Все, что пишут в газетах, абсолютная правда, за исключением тех редких происшествий, которые вам довелось наблюдать лично .
Эрвин Ноулл
Японские печатные газеты внешне очень отличаются от привычного нам западного формата, да и история их развития довольно интересна и необычна для европейца. Как и в случае со многими другими странами, газеты стали первыми СМИ в Японии и подтолкнули общество к созданию новых средств распространения информации. Какой же путь прошла японская пресса за несколько веков своего развития?
Период Эдо. Каварабан
История газет началась еще до нашей эры. Тогда существовало лишь их некое подобие печатных СМИ, которое распространяло социальную информацию и значительно отличалось от современного представления о газетах. Первой в мире газетой считается «Acta diurna populi romani» или «Ежедневные дела римского народа», которая появилась в Древнем Риме во времена правления Цезаря (59 г. до н.э.). Она повествовала о событиях, которые произошли в городе, и представляла собой переписываемые от руки свитки. Такие «листовки» вывешивались на площадях и могли доставляться политикам или знатным горожанам.
Первая бумажная газета появилась в Китае во времена династии Тан (713-734 гг.) и назвалась «Dibao», что переводится как «Известия из столицы». В ней содержалась информация о самых важных событиях, а также излагались указы императора. Сначала газета писалась вручную, а затем отпечатывалась с помощью деревянной доски.
В Японии же в эпоху Эдо (1603-1868 гг.) распространились так называемые «каварабан» («черепичные листовки») - одностраничные листовки. Такие прототипы газет изготавливались по принципу гравюры, но качество печати было низким: формы для печати делали из глины, а не из дерева, чтобы ускорить процесс подготовки газеты. Каварабан появились в 1617 г. в городе Осака - именно с помощью листовок горожане могли быстро узнавать о крупнейших политических событиях и стихийных бедствиях. Современники называли их «ёмиури» (дословно переводится «продаваемое чтение вслух»), поскольку разносчики для привлечения покупателей зачитывали завлекательные отрывки из опубликованных новостей.
Каварабан. Прибытие коммодора Перри в Японию
Конец Эдо - начало периода Мэйдзи
Печатная пресса в современном понимании появилась в Японии в XIX в., когда иностранцы, которые временно проживали на островах, начали выпускать небольшие англоязычные издания, содержавшие новости из жизни японского общества и из-за рубежа.
В 1862 г. была выпущена первая газета на японском языке «Канбан Батабия Симбун» - это была брошюра, содержавшая перевод голландского журнала, выпускаемого в Яве (Индонезия), на японский язык. Перевод, кстати, осуществлялся при японском правительстве - сёгунате. Сама газета представляла собой книжку с листами японской бумаги, на которой текст был напечатан типографическим шрифтом, и внешне довольно сильно отличалась от современной прессы.
В 1868-1869 гг. в печатных изданиях возникла по-настоящему серьезная необходимость: из-за войны Босин в стране творился беспорядок и люди хотели быть в курсе хода конфликта, поэтому в каждом регионе страны появились газетные компании.
После реставрации Мэйдзи в 1868 г. новое правительство было обеспокоено потоком критики со стороны общества на его действия - появилось много антиправительственных газет. В качестве противовеса этим изданиям руководство страны начало выпускать собственную газету под названием «Дайокан нисси» («Совет государственного журнала»). Такой шаг способствовал новой волне возмущений, и антиправительственные газеты начали публиковать еще больше критики в адрес руководства страны. В результате последовала реакция: 28 апреля 1868 г. власти издали закон «О прессе», который запрещал издание всех газет антиправительственной направленности в течение 10 месяцев, а в феврале 1869 г. правительство приняло указ «О печати и публикации газет», согласно которому право издаваться имели лишь те газеты, которые прошли проверку и получили на это разрешение.
Нисики-э симбун
С наступлением эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) появилась форма «Нисики-э симбун» - одностраничной листовки, содержавшей какую-либо новостную статью, она стала популярным городским сувениром. Изначально газета была направлена на слой образованной интеллигенции и не имела фуригана (т.е. чтения иероглифов не подписывались) и изображений, что делало ее недоступной для широких слоев населения ввиду своей сложности. Эта газета уже больше походила на современную и знакомую всем печатную прессу и отличалась большей информативностью, чем её предшественницы. Скорость донесения информации, к слову, у газет была минимальной и, в зависимости от материала, задержка информирования могла составить от пары дней до нескольких месяцев.
Большинство таких газет выпускались с 1874 г. по 1881 г., после чего формат газеты претерпел некоторые изменения: в Нисики-э были добавлены ксилографические иллюстрации укиё-э, а язык статей стал проще. Изменился и контент: основной составляющей содержания стали выступать сплетни, что подтолкнуло широкую общественность к тому, чтобы начать читать газеты. К тому же, теперь новостной текст имел фуригана, и его могли легко прочитать даже люди, которые почти не знали иероглифов - это послужило еще одной причиной скорой популярности нового стиля газет. Первая газета обновленного формата - «Токио Нити-Нити Симбун» - вышла в печать в 1874 г. и пользовалась большой популярностью благодаря своей красочности и простоте восприятия.
№ 111 "Токё нити-нити симбун". Два бойца сумо тушат пожар
Взяв «Токио Нити Нити Симбун» за пример, множество издателей в разных городах запустили свои издания, в результате чего появились около 40 газет (например, «Ю:бин Хо:ти Симбун» издателя Ёситоси Цукиока и другие). Нисики-э, как и изначальный ее вид, была популярна не только в качестве газеты, но и как токийский сувенир. Новый стиль печатных газет стал отправной точной средства массовой информации, а его развитие привело к появлению еженедельных фотожурналов (сясин сю:канси) и телевизионного вещания.
Косимбун и О:симбун
Спустя некоторое время после появления Нисики-э симбун начали выпускаться газеты в чуть отличном стиле, которые назывались «косимбун»: схожие по простоте изложения и содержанию, но иллюстрация, которая сопровождала статью, была монохромной (т.е. одноцветной). Изготовление таких картинок не занимало большого количества времени, в отличие от красочных цветных изображений нисики-э, поэтому у таких газет скорость донесения информация была в разы быстрее. По этой причине началось постепенное вытеснение стиля с красочной гравюрой и примерно через 10 лет форма нисики-э практически вышла из оборота.
Смена формата вынудила сотрудников изменить свой статус: в ходе перехода от одного стиля к другому было немало случаев, когда художник нисики-э становился художником-иллюстратором косимбун, а автор литературной прозы - журналистом, автором статей. Издатели японских гравюр стали ответственными за продажу газет. Стоит отметить, что первыми журналистами первых японских газет были ронины - бывшие самураи, которые потеряли политическую власть и социальный статус. В основном они занимали должность главного редактора газеты. Обычные журналисты были из невысокого социального сословия и получали за свою работу 30 йен в месяц и 20 йен на дорожные расходы, в то время как редактор получал 500 йен.
Вместе с косимбун появились «о:симбун» - газеты в основном политической направленности и большего, чем косимбун, формата. Примером о:симбун могут послужить газеты «Иокогама», «Токио Нити Нити Симбун», «Ю:бин Хо:ти Симбун». О:симбун печатались для интеллигенции и стоили в два раза больше, чем косимбун, например, «Ёмиури» и «Канаёми Симбун», которые позиционировались скорее как издания для простого народа и содержали развлекательные статьи с иллюстрациями.
В дальнейшем пути развития двух форматов продолжали расходиться. С появлением политических партий о:симбун начали примыкать к тем или иным политическим направлениям; впрочем, сами партии тоже выпускали собственные газеты, как, например, партия «Дзию». В целом формат о:симбун практически не менялся, и это впоследствии привело к необходимости слияния развлекательного и информационного контента.
В это время косимбун расширялись и выделяли место в газете под статьи для широкой аудитории, стараясь затронуть как можно больше тем и сфер, которыми интересовались читатели и общество в целом. Первая попытка к объединению серьезного и развлекательного контента под одной обложкой была предпринята в 1886 году: «Ю:бин Хо:ти Симбун» помимо политических статей начала публиковать развлекательную рубрику, рассказывать о происшествиях, вести светскую хронику. В этот же период начались эксперименты с версткой: «Ёмиури» и «Майнити» уже с 1879 г. выпускали газету, где статьи были оформлены в колонки - подобная организация статей далее распространилась и среди других печатных изданий. О:симбун, по-прежнему поддерживающие прежний стиль и направление публикации, пришли в упадок, и в итоге о:симбун и косимбун соединились, перестав существовать по отдельности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Конституциональное закрепление свободы массовой информации. Правовое регулирование авторского права. Международные этические кодексы. Нарушение этики – журналисты о публикации интервью с Эрнстом. Права и обязанности, связанные с получением информации.
курсовая работа , добавлен 14.11.2014
Определение понятия "конвергенция". Обзор этапов развития электронных СМИ. Конвергентная журналистика как элемент информационного ресурса. Анализ изданий "Риа-новости" и "Центр журналистских расследований". Специфика сетевых средств массовой информации.
курсовая работа , добавлен 05.10.2013
Принципы журналисткой этики и методы контроля за ними. Достоверные и недостоверные источники информации. Компетентные и некомпетентные источники информации. Создание и оценка портрета, описание его согласно профессиональной этики журналистов.
контрольная работа , добавлен 13.12.2008
Понятие информационного общества. Журналистика – одно из важнейших явлений современной цивилизации. Массовая информация и ее характеристики. Различие между терминами СМИ и СМК. Понятие информации, ее свойства. Журналистика как система СМИ, ее особенности.
презентация , добавлен 10.03.2015
Современная журналистика как форма коммуникативной практики. Процесс развития и интеграции системы массовых коммуникаций и глобальной сети Интернет, связь свойств информационного общества и журналистики. Становление и формирование интернет-журналистики.
реферат , добавлен 10.06.2010
История советской журналистики в предвоенные годы. Определение роли журналистов на войне. Выявление методов изучения публицистики. Рассмотрение работы советских журналистов на идеологическом фронте. Развитие данного творчества в послевоенное время.
курсовая работа , добавлен 18.12.2014
Технологические постулаты конвергентной журналистики. Средства массовой информации и цифровые технологии. Новые принципы организации работы редакции. Конвергентная журналистика в контексте социокультурного развития. Социальная трансформация общества.
курсовая работа , добавлен 24.10.2014
Издание "Изобретения стран мира" содержит перевод на русский язык реферативной информации об изобретениях, опубликованной в бюллетенях ВОИС, ЕПВ, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии и Японии. Целенаправленное распределение информации.
контрольная работа , добавлен 23.12.2008
Современные СМИ Японии
Литература
1. Камионко В. Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой коммуникации Японии. – Хабаровск, 1991.
2. Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение в современной Японии. – М., 1989.
3. Катасонова Е.Л. Японские корпорации. Культура, благотворительность, бизнес. – М., 1992.
4. Лазарев A.M., Полякова Н. А., Смирнов Б. В. Печать, радио и телевидение Японии. – М., 1974.
5. Фирсов Б.М. Средства массовой коммуникации Японии в контексте распространения культуры и информации // Япония: культура и общество в эпоху НТР. – М., 1985.
Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции:
Печать Японии: национальные и местные издания;
Структура японского радиовещания и телевидения.
А) Печать Японии
Исторически в Японии сложилось два вида газет: национальные газеты и местные, которые в свою очередь делятся на региональные и префектурные издания.
Национальные газеты
К общенациональным изданиям можно отнести «Асахи», «Иомиурн», «Майнити», «Нихон Кэйдзай Симбун» и «Санкэй». Главные редакции этих газет находятся в Токио, однако печатаются они не только в столице, но и в других городах, например таких, как Осака, Нагоя, Фукуока к Саппоро.
«Асахи Симбун» («Восходящее солнце») – одна из старейших в стране. Первый ее номер вышел в Осака 25 января 1879 г. В то время японские газеты в зависимости от тиража делились на две категории: крупные и мелкие. Крупные газеты специализировались на освещении и комментировании политических проблем, а мелкие газеты обычно печатали рассказы и ежедневную хронику. Вначале «Асахи» принадлежала ко второй категории, но вскоре обрела характерные черты газет обеих категорий, что позволило ей расширить круг читателей.
Отделения «Асахи» в Токио, Осака, Китакюсю и Нагоя считаются головными редакциями. В настоящее время газетный концерн «Асахи» охватывает всю Японию. За рубежом газета имеет многочисленные бюро н представительства.
«Иомиури Симбун». Немногим меньше 130 лет назад в Токио начал издаваться печатным способом небольшой листок с сообщениями о наиболее интересных событиях дня, очерками на социально-бытовые темы. Листок печатался с помощью глиняного клише и распространялся на улицах города следующим образом: продавец громко читал заголовки статей и отдельные интересные абзацы и продавал газету тем, кого сумел заинтересовать. Таких людей стали называть «иомиури» – «читает и продает». Это же название получила и газета. Инициаторами ее издания были члены Токийского литературного общества. Общенациональной газетой «Иомиури» стала во время второй мировой войны. Пользуясь личными связями в милитаристских кругах и полицейском управлении, владелец газеты Мацутаро Серики сумел отстоять свою газету в условиях военного режима. В настоящее время «Иомиури» одна из влиятельных газет, ее тираж достигает 3 млн. экземпляров.
«Майнити Симбун» («Ежедневная газета»), входит вместе с «Асахи» и «Иомиури» в большую тройку газетного мира Японии и является одной из старейших в стране. В 1876 г. в Осака начала выходить «Осака Ниппо» (с 1888 г. – «Осака Майнити»). В 1889 г. владелец «Осака Май-нити» Осаму Ватанабэ реорганизовал газету в акционерную компанию, которая выпускала «Майнити Симбун». Компания имела тесные связи с правящей верхушкой Японии. Акционерами «Майнити» были бизнесмены Токио и Осака, в отличие от «Асахи», держатели акций которой в подавляющем большинстве были сотрудниками газеты.
«Нихон Кэйдзай Симбун» (сокращенно «Ннккэн» – «Японская экономическая газета») – еще один представитель крупнейших общенациональных японских газет. Впервые «Нихон Кэйдзай Симбун» вышла 2 декабря 1876 г. в Токио под названием «Тюгай Букка Симпо» («Вестник внутренних и внешних цен на товары»). Газета была основана частным лицом. Этот вестник торговой информации выходил раз в неделю и пользовался большим спросом, так как был единственной тогда в Японии специализированной экономической газетой. С июля 1885 г. газета стала выходить ежедневно. В 1912 г. она была преобразована в акционерную компанию. С 1946 г. она уже выходила под названием «Нихон Кэйдзай Симбун». По тиражу «Нихон Кэйдзай Симбун» уступает трем ведущим газетным компаниям страны. Ее тираж составляет примерно 1 млн. экземпляров. «Нихон Кэйдзай Симбун» популярна среди читателей с высоким социальным положением и высоким образовательным уровнем. Ее выписывают все японские правительственные органы и большинство крупных частных предпринимателей.
«Санкэй Симбун» («Промышленно-экономическая газета») – вторая по значению экономическая газета Японии. Она издается ежедневно в Токио и Осака компанией «Санкэй Симбунся». Газета начала выходить в 1933 г. в Осака под названием «Нихон Коге Симбун» («Японская промышленная газета»). В 1950 г. издательский центр газеты переместился из Осака в Токио. Сегодня во многих крупных городах Японии имеются отделения газеты.
Местные издания
Местные издания, как уже отмечалось, подразделяются на региональные и префектурные.
Региональные газеты заполняют нишу между общенациональными и префектурными изданиями. Они распространяют свое влияние на несколько префектур. До второй мировой войны в Японии существовала система «в одной префектуре – одна газета», которая после окончания военных действий была упразднена. Однако некоторые из объединенных компаний остались. Используя довольно мощную производственную базу, они стремились распространить свое влияние на соседние префектуры, а при случае поглотить или подчинить своему влиянию издательство и в другом районе страны. Так появились три региональные газеты. Одна из них – «Хоккайдо Симбун» была основана 1 ноября 1942 г. владельцами II местных газет, выходивших на Хоккайдо. Другая, «Тюнити Симбун», появилась 1 сентября 1942 г. в результате слияния компаний «Сии Аити Симбунся» и «Нагоя Симбунся». И, наконец, «Ниси Ниппон Симбун» возникла после объединения редакций и типографий нескольких газет на острове Кюсю 17 апреля 1943 г.
В префектурах газеты издавались по инициативе местных муниципальных органов при финансовой поддержке торгово-промышленных кругов района. Местные газеты в середине XX века совершенно не кооперировались с национальными. Всю международную информацию они получали не из столицы, а от американских информационных агентств «Юнайтед Пресс Интернэшнл» (ЮПИ) и «Ассошиэйтед Пресс» (АП). Влияние этих агентств на информационное дело в Японии было так велико, что они фактически монополизировали всю информацию, поступавшую в японскую провинцию. Дело дошло до того, что из-за конкуренции информационных агентств между собой местная пресса в Японии разделилась на «ЮПИ-кэй» и «АП-кэй», т.е. газеты клана ЮПИ и клана АП. Очень часто в одних и тех же префектурах издавались газеты, принадлежавшие к разным кланам. Так было, например, в Фукуока, где издавались «Кюсю Ниппо» («АП-кэй») и «Фукуока Нитинити» («ЮПИ-кэй»).
Следует также отметить, что вся Япония в то время была разделена на сферы влияния газет. В восточной части Японии, на Хоккайдо и южной части Сахалина доминировали газеты Токийской группы. Осакская пресса распространяла свое влияние на западную часть Японии, Кюсю, Сикоку, Корею и Тайвань. Если сравнивать содержание газет, выходящих в Ура Ниппон («Задняя Япония» – префектуры Западного побережья) и Ометэ Ниппон («Передняя Япония» – префектуры Восточного побережья), то заметны некоторые различия. Экономика префектур Тихоокеанского побережья гораздо больше развита, чем экономика префектур, обращенных в сторону Японского моря. Поэтому газеты Омотэ Ниппон в большей степени, чем газеты Западного побережья, уделяли внимание проблемам окружающей среды, а печатные органы Ура Ниппон, в свою очередь, много места на своих страницах отводили под статьи о необходимости дальнейшего развития этих районов.
Сегодня большинство местных газет издается на префектурном уровне, хотя, как правило, редакции этих газет имеют довольно развитую корреспондентскую сеть и в соседних префектурах, а некоторые – и по всей стране. Местные газеты публикуют новости (и, что очень важно, рекламу), относящиеся к своим префектурам, гораздо полнее и более оперативно, чем это делают общенациональные или региональные издания. Именно благодаря этому местная пресса выдерживает конкуренцию с национальными изданиями.
Примерами местных газет являются «Акита Сакигакэ Симпо» – первая газета в городе Акита, вышла в феврале 1874 г.; «Тюгоку Симбун» – начала издаваться в Хиросиме в 1892 г.
Иногда в отдельную группу выделяют газеты, базирующиеся в Токио и Осака, такие как «Хоти», «Осака Симбун». Эти газеты порой называют центральными, поскольку они выходят в крупных, столичных городах. Раскладка их полос и содержание похожи на раскладку и содержание общенациональных и региональных газет.
Кроме газет общего назначения существуют специализированные издания (спортивные газеты, сельскохозяйственные, газеты для рыбаков, для работников металлургической промышленности и т.д., в том числе и выходящие довольно большими тиражами газеты крупных промышленных компаний и концернов).
В японской газетной статистике очень часто фигурирует понятие «совместный утренне-вечерний выпуск» (сэтто). Необходимость подобных выпусков объясняется тем, что они рассчитаны на периферию – мелкие городки и деревни. Обычный утренний выпуск газет попадает в руки читателей в этих местах лишь к полудню, а вечерний – поздно ночью. В связи с этим периферийные читатели подписываются обычно на совместный утренне-вечерний выпуск, который выходит в типографии около 2 часов дня и через 2-3 часа достигает уже самых отдаленных уголков. В этом совместном выпуске публикуются новости, как из утренних, так и из вечерних газет.
Б) Радиовещание и телевидение Японии
Радиовещание
Система японского радиовещания включает в себя общественную Япон-радиовещательную корпорацию («Нихон Хосо Кекай» – Nibon Hoso yokai, или, сокращенно, «Эн-Эйч-Кэй») и коммерческие компании. Общественное вешание – «Эн-Эйч-Кэй».
Впервые в Японии радиовещание начала токийская корпорация «Токио Бродкастинг Стэйшн» 22 марта 1925 г. Эта корпорация была общественной организацией, возникшей при поддержке правительства, и в финансовом отношении зависела исключительно от платы слушателей за пользование радиоприемниками. В том же году подобные станции возникли в Осака (июнь) и Нагоя (июль). Все эти три станции работали независимо друг от друга. В октябре 1925 г. нагойская станция провела первый в истории японского радиовещания внестудийный репортаж с места события: репортаж о военном параде.
В августе 1926 г. министерство связи объединило эти три станции, н родись Японская радиовещательная корпорация «Эн-Эйч-Кэй». В 1928 г. вступили в строй ее радиостанции в Саппоро, Кумамото, Сэндай и Хиросиме. Этим было положено начало первой общеяпонской радиосети «Эн-Эйч-Кэй», в апреле 1931 г. была создана се вторая радиосеть, а в марте 1969 г. – радиосеть на частотной модуляции (ФМ). Содержание программ трех радиосетей отличает-друг от друга. Если по первой транслируются в основном программы общего назначения, по второй – образовательные передачи, то по радиосети на частотной модуляции (ФМ) – в основном музыка. В июне 1935г. начались передачи службы иновещания корпорации – «Радио Японии», направленные на Канаду, США и Гавайи.
Изначально деятельность нового электронного средства массовой информации находилась под строгим контролем правительства Японии. С началом войны на Тихом океане в декабре 1941 г. правительственный контроль над содержанием программ корпорации резко усилился. В этих целях было создано правительственное Общество радиопрограмм. Содержание программ в основном сводилось к агрессивной милитаристской пропаганде, критике англо-американского образа жизни и призывам к интенсификации производства в промышленности и сельском хозяйстве.
В августе 1948 г. был принят пятилетний план развития радиосети. Число радиослушателей стало расти. Только за один 1948 год оно увеличилось на 7,6 млн. человек1.
В июне 1950 г. японский парламент принял «Закон о вещании», который перестроил всю существовавшую до того времени систему радиопередач. Этот закон, действующий по настоящее время, четко определил структуру Эн-Эйч-Кэй. Высшим административным органом «Эн-Эйч-Кэй», наделенным всей полнотой власти, становился Совет директоров. Был определен его состав: и по сей день Совет директоров состоит из 12 членов, назначаемых премьер-министром с согласия обеих палат парламента. Вся Япония по территориальному принципу разделена на восемь регионов. Восемь членов Совета директоров представляют интересы каждого региона. Четыре члена Совета избираются из людей, пользующихся авторитетом в вопросах культуры, просвещения, науки и экономики. Совет директоров собирается на заседания примерно раз в месяц. В промежутках деятельностью корпорации руководит президент «Эн-Эйч-Кэй». Президент назначается Советом директоров на три года.
В «Эн-Эйч-Кэй» при каждой из восьми региональных радиостанций существует местный совет по радиопрограммам, а в Токио, кроме того, и Центральный совет по радиопрограммам, которые состоят из опытных я высококвалифицированных сотрудников. Собираясь раз в месяц, эти советы вырабатывают предложения для президента «Эн-Эйч-Кэй» о содержании радиопрограмм на ближайший отрезок времени. Советы участвуют и в составлении годичных планов вещания.
Коммерческое радиовещание.
Уже в ходе разработки и предварительного обсуждения нового законопроекта о вещании министерство связи получило заявки на создание частных компаний радиовещания. Вскоре, 1 сентября 1951 года, две станции коммерческого радиовещания в Нагоя и Осака вышли в эфир со своими передачами. К апрелю 1952 г. кроме «Эн-Эйч-Кэй» в стране функционировали десять частных компаний, была создана Ассоциация частного коммерческого вещания2. Таким образом, сентябрь 1951 года – это своеобразный рубеж, на котором произошло разделение радиовещания Японии на общественное, осуществляемое «Эн-Эйч-Кэй», и коммерческое.
Коммерческие радиокомпании в мае 1965 г. объединились в две общеяпонские сети. Одна из них, Японская радиосеть («Джапан Рэдионетуорк» – «Джей-Эр-Эн»), была образована 30 компаниями, объединившимися вокруг компании «Токио Хосо» («Токио Бродкастинг Систем» – «Ти-Би-Эс»). Другая, Национальная радиосеть («Нэшнл Рэдионетуорк» – «Эп-Эр-Эн»). была образована из 31 компании, сгруппировавшейся вокруг компании «Буйка Хосо» («Ниппон Калчэрал Бродкастинг» – «Эн-Си-Би») и «Ниппон Хосо».
Телевидение
Первая успешная экспериментальная телевизионная передача в Японии была проведена в мае 1939 г. в Токио. Изображение передавалось из технико-исследовательской лаборатории Японской радиовещательной корпорации в ее центральное здание. Вторая мировая война прервала эту работу. Сразу же после ее окончания были предприняты попытки внедрить телевидение в быт Японии. 15 октября 1945 г. Институт связи получил разрешение провести пробную телепередачу. Но в то время добиться успеха не удалось. Только в ноябре 1949 г. технико-исследовательская лаборатория «Эн-Эйч-Кэй» вновь вернулась к попыткам провести экспериментальную телепередачу.
Общественное вещание – «Эн-Эйч-Кэй».
1 февраля 1953 г. стало днем рождения японского телевидения. С этого дня начались регулярные передачи «Эн-Эйч-Кэй».
В сентябре 1960 г. «Эн-Эйч-Кэй» начала цветные передачи, а в апреле 1968 г. последняя телестанция в Токио, «Токио 12 Тяннэру» («Токио 12 канал»), включила в свою программу цвет.
Телевизионная сеть имеет для «Эн-Эйч-Кэй» особое значение, так как с финансовой точки зрения она зависит только от платы телезрителей за просмотр программ «Эн-Эйч-Кэй» (плата за радио отменена). В соответствии с «Законом о вещании» корпорация заключает контракты с владельцами телевизоров по всей стране и собирает с них плату. Подобную плату взимает только «Эн-Эйч-Кэй». Просмотр программ коммерческих телекомпаний бесплатен, так как их доход строится на плате за рекламу, а «Эн-Эйч-Кэй» рекламная деятельность «Законом о вещании» запрещена.
Вещание «Эн-Эйч-Кэй» состоит из двух основных программ – общего и образовательного телевешания. Отчет о деятельности корпорации за 2002 г. дает представление о содержательном наполнении и пропорциональном соотношении программ. Общее телевещание (всего 168 часов в неделю): новости – 40,5 %, культура – 24,7 %, развлекательные передачи – 23,7 %, образование – 11,1 %. Образовательное телевещание (всего 165 часов S3 минуты в неделю): образование- 81,1 %, культура – 16,3 %, новости – 2,6 %. Наряду с этим «Эн-Эйч-Кэй» осуществляет передачу трех каналов цифрового телевидения.
Коммерческие телевизионные компании.
В августе 1953 г. начала работу первая коммерческая студия «Нихон Тэрэби Хосо» («Ниппон Телевижн» – «Эн-Ти-Ви»), основным владельцем акций которой является газета «Иомиури». В последующие годы одна за другой начинают телевизионные передачи другие коммерческие компании – «Нихон Тэрэби», «Ти-Би-Эс», в 1959 – «Тэрэби Асахи» и «Фудзи Тэрэби». В 1960 г. уже 43 частные коммерческие компании, располагающие 61 телестанцией, вели регулярные передачи3.
В Японии нет столь обширных коммерческих теле- и радиосетей, как, например, в США. В то время как «Эн-Эйч-Кэй» располагает сетью телестанций, покрывшей всю страну, в распоряжении коммерческих компаний находятся лишь отдельные местные студии с весьма небольшим радиусом действия. В Токио работает до десятка телестанций, а в каждой префектуре – по одной – две станции. С начала периода коммерческого телевизионного предпринимательства конкуренция за вовлечение большего количества местных телестанций в свою сеть шла между токийскими компаниями «Ниппои Телевижн» («Эн-Ти-Ви») и «Токио Бродкастинг Систем» («Ти-Бв-Эс»). Затем в эту гонку включилась «Нихон Эдюкейшня Телевижн» («NET», или «Эн-И-Ти») и «Фудзи Тзрэби».
Характерной особенностью частного коммерческого телерадиовещания Японии является его подразделение на зоны, то есть объединение компаний в теле- и радиозоны вещания во главе с ведущими центрами при сохранении финансовой самостоятельности отдельных участников. Ведущие телерадиоцентры обеспечивают, как правило, участников зон программами вещания (по действующему тарифу), добиваясь синхронного выхода в эфир передач в пределах действия станций и ретрансляторов.
К середине 80-х годов в Японии действовали четыре основные зоны телевидения и столько же зон радиовещания, объединившие преобладающее число частных компаний. Лишь отдельные из них сохранили свою относительную самостоятельность. Лидерство в зонах телевидения принадлежало «Нвхон Тэрэби» (зона «Эн-Эн-Эн»), «Токио Хосо» («Джэй-Эн-Эн»), «Фудзи Тэрэби» («Эф-Эн-Эн»), возглавляющим объединения по 25 и более компаний. «Токо Хосо» возглавила радиозону «Джэй-А-Эн»; «Ниппои Хосо» -зону «Эн-А-Эн»; ведущим центром зоны вещания в диапазоне УКВ является «Токио Эф-Эм Хосо». Значительная часть компаний являются участниками двух и более зон.
К коммерческим спутниковым компаниям относится «Sky Perfect TV» с более чем 2 млн. подписчиков. На сегодняшний день она осуществляет вещание по 170 каналам и с 1 октября 2000 г. является единственной спутниковой компанией, вещающей в Японии (до этого была еще Direct TV).
Представленный материал характеризует главным образом общую структуру системы массовой информации Японии. Однако в стране с устойчивыми давними традициями, СМИ, несомненно, имеют специфические национальные особенности, отличные от масс-медиа других государств. В частности, исследователи указывают на содержательное единообразие общенациональных изданий. «Асахи», «Майнити», «Иомиури» практически не отличаются друг от Друга по своему профилю и политической направленности4. Причиной тому является стремление каждого из изданий удовлетворить интересы всех категорий читателей. Именно эти газеты качественной информации являются в Японии наиболее многотиражными, в отличие от других стран, где в рейтинге тиражей лидирует массовая пресса. Высокий уровень образования японцев определяет их уровень запросов и в какой-то мере сказывается на том, что общенациональные газеты в той стране имеют большое количество подписчиков (6-8 миллионов). Вместе с тем единообразие ряда японских изданий привело к тому, что в Японии выходит меньшее количество газет большим тиражом в пропорциональном соотношении с другими странами, например, с соседним Китаем.
Лазарев А.М., Полякова Н.А., Смирнов Б.В. Печать, радио и телевидение Японии. – М., 1974. С. 84.
Камионко В.Ф. Масукоми. Традиции и современность массовой коммуникации Японии. – Хабаровск, 1991. С. 17.
Камионко В.Ф. Роботы и самураи. Радио и телевидение современной Японии. – М., 1989. С. 74.
См.: Силантьева О.М. Особенности средств массовой информации Японии в контексте национальных традиций // www.obcom.ru/vjk/statyi/japan-smi.htm
В Японии насчитывается около 1 500 газет и периодических изданий, в том числе 400 ежедневных и 20 выходящих в Токио. Имеется 200 газет национального уровня, самыми известными из них являются: Ёмиури симбун, Майнити симбун, Асахи симбун, Санкэй симбун, Нихон Кэйдзай симбун.
Современная японская газетная индустрия отражает характер японского бизнеса в целом: колоссальные общенациональные газетные организации являются медиакорпорациями. В дополнение к продукции ведущих медиакорпораций, ориентированных на ознакомление публики с новостями так называемого «общего интереса», в стране имеется множество локальных и специализированных газет и журналов. По характеру читательской аудитории японские ежемесячные журналы, суммарный тираж которых превышает 2 миллиарда экз., подразделяются на: детские (27 %), популярные (17 %), для семьи (9,1 %), женские журналы общего назначения (7,2 %) и так далее, а еженедельники с суммарным тиражом почти 2 миллиарда экз. на: журналы общего назначения (31 %), популярные (28 %), детские (25 %), женские (15 %). По данным на 2000 год, в Японии тираж ежедневных газет на 1 000 человек населения составляет 569,69 газеты (наиболее высокий показатель в мире).
В стране существует развитая сеть государственных радиостанций, слушателями которой является большинство населения страны.
Система японского телерадиовещания состоит из корпорации NHK («Ниппон хосо кёкай») и коммерческих компаний. NHK принадлежат 2 телевизионных канала (один из них образовательный), 2 канала спутниковой связи, 2 средневолновых радиоканала (один из них также образовательный), один УКВ (FM) канал. Кроме того, NHK обслуживает разветвлённую сеть зарубежного телерадиовещания.
По данным за 2000 год, в Японии насчитывалось 132 коммерческие телекомпании. В пятёрку ведущих коммерческих каналов входят: NTV (первая коммерческая студия, основной владелец акций — концерн «Ёмиури»); TBS (в её сеть входят 28 телевещательных компаний); TV Tokyo (объединяет 5 телестанций); FT (является крупнейшей коммерческой телерадиовещательной компанией Японии; в системе её вещания — 37 радиостанций с ежедневной аудиторией, превышающей 96 миллионов человек, 27 телевизионных каналов в Японии и 20 за границей); TVAsahi (в её сеть входят 22 телестанции местного и 20 станций зарубежного вещания).
Таким образом, средства массовой информации в Японии представлены довольно широким спектром печатных изданий, радиостанций и телевизионных каналов, которые имеют значительное политическое влияние. Особо отмечается, что доступ на информационное пространство Японии затруднён для иностранцев (как журналистов, так и телерадиовещательных корпораций) и для небольших японских СМИ, не участвующих в деятельности пресс-клубов (кися курабу), а само это пространство довольно монополизированное.