Китаева пустынь расписание богослужений. Свято-Троицкий монастырь — Китаева пустынь. Пещеры и сады

Орден святого апостола Андрея Первозванного

Святой апостол Андрей (память 30 ноября/13 декабря) называется «первозванным», потому что стал первым из апостолов Спасителя. Сразу после крещения Христа на Иордане, когда Иоанн Креститель указал на Него как на Мессию, Спасителя мира, Андрей, обо всем забыв и все оставив, пошел вслед за Учителем. Для Русской Церкви память апостола важна еще и тем, что, согласно летописи, апостол Андрей Первозванный первым принес провозвестие христианской веры в пределы нашего Отечества, посетил Киев и Новгород, благословил христианское будущее Русской Земли.

В память 1000-летия Крещения Руси пределением Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви учредил 27-28 декабря 1988 г. три новых ордена:

  • святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой,
  • святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней
  • и святой равноапостольной великой княгини Ольги, также трех степеней.

Орденом Святого награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. Орден является Патриаршей наградой, им награждаются лица только по решению и инициативе Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.
При награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. Алмазная звезда ордена носится на правой стороне в верхней части груди, а знак ордена на ленте надевается через левое плечо и располагается под звездою ордена; все другие ордена носятся ниже.

Знак ордена св. Апостола Андрея Первозванного имеет форму овала. В центре — образ святого апостола. Святой изображён в полный рост на фоне большого четырехконечного «андреевского» креста, на котором он был распят. Подлинные сохранившиеся частицы креста, как и мощи святого, находятся в кафедральном Андреевском соборе в греческом городе Патры.

Прежде, в Российской Империи, существовал орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром Великим в 1698 г. и почитавшийся главным среди российских орденов. Равным образом, ныне орден святого апостола Андрея является высшей наградой Русской Православной Церкви.
Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из:

  1. знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации; на четырех концах креста буквы: S.A.P.R. (Sanctus Andreus Patronus Russiae - святой Андрей покровитель России;
  2. серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность».

Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на покрытой разноцветными эмалями золотой фигурной цепи.

Орден преподобного Сергия Радонежского

Орден преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и II степени награждаются предстоятели Поместных Православных Церквей, главы инославных Церквей и религиозных объединений, видные церковные и государственные деятели — за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Преподобный Сергий (1322-1392; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) вошел в историю России и Русской Церкви как великий «воспитатель русского народного духа» (В.О. Ключевский), реформатор русского православного монашества, основатель десятков монастырей. Его называли по праву «игуменом Земли Русской». Но значение аввы Сергия далеко выходило за рамки собственно церковной деятельности. Духовный вождь Руси, именно он благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а затем скрепил его духовное завещание, по которому великое княжение переходило к сыну Димитрия великому князю Василию. Так впервые великое княжение стало наследственным, династическим, что способствовало укреплению и консолидации русской державной государственности.

Первый орден преподобного Сергия 1-й степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену — за выдающийся вклад за развитие взаимоотношений между православными Сестрами-Церквами, экуменические и миротворческие заслуги. Вторым награжденным стал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ныне Святейший Патриарх. Третий орден получил Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Богородицы 8 (21) сентября 1980 г. орден преподобного Сергия 1-й степени был присвоен основанной великим русским подвижником Троице-Сергиевой Лавре.

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира

Орден святого Владимира трех степеней является старейшим по времени учреждения в Русской Православной Церкви. Он был учрежден в 1957 г. в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Первоначально он скромно именовался «нагрудный знак в честь святого равноапостольного великого князя Владимира» и предназначался для награждения преимущественно представителей зарубежных Православных Церквей и инославных исповеданий.

…Историки назвали его Великим, Церковь — святым равноапостольным, поэтическая память народа — Владимиром Красным Солнышком. Великий князь Владимир Святославич (960-1015; память 15/28 июля) сумел из конгломерата разрозненных племен и княжении создать единую могучую Святую Русь. Главным его духовным подвигом стало Крешение Руси в 988 г. Князь не стал навязывать народу новую религию: он отправил послов в разные страны «испытать веры». И когда посланные вернулись, выслушал их в собрании старцев и народа и, с соборного согласия, выбрал православную веру — по критерию истины, красоты и благодати. «Ибо, — сказали послы, — когда стояли мы за службой в Константинопольском соборе святой Софии, не знали, где находимся — на небе или на земле». Крещение Руси на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа.

Первые награждения новым церковным орденом святого Владимира (тогда еще называвшегося «знаком») состоялись весной 1958 г. Среди первых лиц, удостоенных ордена I степени в 1959 г., были митрополит Гор Ливанских Илия Карам и император Эфиопии Хайле Селассие I. Первым русским человеком, удостоенным высокой награды, стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Орден святого Владимира I степени был вручен ему 18 июля 1961 г., в день празднования преподобного Сергия Радонежского, на Архиерейском соборе, состоявшемся в Троице-Сергиевой Лавре. Орденом могли награждаться также храмы, монастыри и целые епархии. В 1964 г. Владимира I степени получила Московской Духовная Академия, в 1977 г. — Ленинградская Духовная Академия.

Орден святого Владимира, как и Андрея Первозванного, существовал в императорской России. Он был учрежден в 1782 г. и имел четыре степени. С конца XVIII в. им могли награждаться представители духовенства.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского

Орден святого Даниила трех степеней был V учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27-28 декабря 1988 г. в память 1000-летия Крещения Руси. Им награждаются как духовные, так и светские лица.

Святой благоверный князь Даниил (1261-1303; память 4/17 марта) был младшим сыном святого Александра Невского. Но в истории действует незримо евангельский закон, который можно было бы назвать «благословение младшего сына». После смерти отца Даниилу досталась по разделу малая, никому еще не известная Москва. Он основал первую московскую обитель — Свято-Даниловский монастырь, где ныне почиют его мощи. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Бог вознаградил его будущим процветанием княжеской династии московских Даниловичей, от которых произошли великие князья и цари Московские. «Сей-то первоначальный основатель, — скажем словами митрополита Московского Платона, — положил начало нынешнему величию Москвы».

Предстоятель Русской Церкви вручает орден святого Даниила, как правило, сам, придавая награждению особо торжественный характер, Орденом награждаются и светские лица, много сделавшие для возрождения духовной жизни России, для укрепления ее могущества и благосостояния. Орденов 1-й степени были в разнос время удостоены мэр Москвы Ю.М. Лужков, министр обороны РФ И.Д. Сергеев, писатель А.И. Солженицын. Орден святого Даниила следует носить па правой стороне груди, степени ордена размещаются в линию.

Орден святой равноапостольной княгини Ольги

Орден был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 27-28 декабря 1988 г., одновременно с орденами апостола Андрея Первозванного и князя Даниила Московского. Орден предназначен исключительно для награждения женщин.

Великая княгиня Киевская Ольга, в крещении Елена (969; память 11/24 июля), стала первой русской правительницей-христианкой. Позднейшие предания называют родиной ее Псков, а начало ее самостоятельного правления в летописях связано с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря. Ольга Русская вошла в историю как великая созидательница державной жизни и культуры древней Руси. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по русской земле с целью благоустроен и я и упорядочения гражданского и хозяйственного быта. Много трудов приложила княгиня для усиления оборонной мощи страны. Не менее насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси. В 946 г. Ольга отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии — развития дружеского русско-византийского диалога. Сердце княгини открылось православию, она принимает решение стать христианкой. Таинство крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был сам император Константин Багрянородный. По возвращении в Киев Ольгой была построена первая, еще деревянная, церковь Софии Премудрости Божией. Бог прославил княгиню-подвижницу чудесами и нетлением мощей. Воспитанный ею внук, великий князь Владимир Красное Солнышко, через 20 лет после смерти княгини сделает христианство государственной религией Руси.

…В России до 1917 г. уже существовала награда этого имени, По инициативе созданного известным публицистом М.О. Меньшиковым «Общества святой Ольги», в 1914 г. был высочайше утвержден «знак отличия святой Ольги». Он призван был отмечать «заслуги женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно подвиги и труды их на пользу ближнего». Знак отличия святой Ольги был вручен лишь один раз. В 1916 г. второй степени знака отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны троих сыновей-офицеров.

Орден святого мученика Трифона

Орден святого мученика Трифона трех степеней учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г. Орденом награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, писатели и журналисты, медицинские работники и работники просвещения за активную деятельность по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, другими разрушительными явлениями в духовной жизни общества.

Святой мученик Трифон (память 1 /14 февраля) с юности имел от Бога благодать изгонять бесов и исцелять больных, Мы редко теперь связываем в своем сознании одно с другим, но в православном понимании грех — не только и не столько преступление, но ущерб, болезнь. «Бог смерти не создал», — сказано в Писании; болезнь и смерть вошли в мир с первородным грехом, нарушением заповедей Божиих. Соответственно и лечить нужно одновременно тело и душу: хворь и ее первоисточник — грех. Исцелить — значит вернуть человеку целомудрие и цельность. Без молитвы, без благодати Божией невозможно врачевание ни телесных, ни духовных, ни социальных, цивилизационных недугов, к числу которых и относятся алкоголизм, наркомания, умопомрачения под влиянием экономических стрессов, информационных психозов, тоталитарных сект. Именно таким благодатным целителем был святой Трифон, претерпевший мученическую смерть в эпоху антихристианских гонений при римском императоре Деции (250 г.).

Орден имеет три степени. Первая — серебряный крест с позолотой, вторая — серебряный крест, третья — серебристый крест из ювелирного сплава. В наше время, когда без совместных усилий Церкви и общества, государства и благотворительных фондов, бизнесменов и средств массовой информации невозможна эффективная борьба с социальными болезнями и нестроениями, образ святого мученика Трифона, бескорыстного целителя, просившего излеченных им об одном — о хранении веры Христовой, укрепляет и поддерживает нас.

Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Орден святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви (в 1997 г.) в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия.

Святитель Иннокентии (Вениаминов; 1797 — 1879; память 31 марта/ 13 апреля и 23 сентября/ 6 октября) занимает особое место в истории русской святости. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие «даже до края земли», проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное Миссионерское общество.

В феврале 1999 г., когда праздновалось 70-летие Святейшего Патриарха Алексия II, ему по решению Священного Синода был вручен вновь учрежденный орден святителя Иннокентия 1-й степени — за первосвятительские труды на благо Русской Церкви. «Принимая эту награду, — сказал в ответ Патриарх, — от лица всей Русской Православной Церкви, совершающей в эти годы свое миссионерское, просветительское служение, укрепляющей в сердцах и душах людей веру Христову, будем сохранять единство, и никто и ничто не разлучит нас, как говорил апостол Павел, от любви Божией». Святейший Патриарх Алексий II вошел в историю Церкви как первый из ее Первосвятителей, неустанно предпринимающий близкие и дальние путешествия по епархиям, храмам и обителям в отечестве и за рубежом, куда нередко, как говорится, «не ступала нога православного архиерея». И всюду епископы, священнослужители и простые верующие люди чувствуют архипастырскую заботу, духовную щедрость и любовь Предстоятеля, от внимания которого не ускользают их трудности и печали. Не случайно в последние годы Русская Церковь оказывает особое внимание возрождению православного миссионерства, в котором нуждаются ныне, увы, не только не просвещенные еще светом евангельской истины язычники, но и большинство народа, забывшего за десятилетия атеистической власти свои православные корни. «Новым крещением Руси» называют по праву период патриаршества Святейшего Патриарха Алексия II.

В наградной системе Русском Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца. Он учрежден по инициативе председателя Российского детского фонда писателя Альберта Лиханова 29 сентября 1997 г. совместно РДФ и Московским Патриархатом. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Каждое представление носит индивидуальный характер, список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, который и принимает решение о награждении.

Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 г. (память 15/28 мая, 3/16 июня), был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц. Предание обвиняет в преступлении Бориса Годунова: именно ему, не имевшему прав на престол, мог мешать последний сын Иоанна IV. В кровавом мареве политических греховных страстей, голода и разрухи народная любовь в Смутное время вызвала к жизни целую вереницу призраков-Лжедимитриев. Для прекращения соблазна 3 июня 1606 г. могли убиенного царевича были перенесены в Москву, в Кремлевский Успенский собор. С тех пор не прекращается ряд чудесных исцелений, помощи в болезнях и несчастьях, особенно детям, посылаемых Господом по молитве к святому Димитрию.

Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия, исполненный в технике финифти, окруженный рубинами, с надписью «За дела милосердия». Среди первых награжденных были город Углич, храм царевича Димитрия при Первоградской больнице г. Москвы, а также ряд деятелей, достойно послуживших попечению о больных и несчастных детях: председатель правления Волгоградского отделения РДФ, создатель медицинского центра «Нежность» для детей-инвалидов Р.К. Скрынникова, православная благотворительница из Швейцарии Тамара Симон, пожертвовавшая 100 тысяч долларов на благотворительную помощь детям-инвалидам, Л.С, Горелыгпева — за 42 года беспрерывной работы прачкой в детском доме города Суздаля, семейный детский дом М.В. и Т.В. Сорокиных (Ростовская обл.) — за воспитание 38 приемных детей.

Видео

{"Center text":{"textstyle":"dynamic","textpositionstatic":"bottom","textautohide":true,"textpositionmarginstatic":0,"textpositiondynamic":"centercenter","textpositionmarginleft":24,"textpositionmarginright":24,"textpositionmargintop":24,"textpositionmarginbottom":24,"texteffect":"slide","texteffecteasing":"easeOutCubic","texteffectduration":600,"texteffectslidedirection":"bottom","texteffectslidedistance":30,"texteffectdelay":500,"texteffectseparate":true,"texteffect1":"slide","texteffectslidedirection1":"bottom","texteffectslidedistance1":30,"texteffecteasing1":"easeOutCubic","texteffectduration1":600,"texteffectdelay1":1000,"texteffect2":"slide","texteffectslidedirection2":"bottom","texteffectslidedistance2":30,"texteffecteasing2":"easeOutCubic","texteffectduration2":600,"texteffectdelay2":1500,"textcss":"display:block; padding:48px; text-align:center;","textbgcss":"display:none;","titlecss":"display:table; position:relative; font-weight:300; font-style:italic; font-size:32px; font-family:Helvetica,sans-serif,Arial; color:#fff; padding:10px; margin:0px auto;","descriptioncss":"display:block; position:relative; font-weight:300; font-style:normal; font-size:20px; line-height:30px; font-family:Georgia,sans-serif,Arial; color:#fff; padding:10px; margin:0px auto;","buttoncss":"display:block; position:relative; margin:10px auto;","texteffectresponsive":true,"texteffectresponsivesize":640,"titlecssresponsive":"font-size:12px;","descriptioncssresponsive":"font-size:12px;","buttoncssresponsive":"","addgooglefonts":false,"googlefonts":"","textleftrightpercentforstatic":40},"Bottom bar":{"textstyle":"static","textpositionstatic":"bottom","textautohide":true,"textpositionmarginstatic":0,"textpositiondynamic":"bottomleft","textpositionmarginleft":24,"textpositionmarginright":24,"textpositionmargintop":24,"textpositionmarginbottom":24,"texteffect":"slide","texteffecteasing":"easeOutCubic","texteffectduration":600,"texteffectslidedirection":"left","texteffectslidedistance":30,"texteffectdelay":500,"texteffectseparate":false,"texteffect1":"slide","texteffectslidedirection1":"right","texteffectslidedistance1":120,"texteffecteasing1":"easeOutCubic","texteffectduration1":600,"texteffectdelay1":1000,"texteffect2":"slide","texteffectslidedirection2":"right","texteffectslidedistance2":120,"texteffecteasing2":"easeOutCubic","texteffectduration2":600,"texteffectdelay2":1500,"textcss":"display:block; padding:12px; text-align:left;","textbgcss":"display:block; position:absolute; top:0px; left:0px; width:100%; height:100%; background-color:#333333; opacity:0.6; filter:alpha(opacity=60);","titlecss":"display:block; position:relative; font:bold 14px Helvetica; color:#fff;","descriptioncss":"display:block; position:relative; font:12px Helvetica; color:#fff; margin-top:8px;","buttoncss":"display:block; position:relative; margin-top:8px;","texteffectresponsive":true,"texteffectresponsivesize":640,"titlecssresponsive":"font-size:12px;","descriptioncssresponsive":"font-size:12px;","buttoncssresponsive":"","addgooglefonts":false,"googlefonts":"","textleftrightpercentforstatic":40}}

АРХИВ ГАЗЕТЫ

Китаево располагается на восточном краю Голосеевского леса и является одной из интереснейших и в то же время малоизвестных достопримечательностей Киева. На этой территории находятся Китаевская пустынь с могилой святой Досифеи, частицей мощей Николая Чудотворца и ковчегом с мощами 12 апостолов Христовых, родителей Богородицы и родителей Иоана Предтечи, а так же древнее городище, которое было населено с VIII по XIII века н.э. и являлось юго-восточным форпостом Киева. Украшает это урочище цепочка живописных прудов, расположенных в практически диком лесу, а вокруг всё это окружено современным Киевом. А еще к востоку от главного подворья Китаевского монастыря находится пещерный комплекс, который мы сегодня с вами и посмотрим.


02 . Чтобы дойти до Китаевских пещер, нужно миновать по дамбе Китаевские пруды и по бетонной лестнице подняться к часовенке, где и находится вход в пещеры. Первая часовня здесь была построена в 1909 году экономом Китаевской пустыни архимандритом Феодосием. Она погибла в советские годы; нынешнюю часовню устроили в 2000 году. К слову сказать, дата постройки современной часовни очень разнится от источника к источнику. 2000 год указан на сайте монастыря, 2005-ый - в путеводителе паломника, приобретенном в иконной лавке. В сети встречаются и другие даты. Вплоть до 1995-го. Но не суть. Пещеры открыты для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10:30 до 17:00. Свечи можно приобрести на входе. Для фотографирования внутри нужно получить благословение настоятеля монастыря.

03 . В хрущевские годы трактор, разрушавший часовенку над пещерами, провалился под землю. Из-за обвала пострадала ближняя ко входу часть пещерного лабиринта. Поэтому в 1990-х, при восстановлении пещер, их стены были укреплены кирпичной кладкой, а первые 16 метров - и вовсе железобетонными блоками.

04 . Эти работы курировал Музей истории Киева.
Наверное, по другому сделать было нельзя, но отдельные участки пещер выглядят с тех пор совершенно не по-пещерному.

05 . Сотрудниками этого музея, Т.А. Бобровским и М.М. Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. На сегодняшний день общая длина пещерных коридоров, доступных для осмотра, порядка 150 метров.

06 . В кельях, вдоль стен, имеются характерные выступы. Большей частью – это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники.
Так же в кельях устроены различные неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.

07 . Китаевские пещеры, как и другие киевские подземелья, вырыты в лессе. Это горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник.
Кое-где в пещерах, где нет кирпичной кладки и побелки (белой краски), видна оригинальная фактура.

08. Магистральная галерея в своем начале имеет церковь, в 2000 году освященную в честь Собора Пресвятой Богородицы. Предыстория этого подземного храма следующая: начинал копать его в конце IX века схимонах Тит. Но однажды, когда достаточно просторное помещение уже было выкопано, в разгар работы, подошел к нему неизвестный монах в мантии и спросил, что он делает. Услышав ответ, сказал: “Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро”. Так и вышло. Когда Тит явился за благословением для установки иконостаса, тогдашний митрополит Арсений, поинтересовавшись мнением начальника пустыни и, услышав, что тот болен, распорядился отложить установку иконостаса до его выздоровления. Дело затянулось. Однако Тит не терял надежды и оставался жить на Китай-горе (при входе в пещеры им была устроена келейка). В итоге, схимонах скончался, так и не дождавшись воплощения своей идеи об устроении церкви в пещерах. И только в наше время, в начале 1990-х годов, когда в Китаево прошли первые, после многих лет забвения пустыни, богослужения, церковь расчистили и освятили престол во имя преподобной Досифеи, подвизавшейся здесь в ХVIII веке. А в дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви ХIХ века, по благословению митрополита Владимира, переименовали в честь Собора Пресвятой Богородицы. Для посетителей пещер храм закрыт - открывают его только для богослужения в престольный праздник 8 января.

09 . По поводу возраста Китаевских пещер, весьма сходных по структуре с пещерами Киево-Печерской Лавры, исследователи спорят. В начале ХХ века А.Д. Эртель, делясь результатами своих изысканий, утверждал о глубокой древности китаевских пещер. В частности, он упоминал об обнаруженных здесь древнерусских граффити, не сохранившихся до наших дней. К сожалению, дневники и планы, составленные Эртелем, утеряны, но определенная информация содержится в его докладе Киевскому обществу охраны памятников старины и искусства, а так же в газетных заметках, публиковавшихся в те годы. Период обитания иноков в китаевских пещерах, утверждал Эртель, охватил значительное время с ХI до ХVII веков, то есть даже после монголо-татарского нашествия они не опустели, а, напротив, служили достаточно надежным прибежищем для лаврских монахов.

10 . Современные же археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит. Там появились деревянные кельи и церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили древние пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация и общий вид знаменитых лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.

11 . В 1771 году в Российской империи правительственным указом было запрещено отшельничество. Монахам предписывалось жить только в монастырях.
Этим объясняется почти столетнее забвение китаевских пещер, обернувшееся для них многочисленными разрушениями.

12 . И только в 1857 году послушник Китаевской пустыни Иван Таранов случайно обнаружил пещеру на горе: туда провалился вбиваемый им в землю кол.
Открытые подземелья очень напоминали лаврские пещеры, а внутри встречались следы пребывания иноков.

13 . После поверхностного осмотра пещеры были засыпаны и забыты еще почти на 60 лет. Только в 1910-1912 гг. усилиями Киевского общества охраны памятников старины и искусства началось исследование подземелий. Работы проводила команда саперов под командованием полковника Павлова и капитана Маркевича. Возглавил экспедицию уже упомянутый выше А. Эртель.

14 . Вентиляционное отверстие в пещерном своде и накопченные свечой кресты. Видны пробивающиеся корешки растений.
До поверхности порядка 4 метров лессовой породы.

15 . В течение 1989-1992 годов, помимо основного участка китаевских пещер, в результате археологических разведок, были обнаружены отдельные небольшие участки подземных галерей в том же холме: первый – длиною около 7 метров, на расстоянии 15 метров к северу от главного входа в пещеры; второй – длиною около 15 метров, на расстоянии 50 метров к юго-западу от основного пещерного комплекса. По мнению исследователей, это были ответвления все той же галереи, обозначенной как “магистральная”, в результате обвалов потерявшие с нею непосредственную связь.

16 . Всё время пока я находился в пещерах в одной из келий молилась незнакомая мне женщина. Поэтому это помещение сфотографировать не получилось. Между тем, по некоторым артефактам, найденным здесь в 1994 году археологами, а так же конфигурация пещеры, позволили допустить, что это и есть место подвигов прп. Досифея. В рамках данного поста я не буду рассказывать все подробности, но эта история довольно интересна и необычна. Дело в том, из 26 лет, прожитых в монастыре, не менее 10 лет он провел в пещере, причем часть этого времени - в затворе. И только после смерти старца выяснилось, что рясофорный монах Досифей - женщина (!)

17 . Дело в том, что семья дворянской дочери Дарьи Тяпкиной была против ее желания стать монахиней. Поэтому девушка сбежала из дома. Зная, что ее будут искать по женским монастырям, Дарья одевалась как юноша и искала пристанища в мужских обителях. Между тем, по прошествии лет, слава о даре прорицания Досифея разошлась далеко за пределы обители. За советом и наставлением к Досифею шли мещане и крестьяне, иереи и вельможи. Сама царица Елизавета посетила Китаево, чтобы получить духовный совет от Досифея. Но после смерти подвижника выяснилось, КЕМ был Досифей. Именно этот грех женщины, обманувшей братию и игумена, долго был препятствием для её канонизации. Но в наши дни грех был признан вынужденным и Досифея Киевская в 1993 году была объявлена святой.

18 . Замечу, что такая чудесная биография прп. Досифеи распространилось после публикации жизнеописания, составленного в ХІХ веке священником Владимиром Зноско. Фактически, кроме этого автора никто больше не пытался подробно проследить биографию Дарьи Тяпкиной. Его повествование легло в основу всех, имеющихся на сегодняшний день справок о китаевской подвижнице. Однако, следует заметить, что автор записок о прп. Досифее не приводил никаких ссылок на документы, касающихся самой подвижницы, и пользовался в своей работе, как правило, устными преданиями. В результате был собран очень интересный материал о Досифее и некоторых других киевских подвижниках, но многие приведенные автором факты требуют на сегодняшний день уточнения. Ну, а мы выбираемся наружу.

19 . От площадки перед часовней с входом в пещеры открывается неплохой вид на монастырское подворье.

20 . Прежде чем уходить, я лесными тропками поднялся на самую вершину Китай-горы. Первые поселения в этих местах появились еще в III-ІI тыс. до н. э. В V-VI в.в. возникло поселение полян, положившее начало Киеву. Вскоре Киев стал центром Полянского княжества, объединившего славянские племена в единое государство Киевская Русь. На этом холме (40 метров над уровнем Днепра) поляне-язычники построили городище общей площадью 2,22 га. Место было настолько удобным, что городище это продолжило свое существование и в христианские времена. А.Д. Эртель отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи “Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. К сожалению, гулял я здесь один и у меня не получилось сделать снимок, передающий масштабы вековых дубов-великанов, что растут сейчас на месте городища.

21 . Упомянутая выше лестница, что ведет к пещерам. Подъем довольно крутой (150 ступенек).
На полпути лавочка для отдыха.

22 . Китаевские пруды. На одном из них даже бьет небольшой фонтан. Насколько я понял, были сооружены еще монахами в ХІХ веке для разведения рыбы (у монахов 200 дней в году пост). В те времена богатейшее монастырское хозяйство (пасека, фруктовые сады, виноградники, рыбная ловля, огороды) позволяли не только обеспечивать всем необходимым обитателей монастыря и поставлять продукты в Киево-Печерскую Лавру, но даже заниматься торговлей.

23 . Расскажу немного и о наземном Троицком храме, который мы видели с Китай-горы. 21 августа 1763 года на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер, иеромонах Тимофей заложил новую каменную церковь. Руководил строительством известный лаврский “каменных дел мастер” Степан Ковнир. 28 мая 1767 года он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Крестовокупольный Троицкий храм восходит в своей конструктивной системе к византийским образцам, и отступает от распространенной схемы лишь в том, что имеет не один купол, а два (второй над алтарем). 6 августа 1853 года Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный Троицкий храм основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. У стен храма расположены могилы святых подвижников.

24 . К ХХ веку в Китаевской пустыни даже был свой водопровод, приводимый в действие паровой машиной. Но все резко изменилось после прихода советской власти. В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства. Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений. Возрождение обители началось только в 1990 году. С 1996 года имеет статус самостоятельного монастыря.


Ещё в Киеве
:

>> монастырь китаевская пустынь

Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь в Киеве часто называют украинским Афоном. Существует несколько версий происхождения названия Китаево. Одни историки связывают его с древнерусскими укреплениями, когда-то расположенными на этом месте, поскольку само слово "китай" переводится с тюркского языка, как укрепление, крепость. Удивительной красоты природа, лесистые холмы над Днепром, которые с юго-востока омываются озерами – это место очень схоже со святой афонской землей. Один из упомянутых холмов называется Китай-гора. Есть документальные свидетельства, что возникла она еще в добатыевские времена, когда здесь были сооружены укрепления, окруженные с одной стороны водой, а с другой – валом. В 5 веке на выступающих площадках это горы возникли пять городов, которые впоследствии объединились в один – Пересичен. Однако, существует и другая версия происхождения названия "Китай". Бытует такое Лаврское предание, что основателем Китаевской обители является Андрей Боголюбский, которого в народе прозвали Китаем.

Достоверно известно, что первые поселенцы, монахи из Киево-Печерской Лавры, появились на территории Китай-горы в 16-17 веках. В самой горе был основан пещерный монастырь, уже имевшиеся пещеры были расширены и благоустроены. Китаевская пустынь на тот момент административно подчинялась Киево-Печерской Лавре. На месте, где сейчас расположены постройки монастыря, в то время возвели наземный лаврский скит. Были облагорожены кельи, а в 1716 году под руководством киевского военного губернатора князя Голицына здесь возвели церковь Преподобного Сергия Радонежского. В связи с тем, что здание было построено из дерева, в скором времени оно обветшало и, в 1767 году на его месте возвели новый каменный Свято-Троицкий храм с боковыми приделами Преподобного Сергия Радонежского и Святого Дмитрия Ростовского. За всю историю своего существования храм несколько раз подвергался перестройкам. Современная церковь представляет собой пятиглавый храм, выполненный в стиле украинского барокко.

В 18 веке в Китаевской пустыни поселилась Преподобная Досифея. В 15 лет сбежав из дому, она под видом мужчины-инока жила и трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Не желая быть узнанной родственниками, она переселилась в Китаевскую пустынь, выкопав там для себя пещеру. Когда в 1744 году к ней приехала императрица Елизавета Петровна, блаженная была пострижена в рясофор с именем Досифей (тайну о том, что она была женщиной, так никто и не знал). Только после смерти подвижницы, а похоронили ее на территории Китаевской пустыни, сестра, увидев потрет, сразу же признала беглянку.

Теплый храм во имя Двенадцати Апостолов и каменная четырехъярусная колокольня, к сожалению не дошедшая до наших дней, появились на территории обители в 1835 году. Вплоть до 1870 года Китевская пустынь была местом, где хоронили умерших монахов Киево-Печерской Лавры. Сам монастырь славился подвижниками, которые в нем проживали. В средине 19 века в Китаевской пустыни жил Преподобный Феофил, наделенный даром прозорливости и чудотворений. Из Киево-Печерской Лавры сюда был переведен юродивый киевский подвижник - рясофорный монах Паисий. На территории обители погребен еще один подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый. В 1904 году в монастыре появляется еще один храм – Преподобного Серафима Саровского, который был пристроен к зданию Лаврской богадельни. Монастырское хозяйство было довольно процветающим. Иноки обрабатывали огороды, имели рыбные угодья, фруктовые сады, занимались виноградарством и пчеловодством, обеспечивая медом и себя, и другие монастыри. Благодаря собственному труду монахи могли прокормить старцев богадельни и богомольцев, останавливавшихся в гостинице обители. Излишки продуктов продались, а на вырученные деньги производился ремонт монастырских помещений. У иноков существовала традиция – в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки, поучаствовать в которых съезжалось огромное число народу.

В советские времена, в частности в 30-е годы 20 века, Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь был закрыт, а возрождение обители началось только в 1990 году, когда в Свято-Троицком храме был открыт приход. В течение трех лет, с 1990 по 1993, сотрудники научного отдела Киев-Подземный при Музее Истории г. Киева и монахи пустыни вели работы по расчищению иноческих пещер на Китай-горе. На сегодняшний день в одной из пещер, которая еще во второй половине 19 века была обложена кирпичом с целью обустройства церкви, освящен подземный храм в честь Преподобной Досифеи Киево-Китайской. В конце 90-х годов 20 века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная колокольня.

Современный Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь представляет собой целый комплекс монастырских строений и угодий. Главным храмом остается Свято-Троицкая церковь, кроме того здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная.