Существует ли змей василиск в наше время, легенды, факты за и против. Яйцо василиска Змея василиск

Которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .

Успехи естествознания изгнали из нашего сознания монстра, мало похожего на существо, рожденное человеческим воображением две тысячи лет назад. «Сегодняшний» зверь, который уходит из нашей памяти на двух лапах, вполз в предание на брюхе: в античном мире василиск был всего лишь самой зловредной змейкой ливийской пустыни.
Картинно появлялся василиск у Плиния Старшего. По его рассказу, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым - Яд вошел в его тело через древко копья! Более сметливый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч. Но смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два века до Плиния и Лукана его упоминал Элий Стилон - как всем хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси».
В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск - фантазия «локальная», творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни - «басилискосом», то есть «царьком» (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного «басилевс» - «царь», ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом «регулюс» - калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками.
Ну, а все-таки - кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись - с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой - символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.
Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него.
Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку - единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика.
Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике).
Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не «везение»: совершенно случайно он попал в Священное писание. С легкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты - латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи произвольно перевел как «василиск». В современных переводах недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством.
Правда, на заре средневековья произошло и другое приметное для василиска событие - его временно... «потеряли»!
Ливийский монстр не попал в «Физиолог» - энциклопедию живых существ, из которой черпали информацию все позднейшие средневековые бестиарии. Забвение, однако, не стало роковым - оставаясь временно в тени, василиск сумел перестроиться и явиться в новом, более отвечающем потребе дня облике.
Для успешной акклиматизации на европейской земле воображение скрестило его с петухом. В этом есть железная логика непоследовательности: извечные враги так тесно сплелись в схватке, что, наконец, срослись телами. Почему петух и василиск считались исконными врагами? Возможно, то была случайная прихоть фантазии. Но, во-первых, змею и птицу в одно тело воображение сращивало не раз. Во-вторых, еще в эллинистическом Египте верили, что ибисы питаются исключительно змеями и потому изредка из их яиц рождаются змееныши. Этим же птицам приписывали и некоторые физиологические странности: яйца-де они кладут из клюва. Такие рассказы - благодатная почва для последующей обработки. То, что мог далекий ибис, способен был совершить и соседский петух.
Достаточно частый и вполне объясненный современной биологией феномен перерождения петуха в курицу дал пищу для мрачной фантазии о василиске как «петушином отродье». Уже в эпоху Возрождения несколько петухов в разных европейских странах были подвергнуты пристрастному суду и, несмотря на все словесные ухищрения защитников, приговорены к котлу за злостное производство на свет василисков.
Начиная с XII века василиск стал расселяться по городам и весям Европы. И, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким чудовищем, зверь пугал все меньше и меньше: даже к самому отвратительному соседу со временем привыкают... Насчет «зверя» (а не «гада») - это не оговорка. Теперь василиск предстает в образе крылатого змея с головой петуха. Появляется он из яйца, снесенного петухом (об этом подробно рассказывает Пьер из Бовэ). У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, как правило, тоже от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии фантазии у василиска осталась лишь одна смертоносная способность - его убивающий взгляд и дыхание.
Преображение василиска в петуха вызвало и филологическое смятение: монстра стали все чаще называть кокатрис». Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» - петух, на самом деле «кокатрис» - результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в средние века не только (не столько) крокодила, как вообще любго чудища. Чосер в своих описаниях василиска пробовал применить гибрид-словечкачко «васили-кок», чтобы точнее определить природу чудища и отмежевано " с" разговорного значения слова «кокатрис» которое к тому времени приобрело иное значение. Это был специфический «термин». клеймящий гулящих женщин (ибо взгляды их убийственны для добродетели мужчин!).
Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало - и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,- вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков - чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален - откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!
Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность. «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике - как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием- там василиск был ко двору. автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

Одним из самых удивительных и интересных демонических существ языческого мира славян является василиск, чей образ глубоко уходит в архаичное время. Василиска боялись и им восхищались, ведь своим внешним видом он и привлекает и пугает. Так кто же такой василиск?

Василиск в славянской мифологии является, так называемым, нечистым духом. Название этого демонического существа происходит от греческого «базилевс» - «царь», что указывает на его высокий статус среди темной потусторонней силы. Иногда василиск еще называют царем змеев.

Василиск был широко известен не только славянским народам, но и в западной Европе.




Как выглядит василиск

Чаще всего василиск предстает в образе полуптицы полузмеи. Хотя иногда его описывают и как просто змею. Но все же чаще, в его изображения присутствуют птичьи мотивы – похожесть на петуха или индюка. Также в описания василиск встречаются и такие зоологические мотивы как глаза жабы, крылья летучей мыши и тому подобное.

В некоторых местах говорят, что василиск похож на большую ящерицу, либо обладает туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха, увенчанной гребнем в виде диадемы или украшенной сияющим драгоценным камнем.

Легенды о происхождении василиска

Практически все версии происхождения василиска, так или иначе, связаны с высиживанием или вынашиванием куриного или петушиного яйца.

На Руси существовало поверье, что петух старше семи лет может снести яйцо, из которого вылупится огненный змей или василиск.

В некоторых местах поверье о василиске звучит иначе: петуху раз в сто лет разрешено снести маленькое уродливое яичко-спорышок (в нем один желток и нет белка), и если такое яйцо девка шесть недель будет носить под мышкой, то из него вылупится василиск.

Иногда считалось также, что василиск может родиться из петушиного яйца, высиженного жабой.

В британских преданиях встречаются упоминания о василиске, вылупившемся из утиного яйца. Жители той местности впоследствии еще очень долго не употребляли утиные яйца в пищу


Где живет василиск?

Обитает василиск, по народному убеждению, в расщелинах скал или в пещерах, в пустынных и заброшенных местах. Помимо этого, он может также жить на чердаке или во дворе того дома, где живут его хозяева. В этом случае он может обитать там же, где обычно обитают домовые духи, - под печью, в подвале и так далее.

Особенности жизни василиска

К одной из интересных особенностей василиска является то, что он практически не нуждается в пище, ведь чтобы утолить голод ему вполне достаточно просто полизать камень. Но, в некоторых европейских источниках упоминается, что василиски питаются человеческим мясом и способны опустошить всю местность, где обитают.


Опасность василиска

Самой распространенной опасностью, которую василиск несет человеку – это его смертельный взгляд. Согласно поверьям, от его взгляда и дыхания сохнет трава и посевы, трескаются скалы, гибнут животные и люди.

Кстати, интересно отметить, что некоторые мифы говорят, что смертельный взгляд василиска смертелен и для него самого - он умирает, увидев свое отражение в зеркале. Поэтому избавиться от этого опасного существа можно, поместив у места его обитания зеркало. Либо следует постоянно носить с собой маленькое зеркало.

Также люди верили, что василиск может соединиться с колдуном и невидимо жить в нем, даруя ему колдовскую силу, либо исполнять все приказания своей «мачехи», выносившей его под мышкой (мстит за нее обидчикам, таскает ей серебро и золото и тому подобное).

По некоторым поверьям, василиск также может сожительствовать с женщинами, и от такой связи родятся особенно сильные ведьмы и колдуны.

© Алексей Корнеев

Василиск - мифологическое существо, которое упоминается в различных источниках, в том числе и в славянской мифологии. Первые упоминания василиска относятся к Библии и «Естественной истории» Плиния Старшего.

По мнению историков, в первых своих упоминаниях василиск представляется, как некая очень опасная и ядовитая змея, которая наделена мифическими или сверхъестественными чертами. Вполне возможно, что изначально под названием «василиск» подразумевали обычную змею, например кобру, однако впоследствии она приобрела более мифологические или сказочные черты, которые определили его в список мифологических существ. Например в Книге пророка Исаии говорится, что василиск - это зародыш аспида, который находится в яйце, но при этом очень опасен. Согласно разным переводам и разным упоминаниям, можно прийти к выводу, что в древности так могли называть именно змей или особую разновидность змей - аспида, кобру или гадюку, однако точное толкование существа из древнехристианских упоминаний, затруднительно.

В античной мифологии считалось, что василиски рождаются из яиц птицы ибис, которая пожирает ядовитых змей. В результате на свет появляются диковинные и опасные создания. Такое поверие, по мнению исследователей, появилось от того, что ибисы питаются змеями. В древнем Египте даже существовал обычай разбивать яйца ибисов, чтобы из них не вылупились василиски.

Василиск в славянской мифологии

Сложно сказать, как василиск попал в славянскую . Пришло ли это название в с приходом на Русь христианства? Или таким именем стали называть некое мифологическое существо, которое было в мифологии славян ещё в языческие времена, но имевшее иное название?

В пользу второго варианта говорит то, что на Руси василиском стали называть не просто опасную змею или гигантского змея, а существо с очень необычными чертами. Историки славянской истории находят описание василиска, как диковинного существа, который выглядит ка петух, но у которого есть крылья дракона и хвост змеи (ящерицы).

Однако в пользу первого говорит то, что такое поверье сложилось достаточно поздно, в средние века, с приходом христианства, и очень похоже на искажённое поверье в полузмеев-полуибисов древнего Египта.

У лужичан это существо приняло достаточно диковинный вид - петух с крыльями дракона или крыльями летучей мыши, хвостом змеи, клювом орла, когтями тигра и зелёными глазами. Также в описании василиска фигурирует красная корона на голове и чёрная чешуя по всему телу.

Поверье в петуха-змея появилось в средние века. Так, например, существовало поверье, что василиск рождается из яйца, которое снёс старый петух в навоз и которое высидела жаба. Описания существа разнятся. Одним из вариантов является облик змея с хохолком как у петуха. В другом варианте - это петух, который имеет змеиный хвост. Позднее народная фантазия приписала петуху со змеиным хвостом ещё и драконьи крылья.

Также Василиску приписывалось ядовитое дыхание и смертоносный взгляд. Интересны и поверья в то, как можно уничтожить василиска. Сделать это можно либо поставив перед собой зеркало, чтобы василиск убил самого себя взглядом (заимствование из поверья в ), либо увидев василиска первым.

Зверь, который описывается в мифологии, Библии, Бестиарии и даже Черной библии, - василиск. Прототипом мифического персонажа стала ядовитая змея необычного подвида. Доказательств его существования нет. Но яркий образ стал основой для сказок и легенд.

Упоминания в разных источниках

Самые разные исторические писания по-разному упоминают об этом существе.

  1. В Библии змей василиск упоминается наряду с Аспидом. Оба пресмыкающихся - враги Бога и рода человеческого. В это ядовитый змей, посланный иудеям, в наказание за дерзость и попирание Бога и Его Закона.
  2. В Бестиарии Пьера Де Бове василиск упоминается не как существо, а как дух. Говорится, что сущность сотворена была из страхов и злобы людей. Все то, что вызывает панику и страх, олицетворяет собой создание, которое может жить на земле, в воде и в небе между мирами.
  3. В Демонической библии василиск тоже нашел свое место. Здесь это демоническое творение: для того, чтобы люди продолжали почитать темную силу, их нужно держать в страхе. С этой целью и был создан Змеиный Царь.

Особенность василиска

Достоверной информации о том, что змей василиск как существо жил когда-либо на земле - нет. Но, многие предания рассказывают о том, что птицеподобный ящер обитает на болотах и в песках. Василиск в мифологии одновременно присутствует в двух ипостасях - животное и злой дух, .

Версии появления

Все версии появления мифической твари нужно разделить на два направления:

  • природные;
  • мифологические.

Прообразы василисков в живой природе

В Африке очень много пресмыкающихся. Еще во времена Античности на территории современных тропических лесов были замечены особенные змеи. Эти пресмыкающиеся соединили в себе несколько видов земноводного. У особей было:

  1. Длинное змееподобное тело.
  2. Одна пара лап, расположенная в передней части тела.
  3. Удлиненную голову украшал подвижный гребень.
  4. Существо двигалось с невероятной скоростью и при нападении не ограничивалось одним укусом.

В минуты опасности пресмыкающееся поднимало переднюю часть тела и лапы, гребень на голове щетинился и становился бордово-красным. Эта змея передвигалась особенным образом с помощью хвоста.

Главной опасностью встречи с этим существом было то, что укус небольшой и внешне красивой змеи был смертельно опасным. В момент попадания яда в организм человек моментально начинал чувствовать жар во всем теле, носом шла кровь, смерть наступала в считаные минуты.

На то время местные не знали более опасной змеи и потому называли ее «васькисна» - что в переводе означало «царственная змея». Людям свойственно поклонятся всему, что внушает им страх. Многие племена, создавали идолов по образу этого существа, нарекая его божеством и присваивая ему самые разные мистические и волшебные умения. Когда между Европой и Африкой были налажены торговые связи, легенда о невероятном существе, царской змее, пришла и на наши территории.

Люди, передавая сведения из уст в уста, из поколения в поколение меняли образ существа, дополняя его подробностями и придумывая все новые и новые теории происхождения.

Мифологические версии

Как и все истории происхождения мифических существ, история василиска пестрит невероятными фактами. И у каждого народа примеры свои.

Сахара

На территории Западной Сахары существует своя версия кто такой василиск и как он появился. Мифология рассказывает о том, что в прежние времена здесь не было песков, а была вечнозеленая плодородная земля.

Люди жили в добре и достатке и со временем утратили страх перед богами, перестали приносить им дары в благодарность. И тогда небесные жители рассердились и послали на эти земли великие дожди, которые привели к сильным наводнениям и смыли всю растительность. Когда дожди закончились, земля превратилась в грязь и пришла новая беда - палящее солнце.

Кустов и деревьев не было, солнечные лучи раскаляли землю добела, сделав ее горячей и рассыпчатой. Но погибли растения, а звери остались жить, и тогда боги наслали большое землетрясение на эту территорию и с расщелин появились ужасные существа, жившие ранее под землей. Эти существа одновременно могли жить в воде, на суше и в небе. У них были змеиные хвосты, толстые звериные лапы с когтями и большие перепончатые крылья.

Эти существа обладали парализующим взглядом, питались зверями рыбами и птицами. И вскоре уничтожили все живое на этой территории. Когда им не осталось животной пищи, они обратили свой взор на людей. И тогда люди взмолились к Богам, прося защиты от Змея. И боги загнали кровожадных существ в глубокие пещеры. Но они все-таки выходят на поверхность в поисках жертвы. И если в глубине пустыни человек заметит два больших желтых огонька, он сразу теряет способность думать и двигаться, и тогда василиск нападает.

На Руси

Появление василиска имеет свою историю, но выглядит идентично, как и в других странах. Рождение этого существа проходит в 3 этапа.

Когда-то давно обозлившийся на людей домовой решил наказать двор, в котором господствовал. Для этого он выбрал самого старого петуха и подселил в него яйцо змеиное. Петух пошел к куче навоза и выкинул с себя это яйцо, но умер. На куче гноя яйцо нашла старая болотная жаба и хотела укатить его к себе в болото. Но в середине под скорлупой услышала тихое дыхание. И жаба так долго прислушивалась, пытаясь уловить эти звуки, что высидела яйцо. Из него появился ящер с петушиной головой и сожрал жабу. И на его теле выросли две жабьи лапы.

Это существо ушло под землю. Но иногда оно появляется, и горе тому, кто с ним встретится. Потому что его взгляд убивает, может парализовать или свести с ума.

В Греции

На территории также были свои легенды о змее василиске. Но в отличие от других стран эта сущность была творением богов Олимпа.

Однажды житель небольшого селения увидел во сне место, где Боги спускаются к людям по ступеням, созданным из солнечных лучей. Он во сне поднялся по ним и попал в сад. Там он сорвал с дерева священный плод, дарующий бессмертие. Проснувшись, человек увидел на постели этот плод и откусил от него. В тот же миг он стал всезнающим и бессмертным. Он начал видеть, о чем думают боги.

А небожители ощутили в этот момент появления среди людей человека познавшего истину миросоздания. Боги очень рассердились и создали чудовище, которое могло найти этого наглеца как в воде, так и на земле, и в воздухе. Это чудовище имело хвост змеи, крылья птицы, лапы зверя. Его мощные когти и крепкий клюв могли разбивать камни. Боги назвали существо Змее-Царь, и отправили его на Землю.

Но вкусивший плод увидел мысли богов и решил запутать их. Он начал менять облик, каждую минуту становится другим человеком. И узнать его можно было только по глазам, в которых отражалось его деяние. И с тех самых пор Чудовище бродит по земле в поисках того, кто стал полубогом.

Чтобы разглядеть глаза преступника, василиск парализует человека взглядом. Но, каждый раз он ловит невиновного, и в ярости убивает его. Единственной защитой от его парализующего взгляда есть кусочек желтой слюды. Василиск не выносит зеркального блеска камня, боится увидеть свое отражение и закаменеть.

Чего боится змей василиск

По преданиям этот змей не боится ни огня, ни копья, ни меча. Но оно может погубить само себя, если увидит свое отражение. По причине этого на Руси люди носили на груди кусочек стекла, отполированный до зеркального блеска камешек или небольшое зеркальце.

Василиск также боится петуха, даже крика этой птицы достаточно, чтобы Змий обратился в бегство. Петух ищет василиска, чтобы отомстить за смерть. А еще Змей боится жаб, а потому живет в пещерах и лесах, но обходит болота и топи. Говорят, что если нужно спасаться бегством от василиска, то нужно бежать в курятник или к реке, где есть жабы. Туда чудовище не сунется.

Это мифическое существо, что в переводе с греческого означает «царёк», а с латыни переводится как «малый король».

Упоминания о василиске в разных источниках

Упоминания василиске встречаются в сказаниях разных народов. Так, в древнеримских сказаниях он считался одним из опаснейших существ, наделенным невероятными способностями. В мифологии древних римлян это создание было наделено настолько ужасающим внешним видом, что считалось возможным одолеть его, только показав существу свое собственное отражение. Крик самого простого петуха также считался действенным способом побороть василиска.

Античные гравюры открывают взору изображение этого мифического существа в виде небольшой желтой змеи, имеющей рожки на голове.

В Средневековье василиска стали представлять несколько иначе. Считалось, что это создание реальное, сотворенное Дьяволом, имело крылья, как у дракона, когти, как у тигра, хвост, как у ящерицы и орлиный клюв. Согласно другим источникам, это создание было с телом жабы, змеиным хвостом и петушиной головой. Причем гребень на голове больше походил по форме на диадему, за что василиска часто называли змеиным царем. Оружием этого существа служили его ужасающий взгляд, огненное дыхание и яд, которые буквально сжигали деревья и накаляли горы. Полагалось, что данное создание появлялось на свет раз в сто лет из яйца, снесенного черным петухом, имеющим возраст семи лет, а также яйцо должна была высиживать жаба.

Помимо упоминаний в римской и славянской мифологии, василиск также встречается на страницах Библии. В латинском переводе издания Иероним Блаженный в Вульгате дважды упоминает это создание. Автор древнееврейское слово «змий» перевел как «василиск». В остальных переведенных изданиях не встречается упоминание о данном существе. Это создание есть на страницах писания Иеремии. Пророк с этими существами сопоставляет Халдеев, посланных Богом в качестве наказания для всех нераскаявшихся. В книге Псалмы тоже имеется упоминание о василиске.

Среда обитания василисков

Люди верили, что эти мифические создания водятся в теплых, предпочтительно пустынных местах. Эти существа, согласно мифологическому сознанию, способствовали образованию пустынь. В месте поселения василиска вымирало все живое: и растительность, и живые существа, воды становились гнилыми, с помощью которых существо утоляло свою жажду.

В Библии указано, что эти создания встречались на территории пустынных просторов в Палестине и Верхнем Египте.

Василиски, согласно мифологии, жили в пещерах, снабжающих их пищей, ведь питались существа исключительно каменными породами. Активную деятельность это создание вело в ночное время, когда невозможно услышать петушиных криков. Также василиски опасались единорогов, считая их очень «чистыми» представителями животного мира.

Оружие против василисков

По поверьям римлян и славян, справиться с чудовищем можно было с помощью петушиного крика и горностаев. Горностаи, прожевав листву руты, не побоятся существа и смогут его одолеть, напав спереди. Люди, отправляясь в путешествие, зачастую брали с собой в клетке петуха, дабы быть защищенным при нежеланной встрече с василиском. Еще одним действенным способом борьбы с созданием являлась зеркальная поверхность. Показав василиску его отражение, его можно было убить.

Яд василиска

Согласно мифологии, яд этого существа был очень сильным. Так, Плиний Старший упоминает о том, что один боец, пронзивший василиска с помощью копья, упал замертво со своего коня. Яд проник в тело воина через ручку оружия! Лукан же описывает ситуацию, де более опытный храбрец после сражения чудовища мечом, отсек свою руку, которая держала оружие.

Считалось, что яйца этого мифического существа также наделены ядом, и съевшему их, грозит смерть.

Василиск всегда убивает первым. Если же человек первым увидит это чудовище, то существо ждет смерть. Это объясняется тем, что с помощью взгляда василиска вырабатывается яд, который передается по воздуху в дыхательные пути человека, тем самым отравляя его. Но в случае, когда кто-либо первым увидит это создание, то для его поражения необходимо иметь зеркало. Василиск, увидев свое отражение, сразу же умирает.