Христианское толкование снов. III. Принципы христианского толкования снов Православный сонник толкование

I. Посвящается.

II. Вступление.

IV. Неизменный Бог - сны сегодня (примеры снов)

V. Пособие для наставника

I. Посвящается

Тому, кто обитает внутри нас и дает нам сны – Духу Святому, дарующему каждому человеку прямую постоянно доступную связь с живым Богом.

«… слушайте слова Мои: если бывает у Вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, и о сне говорю с ним». (Числ. 12:6)

К людям, искусным в толковании снов, таким как Даниил и Иосиф, относились с уважением.

Те, кто поняли откровения, данные им от Господа, например Авраам или Соломон, стали великими и мудрыми.

Те, кто прислушался к своим внутренним переживаниям, например как апостол Павел или Иезекииль, стали великими миссионерами и пророками.

«Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15:7).

На заметку : Через сны Бог дает нам совет каждую ночь.

II. Вступление.

Дар сновидений

Бог по своей благодати привел в мою жизнь Германа Риффеля, чтобы научить меня христианскому подходу к толкованию снов. Это была еще одна тема в Библии, которую я никогда серьезно не рассматривал, возможно, потому что сны не входят в сферу внимания нашей рациональной культуры. Поэтому она смотрит на них, задрав нос, и считает, что они просто результат острой пищи, съеденной на ночь. Естественно, такого взгляда в Писании не найдешь, к тому же Библия снова и снова безоговорочно повторяет, что именно Бог говорит к нам через сны (Числ. 12:6; Деян. 2:17), и что именно Бог научает нас, через сновидения (Пс. 15:7).

Казалось бы, имея такие серьезные заверения и такую великолепную возможность получать совет от Бога каждую ночь и совершенно бесплатно, мы все с радостью должны броситься записывать свои сны и потом просить у Бога истолкования. Однако, скорее всего, даже среди 10 000 христиан не найдется ни одного человека, которого когда-либо официально учили толковать сны. Это просто поражает!

Герман Риффель научил меня слышать, что говорит Бог через мои сны. Он помог мне исследовать Писание и выяснить, как Бог обращается и толкует сны, чтобы я мог научиться толковать свои сны, и сны тех, кого я консультирую. Какой благословенный дар!

Впервые я познакомился с Германом Риффелем недалеко от г.Торонто в провинции Канады Онтарио. Я проводил семинар «Как слышать голос Божий» в одном городе, а Герман в этом же городе проводил семинар «Христианское толкование снов». Поскольку мой семинар завершился немного раньше, я пошел, чтобы послушать концовку его семинара и познакомиться с ним лично. Эта встреча стала началом развития прекрасных отношений, и позже мы смогли пригласить его в нашу церковную Библейскую школу, и записать на видеокассеты 12 часов учения о принципах христианского толкования снов. На кассетах записано, как он задает вопросы студентам и толкует их сны. Это впечатляет! Прямо живой Даниил. Мы записали учение этого человека на аудио и видео кассеты, чтобы передавать Церкви накопленные им знания христианского толкования снов. Это большое благословение для Тела Христова!

Теперь я могу класть мой дневник рядом с кроватью и записывать свои сны, когда проснусь. Потом я прошу Бога дать мне толкование этих снов. Когда, успокоившись, я прислушиваюсь к Его голосу, то использую те же четыре ключа, которые обнаружил, когда только учился слышать голос Божий. Я успокаиваюсь, вспоминаю образы со сна, настраиваюсь на спонтанность и прошу Бога помочь мне понять символы, которыми сон сообщает мне что-то. На последующих страницах перечисляются несколько прекрасных библейских принципов, которым учит Герман, и которые являются для меня большим подспорьем в понимании того, как рассматривать сон.

III. Принципы христианского толкования снов.

Определение сна и видения:

  1. Сон – «последовательность образов, и т.п., проходящих через разум спящего человека» (Словарь Вэбстэра).
  2. Видение – «умственный образ» (Словарь Вэбстэра).
  3. «Во сне, в ночном видении…» (Иов 33:15).

Из этого стиха вы увидите, какую близкую связь евреи видели между сном и видением. Слова звучат почти что как синонимы.

Как сны, так и видения подразумевают рассматривание образов на «экране» внутри нашего ума. Часто мы считаем сон потоком таких образов, когда человек находится в состоянии сна, а видение – поток таких образов во время бодрствования человека.

4. Фантазии – это самостоятельное использование ЧЕЛОВЕКОМ его способности видеть образы. Это не поощряется, и, возможно, именно об этом говориться в Екклесиаста 5:6. Лучше отдать глаза вашего сердца в распоряжение Бога, и попросить Его наполнить их свыше потоком снов, видений и благочестивых образов.

Искусство толкования сна

Лучше всего можно увидеть библейскую ценность снов, исследовав 220 случаев упоминания снов и видений в Библии. Многие из этих упоминаний описывают полностью всю историю сна, и рассказывают, какие откровения и поступки последовали за ним. Далее мы с вами проведем исследование почти 1000 стихов из Писания, стремясь определить библейский подход к снам. Мы пройдем от Бытия до Откровения, исследуя слова: сон, сновидец и видение . С молитвой размышляя над каждой историей о сне, мы сможем прийти к уравновешенному и полному библейскому взгляду на сны.

Мы узнаем, как Бог говорит через сны. Исследуем язык снов: символы, буквальное значение, или и то, и другое.

В Библии записано много снов, которые используют язык символов. В некоторых случаях, за сном следует истолкование этих символов. Мы исследуем эти истолкования, чтобы избавиться от настороженности к символам в наших собственных снах.

Некоторые символы имеют универсальное истолкование, а другие символы связанны только с каким-то конкретным сном. Это касается не только библейских рассказов о снах, но и снов в наши дни.

Мы узнаем, что «Бог дарует толкование»; поэтому мы будем учиться приносить наши сны к Богу, и полагаться на то, что Он раскроет значение сна через общение и ведение дневника.

Очевидно то, что Бог говорил через сон во все времена от Бытия до Откровения, и нигде не предупреждал, что Он перестанет это делать. Поэтому пришло время Церкви открыть Её уши и слушать, что говорит Бог этим путем.

Когда мы будем проводить исследования, то будем просить в молитве: «Господь, покажи нам то, что Ты желаешь, о снах и их толковании».

Это руководство по исследованию создано для того, чтобы им занимались в классе под руководством наставника, в помощь которому написано «Руководство для наставника» (Часть 2).

Читая, ищите библейские принципы , относящиеся к снам и видениям.

Бог общается с нами не только, когда мы бодрствуем, Он также наставляет нас ночью через наши сны.

«Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15:7).

Студент, Рыба и Агассиз

Перед тем, как изучать указанные в этой книге места Писания, прочитайте следующую статью. «Студент, Рыба и Агассиз» касается вопросов внимательного и вдумчивого исследования отрывков, над которыми вам необходимо размышлять.

Более чем пятнадцать лет тому назад, я зашел в лабораторию профессора Агассиза и сказал ему, что записался на научные занятия как исследователь естествознания. Он задал мне несколько вопросов о цели моего прихода, о моем прошлом в целом, в каком направлении я собираюсь использовать полученные знания впоследствии, и, в конце концов, хочу ли я иметь основательные знания по всем разделам зоологии. Я имел намерения особенно посвятить себя исследованию насекомых.

«Когда Вы хотите начать?» - спросил он.

«Прямо сейчас», - ответил я.

Ему это, похоже, понравилось, и бодро сказав «Очень хорошо», он достал с полки большую банку с заспиртованными образцами.

«Возьми эту рыбу», - сказал он, - «и исследуй ее; мы называем ее Гемулон; периодически я буду спрашивать тебя, что ты увидел».

На этом он ушел, но через мгновение вернулся и дал мне обширные наставления, как надо обращаться с вверенным мне предметом.

«Человек не может быть натуралистом», - сказал он, - «если он не умеет заботиться об образцах».

Я должен был класть рыбу перед собой на жестяной поднос, и периодически увлажнять поверхность спиртом из банки, не забывая потом плотно закрывать банку крышкой. В то время еще не было пробок с матового стекла и выставочных колб элегантной формы; тогдашние студенты помнят огромные бутылки из ожерельного стекла с мокрыми вымазанными воском экземплярами, которые были наполовину съедены насекомыми и выпачканы подвальной пылью. Энтомология была более чистой наукой, чем ихтиология, но пример профессора, который без колебаний «нырнул» рукой на дно бутылки, чтобы достать рыбу, был заразительным. И хотя от его спирта несло «древним и рыбным запахом», я не осмелился показать ни малейшего отвращения, находясь на этой священной территории, и обращался со спиртом, словно он был чистейшей водой. Однако я чувствовал находящее на меня расстройство, поскольку рассматривание рыбы было не как не подстать пылкому энтомологу.

Через десять минут я рассмотрел все, что только можно было, в этой рыбе, и пошел на поиски профессора, который, как оказалось, ушел из музея; и когда, поглазев на некоторых разрозненных животных, хранившихся в верхнем зале, я вернулся в лабораторию, мой экземпляр был совершенно сухой. Я плеснул жидкость на рыбу, словно пытаясь привести ее в сознание, и с тревогой ожидал возвращения нормального слизистого вида. По окончании этого небольшого волнующего эпизода, ничего другого не оставалось делать, как вернуться к рассматриванию моего молчаливого компаньона. Прошло полчаса, час, еще один час; рыба начала вызывать у меня омерзение. Я повернул ее на другую сторону, покрутил туда-сюда; посмотрел ей в лицо – жуткое зрелище! Я был в отчаянии; уже раньше я пришел к выводу, что пора бы пообедать, поэтому с большим облегчением я аккуратно вернул рыбу в банку, и был свободен на целый час.

Вернувшись, я узнал, что профессор Агассиз был в музее, но снова уехал и вернется не раньше, чем через несколько часов. Мои сокурсники были слишком заняты и не могли отвлекаться на постоянные разговоры. Медленно я снова достал противную рыбу. Было запрещено использовать любые инструменты. Мои две руки, два глаза и рыба; казалось, что поле для исследования крайне ограниченно. Я засунул пальцы ей в пасть, чтобы проверить остроту ее зубов. Потом я начал пересчитывать чешуйки в разных рядах до тех пор, пока не убедился, что это бесполезное занятие. Наконец меня осенила счастливая идея – я нарисую эту рыбу; и тогда, к своему удивлению, я начал обнаруживать новые черты этого существа. И именно в это время вернулся профессор.

Он внимательно слушал мой краткий доклад о структуре частей, название которых были мне еще не известны; о бахромчатых краях жабр и подвижных покрышках; о порах на голове, мясистых губах и глазах без век; о поперечных полосах, шиповидном плавнике и раздвоенном хвосте; о сжатом и изогнутом туловище. Когда я закончил, он не спешил отвечать, словно ожидая продолжения, а потом с ноткой расстройства сказал: «Вы не очень внимательно осмотрели; почему?», - продолжил он, с большим напором, - «Вы не заметили одной из самых броских характеристик животного, которая у вас прямо перед глазами, как и сама рыба. Посмотрите снова, присмотритесь еще!» - и он оставил меня на дальнейшие страдания.

Я был раздражен и подавлен. Еще глазеть на эту несчастную рыбу? Но теперь я заставил себя приняться за работу с большим энтузиазмом, и начал замечать новые черты одну за другой, пока не убедился, что критика профессора была очень дельной. Незаметно приблизился вечер, и к концу рабочего дня профессор поинтересовался:

«Ну что, уже нашли?»

«Нет», - ответил я, - «уверен, что еще нет. Но я вижу, как мало я заметил сначала».

«Это уже большое достижение», - ответил он радостно, - «но я не буду выслушивать вас сейчас; положите на место свою рыбу и идите домой; думаю, что завтра утром ваш ответ будут звучать лучше. Я проверю вас перед тем, как вы займетесь рыбой».

Это совсем сбивало с толку; я не только должен был думать о своей рыбе всю ночь, изучая, без самой наглядности, что же может быть этой неизвестной, но явной чертой, но также, без повторного осмотра моих новых открытий, четко изложить их на следующий день. У меня была плохая память; поэтому я шел домой вдоль Чарльз-реки в смущенном состоянии от моих трудностей.

На следующее утро радушное приветствие профессора звучало довольно утешительно; передо мной был человек, который, казалось, так же как и я сам, хотел, чтобы я увидел то, что видит он.

«Возможно, вы имеете ввиду», - спросил я, - «что у рыбы симметричные стороны с парными органами?»

Его явно довольное «Конечно, конечно!» было наградой за бессонные часы ночи. После небольшого объяснения, которое он, как всегда, делал с радостью и энтузиазмом, о важности этого пункта, я решился спросить, что мне делать дальше.

«О, рассматривайте свою рыбу!» - сказал он, и оставил меня на мое собственное усмотрение. Немного меньше, чем через час он вернулся и выслушал мой новый список.

«Хорошо, хорошо!» - ответил он. - «Но это еще не все; продолжайте». И так три долгих дня подряд он клал рыбу передо мной, запрещая мне смотреть на что-либо другое, или использовать искусственные средства. «Смотрите, смотрите, смотрите»,- повторялось указание.

Это был самый лучший энтомологический урок, преподнесенный мне – урок, который влиял на все детали последующих исследований; наследие, которое профессор подарил мне, как и многим другим, наследие неизмеримой ценности, которое не купишь, и с которым не расстанешься.

Годом позже несколько моих сокурсников и я развлекались, рисуя мелом на доске всяких диковинных животных. Мы рисовали скачущих морских звезд, беспощадно дерущихся лягушек; червей с головами гидры; неторопливо вырисовывали рыб, стоящих на хвостах, важно несущих зонтики; карикатуры рыб с открытыми ртами и выпученными глазами. Профессор как раз подошел и посмеялся вместе с нами над этими экспериментами. Он присмотрелся к рыбам.

«Гемулон, каждая из них», - сказал он. «Мистер _________ нарисовал их». Так и было; и до сегодняшнего дня, когда я пытаюсь нарисовать рыб, получаются все равно гемулоны.

На четвертый день вторая рыба из той же группы была помещена рядом с первой, и мне предложили указать на схожесть и разницу между ними; потом появилась еще одна рыба, потом еще одна, до тех пор, пока всё семейство не лежало передо мной, и множество банок заполнило стол и полки рядом; запах стал приятным ароматом; и даже сейчас вид старой шестидюймовой поеденной червями пробки вызывает благоуханные воспоминания.

Таким образом, вся группа гемулонов была вынесена на рассмотрение; и чем бы я ни занимался: рассечением внутренних органов, подготовкой и исследованием строения тела или описанием разных частей, всегда использовался урок, преподнесенный Агассизом в методе исследования фактов и их упорядочивания, который подталкивал не довольствоваться достигнутым.

«Факты – глупая вещь», - бывало говорил он, - «пока их не соединишь с некоторыми общими законами».

В конце восьми месяцев, несколько неохотно я оставил этих друзей и перешел к насекомым; но то, что я получил благодаря этим дополнительным занятиям, имело большую ценность, чем годы последующих исследований в моей любимой сфере.

Запишите выводы, которые вы можете сделать с этой истории и применить в своих последующих изучениях. И потом применяйте их. Еще раз повторю: применяйте их . Сознательно используйте эти принципы, пока они не станут естественной и неотъемлемой частью вашего размышления над словом Божьим.

Библейское размышление : принципы, которые изображались в истории о «Студенте, Рыбе и Агассизе» - это принципы, которым человек должен следовать, размышляя над Библией. Ниже приведен обзор принципов библейского размышления.

Сон, дарующий защиту

Я обращала внимание на свои сны еще с очень раннего возраста. Помню, как в пятилетнем возрасте я приходила в восторг от приключений, которые переживала во время сна. Также в таком возрасте Бог влиял на мою жизнь через мои сны. Его оберегающая рука уже была на мне, и Он сохранил меня от верной беды и ран, предупредив меня во сне, чтобы я не каталась на санках с горки, внизу возле которой проходила дорога.

На следующий день после этого сна, я играла со своими друзьями, и когда подошла моя очередь съезжать с горки на санках, Дух Святой напомнил мне сон. И я не села на санки, а просто пустила их катиться с горки пустыми. Когда санки докатились до участка, горка встречалась с дорогой, неожиданно выехала машина, ударила санки и еще протащила их пару метров, прежде чем остановиться. Память об этом сне никогда не оставляет меня, и до сих пор моё сердце переполняет благодарность и восторг от того, как Бог может общаться с нами через сны. /Джоханна Терн/

Эпилог

Один университетский наставник написал об одном своем наблюдении: когда студентам дают задание шесть месяцев вести дневник их снов, то часто они самостоятельно начинают убеждаться, что живой Бог старается общаться с ними через сны. Это открывает целую новую возможность для благовестия. /Марк Веклер/

Кошмар

Я еду в микроавтобусе по улице, на которой живу, и маленькие дети играют на краю дороги. Микроавтобус резко сворачивает и наезжает на детей. Я вижу, как окровавленные и пораненные дети разлетаются по обочине дороги. Я поворачиваюсь к водителю и умоляю его остановиться, чтобы я смогла помочь детям, но микроавтобус начинает ехать по дороге еще быстрее. Чтобы я ни говорила и ни делала, водитель не останавливается.

Исцеляющий сон

Этот сон начался с тех же событий, что и кошмар. В этот раз после попыток умолять и уговаривать водителя остановиться, я развернулась и сказала: «Я больше не позволю, чтобы такое происходило», я выпрыгнула с машины, и покатилась по траве на обочине. Было больно: я ударилась коленами, содрала кожу на руке, и со лба шла кровь. Но я вскочила на ноги и начала искать пораненных детей, безудержно молясь, чтобы они не умерли. Наконец я нашла одного ребенка. Я схватила его на руки, плача от боли, которую, я знала, он чувствует. Он был весь в грязи и синяках; его лицо казалось изуродованным. Но я сразу же почувствовала любовь к этому ребенку. Я понесла его к пруду рядом. Помыв нас обоих, зашила его одежду и укрыла его маленькое тело. Прижимая его к груди, я накормила малыша и помолилась, чтобы он выжил. Пока я кормила и заботилась о нем, он начал очень быстро расти. Прямо на моих глазах за один день он перестал ползать по траве и начал бегать и пытаться поймать бабочек, потом стал подростком, ловящим рыбу в пруде, а потом взрослым юношей. Он был очень красивый, и я знала, что он хороший человек, нежный и заботливый. Мое сердце переполняла любовь к нему и гордость за то, каким сильным, здоровым юношей он стал. Я знала, что моя бескорыстная забота принесла этот рост и зрелость.

Юноша повернулся ко мне, протянул руку и позвал пройтись с ним. Мы прошлись про прекрасному лесу, потом по лужайке, покрытой травой и чудесными цветами. Возле лужайки бежал кристально чистый ручей, журчащий и шумящий по камням.

Юноша повел меня в воду, глубже и глубже. Какое бодрящее чувство! Мне казалось, что вода протекает сквозь меня. Потом мы вышли из воды на берег, и там лежали длинные белые легкие одежды для нас обоих. Мы оделись в них, и пошли к скатерти, расстеленной на земле. На скатерти стояло блюдо с фруктами и тарелка с сыром и крекерами. Поев, мы встали, чтобы снова походить. Я начала задумываться, кто этот юноша – такой добрый и заботливый, который вырос так быстро из малыша, лежащего у меня на руках. И что произошло с остальными детьми, которых я не нашла? Где они? Они в порядке?

Вскоре похолодало, и солнце начало заходить. Юноша и я прилегли отдохнуть. Когда я проснулась, то увидела рядом ручку и тетрадь, и начала записывать произошедшее со мной. Когда я писала, то почувствовала, что Бог говорит мне: «Я всегда буду с тобой». Пока я записывала Божьи слова ко мне, юноша встал и подошел ко мне. Его образ слился с моим, и я вдруг поняла, что он часть меня, Христос во мне, которого я не питала, и о котором не заботилась.

Я услышала далекие звуки, подняла глаза и увидела ягненка, ферму и львенка. Я подошла к ним, и они весело побежали. Я пошла за ними, но вдруг поняла, что я уже не в прекрасном лесу, а в каком-то непроходимом темном ужасном месте. Из темноты выскочило трехглавое чудовище. Оно прыгнуло на меня. Это чудовище окружило меня своими длинными лапами. Я выкручивалась, боролась, отчаянно пыталась убежать, но не могла. Это чудовище было слишком сильным для меня.

Когда мои силы иссякли, и я больше не могла бороться, юноша вышел из меня и снова предстал в отдельном образе. Он так и был одет в белое, но теперь на нем еще был шлем, кольчуга, сапоги, и он держал меч. Он поднял меч на чудовище, этот уродливый трехглавый монстр убежал в глубину темного леса. От изнеможения я упала на землю.

Юноша повернулся, поднял меня и вынес из темного леса в освещенный сад. Он понес меня обратно к реке и к глубокой кристально чистой воде. Я снова почувствовала освежение и мир. Мы вышли из реки на берег; на берегу лежала сухая одежда. Я высохла и надела длинную белую мантию. Я повернулась и поблагодарила юношу. Подул холодный ветерок – но юноша уже предвидел мою нужду, потому что подал мне длинный бархатный пурпурный хитон, и одел мне на плечи. Потом он прикоснулся к моим волосам, и они мгновенно высохли, и у меня на голове появилась диадема из бриллиантов и золота.

Он повел меня к ковру, расстеленному на траве, и пригласил присесть рядом с ним. Когда я села, то увидела несколько подарков из серебра. Он сказал, что они все мои. Я перевела взгляд на лужайку, и мое сердце подпрыгнуло от радости, когда я увидела детей, беззаботно играющих в саду. Один ребенок подошел ко мне, поднял один из подарков и подал мне. Это был серебряный браслет с амулетами. Когда я прикоснулась к серебряному амулету, он превратился в искусно выточенный деревянный кларнет. Я начала играть на нем. Дети танцевали на лужайке, кроме одного ребенка, который подал мне этот подарок. Этот ребенок подходил все ближе и ближе ко мне, пока его образ не слился со мной.

Потом второй ребенок показал мне, что на браслете есть еще один серебряный амулет; это было пианино. Когда я прикоснулась к амулету, он превратился в рояль. Я села и начала играть на рояле, а дети танцевали и махали красивыми ленточками. Ребенок, который показал мне этот подарок, подошел ко мне и тоже исчез во мне. Я слилась с ним воедино.

Следующий ребенок подошел, чтобы подать мне подарок – красивую музыкальную шкатулку. Ребенок завел шкатулку, зазвучала прекрасная музыка, и я начала петь. Все дети запели со мной, поднимая руки и восхваляя Небесного Отца. И теперь этот милый ребенок слился со мной воедино.

Четвертый ребенок опустился на колени, чтобы подать мне серебряную кисть для рисования. Когда я прикоснулась к кисти, она стала обычной кисточкой для рисования, и передо мной появились мольберт и бумага. Я начала рисовать и делала это с большим удовольствием, когда вдруг поняла, что кто-то стоит у меня за спиной. Это был тот самый юноша. Я попробовала спрятать от него мои рисунки. И он спросил, почему я хочу их спрятать. Я сказала, что уверена, что ему это будет не интересно. Но, заглянув мне через плечо, он начал восторгаться разнообразием красок, которые я изобразила на бумаге.

У меня была нарисована радуга, яркие звезды, желтая луна и разноцветные яркие цветы на зеленом поле. Я знала, что каждый предмет имеет для меня особое значение, и вдруг меня перестало волновать, нравится кому-либо эта картина или нет, потому что мне приносило удовольствие мазками соединять эти краски в чудесную картину, радующую мой глаз. И так еще один ребенок слился со мной воедино.

Юноша пригласил меня отдохнуть с ним немного. Он подал мне мою ручку и тетрадь, и я начала записывать все, что увидела и почувствовала. Потом я поняла, этот юноша – также часть меня, и он так сильно желает заботиться обо мне, любить меня, и учить меня становиться здоровой и полноценной.

Я подняла глаза и увидела, что ко мне приближается один мой хороший друг. На нем были длинные белые одежды, и в руке он нес книгу и ручку. Он наклонился и поднял последний подарок. Это была серебряная роза на длинном стебле, но когда он прикоснулся к розе, она налилась чудесным розовым цветом. Я поняла, что я действительно становлюсь прекрасной розой, которой он пожелал мне быть.

После того, как я проснулась, я достала из своей Библии хранящуюся там записку от друга. Вот, что в ней я прочитала:

«Вся жизнь подобна розе. Она начинается с маленького бутона, очень крохотного и закрытого. По мере роста он становится больше и красивее. Такой да будет твоя жизнь. Ты будешь расти, и по мере этого твоя красота и великолепие будут все больше раскрываться, пока ты полностью не расцветешь, чтобы все увидели твою изумительную красоту».

Толкование сна

Первая часть сна приносила мне много расстройств на протяжении нескольких лет. Я часто просыпалась с чувством полного отчаяния и беспомощности. Я думаю, что дети, которых сбивала машина, символизировали, в первую очередь, внутреннего ребенка во мне, которому не оказывалась необходимая забота и уход. Это также были символы служения, на которое поставил меня Бог, чтобы заботиться и питать детей, чтобы они росли в их жизни с Богом. Машина символизировала мощное разрушение, которое сатана хочет навести на нас.

Мальчик, который вырос в такого прекрасного юношу, скорее всего, символизирует Христа во мне, Который желает направлять, защищать, и вести меня к полноценной жизни. Я вспоминаю Филипийцам 2:12 и 13, где нас побуждают «совершать свое спасение со страхом и трепетом, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие». Благодаря моей готовности посвящать Ему мое внимание, Он в ответ мог растить и направлять меня в полноту Божьего обильного благословения. Вспоминаю стих 7 из 15 псалма, где сказано: «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя».

Трехглавое чудовище, которое таилось в лесу, символизирует три сферы моей жизни, с которыми разбирается Бог. Чудовище казалось мне таким огромным для меня потому, что эти сферы кажутся мне совершенно непреодолимыми. Но благодаря сну, словам, которые я увидела во сне, и юноше, который вступился в бой за меня, я имею больше уверенности, что Бог победит, уже победил в этой битве, и Он всегда рядом, чтобы защитить и направить меня в каждой ситуации.

Я почувствовала уверенность, что Дух Святой всегда рядом, чтобы освежить нас и исцелить наши раны.

Я знала, что каждый серебряный дар – это была та часть меня, которую я отложила в сторону, и больше не давала ей места в моей жизни. Поскольку я пренебрегала этими Божьими дарами, они превратились в заброшенные места, вопиющие об исцелении. Каждый дар был отложен в сторону потому, что меня заставили думать, что это все не имеет ценности, не для чего не годится, или не достаточно хорошее, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. Дар игры на кларнете я когда-то развивала на протяжении восьми лет, но мне казалось, что я не добиваюсь достаточных успехов, поэтому я это занятие забросила.

Когда значение сна раскрывалось предо мною больше и больше, я получала благословение от осознания, что мой Бог заботится обо мне, что Он говорит ко мне не только днем во время молитвы и ведения дневника, но продолжает приносить исцеление и назидание в мой дух, даже когда я сплю.

Я уверена, что потоки воды в этом сне говорили мне о необходимости в моей жизни чаще позволять Духу Святому освежать меня, утешать меня, и приносить мир моей встревоженной душе. Белые одежды

говорили о моей чистоте во Христе, когда я выходила из вод Духа Святого. Еда, приготовленная перед нами, напомнила мне о пище, которую мне необходимо принимать каждый день с Божьего Слова.

Когда юноша подал мне книгу и ручку, я поняла, что было исцеляющее благословение в ведении дневника, которое я забросила из-за других забот в жизни. Я позволила обстоятельствам украсть у меня это благословение. И Бог мягко побуждал меня сделать ведение дневника частью моей жизни, потому что мой дневник может позволить Христу быть моим лучшим другом, который мне так необходим.

Играть на пианино мне когда-то очень нравилось, но поскольку мне казалось, что я не достигаю большого умения в игре, я это забросила. Пение было занятием, которое я больше всего берегла, но даже его я забросила из-за разных комплексов и неуверенности. Кисть символизировала мои творческие способности, которым я не позволяла развиваться. Эта часть сна была особенно мне дорога, потому что теперь я чувствую свободу заниматься тем, что приносит мне удовольствие, что бы там другие ни думали.

Размышляя над всем этим в моем сердце, я увидела, что все эти сферы моей жизни – это дары, которые мне дал Бог, чтобы выражать Его творчество через меня. В результате этого понимания, я почувствовала огромную свободу позволять этим способностям во мне развиваться и расти. Я больше не боюсь критики, осуждения или отвержения, но я решаю в ответ благословлять Бога теми дарами, которые Он по своей благодати дал мне.

Этот сон принес много исцеления в мою жизнь. Я начала учиться принимать в свою жизнь то, что прежде отвергла или забросила, и это убрало с меня груз чувства отвержения, которое, как я открыла для себя, исходило из таких глубин моей души.

Как жена пастора, как христианка с 15-летним стажем, учавствующая на полном служении в нашем Отделе Христианского образования при нашей церкви, я истинно рада видеть, что Бог еще так много хочет сделать в моей жизни. Я лично поняла, что когда я учусь прислушиваться к моим снам, обращаю внимание на них и поступаю, руководствуясь тем, что Бог показал мне через них, в мою жизнь приходит исцеление, направление и наставление, огромный рост и полноценность. / Шерил Спиллер /

Занятие № 1 – Обзор курса

Для дополнительной информации просмотрите

«Примерный план занятий № 2-9».

Цели:

  1. Дать обзор курса, чтобы показать перспективу и сконцентрировать внимание на основных пунктах.
  2. Обосновать основное понятие о том, что сон – это язык, к которому нужно относиться серьезно.

А. Вступление

1. Поклонение

2. Молитва

3. Знакомство участников семинара и учителя

Б. Обзор курса

1. Ознакомление с программой курса.

2. Ознакомление с «Содержанием» и списком требуемых ссылок.

3. По возможности расскажите случай со сном и его толкованием из своей жизни.

4. Дайте определение:

СОН – наставление от Господа или совет моего сердца в то время, когда я сплю .

ВИДЕНИЕ – сон, который мы получаем в состоянии полного и частичного бодрствования.

5. Сделайте копии «Графика активности мозга», изображенного на следующей странице; раздайте присутствующим и объясните его.

В. Библейский обзор – Бог говорит через сон .

1. Числа 12:6 – «… слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то я открываюсь ему в видении, и во сне говорю с ним».

2. 1 Царств 28:6 – Сны: один из путей, который Бог использует для общения с нами.

3. От Бытия до Откровения (то есть, от Бытия 15:12 до всей Книги Откровения)

4. Иов 33:12-18 – Уравновешивающая природа снов может указывать на то, что Бог призывает человека к балансу.

5. Даниила 2:27-30 – «чтобы ты узнал помышления сердца твоего». Это указывает на библейское основание утверждения К.Г. Юнга о том, что сны это голос подсознания к сознанию.

Западный мир решил, что человек может найти Бога через рациональное мышление, или общественный опыт, или образование, или формальное поклонение – через что угодно, кроме его собственной души, которая на самом деле является ведущим источником религиозных переживаний. Сны открывают нам возможность прямого контакта с живым Богом.

Г. Перерыв

Занятие № 10

Запланируйте заранее провести это занятие в помещении, удобном для молитвы. Помогите студентам открыть их сердца для видения (об этом написано в 9 главе книги «Adventure Inward»).

Начните встречу с хорошего поклонения и молитвы. Потом расскажите о ценности лучшего познания себя, что бы вас не носили из стороны в сторону ваши чувства и желания, как это часто бывает. Очень полезно познакомиться с этими разными силами внутри вас, увидеть, как они могут эффективно действовать в единстве друг с другом и со Христом.

В этом познании нам поможет видение. Успокойтесь, представьте себя в бревенчатом домике, возле озера, в холодный дождливый вечер, в камине пляшет теплый огонь, и вы сидите перед ним в кресле-качалке.

Вы слышите стук в двери и идете открывать. На пороге стоит человек и просится войти. Приглашая его в дом, вы понимаете, что он символизирует одну из действующих в вас сил, или желаний, или частей вашей личности. Человек садится возле стола, и вы начинаете разговаривать. Вскоре вы слышите еще стук в двери, и приходит еще один человек, который символизирует еще одну часть вашего естества. В конце концов, придет несколько человек, включая Иисуса, и они будут вместе вести беседу. В этом заключается творческий и исцеляющий аспект этого видения. Это значит, что человек четко распознал разные силы, действующие внутри него, и добился того, что они могут вместе вести диалог в присутствии Христа. Иисус будет говорить к ним, помогая им решить их ссоры, и занять их правильные места. Посоветуйте студентам на протяжении всего этого эпизода делать записи в дневнике. Дайте им на это около 45 минут, и при возможности предложите им разойтись по разным комнатам и местам. Подчеркните, что это должно быть спонтанное переживание, а не придуманные образы. Вы должны позволить, чтобы из вашего сердца поднялось то, чем оно живет, и что желает выразить.

Вы, как наставник, должны сначала удачно пройти это видение сами, чтобы потом могли расположить студентов рассказ

Загадочность сна… кто пишет их сценарии? Да такие! За последние
несколько ночей я вместе с Путиным посетил страшно запущенный ин-
тернат для неполноценных детей. Сидел со Сталиным, обсуждая детали
дома (он просил меня построить для него), обучался в китайском спецна-
зе, демонстрировал чудеса, удивлявшие известных иллюзионистов. Откуда
это берется? Что делать с виденным? Бежать к толкователям снов? Не на-
бегаешься. Купить «Сонник»? Натолкуют такое, что будешь жить в страхе,
а все мысли - в плену ожидаемых событий.

А) Что говорит Библия о снах? «Сновидения бывают при множестве
забот» (Еккл. 5:2).

Тело, пропустив через себя дневную массу видео и звукоинформации,
наработавшись, отключает на ночь слух и зрение. Глаза и уши нуждаются
в отдыхе. Но там, за гранью реальности, мы снова видим и слышим, гово-
рим и активно участвуем в различных историях. Это уже - душа, которой
не требуется ночной отдых.

Древние города были окружены стенами. Городские ворота, открытые
днём, пропускали всех желающих и закрывались на ночь. И оставались
в городе разные люди: путешественники, торговцы, жулики, шпионы…
и каждый принимался за своё дело.

Происшедшее за день, часто становится идеей сценария для сна, по-
рою предельно изменённой игрою воображения и фантазии, а иногда
очень похожей на действительность. Вспоминаю былое,

В застойные времена для христианской молодежи было опасной ро-
скошью «выбить» автобус, например для маевки. Через знакомых мы од-
нажды «выбили» и уехали в горы. Нас прельстила лощина в стороне от до-
рог и посторонних глаз. Съехали вниз. Место отличное. Но днем прошел
ливень, травянистые склоны раскисли и мы оказались в ловушке. До трех часов ночи мы безуспешно толкали автобус наверх, пока в соседнем кол-
хозе не нашли трехосный «Урал».

Через неделю мы посетили церковь в другом городе. Нас мальчишек
уложили в отдельной комнате на полу, как скумбрию в баночке. В углу,
стояла единственная койка. Глубокой ночью один из спящих на полу вско-
чил, что-то громко бормоча, схватился за спинку кровати и давай дёргать
её. Все проснулись.

Что ты делаешь?

Как что? автобус толкаю.

Прав Соломон, что при множестве забот бывают сновидения. Стро-
итель часто продолжает во сне строить. Влюблённый тоже продолжает
свою встречу. Студент - грызёт гранит науки. «Во множестве сновидений
много суеты», - завершает свою мысль (Екк. 5:6).

Но читающим Библию известны и другие места Писания.

«Старцы ваши, сновидениями вразумляемы будут».

«Юноши ваши будут видеть видения» (Деян. 2:17).

Утонув в дневной суете, в шуме будней человек не может расслышать
голос Божий. Он яснее слышен в душевной тишине. Поэтому Господь ино-
гда использует сон для разговора с человеком. Сон Авраама, сны Иосифа,
сновидения Навуходоносора и фараона.

Ближе к нам: сон Ломоносова, Авраама Линкольна и матери декабри-
ста Рылеева (подробности в книге «Человек»), там же описаны сны моего
соработника, и «водителя за три ночи».

Но сны от бога - это не всегда и нечасто, и они не нуждаются, как
правило, в толкователях, «бог говорит однажды и, если того не заметят,
в другой раз, во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во
время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатле-
вает Своё наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предпри-
ятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти…»
Иов. 33:14-18. И каждый верующий, хоть однажды, видел такой сон.

Я - тоже. Но это были считанные за долгую жизнь сны. А остальных -
несчётное множество.

Толкование снов

Я пока не говорю о «Соннике», а о попытках верующих людей оты-
скивать для себя и других скрытый смысл виденного. И здесь - горе
впечатлительным!

Одна вот такая верующая, увидев что-то во сне, подняла ночью всю
семью, верующих и не верующих, заставила всех хорошо одеться и рас-
сказала, что бог вынес приговор их семье. Этот поступок отбросил неве-
рующих еще дальше от веры.

Есть сны-покушения на чьё-то счастье, на сердечный и семейный
мир. Муж увидел во сне, что его жена заигрывает с кем-то. А в другой семье
жена увидела во сне неверность мужа. Просыпаются с тяжелым чувством,
подозрительно посматривают на вторую половину (уж не откровение ли
это?) и вот уже звучат контрольные вопросы, и любящие люди постепенно
превращаются в два айсберга в одной квартире.

Есть сны-искушения. По ним христианин может проверить уровень

своей праведности. Если я позволяю что-то во сне, значит не всё у меня
благополучно и наяву. Пусть это будет даже только на уровне помыслов
и фантазии. Я лично в молодости выверял себя таким образом. И не жалею.

Верно, истолковать сны от Бога могут лишь те, кому Он дал такой
дар. И таких - единицы. А толкователей слишком уж много, и их толко-
вания - ложь.

Это мнение самого Бога.

«Я слышал, что говорят пророки, Моим Именем пророчествую-
щие ложь они говорят: мне снилось, мне снилось. Долго ли это будет
в сердцах пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман
своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени
Моего посредством снов своих… Пророк, который видел сон, пусть
и рассказывает его, как сон».

Господь не каждый день давал откровения и поручения Своим про*
рокам. А звание пророка обязывало, и шли к ним люди узнать волю
Божью. И они сползали в область толкования снов. Это раздражало Гос
пода: «Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые
рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обма-
нами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им»
(Иер. 23:28, 32).

Помимо ложных пророков было немало тех, чьей профессией было
толковать сны и предсказывать будущее. Их называли терафимы и вещуны:

«Терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают
сны лживые» (Иер. 10:2).

И они проводятся Богом по одной статье с гадателями, волшебниками
и звездочётами (астрологами). Иер. 27:9.

Преступление их состоит в том, что они, во-первых: вносят ложь и за-
ставляют людей верить лжи. Во- вторых, вносят смятение в народ и уво-
дят его мысли в плен ожидаемых предсказанных ими событий, которые
может быть, никогда не сбудутся. В-третьих, всё это чаще всего подается,
как Божья воля. В-четвертых, пользуясь туманом в понятиях о сути сна,
демоны сбивают ориентиры и начинают владеть умами тех, кто должен
принадлежать только Богу. Вещуны льют воду на диавольскую мельницу
и практически идут против Бога.

Целина снов

Сон - это для многих земля, не тронутая плугом. Если нам действи-
тельно недостаёт времени для изучения Библии, для творческой работы,
то часы ночного сна - это дополнительные 7-8 часов замечательного
времени, когда не надо идти на работу, бежать на рынок, сидеть на кухне,
толкаться в автобусах. Во сне эти помехи отсутствуют там можно разви-
вать темы, писать стихи, ловить приходящие откуда-то мелодии. Только
до этого нужно привести себя в порядок в дневное время, а перед сном
утонуть в духовных размышления.

Виды снов

Гипноз. Христианину следует избегать его. Я присутствовал на вы-
ступлении гипнотизера Василия Ерёмина. Он, указывая залу на застывших
в разных позах людей на сцене, сказал: «Я уеду. Но на стенах домов ещё
долго будут висеть афиши с моим портретом. И любой из них может, гля-
нув на него, впасть в состояние транса. И освободить его смогу только я
по телефону или по телеграмме. Я теперь имею власть над ними».

Ещё один сон - сон смерти.

В него тоже нужно правильно шагнуть. Это значит, раскаяться пред
Господом и стараться жить свято. И когда утихнет последний удар серд-
ца, для человека начнётся прекрасный сон длиною в вечность. Или же
кошмар такой же продолжительности, если не примирился с Богом. Это
и есть вечность.

Но есть духовный сон.

Тело полно энергии и активности. Душа тоже чем-то занята, но без
рождения свыше, без Бога (одним словом) это существование называется
духовным сном. И к таковым звучит Слово Божие: «Встань спящий, и вос-
кресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Это в пределах наших возможностей, иначе Бог не потребовал бы
от нас невозможного.

Краткое вступление от себя.

Данные символы представлены христианским пророком-сновидцем Джоном Пол Джексоном.

Перед тем, как вы начнете знакомиться с этими символами, я призываю вас быть очень внимательными в первую очередь к тому, что вам Святой Дух говорит о тех символах, что были непосредственно в вашем сне.

Потому что очень часто, Бог импровизирует в наших снах, чтобы мы не застаивались и не зацикливались на одних и тех же символах, хотя есть и такие, которые в основном не меняются...

Очень часто я замечала, что символы, описанные знаменитыми христианскими пророками-сновидцами отличаются от того, что порой, подсказывает Святой Дух. Поэтому, очень важно прислушиваться к Нему в первую очередь. Ведь, если мы неверно поймем тот или иной сон, это может повлечь за собой последствия.

Например, представьте себе, если бы Иосиф или волхвы, увидев во сне Ангела, и то, что Он им сообщал, приняли бы свои сны, как принято, только по символам. Думаю, вряд ли бы они среагировали так, как это было необходимо. И это бы стоило ценой многих жизней... Но они повели себя так, как им внутри подсказал Святой Дух, и приняли эти сны, вообще, без всяких символов, но так, как они были -без всякого толкования и понимания символов. Поэтому их действия были верны. Поэтому, нужно быть очень внимательными к тому, что нам говорит Святой Дух. Не расслабляться и учиться Его слушать.

Эти символы могут только немного помочь понять нам сон верно, но, если на сны смотреть только через призму этих символов, то это может ввести толкователя и сновидца в опасное оккультное заблуждение, что повлечет за собой массу неприятных последствий.

Поэтому всегда слушайте Святой Дух и что Он говорит.

Пусть Господь благословит вас и даст мудрости и верного понимания снов, которые Он вам дает.

Visla.

Джон Пол Джексон.

Как вы себя чувствовали?

Одна из самых важных вещей, которую нужно помнить о своем сне - и это важно сделать сразу после пробуждения - это то, как вы себя чувствовали во время сна и те ощущения, которые остались после вашего пробуждения.
Иногда, то "как вы себя чувствовали" во сне может быть едва различимой эмоцией. И в таких случаях, наиболее важно при описании, включить это где-то в вашем вступлении ко сну.

Например:

"Когда сон начался, я чувствовал себя немного тревожно, но, в процессе сна, я чувствовал себя все более и более комфортно".
Во многом так же, как в недвижимости три самых важных кита это местоположение, местоположение и местоположение, три наиболее важных кита технической стороны понимания вашего сна это контекст, контекст и еще раз контекст.

Пророческие сны. Предсказания. Толкование снов в Библии

    ВОПРОС ОТ ДАВИДА
    Здравствуйте, вопрос про сны. В моей жизни сны впервые так проявляются, что как будь-то сбываются или может раньше я не обращал на это внимания? А вот чувства, предчувствия редко подводили, такие явления часто и очень давно есть у меня… Я не могу понять, что все это значит и как нужно толковать сны? Если можно подробно. Заранее спасибо.

Здравствуйте, Давид!

Боюсь, мой ответ Вас не устроит. Но Вы написали верующему христианину, а не экстрасенсу - эзотерику.

Главное: в мире есть добро и зло!

Бог, Иисус Христос, их Ангелы - это добро. Сатана и его приспешники - падшие ангелы - это сторона зла. Задача добра – изменить характер человека и спасти его для счастливой жизни здесь, а затем и в Вечности! Дьявол всякими путями желает увести верующего от Бога, заинтересовать его всякой мистерией, чтоб человек не узнал Бога Любви, Его Сына - Иисуса Христа, отдавшего жизнь за грехи человечества, а также, чтобы верующие не изучали Библию, не анализировали себя на предмет грехов (в чем Библия хороший помощник) и не старались от них избавиться...

Для этих целей силами зла используется множество методов, большая роль из которых принадлежит мистике, лжечудесам и лжепредсказаниям.

Библия учит, что будущее знает только Бог:

“Так говорит Господь, … кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я ? … пусть возвестят наступающее и будущее … не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал ?” (Ис. 44:6,7,8)

“Кто между ними предсказал это? Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил” (Ис. 43:9,11,12)

Я возвещаю от начала, что будет в конце , и от древних времен то, что еще не сделалось” (Ис. 46:10)

“Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка” (Иер. 28:9).

“Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его” (Втор. 18:22)

Здесь мы четко видим, что Создатель утверждает, что только Он есть Бог и никто не знает будущее кроме Него! Именно благодаря сбывшимся предсказаниям, можно поверить, что вестники вещают именно от Творца!

“Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам” (Ам. 3:7)

В Библии дано много предсказаний, которые сбылись. О предсказаниях Библии читайте в моей книге "Познакомьтесь с Богом". Глава . Но лучше книгу прочитать целиком, там в ней много фактов о достоверности Библии. Также об исполнении пророчеств частично можно прочесть в материале

Сегодня распространено мнение, что существует много предсказателей будущего – Ностродамус, Ванга и др. Однако, если внимательно исследовать первоисточники, а не журналистскую и писательскую работу, то можно увидеть, что конкретных предсказаний они не давали... Лишь общие слова, запутанные, смутные, расплывчатые формулировки! Такие “хитрые” предсказания можно подтянуть под многие исторические факты. В Библии так пророки никогда не говорили, когда возвещали пророчества. Они четко предсказывали чему должно случиться!

Сатана может просчитать будущее, зная настоящее! И он может сообщить его человеку маскируясь под Ангела Божьего, святого или родственника с того света...! Но он не может видеть далеко вперед!!! Например, сатана знал, что Гитлер готовит войну, так как присутствовал на всех его советах. Сатана знает, что человек болен, например, раком, и может это якобы предсказать… И так далее…

Если поверить, что кроме Бога, силы зла тоже могут предсказывать непрогнозируемое будущее, значит надо признать, что сатана сильнее Бога. Но Библия учит обратному! Если поверить, что приспешники диавола, залазят к Богу “в планы, в мысли” за информацией о будущем, значит, они воруют - лазят к Творцу Вселенной в карман, а Бог на это закрывает глаза или не замечает!? Но это не возможно, так как противоречит Библии и характеру Бога, который предупреждал, что только Он знает будущее и через сбывшиеся предсказания можно узнать Его пророков!

Я специально сделал вступление о предсказаниях, не смотря на то, что вопрос был о толковании снов. Дело в том, что толкование снов, то есть восприманиение их за пророческие, и предсказания - эти темы связаны.

Теперь, я надеюсь, Вы понимаете, что будущее знает только Создатель и только Бог предсказывает его через пророков.

В Священном Писании Творец заявил, что является пророкам во сне или в видении :

“Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним (Чис. 12:6).

Зная это, подумайте о своих снах и предчувствиях!

Есть два варианта:

1) Вы пророк, и Бог Вам открывает будущее во снах.

2) Ваши сны и предчувствия лишь плод работы нервной системы и мозга, а значит нет смысла пытаться толковать сны.

Бог в Библии говорил о том, что сны бывают пророческие, даваемы Им (сны фараона, Вавилонского царя, Иосифа...). Но бывают и простые сны, которых больше !

"Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые ; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря" (Зах. 10:2)

"Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся …" (Иер. 29:8)

"Ибо во множестве сновидений , как и во множестве слов, - много суеты " (Еккл. 5:6)

Нужно знать, что сны даваемые Богом, особые. В Библии, описывающей жизнь Божьего народа во временном отрезке в несколько тысяч лет, они были очень редки. При этом, пророческие сны никто не мог толковать, а только Божие пророки. Внимание(!): Божьи пророки – это не простые люди, а праведники, всегда четко чтущие Закон Божий – Его заповеди, вещающие обличения, вразумления народу, сны и видения от Творца и учащие людей вере только в Единого Живого Бога!

Вы относитесь к этим пророкам? Сверьте свою жизнь с Божьими заповедями, изложенными в Библии! Если Вы не живете по закону Божьему, то Ваши сны и предчувствия – суетны, а значит не нужно их стараться толковать и обращать на них внимание. То есть – это Ваши мысли, переживания, дежавю (почитайте об этом материал из Википедии "Дежавю"). Конечно, некоторые сны могут сбываться полностью или частично, но эти варианты прокручивал во сне или на яву Ваш мозг, и это не значит, что Вы стали пророком Божьим, как бы так не хотелось думать.


Валерий Татаркин


Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь» .

Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих» .

Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу» .

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое» . А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными» .

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном» .

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» .

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: “Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос”» .

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» .

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага» .

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше» .

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти» .

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» . Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние» .

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих» .

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает» .

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь» .

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой» . И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело»