, у яблони - до 15 м. Это надо учитывать при поверхностной междурядной обработке почвы.

Стебель - надземный орган растения, связывающий корень с листьями и генеративными органами. Он служит опорой другим органам, благодаря ему листья наиболее благоприятно размещаются по отношению к свету. По стеблю идет обмен водой и питательными веществами по всему растению.

Стебель, покрытый листьями и почками, называют побегом. Почка - это зачаточный укороченный побег, обычно покрытый защитными чешуями. Почки бывают листовые (вегетативные) и цветочные. Почки, не раскрывающиеся в течение очередного сезона, называют спящими. Они трогаются в рост при повреждении основного побега. Если ветви сильно обрезать, то из спящих почек образуются побеги с крупными листьями.

С видоизменением стебля у него появляются новые функции. Колючки у барбариса и дикой груши - тоже разновидность стебля. Они выполняют защитную функцию. Толстые, мясистые стебли кактусов запасают воду. Усики винограда - органы опоры. Для вегетативного размножения служат корневища - многолетние подземные побеги, похожие на корни (у хрена, пырея), клубни (у картофеля) и луковицы (у лука, тюльпана и др.).

На стеблях многих растений образуются придаточные корни, которые повышают их устойчивость и улучшают питание. Чтобы увеличить число придаточных корней и клубней, растения окучивают. На свойстве стеблей образовывать придаточные корни основан способ размножения черенками: кусочки стебля с почками укореняются.

Лист играет огромную роль в жизни растений. В зеленом листе идет процесс фотосинтеза . Через устьица на поверхности листовой пластинки испаряется вода, происходит газообмен - поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Благодаря испарению листья непрерывно охлаждаются, их температура на 5-7° ниже по сравнению с окружающим воздухом.

У некоторых растений листья превратились то в усики (горох), то в колючки (чертополох, кактусы). У лука, капусты сочные, плотные листья запасают влагу. Своеобразно устроены листья насекомоядных растений - они покрыты волосками, выделяющими липкую жидкость, привлекающую насекомых. С физиологическим процессом старения листа связан листопад - явление приспособления к неблагоприятным условиям. Из листьев перед листопадом происходит отток питательных веществ, в них накапливаются вредные для растения соли. У травянистых растений листья не опадают, а разрушаются, оставаясь на стебле.

Цветок - орган полового размножения цветковых растений. В завязи цветка после опыления происходит оплодотворение, в дальнейшем развиваются семя и плод. Цветок состоит из зеленой чашечки, которую образуют несколько чашелистиков, и венчика из нескольких лепестков. Венчик и чашечка составляют околоцветник, внутри которого размещаются главные части цветка - тычинки и пестик (число их различно). Все части цветка размещаются на основании - цветоложе. Тычинка состоит из семенной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Пестик - из рыльца и столбика. Цветы бывают обоеполыми (с тычинками и пестиками). У однодомных растений (огурец) на одном растении располагаются и мужские и женские цветки, у двудомных (конопля, тополь) - мужские и женские цветки располагаются на разных растениях.

Плод - орган цветковых растений, служит для защиты семян и их распространения. Плод состоит из околоплодника и семян. Плоды бывают сухие и сочные. Внутри плода образуется много семян, как у мака, огурца, или они односемянные, как у липы, дуба, вишни. Плоды подразделяются на сухие многосемянные, вскрывающиеся при созревании: боб (горох), коробочка (мак), стручок (капуста); сухие односемянные, невскрывающиеся: семянка(гречиха), зерновка (рожь), орех (лещина) сочные одно- и многосемянные, невскрывающиеся: костянка (вишня), ягода (томат), яблоко (яблоня), тыквина (арбуз). Плоды часто снабжены приспособлениями для распространения ветром (одуванчик, клён), животными (репейник). У сочных, спелых плодов вкусный околоплодник, привлекающий птиц и животных, которые поедают плоды с семенами и распространяют их.

Семя - орган воспроизведения и расселения у семенных растений. Оно состоит из кожуры, зародыша и запасов питательных веществ. Зародыш семени содержит зачатки вегетативных органов: стебля, корней, листьев. Некоторые растения питательные вещества запасают в зачатках листьев - семядолях. Эти вещества питают зародыш при прорастании семени. Семена в основном состоят из

Растения состоят из таких органов, как вегетативные и репродуктивные. Каждый из них отвечает за определенные функции. Вегетативные - за развитие и питание, а репродуктивные органы растений участвуют в размножении. К ним относят цветок, семя и плод. Они отвечают за "рождение" потомства.

Вегетативные органы

Появление вегетативных органов было связано с необходимостью получать питательные вещества из почвы. К ним относятся:

  • Корень - основной орган каждого растения, произрастающего в земле.
  • Побег.
  • Стебель.
  • Листья, отвечающие за фотосинтез.
  • Почки.

Корень характерен для всех растений, так как он удерживает их и питает, добывая из воды полезные вещества. Именно от него идут побеги, на которых вырастают листья.

При посеве семян первым прорастает корешок. Он является главным органом растения. После того, как корень наберется сил, появляется система побегов. Затем формируется стебель. На нем располагаются боковые побеги в виде листьев и почек.

Стебель поддерживает листья и проводит к ним от корней питательные вещества. Также он может запасать в себе воду на время засухи.

Листья отвечают за фотосинтез и газообмен. У некоторых растений они выполняют и другие функции, такие как запас веществ или размножение.

В процессе эволюции органы видоизменяются. Это дает возможность растениям приспосабливаться и выживать в природе. Появляются новые виды, которые все более уникальны и неприхотливы.

Корень

Вегетативный орган, который удерживает стебель, участвует в процессе всасывания воды и питательных веществ из почвы на протяжении всей жизни растения.

Он возник после появление суши. Корень помог растениям приспособиться к изменениям на земле. В современном мире остались еще бескорневые - мох и псилотообразные.

У покрытосеменных растений развитие корня начинается с попадания зародыша в землю. По мере развития появляется устойчивый орган, из которого прорастает побег.

Корень защищен чехликом, который помогает получать полезные вещества. Это происходит благодаря его строению и содержанию большого количества крахмала.

Стебель

Осевой вегетативный орган. Стебель несет на себе листья, почки и цветы. Он является проводником питательных веществ от корневой системы к другим органам растения. Стебель у травянистых видов также способен к фотосинтезу, как и листья.

Он способен выполнять следующие функции: запасающая и размножения. Структура стебля представляет собой конус. Эпидермис, или ткани, являются у некоторых видов растений первичной корой. У цветоносов она более рыхлая, а у побегов, например у подсолнечника, пластинчатая.

Функция фотосинтеза выполняется благодаря тому, что в составе стебля есть хлоропласт. Это вещество преобразует углекислый газ и воду в органические продукты. Запас веществ происходит благодаря крахмалу, который не расходуется в период роста.

Интересно, что у однодольных растений стебель сохраняет свою структуру на протяжении всего цикла жизни. У двудольных он изменяется. Это можно увидеть по срезу деревьев, где образуются годичные кольца.

Лист

Это боковой вегетативный орган. Листья отличаются по внешнему виду, строению и функциям. Орган участвует в фотосинтезе, газообмене и транспирации.

  • Кисть - у черемухи, ландыша.
  • Початок - у кукурузы.
  • Корзинка - ромашка или одуванчик.
  • Зонтики - у вишни.
  • Щиток - у груши.

Сложные соцветия представляют собой несколько простых. Их происхождение связано с функцией оплодотворения. Чем больше количество цветов, тем быстрее пыльца переносится.

Плод

Репродуктивные органы растений в первую очередь выполняют функцию размножения. Плод защищает семена от их преждевременного распространения. Они бывают сухие или сочные. Семена образуются внутри плода, постепенно созревая. Некоторые из них оснащены приспособлениями, которые помогают распространиться, например, одуванчик разлетается по ветру.

Основные виды плодов:

  1. Односемянный с тремя слоями - вишня, абрикос, персик.
  2. Многосемянный с мякотью - виноград.

Сухой многосемянный плод бывает с перегородкой - капуста, и без нее - горох. У дуба - односемянный.

Репродуктивные органы цветковых растений устроены так, что семена распространяются несколькими способами:

  • По воде.
  • По воздуху.
  • С помощью животных.
  • Саморазбрасываются.

Органы устроены так, чтобы растения проходили процесс от зарождения корней до размножения. Плоды приспособились к тому, чтобы их переносили животные. Это обеспечивается такими приспособлениями, как зацепки, парашютики, цветовые акценты и приятный вкус.

Семя

Зная, какие органы растений относятся к репродуктивным, можно понять, как именно они размножаются. Семя воспроизводит потомство и расселяет его для последующего выращивания. Оно складывается из кожуры, зародыша и питательных веществ, поступающих от стебля.

В составе семени есть белки, жиры и углеводы. По сути, зародыш - это зачатки стебля, корня и листиков. Он является главной частью семени и бывает с одной или двумя семядолями.

Семена тоже подразделяются на несколько разных типов. У одних питательные вещества находятся в эндосперме, у других отсутствуют полностью ткани для запасов.

Семенная кожура защищает от воздействия внешней среды, ветра и животных. После созревания она помогает расселить растение. Некоторые виды запасают в кожуре питательные вещества.

Семена для людей и животных являются пищей. Их значение на земле достаточно высоко, как и у плода. Эти органы растений участвуют в цикле жизни насекомых и животных, тем самым обеспечивая их пищей.

Высшие растения

В растительном мире все устроено так, чтобы организмы имели возможность расти постоянно. Высшие растения имеют такие органы, как побег и корень. Они отличаются тем, что в процессе оплодотворения появляется зародыш.

Репродуктивные органы высших растений, взаимодействуя с вегетативными,сменяют свои жизненные фазы. Они включают в себя четыре отдела:

  • Папоротникообразные произрастают в увлажненных местах. К ним относят хвощи и плауны. Их строение включает в себя корень, стебель и листья.
  • Мохообразные являются промежуточной группой. Их тело состоит из ткани, однако сосудов они не имеют. Живут как во влажной, так и в сухой почве. Мох размножается не только спорами, но и половым и вегетативным способом.
  • Голосеменные. Самые древние растения. Чаще всего к ним относят хвойные деревья и кустарники. Они не цветут, а их плоды образуют шишку с семенами внутри.
  • Покрытосеменные. Самые распространенные растения. Они отличаются тем, что семена надежно укрыты под кожурой плода. Размножение происходит несколькими способами. Они отличаются тем, что имеют женские и мужские половые органы в строении.

Все эти растения растут и развиваются на земле уже достаточно продолжительное время. Они отличаются друг от друга способом размножения и наличием тех или иных органов. Однако нельзя не отметить, что растительность оказывает большое влияние на жизнь человека.

Цветковые растения

Этот вид является самым многочисленным в растительном мире. Цветковые, или покрытосеменные растения, росли на планете с древних времен. Папоротники в процессе эволюции разделились на множество видов.

Главные репродуктивные органы цветковых растений - это семена. Они защищены плодом, что помогает им лучше сохраняться до момента распространения. Интересно, что эта группа растений единственная, которая может образовывать многоярусные сообщества. В свою очередь, цветочные делятся на два подвида: однодольные и двудольные.

Главным отличием цветковых является то, что репродуктивные органы растений - цветок, плод и семя. Опыление происходит посредством ветра, воды, насекомых и животных. В строении растения есть женский и мужской заросток, а также происходит двойное оплодотворение.

Семя при прорастании насыщается водой и набухает, затем запасные вещества расщепляются и дают энергию для прорастания. Из зародыша появляется росток, который в дальнейшем становится цветком, деревом или травой.

Голосеменные растения

К ним относятся не только хвойные, но и лиственные деревья. В пустынях Кении растет удивительное растение, у которого всего два больших листа. Его родственником является эфедра. Это голосеменное растение, у которого есть небольшие круглые ягодки.

Процесс опыления

Как известно, к репродуктивным органам растения относятся цветок, плод и семя. Чтобы произошел процесс оплодотворения, необходимо опыление, которое помогает появлению потомства.

У покрытосеменных растений происходит слияние мужских и женских клеток. Это получается благодаря перекрестному процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой. В некоторых случаях происходит самоопыление.

Для перекрестного опыления необходимы помощники. В первую очередь, это насекомые. Они лакомятся сладкой пыльцой и переносят ее с цветка на цветок на своих рыльцах и крылышках. После этого начинают свою работу репродуктивные органы растений. Цветы, которые опыляются с помощью насекомых, окрашены в яркие и сочные оттенки. После окраски их привлекает аромат. Насекомые чувствуют запах цветка, находясь от него на достаточно большом расстоянии.

Ветроопыляемые растения также оснащены специальными приспособлениями. Их пыльники достаточно свободно расположены, поэтому ветер переносит пыльцу. Например, тополь цветет во время ветров. Это дает возможность без препятствий разносить пыльцу с одного деревца на другое.

Есть растения, в опылении которым помогают маленькие птицы. Их цветы не имеют резкого аромата, но оснащены яркой красной окраской. Это привлекает птиц пить нектар, и одновременно происходит опыление.

Эволюция растений

После появления суши природа изменилась. Растения постепенно эволюционировали, и на смену папоротникам пришли цветы, кустарники и деревья. Это произошло из-за появления корневой системы, тканей и клеток.

Благодаря разнообразию репродуктивных органов покрытосеменных растений появлялось все больше видов и подвидов. Для размножения начали появляться споры и семена, в которых находились половые клетки.

Постепенно появились побеги, листья и плоды. После выхода на сушу растения развивались в двух направлениях. Одни (гаметофитные) имели две фазы развития, другие (спорофитные) переходили из одного цикла в другой.

Растения приспосабливались и развивались. Споровые виды стали достигать 40-метровой высоты. Стали появляться все новые репродуктивные органы растений. Их эволюция зависела от воздействия внешней среды.

Внутри семени формировался зародыш, который после оплодотворения и распыления прорастал. Попадая в землю, он питался полезными веществами и превращался в росток.

Эволюция процесса оплодотворения привела к появлению покрытосеменных растений, у которых семена были защищены плодом.

Значение растений для человека

Польза природного мира для людей бесценна. Растения не только выделяют газы, соли и воду, но и превращают неорганические вещества в необходимые для жизни. С помощью корневой системы, побегов и листьев происходит газообмен.

Зеленые растения накапливают в себе ценные органические вещества, очищают воздух от углекислого газа, при этом насыщая его кислородом.

Благодаря природным ресурсам люди получают более ценные продукты, необходимые для жизни. Растения становятся пищей для животных и человека. Их используют для лечения различных болезней, в производстве косметики.

Так как репродуктивным органом растения является плод и семя, то они стали незаменимыми в питании людей. Ягоды, которые растут на кустарниках, любят практически все. Что интересно, уголь и нефть также произошли от растительности. Торфяники - это зарождение водорослей и папоротников.

Вегетативные и репродуктивные органы цветковых растений играют важную роль в их жизни. Они отвечают за питание, развитие и размножение. Когда жизненный цикл заканчивается, семена распространяются вокруг и прорастают новые растения.

Класс: 1

Учитель: Кайсаримова Р.М.

Тема урока: «Органы растения и их функции».

Цели урока : Сформировать представление о строении растений, выяснить значимость каждой части растения;

обобщить и систематизировать знания учащихся о растении как живом организме; о разнообразии растений;

развивать коммуникативную и информационную компетентность, умение выделять существенные признаки; устанавливать причинно- следственные связи, умение обобщать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к растениям.

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: частично- поисковый, практический, творческий

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование : презентация, иллюстрации растений, тестовые задания, учащиеся сидят в группах.

Ход урока.

1. Мотивационно - целевой этап.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошей работы.

А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.

Кроссворд «Растения» (слайд1)

1. Не огонь, а жжется. (Крапива. )

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина .)

3. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина .)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра. )

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза. )

6. Ветка в грозди разодета

Фиалкового цвета.

Это в летний жаркий день,

Расцвела в саду …….. (сирень. )

7. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа .)

8. Платье потеряла,

Пуговки остались. (Рябина .)

Что такое растение?

Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

Почему растения считаются живыми организмами? Перечислите признаки?(c лайд2)

Растение

Что нужно растению для роста и развития?(слайд 3)

На какие группы делятся растения? (слайд4)

Растения

Молодцы.

Ученица читает стихотворение.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Помогите разобраться нам”.

Почему вянут растения? Объясните?

Назовите тему нашего урока.

2. Операционный этап.

Каждой группе раздается задание.

При подготовке каждой группе можно пользоваться учебником.

1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “ Части растений”

2 группа . Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “

3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “ Что общего у разных растений? ”

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревце все выше, выше.

- А сейчас каждая группа представит свое выступление.

Выступление групп.

Формативное оценивание групп « Цветик –семицветик»

Отлично – большой цветок

Хорошо- средний

Не очень - маленький

Модельный ответ №1

Модельный ответ №2

Модельный ответ №3

Из каких частей состоит растение?

Какой вывод можем сделать?

Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.

Какое значение в жизни человека имеют растения?

Молодцы.

3. Контрольно – оценочный этап.

А сейчас мы проверим, как вы поняли новый материал.

У каждого на столе лежит тест с заданиями.

Выполните тест.

1. Какая часть укрепляет растение.

а) стебель б) *корень в) лист

2. Что образуется на месте цветка.

а) * плод б) стебель в) лист

3.Какая часть отвечает за дыхание растения.

а) стебель б) корень в) *лист

4. Что находится внутри плода..

а) цветок б) *семена в) лист

5. Чем отличается дерево от кустарника.

а) * у него один ствол б) стебель в) много стволов

Проверка теста.

Формативное оценивание.

Выставьте себе оценки по пятибалльной шкале.

4. Д/З: нарисуйте дайте характеристику растению.

5. Рефлексия.

Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Пополнили ли вы свой багаж знаний?

Получили удовольствие от урока?

Урок окончен.

Тело у большинства растений состоит из тканей и органов. Каждый орган может состоять из нескольких видов тканей. Каждая ткань состоит из особого рода клеток, т. е. клетки разных тканей различаются, а клетки одной ткани схожи.

Из всех растений только у водорослей тело однородно, все его клетки сходны между собой, и, следовательно, у водорослей нет органов. Тем более, что у одноклеточных водорослей всё их тело - это одна клетка. Тело многоклеточных водорослей называют талломом . Именно потому, что у водорослей нет тканей и органов, их относят к низшим растениям.

Все остальные растения считаются высшими, так как их тело расчленено на органы.

В процессе эволюции растения вышли на сушу. Воздушная среда менее плотная, чем водная. Если в воде растения могли плавать, то по земле им приходилось просто стелиться, мешая друг другу. Но поскольку растениям нужен свет для фотосинтеза, то выгодней было приподниматься над почвой. В этом случае другие растения не затеняли. В результате у растений развилась механическая ткань, которая стала выполнять роль опоры. Появился стебель - орган, выносящий зеленые фотосинтезирующие органы растения (листья ) как можно выше. Кроме того, появилась защитная ткань.

У мхов, как наиболее просто устроенных современных растений, как раз и наблюдаются такие органы как стебель и листья. Настоящих корней у них еще нет. У ряда видов мхов есть лишь ризоиды - корнеподобные образования. В отличие от настоящих корней, ризоиды не имеют в своем составе разные ткани.

Мхи - это небольшие по размеру растения. Многие из них могут всасывать воду не только ризоидами, но и всем телом. Однако дальнейшая эволюция растений и их удаление от мест с избытком влаги потребовали развитие корневой системы.

Корни всасывают воду и минеральные вещества из почвы. В воздухе воды мало, а в почве много. У водных растений проблем с водой не было, поэтому они могли всасывать ее всем телом. Также корни закрепляют и удерживают растение в почве, что позволяет ему расти более высоко.

Появление у растений листьев, отвечающих в основном только за синтез органических веществ, и корней, выполняющих функцию поглощения водного раствора, привело к тому, что появилась проблема транспорта веществ. Ведь органические вещества нужны не только листьям, а вода - не только корням. Воду надо доставить в листья, а органические вещества - перераспределить по всему растению. Таким образом, у растений получила развитие проводящая ткань. Она проходит в виде пучков в стебле, а также заходит в каждый лист и корешок.

Листья и стебель формируют побег растения. Кроме них на побеге бывают еще почки , которые представляют собой зачаточные побеги. Другими словами, из одних побегов растения могут вырастать побеги следующего порядка.

Листья, стебель и корень называют вегетативными органами растения , так как они не связаны с размножением. Однако у растений есть генеративные органы , благодаря которым происходит размножение.

Венцом эволюции растительного мира на Земле являются покрытосеменные растения. По-другому их называют цветковыми. Их органом размножения является цветок . После опыления из цветков развиваются плоды и семена .

Цветок - это видоизмененный побег. Очень часто бывает, что цветки собраны в группы - соцветия . В этом случае соцветие - это видоизмененный побег.

Одни и те же органы разных растений могут сильно отличаться друг от друга. Так каждый вид растения имеет свою особую форму листьев, строение цветка, а также особенности во внешнем и внутреннем строении других органов. Важно то, что одни и те же органы разных растений, чаще всего выполняют одни и те же функции. То есть листья у большинства растений отвечают за фотосинтез, корни - за поглощение водного раствора и закрепление растений в почве, стебель - за транспорт веществ и вынос листьев к свету.