Образы всех героев романа преступление и наказание. Характеристика романа «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М. Мысль об убийстве

В XVII в. начал складываться всероссийский рынок. До этого экономически еще сохранялась феодальная раздробленность: страна делилась на ряд районов (местных рынков), замкнутых на себя, между которыми не было стабильных торговых связей.

Слияние отдельных районов во всероссийский рынок означало установление стабильного обмена товарами между отдельными районами. Но если районы обменивались товарами, значит, они специализировались на производстве определенных товаров для вывоза в другие районы: хлеб на хлеб не меняют.

Уже сказано о районной специализации промыслов. Но такая специализация началась и в сельском хозяйстве. Главными районами товарного производства хлеба становятся Среднее Поволжье и Верхнее Приднепровье, товарного производства льна и пеньки - районы Новгорода и Пскова.

Но связи между отдельными районами пока были слабыми, а это вело к огромной разнице в ценах на товары в разных городах. Купцы наживались, используя именно эту разницу цен, покупали товар в одном городе, перевозили в другой и продавали намного дороже, получая от торговых сделок до 100% прибыли и выше на вложенный капитал. Такие высокие прибыли характерны, для периода первоначального накопления капитала.

Следствием слабости торговых связей было то, что главную роль в торговле играли ярмарки. Купец не мог объезжать страну, закупая нужные ему для розничной торговли товары на местах их производства - это заняло бы несколько лет. На ярмарку, которая действовала в определенное время, съезжались купцы из разных городов, и каждый привозил те товары, которые были дешевыми у него дома. В результате на ярмарке собирался полный ассортимент товаров из разных мест, и каждый купец, продав свои товары, мог закупить товары, нужные ему.

Крупнейшей ярмаркой в XVII в. была Макарьевская - у Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. Сюда съезжались не только русские купцы, но и западноевропейские, и восточные. Большую роль играла Ирбитская ярмарка на Урале, которая связывала европейскую часть страны с Сибирью и восточными рынками.

Внешняя торговля России в XV-XVI вв. была слабой. Ведь средневековая торговля была преимущественно морской, а Россия не имела выхода к Балтийскому морю и поэтому была! фактически изолирована от Запада. Эта экономическая изоляция замедляла экономическое развитие страны. Поэтому важную роль для России сыграла экспедиция Ченслера. Отправившись из Англии на поиски северного прохода в Индию, Ченслер потерял два из трех судов своей экспедиции и вместо Индии в 1553 г. попал в Москву. Этим путем в Россию за Ченслером потянулись английские, а потом и голландские купцы, и торговля с Западом несколько оживилась. В 80-х гг. XVI в. на! берегу Белого моря был основан город Архангельск, через который и шла теперь основная торговля с Западом.

Хозяйственная отсталость России, противоречие между централизованным устройством государства и феодальным хозяйством проявлялись в государственных финансах. Для содержания государственного аппарата требовались большие деньги.

Они требовались и на содержание армии: в это время в России, кроме дворянского ополчения, уже были и регулярные полки "иноземного строя", и стрелецкое войско, служба в которых оплачивалась деньгами, а не поместьями. Когда в стране господствует рыночная экономика, эти расходы! успешно покрываются за счет налогов. Но Российское государство возникло на феодальной основе, а натуральное феодальное хозяйство не давало достаточных денежных ресурсов для обложения налогами. Поэтому Приказ большой казны (министерство финансов) вынужден был прибегать к особым способам покрытия государственных расходов.

Одним из источников пополнения казны были монополии и откупа. Торговля многими товарами пенькой, поташом, водкой и др. - была государственной монополией. Купцы могли торговать этими товарами, только откупив у казны право торговли, взяв "откуп", т. е. заплатив в казну определенную сумму денег. Например, царской монополией было питейное дело и продажа водки. Естественно, она продавалась в 5- 10 раз дороже ее заготовительной цены. Эту разницу и должен был заплатить откупщик для получения права торговли. Но, как оказалось, это обогащало не столько казну, сколько откупщиков, и питейные откупа стали одним из главных источников первоначального накопления капитала в России.

Широко практиковались косвенные налоги, причем не всегда удачно. 1%, в середине XVII в. налог на соль удвоил ее рыночную цену. В результате сгнили тысячи пудов дешевой рыбы, которой народ питался в посты. Произошло народное восстание, соляной бунт, и новый налог пришлось отменить.

Тогда правительство решило выпускать медные деньги с принудительным курсом. Но народ не признал их равными серебряным: при торговле за серебряный рубль давали 10 медных. Произошло новое восстание - медный бунт. Начали его стрельцы, которым медными деньгами выдали жалованье. И от медных денег пришлось отказаться. Они были изъяты из обращения, причем казна платила по 5, а потом даже по 1 копейке за медный рубль.

Таким образом, в экономике России в XVII в. возникли капиталистические элементы: начал формироваться всероссийский рынок, появились первые мануфактуры. Начался процесс первоначального накопления. Но капиталы накапливались у купцов в процессе неэквивалентной торговли, особенно в откупах. Второй стороны первоначального накопления - разорения крестьян и превращения их в наемных рабочих - не наблюдалось: крестьяне были прикреплены к земле и к своим помещикам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Московское царство в 15-17 веках

Борис годунов внутренняя и внешняя политика.. развитие крепостного права.. русский царь избран земским собором в г по отзывам современников обладал выдающимися способностями..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало смутного вемени. Правление Бориса Годунова и Лжедмитрия 1
Даты События Последствия и значения 7 января 1598 Смерть царя Фёдора Иоановича – сына Ивана

Отношение с Западной Европой
Укрепление южных границ. На протяжении всего 17 в. острой была проблема отношений с последним осколком Золотой Орды - Крымским ханством, за которым стояла Турция. Крымчаки не прекращали опустошител

Гражданская война и иностранное вторжение в Россию в 1606-1618 гг
Правление В. Шуйского, его внутренняя и внешняя политика. С 1604 по 1605 года Василий Иванович Шуйский находился в оппозиции к Лжедмитрию I. Однако после смерти в июне 1605

Восстание Болотникова
Начало восстания Летом 1606 г. на Северской Украине началось одно из самых крупных крестьянских восстаний феодальной Руси. Главной силой восстания были закрепощённые крестьяне и холопы. Вм

Партиарх Филарет
Вступление в войну Швеции и Речи Посполитой. Важным событием кампании этого года стало вступление в войну Швеции, которая оккупировала большую часть территории Речи Посполитой. В политичес

Созыв собора
26 октября 1612 года в Москве, лишённый поддержки со стороны основных сил гетмана Ходкевича, капитулировал польский гарнизон. После освобождения столицы возникла необходимость в выборе нового госуд

Воцарение Романовых
Иоанн IV Грозный, убив старшего сына - Иоанна, прервал мужскую линию династии Рюриковичей. Его средний сын, Федор, был неполноценен. Таинственная смерть в Угличе младшего сына - Димитрия (его нашли

Социально-экономическое и социально-политическое развитие России в 17в
Территория и населении России в 17в. В 17 веке происходило динамичное присоединение новых земель к территории Российского государства. Частью России 17 века стали Сибирь, Приуралье, Левобе

Алексей Михайлович и укрепление царской власти
Свидетельством усиления самодержавия было падение значения земских соборов. Пора их расцвета относится к десятилетиям, когда царская власть после потрясения начала столетия нуждалась в активной под

Развитие крепостничества. Складывание всероссийского рынка
Основой экономики России во второй половине XVII в оставалось крепостное хозяйство. Однако наряду с ним в экономической жизни страны обнаруживаются новые явления. Важнейшим из них было складывание

Крепостное хозяйство
Во второй половине XVII в. главным занятием населения России оставалось сельское хозяйство, основанное на эксплуатации феодально зависимого крестьянства. В земледелии продолжали применяться установ

Возникновение мануфактур и развитие мелкого товарного производства
Важным явлением в экономике России было основание мануфактур. Помимо металлургических предприятий, возникли кожевенные, стекольные, писчебумажные и другие мануфактуры. Голландский купец А. Виниус,

Крестьянское восстание под предводительством С. Разина
Крестьянское восстание под предводительством степана разина причины. В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся

Территориальные приобретения России в 17 в
Российско-шведское противостояние История российско-шведского противостояния началась в глубокой древности. Еще до татаро-монгольского нашествия новгородцы обложили данью сосе

Возвращение западных земель и добровольное вхождение в состав России Левобережной Украины
В 1632 г. сложилась благоприятная обстановка для войны с Польшей. В апреле умер Сигизмунд III и наступил период «бескоролевья». Швеция, воевавшая с германской империей, обещала России поддержку. В

Оборона юга
России приходилось платить крымскому хану дань («поминки»), во второй половине XVII в. - свыше 26 тыс. руб. ежегодно. Крымские татары систематически разоряли русские земли, доходя порой до Серпухов

Русская культура XVII века
Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового стол


Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия

Создание школ
Если начальное образование в XVII веке за исключение м количественного роста, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений, то в области повышенного обучения во второй половине столетия наме

Славяно-Греко-Латинская Академия
Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия - первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэт

Царевна Софья и ее отсранение от власти
1682 Царевна Софья, дочь покойного царя Алексея Михайловича, стала регентшей при своем брате Иване V (16 лет) и сводном брате Петре I (10 лет). Иван V был утвержден Земским собором в качестве "

Дворянство
1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья. 2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

Финансовые реформы Петра I
Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косве

Реформы Петра I в армии
Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

Итоги реформ Петра I
1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла цент

Причины реформ Петра I
К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много

Причины преобразований
Петровские реформы были вызваны рядом факторов. Нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету; служилое сосл

Модернизация государственного аппарата. Установление бюрократической системы управления. Сенат
22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть

Создание Российской империи
Указ о престолонаследии. Указ о престолонаследии был подписан императором Петром I 5 (16) февраля 1722 года. Указ отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии

В XVI в. углубляется процесс разделения труда, возрастает количество специальностей по обработке металла. Стали появляться более сложные сыродутные горны для выплавки железа из болотных руд, инструменты для глубокого бурения соляных скважин, огнестрельное вооружение и боеприпасы. Примером высокого технического и художественного мастерства является «Царь‑пушка» (мастер Андрей Чохов, 1586). Крупными центрами ремесла становятся Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др.

В XVI в. возросли масштабы торговли. Большие обороты имела внешняя торговля, важнейшим направлением которой стало восточное. С 1553 г. был открыт морской путь в Англию через Белое море.

На протяжении XVII в. широкое распространение получила домашняя промышленность: крестьяне производили холсты, сермяжное сукно, веревки и канаты, валеную и кожаную обувь, разнообразную одежду и посуду, лапти, мочало и рогожу, деготь и смолу и др. Постепенно крестьянская промышленность превращалась в товарное производство. Продукция промыслов была связана с натурально‑хозяйственной экономикой и частично выходила на рынок.

Для XVII в. были характерны такие группы ремесленников: тяглые (выполняли частные заказы); дворцовые ремесленники (обслуживали царский двор); казенные (работали по заказам казны); частновладельческие (изготовляли все необходимое для помещиков и вотчинников).

На основе развития промыслового хозяйства усиливался обмен между областями страны. Во многих районах России делали деготь и селитру. Обработка дерева была распространена в Поморье, где строили морские и речные суда. В разных регионах страны развивался смоляной промысел. В Новгороде, Пскове, Вологде, Ярославле и других городах производились изделия из пеньки, льна, холстов. Появились стекольные и бумажные предприятия. Высокого уровня достигла строительная техника.

Крупнейшими центрами металлообработкеи стали Москва, Тула, Устюжна, Устюг Великий и др.

В XVII в. возрос технический уровень ремесла, проявившийся в производстве вооружения. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва.

В России существовали следующие важнейшие центры торговли:

— хлеб продавался на севере России, в Вологде и Устюге Великом;

— лен и пенька продавались в основном в Новгороде, Пскове, Смоленске;

— кожи, мясо, сало — в Казани, Вологде, Ярославле;

— соль поступала из Соликамска;

— крупные пушные торги проходили на Макарьевской и Ирбитской ярмарках.

Первые промышленные заведения в России появились в конце XV — начале XVI в. Это были казенные военные предприятия — Пушечный двор, Оружейная палата по производству огнестрельного и холодного оружия, Тульская оружейная мануфактура и др., на которых вместе с русскими мастерами работали английские и немецкие специалисты. Все крупные строительные работы проводились под руководством Приказа каменных дел.

К концу XVI в. одной из самых известных мануфактур был Хамовный двор (ткацкое предприятие) в Москве. В XVII в. мануфактуры подобного типа появились во Владимирском, Вологодском и Ярославском уездах и имели частновладельческий характер.

К началу XVII в. главным источником рабочей силы мануфактурной промышленности была крепостная деревня, что являлось важнейшей причиной медленных темпов ее развития.

Преобразование ремесла в мелкотоварное производство, развитие специализации отдельных территорий и рост торгового оборота, возникновение мануфактур в XVII в. способствовали формированию единого всероссийского рынка.

Крепостное хозяйство в XVII в. Сельское хозяйство восстанавливалось медленно. Причинами тому были слабость крестьянских хозяйств, низкая урожайность, стихийные бедствия, недороды и др. С середины века начался рост сельскохозяйственного производства, что было связано с освоением плодородных земель Центральной России и Нижнего Поволжья. Главный путь, по которому развивалось сельское хозяйство, был экстенсивный.

Крестьянское, как и помещичье, хозяйство в основном сохраняло натуральный характер: крестьяне довольствовались тем, что производили сами, а помещики — тем, что им доставляли те же крестьяне в виде натурального оброка: птицу, мясо, масло, яйца, сало, а также такие изделия промыслов, как полотно, грубое сукно, деревянную и глиняную посуду и др.

В XVII в. расширение крепостнического землевладения происходило за счет пожалования дворян (помещиков) черными и дворцовыми землями, что сопровождалось ростом численности закрепощенного населения. Главной тенденцией социально‑экономического развития России было дальнейшее укрепление крепостнических порядков. Сельское население страны делилось на две основные категории: владельческих и черносошных крестьян.

Крепостное право отразилось на судьбе холопов, положение которых сводилось к положению крепостных.

«Соборное уложение» 1649 г. ограничило источники пополнения холопов, которыми могли стать только вольные люди. Экономической основой крепостничества являлась феодальная собственность на землю во всех ее формах — поместной, вотчинной, государственной.

Этапы закрепощения крестьян

I Общегосударственное ограничение крестьянской свободы

1481 г. — первое упоминание в документах о «кабальных» людях — переходном состоянии к холопству за долги.

1497 г. — установление правила Юрьева дня: крестьяне могут переходить к другому землевладельцу в ограниченный срок — за неделю до и неделю после 26 ноября. При этом росла плата за «пожилое» («Судебник» Ивана III).

1550 г. — отмена рабства за долги, подтверждение Юрьева дня, но при этом увеличена плата за «пожилое». Прикрепление к тяглу посадских людей («Судебник» Ивана IV).

1581 г. — первый указ о «заповедных летах», запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обстоятельствами (Указ Ивана IV).

1597 г. — установление пятилетнего срока исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам («Уложение» царя Федора Иоанновича).

1601 г. — запрет перехода крестьян, записанных в писцовых книгах 1592-1593 гг. (Указ Бориса Годунова).

1642 г. — срок давности исков о вывезенных крестьянах увеличивается до 15 лет, а беглых — до 10 лет (Указ Михаила Романова).

1646 г. — срок давности по искам о беглых и вывезенных крестьянах отменен (Указ Алексея Михайловича).

II Юридическое оформление крепостного права

1649 г. — полное запрещение перехода крестьян, включая и Юрьев день. Прикрепление к личности владельца, а не к земле, закрепление наследственного крепостного состояния и права землевладельца распоряжаться имуществом крепостного, запрещение выхода из городского сословия. Окончательное юридическое оформление крепостного права («Соборное уложение» Алексея Михайловича).

III. Укрепление и дальнейшее развитие крепостного права

Середина XVII-XVIII в. — увеличение размеров крестьянских повинностей, усиление крепостнической эксплуатации, переход земли и крестьян в полную собственность помещика. Крепостное право приобретало наиболее грубые и тяжелые формы: с ростом барщины и оброка законодательство закрепляло режим неограниченного помещичьего произвола.

Исторические концепции процесса закрепощения русского крестьянства

а) Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, Б. Д. Греков, Р. Г. Скрынников — «указное закрепощение крестьян»: крепостное право введено по инициативе государственной власти исходя из потребностей обороноспособности страны и для обеспечения служилого сословия.

б) В. О. Ключевский, М. П. Погодин, М. А. Дьяконов: «безуказное закрепощение крестьян» — крепостное право есть следствие реальных жизненных условий страны, оформленное государством лишь юридически.

Анализ образов главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти своё место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни - в любви и всепрощении.

Родион Раскольников

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство - это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.
  • Сонечка Мармеладова

    Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова - самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка - то спасение, которое Господь послал ему в утешение.
  • Аркадий Свидригайлов

    Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • шантажист.
  • И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

    Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

    Список героев романа «Преступление и наказание»: краткое описание персонажей (таблица)

    Роман «Преступление и наказание» Достоевского подарил мировой литературе множество ярких образов.

    В числу самых известных героев «Преступления и наказания» входит бедный студент Раскольников, девушка «непристойной профессии» Соня Мармеладова, пьяница-чиновник Мармеладов, подлец Лужин и др.

    Родион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета. Красивый, умный, образованный, гордый, но бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за бедности. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и великих людях.

    Алена Ивановна, 60-летняя старуха-процентщица, вдова коллежского секретаря. Злая, жадная, бессердечная женщина. У себя дома она держит что-то вроде «ломбарда». Люди закладывают у нее свои вещи взамен на деньги. Старуха платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также является клиентом старухи.

    Семен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету.

    Софья Семеновна Мармеладова, или Соня, дочь чиновника Мармеладова. Девушка около 18 лет. Кроткая, робкая, самоотверженнная девушка. Из-за нищеты она вынуждена заниматься «непристойной работой», чтобы прокормить детей своей мачехи Катерины Ивановны. Соня становится другом Раскольникова и его возлюбленной.

    Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Раскольникова, красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней. Изо всех сил помогает сыну Родиону Раскольникову. Она осталась вдовой много лет назад, безумно любит сына и дочь. Спустя 3 года разлуки с сыном приезжает в Петербург, чтобы выдать замуж дочь Дуню за Лужина и избавиться от нищеты.

    Катерина Ивановна Мармеладова — жена чиновника Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Женщина около 30 лет, умная, образованная, из хорошей семьи. Судя по всему, дворянка по происхождению. У нее есть трое детей от первого брака. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад не по любви, а из-за бедности. Она тяжело страдает от пьянства мужа и вечной нищеты. Последнее время она болеет чахоткой.

    Петр Петрович Лужин — мужчина в возрасте около 45 лет. Носит чин надворного советника. Лужин — деловой человек с деньгами. Он собирается открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. Лужин хочет жениться на бедной Дуне Раскольниковой, чтобы чувствовать себя ее властелином и спасителем. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек. В конце концов свадьба Лужина и Дуни отменяется.

    Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) — м олодой человек, студент, друг Раскольникова, добрый, открытый и благородный человек, деловой, трудолюбивый мужчина. Разумихин влюбляется в Дуню Раскольникову и становится ее мужем.

    Аркадий Иванович Свидригайлов — развращенный деньгами и бездельем помещик в возрасте около 50 лет. Бывший шулер. Вдовец, был женат на помещице Марфе Петровне. Свидригайлов влюблен в Дуню, но та не отвечает ему взаимностью. Свидригайлов — сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. В последние дни жизни совершает «нетипичные», благородные поступки, а затем совершает самоубийство.

    Марфа Петровна Свидригайлова — ж ена господина Свидригайлова. Она старше мужа на 5 лет. Умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее мужа, Свидригайлова. Марфа Петровна – эмоциональная, взбалмошная женщина. В своем завещании она оставляет Дуне 3000 рублей в наследство. Эти деньги спасают бедную Дуню от нищеты.

    Андрей Семенович Лебезятников — молодой человек, чиновник, друг Лужина. Лужин является его бывшим опекуном. Лебезятников служит в министерстве. Он якобы придерживается «прогрессивных взглядов», пропагандирует коммунизм, равенство полов и т.д., но делает это непоследовательно и нелепо.

    Лизавета, или Лизавета Ивановна сводная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери). Лизавете было 35 лет, жила вместе с сестрой. Она была нескладная, некрасивая и, судя по всему — умственно отсталая, но добрая, кроткая, безответная. Ее любили окружающие. Старуха-сестра ее била и использовала как прислугу. Лизавета была постоянно беременна – вероятно, из-за своего слабоумия она была «легкой добычей» для мужчин.

    Зосимов — приятель Разумихина, молодой доктор, который занимается «лечением» Раскольникова. Зосимов — полный высокий молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. По специальности он является хирургом, но при этом интересуется «душевными болезнями». Окружающие считают его тяжелым человеком, но признают в нем хорошего доктора.

    Александр Григорьевич Заметов — з накомый Разумихина, письмоводитель (секретарь) в местной конторе. Ему 22 года. Одевается по моде, носит перстни. По словам Зосимова, Заметов берет взятки на работе. Заметов и Раскольников знакомится в конторе, куда последний приходит по заявлению хозяйки квартиры. Между Раскольниковым и Заметовым происходит серьезный разговор с Заметовым об убийстве старухи в трактире.

    Раскольников знакомится с Никодимом Фомичом, когда приходит в контору по заявлению хозяйки квартиры.

    Порфирий Петрович – следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирию Петровичу 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него свой, «психологический» подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Порфирий давит на Раскольникова психологически, не имея против него официальных доказательств. По совету Порфирия Раскольников делает явку с повинной.

    Несмотря на свой взрывной характер, Илья Петрович — человек с принципами и считает себя прежде всего гражданином, а потом уже чиновником. Придя в контору с повинной, Раскольников застает там именно Илью Петровича, которому и признается в убийстве.

    9 комментариев:

    Спасибо большое, очень помогло! 🙂

    Спасибо. 111. 111!11111!!1

    девушка «непристнойной профессии»(в самом начале статьи)- у вас здесь опечатка

    Спасибо! Всё понятно написано. А то прочитаешь и каша в голове.

    При описании Миколки на сайте написано «(Он же Николай»).
    В главе 4 текста произведения его называют Миколаем

    «И сказывал Митрей, что Миколай загулял, пришел домой на рассвете, пьяный, дома пробыл примерно десять минут и опять ушел, а Митрей уж его потом не видал и работу один доканчивает. А работа у них по одной лестнице с убитыми, во втором этаже. Слышамши всё это, мы тогда никому ничего не открыли. «

    Дорого друг, это варианты имени одного и того же героя: Николай. Его в тексте называют Николаем, Миколой, Миколкой и Николашкой. Это все варианты одного имени.

    www.alldostoevsky.ru

    Герои преступление и наказание таблица

    Роман «Преступление и наказание» — это произведение, в котором задействовано множество ярких, запоминающихся героев.

    Героями романа являются самые разные люди из различных слоев общества: дворяне, мещане, крестьяне и др.

    В этой статье представлен список всех героев романа «Преступление и наказание»: главные и второстепенные персонажи произведения.

    Смотрите:
    Все материалы по «Преступлению и наказанию»
    Краткое описание героев «Преступления и наказания» в таблице

    Все герои романа «Преступление и наказание»: список персонажей

    • Родион Романович Раскольников — главный герой романа, бедный студент
    • Дуня Раскольникова — сестра Раскольникова, бедная, но образованная девушка
    • Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Раскольникова, добрая, честная, но бедная вдова
    • Соня Мармеладова — главная героиня романа, близкая подруга Родиона Раскольникова, бедная девушка, зарабатывающая на жизнь «непристойным ремеслом»
    • Семен Захарович Мармеладов — отец Сони Мармеладовой, отставной спившийся чиновник
    • Катерина Ивановна Мармеладова — мачеха Сони Мармеладовой, молодая женщина из хорошей семьи
    • Аркадий Иванович Свидригайлов — состоятельный помещик, влюбленный в Дуню Раскольникову, развратный человек
    • Марфа Петровна Свидригайлова — жена Свидригайлова, добрая, но взбалмошная женщина
    • Старуха-процентщица Алена Ивановна — старуха, которая становится жертвой Раскольникова
    • Лизавета (Лизавета Ивановна) — младшая сестра старухи-процентщицы, слабоумная молодая женщина, которая тоже становится жертвой Раскольникова
    • Лужин Петр Петрович — жених Дуни Раскольниковой, подлый и хитрый человек
    • Лебезятников Андрей Семенович — приятель и подопечный Лужина, глуповатый человек новых, «прогрессивных» вглядов
    • Разумихин Дмитрий Прокофьевич (Вразумихин) — друг Раскольникова, добрый, открытый и деятельный молодой человек
    • Порфирий Петрович — следователь, расследующий убийство старухи и ее сестры
    • Заметов — письмоводитель в местной конторе
    • Никодим Фомич — квартальный надзиратель
    • Илья Петрович — помощник квартального надзирателя
    • Зосимов — начинающий доктор, друг Разумихина, лечащий врач Раскольникова
    • Миколка (Николай) — красильщик, который берет на себя вину за убийство старухи
    • Амалия Ивановна Липпевехзель — хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату
    • Настасья — служанка в доме, где снимает жилье Раскольников
    • Дарья Францевна — хозяйка «непристойного заведения», где работают бедные девушки
    • Зарницына — хозяйка дома, где снимает жилье Раскольникова
    • Митька — красильщик, напарник Миколки
    • Афанасий Иванович Вахрушин — приятель покойного отца Раскольникова
    • Душкин — ростовщик, содержатель распивочной
    • Это был список всех героев романа «Преступление и наказание»: главные и второстепенные персонажи произведения.

      «Преступление и наказание» характеристика героев

      «Преступление и наказание» краткая характеристика героев романа Достоевского изложена в этой статье.

      «Преступление и наказание» характеристика героев

      Родион Раскольников

      Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

        Поддержку Родион находит в семье и любви - именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья - вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

        Сонечка Мармеладова

        Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа - Свидригайлов.

        Аркадий Свидригайлов

      • Свидригайлов - развратный и пошлый, хоть и дворянин;
      • подозревается в убийстве;
      • Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них - система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека - арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

        Алена Ивановна - коллежская регистраторша, процентщица, «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

        Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) - квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение. Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

        Заметов Александр Григорьевич - письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разу-михина. «Лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете». Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования - напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

        Зосимов - доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «…Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце». Самоуверен, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучен-но-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

        Илья Петрович (Порох) - «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими». С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольни-ковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал. Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает И. П. в оторопь.

        Катерина Ивановна - супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «…дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она - вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

        Лебезятников Андрей Семенович - министерский чиновник. «…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Автор говорит о нем, что он «…был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

        Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,’ бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. - что она хоть и некрасива, но многим нравится - «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

        Лужин Петр Петрович - тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

        Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова - с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

        Мармеладов Семен Захарович - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.

        Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах - что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! - вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз - раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского - нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

        Урок в 10-м классе. История замысла романа «Преступление и наказание», жанровая композиция

        Разделы: Литература

        Жанр. Композиция. Система образов.

        Цели : понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов.

        1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.

        – К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.
        Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.

        2. Игра с заглавием.

        – Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть )

        На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:

        “Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление. Вторая — наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)

        – Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию ).

        – Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову «наказание».

        Наказание
        Возмездие
        Расплата
        Расчет

      • Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет) .
      • Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь ).
      • Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками , делами, любовью к людям ).
      • Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет ). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!
      • 3. Основной конфликт романа, общественная обстановка.

        – Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.

        “Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

        – Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм ).

        – Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер — все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.

        Воспоминания А.Сусловой, 17.09 1863 года:

        Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.

        Из романа “Преступление и наказание”.

        Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…

        Слова Порфирия Петровича:

        Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?

        – Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Послушайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”

        Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить.
        Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?
        Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”.
        Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
        Она замышляет убить …царя.
        Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…
        Славу добывают трудом.
        Или беспримерной смелостью.
        А о муке ты не подумала?
        Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно.

        – И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него ). Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа.

        На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие.

      • Философский
      • Нравственно-психологический
      • Исторический
      • Полемический
      • Фантастический
      • Социальный детективный
      • Политический
      • Приключенческий
      • Роман-трагедия
      • Роман-исповедь
      • Сатирический
      • Биографический
      • Семейный
      • Автобиографический
      • Идеологический

        Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.

        – Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

        5. Работа с карточкой .

        – Познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли.

        Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

        Перечитываешь “Преступление и наказание” — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)

        Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда . (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)

        Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)

        Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)

        — Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Мы не ставим своей задачей обсуждение права на существование романов-однодневок. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.

        6. Система образов романа.

        — Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        • ГосПошлина на загранпаспорт Любое обращение в государственное учреждение для получения какой-либо от него услуги сопряжено с уплатой госпошлины за данную услугу. Для оформления загранпаспорта как старого, так и нового образца также необходимо уплатить госпошлину в доход государства. Уплата пошлины […]
        • Материнский капитал в Московской области До настоящего времени в Московской области (МО) в отличие от столицы действовали одновременно две программы материнского семейного капитала (МСК): федеральная, продолжающая действовать на всей территории нашей страны, и региональная, действующая до 2017 года и […]
        • Как получить гражданство РФ студенту из другой страны в 2018 году Перед гражданином иного государства, желающим оформить гражданскую принадлежность к РФ, неизбежно появляется множество вопросов относительно того, какие этапы предстоит пройти, нельзя ли воспользоваться упрощенной схемой получения статуса, […]
        • Пенсия по инвалидности 1 группы в 2018 году Денежные выплаты от государства получают 16, 5 миллиона человек. 1 группа инвалидности назначается при определении у человека полной нетрудоспособности и нуждающегося в посторонней заботе. Это люди, получившие увечье, а также нетрудоспособные в связи с состоянием […]
        • Судебный участок №81 195248, Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 26 вторник четверг: с 10-00 до 13-00 с 14-00 до 17-00 Быстрый переход: Информация об участке Территориальная подсудность Реквизиты для оплаты пошлины Слушания дела Информация об участке Недоспасова Елена Сергеевна Егорова Анастасия […]
        • Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров СанПиН 5804-91. Государственный комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора Постановление 06.02.92 г. № 1 О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического […]
        • Как понять, что вы прошли электронную регистрацию? Электронная регистрация осуществилась, если в момент оформления электронного билета через сайт вы поставили галочку под своими паспортными данным. В этом случае вы без получения бумажной версии билета на вокзале сразу идете к поезду, показываете паспорт […]
        • Банк выиграл суд по кредиту: что будет дальше? Содержание статьи При возникновении форс-мажорных обстоятельств заемщик становится финансово несостоятельным и больше не может исполнять свои обязательства перед кредитором. В таком случае банк начинает действовать стандартными методами: начисление штрафных […]

    Анализ образов главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти своё место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни - в любви и всепрощении.

    Родион Раскольников

    Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

    • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
    • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
    • но самое главное мытарство - это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

    Поддержку Родион находит в семье и любви - именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья - вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

    Сонечка Мармеладова

    Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова - самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

    • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
    • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
    • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка - то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

    Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа - Свидригайлов.

    Аркадий Свидригайлов

    Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

    • Свидригайлов - развратный и пошлый, хоть и дворянин;
    • подозревается в убийстве;
    • шантажист.

    И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

    Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них - система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека - арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

    Сочинения, связанные с Достоевским:

    • «Преступление и наказание», анализ романа
    • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
    • «Идиот», анализ романа
    • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского