Святых праотец. Жития святых. Тропарь в Неделю святых праотец

Современный Казахстан — это ожившие древние степи Акмолы, где расположен сказочной красоты город — Астана.

В каком году Астана стала И по каким причинам? Основная причина кроется в том, что бывшая столица стала проблемной в экологическом плане, а также в ее неудобном расположении - на самом юге страны.

Немного вспомним историю становления Казахстана.

Прежние столицы Казахстана, XV-XVII века

Когда Астана стала столицей Казахстана? Прежде чем она стала ею, в республике произошло много исторических событий.

Очень любопытно, что за всю историю в Казахстане (включая времена ханства Казахского) было 9 столиц. Правда, некоторые из них были столицами всего лишь пару лет. Каждая представляет определенную историческую веху.

Самая первая — древний город Сузак (1465-1469). После смерти столицу из города перенесли. Сейчас Сузак — небольшое село в Южной области.

Город Сыгнак тоже когда-то был крупным торговым и ремесленным центром на знаменитом караванном пути. Теперь вокруг городища обширная сухая степь, заросшая саксаулом и колючими кустарниками.

Следующая столица Туркестан (Яссы) — духовный и политический центр тюрков. Главным городом Казахского ханства он стал в конце XVI века и был им до 1630-х годов. Это произошло, когда в состав Казахского ханства вошла вся территория Средней Сырдарьи. Сегодня этот город — центр паломничества мусульман.

Даже Ташкент (ныне завоеванный в 1586 году казахами, в 1630 году (примерно) стал резиденцией Казахского ханства почти на сто лет.

Столицы XVIII-XX веков

История города Семей (ныне Семипалатинск) началась в 18 году XVIII века. Основание этого города связано с именем царя Петра I, который издал указ о защите земель восточных и о начале строительства Прииртышских военных укреплений. Также этот город был известным местом ссылки (XIX - ХХ века) политических умов империи российской.

Первая крепость в Оренбурге была заложена в 1735 году (на месте нынешнего Орска) — крепость у реки Орь. Основан город в 1743 году. Он в качестве столицы Казахстана пребывал недолго во времена РСФСР.

С 1925 в течение 2-х лет столицей был и город Ак-Мечеть на затем он был переименован в Кзыл-Орду (Красная столица).

Бывшая столица Казахстана - Алматы

С 1929 по 1998 годы столицей республики был город Алматы. На месте города в X-XIV веках было поселение Алмату. Впоследствии в 1854 году здесь освоились русские казаки. Масштабная застройка началась в 1927 году, когда город получил статус столицы автономии. И по сей день он остается крупнейшим культурным центром страны.

Огромная транспортная загрузка магистралей, большое население (1,5 млн. человек), плотные застройки, не позволяющие в дальнейшем развиваться городу, не очень благоприятная экологическая обстановка (один из самых проблемных в плане экологии городов) — все это привело к смене столицы в Казахстане.

В каком году Астана стала столицей Казахстана? История ее развития

Бескрайние просторные степи Акмолы издавна славились тем, что они были местом, где переплетались самые различные цивилизации и культуры. В связи с определенными международными, политическими и экономическими обстоятельствами в 1997 году столицей республики стал город Акмола (ныне Астана), расположенный в сердце знаменитых казахских степей.

Бескрайние степи этих районов Казахстана являются и центром Евразийского континента. Заменить столицу предложил президент суверенного Казахстана Н. Назарбаев. Особая роль принадлежит обширных свободных земель в центре территории страны для дальнейшего процветания и развития города.

Многовековая история новой столицы тоже многообразна. Акмола основана в каком году? Астана стала столицей Казахстана по праву, потому что она заслуживает это. Город со старым именем был основан еще в 1830 году участником (казачий форпост). Уже позднее эта крепость разрослась и превратилась в большой город.

Астана — город с прежним именем (в переводе) “Белая святыня”. Слово «Акмола» по-казахски означает еще и «Белая Могила». Такое имя объяснялось расположением в двадцати километрах от города одноимённого урочища, на котором на вершине известнякового холма расположена могила местного бия.

В 1998 году Акмолу переименовывают в Астану. С тех пор она — центр общественной, государственной и культурной жизни страны.

Теперь имя города означает — “Родина моя”. В каком году Астана стала столицей Казахстана? Сравнительно недавно. Но за такой короткий промежуток времени столица Казахстана превратилась в замечательный, прекрасный современный город. Площадь его составляет более 200 кв. км. Астана с каждым годом становится все более современной и привлекательной.

Этой статьей начинается описание наших новых путешествий в Америке. В общем-то, я не думала, что мы снова соберемся в такую даль, но муж вышел на пенсию, и от нечего делать к нему вдруг пришла тяга к дальним странствиям. И так как виза в США у нас еще не кончилась, мы решили использовать возможность безпрепятственно прокатиться, к тому же нас поддержала Ксюша. Итак, от Алма-Аты до Лос Анжелеса добирались почти сутки: 6 часов до Стамбула и более 13 часов от Стамбула до Лос Анжелеса, плюс пересадка заняла 2,5 часа. Чтобы снять стресс от такого длительного перелета, хотелось бы пообщаться с природой, но так, чтобы до нее не добираться долго.

Начну с того, что во всем мире (включая, как ни странно, даже ) указатели коричневого цвета означают какие-то сайты, интересные для туристов — природные и культурные достопримечательности, музеи, исторические памятники. Но не в Обзоре. В Обзоре смотреть практически не на что, поэтому коричневые тут абсолютно все доступные указатели. Из новых во всяком случае. (Все на что действительно должны быть коричневые указатели перечислено в заметке )

Ну вот, думала, что закончила с путешествиями в Германии, но, оказывается, еще много осталось впечатлений в мыслях и в фотографиях. И недавно Ксюша напомнила об одном коротком путешествии в деревню Пехау. Теперь это не деревня, а часть Магдебурга, один из его районов, да и расположен он в 5 км от Альтштадта на правом берегу Эльбы, между Старой Эльбой и речкой Эле. Поехали мы туда уже на исходе дня, просто погулять, но и здесь есть свои достопримечательности и своя история. Пехау впервые в письменных источниках упоминается в 948 году как "Pechovi" (cо словацкого — печь, очаг, а с праславянского — беспокойство). В то время река Эльба служила границей между Священной Римской империей германской нации и славянскими племенами морзанов. Старая деревня Пехау приписывается к кольцевому укреплению морзан. С приходом к

Сразу за 22 июня опубликую 3 часть книги про Памятник совесткому Воину-освободителю в Трептов-парке. Две предыдущие части были про , и про . Эта часть будет про процесс строительства.

Прежде чем проект стал действительностью…

Дан приказ — и работа закипела

4 июня 1947 года Главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии Маршал Советского Союза В. Д. Соколовский отдал приказ №139, в котором предписывалось приступить к сооружению памятников советским воинам в берлинских районах Трептов и Панков-Шёнхольц.

Билеты в ОАЭ на майские праздники купили в виде путевки вместе с проживанием в Шардже на первой линии и полупансионом. Вышло примерно по 500 баксов на человека. Рейс Fly Dubai — считается лоукостером, хотя багаж по 20 кг на человека включен в билет. В этом году в это время как раз началась Ораза — мусульманский пост в священный месяц Рамадан. В это время цены падают, а жизнь в Эмиратах замирает почти.

Этот вводный рассказ будет о путешествии и туда и обратно.

Немного об алматинском аэропорте. Курилка присутствует — ее перенесли вниз по лестнице и сделали почти на улице за решеткой. Указателей на нее из зала ожидания нет. Бар с пивом по 3500 тенге остался, но прямо рядом появился бар с тем же пивом по 1200 тенге. Удобно

Так как Fly Dubai недорогая компания — к самолетам везут на автобусе. А Эйр Астана стыкуется в рукав.

Онфлёр (Honfleur) — был последним городом в нашем путешествии по северо-западной Франции. Расположен он в регионе Нормандия в устье Сены. Впервые в письменных источниках упоминается в 1027 году как владение нормандского герцога Ричарда III. До 16 века Онфлёр был крупным портом, через него шла торговля с Англией, и отсюда же пираты разоряли английское побережье. Но со временем онфлерская гавань стала заиливаться и судам с большой осадкой приходилось ждать прилива, чтобы попасть в порт, королем Франциском I в 1517 году было принято решение о строительстве нового порта на берегу Ла Манша — Гавра. Экономическая значимость Онфлёра как порта с тех пор очень невелика.

Продолжу публиковать книгу о Памятнике Советскому Воину-освободителю в Берлине. Первая часть была опубликована ранее — об . В этой части о самом мемориале и о войне.

Ансамбль необычайной выразительной силы

А теперь приглашаем вас посетить мемориальный ансамбль и поближе познакомиться с ним как в целом, так и с его отдельными элементами, взглянув на него глазами скульптора Е. В. Вучетича.

«С обеих сторон территория ограничивается транспортными магистралями: Пушкиналлеей и Ам Трептовер паркштрассе. Окружённый стеной могучих вековых платанов, будущий памятник полностью изолировался от этого района Берлина с его архитектурой, и это освобождало нас от необходимости считаться с ней. Входя на территорию парка, человек отключается от городской жизни и всецело подпадает под воздействие памятника.

Просто куча фотографий из города. Не самые интересные, но думаю довольно красивые и они отражают почти все архитектурные аспекты этого небольшого курортного городка с давней, но почти несохранившейся историей.

Первое, что бросается в глаза на въезде в город Обзор со стороны Варны — сгоревший остов автобуса, который, говорят, очень давно тут стоит. И сразу начинает казаться, что тут какой-то постапокалипсис. А на самом деле очень милый балканский городок. Ну немного конечно испорчен XXI веком и туристическим бизнесом, но можно здесь найти и болгарскую традиционность.

Для начала, откуда вдруг сразу 4-я часть? А просто первые три были в декабре: ; две самые яркие её постройки - , и прогулка по , этому казахском Нью-Дели. Во второй приезд я увидел Астану совершенно иначе, и интересовали меня здесь теперь совершенно другие вещи. Ведь за свою недолгую (с 1830 года) историю город успел пережить четыре метаморфозы: уездный купеческий Акмолинск, при Сталине ставший лагерным центром; Целиноград, чьё название говорит само за себя; неприметная областная Акмола, и наконец - Столица (так переводится "Астана" с казахского). И если в первый приезд меня привлекали в первую очередь новостройки, то во второй - скрывающиеся за ними слои старого города.

Помимо новых, в этот пост войдёт и несколько старых фотографий, которые уже были в декабрьских постах.


История уездного Акмолинска (которую я уже рассказывал в декабре) абсолютно типична - тот же путь, только с другими именами, плюс-минус 5 лет к датам, прошли все уездные города Казахстана: основан в 1830 году героем Наполеоновских войн Фёдором Шубиным II как укрепление близ средневекового городища Бозок, к 1842 разросся до станицы, а к 1868 - до уездного города вновь образованной области с центром в Омске, которую почему-то назвали Акмолинской - но Акмолинск был в ней лишь третьим по величине к началу ХХ века (9,8 тыс. жителей, вдвое уступал уездному Петропавловску).
Уездные домики здесь примерно как в Москве палаты 15-16 (даже не 17-го!) веков. Вот уникальное место, этакая астанинская Варварка на проспекте Кенесары на углу Старой площади - в кадре три уездных домика сразу:

На переднем плане - дом Силина, ныне посольство Белоруссии. За ним торговые ряды товарищества "Кубрин и Ко" (1906-07) и дом самого Кубрина, причём последний занимает посольство Украины:

А "кубринские" Торговые ряды - одно из трёх самых крупных зданий уездного Акмолинска:

Если пройти по Кенесары один квартал и повернуть на Желтоксан, выйдешь ко второму из этих трёх зданий - бывшей женской гимназии (1899), которую в 1959 году перестроили в Русский драмтеатр имени Горького, коим она остаётся поныне:

А миниатюрное здание (1888) по соседству, ныне занятое театральной дирекцией и кассой - это бывшая уездная управа:

В принципе, почти все уездные домики сосредоточены вокруг Старой площади. Скажем, на задворках гостиницы "Ишим" - дом купца Моисеева (1914) с действительно красивыми кирпичными узорами:

Вот ещё домик близ Старой площади, происхождение которого мне выяснить не удалось. Дело в том, что информация о памятниках архитектуры есть на официальном сайте Астаны ... но только адреса там указаны неверно. По описаниям больше всего похоже на дом купца Егорова:

Ещё интересная парочка домов стоит на перекрёстке Сейфуллина и Ауэзова, по соседству с миграционным отделом (куда я в оба приезда - причём во второй приезд регистрацию мне сделали сразу, действительно за 10 минут). Дом, занятый музеем Сейфуллина (крупнейший казахский советский писатель 1920-30-х годов) на том же сайте указан как "купеческий дом, 1846" - для глубинки Казахстана очень редкий возраст, да и просто выходит, что это старейшее здание Астаны, памятник даже не уездного, а станичного периода:

По соседству - опять же деревянный дом врача Благовещенского рубежа 19-20 веков:

А вот перестроенный в гостиницу кинотеатр "Октябрь" близ Музея Первого Президента я сначала принял за сталинку, но оказалось - тоже дореволюционный в своей основе:

Из-за указанных ошибок с адресами, я не нашёл ещё несколько домов - в частности, больницу Кубрина и деревянную школу для мусульманской молодёжи, которая считается едва ли не самым ценным памятником уездной архитектуры в Астане. Зато ещё в декабре отыскал запрятанную в одном из дворов на улице Республики церковь Константина и Елены, основанную ещё в Акмолинской станице в 1854 году и построенную в нынешнем виде в 1900-02 годах:

И надо слышать, как звон её колокола отражается от стен небоскрёбов! Впрочем, свои эмоции от её посещения я уже излагал в декабрьском посте, повторяться не буду...

Впрочем, Константино-Еленинская церковь так и осталась храмом казачьей станицы. Городской собор Александра-Невского, на удивление красивый для своей эпохи, был построен в 1891-93 годах и разрушен в 1939-40:

Немногим больше повезло старой Зелёной мечети (1895) - от неё осталась ограда на улице Абая, за которой стоит теперь обычный дом:

Хотя история её интереснее, чем кажется - первая деревянная мечеть была построена аж в 1838 году, а в 1920-м самопроизвольно сгорела, и уже в советское время верующие успели отстроить новое каменное здание, отобранное у них в 1930-м и вскоре снесенное::

16а.

(если кто-то знает, где лежат изображения покрупнее и без логотипов сайтов - дайте знать!)

Ну а кроме того, немало уездных домиков можно отыскать в восточной части центра, в трущобах вдоль проспекта Сейфуллина, которые я подробнее покажу в конце поста. Ведь многим из здешних лачуг не менее сотни лет, а их архитектура выдаёт бывшую станицу сибирских казаков...

Ещё сто лет назад в станице стоял и такой редкий для Казахстана памятник - фрагменты казачьей крепости:

От уездного Акмолинска плавно переходим в Акмолинск советский - ведь Целиноградом он стал лишь в 1961 году, поэтому вся сталинская архитектура здесь опять же акмолинская. Для начала - вот эта пара домиков на перекрестке Абая и Ауэзова - просто потому, что они могут быть как сталинскими, так и ещё уездными:

В советское время история Акмолинска сделала крутой поворот, и тут вполне можно вспомнить, что Ак-Мола значит Белая Могила: город стал центром одного из самых мрачных ГУЛАГовских островов - АЛЖИРа, что расшифровывается как "Акмолинский лагерь жен изменников родины", крупнейший женский лагерь в СССР, к тому же организованный только для политзаключённых. Впрочем, центром АЛЖИРа был не сам Акмолинск, а село Малиновка неподалёку (которое я также ещё покажу), и действовал он до 1953 года. Сам же Акмолиск в те времена был, скорее всего, городом каркасно-засыпных бараков:

21.

А образцы сталинской архитектуры здесь появились чуть позже - в конце 1950-х годов, на пороге превращения Акмолинска в Целиноград. Вот например ансамбль Старой площади с акиматом 1970-х годов (реновирован) и сталинками напротив:

Сталинки - это Дворец Пионеров:

Гостиница "Ишим" (1958), ныне "Гранд-Парк Есиль":

И старый горисполком, на мой взгляд самая красивая акмолинская сталинка:

Ещё одно неопознанное здание, ныне занятое представительством ООН, стоит прямо за Домом Пионеров, по соседству с домом купца Моисеева (фото №8):

А наискось от Старой площади, между Музеем Первого Президента и Русским драмтеатром - целый огороженный квартал советских зданий разных эпох:

Молодой человек, вы что тут фотографировали!?
-Здравствуйте! Я путешественник из России, пишу путеводитель по Казахстану, фотографирую исторические здания в Астане...
-Стерите немедленно!
-Ладно, ладно...
-И на этой стороне улицы лучше вообще не снимайте! Видите, там солдат стоит? Много вопросов будет!
Солдат стоял вон у того здания, которое я сфотографировал из-за угла, и за мной вполне открыто приглядывал всё время, что я шёл мимо здания. Думаю, вы уже догадались, что это КГБ (точнее, КНБ):

Другой район сталинского Акмолинска - близ вокзала. О вокзале и привокзальной площади когда-нибудь в другой приезд я сделаю отдельный пост - скажу лишь, что Новый вокзал грандиозен, а площадь вокруг него с сотнями такси и загородных частников оживлённостью достойна московских Трёх Вокзалов:

Если от вокзала пойти в сторону центра - сразу выйдешь к ДК Железнодорожников (1954), ныне Казахском оперному театру имени Куляш Баисеитовой:

Здесь же - рядовая застройка 1950-х годов, которой в Астане, особенно близ вокзала, очень немало:

Но самое впечатляющее - если пройти за автовокзал по улице Гёте (это не опечатка):

Не верится, что мы - в пафосной столице, городе небоскрёбов и скоростных магистралей. И уверяю, таких вот райончиков, неприглядных даже по меркам казахской провинции, в Астане ещё очень немало:

А потом пришёл Никита Сергеевич Хрущев и велел Поднимать Целину.
Плацдармом освоения целины стал , но её центром - именно Акмолинск, переименованный в 1961 году в Целиноград. В 1960-65 годах город был центром так называемого Целинного края - нечто вроде современных федеральных округов, образование пониже ССР, но включавшее весь Северный Казахстан - Кустанайскую, Северо-Казахстанскую, Павлодарскую, Кокчетавскую и Целиноградскую области. И вероятно поэтому сложно найти областной центр, в котором ТАК много пятиэтажек:

Количество хрущовок, реновированных и не очень, в Астане сложно описать словами, и тем более не передать фотографией. На проспекте Целинников, переименованном с распадом Союза в проспект Республики, пятиэтажкам ещё и сделали "восточные" фасады:

К 1989 году в Целинограде жило 280 тысяч человек, из них 54% - русские (+9% украинцы), и лишь 17% казахи. По центру разбросано немало зданий советского областного центра средней руки:

На некоторых - неплохие панно:

Особенно впечатляет вот это, я бы назвал сюжет "Советские Адам и Ева", или "От Адама и Евы до победы коммунизма":

В 1992 году Целиноград был вновь переименован, только теперь город назвали уже не Акмолинск, а Акмола. Самый яркий его памятник, финальный аккорд достоличной эпохи - Старая мечеть на Карагандинской улице (восточнее центра по Сейфуллина):

Старая она, естественно, относительно гигантских новых мечетей казахской столицы. А вот дом из силикатного кирпича в её дворе, рискну предположить, служил мечетью в советское время:

От мечети на несколько кварталов вдоль Сейфуллина тянется настоящий ремесленный квартал, как где-нибудь в Марокко или Иране. Ремесленники здесь одного цеха - изготовители надгробий и памятников. Сотни лавок с "кулпытасными" мастерскими подряд впечатляют:

И в этой же части Астаны находятся самые настоящие трущобы, подобные которым я видел разве что в :

Эталонный город-контраст, лачуги у подножья небоскрёбов:

Проспект Сейфуллина:

Боковые улицы:

В оба приезда я ночевал именно на краю астанинских трущоб, причём на дальнем от центра краю - в гостинице "Магнит", занимавшей первый этаж жилой многоэтажки. Гостиница, прямо скажем, средненькая, но для столицы дешёвая (около 1200р. за номер с удобствами), и главное - там очень приятный персонал, оба раза мне здорово помогли с регистрацией (то есть, они обязаны это сделать по закону, но оказалось, что я у них первый такой, и они не поленились разобраться, как писать заявление, куда и когда его относить, да и просто были очень милыми). Оба раза мой путь из центра к месту ночлега лежал через трущобы, которые я хорошо запомнил. Вот улица, ведущая к гостинице - трущобы кончились, начались обычные непарадные кварталы:

Алматинцы, которые, понятное дело, к Астане относятся как питерцы к Москве, охарактеризовали мне её как "провинциальный город с кварталом для чиновников". Что-то в этом правда есть: столичная Астана и провинциальная Акмола как бы продолжают существовать в одном городе параллельно.

Парк у пруда "Райский уголок" близ моей гостиницы. На берегу - самолёт Ан-24 (выпускался в 1962-79 годах, был основным на местных авиалиниях СССР, произведено более 1300 машин) и судно на подводных крыльях "Полесье":

В следующей части - про одну из самых интересных и спорных достопримечательностей Астаны, Музей Первого Президента Республики Казахстан.
.Середина Степи (бывшая Жезказганская область)
Семиречье (Алматинская область) .
Алма-Ата .

Праотец (греч. προπατέρες ) - один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).

В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: «Приидите, да восхвалим праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова».

Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая - Неделей святых отец. Наименование «праотец» указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец«.

В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной , не опалившее «Утробу Девичу». В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец , икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и , и поется особый прокимен (воскресные Апостол, и прокимен отменяются).

Нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец

После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. «Средостение греха» уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. - ад, евр. - шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого - диаволу. «Узами греха» были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. «Простри руку Твою (Боже), - так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, - не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша». Обещание, что придет Избавитель - Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама - через праотцев, а после Авраама - через избранный народ Израильский.

О пришествии Спасителя многие «законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху». Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая «печатью пророков» Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. «Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси».

Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали «семени диавола» - греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. «Верою (греч. „в вере“) Бог оправдал праотцев», - говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос «возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех», ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.

Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. «Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь - с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках - и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой - плохим, худшим, по крайней мере».

Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, - все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется «первый , рукою Зиждителя (через создание) почтенный», всех праотец; сын его Авель, дары принесший «душою благороднейшею», «которые и принял всех Бог и Господь»; «поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди». «Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога». И Енох, «благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший». Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, «соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира». Отец верующих - , образец кротости и покорности - Исаак, пример терпения - Иаков, покорности и целомудрия - , милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники.

Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, «взывающа вся сущия в мире».

Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И , будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и «чаянием (всех) языков». Наконец, когда «оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос» - «пророческая проповедания, речения и видения - конец прияша (начали осуществляться)» .

«Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда». «Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне».

Тропарь праотцем, глас 2:

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Седален праотцев, глас 8:

Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, - вопиюще к ним, - прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.

Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец

Сегодняшнее воскресенье носит название недели перед Рождеством, недели святых отец. Святыми отцами мы обычно называем учителей Церкви, а здесь имеются в виду люди, принадлежавшие роду, из которого вышел Спаситель. Почему мы их вспоминаем? Потому что хотя в каждом из них, как и в любом человеке, как и в нас, действовал грех, но в то же время они жили ожиданием пришествия Спасителя, Мессии, Избавителя, и эта главная идея их жизни была для них путеводной звездой. Они согрешали, потому что в те времена у них не было возможности приобщиться к благодати Божией, как мы сейчас приобщаемся, но тем не менее умели и каяться в своих грехах, и оплакивать их по-настоящему. Они ждали Христа-Спасителя, ждали прощения своих грехов и хотя и заблуждались на этом пути, но все-таки главным для них было это ожидание, которое передавалось из рода в род и началось с Авраама.

Авраам не был праведником, но Бог его веру вменил ему в праведность, потому что тогда на всей земле верующих во Единого Бога Отца Вседержителя оставалось меньше, чем пальцев на одной руке, и, несмотря на свои грехи и какие-то немощи человеческие, Авраам имел эту главную добродетель, которой не имел почти никто из живущих в то время. Он постоянно молился единому Богу и, будучи уже старым, поверил, когда Господь сказал, что у него будет дитя и что от него даже произойдет целый народ, из которого придет Спаситель мира.

Мы часто сомневаемся и в милостях Божиих, и во многих важных основах нашей веры, а Авраам не усомнился в словах Господних. И когда у него родился сын и Господь повелел: "Пойди и принеси его Мне в жертву", Авраам не сказал: "Если я сына своего в жертву принесу, как же от меня произойдет целый род?" Он взял сына и повел на гору, чтобы закласть, потому что действительно имел глубокое доверие к Богу, имел эту добродетель в наивысшей степени совершенства. Он был человеком несокрушимой веры, и она вменилась ему в праведность, Святая Церковь называет его отцом всех верующих. Поэтому Авраам для нас может быть таким образцом, хотя были у него и слабости, и недостатки, и всякие заблуждения.

Читающим Ветхий Завет часто непонятно, как же может такой человек быть в праведниках. С нашей, христианской точки зрения то, что он делал в своей жизни, неприемлемо. Но мы забываем, что та эпоха была не христианской, а эпохой самого страшного язычества, когда творились такие жуткие и страшные безобразия и такие грехи, о которых и читать-то страшно, а если среди этого жить, то можно просто поседеть от ужаса. И все немощи Авраама просто бледнеют по сравнению с беззакониями, которыми была переполнена земля. Так же и царь Давид, и царь Соломон, и все другие, которые перечислялись в этой родословной Иисуса. Родившийся Христос освящает Своим рождением все человечество, но особенно на Его роде почиет благодать Господня, ибо надежда на спасение присутствовала в каждом из тех людей, которые стоят в цепи рода Христова, и каждый из них послужил для Его пришествия, каким-то образом уготовал его. Из худого рода не могла бы произойти Дева Богородица, ведь яблоко от яблони недалече падает. И в Ее рождении воплотилось все самое лучшее, что было в них.

Какое поучение мы можем из этого извлечь? Самая большая для нас проблема – это наш род, наши дети. Детей некоторые духовные люди называют "чумой двадцатого века". Сейчас совершается то, о чем говорил апостол Павел: "В последние дни... люди будут надменны, злоречивы, родителям непокорны". Если побеседовать с учителями, которые долго работают, то они говорят, что действительно нынешние дети совершенно другие. И даже если всю жизнь посвятить тому, чтобы воспитать свое дитя, это оказывается очень уж трудно, потому что окружение просто страшное.

Что же нам делать? Какие силы нужно положить на то, чтобы наш род также жил ожиданием пришествия в свое сердце Христа-Спасителя? Как передать детям, внукам, правнукам любовь к Богу? Передать можно только то, что имеешь, поэтому все попытки воспитания будут безуспешны, если человек сам не научится тому, что он хочет привить своим детям. И если он не сможет научить, показать, если он не сможет дать ребенку возможность почувствовать Христа, тогда родителя ждет неизбежное наказание. Оно заключается в том, что, когда дитя вырастет, родители всю оставшуюся жизнь будут смотреть на его фокусы, будут видеть все то, чего они в него не доложили, чего не смогли сделать, и от этого страдать.

И многие из нас мучаются, глядя на своих детей, но это не значит, что нужно отчаиваться и терять надежду. Ведь многие к Богу пришли в позднем возрасте и кто половину, кто треть, кто две трети своей жизни провели неизвестно где и неизвестно как. Чего же требовать от детей, когда они видели, что эту самую главную часть своей жизни родители жили без молитвы, без Бога? А теперь мы пытаемся их силком ко Христу привести, заставить действовать так, как бы нам хотелось? Это немыслимо и бесполезно. Строить лучше всегда с начала. Но если построить плохо, то придется потом все переделывать, что всегда и сложней, и муторней, и сопряжено с большими затратами. И так как мы начали поздно, нет ничего удивительного, если у нас будет плохо получаться. Но отчаиваться не надо, потому что строим-то мы не сами, а с помощью Божией. И основное наше усердие, основное наше делание должно заключаться в молитве за детей. Первое дело, самое важное – детей нужно вымаливать. Второе дело – добрый пример.

Что случилось с детьми американскими, австралийскими, французскими, русскими, татарскими? Почему в них во всех идет один и тот же процесс? Почему так быстро падает нравственность? Нравственность эпохи Пушкина ненамного выше нравственности эпохи Некрасова, а теперь мы каждые десять лет наблюдаем такие провалы, что просто диву даешься. Взять, допустим, пьянство. Статистика говорит, что в 50-м году пили в 10 раз меньше, чем в 65-м году. Это один грех, а остальных лучше не касаться, об этом даже говорить срамно и стыдно. У детей нету доброго примера. Вот ребеночек лежит в колясочке, ножками, ручками сучит, и, конечно, он не пьяница, не наркоман, он не злодей, не хулитель, не матершинник, не вор. И даже если папа у него разбойник, а мама тоже оставляет желать много лучшего, он все равно ребеночек, он ангел. Душа у него чистая, хотя есть, конечно, есть и склонность ко греху, как у всякого человека.

Но вот ребенок попадает в атмосферу нашего мира, и что он видит? Он растет среди ругани, склок, взаимных обид и постоянного вранья. Ребенок выходит на улицу, и что он слышит? Уже в песочнице начинаются всякие баталии, один у другого ломает. Мать говорит: "А ты ему наподдай, а ты с этим не водись". Если детки постарше, то только и слышишь: дура, дурак. Причем такими голосами ужасными, что думаешь: дети ли это? Вот включает ребеночек телевизор. Какие нравственные качества там прививают, что показывают? Кино про любовь? А в чем эта любовь выражается? В одном блуде.

И так весь мир, все, чем ребеночек окружен: и книги, и отношения между ребятами в школе, и в семье,– все направлено на то, чтобы его развратить и убить в нем святость. Куда ему, бедному, деваться? От церкви его всячески ограждают, а если он туда все-таки придет, тут же какая-нибудь тетка на него налетит: куда встал? не трогай... И его сердце впитывает одну только злобу, зависть, раздражение, одно только хамство, одну ложь. И конечно, сердце не выдерживает; он становится злым, замкнутым, уходит в дурные компании. Эти компании полублатные, но в них какое-то подобие человеческих отношений все-таки есть, хотя ребята и говорят нецензурные слова, и лифты ломают, и подъезды размалевывают. А потом, конечно, начинаются и табак, и выпивка, и наркотики, дальше блуд, преступления, ну а потом уже и тюрьма. Это все очень близко и рядом. А глядя на него, лежащего в колясочке, разве подумаешь, что в 17 лет он сядет за воровство? Да нет, и в голову не приходит.

Поэтому родители, если они действительно хотят воспитать ребенка, должны создать дома атмосферу рая, чтобы, где бы он ни был, что бы он ни делал, он сравнивал жизнь в миру и жизнь дома как ад и рай. Чтобы ему дома было хорошо, чтобы там была атмосфера любви, покоя, терпения, смирения, кротости, молитвы, милосердия. А у нас как получается? Некоторые родители детей заставляют молиться насильно, ругаются, кричат; они думают, что так можно что-то доброе привить. И в результате одно упоминание о Боге вызывает муку у ребенка. Некоторые раз в году ребеночка в храм приведут, скрутят его, он орет, вырывается. Во что бы то ни стало причастить! Ну и что? Он о церкви будет только с ужасом вспоминать. И многие взрослые вспоминают о ней как о чем-то страшном, потому что их схватили, связали, куда-то принесли, что-то в рот воткнули; дикий крик, страх, обстановка незнакомая, много людей, огни горят... Это же не так все делается.

Если мы хотим, чтобы наш род продолжался, вера наша не угасла, чтобы наши дети, внуки, правнуки, праправнуки тоже пришли ко Христу, мы должны являть пример христианской жизни хоть в чем-то, мы должны разительно отличаться от мирских людей, но не лицемерно, не маску на себя какую-то надевать, потому что ребенка обмануть нельзя. Дети, в силу своего ангельского состояния, существа прозорливые, им открыты духовные вещи, которые для взрослых давно закрылись через их грех. Поэтому они прекрасно чувствуют людей, отношения, прекрасно понимают ложь, лицемерие, но понимают не умом, а непосредственно душой. Поэтому единственный способ воспитать правильно детей – начать воспитание самих себя. И если этого не произойдет, то никакие уговоры, крики, наказания, колотушки ничего не дадут и мы всю оставшуюся жизнь будем смотреть на своего ребеночка и, как в зеркале, видеть самих себя. Все, что в нас есть,– все это и будет там, смотри и любуйся! А это очень тяжело и мучительно. Почему Господь так устроил? Потому что иначе нас ничем не проймешь!

Да, детей своих мы любим и желаем им добра, но ведь каждый родитель лепит своего ребенка по образу своему и подобию, поскольку, кроме самого себя, он ничего не знает и не может сделать что-то такое, чем сам не обладает. Воспитание заключается не в нравоучениях, не в том, чтобы говорить, как надо делать, а в том, чтобы это показывать. И здесь нам пример Сам Господь Бог. Он ведь нас не заставляет, ни к чему не принуждает, Он просто показывает, какая красота создание Божие. Все, что ни создал Господь, всегда прекрасно и всегда совершенно. Художнику, чтобы написать картину, нужно думать над композицией, над цветом, а у Господа в Его творении везде прекрасный пейзаж, все гармонично и слаженно. Как это удивительно! Или когда птицы в лесу поют, мы слышим, что получается замечательная музыка! И так куда мы ни взглянем. На небо ли – какая красота, что может быть красивей звезд? Или солнце, дерево, бабочка или ящерица! Что бы Бог ни создал, это все прекрасно и в высшей степени совершенно! А ведь жизнь земная – жалкое отражение жизни Небесной. Вот так Господь нас зовет к красоте духовной.

Христос никого в Царствие Небесное не загонял, Он просто рассказывал. Кто хотел, тот принял; кто не хотел, тот остался вне его. Господь уважает свободу человека. И воспитание может быть сопряжено только с уважением свободы, а не с подавлением человека. Нужно обязательно уважать свое дитя, потому что без этого не может быть любви, а только проявление самолюбия, собственный эгоизм и желание задавить человека и сделать его таким, каким ты хочешь.

Это не значит, что не надо ребенка наказывать, не надо ни к чему принуждать: пусть, мол, растет как сам знает. Нет, нужно и наказывать, и принуждать, но наказание должно быть сопряжено с любовью, как это и Господь делает. Он ведь нас тоже наказывает, но таким образом, чтобы мы из этого сделали выводы, поняли сами. Поэтому многие из нас уже в зрелом возрасте или даже в старости начинают кое-что понимать – почему то произошло, зачем это случилось. Если человек приходит в храм первый раз и думает: "За что же это мне?" – то когда он приходит в сотый раз, он уже знает, за что. И начинает понимать, что ему надо в себе исправить, чтобы в дальнейшем не повторялось то же самое.

Вот на какие размышления нас должна наводить неделя святых отцов. Род Христов привел к совершенному плоду, Господь Иисус Христос смог вочеловечиться от Девы Марии и прийти в мир. И наш род тоже может принести достойный плод. Мы должны детей своих Богу посвящать, мы должны также трудиться над тем, чтобы их Дух Святой посетил, должны стараться привить им святость, показать, открыть им красоту Небесную. То, что святость, доброта и любовь оскудели в мире, оказывает нехорошее влияние на наших детей, из-за этого оскудения происходит все то зло, которое мы видим.

Можно, конечно, настроить стадионов, устроить всякие кружки, секции, изостудии, музыкальные школы, но это ничуть не спасет, это будет лишь временное отвлечение некоторой группы детей от их бесплодного времяпрепровождения. Только благодать Святаго Духа может оградить от зла. Вот, например, дети в богатых странах имеют все: и стадионы, и дискотеки, и деньги, и любую одежду, что угодно, но на нравственности это не отражается никак. И нашим детям можно все дать, все построить, но доброты, любви, смирения, кротости, терпения, благодати не прибавится от этого ни на йоту. Думают, что детям, кроме подъезда, больше негде быть, а вот мы построим клубы – и они сразу станут хорошие. Это безумная надежда. Уже сколько раз пытались всех накормить, считая, что преступность тогда исчезнет. Но преступления вдруг начинают совершать очень богатые люди, дети весьма обеспеченных родителей. И мы часто читаем в газетах: министр такой-то проворовался. Казалось бы, ну куда ему еще, и так все есть. А почему? Потому что никакое благополучие житейское не прибавляет нравственности, а только благодать Святого Духа.

И вот над этим надо нам трудиться. Тогда наш род не оскудеет благодатью Божией, а, наоборот, можно будет надеяться, что наши дети еще приумножат то, что и мы успели в своей жизни стяжать. Господи, помоги!

Из книги Проповеди 1 автора Смирнов протоиерей Димитрий

Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец Сегодняшнее воскресенье носит название недели перед Рождеством, недели святых отец. Святыми отцами мы обычно называем учителей Церкви, а здесь имеются в виду люди, принадлежавшие роду, из которого вышел Спаситель. Почему мы

Из книги Проповеди на Великие праздники автора Автор неизвестен

Неделя пред Рождеством Христовым О законах МоисеяСегодня положено читать «родословие Иисуса Христа», и сегодняшнее воскресение пред Рождеством Христовым носит название «неделя святых отец». Отцы, это – через кого Бог дает временную жизнь. А Святые Отцы,- через кого Он

Из книги Труды автора

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым{344} 1 января 1984 г. Евр 11:9-10, 17-23, 32-40; Мф 1:1-25Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Сегодняшние чтения из Апостола и Евангелия являют нам веру, верность древнего Израиля, народа Божия, и вместе с тем говорят о необычайности путей Божиих.В

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

2. Неделя всех святых Святые Божии угодники очень разные. Очень непохожими бывают их образ жизни, их характер, их подвиги, а также те времена и страны, в которых они жили. Святой апостол Павел сравнивает святых со звездами на небе. Звезды на небе все разные: среди них есть

Из книги Текст Праздничной минеи на русском языке автора Автор неизвестен

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕНа «Господи, воззвах:» стихиры воскресные 3, и восточные 3, и праотцев на 4, глас 8.Подобен: Иже во Едеме:Праотцев, верные, в сей день совершая память, / воспоем Христа Искупителя, / возвеличившего их во всех народах / и чудеса преславные

Из книги О слышании и делании автора Сурожский Митрополит Антоний

НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЦОВ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕНа малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю. На великой вечерне после предначинательного псалма поем «Блажен муж:» – всю кафизму.На «Господи, воззвах:» 18 и 19 декабря поем стихиры воскресные

Из книги Текст Праздничной минеи на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым вр 11:9-10,17-23,32-40; Мф 1:1-25 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшние чтения из Апостола и Евангелия раскрывают перед нами две стороны веры древнего Израиля, Народа Божия, и его верности, и являют нам также

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИНа Го?споди, воззва?х: стихиры воскресны, и восточны 3, Анатолиевы, и праотцев на 4, глас 8.Подобен: И?же во Еде?ме:Пра?отцев днесь, ве?рнии, соверша?юще па?мять, / воспои?м Христа? Изба?вителя, / возвели?чившаго их во всех язы?цех / и чуде?с

Из книги Человеческий лик Бога. Проповеди автора Алфеев Иларион

НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ XРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЕЦ На малой вечерни стихиры воскресны и Богородицы по обычаю.НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИПо предначинательном псалме поем Блаже?н муж: кафизму всю.На Го?споди, воззва?х: стихиры воскресны 3 и восточны 3, Анатолиевы, и отцев 4.Аще же внутрь

Из книги Творения автора Мечев Сергий

Беседа XX, говоренная к народу в храме Св. Иоанна Крестителя в четвертую субботу перед Рождеством Христовым. Чтение Св. Евангелия: Лк.3:1–11 В пятое же надесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладаюшу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду,

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Путь к Богу. Неделя перед Богоявлением Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник - Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и

Из книги Ночь перед Рождеством [Лучшие рождественские истории] автора Грин Александр

49. Неделя всех святых Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!В первое воскресение по Пятидесятнице св. Церковь творит память всех святых, чествует мучеников, блаженных, преподобных и всех праведных, от века просиявших.Если в день Св. Пятидесятницы празднуется сошествие Святаго

Из книги автора

Неделя 7-я по Пасхе: святых отец Тропарь, гл. 8Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли Отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне, слава Тебе.Кондак, гл. 8 Апостол проповедание и отец догматы, Церкви едину веру запечатлеша:

Из книги автора

Неделя Святых Праотец Тропарь: воскресен гл. и праотец, гл. 2Верою Праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый церковь, хвалятся во славе святии, яко от Семене их есть плод благословен, без семене рождшая Тя: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.Кондак, гл. 6

Из книги автора

Неделя перед Богоявлением На литургииПрокимен, гл. 6: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое.Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.Аллилуиа, гл. 8: Боже ущедри ны и благослови ны.Стих: Просвети лице Твое на ны, и помилуй ны.Все прочее

Из книги автора

Ночь перед Рождеством Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так