Безработица инвалидов причины и методы. Россия: рынок труда с ограниченными возможностями. Российская экономика замедляется

Полных и объективных данных о количестве безработных инвалидов в нашей стране нет. Официальная статистика часто оперирует цифрами Федеральной государственной службы занятости населения. Но в соответствии с действующими правилами признание гражданином безработным носит заявительный характер. Человек должен самостоятельно обратиться в территориальный центр занятости и в случае отсутствия или потери работы получить статус «безработного гражданина» и пособие по безработице. Получается, что признание человека безработным содержит в себе сильный субъективный элемент. Не каждый человек готов признать себя таковым, особенно в России.
Подобная система является общепринятой в мировой практике. По методологии Международной организации труда безработный ищет работу и готов к ней приступить. Российский Госкомстат ввел это определение в 1994 году. Но этот «субъективизм» имеет социальную подоплеку, несет некоторые негативные моменты и особенно актуален в Российской Федерации для людей с инвалидностью. Мы перечислим четыре основные проблемы, которые не позволяют говорить о государственной системе учета инвалидов в качестве безработных граждан, как об отражении реальной ситуации в этом вопросе.
Во-первых, для инвалидов процедура постановки на учет в службе занятости усложнена по сравнению с другими гражданами. От них требуется оформить и представить индивидуальную программу реабилитации, где обязательно должны быть отражены рекомендации к условиям и характеру труда. Отметим, что уже на этом этапе немалая часть людей с инвалидностью выпадает из официального статуса «безработных граждан». Одни - из-за нежелания проходить столь длительную и неприятную процедуру (оформление индивидуальной программы реабилитации требует около месяца времени и получения заключений большого количества медицинских специалистов). Другие - из-за того, что получают третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, что в соответствии с действующими правовыми нормами означает для инвалида понятие «нетрудоспособность или противопоказанность труда», а таких людей с инвалидностью на учет в службе занятости не поставят. Вместе с тем понятие «нетрудоспособность» в нашей стране имеет больше социальный характер. Этим шагом наше государство расписывается, что неспособно обеспечить трудовую занятость большому количеству инвалидов, хотя при создании определенных условий выполнять какую-либо работу сможет практически каждый человек. Наиболее ярко это видно на примере людей с ментальной инвалидностью (Даун- синдром, аутизм, психические заболевания и т. д.). В ведущих зарубежных странах эти люди успешно работают, а в нашем государстве их автоматически признают «нетрудоспособными».
Все перечисленное подтверждается данными, приведенными в таблице 1. Количество инвалидов трудоспособного возраста в любом регионе значительно превышает количество инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации (а тем более - имеющих в ней рекомендацию к труду). А число людей с инвалидностью, обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения, совсем мало.

Таблица 1
(данные за 2005 год)

Данные за 2004 год
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт.
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт. Далее, практически все учреждения Федеральной государственной службы занятости населения архитектурно недоступны для лиц с инвалидностью. В них также нет специальных коммуникативных технологий для общения с инвалидами по зрению и слуху (сурдоперевод и азбука Брайля), что сильно ограничивает возможность пользоваться данной государственной службой.
В-третьих, сильно недоверие к возможностям Федеральной государственной службы занятости и инвалиды предпочитают к ней просто не обращаться. Список предлагаемых вакансий очень ограничен и в большинстве случаев не позволяет реально трудоустроиться. А просто состоять на учете как безработный гражданин и получать пособие по безработице для многих инвалидов не интересно, так как они не имеют трудового стажа и могут претендовать только на выплаты в размере одного МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
В целом, служба занятости в процессе трудоустройства безработных граждан с инвалидностью оказывает только информационные услуги. Соискатель направляется к работодателю на имеющуюся вакансию по принципу «подходит - не подходит». О том, чтобы адаптировать требования рабочего места к возможности конкретного инвалида (а большинству инвалидов для трудоустройства требуется именно это), то есть изменить график работы, служебные обязанности или обеспечить создание специальных условий труда, не идет и речи. Это сильно ограничивает возможности трудоустройства граждан с инвалидностью. Если посмотреть на таблицу 2, то становится очевидным, что государственная служба занятости с большим успехом трудоустраивает инвалидов третьей группы. Это связано с тем, что эти люди имеют наименьшие ограничения в физических возможностях, и для их трудоустройства не требуется создание специальных условий труда.

Таблица 2

Программы профессионального обучения и переобучения по уже названным причинам не всегда доступны для инвалидов с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Единственной государственной программой, в полной мере ориентированной на решение проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью, остается программа «Временной занятости социально-незащищенных слоев населения». Ею предусматривается трудоустройство на два месяца граждан, попадающих под понятие «социально-незащищенные слои населения» (в том числе, инвалиды), с выплатой работникам через работодателя за счет службы занятости определенного социального пособия. Сейчас его размер составляет 2 МРОТ. Инвалид для участия в программе должен состоять на учете в службе занятости как безработный гражданин, а работодатель должен заключить со службой занятости соответствующий договор. Данная программа не является популярной среди коммерческих структур, так как требует заполнения большого количества документации, что абсолютно несопоставимо с теми выгодами, которые можно получить. Для работодателя нет никаких возможностей получить от государственных структур финансовые средства на создание специальных условий труда для людей с инвалидностью, что снижает практическое значения программы для реального трудоустройства инвалидов. В результате «осваивать выделенные средства» на эту программу зачастую приходится общественным объединениям инвалидов. Что впрочем, для многих из них является возможностью хоть в минимальном размере, но оплачивать труд своих сотрудников- инвалидов. Региональные службы занятости населения вынуждены это делать, не имея возможности потратить финансы на другие цели.
В-четвертых, за чертою «безработных» оказываются «отчаявшиеся» люди. Здесь следует учесть инвалидов, которые некогда имели работу, но потеряли ее, а в процессе поиска новой работы потеряли и всяческую надежду. К «отчаявшимся» можно отнести также тех людей с инвалидностью, кто в силу негативного социального опыта (или его отсутствия) даже и не думает о возможном приложении своих физических или творческих способностей к трудовой деятельности.
В качестве иллюстрации состояния людей, некогда имевших работу и теперь длительное время пребывающих в состоянии безработицы, можно привести «классическую» теорию Харрисона (рисунок 1). Эта модель отражает разные эмоциональные состояния человека в ситуации безработицы.
Сначала люди находятся в состоянии шока и не могут поверить в то, что они остались без работы, но, в конце концов, смиряются с ситуацией. Потом они проходят стадию оптимизма и надежды и активно ищут работу. Однако, если они не найдут ее, надежды начнут исчезать, и стремление поиска работы пойдет на убыль. За этой стадией следует фатализм и восприятие ситуации как неизбежной. Поиски работы могут прекратиться совсем. Зарубежные исследования показывают, что стадия пессимизма наступает уже примерно через шесть месяцев и уровень мотивации к поиску работы неуклонно стремится к «нулю», что негативным образом сказывается и на эмоциональном состоянии безработного.

Рисунок 1

У людей с инвалидностью в процессе поиска работы возникают и серьезные психологические комплексы из-за явной и скрытой дискриминации при трудоустройстве. Эта дискриминация может строиться на предубеждениях со стороны работодателя к тем, кого он считает «ненормальными», либо на его мнении о том, что инвалиды не могут эффективно трудиться. Формы дискриминации могут быть различны. Начиная от прямого отказа и создания такой психологической обстановки во время собеседования, при которой инвалид сам отказывается от возможности трудоустройства, до сознательного завышения критериев для представленной вакансии под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы или утверждая, что другие работники не захотят трудиться рядом с инвалидом. В любом случае, негативный опыт при трудоустройстве, особенно когда со стороны работодателя подчеркивается «ущербность» человека с ограничениями в физических или ментальных возможностях, формирует значительные психологические комплексы у инвалида и становится сдерживающим фактором в дальнейшем поиске работы, повышая общий уровень безработицы среди людей с инвалидностью.
Отдельно следует отметить тех инвалидов, у которых не сформировалось необходимое «экономическое сознание». Отношение общества и существующая государственная социальная политика способствуют созданию у них иждивенческих настроений и препятствуют поиску какой-либо материальной и психологической независимости от родственников и социальных служб. Ограниченный жизненный опыт, невозможность получить полноценное образование в среде своих сверстников, агрессивность окружающей среды (куда входят недоступность инфраструктуры, средств коммуникации и общий психологический климат) лишают их каких-либо перспектив в сфере трудовой деятельности. У нас этих людей даже не рассматривают как «трудовой ресурс». Отсутствие работы в их среде воспринимается как «нормальная» ситуация, не требующая какого-либо решения.
В целом можно отметить, что официальная статистика безработицы среди людей с инвалидностью отнюдь не отражает существующей ситуации. По наблюдениям, реально трудятся в нашей стране не более 10% инвалидов и, что наиболее печально, безработица не имеет тенденции к снижению. Видится, что без изменения в этом вопросе государственной социальной политики, а также отношения общества к проблемам инвалидности, сложившееся положение не улучшится.

В Москве создана и в целом успешно функционирует система социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан. Свою работу органы социальной защиты населения строят в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом реальных возможностей города.

Источниками финансирования социальных программ являются средства местного бюджета, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве, городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных организаций и др.

Организационная структура социальной помощи нуждающимся в ней гражданам включает в себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес имеет работа именно с инвалидами.

Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий граждан с низкой степенью самообслуживания. В 1995 г. в Москве действовало 623 отделения социальной помощи на дому, которые обслуживали 74 721 человека. Для сравнения - в 1990 г. такую помощь получали 30 085 человек.

В 1989 г. в Москве был всего один центр социального обслуживания, в конце 1995 г. их стало 54. Центры социального обслуживания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицинскую, социально-бытовую, консультативную, психологическую помощь, берут на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов. . В организационной структуре столичной системы социального обслуживания инвалидов и престарелых имеется 40 отделений дневного пребывания, которые в 1995 г. приняли 14 730 человек.

В Москве действует 45 отделений срочной социальной помощи. За 1995 г. в этих отделениях оказана различная помощь 88 602 нуждающимся.

Правительство Москвы приняло «Программу медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов на 1995-1997 гг.».

Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной нормы проживания», составляющей 150 тыс. рублей, осуществляетсядоплата к пенсии из городского бюджета. Таким образом, инвалиды I группы к минимальной пенсии, установленной государством, получали ежемесячно еще 23,1 тыс. рублей; инвалиды II группы - 66,9 тыс. рублей, а инвалиды III группы - 81,5 тыс. рублей. А в среднем инвалиды получали ежемесячно не менее 150 тыс. рублей, в то время как максимальная пенсия по старости равнялась 196,8 тыс. рублей.


Существенную роль в комплексе мер по социальной поддержке имеетсанаторное лечение. Престарелые граждане, включая инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на инвалидность, по российскому законодательству имеют право на получение один раз в два года бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. В течение 1995 г. в Москве этим правом воспользовались около 14 тыс. человек.

В Москве полностью решены все вопросы, связанные с протезированием и обеспечением инвалидов креслами-колясками.

Если учесть все расходы, связанные о оказанием социальной поддержки нуждающимся категориям населения, включая инвалидов, то в 1995 г. из городского бюджета на эти цели был направлен 1 трлн. рублей. Это существенная добавка к государственным пособиям.

Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание социальной помощи нуждающимся москвичам, должны обеспечить их однозначно положительное мнение о деятельности московских властей. Однако данные социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г. Институт социологических и маркетинговых исследований провел опрос 1207 жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муниципальными структурами управления социальных программ».

Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инвалидов ощутили социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное питание, обслуживание на дому получили только 8,8% малоимущих пенсионеров и инвалидов, а 91,2% дали ответ, что эти мероприятия их не касались. Санатбрно-курортное лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.

Почему такая неудовлетворенность?

Объяснение найти легко. Когда большие суммы делят на столь же большое количество пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, то персонально каждому достается не так уж и много. В Москве более 5 млн. человек нуждается в социальной помощи: на каждого в среднем приходится немногим более 43 тыс. рублей в месяц, а батон белого хлеба стоит 3 тыс. рублей. Ответ лежит, что называется, на поверхности.

Финансовая социальная поддержка, вне всякого сомнении, нужна. Но только тем, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье или слабое здоровье, способен обеспечить минимальные потребности сам, нужны не столько денежные пособия, сколько возможность работать и зарабатывать. Но в этом направлении правительство Москвы делает не очень много. Более того, можно говорить об ущемлении прав престарелых и инвалидов. Количество работающих инвалидов в Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правительства столицы.

Социальное обеспечение и социальная работа с лицами, имеющими инвалидность, базируются на необходимости обеспечения им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранении ограничений в их жизнедеятельности и препятствий при реализации права на труд, при получении образования, что в конечном счете позволяет данной категории людей активно участвовать во всех сферах жизни общества.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являютсяфедеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

Заслуживает внимания опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов на 1995-1996 годы. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов;

безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.

В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь аномальным детям и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки: информационный блок - создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, защиты и развития детей инвалидов и их семей; учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис аномального ребенка: «Помоги мне сделать все самому»; блок прагматической школы - предпро-фессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду; блок медицинского оздоровления - создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления аномальных детей, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.

Центр медико-социальной реабилитации в Курской области создан для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.

Программа социальной реабилитации детей в Санкт-Петербурге создана для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (цен-тральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабо-

видящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника - детям-инвалидам».

В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).

Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).

Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованыкомнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т.п.

К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемыепоезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, быто-

вого и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Только треть инвалидов трудоустраиваются в регионах России после обращения в центры занятости. Такие данные приводят специалисты в Башкирии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Приморье и на Урале. По данным Минтруда РФ, безработица - основная проблема для людей с ограниченными возможностями. Однако в ведомстве рассчитывают, что доля занятых инвалидов к 2025 году по стране достигнет 50%.

Спрос не всегда рождает предложение

По данным Пенсионного фонда России, в стране проживает 12,2 млн инвалидов, из них работают только 25%. Ежегодно в службы занятости обращаются десятки тысяч человек, но только от 25 до 35% обратившихся получают запись в трудовую книжку. Например, в этом году в Башкирии из 3 тыс. инвалидов нашли работу только 916 человек.

"В этом году в Карачаево-Черкесии мы помогли найти работу 131 инвалиду, это на 22% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Одна из причин - увеличение желающих работать", - сказали в службе занятости республики.

Чтобы узнать потребности незанятых инвалидов, на Ямале провели опрос, в нем приняли участие 530 человек. "Наиболее востребованные профессии среди опрошенных - сторож-вахтер, оператор ЭВМ, бухгалтер, администратор, уборщик, гардеробщик. Около 10% опрошенных готовы работать по любой предложенной профессии, подходящей им по состоянию здоровья, 33,1% ищут работу более года", - сказали в пресс-службе правительства ЯНАО.

Почти половина инвалидов не имеет профессионального образования. "По уровню профессионального образования 48,7% не имели такового, 36,6% имели среднее профессиональное образование, 14,7% имели высшее образование", - уточнили в пресс-службе.

Одна из территорий, где работу по трудоустройству ведут очень активно, - город Бийск Алтайского края. "К примеру, в городском дворце культуры работают восемь человек с ограниченными возможностями здоровья - это аккомпаниатор, машинист сцены, балетмейстер, художник-постановщик, артисты духового оркестра", - рассказали в региональном управлении Главтрудсоцзащиты Алтайского края.

Барьер из стереотипов

Председатель региональной общественной организации инвалидов Северной Осетии "Независимая жизнь" Сергей Саутин считает, что безработица среди инвалидов зачастую вызвана условиями, не приспособленными для этой категории людей. "У человека есть голова, есть диплом, но каждый день добираться на работу может быть неразрешимой проблемой. А еще и у работодателей есть недоверие, срабатывает стереотип, что инвалид не сможет работать", - сказал Саутин.

Если стереотипы во многих регионах сломать пока не удается, то проблему доступной среды для инвалидов начали решать. В частности, благодаря реализации программы "Доступная среда", рассчитанной до 2020 года, в российских городах и районах устанавливаются пандусы, удобные парковочные места, кнопки вызова. Например, в самарском международном аэропорту Курумоч уже работает специальная группа сопровождения, которая помогает пассажирам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в аэропорту в перспективе появится амбулифт (машина с подъемным устройством для посадки в самолет - прим. ТАСС), с помощью которого инвалиды будут подниматься в самолет, минуя трап.

В Обнинске Калужской области для успешной реализации программы "Доступная среда" два инвалида-колясочника были трудоустроены на высокие должности в мэрию. Чиновники Дмитрий Миронов и Артем Воробьев объединили сообщество инвалидов для решения существующих проблем в городе: обустройства съездов, установки подъемников. Они разрабатывают маршруты передвижения инвалидов, при этом изначально все пути обследуются непосредственно самими специалистами мэрии. Кроме того, инвалиды-чиновники ведут раздел "Обнинск без барьеров" на сайте администрации города, а также выдают рекомендации строителям и участвуют в приемке данных работ.

Недавно Дмитрий Миронов был включен в обнинский градостроительный совет. Теперь все решения по строительству новых объектов будут приниматься с учетом мнения маломобильных граждан.

Квоты, льготы и курсы

Один из инструментов решения проблемы безработицы среди инвалидов - квоты на рабочие места, размер которых в каждом регионе определяют местные власти. "На Алтае они максимальные - 4% от численности работников предприятия. Это почти 5,5 тыс. рабочих мест, но пока из них заняты 4,5 тыс., так как не все рабочие места адаптированы для инвалидов", - отмечают в региональном управлении Главтрудсоцзащиты в Алтайском крае.

"У нас около 10 слабослышащих мастеров, которые в основном работают на громком производстве, там, где пилят камни, работают молотками, специальными станками. Социализация налицо - почти весь коллектив ювелиров освоил язык жестов. Они (инвалиды) - очень трудолюбивые сотрудники, по закону у них сокращенный рабочий день, но мастера самостоятельно просятся работать сверх плана, чтобы не отставать от коллег", - рассказал ТАСС директор компании Виктор Моисейкин.

На необычную для инвалидов по зрению работу устроился житель Сочи Сергей Гринь. Он с 2011 года работает экскурсоводом в Художественном музее курорта. "Посетители о моей инвалидности не догадываются, наиболее внимательные лишь к концу экскурсии замечают, что на всем протяжении рассказа о картинах я не снимаю черные очки. В музее у нас созданы все условия как для работы, так и для посещения залов инвалидами, есть указатели на языке Брайля, удобные пандусы", - сказал ТАСС Гринь.

По его словам, проблем с проездом к месту работы у незрячего инвалида в Сочи нет благодаря Паралимпийски играм, которые прошли в городе в 2014 году. На тротуарах на курорте уложена специальная плитка, а светофоры оснащены звуковым оповещением.

Нестандартные приемы при трудоустройстве инвалидов применяют и в Пензе, здесь второй год действует единственный в России реабилитационный центр молодых инвалидов, оставшихся без попечения родных "Квартал Луи". Инвалиды-колясочники живут коммуной и самостоятельно создают рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Сначала заработала типография, где инвалиды работают дизайнерами, операторами компьютерной верстки, затем появилось первое в России инклюзивное кафе "Арт-холл Квартала Луи", теперь по выходным проводятся конкурсы, тематические вечера, в планах в 2017 году открыть хостел.

"Изначально нашей задачей было создать среду, где люди с ограниченными возможностями могли бы жить, но адаптация не сможет пройти без образовательной среды и профессиональной подготовки. Работодатели не горели желанием обустраивать рабочие места для инвалидов или приспосабливаться к их особенностям, и мы решили сделать все самостоятельно", - сказала ТАСС автор и идейный вдохновитель проекта директор АНО "Квартал Луи" Мария Львова-Белова.

Паралимпийцы уходят в бизнес

Находят место инвалиды и в бизнесе, эту нишу им, например, в Томской области помогает освоить региональная служба занятости. Чтобы получить почти 60 тыс. рублей на собственное дело, соискателю нужно придумать бизнес-идею, пройти тестирование для определения способностей к предпринимательству. Если тест пройден, готовится бизнес- план, который защищается перед экспертами. Также возможна компенсация расходов на подготовку документов для регистрации бизнеса.

Благодаря этой поддержке в 2016 году восемь человек открыли свой бизнес в Томской области. "Из них трое зарегистрировали крестьянско-фермерские хозяйства, часть стала индивидуальными предпринимателями в разных сферах: ремонт автотранспорта, строительство, фотоуслуги", - сообщили в департаменте. А в Карачаево-Черкесии инвалиды чаще всего открывают мастерские по ковке металлических изделий, по пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, занимаются перевозкой грузов, разведением крупного рогатого скота и пчеловодством.

Нет проблем с ведением бизнеса и у Паралимпийских чемпионов. Уходя из большого спорта, они создают собственные фирмы, куда трудоустраивают, в том числе, людей с инвалидностью. "Что касается членов Паралимпийской сборной, то они получают зарплату от Минпсорта РФ, также доплачивает уральским спортсменам с инвалидностью центр "Родник", - сказала корр. ТАСС основатель центра паралимпийской и сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник" Людмила Семенкина.

По ее словам, начинающих паралимпийских спортсменов от 18 лет в регионе трудоустраивают в "Роднике". По данным службы занятости Свердловской области, за 9 месяцев 2016 года был трудоустроен 1741 инвалид, что почти на 100 человек больше, чем в прошлом году.

Официальный уровень безработицы среди инвалидов в четыре раза выше общей безработицы в стране и составляет 23,7%. Бизнесу, на который возложена обязанность их трудоустраивать, проще платить небольшие штрафы и избегать необходимости оборудовать рабочие места и обеспечивать льготы, которые положены людям с ограниченными возможностями.

Однако с 2019 года штрафы могут вырасти в десятки раз, и станут для предпринимателей намного более ощутимы. Не исключено, что это окажет положительное влияние на трудоустройство инвалидов, которым пока что сложно найти подходящую работу.

Как выглядит рынок труда

В России 12 миллионов 111 тысяч инвалидов, по данным Росстата на 1 января 2018 года. Из них официально работают 13,6%.

За два года количество трудоустроенных инвалидов сократилось почти на 1 миллион человек: в 2016 году их насчитывалось 2,5 миллиона (20% общего числа). Как сказано в примечании Росстата, это, с одной стороны, связано со вступлением в силу федерального закона № 385, предусматривающего снижение и последующий отказ от индексации пенсий. С другой стороны, сокращение объясняется изменением методики подсчета работающих инвалидов (с 2018 года трудоустроенными считаются только совершеннолетние, проработавшие уже не более месяца, а более четырех месяцев в году).

Другими словами, часть инвалидов, по-видимому, ушли в тень, отказавшись от официального трудоустройства из-за смутной пенсионной перспективы. Дело в том, что в России инвалидам платят пенсию по инвалидности независимо от достижения пенсионного возраста. То есть инвалиды, не зависимо от возраста, могут работать и одновременно получать и зарплату, и пенсию.

По данным Росстата, в 2017 году уровень безработицы среди инвалидов трудоспособного возраста составил 23,7%, при этом в целом по стране — лишь 5,4%. По сравнению с предыдущими годами, уровень безработицы немного вырос (с 22,3% в 2015 году). В прошлом году 167 тысяч человек с ограниченными возможностями обратились в службы занятости для поиска работы, из которых только половина смогли трудоустроиться. При этом инвалидов, которые хотят работать, намного больше, но лишь 18,7% из них обращаются в службы занятости.

Что мешает инвалидам работать

Инвалидам не просто трудоустроиться, и тем более найти хорошо оплачиваемую работу. Об этом косвенно свидетельствуют данные опроса, проведенного Росстатом в 2016 году (более свежие данные отсутствуют). Из него следует, что 68,7% людей с ограниченными возможностями были не вполне удовлетворены или совсем не довольны уровнем зарплаты. Хотя ради справедливости стоит отметить, что среди всего населения таких не намного меньше — 62,2%.

Росстат не ведет отдельную статистику зарплат инвалидов. В 2016 году средняя зарплата инвалидов была в три раза ниже, чем средняя заработная плата в субъекте РФ, следует из данных организации «Общероссийский народный фронт» (ОНФ).

«Рабочие места, предлагаемые инвалидам, во многих случаях являются недостаточно качественными и низкопроизводительными: недостаточно оборудованы, малокомфортны, а оплата труда — низкая», — сказал председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.

Почему инвалидов не берут на работу

Сложности с трудоустройством инвалидов во многом связаны с опасениями работодателей: они не хотят тратить дополнительные средства и усилия для взаимодействия с ними. По данным опроса рекрутингового агентства HeadHunter, проведенного в 2016 году (более поздних опросов нет), 50% руководителей компаний беспокоит необходимость оборудования специальных рабочих мест при трудоустройстве инвалидов. Кроме того, 43% опрошенных пугают сложности с увольнением таких работников. А 29% работодателей считают, что проблемы со здоровьем мешают трудовому процессу. Только 13% руководителей заявили, что их ничего не смущает при работе с людьми с ограниченными возможностями.

Контекст

Российская экономика замедляется

Forbes 20.08.2013

Жизнь в «ЛНР»: безработица и преступность

Обозреватель 19.03.2017

Безработица: чувствовать боль других

Die Welt 03.07.2013

Европа: высокая безработица и 5 миллионов вакансий

La Vanguardia 17.06.2013

Прием на работу инвалидов в России рассматривается скорее как благотворительность, нежели привычный процесс. По данным HeadHunter, около 75% крупных компаний имеет в штате сотрудников с ограниченными возможностями здоровья и только 14% компаний размером до 50 человек принимают на работу людей с инвалидностью. Это объясняется тем, что у крупных компаний больше ресурсов, позволяющих оборудовать рабочие места, создавать программы поддержки и адаптации, считают рекрутеры.

Тем не менее, есть примеры небольших компаний, в которых большинство сотрудников — инвалиды. Но, как правило, такие фирмы появляются благодаря личной позиции учредителей, которые изначально рассматривают создание предприятия как социально направленный бизнес.

К примеру, петербургский предприниматель Анатолий Мовшович создал проект «Мир на ощупь», в рамках которого слепые в полной темноте проводят для зрячих посетителей экскурсии, учат готовить блюда и организуют свидания. По словам бизнесмена, проект направлен не только на получение новых ощущений, но и помогает посетителям понять, как живут слепые. Проект самоокупается, но бывают убыточные периоды, и если бы не основной бизнес Мовшовича (организация праздников), «Мир на ощупь» вряд ли выжил бы.

Как бизнес избегает инвалидов

Большинство компаний берет на работу инвалидов для выполнения требований законодательства — так ответили 63% опрошенных HeadHunter работодателей. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязует все предприятия с численностью сотрудников больше 35 человек создавать рабочие места для инвалидов. Квота составляет до 3% рабочих мест для предприятий численностью 35-100 человек и 2-4% для компаний численностью больше 100 человек. Точные пределы квот устанавливают региональные законы.

Создание рабочего места между тем не всегда влечет за собой трудоустройство инвалида. Насколько известно Eurasianet.org, место может быть создано на бумаге, и при этом вечно оставаться вакантным. Формально предприятие закон выполнило, но ситуацию с трудоустройством инвалидов не изменило.

Возможно, этим объясняется, почему в России до сих пор многие инвалиды не могут найти работу, в то время как на подведомственном Роструду сайте «Работа в России» опубликовано в рамках квотирования 42 тысячи вакансий на 79 тысяч рабочих мест. По данным Роструда, на квотируемые для инвалидов рабочие места в 2017 году устроено всего 7,7 тысячи человек.

Компании обязаны ежемесячно представлять в центры занятости населения информацию о выполнении квоты. Статистики, сколько компаний создают рабочих мест по квотам, не ведется, также отсутствует строгий контроль за соблюдением этой меры (сейчас это возложено на территориальные центры занятости, которые не являются надзорным органом). Штрафы за отсутствие рабочих мест по квотам небольшие — всего 5-10 тысяч рублей.

Поэтому работодателю выгоднее заплатить штраф, чем возиться с инвалидами. Тем более, что люди с ограниченными возможностями не только нуждаются в оборудовании рабочего пространства, но и имеют льготы по сравнению с остальными работниками. Например, сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю при сохранении полной оплаты труда (для всех остальных Трудовой кодекс устанавливает 40-часовую рабочую неделю). А кроме оплачиваемого отпуска сроком не менее 30 календарных дней, который инвалид может взять в любое время независимо от графика, он имеет право на отпуск без сохранения зарплаты до 60 дней в году. Инвалидов запрещено привлекать к ночному и сверхурочному труду без их письменного согласия.

Штрафы могут вырасти

В стадии обсуждений в Госдуме находится законопроект, подготовленный Минтрудом, который ужесточает ответственность бизнеса за невыполнение обязательств по трудоустройству инвалидов.

Если рабочие места не созданы или работодатель отказывается принимать на работу инвалида в рамках квоты, штраф составит для должностных лиц от 10 тыс до 50 тыс рублей, для юридических лиц — от 100 тыс до 500 тыс рублей. Если же место создано, но вакантно, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7,8 тысячи рублей в месяц. Если законопроект примут, то он заработает с 1 января 2019 года. Тогда избегать трудоустройства инвалидов бизнесу станет сложнее и менее выгодно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.