Стереотипы и недоверие работодателей мешают трудоустройству инвалидов. Проблема безработицы среди инвалидов Безработица инвалидов причины и методы

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

    Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .

  • Постмодернистская социология конца XX века.

    Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

    Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

    Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

  • «Сущность и виды безработицы» - Структурные сдвиги. Фактический и естественный уровень безработицы. Люди, не занятые в общественном производстве. Специфические меры для борьбы с циклической безработицей. Среднегодовой темп роста потенциального ВВП. Уровень фрикционной безработицы. Циклическая безработица. Макроэкономическая нестабильность.

    «Безработица населения» - Безработица. Сходство между безработными и добровольно незанятыми. Работники, не имеющие работы. Нетрудоспособное население. Типы безработицы. Безработные. Структурная безработица. Безработица как негативное явление. Кто такие безработные. Вычислить уровень безработицы. Циклическая безработица. Труд.

    «Инфляция и безработица» - Методы борьбы с инфляцией. Кто может быть признан безработным по российскому законодательству? Уровень безработицы = безработные экономически активное население х 100%. Экономические последствия безработицы. Государственное регулирование пределов заработной платы. Факторы инфляции издержек. Измерение безработицы.

    «Проблема безработицы» - Единого способа борьбы с безработицей – нет! Новые показатели безработицы – данные на январь 2009 г. Данные Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Кто чувствует себя уверенно на рынке труда? Причины, придающие остроту проблемы безработицы. Методы борьбы с безработицей. Динамика численности зарегистрированных безработных.

    «Причины и виды безработицы» - Создание условий для роста самозанятости. Программы профессионального переобучения. Виды безработицы. Безработица. Спрос на работников. Методы сокращения безработицы. Критерии признания человека безработным. Норма безработицы. Что такое безработица. Структура населения. Экономическое развитие. Острота проблемы безработицы.

    «Виды безработицы» - Безработица, центрируемая на специфических группах. Регистрируемая безработица. Социальные последствия безработицы. Причины безработицы. Скрытая качественная безработица. Долгое время. Наличие скрытой количественной безработицы. Организация. Специфика российской безработицы. Национальные концепции учета безработицы.

    Всего в теме 14 презентаций

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере Волгоградской области

    Аннотация

    В данной статье исследуется проблема безработицы среди молодых инвалидов. Трудоустройство молодых инвалидов является очень актуальной темой для России, особенно потому, что они часто оказываются в социально-опасном положении. Кроме того, рассматривается зарубежный опыт социальной работы, применение различных художественно-творческих технологий. Более того, представлены задачи, которые позволят улучшить социальное положение молодых инвалидов, стоящих на учете в Центре занятости населения города Волгограда.

    Ключевые слова: безработица, инвалиды, молодежь, социальная профилактика, технология социальной работы

    Актуальность проблемы исследования определяется социально-экономическими изменениями современной России. В последнее время уровень безработицы постоянно увеличивается. Об этом сообщают исследования территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Численность безработных в Волгоградской области равна 80,4 тыс. человек в 2012 г., а в 2013 г. - 89,1 тыс. человек. В среднем за год уровень безработицы населения в Волгоградской области повысился с 6 % в 2012 г. до 6,7% в 2013 г. Безработица представляет собой социальную проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на каждого человека, а так же на человека с ограниченной трудоспособностью. Положение безработицы особенно опасно для такой категории населения. Как показывают социологические исследования число граждан с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы на 2014 г. составляет 170864 человек. Эти данные показывают, что для современной России необходимо решение такой проблемы, как безработица среди молодых инвалидов.

    Проблема трудоустройства коснулась населения всех возрастных и социальных групп. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей носит исключительно негативные социальные последствия. Среди этих последствий рост числа самоубийств, уменьшение средней продолжительности жизни, ухудшение отношений в семье, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались молодые инвалиды. Большинство из них находятся в состоянии стресса и напряжения.

    Технологии социальной работы с молодыми инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации .

    Существует ряд технологий, которые используют при работе с молодыми инвалидами. Среди них особое место занимает социальная профилактика. Важным подспорьем в изучении данной проблемы и особенностей социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов являются исследования: Н.Ф. Басова, Е.Р.Ярской-Смирновой, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.

    Анализ научной литературы позволил выявить сущностные характеристики основных понятий, используемых в работе. Опираясь на исследования М.В. Фирсова, под социальной профилактикой мы понимаем системное и своевременно предпринимаемое воздействие на объект с целью предупреждения возможных социальных проблем и сохранения его уровня и качества жизни.

    Кроме того, анализируя зарубежный опыт социальной работы, мы рассмотрели практический опыт применения художественно-творческих технологий. Можно отметить, что это направление предполагает применение преимущественно средств эстетического восприятия и выражения в таких разнообразных формах, как театральное, двигательное, музыкальное, языковое и изобразительное действие. В основе этих технологий - качественное преобразование клиента или группы в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала человека, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.

    Уникальность художественно-творческих технологий социальной работы заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся адаптация, социализация, коммуникация, интеграция и т.д. Большую ценность представляют так же практические умения и навыки, дающие возможность клиенту опробовать свои силы и способности в творческой деятельности в непрофессиональных и профессиональных сферах, например в постановке спектакля, разработке и реализации сценария, рисовании, лепке, музыкально-драматической деятельности и многое другое .

    Социальная профилактика средствами художественно-творческой деятельности создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающиеся на приоритетных принципах морали и законности. Реализация того или иного художественного творчества может иметь и терапевтический эффект, он выступит лишь как дополнительный эффект совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента. В том числе, приоритетным является социальный эффект, выражающийся в раскрытии и активизации внутренних ресурсов клиента, для стимулировании процесса социальной коммуникации, что на практике позволяет реализовать основной принцип социальной работы - «помощь для самопомощи».

    Приведенные выше актуальность проблемы и определение понятий «социальная профилактика», «художественно-творческие технологии» позволяют разработать и внедрить технологию социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на базе ГКУ Центра занятости населения города Волгограда. В рамках технологии социальной профилактики использовались следующие методы исследования:

    Метод информирования;

    Письменный опрос: анкетирование;

    Метод консультирования;

    Художественно-творческий метод.

    Основная цель технологии социальной профилактики - предотвращение возможных нарушений прав молодых инвалидов со стороны государственных органов и работодателей. Обучение данной технологии выступает одной из наиболее результативных программ активной политики занятости населения. Ее высокая эффективность обусловлена тем, что владение технологией поиска работы позволяет воздействовать на все факторы, определяющие возможность трудоустройства: напрямую на личную готовность безработного и навыки успешного взаимодействия с работодателем, и косвенно - на профессиональный потенциал. Обучение данной технологии ведется через различные формы работы. Это могут быть индивидуальные и групповые консультации, тренинги, различные клубные программы и т.п. Выбор формы работы определяется конкретной ситуацией клиента, которую предстоит решить для успешного трудоустройства.

    Метод информирования молодых инвалидов и обучение технологии поиска работы предполагает, с одной стороны, помощь клиенту в планировании действий, необходимых для скорейшего достижения результата - решения проблемы безработицы, с другой стороны - создание возможности для отработки навыков, умений, определения и корректировки личностных особенностей и мотивации, обуславливающих успешность деятельности по поиску работы.

    На организационно-подготовительном этапе нами была решена следующая задача: определить группу лиц, на которых будет направлена социально-профилактическая работа. Сформированная группа социально-профилактического процесса состояла из 18 человек. Величина группы зависела от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание и т.п.), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе форм и методов профилактической работы с молодыми инвалидами.

    Диагностический этап направлен на выявление уровня качества жизни молодого инвалида и его уровня мотивации к профессиональной деятельности. Мы разработали анкету для сбора необходимой информации о молодом инвалиде: финансово-материальное положение, здоровье и самочувствие, профессиональные интересы.

    Нами было опрошено 18 инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Лица женского пола составили 72% респондентов, мужского - 28%. Средний возраст опрошенных составил 25 лет. По результатам анкетирования 73% оценивают состояние своего финансово-материального положения как неудовлетворительное, 20% как удовлетворительное и у 7% средний уровень доходов. В опрошенной группе отсутствовали лица с ограниченными возможностями здоровья, относящиеся к I группе, 8% имели II группу инвалидности, а 92% III группу. На вопрос о профессиональных интересах было предложено написать собственный вариант ответа. Респонденты выделяли следующие специальности/профессии: массажист, кладовщик, группу специальностей в сфере обслуживания, а так же работу на дому и т.п.

    Следующим этапом социальной профилактики безработицы являлся просветительский, основная цель которого заключалась в консультации молодых инвалидов по вопросу трудоустройства. Посредством успешной информации об условиях современного рынка труда, о количестве предоставляемых квот по рабочим местам на предприятиях, организациях города, о правах молодого инвалида мы изготовили и выпустили с группой молодых инвалидов авторский информационный буклет на тему «Ты должен знать».

    Заключительный этап направлен на включение молодых инвалидов в формы творческой деятельности. В качестве основных художественно-творческих средств на данном этапе выступали: информационные буклеты, плакаты и стенды. Кроме того, в группе была проведена художественно-творческая мастерская «Сладкие тюльпаны из гофрированной бумаги» в стиле хендмейд. Приобретенные полезные навыки художественно-творческой деятельности молодые инвалиды могут использовать как средство благотворительности и как продукт дополнительного заработка. Данная мастерская обеспечивает возможность в раскрытии внутреннего потенциала, а также помогает клиентам в снятии стресса, напряжения.

    Таким образом, для эффективной социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов особенно важно использовать комплекс методов и форм социальной работы. Методы, которые мы использовали в работе, а именно: метод информирования, метод консультирования, художественно-творческий метод и др. помогли клиентам обучиться новым навыкам, которые в дальнейшем помогут им успешно действовать в трудоустройстве. В современной России повышаются требования к специалистам, они должны обладать профессиональной компетентностью, мобильностью. Отметим, что особенность социальной профилактики безработицы с молодыми инвалидами заключается в предупреждении возникновении обстоятельств, а именно в предупреждении безработицы, которая ведет к социальным отклонениям. В соответствии с этим мы считаем важным проведение социально-профилактических мероприятий с молодыми инвалидами. Уникальной является социально-профилактическая работа средствами художественно-творческой деятельности.

    безработица инвалид социальный творческий

    Библиографический список

    1. Басова В. М., Веричева О. Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация// Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заочной науч.-практ. конф., 11-14 ноября. 2013 г. / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2013. 448 с.

    2. Терелянская Е.В. Художественно-творческие методы в социальной работе: аспекты технологизации// Социальная работа: художественно-творческие методы и технологии: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 13-16 окт. 2009 г. / под ред. Т.Ю. Андрущенко, Е.В. Терелянской. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. - 180 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные понятия, определения и теоретические аспекты социализации молодых инвалидов. Повышение уровня социальной зрелости общества. Официальная социальная политика в Российской Федерации. Социализация молодых инвалидов на примере социальных квартир.

      дипломная работа , добавлен 24.07.2012

      Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.

      дипломная работа , добавлен 17.12.2014

      Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2011

      Современное состояние инвалидности молодых людей с нарушением интеллекта. Анализ и обобщение опыта социальной адаптации и интеграции молодых инвалидов в общество. Анализ работы социально-трудового отделения на базе ГБУ "ЦСРИ и ДИ Невского района".

      дипломная работа , добавлен 21.07.2014

      Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

      контрольная работа , добавлен 25.02.2011

      Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Функция оживляющего посредника социальной жизни общества. Уровень безработицы среди молодых людей. Роль социальных служб в решении молодежных проблем.

      курсовая работа , добавлен 22.10.2012

      Рост числа инвалидов среди трудоспособного населения в Челябинской области. Инвалиды как объект социальной защиты. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты. Содержание деятельности специалиста по социальной работе.

      дипломная работа , добавлен 26.08.2012

      Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов "Доступная среда".

      дипломная работа , добавлен 14.03.2015

      Причины возникновения, сущность и виды безработицы среди молодежи. Анализ положения на российском рынке труда. Комплексный подход к решению увеличения занятости молодых людей. Проблемы трудоустройства выпускников, дисбаланс спроса и предложения.

      реферат , добавлен 16.01.2009

      Современные направления социальной реабилитации детей-инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Систематический анализ реабилитационных методик проведения досуга детей в Волгоградской области.

    В Москве создана и в целом успешно функционирует система социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан. Свою работу органы социальной защиты населения строят в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом реальных возможностей города.

    Источниками финансирования социальных программ являются средства местного бюджета, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве, городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных организаций и др.

    Организационная структура социальной помощи нуждающимся в ней гражданам включает в себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес имеет работа именно с инвалидами.

    Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий граждан с низкой степенью самообслуживания. В 1995 г. в Москве действовало 623 отделения социальной помощи на дому, которые обслуживали 74 721 человека. Для сравнения - в 1990 г. такую помощь получали 30 085 человек.

    В 1989 г. в Москве был всего один центр социального обслуживания, в конце 1995 г. их стало 54. Центры социального обслуживания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицинскую, социально-бытовую, консультативную, психологическую помощь, берут на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов. . В организационной структуре столичной системы социального обслуживания инвалидов и престарелых имеется 40 отделений дневного пребывания, которые в 1995 г. приняли 14 730 человек.

    В Москве действует 45 отделений срочной социальной помощи. За 1995 г. в этих отделениях оказана различная помощь 88 602 нуждающимся.

    Правительство Москвы приняло «Программу медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов на 1995-1997 гг.».

    Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной нормы проживания», составляющей 150 тыс. рублей, осуществляетсядоплата к пенсии из городского бюджета. Таким образом, инвалиды I группы к минимальной пенсии, установленной государством, получали ежемесячно еще 23,1 тыс. рублей; инвалиды II группы - 66,9 тыс. рублей, а инвалиды III группы - 81,5 тыс. рублей. А в среднем инвалиды получали ежемесячно не менее 150 тыс. рублей, в то время как максимальная пенсия по старости равнялась 196,8 тыс. рублей.


    Существенную роль в комплексе мер по социальной поддержке имеетсанаторное лечение. Престарелые граждане, включая инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на инвалидность, по российскому законодательству имеют право на получение один раз в два года бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. В течение 1995 г. в Москве этим правом воспользовались около 14 тыс. человек.

    В Москве полностью решены все вопросы, связанные с протезированием и обеспечением инвалидов креслами-колясками.

    Если учесть все расходы, связанные о оказанием социальной поддержки нуждающимся категориям населения, включая инвалидов, то в 1995 г. из городского бюджета на эти цели был направлен 1 трлн. рублей. Это существенная добавка к государственным пособиям.

    Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание социальной помощи нуждающимся москвичам, должны обеспечить их однозначно положительное мнение о деятельности московских властей. Однако данные социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г. Институт социологических и маркетинговых исследований провел опрос 1207 жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муниципальными структурами управления социальных программ».

    Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инвалидов ощутили социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное питание, обслуживание на дому получили только 8,8% малоимущих пенсионеров и инвалидов, а 91,2% дали ответ, что эти мероприятия их не касались. Санатбрно-курортное лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.

    Почему такая неудовлетворенность?

    Объяснение найти легко. Когда большие суммы делят на столь же большое количество пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, то персонально каждому достается не так уж и много. В Москве более 5 млн. человек нуждается в социальной помощи: на каждого в среднем приходится немногим более 43 тыс. рублей в месяц, а батон белого хлеба стоит 3 тыс. рублей. Ответ лежит, что называется, на поверхности.

    Финансовая социальная поддержка, вне всякого сомнении, нужна. Но только тем, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье или слабое здоровье, способен обеспечить минимальные потребности сам, нужны не столько денежные пособия, сколько возможность работать и зарабатывать. Но в этом направлении правительство Москвы делает не очень много. Более того, можно говорить об ущемлении прав престарелых и инвалидов. Количество работающих инвалидов в Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правительства столицы.

    Социальное обеспечение и социальная работа с лицами, имеющими инвалидность, базируются на необходимости обеспечения им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранении ограничений в их жизнедеятельности и препятствий при реализации права на труд, при получении образования, что в конечном счете позволяет данной категории людей активно участвовать во всех сферах жизни общества.

    Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

    Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являютсяфедеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

    Заслуживает внимания опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов на 1995-1996 годы. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов;

    безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.

    В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь аномальным детям и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки: информационный блок - создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, защиты и развития детей инвалидов и их семей; учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис аномального ребенка: «Помоги мне сделать все самому»; блок прагматической школы - предпро-фессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду; блок медицинского оздоровления - создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления аномальных детей, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.

    Центр медико-социальной реабилитации в Курской области создан для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.

    Программа социальной реабилитации детей в Санкт-Петербурге создана для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (цен-тральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабо-

    видящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника - детям-инвалидам».

    В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).

    Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).

    Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованыкомнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т.п.

    К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемыепоезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, быто-

    вого и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).

    Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

    Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере Волгоградской области

    В данной статье исследуется проблема безработицы среди молодых инвалидов. Трудоустройство молодых инвалидов является очень актуальной темой для России, особенно потому, что они часто оказываются в социально-опасном положении. Кроме того, рассматривается зарубежный опыт социальной работы, применение различных художественно-творческих технологий. Более того, представлены задачи, которые позволят улучшить социальное положение молодых инвалидов, стоящих на учете в Центре занятости населения города Волгограда.

    Ключевые слова: безработица, инвалиды, молодежь, социальная профилактика, технология социальной работы

    Актуальность проблемы исследования определяется социально-экономическими изменениями современной России. В последнее время уровень безработицы постоянно увеличивается. Об этом сообщают исследования территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Численность безработных в Волгоградской области равна 80,4 тыс. человек в 2012 г., а в 2013 г. - 89,1 тыс. человек. В среднем за год уровень безработицы населения в Волгоградской области повысился с 6 % в 2012 г. до 6,7% в 2013 г. Безработица представляет собой социальную проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на каждого человека, а так же на человека с ограниченной трудоспособностью. Положение безработицы особенно опасно для такой категории населения. Как показывают социологические исследования число граждан с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы на 2014 г. составляет 170864 человек. Эти данные показывают, что для современной России необходимо решение такой проблемы, как безработица среди молодых инвалидов.

    Проблема трудоустройства коснулась населения всех возрастных и социальных групп. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей носит исключительно негативные социальные последствия. Среди этих последствий рост числа самоубийств, уменьшение средней продолжительности жизни, ухудшение отношений в семье, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались молодые инвалиды. Большинство из них находятся в состоянии стресса и напряжения.

    Технологии социальной работы с молодыми инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации .

    Существует ряд технологий, которые используют при работе с молодыми инвалидами. Среди них особое место занимает социальная профилактика. Важным подспорьем в изучении данной проблемы и особенностей социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов являются исследования: Н.Ф. Басова, Е.Р.Ярской-Смирновой, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.

    Анализ научной литературы позволил выявить сущностные характеристики основных понятий, используемых в работе. Опираясь на исследования М.В. Фирсова, под социальной профилактикой мы понимаем системное и своевременно предпринимаемое воздействие на объект с целью предупреждения возможных социальных проблем и сохранения его уровня и качества жизни.

    Кроме того, анализируя зарубежный опыт социальной работы, мы рассмотрели практический опыт применения художественно-творческих технологий. Можно отметить, что это направление предполагает применение преимущественно средств эстетического восприятия и выражения в таких разнообразных формах, как театральное, двигательное, музыкальное, языковое и изобразительное действие. В основе этих технологий - качественное преобразование клиента или группы в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала человека, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.

    Уникальность художественно-творческих технологий социальной работы заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся адаптация, социализация, коммуникация, интеграция и т.д. Большую ценность представляют так же практические умения и навыки, дающие возможность клиенту опробовать свои силы и способности в творческой деятельности в непрофессиональных и профессиональных сферах, например в постановке спектакля, разработке и реализации сценария, рисовании, лепке, музыкально-драматической деятельности и многое другое .

    Социальная профилактика средствами художественно-творческой деятельности создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающиеся на приоритетных принципах морали и законности. Реализация того или иного художественного творчества может иметь и терапевтический эффект, он выступит лишь как дополнительный эффект совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента. В том числе, приоритетным является социальный эффект, выражающийся в раскрытии и активизации внутренних ресурсов клиента, для стимулировании процесса социальной коммуникации, что на практике позволяет реализовать основной принцип социальной работы - «помощь для самопомощи».

    Приведенные выше актуальность проблемы и определение понятий «социальная профилактика», «художественно-творческие технологии» позволяют разработать и внедрить технологию социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на базе ГКУ Центра занятости населения города Волгограда. В рамках технологии социальной профилактики использовались следующие методы исследования:

    • - метод информирования;
    • - письменный опрос: анкетирование;
    • - метод консультирования;
    • - художественно-творческий метод.

    Основная цель технологии социальной профилактики - предотвращение возможных нарушений прав молодых инвалидов со стороны государственных органов и работодателей. Обучение данной технологии выступает одной из наиболее результативных программ активной политики занятости населения. Ее высокая эффективность обусловлена тем, что владение технологией поиска работы позволяет воздействовать на все факторы, определяющие возможность трудоустройства: напрямую на личную готовность безработного и навыки успешного взаимодействия с работодателем, и косвенно - на профессиональный потенциал. Обучение данной технологии ведется через различные формы работы. Это могут быть индивидуальные и групповые консультации, тренинги, различные клубные программы и т.п. Выбор формы работы определяется конкретной ситуацией клиента, которую предстоит решить для успешного трудоустройства.

    Метод информирования молодых инвалидов и обучение технологии поиска работы предполагает, с одной стороны, помощь клиенту в планировании действий, необходимых для скорейшего достижения результата - решения проблемы безработицы, с другой стороны - создание возможности для отработки навыков, умений, определения и корректировки личностных особенностей и мотивации, обуславливающих успешность деятельности по поиску работы.

    На организационно-подготовительном этапе нами была решена следующая задача: определить группу лиц, на которых будет направлена социально-профилактическая работа. Сформированная группа социально-профилактического процесса состояла из 18 человек. Величина группы зависела от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание и т.п.), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе форм и методов профилактической работы с молодыми инвалидами.

    Диагностический этап направлен на выявление уровня качества жизни молодого инвалида и его уровня мотивации к профессиональной деятельности. Мы разработали анкету для сбора необходимой информации о молодом инвалиде: финансово-материальное положение, здоровье и самочувствие, профессиональные интересы.

    Нами было опрошено 18 инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Лица женского пола составили 72% респондентов, мужского - 28%. Средний возраст опрошенных составил 25 лет. По результатам анкетирования 73% оценивают состояние своего финансово-материального положения как неудовлетворительное, 20% как удовлетворительное и у 7% средний уровень доходов. В опрошенной группе отсутствовали лица с ограниченными возможностями здоровья, относящиеся к I группе, 8% имели II группу инвалидности, а 92% III группу. На вопрос о профессиональных интересах было предложено написать собственный вариант ответа. Респонденты выделяли следующие специальности/профессии: массажист, кладовщик, группу специальностей в сфере обслуживания, а так же работу на дому и т.п.

    Следующим этапом социальной профилактики безработицы являлся просветительский, основная цель которого заключалась в консультации молодых инвалидов по вопросу трудоустройства. Посредством успешной информации об условиях современного рынка труда, о количестве предоставляемых квот по рабочим местам на предприятиях, организациях города, о правах молодого инвалида мы изготовили и выпустили с группой молодых инвалидов авторский информационный буклет на тему «Ты должен знать».

    Заключительный этап направлен на включение молодых инвалидов в формы творческой деятельности. В качестве основных художественно-творческих средств на данном этапе выступали: информационные буклеты, плакаты и стенды. Кроме того, в группе была проведена художественно-творческая мастерская «Сладкие тюльпаны из гофрированной бумаги» в стиле хендмейд. Приобретенные полезные навыки художественно-творческой деятельности молодые инвалиды могут использовать как средство благотворительности и как продукт дополнительного заработка. Данная мастерская обеспечивает возможность в раскрытии внутреннего потенциала, а также помогает клиентам в снятии стресса, напряжения.

    Таким образом, для эффективной социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов особенно важно использовать комплекс методов и форм социальной работы. Методы, которые мы использовали в работе, а именно: метод информирования, метод консультирования, художественно-творческий метод и др. помогли клиентам обучиться новым навыкам, которые в дальнейшем помогут им успешно действовать в трудоустройстве. В современной России повышаются требования к специалистам, они должны обладать профессиональной компетентностью, мобильностью. Отметим, что особенность социальной профилактики безработицы с молодыми инвалидами заключается в предупреждении возникновении обстоятельств, а именно в предупреждении безработицы, которая ведет к социальным отклонениям. В соответствии с этим мы считаем важным проведение социально-профилактических мероприятий с молодыми инвалидами. Уникальной является социально-профилактическая работа средствами художественно-творческой деятельности.

    безработица инвалид социальный творческий

    Библиографический список

    • 1. Басова В. М., Веричева О. Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация// Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заочной науч.-практ. конф., 11-14 ноября. 2013 г. / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2013. 448 с.
    • 2. Терелянская Е.В. Художественно-творческие методы в социальной работе: аспекты технологизации// Социальная работа: художественно-творческие методы и технологии: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 13-16 окт. 2009 г. / под ред. Т.Ю. Андрущенко, Е.В. Терелянской. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. - 180 с.