Стратегия в начале партии. Игра Го с нуля (правила игры пришедшим в первый раз)

Го – это необычайно популярная в восточной Азии, и в частности в Японии тактическая настольная игра. На японских островах го распространилась в 7 веке н.э.

Действие происходит на доске гобан, перекрытой девятнадцатью горизонтальными и вертикальными линиями. В теории, размер доски может быть какой угодно, но стандартом является 19 на 19. Для игры используются 181 черных и 180 белых камня.

Цель игры – захватить и удержать территорию. Выигрывает тот игрок, у которого к концу игры наибольшее количество очков территории.

Шашки го правила

  • «Правило пустоты». Го начинается с пустого гобана (пересеченной доски). Каждое пересечение линий является пунктом территории.
  • «Очередности». Сначала на любое из пересечений гобана ставят свой камень черные. Вторыми играют белые, они также могут занять любой пункт. Как правило, вначале занимают территорию, ближе к углам, затем стороны и потом занимают центр. За право первого хода черные, поскольку они владеют инициативой, дают белым компенсацию коми в размере 6.5-7 очков.
  • «Постоянства». Оно заключается в том, что выставленный на поле камень больше не перемещается.
  • «Жизни и смерти камней». Каждый камень, как только появляется на поле, начинает жить и обладает четырьмя дыханиями – дамэ на соседних с пересечениях линий. Они определяют его жизненную силу. Как только противник путем постановки своих шашек на пересечения перекрывает все четыре дыхания, его ход заканчивается снятием пленного камня. Белые получают одно очко территории на месте снятого камня, и черного пленника, который отправляется к ним в корзину до конца игры. Захватив шашку, белые получают два очка.

Как играть в го

Если противник окружит группу соседних камней, перекрыв дамэ, он заберет эти камни, построив на этом месте территорию. Важное следствие этого заключается в том, что рано или поздно противник сможет окружить нашу группу. Как понять, захвачены эти камни, или нет? Для этого существует понятие двух глаз, или двух пунктов недоступности. Вражеский камень, брошенный в любой из этих пунктов, является сразу мертвым, у него будут перекрыты дыхания. Но у всей нашей группы остается еще одно дыхание, благодаря которому группа жива безотносительно действиям черных. Таким образом, она становится вечно живой и в конце игры она принесет два очка территории, это крепость.

«Правило вечности», или го. Го означает «вечность». В этой игре достаточно часто возникает ситуация, когда один и тот же пункт может быть захвачен сначала одной стороной, а затем другой стороной. Такой повтор позиций запрещен. В данном случае, если сначала черный снял камень, а затем белый, то позиция повторилась. Этого не должно быть, поэтому белые не могут сразу же снять камень черных назад, они делают ход в другом месте.

Правила японской настольной игры го видео

Партия заканчивается тогда, когда больше нет ни одного хода, который приносит выгоду. Что это значит? Если есть ход, который либо отнимает территорию у противника, либо добавляет ее нам, то это может принести выгоду. Когда такого хода нет, или сторона их не видит, человек дает пас, и ход переходит к оппоненту. Если второй игрок также не видит хода, выгодного для себя, он тоже делает пас. После трех пасов партия считается законченной, и стороны переходят к подсчету очков.

Жанр статьи - Культура Японии

диагр. 2


диагр. 3

Из этих примеров можно сделать вывод, что окружать территорию в углу или на стороне выгоднее, чем в центре.


диагр. 4

Игорь Гришин: 10 правил как играть в Го (или Вейчи) на доске.
1. Сначала на поле ничего нет.
2. Первыми ходят черные, а потом - по очереди.
3. Камень ставится на свободное пересечение и не передвигается.
4. Играя, надо поделить поле между собой, огораживая участки поля своими камнями. Соревнуйтесь, кто огородит больше.
5. Если камень окружен чужими камнями и не осталось связи с пустыми пересечениями, то он должен быть снят. Снятые камни сохраняются до конца игры.
6. Есть места, куда камень ставить нельзя. Это там, где рядом нет пустых пересечений или своих камней, а только чужие камни.
7. Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у "чужаков" не осталось свободных пересечений. Тогда они снимаются с поля.
8. Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.
9. Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных участков, которые можно еще огородить и сделать своими.
10. Победил тот, у кого оказалось больше огороженных пересечений в сумме с пленными и снятыми камнями.

Тимур! У меня получилось десять правил. Это, наверное, многовато, а?
Некоторые правила достаточно туманные, как ты считаешь?
На самом деле все гораздо проще. Труднее - при формализации.
Пусть читатель попробует свои силы, быть может, у него получится передать правила Го проще и доходчивей.
Кстати, у меня есть более простая формула, которой пользуются наши дети-инструктора, работая с начинающими. Она звучит так:
Го - это очень интересная игра,
начинаем на пустой доске,
первыми ходят черные, потом по очереди,
камень ставится на пересечение и не передвигается,
цель - поделить доску, огораживая камнями,
камни можно съедать,
съеденные камни - те, у которых не осталось "веточек",
побеждает тот, у кого больше территории или съеденных камней.
Есть только одно правило, о котором мы не сказали, но пока можно играть без него.
Давайте сыграем?
На мой взгляд, лучше не просто играть в Го, а изучать Го. Как назовешь то, чем занимаешься, тем оно и станет для тебя. Обычно так. Поэтому я решил взять на себя смелость составить
10 правил как играть в Го в жизни
1. Сначала идей нет, камней тоже нет.
2. Первой ходит жизнь.
3. Камень - это поступок, его почти невозможно изменить.
4. Играя с жизнью, надо построить зону, в которой Ваш контроль также реален, как реальна жизнь.
5. Ваши камни-поступки могут быть окружены жизнью и сняты ею с доски, особенно, если они ценны для Вас. Жизнь не окружает малоценных камней.
6. Есть случаи, когда поступки невозможны. Вы сумеете это понять сами.
7. Можно окружить ходы реальности, если это получилось, то это серьезное достижение. Главное суметь определить - была ли это жертва или Вы съели действительно ценные камни.
8. Ко-борьба с реальностью такая же реальность, как и все остальное.
9. Легко проверить, когда заканчивается игра. Если Вы еще живы - игра продолжается.
10. Обычно побеждает жизнь, но по теории должны быть и исключения.

Тимур Саитов: Игорь! Я ни в одной книге не видел правила Го в жизни. Видел только 10 заповедей Го. Тогда возьму и на себя смелость привести их здесь:

10 заповедей Го:

" Чересчур стремящийся к победе не победит.
" Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.
" Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.
" Отдав камень, борись дальше.
" Отдай малое, возьми большое.
" Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
" Воздержись, не разбрасывайся.
" Когда противник атакует, непременно отвечай.
" Если противник укрепился, укрепись и сам.
" Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.

Я взял эти правила из книги известного японского мастера, Отакэ Хидэо.
А теперь, если мне позволят наши читатели, я бы хотел перейти к теме дыхания, захвата и соединения камней.

Го – старейшая игра в мире, правила которой существуют в неизменном виде около 5000 лет. Игра императоров и буддистких монахов столетия была неизвестна на западе.
Го в Японии называется И-го, в Корее – Бадук, в Китае – Вейчи. Также Го иногда называют «беседой рук».

Правила Го настолько просты, что их может понять даже четырехлетний ребенок, но в то же время игра достаточно сложна, поэтому компьютерные программы не могут победить лучших игроков. Например, в шахматах после четвертого хода возникает около 100 000 возможных позиций, а в Го – 16 миллиардов. Поэтому Го считается одним из основных вызовов искусственному интеллекту!

  • Ярким и удивительным примером уважения к игре Го является партия за один из самых почетных титулов Японии, проходившая в г. Хиросима 6 августа 1945 года. Когда на город была сброшена атомная бомба, взрывная волна выбила все окна в здании, но игроки восстановили камни на доске и довели партию до конца.
  • Самое большое поле для Го, размером 40х40 м, было создано в японском городе Оита. Для игры на нем использовались камни диаметром 1,8 м и весом около 1 кг.
  • Считается, что в основном развивают левое полушарие мозга. При игре в Го активно работают оба полушария.
  • Го оказывает огромное влияние на умственное развитие детей, прежде всего в области рассуждений.
  • Лучшие профессиональные игроки зарабатывают около 1 млн долларов в год. В 2004 году лучшим был Тё У, 9 профессиональный дан из Японии, выигравший 1,04 млн долларов.
  • Есть исторический рассказ, повествующий о том, что в XVII веке законы Тибета принимались за тремя партиями Го.
  • Некоторые ученые считают, что Го останавливает и вовсе предотвращает старческое слабоумие, а также снижает вероятность развития болезни Альцгеймера.
  • Мао Цзэдун был знатоком игры Го и говорил, что это единственная игра, в которой каждый начинает с пустой доски и без дополнительных условий, и все что затем происходит, зависит только от качества ума. Мао проводил параллели между игрой и войной: «Когда враг укрепился, нам нужно найти такие ходы, чтобы доминировать на всем пространстве доски.»
  • Третий президент компании Nintendo, японский бизнесмен Хироси Ямаути, который за 50 лет своей работы превратил небольшую компанию в транснационального производителя видеоигр, был большим поклонником игры Го.
  • Еще один директор крупного производителя видеоигр Atari американец Нолан Бушнелл назвал Го своей любимой игрой.
  • Генри Киссинджера, госсекретарь США и любитель игры Го, в книге «О Китае» анализируя различие в военной стратегии западных держав и Китая на примере шахмат и Го приходит к тому, что «Там, где в западной традиции предпочли бы решительное столкновение сил и сделали бы упор на героические подвиги, для китайцев идеальной тактикой являлись подчеркивание дипломатических тонкостей, использование окольных путей и терпеливое накопление относительных преимуществ.
    Этот контраст отражается в соответствующих интеллектуальных играх.» В Го степень превосходства зачастую очень небольшая, и для неопытного глаза отнюдь не совсем ясно, кто же победил. Шахматы — игра полной победы одной из сторон. Го вырабатывает стратегическую гибкость, шахматы — простоту мышления.
  • Основатель и глава корпорации Microsoft, Билл Гейтс, в юности мечтал стать чемпионом мира по шахматам и Го. По игре Го он стал лишь чемпионом колледжа, о чем с сожалением написал в своей книге.
  • Сергей Андреев, президент Abbyy, считает «Проигрывая партию в Го, вы сможете заметить, что ваши ошибки шаблонны. Они часто проистекают из характера и, конечно, повторяются не однажды. Тот, кто увидит свои проблемы, сравнит их с проблемами на доске, вспомнит, как решал проблемы на доске, вернется к жизни и применит эти решения в реальности – станет непобедим! В жизни, а не в игре.»

Японское деловое мышление и стратегия основаны не на «шахматном времени», скорее на «времени го» - долгосрочном подходе к разделению рынка. Я считаю, что для бизнесмена го является лучшей игрой на стратегическое мышление.

Ясуюки Миура (Yasuyuki Miura), директор по маркетингу компании Japan Airlines и исполнительный директор сети отелей Nikko

Правила го обманчиво просты. В распоряжении двух игроков есть специальная доска, наборы белых и чёрных камней. Главная задача - захватить как можно большую территорию у конкурента. Несмотря на кажущуюся лёгкость, го считается сложнейшей интеллектуальной игрой, в ходе которой открываются тысячи возможностей для решения той или иной бизнес-ситуации.

Бизнес-стратегии го направлены на эффективный раздел рынка и совместное сосуществование участников, а стратегии шахмат - на уничтожение противника и захват его доли на рынке.

Как именно вы будете развивать своё дело, какие методы применять, будете ли отдавать предпочтение краткосрочным или долгосрочным выгодам, насколько эффективно сможете использовать существующие ресурсы и гибко реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию - все эти вопросы обыгрываются в процессе партии, где доска - это рынок и территории, а камни - ваши ресурсы. Каждая игра в го - это урок и отдельная стратегия, которые применимы в реальной жизни.

Урок № 1. Сначала укрепление, затем расширение

Стабильно работающий бизнес - главное условие для его дальнейшего роста и полноценного развития. Ставя один камень и не обеспечивая фигуре должной устойчивости, можно потерять все позиции. Начинающие предприниматели, как и начинающие игроки в го, часто не акцентируют внимание на угрозах, возникающих поблизости, и не анализируют слабые стороны своих позиций, чтобы в дальнейшем их укрепить. Они стремятся быстрее расшириться и получить как можно больше прибыли, но в итоге, не имея проверенного, стабильно работающего проекта, остаются в проигрыше.

Известная компания iRobot начинала с создания и производства робота-пылесоса. Укрепив свои позиции, компания постепенно стала завоёвывать рынок, расширяя бизнес. Теперь в ассортименте iRobot - роботы-сапёры, роботы-разведчики, роботы-чистильщики бассейнов и водостоков.

Именно поэтому для начала необходимо сконцентрироваться на какой-то одной идее, одном продукте. Только когда вы укрепите свои тылы, получите чётко работающий проект, минимально зависящий от внешних обстоятельств, переходите к последовательному расширению своего дела на рынке.

Урок № 2. Развивайтесь по всему полю

После укрепления позиций не стоит ограничивать себя отдельно взятой частью доски. Так можно упустить стратегическое преимущество, в результате чего ваш соперник эффективно перехватит свободную территорию и быстрее выиграет.

Доска - это огромный рынок, на котором вам необходимо постоянно развивать свой бизнес, привносить в него новые решения. Расширяйте своё дело: разрабатывайте свежие направления, предлагайте клиентам новые услуги, дополнительные преимущества, качественную и оригинальную продукцию. Не позволяйте конкурентам использовать ваши возможности.

Например, Toyota Motor Corporation является не только крупнейшей японской автомобилестроительной корпорацией с широкой линейкой автопродукции. Здесь также учитываются современные технологии, рыночные тенденции и потребительский спрос. Именно Toyota первой начала массовое производство и продажу гибридных автомобилей.

Чтобы следовать правилу по захвату как можно большей территории поля, не обязательно быть крупной компанией. Даже если у вас маленькая фирма, скажем, по созданию фотокниг, старайтесь мыслить перспективно и постоянно расширять линейку предлагаемой продукции в соответствии с изменяющейся рыночной обстановкой.

Например, можно дополнительно предлагать доставку заказов по всей России, печать фотомагнитов, создание оригинальных обложек к книгам и, возможно, проведение фотосессий. Таким образом, вы сузите возможности для конкурентов и выиграете большую часть рынка.

Урок № 3. Используйте камни эффективно

Камни - это ваши ресурсы и, соответственно, ваше будущее. Бизнес не может существовать в вакууме. Он находится на одной доске с конкурентами, клиентами и государством. Каждое действие с камнем влияет на дальнейший ход событий и поведение игроков.

В го, прежде чем сделать ход, важно хорошо взвесить его необходимость и возможные последствия. Отсутствие планирования и прогнозирования способствует накоплению рисков до критической массы.

В начале игры оба соперника обладают одинаковым количеством ресурсов, но к концу партии каждый имеет разную площадь завоёванной территории. Победа зависит от того, насколько эффективно и обдуманно человек умеет использовать свои ресурсы на пути достижения цели.

Там, где вы не увидели брешь и не просчитали будущий результат, соперник получит отличную возможность улучшить свои позиции. Потенциально результативные, стратегически выверенные ходы позволят исключить потерю ресурсов.

Как в игре, так и в бизнесе просчитывайте свои решения хотя бы на три шага вперёд с учётом множества внешних обстоятельств. Тратьте ресурсы только на важные и эффективные для компании позиции, смело избавляйте свой бизнес от потерявших актуальность направлений, товарных линеек, услуг.

Все ваши бизнес-ходы должны быть всесторонне обдуманы и скорректированы в соответствии с изменяющейся ситуацией. Так у вас не будет проблем с неэффективной организационной структурой, неоправданными затратами, внедрением проектов, которые при внимательном рассмотрении могут оказаться провальными, и несвоевременным выбросом на рынок новых услуг.

Урок № 4. Думайте как противник

В бизнесе, как и в го, для успешного исхода дела крайне важно умение посмотреть на ситуацию глазами конкурента и потребителя. Необходимо учиться анализировать рыночные реалии сразу с нескольких позиций. Многие бизнесмены понимают важность этого правила, проводя регулярные маркетинговые исследования, используя высокий уровень секретности в компаниях и выявляя потребности клиентов.

Если внимательно изучать не только позиции своих камней, но и перспективы второго игрока, стараться предугадывать его планы, анализировать слабые и сильные стороны, то это значительно облегчит путь к победе.

В качестве примера можно привести упор компании Apple на производство продуктов высшего качества, удовлетворяющих реальные потребности клиентов и имеющих долгосрочную ценность. Именно это делает Apple исключительно конкурентоспособным и сильным игроком на рынке. Понимание потребностей покупателей может стать толчком для разработки и по-настоящему востребованного продукта, который позволит открыть для себя новые горизонты.

Играя в го, каждый сможет вынести для себя важные бизнес-уроки, смоделировать возможные ошибки и разработать полноценную стратегию выхода на рынок. Освоение стратегического видения можно начать с онлайн-ресурсов или специализированных клубов для игры в го. И не стоит бояться трудностей. Дорогу осилит только идущий.

Если вы собираетесь что-то построить на открытом воздухе, то лучше строить крепость, чем карточный домик.

Лихтенберг

Немецкий физик и философ Лихтенберг (1742-1799) не играл в го, т.к. эта игра ещё не была известна в Европе при его жизни. Но он безусловно понимал принципы построения позиций.

В го существует два основных стиля игры – территориальный и ориентированный на влияние. На прошлой неделе мы обсуждали некоторые элементарные распространения, такие как прыжки через два и три пункта по третьей линии. В прыжке через два пункта взаимодействуют только два камня. Можно ли усилить связь?

Давайте рассмотрим партию между Такемией Масаки (Masaki Takemiya) 9 дан, известным экспертом в использовании влияния, или мойо, и Кобаяси Коити (Koichi Kobayashi) 9 дан. Это была четвёртая партия матча на титул Дзюдан, которая игралась 16 апреля 1992 года.

На Д.1 большинство первых ходов сыграно по четвёртой линии. Ходами 1, 3 и 5 чёрные заняли три «звездные» точки на правой стороне. Такая форма носит название сан-рэн-сэй. (Девять отмеченных точек на доске называются «хоси», что в переводе с японского означает «звезда») Позиция чёрных готовит большую зону влияния, приглашая белых к вторжению в неё. После вторжения чёрные планируют использовать своё численное превосходство в этой части доски с целью ослабить вторгающиеся камни. Чтобы справиться с этой стратегией чёрных, нужно сохранять спокойствие и вторгаться как можно позднее. Ходы б.6, ч.7 и б.8 – стандартный розыгрыш, более менее определяющий позицию в углу и прилегающей области. Распространение 9 выявляет необузданное состояние духа Такемии. Ходом 10 белые пытаются ограничить и контролировать мойо чёрных, а ходом 11 чёрные снова наращивают потенциал, прижимая белых к стороне. Ходом 12 белые расширяются и протягивают руку помощи камню 10, одновременно усиливая нижний левый угол и готовя на будущее разрезание «А» или вторжение в районе «В». Чёрные ходом 13 предотвращают это вторжение, одновременно усиливая свой угол. Белые тоже переключаются на построение собственного мойо 14, приглашая чёрных вторгнуться первыми.


Именно это и произошло на Д.2 . Обратите внимание на то, что чёрные не могут с комфортом распространиться через два пункта в зоне влияния белых. Ответы б.16 и 18 – стандартная комбинация противодействующая вторжению 15 и заставляющая чёрных строить несколько переконцентрированную форму.

Д.3-Д.6 иллюстрируют принцип распространения. На Д.3 прыжок через два пункта считается идеальным в качестве базы без слабостей, а вот прыжку через три пункта, как мы видели на прошлой неделе, свойственна слабость в точке «С» на Д.4 . Однако, прыжок через три пункта от стенки из двух камней на Д.5 даёт прочную позицию, делая атаку «D» рискованной. Так же и на Д.6 прыжок через четыре пункта от стенки из трёх камней вполне осуществим. Таким образом, если распространение от стенки из двух камней через три пункта идеально, значит распространение от неё через два пункта не столь хорошо и приводит к переконцентрации камней.

Вернёмся к Д.2 . Последовательностью 15-23 чёрные построили незавершённую базу. Белые могут атаковать эти камни, играя «Е», «F» или «G», в зависимости от ситуации. Сейчас ещё невозможно определить какой их этих ходов будет эффективнее, а белым нужно ещё укрепить собственные камни скольжением в угол «Н». Поэтому вместо атаки белые ныряют в мойо чёрных ходом 24, используя технику атаки с подводных лодок. Несмотря на то, что этот ход сделан слишком рано, чёрные испытывают проблемы с выбором ответа. Как вы думаете, какой ход нужно сделать? Ответ в следующем номере.

Ответы на задачи прошлого номера

Д.7 . Белые грозят захватить отмеченный чёрный камень, заставляя чёрных сбить белый камень ходом 2. Далее, ходом 3 белые наносят атари отмеченному камню второй раз. Вне зависимости от того, защитят ли чёрные этот камень или нет, они не могут построить второго глаза для спасения своей группы.

Д.8 . Ход б.1 грозит защёлкой в пункте 2. Чёрные вынуждены играть 2. Белые сначала уменьшают жизненное пространство ходом 3, а затем бьют в жизненно важную точку 5. Этим ходом предотвращается ко борьба, которую могут начать чёрные сыграв в 5. Захват 6 наращивает дамэ, но не жизненное пространство. Раньше или позже чёрные вынуждены будут соединиться 3, и станет ясно, что у них остался один глаз.

Д.9 . Коварный ход б.1. Даже если чёрные захватят 2, ход б.3 на Д.10 подготовит защёлку б.5, когда чёрные попытаются построить глаз ходом 4. Заметим, что если чёрные не захватывают ходом 2 на Д.9, а сразу играют 4, то белые ответят 5. Это перемена последовательности ходов, но не смысла действий.

Д.11 . Ход б.1 готовит защёлку 2, делая ответ чёрных 2 неизбежным. Теперь белые начинают ко 3, в котором чёрные сбивают камень первыми, но, тем не менее, только чёрные рискуют потерять группу. Такая ко борьба называется ханами (любование цветами) ко.

Задачи

Это тест на сообразительность. Первыми ходят чёрные. Как избежать ко в задаче «А», захватить без ко борьбы в «В» и захватить белые группы в позициях «С» и «D»?