Профессия генетик. Описание профессии. Кто такой генетик? Описание профессии Генетика высшее образование

Подробности Обновлено: 01.11.2019 16:47 Опубликовано: 08.05.2017 12:42

Профессия Генетик принадлежит ученым, которые исследуют механизмы и закономерности наследственности. Генетика подразделяется на ряд наук, направленных на исследование конкретных объектов – простейших организмов, растений, животных, людей.

Теории и методики дисциплины напрямую касаются таких областей как медицина, сельское хозяйство, промышленность, инженерия.

В процессе исследований генетики могут использовать несколько схожих между собой методик. В этом плане генетика подразделяется на экологическую, молекулярную и т.д. Наука «медицинская генетика » подразумевает под собой изучение наследственных заболеваний, а также зависимость состояния здоровья человека от условий среды проживания.

История развития профессии

Официальное название профессия Генетик получила лишь в начале 20-го столетия. Запатентовал его английский ученый Бэтсон. В это же время происходит перечень открытий, касающихся изучения человеческих и животных половых клеток.

Официальным же периодом становления генетики как науки и появления первых специалистов можно считать 1900 год. Именно тогда эта наука получила свое стремительное развитие. Первым был открыт гибридологический способ исследований, подаривший современной науке множество потрясающих результатов.

Особенности профессии

Генетик помогает человечеству победить генетические заболевания. Делает он это путем исследования физических данных индивида, которые достались ему от предыдущего поколения.

Если говорить о здоровье малыша в утробе, то в задачу генетиков входит определение рисков перенимания наследственных патологий.

К примеру, при помощи генетики можно выявить зарождение умственной неполноценности, склонность к алкогольной или наркотической зависимости.

Трудовые обязанности генетика:

  • Профессия Генетик подразумевает под собой выявление генетической природы той или иной болезни. Можно сказать, что в этом и состоит главная задача специалиста. Генетик занимается изучением всего организма, а не отдельных его частей.
  • Генетик это человек, оказывающий помощь в виде консультации пациента с медицинской и генетической сторон. Специалист анализирует родовое дерево человека, прогнозирует его состояние и дает письменный отчет о проделанной работе.
  • Наравне с другими врачами, генетик контролирует выполнение назначенных процедур, пользуется необходимыми химическими реактивами, медицинскими инструментами и лекарственными средствами. Специалист этой области составляет план деятельности младших сотрудников, занимается оформлением документации.

Важные качества генетика:

В первую очередь генетик это врач, который должен обладать чувством ответственности и честности. Именно этому специалисту доверено озвучивать вердикт о здоровье человека и его потомства. Для лучшей степени профессионализма, кандидат должен быть склонным к исследованиям и практической деятельности.

Для того, чтобы поставить верный диагноз, а также назначить адекватное лечение, в данной профессии необходимо обладать особым складом ума и аналитическим мышлением. Генетик внимательно относится к деталям, умеет работать с большим количеством информации, выстраивать оптимальный путь для достижения результата.

Навыки и знания специалиста

Согласно общепринятым стандартам, работать Генетиком может человек, который:

  • В достаточной степени обладает способностью собирать, обрабатывать и хранить необходимую информацию;
  • Способен к самообучению и обретению новых знаний;
  • Осознает значимость выбранной специальности для социума и будущего человечества;
  • Умеет формулировать задачи и ставить цели, профессионально реализовывать их.

Перспективы и карьерный рост

Работать Генетиком весьма востребовано как на территории отечественных стран, так и за границей. При помощи этой области познания, науке открылся контроль за болезнями, передающимися по наследству.

После получения высшего профильного образования и диплома, специалист зачастую устраивается на работу в государственное или частное учреждение. Среди них преобладают поликлиники, центры перинатальной медицины, репродуктивные клиники.

При достаточном опыте, имея такое желание, можно открыть собственную организацию, занимающуюся проведением экспертиз и лабораторных тестов. Также молодые сотрудники имеют возможность принимать участие в различных конкурсах, направленные на поддержание начинающих генетиков.

Где обучиться профессии генетика?

Подготовкой генетиков занимаются биологические кафедры училищ, высших учебных заведений, институтов ветеринарной и сельскохозяйственной направленности. Как правило, для успешного зачисления на биологический факультет придется сдать экзамен по биологии, химии или физике, математике, а также родному языку.

В ординатуру можно поступать, имея диплом о высшем медицинском образовании.

Генетика - удивительная наука, которая приоткрыла завесу над тайнами человеческого тела. Она изучает наследственность и изменчивость организмов, что можно использовать для конкретной практической помощи человеку. Но куда впечатляющими кажутся перспективы этого направления. Ведь его можно считать ступенькой к реализации самых революционных идей: продлить среднестатистический срок жизни, избавить человечество от многих грозных недугов.

Специальность 31.08.30 «Генетика» предназначена для пытливых умов. Такой специалист сможет выявлять генетическую природу недуга. Он играет значимую роль в планировании беременности. Так как может выявить риски и провести конкретные мероприятия по их предупреждению.

Условия поступления

Цель этого курса - воспитать квалифицированного врача путем обучения глубоким теоретическим знаниям и конкретным практическим навыкам. В ординатуру можно поступать, имея диплом о высшем медицинском образовании.

При поступлении предстоит пройти собеседование либо тестирование. Какие именно предметы предстоит сдавать во время проверки уровня знаний, подскажут на кафедрах вузов Москвы.

Будущая профессия

Это направление предназначено для ответственных и целенаправленных студентов, которые готовы заглядывать в будущее, составляя прогноз для будущей беременности. Они же смогут заниматься конкретной медицинской помощью, грамотно устанавливая диагноз и составляя схему лечения. Увлекательная профессия заставит прочувствовать высокий уровень развития современной науки. Ведь благодаря новейшему оборудованию и технологиям можно ответить на вопрос, насколько высоки риски возникновения недуга с наследственными корнями. Также врач подскажет, какие нужны профилактические меры для уменьшения такой угрозы.

Куда поступать

Ординатура по этой специальности есть в следующих заведениях:

  • Российская медицинская академия последипломного образования;
  • НИИ медицинской генетики;
  • Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова;
  • Воронежская государственная медицинская академия имени Бурденко.

Срок обучения

Согласно государственным нормативам, ординатура рассчитана на 2 года.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий врач-генетик в процессе учебы проходит углубленное знакомство с такими предметами:

  • генетика человека;
  • клиническая генетика;
  • лабораторные методы диагностики наследственных недугов;
  • профилактика наследственных заболеваний;
  • биохимия;
  • физиология: нормальная и патологическая;
  • экологическая генетика;
  • фармакогенетика.

Приобретаемые навыки

После окончания ординатуры выпускник будет иметь следующие профессиональные компетенции:

Перспективы трудоустройства по профессии

Это направление является очень перспективным. По факту профессия врача-генетика является специальностью будущего. Так как наука не стоит на месте, регулярно происходят открытия, которые открывают все новые возможности для медицины.

Сегодня выпускник ординатуры нужен практически в любой поликлинике, больнице, частной клинике. Он же может заниматься работой исследовательского толка при научном центре.

Кем работают студенты после окончания курса:

  • врач-генетик;
  • заведующий отделением.

Средняя зарплата такого специалиста - 25-30 тысяч рублей. Но многие врачи совмещают должности при частной и государственной клинике, зарабатывая намного больше.

Преимущества профессионального совершенствования

Революционные открытия в генетике - это только начало работы с тонкой сферой наследственности. Впереди еще немало работы, и выпускник ординатуры может сделать весомый вклад в развитие науки, поступив в аспирантуру. Занимаясь научными изысканиями, он открывает для себя путь ученого. После можно выбирать и практическую стезю, и претендовать на должность преподавателя.

Мы уже много говорили о профессиях будущего, и вот теперь поговорим об одной из них — профессии генетика. Современная генетика — это борьба с неизлечимыми болезнями, улучшение пород животных и сортов полезных растений. Конечно, закон о запрете продажи ГМО-продукции смахивает на борьбу с «лженаукой» генетикой в середине прошлого века, но прогресс не остановить, за этой наукой — будущее.

Что это за профессия?

Генетика — это наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Со времен Менделя, открывшего закономерности наследования и изменчивости признаков, и до появления молекулярной биологии наука опиралась только на видимые, наблюдаемые признаки (длина растения, цвет шерсти животного и пр.). С открытием ДНК стала бурно развиваться молекулярная генетика. И вот мы видим под микроскопом как в клетку делают «укол» какого-то биологического материала или как две цепочки РНК свиваются и образуют ДНК, а та, в свою очередь, завиваясь причудливым образом, превращается в хромосому, или как хромосомы в каком-то мучительном и напряженном движении разрываются пополам при делении клетки. Микромир. Везде жизнь.

Генетика изучает разные вещи. Так, в зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие. Различают также разные предметы генетической науки. Википедия насчитывает их около тридцати, начиная от археогенетики, заканчивая экологической. Сегодня мы являемся свидетелями осторожного развития процессов клонирования животных. Но наиболее интересной, яркой и активно развивающейся дисциплиной можно сегодня считать генную инженерию.

Все помнят экологическую «беду», связанную с Борщевиком Сосновского — крупным зонтичным растением, растущим вдоль дорог и на опушках. Растение было введено в культуру как высокоурожайное кормовое растение. Но оказалось, что оно легко дичает и быстро распространяется. А токсичность его сока заставила отказаться от его использования в качестве корма. Мало того, сок способен вызывать грубые нарушения структуры хромосом животных. Таким образом, мы получили токсичное, агрессивное растение, которое невозможно уничтожить традиционными способами, но только с помощью генной инженерии.

То же произошло с определенным видом медуз в Японском море. С ними пытались бороться, умерщвляя их в море. Однако защитные механизмы этих животных таковы, что перед тем как погибнуть, особь «высевала» огромное число наследников. И тут не обойтись без проникновения в генные механизмы управления потомством.

Как стать генетиком?

Генетиков готовят на биологических факультетах университетах, в медицинских вузах, сельскохозяйственных и ветеринарных учебных заведениях.

Как правило, биологические факультеты зачитывают результаты ЕГЭ по предметам Биология, Химия, Физика, География, Математика, Русский язык — в зависимости от специализации вуза, факультета или кафедры.

Ряд вузов готовят по пятилетним программам специалитета, распространена также подготовка в болонском формате: бакалавриат и магистратура.

Какими качествами надо обладать, чтобы успешно работать генетиком?

Стандарт профессии предполагает, что генетик:

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
  • умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
  • имеет опыт постановки эксперимента, анализа результатов исследований и оформления публикаций.

Из этого списка следует, что генетик должен обладать комплексом качеств исследователя. Значит, умение собирать и способность обобщать информацию, находить логические связи и делать выводы — основные профессионально-важные качества генетика.

Где генетик работает и как строится его карьера?

Генетик ведет деятельность по изучению явлений наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого, опираясь на знание генетических закономерностей в селекции, биотехнологии, медицине, охране природы и здоровья человека.

Он занимается исследованием генетического материала на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях в целях использования закономерностей наследственности и изменчивости в селекции, биотехнологии, медицине и других отраслях, где это может пригодится:

  • научно-исследовательские институты, научные центры и университеты;
  • сельскохозяйственные институты и организации;
  • фармацевтические компании;
  • экологические организации;
  • медицинские и ветеринарные учреждения;
  • медико-биологические лаборатории;
  • образовательные организации;
  • органы МВД, прокуратуры;
  • организации, специализирующиеся на генетическом анализе для медицинских целей или для установления родства, мест происхождения и пр.

Как и в других подобных наукоёмких профессиях, карьера генетика может строиться в трех направлениях: научном, административном, профессиональном.

Научная карьера тесно связана с ростом по ступеням научных степеней и званий. Она находит отражение в престижности научного учреждения, в числе учеников, последователей, изданных трудов.

Профессиональная карьера сходна с научной, но реализуется в ненаучном учреждении, а в практике работы медицинской организации, лаборатории и пр. Там рост специалиста отражается в высоте иерархической ступеньки (специалист, старший специалист, ведущий специалист, главный специалист) и размера зарплаты. Главное, зачастую — неформальное, признание специалиста — это признание его как эксперта: самого подготовленного и опытного специалиста-практика.

Административная карьера связана с отходом специалиста от профессиональных занятий по специальности и превращением его в руководителя. Здесь мерилом успеха является высота должности, «объем руководства» — каким числом подразделений и подчиненных руководит этот начальник, а также близость к властным структурам.

Как и раньше генетика находится под прицелом недоверчивой общественности и воли государственной власти. Как и раньше она завораживает мистикой и невероятностью сделанных ею открытий. Она, если брать профессии с инженерной составляющей, ближе всех связана с инженерией жизни. Управляя невидимыми элементами в космосе человеческого организма, она способна производить изменения в человеческой цивилизации. Вход в профессию будущего открыт уже сегодня.

Естественные науки, медицина

Вид деятельности

Исследовать, получать новые знания, экспериментировать

Анализировать и упорядочивать информацию, делать расчеты

Краткое описание

Генетика - молодая, но бурноразвивающаяся область, так как открытия в области генетики могут существенно продлить срок и качество жизни человека. Благодаря генетике можно будет без труда получать продукты с заданными свойствами, выявлять и лечить различные генетические заболевания, такие как синдром Дауна или синдром Патау, еще в утробе матери.

Генетик – ученый, который изучает закономерности наследственности и изменчивости в живых организмах, а также методы управления этими процессами. Исследования, проводимые генетиками, находят широкое применение в практике – в криминалистике, медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также генной инженерии.
Например, благодаря работам генетиков можно предсказать и снизить возможные риски серьезных наследственных заболеваний , вывести устойчивые к морозу овощи и фрукты, повысить урожай и срок хранения сельскохозяйственной продукции, создать новые виды лекарств , найти преступника по оставленным им следам (например, пота, крови, слюны), а в будущем, возможно, выращивать органы для трансплантации.

Генетический консультант – это врач, который оценивает индивидуальный или семейный риск различных наследственных заболеваний. Информирует беременную женщину и других врачей, сопровождающих беременность, о возможности возникновения генетических патологий у плода. Консультирует женщин и дает советы, как снизить возможные риски при планировании беременности. Также проводит генетические экспертизы на установление отцовства.

Где учиться

Направления обучения:
Биологические науки (06.00.00)

Вузы:

06.03.01 – Биология

    • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП)
    • Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (МГУТУ)
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
    • Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ)
    • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева (РГАУ – МСХА)
06.05.01 –Биоинженерия и биоинформатика
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ)
    • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Где работать

    • Научно-исследовательские институты
    • Фармацевтические компании
    • Медицинские учреждения
    • Правоохранительные органы
    • Предприятия с/х промышленности
    • Предприятия пищевой промышленности
Компании мечты:*
    • Bayer
    • Фармастандарт
    • Европейский медицинский центр
    • МЕДСИ
      *Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы

Генетика (от греч. genesis – происхождение) – наука о наследственной передаче и изменчивости признаков живых организмов. Генетика – интегрирующая биологическая дисциплина, изучающая два фундаментальных свойства живого: наследственность и изменчивость.

Генетика использует множество методов исследования: морфологический, физиологический, биохимический, цитологический, физико-химический, математический и др., но основным, принципиально отличающимся от других, является метод генетического (гибридологического) анализа. Интегрирующая роль генетики заключается в том, что она исследует универсальные свойства на всех уровнях организации живого: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном и на всех таксономических группах организмов, включая и человека.

Основоположником научной генетики является Г. Мендель, который в 1865 году опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами». Он разработал и обосновал метод гибридологического анализа, принципиальные положения которого используются генетиками до сих пор. Он сформулировал и обосновал идею о существовании дискретных наследственных факторов, ввёл понятие об альтернативных наследственных факторах и признаках (принцип аллелизма). Доказал, что наследственные факторы (гены), объединяясь в зиготе, не смешиваются и не сливаются (позже это явление стало называться законом чистоты гамет).

Цель данного курса лекций – разъяснить слушателям логику генетических исследований; вскрыть сущность наследственности и изменчивости на разных уровнях организации жизни – молекулярном, клеточном, организменном и популяционном; раскрыть сущность дискретных единиц наследственности - генов; показать практическое значение генетики для сельского хозяйства, медицины, биотехнологии и других областей человеческой деятельности.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, решение генетических задач и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные, развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Требования

Знание математики, физики, химии и биологии в соответствии со стандартами обучения на биологических факультетах университетов.

Программа курса

Лекция 1. Менделизм. Опыты Г. Менделя и его последователей
Гибридологический анализ. Моногибридное скрещивание, доминирование одного из родительских признаков в F1 и расщепление в Е2 (3:1). Анализирующее скрещивание. Наследственный фактор - дискретная единица наследственности - ген. Понятие «аллель гена». Утверждение принципа, что наследуются не признаки, а аллели генов, контролирующие их развитие.

Лекция 2. Дигибридное скрещивание
Доминирование в F1 и расщепление в F2 (9А-В-: ЗА-вв: 3ааВ-: 1 аавв).
Независимое комбинирование и независимое наследование признаков. Цитологические основы явления. Неаллельное взаимодействие генов. Ген и признак. Пенетрантность и экспрессивность признака. Норма реакции генотипа. Формально-генетический подход анализа наследования признаков. Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарное, эпистатическое, полимерия.

Лекция 3. Хромосомная теория наследственности Т.Г. Моргана
Наследственные факторы - гены локализованы в хромосомах.
Гены расположены в хромосоме в линейном порядке и составляют группу сцепления генов. Между гомологичными хромосомами может происходить обмен участками (кроссинговер), что приводит к нарушению сцепления генов, т.е. генетической рекомбинации. Величина кроссинговера есть функция расстояния между генами на хромосоме. Генетические карты характеризуют относительные расстояния между генами, выраженные в процентах кроссинговера.

Лекция 4. Теория гена. Сложное строение гена. Функциональный и рекомбинационный тесты на аллелизм.

Лекция 5. Генетика пола
Пол - сложный, генетически контролируемый признак. Генетические) и эпигенетические факторы детерминации пола. Гены, контролирующие детерминацию и дифференцировку пола. Хромосомное определение пола. Основная функция половых хромосом (X,Y и W,Z) - поддержание полового диморфизма и первичного соотношения полов (N♂/N♀=1). Наследование признаков, сцепленных с полом. Реципрокные скрещивания. Отсутствие единообразия у гибридов F1, и наследование признака по типу «крест-накрест». Первичное и вторичное нерасхождение половых хромосом. Гинандроморфизм.

Лекция 6. Мутационная и модификационная изменчивость
Наследственная изменчивость – мутационная и комбинативная – характеризуется изменением генотипа. Модификационная (ненаследственная изменчивость) видоизменяет фенотип организма в пределах нормы реакции генотипа.
Мутация – дискретное изменение признака, передающееся по наследству в ряду поколений организмов и клеток.
Классификация мутаций: по структуре генетического материала, по месту локализации, по типу аллельного, по причине возникновения.
Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Мутагенные факторы Мониторинг уровня частоты различных типов мутаций в одних и тех же географических точках. Скрининг мутагенной активности лекарственных препаратов, пищевых добавок, новых промышленных химических соединений.
Размах проявления модификационной изменчивости организма при неизменном генотипе - норма реакции.

Лекция 7. Мутационный процесс: спонтанный и индуцированный
Мутационный процесс характеризуется всеобщностью и причинностью, статистичностью и определённой частотой, протяжённостью во времени.
Спонтанные мутации возникают в результате ошибок в работе ферментов матричного синтеза ДНК. Генетический контроль мутационного процесса. Гены-мутаторы, гены-антимутаторы. Системы репарации генетических повреждений.
Закономерности индуцированного мутагенеза (радиационного, химического и биологического). Дозовая зависимость, временной характер, мощность дозы (концентрация), предмутационные изменения генетического материала и др.
Методы количественного учёта мутаций. Молекулярные механизмы возникновения генных мутаций и хромосомных перестроек.

«Адаптивный» мутагенез. Проблема наследования приобретаемых признаков.
Лекция 8. Генетика популяций
Любую популяцию составляют особи, отличающиеся в той или иной мере по генотипу и фенотипу. Для понимания генетических процессов, протекающих в популяции, необходимо знать: 1) какие закономерности управляют распределением генов между особями; 2) изменяется ли это распределение из поколения в поколение, и если изменяется, то каким образом.
Согласно формуле Харди-Вайнберга, в идеальной популяции, находящейся в равновесии, доли разных генотипов должны неограниченно долго оставаться постоянными. В реальных популяциях эти доли могут изменяться из поколения в поколение вследствие ряда причин: малочисленность популяции, миграции, отбор мутации. Генофонд популяции, геногеография (А.С. Серебровский), генетическая гетерогенность природных популяций (С.С. Четвериков), генетико-автоматические процессы (Н.П. Дубинин).

Лекция 9, 10. Генетика развития
Современная биология развития представляет собой сплав эмбриологии, генетики и молекулярной биологии. Мутации генов, контролирующих разные этапы индивидуального развития, позволяют выявить время и место действия нормального аллеля данного гена и идентифицировать продукт этого гена в виде и - РНК, фермента (полипептида) или структурного белка.
Генетический контроль детерминации и дифференцировки пола.
Модельные объекты генетики развития: Drosophila melanogaster - плодовая мушка, Caenorhabditis elegans – круглый червь, нематода, Xenopus laevis - шпорцевая лягушка, Mus musculus - лабораторная мышь, Arabidopsis Thaliana
Проблемы генетики развития: анализ дифференциальной активности генов, активность.
Гомеозисные мутации, их роль на ранних этапах онтогенеза. Эпигенетика индивидуального развития и её перспективы. Генетический импринтинг. Роль апоптоза (генетически программированной гибели клеток) и некроза в ходе индивидуального развития многоклеточных организмов. АЛЛОФЕННЫЕ МЫШИ – генетические мозаики. В отличие от животных у растений из соматических клеток сформированного организма можно получить взрослое полноценное растение (морковь, табак, томаты), способное к половому размножению. Из изолированной клетки под действием растительных гормонов можно получить целое растение.
Проблема репрограммирования генома в дифференцированных клетках животных. Эмбриональные стволовые клетки (ЭСК). Тотипотентность, плюрипотентность и мультипотентность разных типов клеток. Получение индуцированных плюрипотентных клеток фибропластов человека (iPS) с помощью индукторов репрограммирования транскрипционных факторов Oct4, Sox2, c-Mic, Klf4 и Nanog.
Клонирование позвоночных животных (овечка Долли, 1997). В настоящее время клонированы десятки видов животных из класса млекопитающих (мышь, корова, кролик, свинья, овца, коза, обезьяна (макака-резус) и др.).

Лекция 11, 12. Генетика человека.
Биосоциальная природа человека. Антропогенетика и медицинская генетика. Методы исследования: генеалогический, близнецовый, цитологический, биохимический, молекулярно-генетический, математический и др.
Менделирующие (моногенные и мультифакториальные) полигенные признаки. Нормальный кариотип человека. Дифференциальное окрашивание хромосом и Fish–метод. Хромосомные аберрации и связанные с ними генетические синдромы.
Методы картирования генома человека. Гибридизация соматических клеток человека и мыши. Секвенирование генома человека (3,5х109 п.о.). Геномика (структурная, функциональная, фармакогеномика, этногеномика и т.д.).
Генетический полиморфизм – основа биоразнообразия человека Типы полиморфизма ДНК (по числу и распределению мобильных генетических элементов; по числу копий тандемных повторов и др).
Медицинская генетика. Развитие медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика (кариотипирование, ДНК-маркеры, биохимические и иммунологические маркеры, прогноз для потомства). Демографическая генетика.
Евгеника, генотерапия, генетическая паспортизация (проблемы и спорные вопросы).

Лекция 13. Генетические основы селекции
Селекция растений и животных. Исходный материал (дикие формы, районированные сорта растений и заводские породы животных, инбредные линии).
Гибридизация (методы скрещивания): межвидовое, межпородное, внутрипородное (аутбридинги инбридинг), промышленное скрещивание.
Методы отбора (массовый – индивидуальный, по фенотипу- по генотипу, по родословной – по качеству потомства). Гибридная кукуруза (простые и двойные межлинейные гибриды). Межлинейные яичные и мясные гибриды кур.
Явления гетерозиса и инцухт - депрессии.
Межродовой фертильный гибрид редьки и капусты (рафанобрассика).
Биотехнология и использование трансгенных организмов.

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатель:
1) получает представление о базовых понятиях генетики (ген, генотип, фенотип, мутация, репликация, рекомбинация, репарация, геном, геномика) достижениях в этой области знаний и практическом применении этих знаний в практике сельского хозяйства, медицины, биотехнологии;
2) овладевает методами генетического анализа на прокариотических и эукариотических организмах, методами цитологического, физико-химического и биоинформатического анализа генетических феноменов и процессов;
3) понимает интегрирующую роль генетики в познании ключевых звеньев и этапов фундаментальных биологических процессов (фотосинтез, синтез пептидов, онтогенез, онкогенез и др.).