Что такое естественная монополия в экономике. Монополия

Глава 12. МОНОПОЛИЯ.

"Вмешательство монополий без всяких к тому

оснований ведет к сокращению производства... Монополия принадлежит к тем вещам, против которых настроено большинство людей".

(Пол Самуэльсон "Экономика")

Изучаемые вопросы

Цели, средства и ограничения фирмы, работающей на рынке несовершенной конкуренции.

Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в СССР и России. Пути демонополизации российской экономики.

Математическая модель монополии. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии.

Поведение монополии. Ценовая дискриминация.

====================================================================

Цели, средства и ограничения фирмы на рынках несовершенной конкуренции. Цена и объем производства несовершенного конкурента связаны между собой: чем больше производится товаров, тем ниже их цена. То есть кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицательный наклон, а несовершенный конкурент является ценоустановителем (ценоискателем).

Первый фактор, влияющий на выбор цены - это эластичность спроса на продукцию фирмы. Чем больше эластичность спроса на продукцию фирмы, то есть чем сильнее зависит потенциальный объем продаж от изменений цены, тем меньше рыночная власть фирмы. И наоборот, если эластичность спроса на продукцию фирмы невелики, то фирма обладает большой рыночной властью. Это вполне согласуется со здравым смыслом, так как эластичность спроса отражает доступность заменителей: чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

Второй фактор – это затраты, а именно переменные затраты. Чем они выше, тем больше приходится поднимать цену.

Природа монополии. Фирму принято считать монополистом, если она выступает в качестве единственного продавца товара, не имеющего близкого заменителя. При этом часто доступ других производителей на рынок этого товара сильно затруднен. Это может быть связано с патентом, дающим исключительное право производства его владельцу, или со значительными финансовыми затратами.

Несмотря на четкое определение понятие монополии противоречиво. С одной стороны, в реальном мире практически нет чистых монополий , то есть ситуаций, когда вся отрасль состоит из одной фирмы. С другой стороны, монопольная власть на рынке встречается на каждом шагу. В городе может быть одна электростанция, одна железная дорога, одна больница. Более пяти процентов всех товаров и услуг, производимых американской экономикой, производится на рынках близких к монополии.

Монополия как массовое явление в современном мире связано не только и не столько с естественным развитием отрасли, когда экономически сильный конкурент вытесняет или поглощает слабого. Таких монополий относительно немного. Кого же можно назвать монополистом? Само слово "монополия", происходящее от двух греческих слов ("моно" - единственный, "полис" - продаю), дает достаточно точный ответ на поставленный вопрос. Например, продавец ночного магазина, единственного на всю округу, торгует по повышенным ценам, реализуя свое монопольное положение в ночное время. Или цена вообще не объявляется и продавец ночного магазина, глядя вам в глаза, осуществляет ценовую дискриминацию, то есть устанавливает наиболее выгодную для себя цену в зависимости от ситуации.

Виды монополий - это конкурентная монополия, технологическая монополия, искусственная монополия естественная монополия . Точной границы между ними нет.

Конкурентная монополия возникает в ходе конкурентной борьбы. Она представлена обычно крупными предприятиями с наивысшей производительностью и наименьшими затратами. Монополии такого рода носят переходящий характер в силу все той же конкуренции.

Технологические монополии. Фирмы, лидирующие в тех или иных областях научно-технического прогресса, обладают технологической монополией. В отличие от фирмы-монополиста, обладающего патентом на относительно простое изобретение типа клеющейся бумаги, разработанной фирмой 3М, технологические монополии занимают устойчивое положение. Например, можно обладать всеми патентами и лицензиями на производство одной из моделей КБ «Сухой», но производить все новые и новые отличные модели самолетов, скорее всего, сможет только само КБ.

Искусственные (легальные) монополии создаются государством. Искусственная монополия отличается стабильностью, так как поддерживается внеэкономически. Она не обязательно представлена передовыми в техническом отношении фирмами. Таким монополиям предоставляются привилегии, закрепляющие их преимущественные права на природные и иные ресурсы. Тем самым государство разрешает одним и запрещает другим. Таковы были монополия на водку в России или привилегии Ост-Индийской компании на продажу чая в колониях, предоставленная ей Великобританией в 1773 году, что послужило поводом для начала американской революции.

Естественные монополии. Местная система энергоснабжения, телефонная станция или линия метро - все это примеры монополий. Действительно трудно представить себе две параллельные линии метро или дублирующие друг друга телефонные сети. Это примеры так называемой естественной монополии , которая в некоторых случаях неизбежна, так как позволяет обществу наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы.

Естественные монополии возникают там, где конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна, то есть там, где конкуренция менее эффективно использует ресурсы общества.

Естественная монополия – это ситуация, когда при производстве некоторого вида продукции крупное предприятие оказывается более эффективным по сравнению с несколькими мелкими, которые все вместе могли бы выпустить такой же объем продукции, как и данное предприятие, но при этом их средние издержки будут значительно выше, чем у данной фирмы. Например, невозможно одну шахту эксплуатировать двумя фирмами и нецелесообразно иметь дублирующие линии метро или энергосистемы.

Как правило, спрос на продукцию или услуги естественных монополий в гораздо меньшей степени зависит от изменения цены, поскольку их трудно заменить в употреблении другими товарами и услугами. Предположим, повышение цены на автомобили потребитель может перенести. Он просто откажется на время от покупки собственной машины. Но даже значительное повышение цены на электроэнергию вряд ли заставит его отказаться от ее потребления. В результате у естественного монополиста появляется возможность устанавливать цены значительно выше своих фактических затрат на производство. Чтобы этого не происходило, государство должно защитить интересы потребителя и закрепить эту функцию на уровне закона. Действительно, крайне нежелательно допустить такую ситуацию, чтобы энергетическая компания требовала повышения платы угрожая отключением электричества. Она может обосновывать необходимость повышения тарифов увеличением затрат, но никак не использовать силу. Конечно, ее услуги можно заменить, но никак не в краткосрочном периоде. Поэтому государство выступает посредником в отношениях между потребителем и естественной монополией, регулируя цены и объемы продаж, а также давая дотации потребителям.

ПРИМЕР 12-1. ЗАКОН "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ".

В разных странах существует практика регулирования естественных монополистов специальными независимыми агентствами, деятельность которых опирается на законодательные акты. Например, в США предприятия телефонной связи регулируются Федеральной комиссией по связям, в Великобритании - Офисом по регулированию телекоммуникаций, в Канаде - Канадской комиссией по телевидению и телекоммуникациям. Эти агентства обязаны, с одной стороны, обеспечивать доступность для потребителя продукции естественных монополий, с другой - устанавливать и поддерживать такие цены на эту продукцию, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие самих монополий.

Российский перечень естественных монополий включает транспортировку нефти по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по трубопроводам; производство электроэнергии и предоставление услуг по ее передаче; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы и в их пределах; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; отдельные виды электрической и почтовой связи; услуги водопроводно-канализационного хозяйства; управление воздушным движением.

Статистические данные свидетельствуют о неэффективности управления отраслевыми министерствами естественными монополиями. Отмечено, что динамика роста цен в отраслях естественных монополий постоянно значительно опережает рост цен промышленности. По данным Госкомстата России, сводный индекс оптовых цен по отраслям промышленности с января 1993 г. по январь 1994 г. вырос в 8 раз, а тарифы на электроэнергию за это же время повысились в 14 раз. Тарифы на теплоэнергию - в среднем в 15 раз. Тарифы на железнодорожном транспорте - в 19 раз.

Ориентированный на затратный механизм ценообразования позволял включать в тарифы такие расходы, как плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, налог на заработную плату сверх установленных пределов и даже штрафы. В итоге фактическая рентабельность в энергетике составляла свыше 40% к себестоимости и позволяет около половины чистой прибыли использовать на потребление, выплату дивидендов, приобретение акций коммерческих банков.

[Источник: Известия 16.07.94]

Монополии не вечны. Они разрушаются и вновь возникают в результате научно-технического и экономического прогресса. В начале ХХ века сложилась телефонная сеть как естественная монополия. Сегодня с развитием средств телефонной связи это уже олигополия. Одни монополии более устойчивы, другие менее.

Причины возникновения монополий. Все чаще монопольная власть на рынке определяется входными барьерами для вступления на рынок, то есть условиями, которые затрудняют вступление "фирм-новичков" в отрасль, где господствуют "фирмы-старожилы". Кроме того, существенным фактором создания монополий являются слияния. Рассмотрим подробнее причины возникновения монополий.

1. Естественная монополия возникает вследствие положительного эффекта масштаба : чем больше объем производства, тем ниже средние затраты. Это означает, что средние затраты в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами.

2. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача лицензий, например, на кабельное телевидение, перевозки в условиях севера, почтовые услуги и тому подобные виды деятельности). На это оно идет довольно часто для того, чтобы ограничить конкуренцию в отраслях, где обществу выгоднее допустить монополию (это ситуация естественной монополии). В краткосрочной перспективе такая искусственная монополия может дать эффект, но в долгосрочной перспективе конкуренция незаменима.

3. Собственность на невосполнимые и редкие ресурсы тоже является сильным входным барьером. Классическим примером является рыночная власть компании "Де Бирс" на рынке алмазов. Возможен вариант передачи в долгосрочную аренду месторождений полезных ископаемых частным компаниям. К этому же типу рыночных барьеров относится и обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты, спортсмены и даже талантливые предприниматели - все они обладают монопольной властью в своей сфере деятельности).

4. Авторские права и патенты . Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий на эту деятельность, например в регионах или на рынках, определенных иным способом. Автор, владеющий патентом, может продать права на использование своего изобретения или использовать его сам. В любом случае на рынке сохраняется в том, или ином виде монопольная власть. Такой тип монополии иногда называют закрытой монополией , в отличие от открытой монополии , не имеющей защиты от конкурентов в виде патентов или преимуществ естественной монополии.

5. Стоимость вхождения в отрасль , где господствует открытая монополия или рынок делят несколько крупных фирм, получающих преимущество массового производства с уже осуществленными значительными капиталовложениями, является серьезным барьером для входа в отрасль. Внедрению на рынок автомобилей или самолетов мешает помимо проблем с правительствами и патентами еще и гигантские затраты на достижение конкурентоспособности нового предприятия.

6. Нелегальные методы борьбы с потенциальными конкурентами часто препятствуют входу на рынок новых фирм. К сожалению, и в России это имеет место.

7. Объединения фирм. Слияние фирм - это основной вид объединения для создания монополий или доминирующих фирм. Например, в 1997 году слияние авиагигантов “Боинг” и “МакДональд - Дуглас” привело к созданию доминирующей фирмы на мировом рынке авиатехники.

Слияние компаний может быть: горизонтальным, вертикальным или конгломератным.

    Горизонтальное слияние приводит к соединению двух или более компаний, выпускающие аналогичные товары или оказывающих близкие услуги, например, слияние двух издательств.

    Вертикальное слияние приводит к соединению компаний, которые осуществляют различные стадии одного производственного процесса. Примером вертикального слияния может быть ситуация, при которой нефтяная компания приобретает нефтеперегонный завод для производства собственного бензина.

    Конгломератное слияние приводит к соединению двух или более совершенно не связанных между собой компаний. Примером может служить приобретение некоторое время назад автомобильным концерном “Вольво” крупной сети супермаркетов. Конгломераты позволяют диверсифицировать производство, но затрудняют управление. Они не всегда приводят к успеху. Тот же “Вольво” в 1997 году вновь стал чисто автомобильным, продав сеть супермаркетов.

Слияние происходит по нескольким причинам. Некоторые компании приобретают другие фирмы для изменения или расширения ассортимента продукции. Изменение продукции компании позволяет ей “снизить степень риска” или, другими словами, обезопасить себя от возможности уменьшения спроса на одни товары за счёт добавления новых производств. Другие фирмы сливаются с целью увеличения объёма производства и, соответственно, доли рынка. Третьи же - для сокращения затрат и ради осуществления внутренних структурных изменений. Четвёртые объединяются для реализации совместных проектов. Такие слияния выгодны и компаниям, и потребителям. Правда и то, что в некоторых случаях слияние является способом уменьшения или устранения конкуренции. Антимонопольное законодательство направлено на то, чтобы помешать подобным слияниям, разрешая при этом те, которые способствуют эффективности производства и действию эффекта масштаба.

В качестве альтернативы слиянию некоторые компании создают совместные предприятия . В совместном предприятии две компании соединяют часть своих ресурсов, сохраняя в то же время свою юридическую и экономическую самостоятельность. С начала перестройки стали очень распространёнными совместные предприятия между российскими и иностранными компаниями. Хотя совместные предприятия могут быть образованы и российскими предприятиями.

Монополии в СССР . В условиях административно-командной экономики бывшего Советского Союза монополии были распространённым явлением. Их можно назвать административными монополиями . Этот факт еще долгое время будет оказывать влияние на нашу экономику. российские предприятия в среднем довольно крупные и среди них не мало предприятий-гигантов. Более половины советских отраслей имели высокий уровень монополизации, так как в каждой из этих отраслей доля четырёх крупнейших предприятий (это так называемый коэффициент концентрации ) составляла свыше 60% общего отраслевого объёма производства. Масса продукции производилась на одном - единственном предприятии.

В том, что касается численности рабочих, средний размер промышленных предприятий был почти в десять раз выше, чем у таких же предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. В 1987 году крупнейшие советские предприятия (с численностью 10000 рабочих и более) производили 20,2 процента от общего объёма промышленного производства.

Данные, представленные в таблице 12 -1 иллюстрируют высокий уровень концентрации, который был характерен для советской экономики. В действительности, очень большая часть советских предприятий были единственными производителями своей продукции. Это особенно имело место в машиностроительном секторе, где 87 процентов предприятий в указанный период были единственными производителями своей продукции.

Экономика “осажденного лагеря” породила особый тип монополии. Основным видом монополии в советской экономике была не монополия на конечный продукт, а монополия на полуфабрикат или передел.

Таблица 12 -1. Распределение объема производства в

СССР по числу производителей в 1988 г.

Количество

Произведенная продукция в процентах по секторам

производите-

Строение

Металлур-

Химическая

и лесная

промышленность

тельство

социального

обслуживания

7 и более

Около 2000 предприятий были единственными производителями некоторых видов продуктов. По данным Госкомстата СССР в 1989 году из 340 групп промышленной продукции 209 производились на одном предприятии, а 109 - на предприятиях, контролировавших 90 и более процентов союзного рынка. Казалось бы, более неблагоприятную рыночную структуру трудно представить. Но это еще не все.

Сравнительный анализ монополизации российской экономики . Сопоставим количества крупных, средних и мелких предприятий в США и России. В США предприятия с числом занятых до 250 человек составляют примерно 98% от общего числа предприятий и на них занято 27% работающих. В России ситуация принципиально иная: 53% и 8,5%, соответственно.

Таблица 12-2. Распределение числа фирм по числу работников в

обрабатывающей промышленности в России и США, 1993 год.

По многим отраслям США и Россия имеют сходные коэффициенты концентрации, но количество малых фирм в США намного выше. В России в обычной отрасли остальной объём продукции производится на нескольких средних предприятиях, а в США - на бесчисленных мелких фирмах. Именно малые предприятия обеспечивают в США поиск оптимальных путей научно-технического прогресса и прирост новых рабочих мест. структура унаследована от СССР и меняется она пока не столь быстро. В России даже после первых десяти лет рыночной экономики ощущалась “острая недостаточность” малых предприятий.

Регионально-отраслевая сегментация рынка . В наследство от СССР России достался высокий уровень сегментации рынка. Исторически сложившаяся система торговли (тогда это называлось распределением) во главе с Госснабом и отраслевыми министерствами такова. За каждой торгово-снабженческой структурой закреплялись регион и набор предприятий. Поэтому на каждом территориально-отраслевом сегменте и сейчас ещё мало серьёзных конкурентов. Новым оптовым фирмам трудно стать вровень с осколками старых монополистов. Укрепление оптового звена есть один из реальных путей преодоления высокой монополизации российской экономики.

Высокий уровень сегментации рынка в каждом регионе дополняется наличием перевозчика - монополиста. Это железные дороги. Их доля в транспортировке грузов в России составляла в 1993 году 96% (в тонно-километрах без учёта трубопроводов), тогда как в США - 50%, а в Западной Европе - 30%. Конечно это объясняется и огромной территорией нашей страны, но не только. Низкое качество и нехватка дорог привели к тому, что более 17% объёма перевозок на железных дорогах приходится на маршруты протяжённостью 100 км.

Монополии в России. Российская экономика унаследовала и до некоторой степени сохранила многие черты советской экономики, включая и высокую концентрацию производства во многих секторах. Хотя монополизация в России значительна, но она ни чуть не выше, например, чем в Чехии или Венгрии. Реальная рыночная власть российского монополиста ограничена не столько потенциальными конкурентами и товарами - заменителями, сколько низкими доходами предприятий и граждан.

Пути демонополизации российской экономики. Чтобы изменить ситуацию, необходимо, конечно, увеличить число независимых предприятий, работающих на рынке. Добиться этого можно, работая в трёх направлениях:

    Экономика должна быть открытой для иностранной конкуренции. Если это условие соблюдено, количество предприятий внутри России не имеет большого значения. Например, Фиат и Оливетти - крупнейшие в Италии компании по производству автомобилей и компьютеров, соответственно, но они не считаются монополиями. Эти компании испытывают на себе влияние международной конкуренции и не могут действовать как монополисты.

    Там, где это экономически целесообразно, необходимо разделить чрезмерно крупные предприятия на ряд более мелких фирм. Хорошим примером являются авиационные компании. Советская авиакомпания Аэрофлот была крупнейшей в мире, но при этом работала очень неэффективно, а её услуги пользовались печальной известностью. После приватизации она была разделена на несколько компаний. Некоторые из них, такие как Трансаэро, отреагировали на давление конкурентов тем, что стали предлагать услуги международного уровня по разумным ценам.

    Необходимо создать условия для образования большого количества новых предприятий. Работая на конкурентных рынках, эти предприятия смогут более полно удовлетворять спрос потребителей.

Монопольная прибыль. Монополист, как правило, получает экономическую прибыль или сверхприбыль , которую в экономической теории именуют монопольной прибылью, за счет сокращения производства и превышения монопольной цены над ценой при совершенной конкуренции, если бы она по каким-либо причинам возникла на рынке данного товара. Эта разница действительно может рассматриваться как монопольная прибыль, то есть как прибыль, полученная вследствие преимуществ фирмы-монополиста над конкурентной фирмой. Так как нормальная прибыль включена в издержки, то экономическая прибыль конкурентной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, в то время как сверхприбыль, то есть монопольная прибыль, положительна. Поэтому экономисты считают это одной из преград для рынка, эффективно распределяющего ресурсы, а монопольную прибыль рассматривают как потери общества от монополии .

Вместе с тем, современная наука смотрит на монополию достаточно спокойно. Одна из причин заключается в достаточно распространенном мнении, что монополия относительна и часто неизбежна. К тому же зачастую искусственное разрушение монополии нередко нерационально, поскольку обходится дороже, чем выигрыш от конкурентного рынка. Другая причина состоит в том, что монополии часто являются носителями научно-технического прогресса. Кроме того, во многих случаях сверхприбыль невелика и потому не столь уж велики общественные потери от монополии.

PМонопольная прибыль

D - кривая спроса

Рис.12-1. Монопольная прибыль и сравнение равновесия на рынке совершенной конкуренции (P C , Q С) и на монопольном рынке (P M , Q M) при неизменности средних и предельных затрат.

Как сравнить монополию и совершенную конкуренцию? Ведь если на рынке властвует монополист, то трудно представить себе, чтобы завтра там была совершенная конкуренция. Тем не менее, именно это предполагает экономическая теория. То есть умозрительно предполагается, что мгновенно монополия распадается на множество предприятий, возникает совершенная конкуренция, а средние и предельные затраты остаются неизменными. В этом случае цена на монопольном рынке выше, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции (см. рис. 12-1). Обратите внимание, что последнее предположение о неизменности АС и МС сомнительно, так как, как правило, на крупных предприятиях затраты ниже, чем на мелких.

Монопольная прибыль определяется разницей между TR и TC в точке равенства MR=MC. На рисунке монопольная прибыль равна площади прямоугольника M 1 ,M 2 , Р м, АС м. Краткое пояснение к этому непростой модели состоит в следующем. Максимум прибыли для любой фирмы на любом рынке достигается в точке, где MR=MC. Значит наилучший выпуск монополиста составляет Q м. При этом средние затраты будут АС м, а цена достигнет Р м. По сравнению с нулевой прибылью конкурентной фирмы, получаемой в точке О, монополист имеет прирост в

П м = (Р м - АС м)Q м. (12.1)

Это и есть монопольная прибыль (см. рис. 12-1).

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ, особая рыночная структура, при которой экономически целесообразным является наличие единого предприятия, обеспечивающего весь рынок конкретным товаром (услугами); чистая монополия, при которой минимально эффективный размер производства больше существующего спроса на её продукцию. Например, естественной монополией можно назвать транспортировку газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической почтовой связи.

Для естественной монополии характерны: сильная вертикальная интеграция; неэластичность спроса на товары (услуги) при отсутствии товаров-заменителей; высокие барьеры для входа в отрасль и высокие невозвратные издержки; длительный срок окупаемости инвестиций; физическое ограничения среды, лимитирующие число компаний на одной территории.

Сильная вертикальная интеграция обусловлена тем, что естественная монополия обеспечивает функционирование целой отрасли. Например, ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») включает в себя не только густую сеть железных дорог, но и вокзалы, сортировочные станции, подвижной состав, ремонтные депо, транспортные развязки, систему продажи билетов, регулирование грузопотоков и т.д.

Неэластичность спроса на товары (услуги) при отсутствии товаров-заменителей означает, что в некоторых случаях найти адекватную замену продукции естественной монополии довольно сложно. Например, в целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

Высокие барьеры для входа в отрасль и высокие невозвратные издержки обусловлены тем, что создать в короткие сроки альтернативную систему, например, железнодорожных перевозок, невозможно (железные дороги начали строиться в России с 1837 года и с тех пор продолжают совершенствоваться). К тому же часто физические ограничения среды не позволяют создать дублирующую компанию на той же самой территории.

Длительный срок окупаемости инвестиций связан с тем, что объекты естественной монополии (например, сооружения по передаче электрической и тепловой энергии) создавались десятилетиями.

Существуют традиционные и современные механизмы регулирования естественной монополии. К традиционным механизмам относятся: норма отдачи на капитал, норма прибыли в зависимости от объёма выпуска, от объёма продаж (дохода), от издержек. Однако все эти методы не способствуют сокращению издержек, а, наоборот, объективно ведут к увеличению затрат капитала естественных монополий и капиталоёмкости производства. Поэтому в 1970-80-е годы широко разрабатываются модели стимулирующего регулирования естественных монополий.

Целями стимулирующего регулирования являются: минимизация издержек, связанных с процессом регулирования; введение конкуренции как средства роста эффективности; создание стимулов к снижению издержек для регулируемой фирмы. Их осуществление способствует эффективному использованию ресурсов, имеющихся мощностей и заинтересовывает фирмы в инновациях. Среди моделей стимулирующего регулирования выделяются следующие.

Ценовые лимиты. Их суть заключается в установке фиксированного потолка на цену, назначаемую регулируемой фирмой. Цель этой операции - заставить фирму сократить издержки. Например, в своей деятельности «American Telephone and Telegraph Company» устанавливает три корзины услуг: одну для индивидуальных потребителей и две для компаний и бизнеса. При этом ценовой лимит индексируется в соответствии с темпом прироста ВНП, за минусом 3% (что составляет средний темп прироста производительности труда в США).

«Ярдстик» конкуренции. По этому методу организовано регулирование водоснабжения и электроэнергетики в Великобритании, где подобные компании являются региональными монополиями. В качестве ограничения используются оценки, основанные на уровне издержек других фирм, действующих в сходных условиях. Однако возникает проблема сопоставимости.

Схемы участия в прибыли. Этот метод заинтересовывает компании в повышении нормы прибыли. Однако государству выгодно, чтобы норма прибыли не превышала определённых пределов. Приведём в качестве примера электроэнергетику штата Индиана (США); если доходы компании не превышают 10,6%, их получает компания; если же норма прибыли оказывается свыше 12,3%, то компания должна снизить цены и выгода достаётся потребителям. Доходы (в промежутке от 10,6 до 12,3%) делятся между компанией и потребителями.

Тарифы по выбору. Фирма должна предоставить определённый набор услуг по регулируемым ценам. Однако она может сама предложить потребителю альтернативную структуру тарифов.

Гибридные механизмы. Они могут использовать предыдущие формы в определённом сочетании; например, регулирование телекоммуникаций и транспортировка газа в США в начале 1990-х годов. Компания устанавливает общий лимит на доход, производит индексирование ставок и осуществляет пересмотр ставок на базе издержек. Достоинство гибридных механизмов - большая гибкость в отношении цен.

С середины 1980-х годов началась либерализация реформы регулирования естественной монополии в США и Канаде. Была осуществлена приватизация и приняты меры по усилению конкуренции в Великобритании, Новой Зеландии и Австралии. В мире сложились две принципиально разные системы.

В Восточной и Западной Европе газопроводы являются государственными предприятиями, обладающими транспортной монополией, они включены и интегрированы в деятельность газовой компании. Такая практика существует в Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании, Польше, Болгарии и Румынии.

В Северной Америке, наоборот, магистральные газопроводы - собственность частных или совместных компаний. Управление ими осуществляется независимо от продавцов и покупателей, даже в случаях, когда они находятся в собственности тех или других.

Открытый доступ к естественной монополии (в таких странах, как США, Канада, Великобритания) стимулирует конкуренцию, т. к. даёт возможность любой третьей стороне право приобретения транспортной услуги. Введение открытого доступа возможно на основе вычленения газопровода в отдельную транспортную компанию. При этом необходимо разделение двух уровней: отделение транспортных функций от функций торговца; отделение услуг, связанных с транспортировкой, от хранения, брокерских услуг и т.д.

Транспортный тариф. В странах, где производитель газа владеет всей вертикальной газовой цепью (включая газопроводы) и имеется доминирующая монопольная компания (Италия, Бельгия, Нидерланды, Франция), отдельный транспортный тариф не применяется. Наоборот, в странах, где осуществлена приватизация газовых монополий (Великобритания) или где магистральные газопроводы находятся в руках частных или акционерных компаний (США, Канада), вопрос о транспортном тарифе является ключевым. Широко используется также стимулирующее регулирование (ценовые лимиты, схемы участия в прибыли и др.).

Реформирование естественной монополии - длительный и сложный процесс. Даже наиболее удачная реформа вертикально интегрированной монополии «British Gas» заняла 10 лет.

В России в «Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», одобренных Указом Президента Российской Федерации от 28.4.1997, предусмотрено усиление государственного регулирования в сфере транспортировки, стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и ослабление регулирования в них, развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями. Примерами естественной монополии являются РАО ЕЭС, «Газпром», ОАО «РЖД».

Лит. : Временное Положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, от 26 августа 2004 г. № 59 // Российская газета. 2004. 22 сентября; Антимонопольное регулирование вертикальных ограничивающих контрактов: российская практика в контексте мирового опыта / Под редакцией С. Б. Авдашевой. М., 2004.

Отрасль является естественной монополией, если одна-единственная фирма обес­печивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается экономией от масштаба. На рисунке отображены средние совокупные издержки фирмы, имеющей экономию от масштаба производства. В этом случае при любом объёме выпуска издержки минимальны тогда, когда продукцию выпускает единственная фирма. Иными словами, при любом объёме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведёт к уменьшению объёма выпуска каждой и к увеличе­нию средних совокупных издержек.

Рис. Экономия от масштаба как причина возникновения монополии. Когда кривая средних совокупных издержек фирмы является постоянно убывающей, имеет место так называемая естественная монополия. В данном случае, если производство рас­пределено среди двух или большего числа фирм, каждая фирма производит меньший объём продукции, а средние совокупные издержки возрастают. Вследствие этого при любом объёме выпуска издержки минимальны тогда, когда производите­лем является един­ственная фирма.

Яркий пример естественной - водоснабжение населённых пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной услуги конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы нести постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслу­живается единственной фирмой.

Некоторые товары обладают свойством исключительности, но не являются объектом соперничества. В качестве примера можно привести мост, движение по которому не отличается особой интенсивностью. Мост обладает свойством исключитель­ности, потому что сборщик платы за проезд по нему может не разрешить кому-то воспользоваться предоставляемой услугой. Однако мост не является объек­том соперничества, поскольку его использование водителем одной автомашины не уменьшает возможности других автомобилистов. Поскольку в данном случае неизбежны постоянные на строительство моста, а предельные издержки от очередной поездки через реку пренебрежимо малы, средние совокупные издержки поездки через мост (равные отношению совокупных издержек к числу поездок) убывают с ростом числа поездок. Следовательно, мост является есте­ственной монополией.

Если фирма является естественным монополистом, возможности подрыва её власти вновь вступающими на рынок конкурентами минимальны. Неуверенно могут чувствовать себя монополии, не обладающие ключевыми производственными ресурсами или полностью зависящие от решений правительства. Монопольно высокая прибыль привлекает новых желающих вступить на рынок, конкуренция обостряется. Напротив, вступление на рынок естественной монополии бесперспектив­но, так как конкуренты прекрасно понимают, что не смогут добиться таких же низких, как у монополиста, издержек, ибо при вступлении новой фирмы доля рынка приходящаяся на каждого его субъекта, уменьшится.

В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение есте­ственной монополии, является размер рынка. Еще раз рассмотрим мост через реку. Когда население близлежащих районов невелико, мост может быть естественной монополией, так как он полностью удовлетворяет спрос на поездки через реку с низкими издержками. Однако по мере того как население растёт, нагрузка на переправу увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется построить ещё один или несколько мостов через эту же реку. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.

На современном этапе развития экономики есть понятие «ес­тественная монополия» - как исключительное право, предоставляе­мое государством предприятию, организации или отдельному лицу, на осуществление какой-либо деятельности.

За правительственными комиссиями сохраняется право регули­ровать действия таких монополий, определять цены (тарифы) на их продукцию. Ввиду сдерживания роста цен на определенные товары и услуги естественных монополий, государство вынуждено в случае необходимости выделять производителям субсидии, которые позво­ляют покрыть убыток.

Естественными монополиями могут быть коммерческие и не­коммерческие организации, занятые в процессе производства или реализации товаров или услуг. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам в отраслях, где может су­ществовать только крупномасштабное производство, способствую­щее снижению затрат, повышению эффективности, снижению цен (энергетика, водоснабжение, газоснабжение, городской метропо­литен, связь и т. д.).

Эти организации, используя технологические особенности про­изводства, могут производить товары или услуги, которые не име­ют в данное время заменителей и, как следствие, имеют устойчивый спрос при незначительном изменении цены.

Одновременно естественная монополия характерна для добы­чи редких ископаемых или производства определенных товаров в особо благоприятных для этого природных условиях (минеральная рода, особые сорта чая, винограда и т. п.). Правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, цены (тари­фы) на продукцию естественных монополий определяются правитель­ственными регулирующими комиссиями. Государство проводит политику сдерживания цен на определенные товары и услуги, произ­водимые естественными монополиями. Для покрытия возможного убытка производителей государство выделяет им необходимые суб­сидии. Создание конкурентной среды на рынке, независимо от уров­ня спроса, в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития на­уки и техники.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы (завод по производству глюкозы). На первый взгляд, такая ситуация малореальная и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книж­ный магазин и т. д.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в изве­стной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естествен­ным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичный пример естественной монополии представля­ют собой муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монопо­лист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контро­лирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.


Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомо­бильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании: в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закреп­ляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс, например на естественные факторы производства.

Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), и ограждена от не­посредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Евгений Маляр

# Бизнес-словарь

Примеры естественных монополий в России

Транспортировка нефти и газа, РЖД, ЖКХ, аэропорты, вокзалы – это одни из многих примеров естественных монополий в РФ

Навигация по статье

  • Монополия как форма рыночного доминирования
  • Классические способы монопольного захвата рынка
  • Чем отличается естественная монополия от искусственной
  • Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике
  • Роль естественных монополий в экономике России
  • Правовой статус субъектов естественной монополии
  • Ценообразование при естественной монополии
  • Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
  • Кто регулирует естественные монополии
  • Регулирование естественных транспортных монополий
  • Ответственность естественных монополий
  • Процедура банкротства естественной монополии

Монополией называется ситуация на рынке, при которой некий коммерческий продукт предлагается только одним субъектом хозяйственной деятельности. В статье будет рассмотрена естественная форма этого явления.

Монополия как форма рыночного доминирования

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

Классические способы монопольного захвата рынка

Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Теперь, разобравшись в природе явления можно понять, что такое естественная монополия.

Чем отличается естественная монополия от искусственной

Конкуренция лежит в основе функционирования свободного рынка, поэтому государство ее защищает. Однако есть ряд услуг и товаров, обладающих специфическими чертами. Главная их оособенность в том, что они имеют жизненно важное значение для национальной экономики. В большинстве случаев предложение подобных продуктов одним продавцом оправдано и рационально.

Естественной монополией называется рыночная ситуация, при которой конкуренция оказывает вредное влияние на макроэкономические показатели страны, стратегически опасна или невозможна по технологическим причинам.

Признаки естественной монополии:

  • Чрезвычайно высокая цена входа в бизнес. Начальные затраты настолько велики, что чаще всего только государство способно их понести.
  • Постоянная составляющая издержек также слишком масштабна.
  • Неэластичный спрос на продукт. Товар или услуга предназначены для удовлетворения первоочередных потребностей, за которые население будет платить независимо от цены.
  • Отсутствие альтернативы потребления продукта. Иными словами, услугу или товар нечем заменить.

Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике

Естественная монополия возникает в том случае, если в национальной экономике действует хотя бы один из трех нижеперечисленных факторов:

  • Уникальные технологические особенности и особые потребительские свойства. При этом условии образуется любая монополия (естественная и искусственная).
  • Отсутствие альтернативных источников сырья для производства.
  • Барьерные ограничения при входе на рынок. Чем с большими затруднениями образуется монополия, тем прочнее ее положение на рынке.

Роль естественных монополий в экономике России

Естественные монополии в России существуют, как и во многих других странах. В 2019 году список отраслей, отвечающих перечисленным критериям, включает ряд важнейших для экономики страны позиций.

Виды естественных монополий в РФ:

  • Транспортировка нефти и газа. Углеводороды занимают значительную долю экспорта, их роль в экономике РФ высока, к тому же средства доставки стоят очень дорого.
  • Железнодорожный транспорт. Единственное предприятие, выполняющее рельсовые перевозки в России – компания РЖД. Ему же принадлежит все путевое хозяйство.
  • Транспортные терминалы. Представить частный ж/д вокзал или аэропорт, конкурирующий с другим, стоящим рядом, людям с небогатой фантазией – проблема.
  • Транспортирование электроэнергии. Особенности функционирования единой энергосистемы не позволяют разделить ее между отдельными собственниками.
  • Теплоснабжение. Монополизация этой отрасли оправдана теми же причинами.
  • Водоснабжение и коммунальные сети. Эти отрасли естественной монополии критически важны в социальном плане. Цена на услуги ЖКХ устанавливается особым образом, в связи с чем возникает дилемма ее регулирования (выбор между эффективным и справедливым уровнем). Усилия власти по контролю деятельности естественных монополий направлены на то, чтобы не допустить увеличение темпов роста тарифов, нарушающих баланс доходов и расходов населения.
  • Услуги почты. В сфере доставки посылок, бандеролей и корреспонденции ФГУП «Почта России» пользуется преференциями со стороны федеральных органов власти.

Правовой статус субъектов естественной монополии

К субъектам естественной монополии относятся предприятия, к которым применяются методы государственного регулирования. Все они без исключения занесены в реестр Государственной Антимонопольной Службы.

Информация о субъектах, занимающих монопольное положение, доступна на официальной странице ФАС . Для удобства поиска существует деление по признаку области деятельности на пять групп (связь, водоснабжение и водоотведение, захоронение радиоактивных отходов, энергетический комплекс и транспорт).

Сферы деятельности и обязанности субъектов естественных монополий установлены Федеральным законом 147-ФЗ («О естественных монополиях») от 17 августа 1995 года в последней редакции, принятой 29 июля 2017 г. Этот же акт дает четкое определение участников монопольного рынка.

Помимо 147-ФЗ, правовое положение субъектов естественных монополий регламентируется другими законодательными актами Российской Федерации: Федеральными законами «О газоснабжении», «О железнодорожном транспорте», «О почте», «Об электроэнергетике» и «О госрегулировании тарифов на тепловую и электроэнергию».

Ценообразование при естественной монополии

Главная причина, по которой государство борется со всесилием монополий, состоит в опасности ценового диктата. Возможность возникновения такой ситуации учитывает госрегулирование деятельности естественных монополий. Именно при решении этой задачи возникает уже упомянутая дилемма между интересами общества и единственного предприятия, предоставляющего товар или услугу. Методы решения этой задачи делятся на две основные группы.

Методы ценового регулирования предполагают прямое установление предельной величины тарифов (если рассматривается рынок услуг) или цен (когда монопольный продукт поступает на товарный рынок). В этом случае осуществляется привязка к средним или предельным минимальным издержкам.

Средние затраты на производство продукта называют также ценой Рамсея (этот выдающийся экономист изучал вопросы ценообразования). Если товар или услугу компания-монополист отпускает по ней, то фирма будет получать прибыль, но минимальную, ограниченную разницей между средними и минимальными издержками.

При продаже продукции по цене, равной минимальным издержкам производителя, убытки практически неизбежны, а эксплуатация предприятия лишается экономического смысла. Для поддержания нужного уровня предложения государство вынуждено вводить компенсационное дотирование, иными словами, выплачивать субсидии.

Следует также учитывать, что достижение самоокупаемости монопольного производства возможно только в том случае, когда график объема реализации пересекает кривую затрат на производство товара или услуги и после этой точки равновесия. Слишком высокая цена повлечет уменьшение сбыта и как следствие – убыток. Компания изначально устанавливает объем выпуска, соответствующий определенному уровню рентабельности.

В случае с естественной монополией этого в большинстве случаев не происходит по причине отсутствия альтернативы и низкой эластичности спроса. Соответствие спроса предложению для критических товаров не работает. Однако все равно возникают негативные последствия: фактически государство не справляется со своими функциями по обеспечению доступности жизненно важных для населения услуг и продуктов.

Примером является ситуация с ЖКХ в некоторых постсоветских странах, где тарифы на природный газ и теплоснабжение достигли критических уровней. Побочным эффектом становится кризис неплатежей, только усугубляющий стагнацию отрасли.

При решении этой проблемы государственные регулирующие органы применяют следующие методы:

  1. Установление разных цен для основных категорий потребителей. Промышленные предприятия платят за энергоносители с учетом нормы прибыли, а население покрывает только минимальные издержки.
  2. Производство естественной монополией двух и более видов продукции с компенсацией убытков от одних из них за счет других.
  3. Установление пиковых цен. Естественные монополии применяют этот метод, если их продукт характеризуется хронологической неравномерностью спроса. Его смысл в том, чтобы расходы на расширение производственных возможностей оплачивали наиболее активные потребители. Примером могут служит повышенные тарифы на электроэнергию, если абонент её тратит больше установленного месячного лимита.
  4. Установление цен на основе усредненной потребительской корзины. В целом метод привязан к уровню инфляции и обеспечивает затраты населения на приобретение жизненно важного продукта в пределах определенного процента статистического дохода.
  5. Регулирование по предельной норме прибыли. Это означает, что естественный монополист не может зарабатывать на каждую вложенную денежную единицу больше. чем ему позволяет государство.

Последний описанный метод широко используется в США, и именно в этой стране выявлены его системные пороки. В частности, речь идет об «эффекте Аверча-Джонсона», то есть в искусственном завышении сумм издержек за счет неоправданного раздувания затратной части бюджета.

К тому же монополисты идут на другие уловки, позволяющие обходить ограничения: используют чрезмерно капиталоемкое оборудование, приобретают его по завышенным ценам, вводят особые стандарты надежности (с двойным-тройным запасом) и так далее.

В результате этих затрат эффективность не увеличивается, но они часто позволяют «отмыть» часть израсходованных средств.

Кроме описанных ценовых, существуют также методы неценового регулирования:

  1. Обязательная сертификация и стандартизация продукта естественной монополии. Эта мера вынуждает производителя придерживаться строгих качественных критериев.
  2. Обязательные регулярные аудиторские проверки на предмет возможного нарушения финансовой дисциплины.
  3. Выделение из крупной компании, являющейся естественным монополистом, самостоятельной структуры, специализирующейся на данном стратегически важном продукте.
  4. Ведение отдельного бухучета по направлению, соответствующему профилю естественно-монопольной деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

В российском правовом поле естественные монополии обязаны регулироваться государством. Механизм функционирования федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль, включает направления, описанные далее.

Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

Неценовое регулирование подразумевает выявление групп потребителей, которым в любом случае необходимо обеспечить доступ к продуктам естественных монополий в полном или хотя бы частичном достаточном объеме. При этом должна учитываться реальная ситуация, возникшая на рынке товаров и услуг.

Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.

С целью реализации этих задач, органы, регулирующие деятельность в России естественных монополий, контролируют:

  • Все сделки по приобретению активов, не предназначенных для производства и реализации, стоимость которых превышает 10% собственного капитала предприятия-естественного монополиста.
  • Инвестиции предприятия-естественного монополиста в направления деятельности, не подлежащие государственному регулированию на сумму, превышающую 10% собственного капитала фирмы.
  • Продажу, передачу в лизинг, аренду и прочие виды отчуждения имущества естественных монополий, применяемые для регулируемой деятельности в пользу других лиц на сумму более 10% собственного капитала фирмы.

Базой исчисления упомянутых 10% служит размер собственного капитала, соответствующий данным последнего утвержденного баланса.

Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

  • очевидный общественный вред от предполагаемой сделки;
  • неполный размер предоставляемой информации об обстоятельствах сделки или обнаружение в ней неправдивых фактов.

В свою очередь, субъекты государственного регулирования обязаны на основании законодательства о естественных монополиях:

  • Заключать договоры поставок или предоставления услуг с потребителями, входящими в льготный перечень, если есть техническая возможность их обеспечения.
  • Предоставлять регулирующему органу текущую финансовую отчетность и проекты своих капвложений.
  • Обеспечивать поступление на рынок производимого продукта без дискриминации потребителей, как того требует законодательное антимонопольное регулирование.

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования - это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Регулирование естественных транспортных монополий

Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Ответственность естественных монополий

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Процедура банкротства естественной монополии

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве») в редакции 2018 года. Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).