Дом юлии чичериной. Панорама Дом Чичерина. Виртуальный тур Дом Чичерина. Достопримечательности, карта, фото, видео. Инопланетный дом юлии чичериной

Дом Чичерина располагается в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, 15. Его первоначальная архитектура, к сожалению, утрачена, но богатая история сохранилась по сей день.

История здания

Известно, что в 18 веке тут располагался Мытный двор. Он сгорел в 1736. Позже его отстроили под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли. Здание получило название Деревянного Зимнего дворца. Его облюбовала для себя Елизавета. Ее высочество жила тут до момента постройки Зимнего дворца из камня. Интересно то, что возвели строение в короткие сроки. Своё величие оно приобрело буквально за восемь месяцев. Главный фасад дворца протянулся от Малой Морской до Мойки. Он фактически перегородил Большую Морскую. Подъехать к нему можно было не через Невский проспект, а с Малой Морской. Окна, выходящие прямо на Невский, относятся к многочисленным парадным. Здесь же были спальни Петра III и Екатерины II. Далее располагался главный зал. Императрица жила в комнатах, выходящих на Мойку. Дети занимали комнаты, выходящие на Невский проспект. К их комнатам примыкал театр. На его сцене выступали самые известные деятели искусства того времени. В доме Чичерина Елизавета и скончалась. После ее смерти здание пустовало полгода, пока его не разобрали.

От дворца осталось всего три флигеля. Оно пустовало вплоть до 1767 года. Затем в бывшем тронном зале творил известнейший скульптор Э. М. Фальконе. Именно здесь он создавал монумент Петра I на коне. На бывшей дворцовой кухне поселилась его семья. В это время на пустыре возле входа возвели дом Н. И. Чичерина. Его основой послужил каменный фундамент. О том, кто построил жилище для генерал-полицмейстера, доподлинно неизвестно. Все помещения, кроме покоев на третьем этаже, арендовались. Внизу расположились купцы. Также тут работали различные лавки. После наводнения Петербурга 1777 года, генерала обвинили в бездействии перед лицом стихии. До заключения или казни он не дожил.

После него дом перешел к одному из богатейших людей страны А. Перетцу. Он зарабатывал торговлей солью. Жила его семья в нескольких комнатах. Здесь постоянно устраивались концерты и другие мероприятия.

Писатель и журналист П. П. Свиньин издавал в этом доме журнал под названием «Отечественные записки». Строение приобрело статус культурного центра в большинстве благодаря Пушкину, который жил там какое-то время. В 30-х годах 19 века тут поселился Грибоедов. Самым «долгим» хозяином дома был купец Косиковский. Он был владельцем более 50 лет. Поэтому строение периодически называют его именем.

После того, как дом Чичерина перешел во владение П. С. Елисеева (главы правления банка), на фасаде со стороны Невского построили колонны. Его перестроили по проекту Н. П. Гребенки. По сей день сохранились некоторые архитектурные изыски того времени. В нескольких комнатах жили владельцы, другие помещения сдавались в аренду. Здесь всегда собирались разные деятели культуры, литературы и искусства. Различные балы-маскарады, музыкальные вечера не были редкостью для того времени.

В доме Чичерина в 1917 году создали ДИСК. Часть здания им была передана Петроградским Советом по просьбе М. Горького. Это сделало строение крупным центром культурной жизни Питера. Во время Гражданской войны во дворце Елисеевых прятались известные деятели искусства. Просуществовал центр в Санкт-Петербурге до 20-х годов 20 века. В здании открыли кинотеатр под названием «Светлая лента». Но уже в 30-х годах его назвали «Баррикада». Включительно до 2004 он продолжал свою деятельность.

Современность

В наше время дом полностью утратил свой первозданный интерьер. Дело в том, что его выкупила компания «Талион». Она провела полную реконструкцию. Появились современные архитектурные изыски, подходящие под новый гостиничный и деловой центр под названием «Елисеев Палас Отель». Внутренние флигели вместе с лепниной и другим оформлением были снесены. После переименования в «Талион Империал Отель» провелась еще одна реконструкция. Закончилась она в 2010 году и вызвала многочисленные протесты жителей города. В новый корпус, выходящий на Невский проспект, включили отреставрированную парадную лестницу и мансарду с бассейном. Фасады и интерьеры второго этажа привели практически в первозданную историческую форму при помощи современных материалов. Дворовой флигель был демонтирован, конструкция дома усилена.

«Живой дом» Юлии Чичериной и ее мужа-архитектора изначально был задуман как арт-лаборатория, в которой приходят вдохновение, рождаются свежие идеи и создаются новые песни. Теперь это не просто творческая лаборатория, но и загородный дом для отдыха на природе от городского ритма жизни, шума и стресса.


Дом спроектирован в форме куба с 24 треугольными проемами, в 23 из которых установлены окна из зеркального стекла и в одном располагается стеклянная входная дверь. Каждое окно весит 150 килограмм. Все окна и входная дверь выполнены из профиля компании «Декёнинк» - «Фаворит». Пятикамерная профильная система шириной 71 мм имеет один из самых высоких показателей теплосбережения, а значит очень хорошо сохраняет тепло в доме. Благодаря высоте защемления стеклопакета 20 мм образование конденсата по его периметру минимально.Стабильные и формоустойчивые стальные вкладыши, одинаковые для рамы и створки, защищают конструкцию окон и двери от сильного и порывистого ветра. Сам профиль не деформируется и не выгорает как при высоких, так и при низких температурах. Два окна на каждом этаже открываются, обеспечивая приток свежего воздуха.

Юлия Чичерина: "Идея создания столь необычного дома пришла не спонтанно. Как человеку творческому, мне захотелось не просто стандартного жилого помещения, а пространства для самовыражения и воплощения многочисленных замыслов - такую своеобразную творческую лабораторию, которая также могла бы служить местом для комфортного проживания.

Где лучше всего думается современному человеку? Конечно, в тишине и вне мегаполиса. Поэтому, прежде чем построить дом, мы долго и тщательно подбирали тихое, удаленное от бурной жизни место. Затем мы обмеряли его и прикидывали расположение дома на участке. Когда все было подобрано и определено, мы приступили к возведению нашего произведения. Первоначально была идея создать компактное жилье - 6,7 на 6,7 м. За структуру дома была взята пространственная ферма. Одной из основных задач было создание абсолютно автономного жилья – то есть питающегося и работающего за счет собственных мощностей. Поэтому в плане сразу появились такие моменты как солнечные батареи, био-туалет и т.д.

Сначала был сделан котлован нужной ширины и длины, в него был засыпан песок, который тщательно выровняли. Далее было залито основание для гидроизоляции, чтобы в будущем не было протечек. Следом из железных прутьев был сделан каркас основания дома, который тщательно залили бетоном. Для фундамента использовался бетон с «гидрофобными» добавками и пластификаторами, чтобы также избежать протечки воды.

Затем началось самое интересное. Обычно при постройке домов используются типовые проекты домов из кирпича, но часто в данных проектах учитывается возможность возведения здания из пенно-полистирольной опалубки. Именно это мы и выбрали. Это одно из главных достижений последних лет в области строительных технологий. Что из себя представляет это непонятное явление? Это напоминает детский конструктор «Лего», так как это такие же легкие модули или «кубики» многообразных форм и размеров, они обладают хорошим качеством - идеально стыкуются друг с другом. Данный материал удобен на стадии проектирования, именно благодаря своей широкой гибкости в различных формах и размерах. Элементы как конструктор монтируются и стыкуются между собой, армируются и затапливаются бетоном. Главное уделить внимание первому слою, чтобы он был идеально ровный и в перспективе дом не стал крениться. К большому количеству плюсов данного материала, таких как экономия средств, удобство использования, несомненным плюсом также является то, что данный материал обеспечивает хорошую защиту от влаги, звукозащиту и сберегает тепло.

Далее монтируется вертикальная арматура, которая держит стены. Нижний слой нашей опалубки мы заливали вручную как древние египтяне. Затем было оформлено цокольное помещение нашего дома, где планировалось расположение всех коммуникаций. При строительстве первого этажа в первую очередь были возведены деревянные треугольники – опалубки под наши будущие окна. Пространства между окнами было заполнено пенопластом. Весь дом мы насквозь прошили железными арматурами, чтобы обеспечить крепость стен. Весь наш дом практически состоит из треугольник, нам показалось, что это очень устойчивая фигура. Затем в течение 28 дней мы ждали пока засохнет бетон и только потом мы убрали все деревянные перекрытия.


Далее с помощь специальной техники наши стены внутри были залиты бетоном. А с помощью выравнивающих систем мы добились необходимой геометрии и сделали стены вертикальными к земной оси. После того как второй этаж был готов, нам оставалось только залить крышу. Она также была проложена каркасом из железных прутьев и залита бетоном. В будущем мы посадим здесь настоящую траву!

Окна. Один из самых захватывающих моментов. Окна изначально были одной из основных оригинальных задумок будущей лаборатории. Стекла в окнах обладают отражающим эффектом за счет светоотражающей пленки, и в дневное время все происходящее в доме не видно окружающим, зато ночью дом буквально светится насквозь и издалека кажется невероятно живым и гостеприимным. Финальным аккордом стала стеклянная дверь в треугольном проеме. Эта деталь также как и окна была сделана эксклюзивно под заказ.

Сам дом за счет использования современных технологий был построен всего за два с небольшим месяца с единственным перерывом из-за проливных дождей, когда нам пришлось проводить дорогу, чтобы к нам могла подъехать техника. "

Стеклянный пол выдержит даже вес автомобиля:


Видео сразу после строительства:

Пишут, что сейчас Чичерина почти постоянно проживает в новом доме, расположенном в 100 километрах от Москвы с семьей и своим мини-зоопарком.

Фото из разных источников, с помощью google.com, интервью про строительство из журнала Потребитель "Стройка и ремонт".

Присоединяйтесь

Дом на Невском проспекте между Мойкой и Большой Морской улицей был построен во второй половине XVIII века для генерала-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина. Это здание, после Аничкова и Строгановского дворцов, является самым старым на Невском проспекте. В конце 50-х - начале 60-х годов XVIII века здесь располагался временный одноэтажный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны, но после ее смерти большая часть здания была разобрана. Вскоре этот участок императрица Екатерина II подарила Н.И. Чичерину.

Строительство нового четырехэтажного дома велось с 1768 года по 1771 год. Автор этого проекта до сих пор неизвестен. Историки в качестве вероятного автора называют и Ж.Б. Валлен-Деламота, и А.В. Квасова, и Ю.М. Фельтена, и, наконец, А.Ф. Кокоринова. Но кто действительно построил этот дом по-прежнему остается загадкой. В середине XIX века по проекту архитектора Н.П. Гребенки была осуществлена реконструкция здания, но в целом облик дома остался прежним. На центральном фасаде по Невскому проспекту, а также и на другом – на углу Мойки и Большой Морской улицы, имеется два яруса колонн: в нижнем – колонны тосканского ордера, а в верхнем – композитного ордера.

Такой архитектурный прием постановки колонн на колонны чрезвычайно редкий для Петербурга. В облике дома имеются и черты барокко: лепные наличники, большое обилие мелких деталей и т.п. Здание выполнено в переходном стиле от барокко к раннему классицизму.

Николай Иванович Чичерин занимал должность генерала-полицмейстера Петербурга с 1764 года. Он выделялся примерной строгостью. Чичерин жил в парадных покоях на третьем этаже дома, а остальные помещения сдавал жильцам. На нижнем этаже располагались различные торговые лавки. Некоторое время в доме Чичерина снимал квартиру известный архитектор Джакомо Кваренги. Из-за нерасторопности во время страшного наводнения в сентябре 1777 года, Чичерин вскоре был смещен со своей должности. После смерти Чичерина дом перешел к его старшему сыну Александру Николаевичу. При нем в доме организовали Музыкальный клуб, где устраивались концерты, маскарады и т.п. Частыми гостями в доме на Невском проспекте были А.Н. Радищев, И.Е. Старов, Н.А. Львов, Д.И. Фонвизин и другие.

В конце XVIII века дом был продан князю Алексею Борисовичу Куракину. В 1794 году со стороны Мойки был пристроен флигель. Позже домом владел известный предприниматель Абрам Израилевич Перетц.

Парадные покои, выходившие на Невский проспект и Большую Морскую улицу, сдавались графу П.А. Палену, который известен тем, что участвовал в заговоре против Павла I. В начале XIX века дом был продан купцу А.И. Косиковскому. В 1814 – 1816 годах под руководством В.П. Стасова был пристроен корпус со стороны Большой Морской улицы. С середины XIX века и до революционных событий в 1917 году домом владели братья Григорий и Степан Петровичи Елисеевы, известные предприниматели и меценаты.

Во времена советской власти в бывшем доме генерала-полицмейстера Н.И. Чичерина разместился Дом Искусств. С его именем связаны судьбы таких выдающихся личностей, как А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилев, К. Чуковский, М. Зощенко и других. В настоящее время большая часть помещений бывшего Дома Искусств арендует «Культурно-исторический центр «Баррикада».

Юлия Чичерина - автор и исполнитель собственных песен, режиссер и, как она себя называет, «путешественница», лауреат множества музыкальных премий. Родилась в 1978 году в Свердловске. Творчество Юлии относят к музыкальному направлению «Уральский рок», к которой также относят группы «Смысловые галлюцинации», «Сансара», «Наутилус Помпилиус» и другие.

Творчество

Группа «Чичерина» образовалась в 1997 году. Музыканты много выступали и после одного из таких выступлений на фестивале «Нашествие», коллектив наконец-то заметили. С 2000 года группа стала набирать огромную популярность, но через четыре года произошли кардинальные перемены в составе и наступило некоторое затишье в творчестве.

В разных составах и с разным успехом, с 2000 по 2016 год группа «Чичерина» записала семь студийных альбомов, шесть синглов, более десяти песен группы вошли в саундтреки фильмов. Сама Юлия снялась в трех фильмах. В промежутках между концертной деятельностью выучилась на режиссера и приняла участие в телешоу.

В 2015 году Юлия ездила на Украину, где дала несколько концертов в Луганске, после чего у коллектива появились проблемы со службой безопасности Украины. В 2016 году группа выступила уже для российских военных в Сирии.

Личная жизнь

Сейчас певица замужем за Сухрабом Раджабовым, у нее есть дочь Майя 1999 года рождения от Александра Бурого (гитариста из основного состава группы).

В 2010 году по дороге на концерт Юлия Чичерина и ее муж попали в аварию. К счастью серьезно никто не пострадал, Сухраб отделался ушибами, а Юлия самоотверженно выступила на концерте со сломанной рукой.

Дом Юлии Чичериной

Оригинальный дом расположен в ста километрах от Москвы в деревне Княгинино. Вместе с Чичериной и её супругом здесь живут: рысь по кличке Кали, овчарки и кошки. Также Чичерина увлекается пчеловодством. Дочь Чичериной проживает с родителями певицы в Екатеринбурге, сюда она приезжает только на каникулы.

Дом выполнен по совместному проекту Чичериной и её мужа, он по профессии архитектор. Проект довольно смелый. Дом спроектирован по типу «лего», состоит из арматуры и пенополистирольных блоков.

В доме практически не требуется установки отопления или кондиционирования - за счет своей конструкции он хорошо держит тепло. В нем как в термосе - тепло зимой и прохладно летом. Отапливается все помещение одним небольшим камином.

В проекте дома много треугольных окон, два из которых открываются для проветривания. Двери как таковой тоже нет. Изначально стояла железная дверь, но она не вписывалась в проект и её было решено заменить на дверь, имитирующую окно, с противоударным покрытием. Все окна покрыты специальным зеркальным покрытием, днем со стороны улицы ничего не видно, а с наступлением ночи в каждом окне загорается свет, приглашая друзей зайти в гости.

В доме спроектировано два этажа и подвал, полностью утопленный под землю. В подвале функцию освещения выполняет большой морской аквариум, за которым ухаживает сама Чичерина, там же расположена фотолаборатория и небольшой импровизированный сад.

Первый этаж дома предназначен для репетиций и встречи гостей, также здесь расположились вольеры для многочисленных домашних питомцев. Второй этаж разработан для отдыха. Кстати, пол на втором этаже полностью выполнен из высокопрочного стекла, которое может выдержать даже машину.

С крыши дома открывается великолепный вид на природу, а в будущем Чичерина планирует установить здесь телескоп. Ровная поверхность крыши дает возможность смонтировать на ней другие конструкции или достроить третий этаж.

Кухни как таковой в этом доме не предусмотрено: Юлия не увлекается готовкой, а пользуется только мультиваркой, предпочитая здоровую пищу на пару, но на крайний случай у неё все же имеется горелка.

Дом выстроили за два месяца с минимум вложений и без каких-либо особых усилий. На сегодняшний день территория вокруг дома активно облагораживается, а на участке уже появился спа-центр такого же архитектурного решения, как и сам дом.

Так как дом выполнен по индивидуальному проекту и аналогов ему в России нет, то цену назвать сложно. Обычные дома в деревне Княгинино стоят в среднем 1,7 млн. рублей, а земельные участки могут обойтись в 500 тыс. рублей.

Фото - С. Васильев. 2008 .

Дом Чичерина - Дом купцов Елисеевых - Кинотеатр "Баррикада" Классицизм

Пам. арх. (регион.)

наб. Мойки, 59

Мытный двор

Временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны

Дом Н. И. Чичерина

Дом князя Куракина

1790-е - расширение, флигель по наб. Мойки

Дом купца А. И. Косиковского

1814-1817 - арх. Стасов Василий Петрович - корпус по Большой Морской

Дом купцов Елисеевых

1858-1860 - арх. Гребёнка Николай Павлович - перестройка

Кинотеатр "Светлая лента" (1923)

Кинотеатр "Баррикада" (1930)

2007 (?) - здание снесено, восстановлено

    Дом Чичерина.
    Фрагмент Панорамы Невского
    проспекта. Литография И. А.
    Иванова с рис. В. С. Садовникова.
    1830-е гг.

    Полицейский мост на Невском
    проспекте.
    1810-е гг.

    План дома.

    Фото начала 1900-х гг.

    Открытка начала ХХ в.

    Кинотеатр «Светлая лента».
    Невский пр., 15.
    Вид с Большой Морской ул.
    1926 г.

    Кинотеатр «Светлая лента».
    Вид с Невского пр.
    1926 г.
    С сайта kgiop.gov.spb.ru

    Добужинский М.В.
    Двор дома искусств.
    1920 (ГРМ)
    Добавил - .

    Переснято со стенда
    музея М.Зощенко
    Фото - .

    Фото времен
    кинотеатра "Баррикада".

    2004 г.

    Дом за домом, 2013

    Добавил-

    2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом, 2013

    Добавил-

На месте квартала между Большой Морской улицей и Мойкой в 1716-1720 гг. архитекторы Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербель построили Мытный двор. Трапециевидное в плане здание с двухъярусной галереей и башней у реки было средоточием торговли, и его чаще называли Гостиным двором. При катастрофическом пожаре 1736 г. оно сгорело. В 1755 г. архитектор Ф. Б. Растрелли в течение шести месяцев возвел одноэтажный деревянный Зимний дворец, служивший временной резиденцией императрицы Елизаветы Петровны в период строительства нового Зимнего дворца. Импозантное здание с великолепной отделкой занимало обширный участок от Малой Морской улицы до берега Мойки, вмещая более 150 парадных помещений. Со стороны Кирпичного переулка был устроен театр, в котором в 1757 г. состоялись представления первого русского профессионального театра во главе с Ф. Г. Волковым. Елизавета Петровна скончалась во дворце 25 декабря 1761 г. Там же новый император Петр III принял присягу. Он жил в этом дворце вместе с женой - будущей императрицей Екатериной II - в 1755-1762 годах. После разборки большей части здания в 1767 г. бывшие Тронный зал и кухню отвели под мастерскую и жилье французского скульптора Э. М. Фальконе (участок по Большой Морской улице, № 14). Здесь он создал модель памятника Петру I - Медного всадника и прожил до возвращения на родину в 1778 г. Освободившийся участок между Большой Морской улицей и Мойкой Екатерина II пожаловала петербургскому генерал-полицмейстеру Н. И. Чичерину. Для него в 1768-1771 гг. был возведен четырехэтажный дом с двухъярусными колоннадами на скругленных углах и в центре фасада по Невскому. Приземистый тосканский ордер нижнего яруса оттеняет грациозность продолжающих его композитных колонн. Архитектурные формы наделены особой пластической выразительностью. Полное благородного изящества здание принадлежит к выдающимся образцам раннего классицизма, в нем еще ощутимы отзвуки барокко. Двор имел полукруглую форму, обрамлявшая его «циркумференция» частично сохранилась. Имя создавшего дом зодчего неизвестно (авторство приписывалось, в частности, Ю. М. Фельтену). Но не исключено, что это был А. В. Квасов, связанный с владельцем делами Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы и живший рядом в своем доме (Б. Морская улица, № 3-5). В доме Чичерина кроме хозяйских апартаментов находились наемные квартиры, лавки, конторы. В 1771 г. здесь открылась первая в Петербурге частная Вольная типография. Ее владельцем был немец И. М. Гартунг. Типография находилась здесь до конца 1770-х гг. В одной из квартир в 1780-1783 гг. жил архитектор Д. Кваренги, только начинавший свой творческий путь в России. Тогда же дом был известен своим Музыкальным клубом, его концерты посещали известные деятели культуры. Около 1790 г. участок купил генерал-прокурор князь А. Б. Куракин, живший здесь с 1782 г. До 1798 г. у него работал секретарем молодой М. М. Сперанский. В 1794 г. к дому на Невском был пристроен со стороны набережной Мойки большой трехэтажный корпус (дом № 59). При новом владельце, херсонском купце А. И. Перетце (1799-1806 гг.) - крупнейшем финансисте, подрядчике, кораблестроителе и поставщике соли (о нем говорили: «Где соль, там и Перетц»), помещения снимал в 1799-1801 гг. военный генерал-губернатор граф П. А. Пален - один из руководителей заговора против Павла I. Затем участок приобрел потомственный почетный гражданин купец А. И. Косиковский. По его заказу архитектор В. П. Стасов в 1814-1817 гг. возвел со стороны Большой Морской улицы четырехэтажный корпус с колоннадой ионического ордера (дом № 14). В 1806-1831 гг. в доме на Невском помещались книжная лавка, библиотека и типография А. Плюшара (с 1827-го - вдовы Плюшара с сыном Адольфом), где печатались газета «Северная пчела» Н. И. Греча, журнал «Библиотека для чтения» О. Сенковского, 17 томов «Энциклопедического лексикона», а также «Панорама Санкт-Петербурга» А. П. Башуцкого. В 1830-х гг. типография А. А. Плюшара считалась лучшей в России. Здесь устраивало концерты Филармоническое общество, находился известный ресторан «Talon» (1810-1825 гг., впоследствии «Фельет»), который посещал А. С. Пушкин. В 1810-х гг. жила французская актриса М. Ж. Жорж. Госпожа Латур в 1822 г. демонстрировала виды разных стран и городов мира в своей «Оптической панораме», а Антон Росси в 1825-1826 гг. - модель Петербурга. В 1820-х гг. работала «Контора частных должностей» - своего рода биржа труда. В доме № 14 по Большой Морской улице жил литератор и журналист Н. И. Греч (1821-1825 гг.), у которого летом 1825 г. останавливался поэт В..К. Кюхельбекер. Весной 1828 г. здесь поселился А. С. Грибоедов. Это была его последняя квартира в Петербурге, отсюда в июне того же года он уехал министром-резидентом в Тегеран, где трагически погиб в 1829 г. В 1830-1839 гг. в доме на Невском находилась редакция журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского. Потом - магазин фортепьянного фабриканта Лихтенталя, который организовывал концерты Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна и других композиторов. В 1858 г. участок приобрели почетные граждане, представители богатого купеческого рода братья Г. П. и С. П. Елисеевы, основавшие годом раньше торговый дом «Братья Елисеевы». Потом здесь осталась жить семья С. П. Елисеева, занимавшая корпус на набережной реки Мойки. В 1859-1860 гг. архитектор Н. П. Гребенка перестроил главное здание по Невскому проспекту. Он заменил нижние колонны в центре фасада массивными пилонами, изменил рисунок наличников, ввел круглые окна, перестроил Большой зал, а также расширил дворовые флигели, надстроил четвертым этажом дом на Мойке и выполнил «перештукатурку» его фасада в приемах ранней эклектики. Парадные помещения дома на Невском с 1860-х и до 1910-х гг. занимало Благородное собрание. В его состав входили «лица благородного звания и почетного купечества». Балы и маскарады, карточные игры чередовались с музыкальными и литературными вечерами. Здесь давало концерты Русское музыкальное общество, созданное А. Г. Рубинштейном, читал лекции композитор А. Н. Серов, выступали с чтением своих произведений Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский. В спектаклях участвовали актеры Александрийского театра. С января 1862 г. проходили заседания Шахматного клуба, учрежденного меценатом графом Е. А. Кушелевым-Безбородко. Членами клуба были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьевич, B. C. Курочкин, Н. Г. Помяловский, И. И. Панаев, П. Л. Лавров. По существу, это был литературный клуб, служивший средоточием вольной общественно-политической мысли. Летом того же года он был закрыт властями. С 1879 г. хозяином домов стал П. С. Елисеев - крупный банкир, занимавшийся благотворительной деятельностью. В зале Благородного собрания в 1890-х гг. давала бесплатные спектакли оперная и драматическая труппа И. П. Зазулина (в 1895 г. - с участием студента В. И. Шверубовича, будущего актера Качалова). С 1901 г. домовладение перешло к С. П. Елисееву, продолжившему дело отца. Он также был коллекционером, собранные им произведения О. Родена поступили затем в Государственный Эрмитаж. В 1902-1904 гг. особняк на Мойке был реконструирован архитектором А. К. Гаммерштедтом, создавшим отделку интерьеров в исторических стилях и в формах модерна (реставрированы в 1980-х гг.). В нем сохранились витражи рижской мастерской Э. Тоде. Часть дома на Невском в конце XIX - начале XX в. занимали конторы разных банков и ряд магазинов, в том числе велосипедов фирмы «Дуке». В 1914 г. здание приспосабливалось для Центрального банка обществ взаимного кредита, учрежденного в 1909 г. В 1919 г. по инициативе М. Горького здесь был создан Дом искусств (ДИСК), просуществовавший до 1923 г. Литературной студией ДИСКа руководил К. И. Чуковский, поэтическую секцию вел Н. С. Гумилев, секцию художественной прозы возглавлял Е. И. Замятин. В 1921 г. сложилась творческая группа «Серапионовы братья», в которую вошли молодые М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. Л. Слонимский. В ДИСКе бывали и выступали М. Горький, А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. К. Сологуб, В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, А. Ф. Кони, Г. Уэллс. В ДИСКе жили В. И. Иванов, А. М. Ремизов, В. Я. Шишков, Н. С. Гумилев, В. Ф. Ходасевич, М. Л. Лозинский, О. Э. Мандельштам, М. С. Шагинян, В. Б. Шкловский, Г. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. В. Одоевцева, В. А. Рождественский, Н. С. Тихонов, М. Л. Слонимский, Н. Н. Берберова; художники К. С. Петров-Водкин, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, С. Ю. Судейкин, Ю. П. Анненков, искусствовед Н. Н. Пунин, географ В. Н. Таганцев. Здесь А. Грин написал «Алые паруса», Вс. В. Иванов - «Бронепоезд 14-69», О.Д. Форш - «Одеты камнем». Жизнь ДИСКа описала Форш в романе «Сумасшедший корабль». 3 августа 1921 г. здесь был арестован Н. С. Гумилев. В 1921-1923 гг. в доме на Мойке работало издательство «Аквилон», выпускавшее прекрасно оформленные книги с иллюстрациями художников-мирискусников. В 1923 г. на Невском открылся кинотеатр «Светлая лента» (с 1931 г. - «Баррикада»), в котором тапером-иллюстратором работал молодой Д. Д. Шостакович. В 1920-х гг. в зданиях находились Хореографический техникум, Деловой клуб руководителей промышленных и торговых предприятий, комиссионный магазин «Искусство и старина», столовая «Пролетарий». Затем - Клуб работников социалистической промышленности и «Союз воинствующих безбожников», Дом партийного просвещения. В здании на Мойке в 1990-х гг. открылся фешенебельный клуб «Талион». Для него были отреставрированы исторические интерьеры, сооружен стеклянный объем ресторана «Виктория». В 2001-2003 гг. завершилась реконструкция этого здания с устройством атриума по проекту И. Ерохова и М. Соснило. В 2000 г. на Невском на месте популярного в прошлые десятилетия кафе «Дружба» открылась самая большая в городе кофейня «Идеальная чашка». С ней соседствовали Стоматологический центр ГПЦ ПАКС и кафе-клуб Paranormal. Теперь (2013 г.) все здания на историческом участке принадлежат клубу «Талион». Несколько лет, с 2005 г., проводилась их реконструкция с приспособлением под гостинично-деловой и торгово-развлекательный комплекс. Надстройка мансарды и бассейна над крышей исказила силуэт старинного дома на Невском. На первом этаже открылись магазины, кафе, отделы Констансбанка и банка «Ультима».

На участке дома уже в 1716 г. был построен деревянный Мытный двор, уничтоженный пожаром 1736 г.

Долгое время участок оставался незастроенным.

В 1755 г. по проекту арх. В. Растрелли был построен обширный временный деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Дворец простирался до Малой Морской ул. После окончания строительства каменного Зимнего дворца эта постройка была разобрана. Большая Морская ул. вновь продолжена до Невского пр.

В 1768 г. участок перешел в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. В это время был построен существующий (до 2007 г.) дом. Автор проекта не установлен (возможно Ж.-Б. Вален-Деламот). Чичерин жил в доме до 1782 г.

При новом владельце князе Куракине в 1790-х гг. дом был расширен, по наб. Мойки пристроили трехэтажный флигель.

Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного.

В конце XIX в. построено много дворовых флигелей.

Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора.

Более 50 лет домом владел купец А. И. Косиковский и дом называли его именем. При нем в 1820-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на Большую Морскую ул., - в стиле русского классицизма.

Андрей Иванович Косиковский (1769-1838) начал свою деятельность еще при Екатерине II и заработал состояние на откупах. Одним из первых его возвели в сословие потомственных почетных граждан. Дом на Невском он приобрел в 1806 г. Его сыновья отказались от коммерческой деятельности, поступили на государственную службу, впоследствии по собственным заслугам получили потомственное дворянство. Отцовские дома они посчитали более выгодным для себя продать.

Флигель по Большой Морской, 14 в 1820-х гг. был перестроен по проекту арх. В. П. Стасова.

В 1858 г. дом перешел в собственность купцов братьев Григория и Степана Елисеевых (см. наб. Мойки, 59А). По проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания - овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами.

В 1820-х гг. в доме жил А. С. Грибоедов (мемориальная доска со стороны Б. Моской ул.).

С 1821 по 1831 г. в доме жил издатель Н. И. Греч .

Со стороны Невского в доме размещался ресторан "Талон".

Ресторан "Талон" (Невский просп.,15/Б. Морская,14). Открыт в середине 1810-х гг. выходцем из Франции Пьером Талоном в доме Косиковского. В "Талоне" часто бывал А. С. Пушкин. Весной 1825 г. Талон покинул Санкт-Петербург, в помещении ресторана открылось "справочное место" (которое просуществовало около 10 лет), затем - ресторан Фельета (в нем также бывал Пушкин), а спустя некоторое время - кондитерская Виолета. (добавил