Способность живых организмов. Тест Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения. Свойства, присущие живым организмам

Выделение общих свойств живых организмов позволят однозначно отличать живое от неживого. Точного определения, что такое жизнь или живой организм, нет, поэтому живое идентифицируют по комплексу его свойств, или признаков.

В отличие от тел неживой природы, живые организмы отличаются сложностью строения и функциональности. Но если рассматривать каждое свойство отдельно, то некоторые из них в той или иной форме можно наблюдать в неживой природе. Например, расти могут и кристаллы. Поэтому так важна совокупность свойств живых организмов.

На первый взгляд наблюдаемое многообразие организмов создает трудности для выявления их общих свойств и признаков. Однако по мере исторического развития биологических наук становились очевидными многие общие закономерности жизни, наблюдаемые у совершенно разных групп организмов.

Кроме ниже перечисленных свойств живого, также часто выделяют единство химического состава (схожесть у всех организмов и отличие соотношений элементов между живым и неживым), дискретность (организмы состоят из клеток, виды из отдельных особей и т. п.), участие в процессе эволюции, взаимодействие организмов между собой, подвижность, ритмичность и др.

Однозначного перечня признаков живого нет, отчасти это вопрос философский. Нередко, выделяя одно свойство, второе становится его следствием. Есть признаки живого, состоящие из ряда других. Кроме того, свойства живого тесно взаимосвязаны между собой, и эта взаимозависимость в совокупности дает такое уникальное явление природы как жизнь.

Обмен веществ – основное свойство живого

Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: определенные вещества поступают в организм из среды, другие - выделяются в среду из организма. Это характеризует организм как открытую систему (также поток через систему энергии и информации). Наличие избирательного обмена веществ свидетельствует о том, что организм жив.

Обмен веществ в самом организме включает два противоположных, но взаимосвязанных и сбалансированных процесса - ассимиляцию (анаболизм) и диссимиляцию (катаболизм) . Каждый из них состоит из многочисленных химических реакций, объединенных и упорядоченных в циклы и цепи превращения одних веществ в другие.

В результате ассимиляции образуются и обновляются структуры организма за счет синтеза необходимых сложных органических веществ из более простых органических, а также неорганических веществ. В результате диссимиляции происходит расщепление органических веществ, при этом образуются необходимые организму для ассимиляции более простые вещества, а также в молекулах АТФ запасается энергия.

Обмен веществ требует притока веществ извне, а ряд продуктов диссимиляции не находят применения в организме и должны из него удаляться.

Все живые организмы так или иначе питаются . Пища служит источником необходимых веществ и энергии. Растения питаются за счет процесса фотосинтеза. Животные и грибы поглощают органические вещества других организмов, после чего расщепляют их на более простые компоненты, из которых синтезируют свои вещества.

Для живых организмов свойственно выделение ряда веществ (у животных это в основном продукты расщепления белков - азотистые соединения), представляющих собой конечные продукты обмена веществ.

Пример ассимиляционного процесса - это синтез белка из аминокислот. Пример диссимиляции - окисление органического вещества при участии кислорода, в результате чего образуются углекислый газ (CO 2) и вода, которые выводятся из организма (вода может использоваться).

Энергозависимость живого

Для осуществления процессов жизнедеятельности организмам необходим приток энергии. В гетеротрофные организмы она поступает вместе с пищей, то есть обмен веществ и поток энергии у них связаны. При расщеплении питательных веществ энергия высвобождается, запасается в других веществах, часть рассеивается в виде тепла.

Растения являются автотрофами и получают первоначальную энергию от Солнца (они улавливают его излучение). Эта энергия идет на синтез первичных органических веществ (в коих она и запасается) из неорганических. Это не значит, что в растениях не протекают химические реакции распада (диссимиляции) органических веществ для получения энергии. Однако растения не получают извне органику посредством питания. Она у них полностью «своя».

Энергия идет на поддержку упорядоченности, структурированности живых организмов, что важно для протекания многочисленных химических реакций в них. Противостояние энтропии - важное свойство живого.

Дыхание - это характерный для живых организмов процесс, в результате которого происходит расщепление высокоэнергетических соединений. Высвобождаемая при этом энергия запасается в АТФ.

В неживой природе (когда процессы пущены на самотек) структурированность систем рано или поздно утрачивается. При этом устанавливается то или иное равновесие (например, горячее тело отдает тепло другим, температура тел выравнивается). Чем меньше упорядоченность, тем больше энтропия. Если система закрыта и в ней протекают процессы, которые не уравновешивают друг друга, то энтропия увеличивается (второй закон термодинамики). Живые организмы обладают свойством уменьшать энтропию путем поддержания внутренней структуры за счет притока энергии из вне.

Наследственность и изменчивость как свойство живого

В основе самообновления структур живых организмов, а также размножения (самовоспроизведения) организмов лежит наследственность, которая связана с особенностями молекул ДНК. При этом в ДНК могут появляться изменения, которые приводят к изменчивости организмов и обеспечивают возможность процесса эволюции. Таким образом, живые организмы обладают генетической (биологической) информацией, что также можно обозначить как основной и исключительный признак живого.

Несмотря на способность к самообновлению, она у организмов не вечна. Продолжительность жизни особи ограничена. Однако живое остается бессмертным благодаря процессу размножения , которое может быть как половым, так и бесполым. При этом происходит наследование признаков родителей путем передачи ими потомкам своей ДНК.

Биологическая информация записана с помощью особого генетического кода, который универсален для всех организмов на Земле, что может говорить о единстве происхождения живого.

Генетический код хранится и реализуется в биологических полимерах: ДНК, РНК, белках. Такие сложные молекулы также являются особенностью живого.

Информация, хранимая в ДНК, при переносе на белки выражается для живых организмов в таких их свойствах как генотип и фенотип. Все организмы обладают ими.

Рост и развитие - свойства живых организмов

Рост и развитие - это свойства живых организмов, реализуемые в процессе их онтогенеза (индивидуального развития). Рост - это увеличение размеров и массы тела с сохранением общего плана строения. В процессе развития организм меняется, он приобретает новые признаки и функциональность, другие - могут быть утеряны. То есть в результате развития возникает новое качественное состояние. У живых организмов обычно рост сопровождается развитием (или развитие ростом). Развитие направлено и необратимо.

Кроме индивидуального развития выделяют историческое развитие жизни на Земле, которое сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм.

Хотя рост можно наблюдать и в неживой природе (например, у кристаллов или пещерных сталагмитов), его механизм у живых организмов иной. В неживой природе рост осуществляется за счет простого присоединения вещества к наружной поверхности. Живые организмы растут за счет питательных веществ, поступающих внутрь. При этом у них увеличиваются не столько сами клетки, сколько возрастает их количество.

Раздражимость и саморегуляция

Живые организмы обладают свойством в определенных пределах изменять свое состояние в зависимости от условий как внешней, так и внутренней среды. В процессе эволюции у видов выработались различные способы регистрации параметров среды (среди прочего посредством органов чувств) и ответной реакции на разные раздражители.

Раздражимость живых организмов избирательна, то есть они реагируют только на то, что важно для сохранения их жизни.

Раздражимость лежит в основе саморегуляции организма, которая, в свою очередь, имеет приспособительное значение. Так при повышении температуры тела у млекопитающих расширяются кровеносные сосуды, отдавая в окружающую среду тепло в большем количестве. В результате температура животного нормализуется.

У высших животных многие реакции на внешние раздражители зависят от достаточно сложного поведения.

Вариант 1.

1) организменном 2) молекулярно-генетическом

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном

1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой

1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном

1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном

1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом

1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу

1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция

9.

1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования

10.

1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии

2) клеточное строение 5) неклеточное строение

3) размножение 6) саморегуляция

1) пшеничное поле 4) караси в озере

3)бактерии в кишечнике одного человека

1)с участием молекул ДНК

2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа

1) генеалогический 4) метод меченых атомов

3)цитогенетический анализ 6) гибридологический

Установите соответствие

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

Е) дробление зиготы

1) организменный

2) молекулярно-генетический

3) органоидно-клеточный

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

Е) заболачивание пруда

1) организменный

2) популяционно-видовой

Характеристика живого

Свойства живого

2) обмен веществ и энергии.

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

А) молекулярно-генетический

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) популяционный

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 2.

Выберите один ответ из четырех

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом

1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез

1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие

1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность

9.

1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ

10.

1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие

2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке

3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях

2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

1)генная инженерия 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

Установите соответствие

.

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

1) органоидно-клеточный

2) организменный

3) биогеоценотический (экосистемный)

Характеристика

Уровень организации

1) молекулярный;

2) организменный.

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения.

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого

А) популяционный

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) молекулярно-генетический

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 1.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс трансляции изучают на уровне организации живого

1) организменном 2) молекулярно-генетическом 3) популяционно-видовом 4) биосферном

2. Реализация наследственной информации происходит на уровне

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном

3. Первым надорганизменным уровнем жизни считается

1) клеточный 2)биогеоценотический 3)биосферный 4) популяционно-видовой

4. Исторически сложившееся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого

1)популяционно-видовом 2)биосферном 3) биогеоценотическом 4) организменном

5. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого

1)молекулярно-генетическом 2)биосферном 3) тканевом 4) организменном

6. Способность живых организмов избирательно реагировать на внешнее воздействия специфическими реакциями называют

1)раздражимостью 2)саморегуляцией 3) дифференцировкой 4) онтогенезом

7. Все живые организмы объединяет

1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу

3) наличие ядра в клетке 4) способность к движению

8.Способность живых организмов образовывать себе подобные организмы называется

1)наследственность 2)самовоспроизведение 3) изменчивость 4) саморегуляция

9. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода

1) микроскопирования 2) центрифугирования 3) окрашивания 4) сканирования

10. Выращивание тканей вне организма - пример метода

1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1) участие в круговороте веществ 4) изменение свойств под воздействием среды

2) клеточное строение 5) неклеточное строение

3) размножение 6) саморегуляция

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) пшеничное поле 4) караси в озере

2) митохондрия 5)световые и теневые листья на одном кусте сирени

3)бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Плесневый гриб мукор имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4)в хлоропластах зелёных растений

2)в результате фотосинтеза 5)с участием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения наследственности и изменчивости

1) генеалогический 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридологический

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами самовоспроизведения и уровнями биосистем 121313

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) размножение смородины отводками

Б) редупликация (самоудвоение) ДНК

В) почкование пресноводной гидры

Г) самосборка митохондрий и хлоропластов

Д) образование спор у гриба мукора

Е) дробление зиготы

1) организменный

2) молекулярно-генетический

3) органоидно-клеточный

17. Установите соответствие между примерами саморазвития и уровнями биосистем 121323

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) развитие наружных жабр у головастика

Б) появление подвидов у белки обыкновенной

В) превращение гусеницы в бабочку

Г) появление лишайников на голых скалах

Д) гибель самцов уток во время зимовки

Е) заболачивание пруда

1) организменный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический (экосистемный)

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого АБЕДГВ

А) молекулярно-генетический

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) популяционный

Е) организменный

Свойства живого. Уровни организации. Методы изучения.

Вариант 2.

Выберите один ответ из четырех

1. Процесс транскрипции изучают на уровне организации живого

1) молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биоценотическом

2. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

3. Элементарной системой, в которой возможно проявление всех закономерностей, характеризующих жизнь, является

1)биосфера 2)биогеоценоз 3) популяция 4) клетка

4. Генные мутации происходят на уровне организации живого

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) клеточном 4) молекулярном

5. Межвидовые отношения изучают на уровне организации живого

1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном

6. Сохранение постоянства внутренней среды организма при изменении внешних условий среды называется

1)движение 2)саморегуляция 3) наследственность 4) филогенез

7. Необратимое направленное закономерное изменение объектов живой природы называется

1)наследственность 2)раздражимость 3) размножение 4) развитие

8. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям называется

1)изменчивость 2)размножение 3) развитие 4) наследственность

9. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки

1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ

10. Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области

1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии

Выберите три правильных ответа.

11. Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются

1)обмен веществ и энергии 4)рост и развитие

2)наследственность и изменчивость 5)неклеточное строение

3)изменение размеров под воздействием среды 6)участие в круговороте веществ

12. Биосистемы надорганизменного уровня это

1) еловый лес 4) сорняки на одной грядке

2) хлоропласт 5)световые и теневые листья на одной березе

3) бактерии в кишечнике одного человека 6) крупные и мелкие яблоки на одной яблоне

13. Эвглена зеленая имеет уровни организации

1)элементарный 4)организменный

2)органоидно-клеточный 5)популяционно-видовой

3)молекулярно-генетический 6)биогеоценотический (экосистемный)

14. Реакции обмена веществ и превращения энергии происходят

1)с участием молекул ДНК 4) в митохондриях

2) в результате дыхания 5) с образованием молекул углекислого газа

3)в процессе размножения организмов 6)под контролем рибосом клетки

15. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки

1)генная инженерия 4) метод меченых атомов

2)микроскопирование 5) центрифугирование

3)цитогенетический анализ 6) гибридизация

Установите соответствие

16. Установите соответствие между примерами саморегуляции и уровнями биосистем . 321123

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) зависимость высоты травостоя от осадков

Б) рефлекторная секреция желудочного сока

В) поддержание постоянства состава цитоплазмы

Г) избирательная проницаемость плазмалеммы

Д) увеличение жизненной емкости легких

Е) снижение численности травоядных насекомых

1) органоидно-клеточный

2) организменный

3) биогеоценотический (экосистемный)

17. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится. 122112

Характеристика

Уровень организации

А) состоит из биологических макромолекул.

Б) элементарной единицей уровня служит особь.

В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.

Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.

Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.

1) молекулярный;

2) организменный.

18. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством. 211221

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

19. Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом ее изучения. 12211

ПРОЦЕСС

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

А) движение пластид

Б) матричный синтез РНК

В) фотосинтез

Г) деление клетки

Д) плазмолиз и деплазмолиз

1) световая микроскопия

2) метод меченых атомов

20. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого ДБЕАГВ

А) популяционный

Б) клеточный

В) биогеоценотический

Г) видовой

Д) молекулярно-генетический

Е) организменный

ВИДЕОУРОК

Биологическая система

целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).


Вариант 1.

1! Из клеток состоят:

а) растения

б) грибы

в) люди

г) горные породы

а) воды

б) любых веществ

в) веществ, необходимых для роста

г) веществ, необходимых для жизни

а) дыхания

б) выделения

в) питания

г) движения

а) люди

б) животные

в) грибы

г) растения

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются всю жизнь

а) семя превратилось в растение

б) щенок вырос в собаку

г) маленькое дерево стало большим

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 2.

а) кошки

б) рябины

в) змеи

г) телевизора

а) энергию для жизни

б) вещества для «строительства» тела

г) только вещества, необходимые для роста

а) дыханием

б) реакцией

в) движением

г) раздражимостью

а) все живые организмы состоят из клеток

б) растения питаются готовыми органическими веществами

в) все живые организмы размножаются

а) им нужно больше пищи

б) им нужно больше энергии

в) они должны свою пищу поймать или найти

г) они состоят из клеток и размножаются

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 3.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна

б) ваши родители

в) кочан капусты

г) деревянная скамейка

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) движению

в) дыханию

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) микробы

б) растения

в) животные

г) только листья растений

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются все время

г) растения выделяют кислород

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) лишних питательных веществ

б) ядовитых веществ

в) непереваренных веществ

г) лишней энергии

6. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) если размножается, то живое

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 4.

1! Из клеток состоят:

а) горные породы

б) растения

в) люди

г) грибы

2! Питание – это поступление в организм:

а) веществ, необходимых для жизни

б) веществ, необходимых для роста

в) любых веществ

г) воды

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) выделения

б) дыхания

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) грибы

б) животные

в) люди

г) деревья

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) растения выделяют кислород

в) дышат только грибы

г) животные растут всю жизнь

6! О развитии можно говорить, если:

а) маленькое дерево стало большим

б) семя превратилось в растение

в) листья повернулись к свету

г) щенок вырос в собаку

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 5.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) окуня

б) рябины

в) телевизора

г) змеи

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) только вещества, необходимые для роста

б) энергию для жизни

в) вещества для «ремонта» тела

г) вещества для «строительства» тела

3!* Ответные действия называют:

а) реакцией

б) движением

в) раздражимостью

г) дыханием

4! Найдите верные утверждения:

а) растения питаются готовыми органическими веществами

б) все живые организмы размножаются

в) все живые организмы состоят из клеток

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) они должны свою пищу поймать или найти

в) они состоят из клеток и размножаются

г) им нужно больше энергии

Способность живых организмов изменять свои размеры в течение жизни называют 1. развитием 2. размножением 3. изменчивостью 4. ростом

Какую функцию выполняют у зелёной эвглены органоиды, содержащие хлорофилл? 1. образуют органические вещества из неорганических на свету 2. накапливают запас питательных веществ 3. переваривают захваченные частицы пищи 4. удаляют избыток воды и растворённых в ней ненужных веществ

Среди перечисленных групп беспозвоночных животных имеют двухслойное строение 1. кольчатые черви 2. плоские черви 3. моллюски 4. кишечнополостные

Нервная система дождевого червя состоит из 1. головного узла и нервных ответвлений 2. нервных стволов с ответвлениями 3. окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки 4. головного узла, спинного узла и отходящих от них нервов

Высокоорганизованных беспозвоночных животных с мягким телом, покры тым раковиной, под которой находится мантия, относят к типу 1. кишечнополостных 2. хордовых 3. моллюсков 4. плоских червей

Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих наружный скелет из хитина, относят к типу 1. кишечнополостных 2. моллюсков 3. кольчатых червей 4. членистоногих

1. 2. 3. 4. Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих наружный скелет из хитина, относят к типу кишечнополостных моллюсков кольчатых червей членистоногих

Чем определяется приспособленность камбалы к защите от врагов? 1. может быстро плавать 2. выделяет кожей ядовитую слизь 3. незаметна на окружающем фоне 4. имеет большие и острые зубы

Земноводные позвоночные животные, которые 1. всю жизнь проводят в воде размножаются в воде, 2. взрослые особи могут жить и в воде, и во влажных местах суши 3. размножаются на суше, взрослые особи живут только в воде 4. размножаются на суше, взрослые особи живут вдали от водоёмов

Какая особенность обеспечивает пресмыкающимся возможность размножаться на суше? 1. высокая скорость передвижения 2. плотная (кожистая) оболочка яйца 3. отсутствие постоянной температуры тела 4. большое количество откладываемых яиц

Наиболее высокая скорость обмена веществ характерна для птиц, так как они 1. расходуют много энергии во время полёта 2. заселили наземно воздушную среду обитания 3. живут в разных природных зонах 4. питаются растительной и животной пищей

Какое изменение в окружающей среде является сигналом для осеннего перелёта птиц? 1. повышение температуры воздуха 2. отсутствие корма 3. повышение влажности воздуха 4. усиление облачности

Какие утверждения верны? А. Стрекательные клетки гидры расположены, в основном, на щупальцах. Б. Моллюски исключительно водные животные. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ПРИЗНАКИ ТИПЫ А) не имеют кровеносной системы 1) Кольчатые черви Б) имеют кровеносную систему 2) Плоские черви В)участвуют в процессе почвообразования Г) многие виды не имеют пищеварительной системы Запишите в таблицу выбранные цифры. А 2 Б 1 В 1 Г 2

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. А)семейство Волчьи (Псовые) Б) класс Млекопитающие В) вид Лисица обыкновенная Г) отряд Хищные Д) род Лисицы Установите последовательность, отражающую положение вида Лисица обыкновенная в классификации животных, начиная с наименьшей группы. Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности. В д а г б

Прочтите текст, используя слова для выбора, обозначенные буквами (воз можно изменение окончаний). Животных, членистое тело которых разделено на голову, грудь и брюшко (или на головогрудь и брюшко), относят к типу В. Среди них встре чаются водные и сухопутные животные, такие как А. , и паукообразные, а также Б. . . , живущие во всех средах обитания. Важными особенностями животных, принадлежащих к этому типу, являются: Д. . . , играющий роль наружного скелета, и членистые конечности. Слова для выбора: A. Ракообразные Б. Насекомые B. Членистоногие Г. Кольчатые Д. хитиновый покров Е. известковый покров Запишите в таблицу буквы, соответствующие пропущенным словам, в том порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте.

При неблагоприятных условиях многие простейшие, как и бактерии, способны образовывать защитную оболочку, называемую 1. спорой 2. раковиной 3. зиготой 4. цистой

Какую функцию выполняет сократительная вакуоль у обыкновенной амёбы? 1. захват и переваривание пищи 2. удаление твёрдых непереваренных остатков 3. выделение углекислого газа, образующегося в процессе пищеварения, в окружающую среду 4. удаление воды вместе с образующимися в организме растворимыми вред ными веществами

В теле гидры кожно мускульные (покровно мускульные) клетки располагаются в основном в (во) кишечной полости срединной пластинке мезоглее наружном слое эктодермы внутреннем слое энтодермы

Мантия у моллюсков представляет собой 1. орган передвижения 2. кожную складку, расположенную под раковиной 3. отдел тела 4. защитную раковину, створки которой плотно закрыты

К какому классу членистоногих относят животных, тело которых состоит из головы, груди и брюшка; на голове имеются: пара сложных глаз, пара усиков, ротовые органы; на груди три пары ног, а у большинства ещё и крылья? 1. Насекомые 2. Паукообразные 3. Ракообразные 4. Брюхоногие

Рыбы животные с температурой тела, 1. постоянной и зимой, и летом 2. изменяющейся независимо от температуры окружающей среды 3. изменяющейся при изменении температуры окружающей среды 4. постоянной в течение одного сезона (например, летом)

К классу земноводных относится 1. гребенчатый тритон 2. обыкновенный уж 3. нильский крокодил 4. болотная черепаха

У пресмыкающихся, в отличие от других позвоночных животных, кожа 1. сухая, покрыта роговыми чешуями или щитками 2. служит дополнительным органом дыхания 3. влажная, покрыта костными чешуями 4. влажная, богата железами

Среди позвоночных животных наиболее сложное строение кровеносной и нервной систем имеют 1. хрящевые и костные рыбы 2. хвостатые и бесхвостые земноводные 3. водные пресмыкающиеся 4. птицы и млекопитающие

В связи с выходом на сушу и появлением лёгких у земноводных произошло формирование 1. трёхкамерного сердца 2. пяти отделов головного мозга 3. челюстного аппарата 4. кожных желёз

Какие утверждения верны? А. При помощи органа боковой линии рыба ощущает направление и силу течения воды, а также глубину погружения. Б. У большинства птиц грудина имеет высокий гребень киль. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между типичными признаками животных и систематической группой, для которой они характерны: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ А) тело состоит из головы, груди и брюшка Б) дыхание жаберное В) тело состоит из головогруди и брюшка Г) дыхание трахейное 1) Насекомые 2) Ракообразные Запишите в таблицу выбранные цифры. А 1 Б 2 В 2 Г 1

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. A) Б) B) Г) Д) класс Насекомые вид Капустная белянка отряд Чешуекрылые род Огородные белянки семейство Белянки Установите последовательность, отражающую положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы. Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности. Бгдва

Рыбы водные позвоночные животные. Их тело имеет обтекаемую форму. Заострённая голова постепенно переходит в. Г. . , а затем в хвост. Опорой тела рыбы является костный или хрящевой. . В. , который тянется от головы до хвостового плавника. Тело покрыто. Д. . и слизью, выделяемой кожными. . А. . Слизь уменьшает трение при движении. Слова для выбора: А) железы Б) плавники В) позвоночник Г) туловище Д) чешуя Е) шея

Способность живых организмов увеличивать свою численность называют 1. наследственностью 2. размножением 3. эволюцией 4. приспособленностью

Если инфузория туфелька передвигается с помощью ресничек, то эвглена зеленая передвигается с помощью 1. сократительной вакуоли 2. ложноножек 3. жгутиков 4. щупальцев

Среди перечисленных групп беспозвоночных животных самую примитивную нервную систему (диффузного типа) имеют 1. Сосальщики 2. Кишечнополостные 3. Ракообразные 4. Насекомые

Почему после дождя можно наблюдать массовое появление на поверхности земли дождевых червей? 1. в норках червей понижается температура 2. активизируются кроты, являющиеся врагами червей 3. черви могут беспрепятственно расти 4. вода вытесняет воздух из норок червей

Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят 1. виноградную улитку 2. беззубку 3. устрицу 4. осьминога

Хитиновый покров, неоднородные членики, объединённые в отделы (два или три), расчленённые конечности имеют 1. членистоногие 2. кольчатые черви 3. моллюски 4. круглые черви

Систематическим признаком класса, представитель которого изображён на рисунке, считается 1. расчленённость тела 2. членистость конечностей 3. число конечностей 4. обитание на суше

Характерной чертой приспособленности морского конька к защите от врагов является 1. сходство с другими рыбами по форме и окраске 2. сходство с растениями по форме и окраске 3. наличие желёз, вырабатывающих яд 4. способность быстро уплыть от хищника

Отличить живородящую ящерицу от гребенчатого тритона можно по 1. числу конечностей 2. наличию хвоста 3. строению кожи 4. температуре тела

Важнейший признак, отличающий птиц от пресмыкающихся, это 1. постоянная температура тела 2. развитие на суше 3. лёгочное дыхание 4. замкнутость кровеносной системы

В жизни теплокровных животных главным регулирующим фактором годичных и сезонных ритмов является 1. число солнечных дней в году 2. фаза лунного цикла 3. количество осадков в разные времена года 4. продолжительность светового дня в течение года

Какие утверждения верны? А. Некоторые животные осуществляют перекрёстное опыление растений. Б. Гидра это крупный одноклеточный организм. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. НАСЕКОМЫЕ ТИПЫ РАЗВИТИЯ А) медоносная пчела 1) с неполным Б) майский жук превращением В) азиатская саранча 2) с полным Г) зелёный кузнечик превращением Запишите в таблицу выбранные цифры. А 2 Б 2 В 1 Г 1

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. А) семейство Воробьиные Б) класс Птицы В) вид Воробей полевой Г) отряд Воробьинообразные Д) род Воробьи Установите последовательность, отражающую положение полевого воробья в классификации животных, начиная с наибольшей группы (класса). Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности бгадв

Обыкновенный прудовик представитель класса брюхоногих моллюсков обитает в прудах, озёрах и тихих заводях. Тело обыкновенного прудовика разделяется на. . А. , на которой расположены глаза, рот и два щупальца, туловище и ногу. Тело моллюска сверху покрыто особой складкой кожи. Б. . , защищающей от твёрдой. . Г. . Нога у брюхоногих моллюсков мускулистая, хорошо развитая и обладает широкой. . В. . Слова для выбора: Запишите в таблицу буквы, соответствующие пропущенным словам, в том порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте. А) Б) В) Г) Д) Е) голова мантия подошва раковина туловище щупальца

Среди одноклеточных непостоянную форму тела имеет 1. эвглена зелёная 2. амёба обыкновенная 3. инфузория туфелька 4. лямблия

У пресноводного полипа гидры стрекательные клетки расположены по преимуществу в (на) 1. щупальцах 2. подошве 3. энтодерме 4. кишечной полости

Местом обитания для личинок печёночного сосальщика является 1. корова 2. прудовик 3. овца 4. стрекоза

Тело брюхоногих моллюсков делится на 1. голову, грудь и раковину 2. голову, грудь и брюшко 3. головогрудь и брюшко 4. голову, туловище и ногу

Членистоногих, у которых к грудному отделу прикрепляются три пары ног, относят к классу 1. ракообразных 2. паукообразных 3. насекомых 4. сосальщиков

По какому признаку можно отличить клещей от пауков? 1. все членики тела срастаются между собой 2. тело разделено на головогрудь и брюшко 3. имеют восемь ног 4. усики отсутствуют

У рыб кровь насыщается кислородом в 1. желудочке сердца 2. предсердии 3. капиллярах тела 4. капиллярах жабр

Земноводные более высокоорганизованные животные, чем рыбы, однако температура тела у них 1. непостоянная, зависит от температуры окружающей среды 2. не зависит от температуры окружающей среды 3. значительно выше, чем температура окружающей среды 4. постоянная, ниже температуры окружающей среды

Позвоночные, имеющие сухую кожу с роговыми чешуйками, лёгочное дыхание, сердце с неполной перегородкой в желудочке, непостоянную температуру тела, относятся к классу 1. Костные рыбы 2. Земноводные 3. Пресмыкающиеся 4. Хрящевые рыбы

Птицы отличаются от пресмыкающихся наличием 1. особого типа покрова тела 2. центральной нервной системы 3. внутреннего оплодотворения 4. двух кругов кровообращения

Появление второго (малого) круга кровообращения у животных связано с выходом на сушу и возникновением специального органа 1. плавательного пузыря 2. лёгких 3. жабр 4. многокамерного сердца

Какие утверждения верны? А. Зубы позволяют хищной птице удерживать добычу. Б. У кольчатых червей длинное членистое (сегментированное) тело. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Установите соответствие между разными видами моллюсков и средой их обитания: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствую щую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. ВИД МОЛЛЮСКА A) обыкновенная беззубка Б) большой прудовик B) голый слизень Г) кальмар Запишите в таблицу выбранные цифры А 2 Б 1 В 2 Г 1 СРЕДА ОБИТАНИЯ 1) водная 2) наземно воздушная

В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические группы, обозначенные буквами. A) Б) B) Г) Д) класс Насекомые вид Сверчок домовый отряд Равнокрылые род Сверчки семейство Сверчковые Установите последовательность, отражающую положение домового сверчка в классификации животных, начиная с наибольшей группы (класса). Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности.

Птицы высшие позвоночные животные, приспособившиеся к полёту. В зависимости от дальности перемещений в послегнездовой пери од птицы делятся на оседлых, . Б. . и перелётных. Оседлые птицы не со вершают дальних. Д. . , они остаются на зиму в местах гнездования. Пролетая тысячи километров, перелётные птицы улетают на зимовку в те области, где нет суровых зим. Некоторые птицы летят к югу в одиночку, другие объединяются в. Е. . . Первыми улетают чечевицы, иволги, . . В. , стрижи. Слова для выбора: А)водоплавающие Б) кочующие В) ласточки Г) лебеди Д) миграция Е) стая

Таки образом, жизнь – это одна из форм существования материи. Живому характерен рядом свойств, которые отличают их от неживого.

Любая живая система обладает тремя фундаментальными свойствами: самообновление, самовоспроизведение и саморегуляция.

Самообновление – способность организмов постоянно обновлять структурные элементы – молекулы, ферменты, органоиды, клетки – путем замены «износившихся», выполнивших свои функции (форменные элементы крови, клетки эпидермиса кожи и т. д.). При этом организмы используют вещества и энергию, которые поступают в клетки (поток вещества и энергии ). Самообновление обеспечивают обмен веществ и энергии , реакции матричного синтеза , дискретность .

Самовоспроизведение – способность живых организмов производить себе подобных с сохранением у потомков строения и функций родительских форм. При размножении живых организмов потомство обычно похоже на родителей: кошки рожают котят, собаки - щенков. Из семян одуванчика опять вырастет одуванчик. Размножение и обеспечивает свойство самовоспроизведения. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях организации. Благодаря репродукции не только целые организмы, но и клетки, органоиды клеток (митохондрии, пластиды) после деления сходны со своими предшественниками. Из одной молекулы ДНК при ее удвоении образуются две дочерние молекулы, полностью повторяющие исходную. В основе самовоспроизведения лежат реакции матричного синтеза , т. е. образование новых молекул и структур на основе информации (поток информации ), заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК. Следовательно, самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности .

Саморегуляция – способность организмов в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов (гомеостаз ) на основе потока вещества, энергии и информации. При этом недостаток поступления питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает запасание этих веществ. Саморегуляция осуществляется разными путями благодаря деятельности регуляторных систем – нервной и эндокринной – и основана на принципе обратных связей : сигналом для включения той или иной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы. Так, повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы инсулина, уменьшающего содержание этого сахара в крови; снижение уровня глюкозы в крови замедляет выделение гормона в кровяное русло. Уменьшение числа клеток в ткани (при пилинге, дермабразии кожи, в результате травмы) вызывает усиленное размножение оставшихся клеток; восстановление нормального количества клеток дает сигнал о прекращении интенсивного клеточного деления).


Из других свойства, характерных для живого, некоторые в той или иной мере похожи на процессы, протекающие в неживой природе.

Единство химического состава. Живые организмы достаточно четко отграничены от неживого своим химическим составом (нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, жиры и т. д.). Живые существа состоят из тех же элементов, что и объекты неживой природы. Но они образуют в организме сложные молекулы, в неживой природе не встречающиеся. Кроме того, различны и соотношения этих элементов в живом и неживом. Если элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен кремнием, железом, магнием, алюминием и т. д., то в живых организмах 98% химического состава приходится только на четыре элемента – углерод, азот, водород и кислород.

Обмен веществ и энергии . Это общее свойство всего живого представляет собой совокупность всех химических превращений, происходящих в организме и обеспечивающих сохранение и воспроизведение жизни. Организм потребляет из окружающей среды вещества и энергию, использует их для обеспечения химических реакций, а затем возвращает в среду эквивалентное количество энергии и вещества, но уже в другой форме. Организм – открытая система, находящаяся в стационарном состоянии: скорость поступления веществ и энергии из среды уравновешивается скоростью переноса веществ и энергии из системы. Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянство химического состава и строения всех частей организма и, как следствие, постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Другие признаки – рост, раздражимость, наследственность, изменчивость, размножение – все это результат обмена веществ и его проявление.

Наследственность . Заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Она обусловлена стабильностью, т. е. постоянством строения молекул ДНК.

Изменчивость . Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней, так как при этом изменяются гены, определяющие развитие тех или иных признаков. Если бы репродукция матриц – молекул ДНК – всегда происходила с абсолютной точностью, то при размножении организмов осуществлялась бы преемственность только существовавших прежде признаков, и приспособление видов к меняющимся условиям среды оказалось бы невозможным. Следовательно, изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в основе которой лежат изменения молекул ДНК. Таким образом, самоудвоение молекул ДНК делает возможным не только сохранение у потомков наследственных особенностей родителей, но и отклонение от них, т. е. изменчивость, в результате которой организмы приобретают новые признаки и свойства. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора, т. е. отбора наиболее приспособленных особей к конкретным условиям существования в природных условиях, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

Рост и развитие . Новый организм возникает из особо устроенных половых клеток и реализует полученную наследственную информацию в ходе роста и развития. Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, вследствие которого изменяется его состав или структура. Развитие живых организмов представлено онтогенезом (индивидуальным развитием) и филогенезом (историческим развитием) . На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма (проявление цвета глаз, способность держать голову, сидеть, ходить, появление зубов и т. д. у детей). Развитие сопровождается ростом – процессом увеличения количества клеток и накоплением массы внеклеточных образований в результате обмена веществ. Независимо от способа размножения (бесполое или половое) все дочерние особи образующиеся из одной зиготы, споры, почки или клетки, получают по наследству только генетическую информацию, т. е. возможность проявлять те или иные признаки и свойства. В процессе развития возникает специфическая структурная организация индивида, а увеличение его массы обусловлено репродукцией макромолекул, элементарных структур клеток и самих клеток. При смене многочисленных поколений происходит изменение видов, или филогенез (эволюция) – это необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.

Раздражимость . В процессе эволюции у организмов выработалось свойство избирательно реагировать на воздействия внешней средыраздражимость. Всякое изменение условий среды, окружающих организм, представляет собой по отношению к организму раздражение , а его реакция на внешние раздражители служит показателем его чувствительности и проявлением раздражимости. Наиболее яркой формой проявления раздражимости является движение . У растений – это тропизмы и настии , у протист – таксисы ; реакции многоклеточных организмов - рефлексы , осуществляющиеся посредством нервной системы.

Дискретность и целостность . Дискретность – это всеобщее свойство материи: каждый атом состоит из элементарных частиц, атомы образуют молекулу. Простые молекулы входят в состав сложных соединений или кристаллов и т. д.. Живые системы резко отличаются от неживых объектов своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. В то же время отдельный организм, или иная биологическая система (вид, биогеоценоз и др.), дискретен и целостен, т. е. состоит из отдельных изолированных (обособленных и отграниченных в пространстве), но в тем не менее тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих функциональное единство. Любой вид организмов включает отдельные особи. Тело высокоорганизованной особи образует пространственно отграниченные органы, которые, в свою очередь, состоят из отдельных клеток. Энергетический аппарат клетки представлен митохондриями, аппарат синтеза белка – рибосомами и т. д. вплоть до макромолекул (белки, нуклеиновые кислоты и т. д.), каждая из которых может выполнять свою функцию, лишь будучи пространственно изолированной от других. Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченночти, она создает возможность постоянного самообновления его путем замены «износившихся» структурных элементов без прекращения выполняемой функции. Дискретность вида определяет возможность его эволюции путем гибели или устранения из размножения неприспособленных особей и сохранения индивидов с полезными для выживания признаками.