Гиперактивный ребенок – что это значит для родителей? Что нельзя делать родителям. Каждый ли возбудимый ребенок болен

Одним из самых распространенных заболеваний у детей является гиперактивность. По статистике, этот диагноз имеют 20% детей возраста от 3 до 5 лет. Именно тогда заболевание максимально проявляется.

Гиперактивный ребенок испытывает неудобства во время обучения, плохо социализируется. Ему трудно наладить контакт со сверстниками, сосредоточиться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими заболеваниями нервной системы.

В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

Причины развития патологии

Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

  • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
  • гипоксия;
  • курение или неправильное питание матери во время беременности;
  • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.

Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

  • стремительность;
  • затяжной период схваток или потуг;
  • применение препаратов для стимуляции;
  • роды до 38 недель.

Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

  • заболевания нервной системы;
  • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • отравление химикатами;
  • нарушение рациона.

Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

Симптомы патологии

Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

  • чрезмерная возбудимость;
  • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
  • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
  • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
  • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).

У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений.

До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

  • неусидчивостью;
  • хаотичными движениями;
  • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
  • проблемами с речью;
  • невнимательностью;
  • непослушанием.

Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
  • проблемы с восприятием речи взрослого;
  • вспыльчивость;
  • частые нервные тики;
  • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
  • сильные головные боли;
  • неуравновешенность;
  • энурез;
  • многочисленные фобии, повышенная тревожность.

Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками.

Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

Особенности синдрома

Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

  1. Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
  2. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
  3. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
  4. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.

Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

Виды заболевания

Синдром гиперактивности у детей симптомы может иметь разные, так как это заболевание имеет несколько форм:

  1. Дефицит внимания без чрезмерной активности. Чаще всего эта разновидность встречается у девочек. Они много мечтают, обладают бурной фантазией, часто врут.
  2. Повышенная возбудимость без дефицита внимания. Это наиболее редкая патология, сопровождается поражением ЦНС.
  3. Классический СДВГ. Самая распространенная форма, сценарий течения ее индивидуален у каждого случая.

Вне зависимости от того, как протекает заболевание, его необходимо лечить. Для этого требуется пройти несколько обследований, взаимодействовать с врачами, психологами, педагогами. В большинстве случаев детям прописывают успокоительные средства. Консультация психоаналитика обязательна для родителей. Они должны научиться принимать недуг, не вешать на малыша «ярлыки».

Особенности диагностики

При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

  • психологом;
  • неврологом;
  • психиатром.

Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

  • беседу или интервью;
  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • заполнение опросников родителями.

На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

  • МРТ мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови.

Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза.
Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

Комплексное лечение

Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

  1. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
  2. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
  3. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
  4. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
  5. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
  6. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
  7. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

  1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
  2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
  3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
  4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
  5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.

Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты.

Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы.

При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику.Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

Возможные последствия

Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки избиения родителей;
  • склонность к суициду.

Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством.

В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.

В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение - результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:


Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Активный малыш

Гиперактивный

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:


Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:


Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При "гиперактивность" у детей школьного возраста, и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом "гиперактивность" уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз "гиперактивность", надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют “моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство - явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов “зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они “без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: - недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; - недостаток твердости и контроля в воспитании; - неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, “борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например “горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.
  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

  • токсикоз беременности;
  • патология родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетические факторы;
  • хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное - искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность - ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.
  5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Гиперактивность детей ярко проявляется в их поведении и в бурном эмоциональном выражении. Все поступки и переживания детей с СДВГ проходят с приставкой «сверх» - они импульсивны, упрямы, рассеяны, капризны, возбуждены значительно сильней, чем это свойственно обычным детям. Постоянство подобного поведения настораживает родителей и педиатров. Выявить, что это - синдром дефицита внимания и гиперактивности или ошибки воспитания, задача сложная, для нее нет однозначного решения. Что же остается родителям? Разберем подробнее понятие синдрома дефицита внимания с учетом всех предположений.

Излишняя импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость реакций - так можно описать характер ребенка с синдромом дефицита внимания

Чем может быть вызван СДВГ?

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Сочетание сразу нескольких опасных факторов повышает риск проявления у детей СДВГ. Ребенок перенес асфиксию во время родов, его воспитание ведется в строгих рамках, он сталкивается с частыми конфликтами в семье – результатом станет ярко проявляющаяся гиперактивность малыша.

Как обнаружить признаки СДВГ?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года - возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, .
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.

Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер - они проявляются у детей регулярно и ярко.

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма. Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет (рекомендуем прочитать: ). Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.
  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.
  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.
  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.
  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения». Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Если вы нашли в поведении ребенка 5-6 совпадений по диагнозу СДВГ, покажите его специалистам (психотерапевту, неврологу, психологу). Врач всесторонне изучит проблему и найдет грамотное решение.

Методы лечения

Способы коррекции СДВГ у детей подбираются индивидуально. Врач, выбирая метод лечения, исходит из степени развития проблемы. Побеседовав с родителями и понаблюдав за ребенком, специалист решает, что необходимо в конкретном случае. Лечение гиперактивных детей может вестись по двум направлениям: медикаментозно, с помощью сдвг препаратов, или через психотерапевтическую коррекцию.

Медикаментозный метод

Медики в США и на Западе проводят лечение гиперактивности у детей психостимуляторами. Такие препараты улучшают концентрацию внимания и быстро дают видимые положительные изменения, однако они характеризуются и побочным действием: у детей возникают головные боли, нарушается сон, аппетит, проявляется нервозность и излишняя раздражительность, они неохотно общаются.

Российские специалисты не прибегают в лечении СДВГ к психостимуляторам, основываясь на протоколе лечения СДВГ, по которому применение таких лекарств запрещено. Заменой им служат ноотропные средства - группа психотропных препаратов, предназначенных для специфического воздействия на высшие функции мозга, которые повышают его устойчивость к влиянию негативных факторов, тем самым улучшая память и познавательную деятельность в целом. Дефицита сдвг-препаратов в продаже нет. Эффективным представителем сдвг-препаратов признаны таблетки-капсулы «Страттера». Депрессанты ребенку даются под строгим контролем врача.


Таблетки Страттера нельзя назначать самостоятельно, поскольку они напрямую воздействуют на нервную деятельность и должны приниматься только под строгим врачебным контролем

Психологические и психотерапевтические методы

Методики психологов и психотерапевтов направлены на коррекцию поведения. Разработаны , помогающие улучшить память, развить речевые навыки, мышление. Специалисты стремятся повысить у ребенка самооценку, дают ему творческие задания. Для снижения синдрома вводится моделирование коммуникативных ситуаций , способных облегчить общение гиперактивных детей с ровесниками и взрослыми. Для коррекции СДВГ используется метод релаксации, способствующий расслаблению ребенка и нормализации мозговой и нервной деятельности. Логопед занимается дефектами речи. Сложные случаи требуют сочетания медикаментозных и психологических методов исправления ситуации.

Что надо знать родителям?

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе - у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.

Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малыша

Сложности социальной адаптации

Приходя в сад или школу, дети с СДВГ сразу попадают в список «трудных» воспитанников. Гиперактивное поведение воспринимается окружающими как неадекватное. Порой ситуация складывается так, что родители вынуждены менять школу или детский сад. Вам предстоит научить ваше чадо быть терпимым, гибким, вежливым, дружелюбным - только такие качества помогут ему в социальной адаптации.