Основные структурные элементы деятельности человека. Понятие о деятельности, её структура

Де́ятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества.
Выделяются:
1. Игровая деятельность;
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
2. Учебная деятельность;
Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
3. Трудовая деятельность;
Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.

Структура деятельности :
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
1. субъектами деятельности могут выступать:
-человек
-группа людей
-организации
-государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
-природа и природные материалы
-предметы (вещи)
-явления,
-процессы
-люди, группы людей и т.д.
-сферы или области жизни людей
-внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
-потребности
-социальные установки
-убеждения
-интересы
-влечения и эмоции
-идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
-материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель - это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив - это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек). Так, например, при выполнении конкретного задания (изготовления какого-либо инструмента) цель - это самостоятельное изготовление этого инструмента, а мотив - это овладение приемами и способами работы, которые входят в состав конкретной изучаемой профессии.
Любая деятельность, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется в результате множества взаимосвязанных действий.
В структуре деятельности выделяются:
1) мотивы - побуждающие субъекта к деятельности;
2) цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности;
3) операции с помощью коих деятельность выполняется.
В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир,- определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной, волевой. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности (соответствия) психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов действий с ожидаемым.
При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:
1) генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность совместная, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;
2) структурно-функциональный - в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
3) динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.
Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.

31.Игра, учение и труд и их психологические характеристики

Игра, учение и труд - их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознании людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыков невозможен никакой труд.
Таким образом, особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Итак, мы выяснили, что деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Рассмотрим, из каких элементов состоит деятельность


В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность. В качестве субъекта могут выступать отдельные люди, группа людей, организация, государственный орган.

Объект это то, на что деятельность направлена . В качестве объекта могут выступать отдельные предметы, процессы, явления, внутренне состояние человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). Например, средневековый красильщик (субъект деятельности) воздействует на ткань; бригада строителей-отделочников может рассматриваться как субъект строящегося дома, а Министерства образования – как субъекта управленческой деятельности по отношению ко всем учебным заведениям страны

Цель это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность . Например, художник, гончар или оружейник сначала придумывают образ, каким может быть пейзаж, или горшок, или клинок. Его образ может быть показан в рисунке, объемной модели, но прежде он возникает в сознании выше перечисленных профессий. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель должен осознавать, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.

Итак, цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Следовательно, целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения. «Кого считать умным?»- спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абу-аль-Фарадж. И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств . Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», это значит, что средства не соответствуют цели. Вспомним и басню: медведь, чтобы избавить хозяина от досаждавшего ему комара, прихлопнул первого дубиной.



В этой связи возникает вопрос: достижима ли цель нечестными средствами? Цель оправдывает средства ? Русский писатель Н. С. Лесков писал: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья». Значит, для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Напомним, что действие это осмысленное проявление активности человека во внешней среде . Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность космонавтов включает в себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца - вспашку, посев, прополку, уборку урожая.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о социальных действиях, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного. Внутренним стержнем целерациональной деятельности является достижение полезного, выгодного для субъекта результат.

Ценностно-рациональное действие характеризуется тем, что человек сообразует свои действия не с соображениями полезности или выгоды, а собственными представлениями о чести, долге, о том, что хорошо и что плохо. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Традиционное действие формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида – вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п.

Итак,действияэто элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной степени осознано. Поступками называются действия, которые подчинены нравственным принципам, морали. Социальное значение их осознается человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок - это еще и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками .

Умения это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктивные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности – это привычка . От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.

Наконец, важнейший структурный элемент деятельности – это результат , которые можно описать как заключительное последствие последовательности действий или деятельности в целом. Важно подчеркнуть, что результат тесно связан с целью, но не тождественен ей, поскольку цель описывает желаемый , но еще не достигнутый результат. Более того, мы часто сталкиваемся с тем, что конечный результат нашей деятельности не соответствует первоначальному замыслу.

Кто в нашей стране не знает фразу, брошенную В.Черномырдиным: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!»

Действительно, нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводил такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ожидал. Результат усилил его вину, и таким образом он получил ответный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

ПОДУМАЙТЕ: Каковы причины несовпадения цели и результата деятельности

Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Кроме того, деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность обладает отличительными чертами: целенаправленность, общественный характер, систематичность и плановость.

Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.

Мотив – это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности. Таким образом, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность и то, что ее побуждает.

Мотивы, в свою очередь, могут иметь различную природу, они могут быть органическими (направлены на удовлетворение естественных потребностей организма), функциональными (удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм активности), материальными (направлены на создание предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека).

Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Таким образом, происходит организация системы всех психических процессов и состояний, которые будут развернуты в ходе выполнения деятельности.

Предметы, явления, задачи и объекты, наиболее важные и значимые для человека, которыми он стремиться обладать, которые стремится достичь, в структуре деятельности являются целью. Цель – это будущий результат в идеальном представлении. Цель может быть конечной, достижение такой цели равносильно удовлетворению потребности. Так же, цель может быть промежуточной, это та цель, которая выполняется человеком для достижения конечной цели.

В зависимости от значимости цели для человека и роли его деятельности в общественной жизни, цели можно разделить на близкие и далекие, личные и общественные.

Способами и приемами (действиями) принято считать относительно законченные элементы деятельности, которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, в свою очередь, подчиняются общему мотиву.

Стоит учитывать, что если действие сложное, оно может потребовать составления цепи актов, особым образом связанных друг с другом. Эти самые звенья цепи являются операциями.

Любая деятельность состоит из двух компонентов: внутреннего и внешнего.

Внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметная). Изначально совершаются предметные действия, и только потом, по мере того, как накапливается опыт, человек получает возможность оперировать теми же действиями в уме. Такой переход из внешнего на внутренний план называется интериоризацией. Благодаря такому переходу, человек может говорить про себя или, например, думать, не мешая другим.

Овладев внутренней деятельностью, человек получает возможность проделать все действия в уме, прежде чем приступить к выполнению внешних действий. В этом случае, внешняя деятельность получает умственную основу и как бы подготавливается к выполнению. Этот процесс называется экстериоризация, он заключается в реализации умственной деятельности во внешней.

Любая деятельность состоит из системы действий. Действие – основная структурная единица деятельности, это процесс, направленный на достижение цели. Действия так же бывают предметные, или практические (связаны с целью деятельности, имеют определенное предметное содержание) и умственные (система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане).

Умения и навыки

Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Когда человек многократно выполняет одно и то же действие, формируется навык – стереотипный способ совершения операций. Он отличается сокращением его сознательного контроля. Это цепь закрепленных в повторении операций, которые связаны общей функцией.

Навыки делятся на простые и сложные. Рассмотрим каждый тип подробнее.

Простые – несложные приемы и действия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенности внимания.

Сложные двигательные, перцептивные и интеллектуальные действия автоматизированы, выполняются точно, быстро и легко.

Сложные. Усвоенные автоматизированные и сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Существует три вида сложных навыков:

двигательные (воздействие, неоднократно повторявшееся ранее, на внешний объект при помощи движений с целью его преобразования);

перцептивные (автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета);

интеллектуальные (автоматически применяемый способ решения встречавшейся ранее проблемы).

Навыки приобретаются человеком в процессе выполнения упражнений, то есть систематических и целенаправленных повторений действий. Показатели проделанной работы изменяются по мере выполнения упражнений. Навыки появляются и функционируют как автоматизированные приемы выполнения действий. его основная роль в том, чтобы освободить сознание от постоянного контроля над выполнением действий и приемов, и направить освободившееся сознание на цели и условия действия.

Навык формируется в несколько этапов:

Аналитический этап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;

Синтетический этап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;

Этап автоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.

Частые повторения не всегда гарантируют успешность овладения навыком, существуют и другие причины объективного и субъективного характера.

Навыки составляют структуру действий и разных видов деятельности, поэтому они, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя при этом сложные системы. Взаимодействие может происходить с различным характером, они могут действовать согласованно или в противодействии, отрицательно влиять друг на друга или, напротив, полностью сливаться в одно целое.

Для того, чтобы навык сохранялся, необходимо пользоваться им систематически, иначе же возникает деавтоматизация, это такой процесс, когда происходит ослабевание или даже полное разрушение выработанных навыков. Движения при этом становятся заметно медленнее, менее точными, выполняются не так уверенно и происходит нарушение координации. При деавтоматизация действия требуют особого внимания и сосредоточенности, усиления контроля сознанием над действием.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются при координации навыков, в результате их объединения в системы при помощи действий, находящихся над сознательным контролем. Через регулирование таких действий происходит управление умениями, которые будут обеспечивать гибкость и безошибочность тех или иных действий.

Умения имеют особенность, которая заключается в том, что человек способен изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), однако, при любых изменениях структуры, конечный результат остается неизменным.

Так как в основе умений лежит активная интеллектуальная деятельность, в их состав непременно входят процессы мышления. И основным отличием навыков и умений является сознательный интеллектуальный контроль при использовании умений. Интеллектуальная деятельность активизируется в тот момент, когда возникает нестандартная ситуация, меняются условия деятельности и требуется быстрое принятие различных решений.

Упражнения играют большую роль в формировании всех типов навыков и умений. Именно благодаря им навыки становятся автоматизированными, умения совершенствуются, как и вся деятельность человека в целом. Они необходимы на всех этапах деятельности, начиная с момента выработки умений и навыков, заканчивая процессом их сохранения. Если постоянно не подкреплять умения и навыки упражнения, то они потеряют свои качества, утрачиваются.

Основные виды деятельности

деятельность мотив навык формирование

Рассмотрим основные виды деятельности, осуществляемой человеком. Их возникновение и развитие является сложным и длительным процессом. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.

Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.

Игры делятся на несколько типов:

Индивидуальные, когда в игре участвует один человек;

Групповые, когда играет несколько индивидов;

Предметные игры связаны с привлечением каких-либо предметов в игру человека;

Сюжетные игры подразумевают создание сценария и воспроизведение его в деталях;

В ролевых играх каждому игроку присвоена определенная роль и он придерживается ее на протяжении всей игры.

Часто встречаются смешанные типы игр, например, сюжетно-ролевые или предметно-ролевые.

Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.

Основной же целью является к самостоятельной деятельности в будущем. Для достижения этой цели используются обобщенные результаты предыдущих достижений.

Учение состоит из следующих элементов:

Знания (усвоение информации о свойствах предметов окружения и происходящих явлений);

Навыки (овладение приемами, образующих основные виды деятельности;

Умения (использование информации для выбора приемов соответствующих целям и условиям деятельности).

Учение может осуществляться двумя способами: организованно в специальных учреждениях (школах, вузах) или неорганизованно, попутно с другими видами деятельности, являясь побочным результатом.

Первичным видом деятельности человека считается труд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.

Предметом же психологического изучения является не сам труд в целом, а лишь психологические составляющие труда.

Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.

Кроме того, что труд помогает достичь некоторого результата, он, одновременно, является основным способом формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

Существенным в труде считается не только техника, но и отношение самого человека к труду. Именно в отношении к труду заключены главные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде легко найти отражение всех сторон проявления личности. У каждого вида труда существует своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть для того, чтобы добиться успехов. Таким образом, знания и навыки играют не последнюю роль в труде, без них труд был бы невозможен.

Поскольку любая деятельность направлена на достижение какого-то конечного результата, заданного извне или отвечающего личной потребности субъекта деятельности, то мы, прежде всего, должны выделить предметное содержание деятельности как первую объективную составляющую деятельности, в которой можно выделить два компонента:

  • а) содержание активности, отвечающей предмету потребности и промежуточным результатам;
  • б) содержание, связанное с факторами или условиями, влияющими на выбор целей и способа действий и их осуществления.

Второй объективной составляющей деятельности является объективная структура деятельности как целостной (молярной) целенаправленной активности, включающей:

  • а) деятельность как целостную содержательную активность;
  • б) действия как составные звенья деятельности;
  • в) операции или частные действия как более мелкие звенья действий.

Третья составляющая деятельности должна быть представлена субъективными составляющими деятельности, среди которых необходимо выделять:

  • а) причинные составляющие (потребности, ценности, мотивы, цели);
  • б) ориентирующие составляющие: знания – образы ситуации и мира;
  • в) регулирующие составляющие: эмоциональные состояния, индивидуально-психологические особенности субъекта;
  • г) исполнительские составляющие: умения – способности решать задачи и исполнять решения.

Предметность деятельности есть ее главное качество. Она определяется, во-первых, конечным и промежуточными предметами активности, а во-вторых, различными факторами (условиями), влияющими на выбор способа деятельности и осуществление соответствующих действий, направленных на достижение целей (рис. 5.1).

Предметность деятельности означает, что субъект должен подчиняться в своей активности предмет}", т.е. конечному результату деятельности, а также промежуточным результатам действий, и учитывать при выборе способов деятельности и действий внешние предметные условия. А. Н. Леонтьев писал, что деятельность в своем осуществлении вынуждена подчиняться геометрии (форме и протяженности) объектов среды. На самом деле субъект деятельности вынужден подчиняться не только геометрическим свойствам объектов, но и их химическим и другим физическим свойствам. Только в сказке человек может пройти сквозь сплошную бетонную стену или перепрыгнуть забор высотой 6 м. В жизни любой субъект деятельности вынужден подчиняться физическим характеристикам предметной среды (непроницаемости, непрозрачности, весу и пр.) и физическим характеристикам

Рис. 5.1.

орудий. Понятно, что, чтобы учитывать эти условия, субъект должен иметь знания о них (в виде образа ситуации или образа мира).

В своей деятельности субъект вынужден учитывать свои физические возможности и функциональное состояние, а также поведение других живых существ: и своего вида, и других видов, знакомых и незнакомых, коллег по совместной деятельности и др.

В совместной коллективной деятельности людей человек обязан подчиняться общей цели и учитывать активность других людей, их усилия по достижению общего результата. Кроме того, человек должен учитывать требования моральных норм общества, в котором он живет и действует; законы, регулирующие ответственность за какие-то действия; правила поведения среди других людей и правила использования опасной техники.

Структура деятельности

Конечный результат деятельности может быть достигнут прямо, непосредственно в один акт активности, или через промежуточные результаты, приближающие субъекта к конечной цели (предмету деятельности). В последнем случае в деятельности как целостной и имеющей свое строение или структуру активности выделяются отдельные звенья или промежуточные действия, обеспечивающие достижение промежуточных результатов (рис. 5.2).

Рис. 5.2.

Естественно, есть основание и логика выделения промежуточных результатов и соответствующих им действий, которая определяется условиями и технологией достижения конечного результата (способа деятельности), и есть алгоритм перехода от действия к действию.

Под "действием" понимается активность, предметом которой является промежуточный результат как осознанная цель. В свою очередь каждое действие тоже может быть разбито на ряд своих звеньев, которые получили название "частных действий", или "операций" (С. Л. Рубинштейн и П. Я. Гальперин). Это, как правило, необходимо делать, когда речь идет об обучении новой деятельности или новому действию, при котором для ученика надо выделять самые маленькие звенья и давать ориентиры для их правильного исполнения. При выделении операций структура деятельности на схеме выглядит так, как показано на рис. 5.3.

Рис. 5.3.

п.р. – промежуточный результат или цель; д 1.1 – действие 1.1 или операция 1.1 в действии 1 и т.д

Операции, или частные действия, можно дробить и дальше – вплоть до отдельных движений, обеспечивая их направленную связь между собой (алгоритм исполнения).

Совокупность действий и операций, используемые средства и алгоритм перехода от одного звена к другому составляют структуру и технологию деятельности.

Выбор промежуточных результатов или целей первого порядка (п.р. 1; п.р. 2; п.р. 3;..., п.р. N) и последующих порядков, соотносящихся с операциями (п.р. 1.1; п.р. 1.2; п.р. 2.1; п.р. 2.2 и т.д.), определяется требованиями конечного результата, а для второго порядка – требованиями промежуточных результатов первого порядка и выбранными технологиями достижения конечного и промежуточных результатов (способы и средства достижения). Деятельность и действие не жестко связаны между собой. Действие может входить в разные деятельности, причем иногда одновременно.