Зубчатые муфты соединительные. Зубчатые муфты с полиамидной гильзой. В поперечно-свёртных, втулочно-пальцевых и в муфтах с промежуточным диском

Служит для соединения и передачи вращения от двигателя к другому механизму, от одного вала к другому, и постоянной компенсации их, радиальных, угловых и осевых смещений. Если стоит одинарная зубчатая муфта, то она допускает лишь угловое смещение валов. Две одинарные муфты в комбинации, допускают и компенсируют не только угловое смещение валов, но и радиальное. Из-за большого числа зубьев, которые передают вращающий момент, зубчатые муфты обладают большой несущей способностью и надежностью. Они отлично зарекомендовали себя при больших частотах вращения в различных механизмах.

Зубчатая муфта МЗ

Зубчатая муфта МЗ состоит из двух полумуфт или втулок, которые жестко насаживаются на валы, и обоймы – цилиндрического составного барабана. На втулках нарезаны наружные зубья, а на барабане — два ряда внутренних зубьев. Для компенсирующей способности и лучшей подвижности муфт, поверхность наружных зубьев на полумуфтах обрабатывается по сфере, они делаются бочкообразными, что обеспечивает в зацеплении повышенный боковой зазор. Зубчатая муфта МЗ состоит из соединенных болтами двух зубчатых обойм, и двух зубчатых втулок, которые вставляются в обоймы. При этом зубья втулок и зубья обойм входят в зацепление, а благодаря сферической форме зуба втулок допускается незначительное смещение в различных направлениях. В таких муфтах перекос оси втулок относительно оси обоймы составляет не более 1°30′.

Все составляющие детали муфты, изготовляются из стали: при диаметрах вала в диапазоне от 80 до 140 мм , — коваными, а при больших диаметрах литыми. Зубья муфты подвергаются термической обработке — у муфт с большой частотой вращения (u зуб > 6 м/сек) до твердости HRC≥45÷50. Для тихоходных, с небольшой частотой вращения муфт допускается более низкая твердость — доНВ 300.

Для увеличения противозадирной стойкости, сопряженные зубья должны иметь некоторый перепад твердостей. Зацепление работает в масле (нигрол), поскольку это увеличивает износостойкость зубьев и снижает потери на трение. Масло заливается в барабан до нижней точки кольцевых уплотнений на торцах барабана.

Параметры зубчатых муфт

Параметры зубчатых муфт стандартизированы по ГОСТ 5006-55 для диаметров валов от 40 миллиметров до 560 миллиметров, и передаваемых моментов, от М кр =70 кГм до 100 000 кГм. Для муфт общего назначения максимальное количество оборотов в минуту ограничивается исходя из окружной скорости u зуб = 25 м/сек, на начальной окружности зубчатого венца. Согласно ГОСТ 5006-55, допустимый угол перекоса валов при отсутствии смещения равен а=1°. Допустимое смещение при отсутствии перекоса равно е≈0,02 d. Если п рисутствуют оба вида деформаций, то их допустимые значения должны составлять: а≤30′; е≥0,01 d.

Главным параметром определения работоспособности зубчатых муфт является износостойкость рабочих поверхностей зубьев, которая зависит от окружной скорости и линейных и угловых перемещений соединяемых валов. Но так как значения этих перемещений во время работы меняются, то меняются геометрические параметры зацепления, и соответственно характер распределения нагрузки между зубьями.

В связи с этим, выполнить абсолютно точный расчет практически невозможно. Поэтому, на практике, размеры зубчатых муфт выбирают по моменту М м = k р М кр (ГОСТ 5006-55), где в зависимости от ответственности соединения, k р нужно принимать увеличенным в 1,3-1,5 раза.

В частности, в кранах применяют в основном подвижные зубчатые муфты, которые компенсируют смещения соединяемых валов. Наибольшее распространение, из числа жестких подвижных муфт, получили зубчатые муфты, которые изготавливаются согласно ГОСТ 50895-96, ГОСТ 5006-83. Также, такие муфты могут быть изготовлены по ТУ заказчика.

Различают следующее исполнение зубчатых муфт :

  1. с разъемной обоймой (обозначение по ГОСТ 5006-55 — МЗ);
  2. с промежуточным валом (обозначение по ГОСТ 5006-55 — МЗП);
  3. с неразъемной обоймой.

Втулки зубчатых муфт производят таких видов :

  • с цилиндрическими отверстиями по ГОСТ 12080, для коротких концов валов.
  • с коническими отверстиями для муфт с разъемной и неразъемной обоймой, по ГОСТ 12081, для коротких концов валов.

Если нужны втулки с отверстиями другой формы, то они изготавливаются по заказу потребителя. Также допускается в муфтах комбинация втулок разных исполнений.

Хорошо зарекомендовали себя зубчатые муфты, изготовленные из капролона, капрона и других подобных материалов. Благодаря упругим полимерным зубчатым венцам в обойме, распределение нагрузки между зубьями оказывается более равномерно распределенным, и полная передаваемая нагрузка почти не уступает нагрузочной способности зубчатых муфт с металлическими зубьями. Особенно это сказывается при значительных углах перекоса. Помимо этого, такие полимерные муфты обладают лучшей демпфирующей способностью и электроизоляционными свойствами. Цена зубчатой муфты из полимерных материалов выгодно отличается от цены металлических.

Муфта зубчатая МЗП состоит из фланцевой полумуфты, втулки, обоймы. Она производится в соответствии с требованиями ГОСТ 5006-55 и служит для соединения валов посредством промежуточного вала.

Такие муфты с промежуточным валом, а также цепные муфты, могут быть названы полужесткими.

Муфты зубчатые и любые другие - быстро и удобно для Клиента!

Компания "ПромЭК" имеет огромный опыт поставок муфт забчатых и муфт других типов разного назначения. Наши дилерские соглашения позволяют поставлять муфты приводов по ценам производителя, а годами отработанные логистические схемы делают наши поставки удобными для наших Клиентов.

Звоните нашим менеджерам, ставьте задачу - и Ваша заявка на муфты, необходимые для работы Вашего оборудования, будет обработана быстро и качественно.

НПО "ПромЭК" поставляет:

  • муфты предохранительные
  • муфты упругие
  • муфты кулачково-дисковые
  • муфты цепные однорядные
  • муфты шарнирные
  • муфты обгонные
  • муфты сцепные кулачковые
  • муфты приводные
  • муфты соединительные
  • муфты концевые
  • муфты электромагнитные
  • муфты жесткие компенсирующие и подвижные
  • муфты для насосов
  • муфты для компрессоров
  • муфты для конвейеров
  • муфты стальные ламельные
  • муфты высокоэластичные
  • муфты зубчатые с круговым зубом
  • муфты КТР
  • муфты специальные
  • Муфты УКМ-12 - для размещения коммутационных изделий и предохранения их от атмосферных осадков
  • Муфты УПМ-24 - для разделки кабелей и подключения их к рельсовым цепям
  • Муфты РМ4-28; РМ-28; РМ7-49; РМ8-112 - кабельные концевые, муфты кабельные разветвительные

Доставка до транспортной компании для Вас будет бесплатной. Доставка по России и СНГ осуществится самым рациональным путем!

Муфты как соединительные устройства для валов

Муфты, соединительные устройства для валов, концы которых смыкаются или удалены на небольшое расстояние,обеспечивают передачу крутящего момента от одного вала к другому. Как правило, геометрическая ось одного вала составляет продолжение геометрической оси другого вала. С помощью муфт также передается вращение на зубчатые колеса, шкивы, свободно насаженные на валы.

Муфты не наделены функцией изменять вращающий момент и направление вращения. Не-которые типы поглощают вибрации, предохраняя машину от перегрузок.

В машиностроении муфты разных конструкций применяются очень широко. Современные машины отнюдь не монолитны и состоят из отдельных частей с входными и выходными концами валов, которые и соединяют с помощью муфт в различных целях:

  • для получения длинных валов из отдельных частей и ком-пенсации небольших неточностей монтажа в относительном распо-ложении соединяемых валов;
  • для придания валам некоторой подвижности во время ра-боты;
  • для включения и выключения отдельных узлов;
  • с целью автоматического соединения и разъединения валов - выполнения функций автоматического управления;
  • для уменьшение динамических нагрузок на механизмы.

Если самая простая муфта сделана из куска ниппельной трубочки и соединяет вал электромоторчика с крыльчаткой автомобильного омывателя стекла, то, например, муфты турбокомпрессоров реактивных двигателей состоят из сотен деталей и являются сложнейшими саморегулирующимися системами. Многообразие функций предопределяет многообразие конструкций муфт, и как следствие - их разветвленную классификацию.

Муфты и их классификация

По характеру соединения валов муфты образуют несколько групп.

  • Муфты механического действия:

- жесткие (глухие) . Практически не допускают ради-альных, осевых и угловых смещений валов;

- компенсирующие . Допускают некоторые радиаль-ные, осевые и угловые смещения валов, которые компенсируют упругими элементами - резиновыми втулками, пружинами и т.д.;

- фрикционные. Допускают кратковременное проскальзывание валов при перегрузках.

  • Муфты гидравлического или пневматического действия.

Классы муфт по режиму соединения валов

  • Нерасцепляемые (постоянные, соединительные). Соединяют валы постоянно, образуя единые длинные валы. В свою очередь подразделяются на:

- Жесткие (неразъемные, разъемные в параллельной валу плоскости и разъемные в перпендикулярной валу плоскости);

- Компенсирующие самоустанавливающиеся (осевые, радиальные, угловые, универсальные);

- Упругие (линейные, нелинейные).

  • Управляемые (сцепные). Соединяют и разъединяют валы в процессе работы. Подразделяются на синхронные и асинхронные (фрикционные) - с механическим, электрическим, гидравлическим, пневматическим переключением.
  • Самодействующие (самоуправляемые, автоматические). Срабатывают автоматически при заданном режиме работы. Делятся на:

- Центробежные (фрикционные);

- Объемные (храповые, фрикционные);

- Предохранительные . Разъединяют валы в случае нарушении нормальных эксплуатационных условий (с разрушаемым элементом, с неразрушаемым элементом).

  • Прочие.

По способности снижать динамические нагрузки муфты делятся на:

  • жесткие - не сглаживающие вибрации, толчки и удары;
  • упругие - сглаживающие вибрации, толчки и удары благодаря наличию в их составе упругих элементов.

Большинство применяемых муфт, являющихся автономными узлами, стандартизованы: основной характеристикой при их подборе является передаваемый вращающий момент.

Муфта, рассчитанная на передачу определённого вращающего момента, выполняется в нескольких модификациях для разных диаметров валов.

Муфты и их конструкции

Жёсткие (глухие) муфты могут быть втулочными или фланцевыми.

Втулочная муфта , простейшая из жестких муфт, представляет собой втулку, посаженную на выходные концы валов с помощью шпонок, штифтов или шлицев. Применяется в тихоходных и неответствен-ных конструкциях машин при диаметрах валов до 70 мм. Изготавливаются из стали 45; муфты больших раз-меров - из чугуна СЧ25.

Фланцевая муфта состоит из двух полумуфт, со-единенных болтами. Для передачи вращающего момента используют шпоночные или шлицевые соединения. Вращающий момент передаётся за счёт сил трения между фланцами, и собственно болтами, когда они вставляются без зазора. Фланцевые муфты стандартизованы в диапазоне диаметров 12...250 мм и передают моменты 8...45000 Нм. В тяжёлых машинах полумуфты приваривают к валам.

Эти муфты называют иногда поперечно-свертными . Цен-тровка фланцев осуществляется за счет кругового выступа на одной полумуфте делают и выточки того же диаметра - на другой,или за счет цен-трующего кольца.Используютсядля валов диаметром до 350 мм. Материал для фланцевых полумуфт - сталь 40, 35Л, чугун СЧЗО (для муфт больших размеров).

Наиболее применяемая из этой группы муфт, состоит из двух полумуфт с наружными зубьями и разъемной обоймы с двумя рядами внутренних зубьев эвольвентного профиля. Муфта зубчатая компенсирует радиальные, осевые и угловые смещения валов за счет боковых зазоров в зацеплении и обточки зубьев по сфере, несоосность валов компенсируется скольжением зубьев. Для повышения износостойкости зубья подвергают термообработке, а вмуфту заливают смазку. Материал полумуфт и обойм - сталь 40 или 45Л.

Кулачково-дисковая муфта состоит из двух полумуфт с диаметраль-ными пазами на торцах и промежуточного пла-вающего диска с взаимно пер-пендикулярными выступами. Трущиеся поверхности периодически смазывают пластичной смазкой. Кулачково-дисковая муфта применяется для соединения тихоходных валов (до 250 об/мин). Полумуфты и диски изготавливаются из стали 45Л.

По конструкции ана-логична фланцевой муфте, но вместо соединительных болтов у упругой муфты имеются стальные пальцы, на которые установлены эластичные (резино-вые, кожаные и т. п.) втулки. Эластичные элементы позволяют компен-сировать незначительные осевые смещения валов. Особенно широко применение для соединения электродвигателей с исполнительными механиз-мами при диаметре вала до 150 мм. Материал полумуфт - сталь 35, 35Л или чугун СЧ25; пальцы изготовляют из стали 45.

Ярким представителем семейства подвижных муфт является шарнирная муфта . Идею муфты, впервые предложенную Джироламо Кардано в 1570 г., в 1770 г. до инженерного решения довел Роберт Гук. Поэтому они называются как карданными муфтами, так и шарнирами Гука . Шарнирные муфты соединяют валы под углом до 45 градусов и позволяют создавать цепные валы с передачей вращения в недоступные места. Это возможно благодаря тому, что крестовина является не одним шарниром, а двумя с перпендикулярными осями.

Упругие муфты предназначены главным образом для амортизации ударов, толчков и вибрации, а также некоторой компенсации смещения валов. Главная их особенность - наличие металлического или неметаллического упругого элемента: это звёздочки, шайбы, упругие оболочки, винтовые и змеевидные пружины, сильфоны и т.п.

Сцепные муфты предназначены для соединения и разъединения валов. Некото-рые типы сцепных муфт позволяют это делать без остановки элек-тродвигателя. Сцепные муфты иногда называют управляемыми . По принци-пу работы различают кулачковые и фрикционные сцепные муфты.

Кулачковые муфты состоят из двух полумуфт с кулачками на торцовых поверхностях. Включение муфты осуществ-ляется за счет полумуфты, которая может передвигаться вдоль вала по направляющей шпонке или по шлицам.

Фрикционные муфты допускают плавное сцепление при любой скорости, что успешно используется, например, в конструкции автомобильного сцепления. По конструкции делятся на наиболее распространенные дисковые - трение происходит по торцевым поверхностям дисков, - конусные и цилиндрические.

Фрикционные муфты работают как без смазочного материала (сухие муф-ты ), так и со смазочным материалом (масляные муфты ). Система смазывания уменьшает изнашивание рабочих поверхностей, но усложняет конструкцию муфты. Материал для фрикционных муфт - конструкционные стали, чугун СЧ30. Фрикционные материалы: прессованную асбесто-проволочную ткань ферродо, фрикционную пластмассу, порошковые материалы и др. - применяют в виде накладок.

Самоуправляемые муфты предназначены для автоматического разъединения валов в зависимости от изменения одного из следующих параметров: вращающего момента - предохранительные муфты, направления вращения - обгонные, и скорости вращения - центробежные.

Предохранительные муфты имеют функцию ограничения передаваемого вращающего мо-мента, чем предохраняют машины от поломок при перегрузках. Наибольшее распространение получили предохранительные кулачко-вые, шариковые и фрикционные муфты. Для изготовления деталей предохранительных муфт в зависимости от типа муфты применяют конструкционные стали, чугун СЧЗО, фрикцион-ные материалы, сталь ШХ12 и др. Штифты для муфт с разрушающимся элементом изготовляют из стали 45, втулки — из стали 40Х с закалкой.

Звоните нашим менеджерам, ставьте задачу - и Ваша заявка на муфты зубчатые и другие муфты приводов будет обработана быстро и качественно.

Муфты зубчатые полиамидные предназначены для соединения соосных горизонтальных валов между собой, например, с угловыми редукторами, просто редукторами, электродвигателями, насосами. Они состоят из двух полумуфт и одной гильзы. Гильзы могут быть из полиамида, нейлона, стали и нержавеющей стали.

Ищете надежные детали для скрепления валов в оборудовании? Обращайтесь в компанию «Мир Привода». В этом разделе каталога вы можете уточнить цены, подобрать и приобрести зубчатые муфты с гильзой из полиамида.

Представленные муфты применяются для скрепления горизонтальных валов с единым центром вращения, обычными и угловыми редукторами, электродвигателями и насосами. В состав детали входят полумуфта и гильза, которая изготавливается из полиамида.

Особенности продукции

Мы предлагаем зубчатые муфты ведущих европейских изготовителей. В наличии устройства разных габаритных размеров и серий. Все представленные зубчатые муфты с полиамидными гильзами:

  • обладают высокой износостойкостью;
  • имеют отличные компенсирующие способности;
  • адаптированы к эксплуатации под большими нагрузками.

Мы поддерживаем наличие зубчатых муфт на складах, поэтому вы можете купить их сегодня, а получить - уже через один или несколько дней (в зависимости от вашего региона). Отправка выполняется в любые населенные пункты России. Узнать больше о ценах и сроках транспортировки можно в разделе сайта «Доставка».

Свяжитесь с нашими менеджерами, если вам требуется дополнительная консультация по ассортименту и условиям покупки зубчатых муфт с полиамидным соединительным кольцом. Для этого оформите запрос через сайт либо обратитесь по нашим контактным телефонам.

Анализ конструкции муфт

В металлургической промышленности часто встречаются следующие конструкции муфт.

  1. Фланцевая муфта является наиболее надёжным и распространённым видом жёстких муфт. Состоит из двух полумуфт с фланцами, насаживаемыми на концы валов, фланцы стягиваются болтами.
    Для обеспечения соосности полумуфты центрируются либо выступом на одном фланце и выточкой на другом, либо промежуточными полукольцами. Для большей точности сопряжения и предотвращения изгиба валов в муфтах должна быть обеспечена строгая перпендикулярность торцовых поверхностей полумуфт к оси вала. Материал – сталь 40 и 35Л.
    Полумуфты поочерёдно соединяются получистыми болтами, вставленными в отверстие с зазором, и чистыми болтами, вставленными в отверстие без зазора.
  2. Зубчатые муфты – наиболее распространённый вид жёстких компенсирующих муфт, применяются для соединения горизонтальных соосных валов и способны компенсировать смещения осей валов.
    Зубчатая муфта общего назначения состоит из двух полумуфт с внутренними зубцами и двух втулок с наружными зубцами.
    Зубчатые втулки выполняются с прямолинейной или с эллиптической образующей. Компенсация смещений валов достигается перекосом втулок относительно обойм за счёт боковых зазоров и сферической поверхности наружных зубьев.
  3. Кулачково-дисковые муфты – предназначены для соединения валов со значительными радиальными смещениями, допускают незначительные угловые и осевые смещения. Муфта состоит из двух полумуфт и промежуточного диска с кулачками, расположенными крестообразно и входящими в соответствующие пазы на полумуфтах. Передача крутящего момента осуществляется кулачками диска, которые при смещённых валах скользят по боковой поверхности пазов. Центр диска при вращении валов описывает в пространстве окружность.
    Сопряжение кулачков и пазов принимается по посадке с зазором. Наличие зазоров в данном сопряжении ухудшает работу муфты ввиду увеличения кромочных давлений на поверхности контакта.
    Недостатки: неудовлетворительная работа даже при малых перекосах; значительный износ рабочих поверхностей; наличие центробежной силы, действующей на диск; потери на трение и необходимость в смазке, пониженная надёжность работы. Достоинство: способность компенсировать значительные радиальные смещения осей валов.
  4. Шарнирные муфты используют принцип работы пространственного шарнира Гука, служат для передачи крутящего момента между валами, имеющими большое угловое смещение осей, которое в процессе вращения муфты может изменяться.
    Обычно муфта состоит из двух вилок и промежуточной детали в виде крестовины, шарнирно соединённой с концами вилок. Соединяя две муфты, можно обеспечить передачу момента при значительном радиальном смещении осей валов.
    Шарнирные муфты применяются: для компенсации неточности взаимного расположения валов, возникающей при сборке; передачи вращения валам, положение которых изменяется во время работы.
    При наличии углового смещения осей соединяемых валов, вращение ведомого вала одинарной шарнирной муфты происходит неравномерно при равномерном вращении ведущего вала. Периодическое отставание и опережение ведомого вала относительно номинальных положений, соответствующих равномерному вращению, вызывает динамические нагрузки.
  5. Муфты со змеевидными пружинами . Полумуфты соединяются упругим элементом, выполненным в виде змеевидной пружины, расположенной на цилиндрической поверхности. Муфта состоит из полумуфт, имеющих зубья, между которыми помещается 6-8 секций змеевидных пружин. Для предохранения пружины от выпадения и удержания смазки (обычно пластичной) служит кожух, состоящий из двух половин, стянутых винтами.
    Пружина является наиболее ответственной деталью муфты. Она изготавливается из пружинной стали с пределом прочности σ т = 170 МПа. В тяжёлых муфтах пружины устанавливаются в два-три ряда. Такие муфты отличаются высокой надёжностью в работе и малыми габаритными размерами. Эти свойства обусловили их широкое распространение в тяжёлом машиностроении (прокатные станы, паровые турбины), несмотря на сложность конструкции, нетехнологичность и необходимость контроля в эксплуатации.
  6. Муфты с торообразным упругим элементом . Упругим элементом муфты является резиновая или резинокордная оболочка. Резинокордная оболочка сложнее в изготовлении, чем резиновая, однако её срок службы в несколько раз больше резиновой. Эти муфты отличаются высокими компенсационными свойствами, способностью уменьшать динамические нагрузки благодаря малой крутильной жёсткости и высокой демпфирующей способности. К недостаткам муфт относят их большие размеры по диаметру и появление осевых нагрузок на опоры валов, вызываемых центробежными силами, действующими на упругий элемент.
    В муфте с торообразной оболочкой полумуфты соединены упругим элементом в виде торообразной оболочки, изготовленной из резины или армированной резины. Нажимное кольцо состоит из полуколец, притянутых винтами к кольцу. С помощью винтов борт упругого элемента зажимают между фланцем полумуфты и нажимным кольцом, создавая силы трения между резиной и металлом. Ширину кольца выбирают так, чтобы при контакте металлических частей в результате затяжки винтов резина сжималась на заданную величину. Конструкция позволяет проводить замену упругого элемента без осевого смещения полумуфт.
    Муфта отличается повышенной способностью надёжно работать при значительных взаимных смещениях соединяемых валов. Чем больше эти смещения, тем меньше срок службы упругого элемента, так как при радиальном и угловом смещении валов в резине возникают циклические напряжения, вызывающие её нагрев и снижение прочности.
  7. Втулочно-пальцевая муфта состоит из двух полумуфт, соединённых болтами – пальцами с надетыми на них кольцами из эластичного материала (резины, кожи). Полумуфта служит одновременно тормозным шкивом. Во фланце полумуфты коническими хвостовиками укрепляются пальцы, на которые надеваются упругие резиновые втулки. Упругие втулки входят в отверстия, расположенные во фланце полумуфты.
  8. Муфты с металлическими дисками в конструктивном отношении весьма просты и не требуют особого ухода в процессе эксплуатации ().

    Рисунок 6.2 – Муфта с металлическими дисками: 1 – правая полумуфта; 2 – гайка; 3 – левая полумуфта; 4 – диски; 5 – болт

    Муфта состоит из двух одинаковых полумуфт 1 и 3 и набора пластинчатых дисков 4. Болтами 5 и гайками 6 диски 4 притягиваются к полумуфте 1, а болтами 7 и гайками 8 – к соединительной вставке 2.
    Муфты используются в реверсивных приводах и механизмах с дистанционным управлением, требующих точного повторения исполнительным элементом заданной программы. Муфты способны работать при значительных угловых и осевых смещениях. Радиальная жёсткость таких муфт соизмерима с жёсткостью валов, поэтому, при наличии радиальных смещений, применяются сдвоенные муфты. Сдвоенные муфты применяются в случаях, когда необходимо компенсировать значительные по величине осевые смещения и снизить осевую жёсткость муфты. Данные муфты не требуют подвода смазки, на переходных режимах допускают повышенные расцентровки сочленённых валов, а также обладают высокими компенсирующими, виброизолирующими и демпфирующими свойствами.
    Плоскости разъёма полумуфт должны быть строго перпендикулярны осям валов. Полумуфты закрепляются на валах при помощи шпонок (на коническом валу – осевой гайкой); фиксация полумуфт в осевом направлении проводится торцевым креплением или установочными винтами.

Уход и надзор за муфтами

При приёмке смен муфты осматривают в тех случаях, когда об этом даны указания в правилах технической эксплуатации отдельных видов оборудования. При осмотрах необходимо:

  • проверить, не нарушилась ли посадка полумуфт на валах;
  • проверить (путём простукивания) надёжность затяжки болтовых креплений в месте разъёма муфт;
  • осмотреть состояние и крепление кожухов муфт.

Не реже одного раза в 10-15 суток проверяют наличие масла в зубчатых муфтах и доливают до контрольного уровня. Для проверки количества масла в муфте рекомендуется заполнить муфту мерным количеством смазочного материала, повернуть её так, чтобы масло появилось у заливного отверстия (). Это положение нужно отметить кернением на верхней точке фланца, чтобы в дальнейшем знать положение муфты для заполнения маслом. Не допускается эксплуатация зубчатых муфт, у которых вследствие износа уплотнений при работе происходит разбрызгивание (утечка) смазочного материала. Зубья муфт со змеевидными пружинами смазывают не реже одного раза в 15 суток.

Рисунок 6.3 – Схема проверки уровня масла в зубчатой муфте

Ревизии и ремонт соединительных муфт

Ревизию муфт необходимо проводить при плановых остановках оборудования на ремонт в следующие сроки:

  • поперечно-свёртных, продольно-свёртных, втулочно-пальцевых и зубчатых – не реже одного раза в 45 суток;
  • компенсирующих муфт с промежуточным диском – не реже одного раза в месяц;
  • муфт со змеевидной пружиной (Бибби) – не реже одного раза в 15 суток.

Перед разборкой муфт нужно проверить маркировку или провести кернение: зубчатых муфт на обеих полумуфтах и на боковых поверхностях втулки и полумуфты; муфт со змеевидной пружиной на зубьях обеих полумуфт.

При ревизии муфт (независимо от конструкции) необходимо:

  • проверить состояние полумуфт, нет ли трещин (наличие трещин обнаруживается по звуку при лёгком обстукивании молотком, по масляным подтёкам и скоплению пыли возле повреждённых мест или по пятнам, появляющимся при лёгком обстукивании молотком;
  • проверить стабильность посадки полумуфт на валах;
  • проверить величину зазора между торцевыми плоскостями;
  • проверить взаимное расположение осей соединяемых валов.

При смещении вдоль оси, или при ослаблении посадки на валу полумуфты заменяют.

Не допускается устанавливать прокладки между валом и отверстием ступицы полумуфт и кернение вала для обеспечения плотности соединения; запрещается приваривать полумуфы к валу. Полумуфты соединительных муфт всех типов, втулки зубчатых муфт, у которых обнаружена трещина, подлежат обязательной замене.

При ревизии зубчатых муфт необходимо ( , , ):

  • проверить состояние и износ зубьев полумуфт и втулок;
  • проверить состояние уплотнительных колец;
  • проверить взаимное положение осей соединяемых валов;
  • при сборке после ревизии или ремонта промыть внутреннюю полость корпуса керосином и после просушки залить свежим смазочным материалом.
Таблица 6.4 – Нормали контроля осевых соединений
Неисправность Предел ремонта Предел использования Примечание
Неисправная центровка муфты Торцевое смещение ±0,05 мм при высокой скорости При появлении вибрации провести центровку осей
В 4-х точках на окружности разность измерений должна быть не более 0,02 мм Износ отверстия для болтов допускается до 5% диаметра
В других случаях ±0,1 мм
Перекос осей валов зубчатой муфты 1° и менее tg1° = 0,0174
Таблица 6.5 – Допуски на перекос и радиальное смещение осей муфт
Тип муфт Диаметры муфт, мм Допуски, мм
перекос на 1000 мм длины радиальное смещение осей
Зубчатые от 150 до 300 0,5 0,3
от 300 до 500 1,0 0,8
от 500 до 900 1,5 1,0
от 900 до 1400 2,0 1,5
Пальцевые от 100 до 300 0,2 0,05
Таблица 6.6 – Допускаемый износ зубьев зубчатых муфт по боковому зазору
Номер муфты Модуль зуба Допускаемый боковой зазор, мм
1, 2 2,5 1,5
3, 4, 5 3,0 1,7
6, 7, 8 4,0 2,4
9, 10 6,0 3,6
11, 12 8,0 4,8
15 10,0 6,0

Не допускается эксплуатация зубчатых муфт при поломке более 10% зубьев, при износе зубьев по толщине свыше 30% первоначального размера. Высохшие фетровые и войлочные кольца нужно промыть в керосине, просушить и пропитать в расплавленной смазке; изношенные уплотнительные кольца заменить.

В муфтах со змеевидной пружиной при ревизии проверяют состояние пружин и зубчатых дисков. Лопнувшие пружины, а также пружины, на рабочей поверхности которых обнаружены трещины и вмятины, заменяют; годные пружины при снятии маркируют и укладывают на то же место, где они были ранее; задиры на поверхностях зубьев зачищают напильником.

Зубчатые диски муфт со змеевидными пружинами подлежат замене при износе зубьев по толщине на 30% от первоначального размера, а также при наличии поломанных зубьев, если они распределяются неравномерно по окружности и число их превышает 10% общего количества зубьев. Процент износа зубьев определяется по средней величине замеров толщины зуба в трёх точках по высоте.

В поперечно-свёртных, втулочно-пальцевых и в муфтах с промежуточным диском:

  • величина относительного смещения соединяемых валов, измеренная при помощи угольника и щупом в четырёх диаметрально расположенных точках наружной поверхности полумуфт, не должна превышать 0,3 мм; при увеличении зазора выше указанного предела механизм центрируют;
  • разность величины зазора, измеренная клиновым щупом в диаметрально противолежащих точках, не должна превышать 0,001 наружного диаметра полумуфт; при увеличении этого предела механизмы подлежат центровке для обеспечения соосности соединяемых валов.

В муфтах с промежуточным диском зазор между выступами 4 диска 3 и впадинами полумуфт 1, 2 не должен превышать 0,5-2,0 мм, в зависимости от размера муфт и мест их установки.

Во втулочно-пальцевых муфтах выработка отверстий для крепления пальцев не допускается. Максимальный зазор между упругими кольцами и отверстиями в полумуфте допускается не более 3% от диаметра пальца (считая его на сторону). При большем износе кольца нужно заменить, а при выработке отверстий заменить полумуфты.

Дефекты полумуфт

Основными дефектами являются:

  • трещины;
  • износ отверстия под вал.

Полумуфты с трещинами любого характера и расположения подлежат браковке.

Полумуфты считаются годными, если вследствие износа отверстия зазор в сопряжении увеличится не более чем в 1,5 раза от максимально возможного при изготовлении. При размере отверстия, превышающем допустимый, необходимо ремонтировать отверстие наплавкой.

Зубчатая муфта служит для передачи вращения от двигателя к рабочему органу (обычно через редуктор), при этом она компенсирует незначительные угловые, радиальные и осевые смещениями при передаче крутящего момента.

Детали зубчатой муфты изготавливают из стали методом ковки или литья, т.к. эти детали выдерживают большие нагрузки, работая в широком диапазоне скоростей. Муфта состоит из втулок, обойм и фланцевых полумуфт. В зубчатой муфте одну из обойм может заменить полумуфта, при этом непосредственно в нее запрессовывается вал (тип 2).

Втулки муфты зубчатой производятся с цилиндрическими (исполнение 1) или с коническими (исполнение 2) отверстиями для коротких концов валов. Поверхности зубьев зубчатых муфт обязательно термообрабатываются.

Муфты зубчатые изготавливаются следующих типов:

  • Тип 1 - муфты зубчатые с разъемной обоймой (МЗ - обозначение по ГОСТ 5006-55). Данные муфты используются для непосредственного соединения валов;
  • Тип 2 - муфты зубчатые с промежуточным валом (МЗП - обозначение по ГОСТ 5006-55). Используются для соединения валов с применением промежуточного вала;
  • Тип 3 - муфты зубчатые с неразъемной обоймой. Область применения аналогична с муфтами первого исполнения.

Втулки муфт изготавливают следующих исполнений:

  1. - с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080.
  2. - с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081 для муфт типов 1 и 3.

Допускается, по заказу потребителя, изготавливать втулки с отверстиями для концов валов другой формы. В муфтах допускается комбинация втулок различных исполнений.

Муфты 1 и 3 типа непосредственно соединяют валы, а муфты типа 2 - соединяют валы через промежуточный вал.

Перекос оси каждой втулки относительно оси обоймы не более 1º30".

Втулки и обоймы, а также фланцевые полумуфты, изготавливаются коваными из сталей марки не ниже 40 по ГОСТ 1050-74 и 35ХМ по ГОСТ 4543-71, или литыми из стали не ниже марки 40Л по ГОСТ 977-75.

Твердость поверхности зубьев втулок и обойм - 42…51 HRC.

1 - втулка; 2 - обойма 1 - втулка; 2 - обойма; 3 - фланцевая полумуфта; 4 - промежуточный вал

1 - втулка; 2 - обойма

Габаритные и присоединительные размеры

Номинальный крутящий момент d, мм D, мм D1, мм D2, мм L, мм l, мм
1000 40 145 100 60 174 82
1600 55 170 125 80 174 82
2500 60 185 135 85 220 105
4000 65 200 150 95 220 105
6300 80 230 175 115 270 130
10000 100 270 200 145 340 165
16000 120 300 230 175 345 165
25000 140 330 260 200 415 200
40000 160 410 330 230 415 200
63000 200 470 390 290 500 240

Примечание к таблице:

  1. Номинальный крутящий момент - наибольший крутящий момент, передаваемый муфтой в течение срока службы при длительном режиме работы с постоянной нагрузкой и постоянном направлении вращения.
  2. Допускается по заказу потребителя изготовление муфт со значениями размеров d меньшими указанных в таблице.
  3. Наружный диаметр муфт типа 3 должен соответствовать размеру D1, а параметры и другие размеры - приведённым в таблице.
  4. Допускаются варианты сборки зубчатых муфт типа 2 с посадочными отверстиями исполнения 2.
  5. В муфтах зубчатых типа 2 посадочный размер фланцевых полумуфт допускается увеличивать до любых значений по ГОСТ 12080 и ГОСТ 12081, не влекущих изменения остальных размеров и параметров по таблице

Комплектация зубчатых муфт

Элемент, входящий в комплект Количество элементов, входящих в комплект, для муфт типов:
1 2 3
Втулка 2 2 2
Обойма 2 2 1
Фланцевая полумуфта - 2 -
Уплотнение 2 2 2
Пробка 2 2 1
Болты, шайбы, гайки По числу отверстий
в обоймах
-

Параметры зубчатого соединения муфт зубчатых

Значения параметра
Номинальный крутящий
момент, (1000Н х м)
1,0 1,6 2,5 4,0 6,3 10,0 16,0 25,0 40,0 63,0
Модуль 2,5 3,0 4,0 6,0
Число зубьев 30 38 36 40 48 56 48 56 46 56
Ширина зубчатого
венца, мм не менее
12 15 20 25 30 25 40
Расстояние между
серединами зубчатых
венцов втулок муфты
типов 1 и 3, мм не более
60 75 85 125 145 180 210 250