Игры, в которые играют в офисе. Офисные игры в перерыве

Руководителю нередко приходится произвести мониторинг психологического состояния коллектива, выработать новую стратегию управления, повысить работоспособность, сформировать мотивацию или улучшить климат в рабочем коллективе. С этими и многими другими управленческими задачами хорошо могут справиться деловые игры.

Планерки и совещания, написание корреспонденции и телефонные звонки, деловые переговоры и интервью, планирование деятельности, составление графиков и отчетов – это то, что представляет рутинную часть офисной работы и на самом деле мало говорит о менеджменте компании и его сотрудниках.

Задачи проведения деловых игр

Руководитель, заинтересованный в высокой производительности труда офисной работы, постоянно вынужден искать новые средства и способы мониторинга психологического и интеллектуального состояния коллектива и повышения профессиональной мотивации. Применение деловых игр справится с этими задачами.

Кроме этого, деловая игра

  • способствует формированию системного мышления и целостного представления о себе в мире и в профессии,
  • обучает коллективной мыслительной работе и навыкам взаимодействия с коллегами и сотрудниками,
  • формирует представление о формате совместного принятия решения и ценностных установках коллектива,
  • обучает методам моделирования и социального проектирования.

Организация и проведение деловых игр

Деловые игры связаны с понятием игрового процесса, и в чем-то сходны с тем, что мы детстве называли играми. Деловая игра – это процесс, в основе которого лежит моделирование a) реальных ситуаций и b) возможного развития событий.

А.А. Вербицкий: «В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»

Деловая игра – это не просто коллективная работа, но именно командная, в которой встраиваются взаимоотношения коллег как внутри каждой группы, так и на уровне отношения команд и представителей отдельных команд.

Прежде чем говорить об организации деловой игры, необходимо назвать её специфический особенности:

  • игра имеет четкие временные рамки,
  • у деловой игры есть правила и сценарий,
  • каждый участник игры получает илии сам избирает роль и не имеет возможности быть равнодушным наблюдателем,
  • игра создает ситуацию целостно, позволяет учитывать множество факторов и аспектов (как психологических, так и профессиональных),
  • поэтому игра формирует не один навык, а их совокупность,
  • проблемное содержание игры обязательно, это может быть конфликт интересов, конкуренция или недостаток информации или иных ресурсов,
  • игра имеет итог, результат: победу или поражение, поэтому наглядно демонстрирует примеры успешного поведения и ошибки.

Нередко участники деловой игры получают более продуктивный и осознанный опыт, по сравнению с профессиональным.

Причины этого вполне объяснимы: в силу условного характера они дают возможность осуществить альтернативные варианты, формируют наглядное представление о последствиях каждого выбора, то есть увеличивают объем и охват действительности. Если в реальной жизни у нас редко складывается полная и точная картина происходящего, то в игре мы всегда может уточнить все увиденное и услышанное.

Правила грамотной организации для руководителя

Организатор на каждом этапе игры должен помнить о 2 её аспектах: эмоционально-ролевом и инструментальном.

Инструментально организатор выполняет следующие функции: ставит цели, знакомит участников с их ролями и регламентом, предоставляет всю необходимую информацию, организует пространство, формирует и поддерживает специфический стиль общения. Руководитель направляет все силы на то, чтобы участники понимали суть, детали игровой ситуации и соглашались с её условиями. Иными словами, первая роль ведущего – поддерживать игровой план на предметом уровне.

Вторая и столь же важная его роль – обеспечение оптимальных межличностных отношений и их динамики. Это подразумевает поддержку уровня соревновательной мотивации, создание ролевого взаимодействия, сохранение позитивных межличностных отношений и недопущение конфликтов.

НО! Организатор не должен быть включен в игру непосредственно и во взаимоотношения участников. Психолог Вербицкий А.А пишет: «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры»

Основные трудности, с которыми может столкнуться организатор деловых игр:

  • на начальном этапе формирования группы объектом критики становятся сама суть, правила и условия игры. Решение этой проблемы лежит на смещении акцентов: несовершенство игры – это не ошибка и не недоработка разработчиков, а последствие подражания реальным процессам. Как и в реальной жизни, в игре ни одно условие не может быть совершенным, а правило – идеальным.
  • в процессе игры возможен перенос личных взаимоотношений на ролевые. Выход – подчеркнуть условный характер происходящего, в крайних случаях перераспределить роли, минимизировать контакты, иногда – изменить правила.
  • в дальнейшем процессе условность игры может её участниками быть преувеличена, в результате они становятся слишком эмоционально возбудимыми, импульсивными, сконцентрироваными на выигрыше, а не на результате. Решение – обесценить выигрыш, снизить значение проигрыша, т.е. ни победа, ни поражение не должны казаться столь однозначными.
  • индивидуальные особенности некоторых участников, неспособность принять игровую ситуацию. Решение – перераспределить его роль, найти ему пространство и задачи для адекватного исполнения его игровой роли.

Как подготовить деловую игру

В основе разработки деловой игры – деятельность. Не среда, атмосфера, а цель, сверхцель, задачи, функционал, согласование различных интересов, проблемная ситуация. Сверхцель любой деловой игры – результат, а не выигрыш. События – столкновение интересов, диалог смыслов, построенный на неопределенности всего: решения, выбора, результата, смысловых позиций. Только наиболее значимые факторы требуются для постановки задач, они оговариваются отдельно, остальное остается на волю случая и свободу действия для игроков. Каждый участник имеет право принимать решения и даже обязан это делать.

Однако не забывайте! Правила должны быть жестко обозначены и границы намечены однозначно.

Условия успешности деловой игры:

  • хорошо продуманная последовательность действий,
  • ясно обозначенные роли и взаимосвязи между участниками,
  • драматизация событий (проблема, конфликт интересов, конкуренция),
  • автоматизация рутинных процессов, детализация задач (подробная методическая инструкция для проведения игры),
  • поддержка организатором высокой динамики и вообще активная роль организатора.

Количество участников деловой игры разнится: это могут быть большие группы по 50-60 человек или группы из 15-20 участников. Оптимальное количество участников в команде – 5-6 человек. Для больших деловых игр организатор обычно привлекает помощников – игротехников, которые разделяют обязанности как при разработке сценария, так при организации игры.

Согласитесь? Игроку тяжелее всего не проигрыш, а то, что нельзя продолжать игру. Анна Луиза Жермена де Сталь

Как проводить деловые игры

Игра включает четыре этапа:

  • этап проблемизации
  • этап целеполагания
  • этап разработки и выбора решения
  • этап организационного проектирования

Первый этап ставит перед участниками игры проблему, обозначает её рамки. В этот период участники формируют взаимоотношения внутри группы и определяются в своих игровых ролях.

Второй этап называют также этапом оптимизации, он необходим для работы внутри группы, когда каждый член команды и команда в целом выстраивает рабочую коммуникацию. В этот период бурный поиск оптимальных решений проблемы, ищутся альтернативные пути и завязываются системные «профессиональные» связи.

Третий этап необходим командам для поиска ресурсов, которые бы способствовали реальному решению поставленных перед ними задач. Все нелепые предложения, неосуществимые прожекты, придуманные на втором этапе здесь, должны пройти проверку на прочность и отброшены. Зато оптимальная модель выхода из проблемы должна быть осмыслена, доработана и дополнена ресурсами.

Четвертый этап – это уже постигровое моделирование, проба внедрить полученный результат в реальную действительность.

В деловой игре формируются навыки через деятельность, профессиональное мастерство совершенствуется именно через богатый опыт, а опыт игровой проектной деятельности также работоспособен и полезен, как и любой другой. Игра развивает навыки планирования, прогнозирования, системное мышление, умения рефлексии, коммуникативные и творческие способности человека, а это и является основой для его профессионального роста.

В заключение – видеоролик, в котором удачно передана атмосфера деловой игры.

Вконтакте

Каждый сотрудник солидного офиса мечтает стать директором и по утрам пить кофе за огромным столом, уставленным дорогостоящими аксессуарами. Так приятно глядеть на всех с высоты начальственного полёта, давать мудрые (по вашему мнению) указания, благосклонно подписывать приказы о поощрении и безжалостно наказывать лоботрясов и тунеядцев, особенно IT-шников. Но путь к вершинам власти тернист и полон опасностей. Сегодня на Розовом диване – карьеростроительная настольная игра «Офис!»

Достаточно часто в офисе происходят перестановки личного состава, вызванные «прогрессивными» размышлениями начальства. Если босс обладает чувством юмора, то уборщица вмиг становится директором отдела маркетинга, а менеджер по продажам – разносчиком корреспонденции. Называется этот процесс мудрёным словом «организационно-штатные мероприятия» и является любимым развлечением директора компании.

Потренироваться в продвижении по карьерной лестнице можно при помощи настольной игры от издательства «Звезда ». В квадратной коробке толпятся сотрудники офиса и грохочет россыпь жетонов, прикрытая сверху буклетом «Карьерный рост для чайников ». Свободное место в упаковке отведено под плантацию кактусов, так необходимую любому уважающему себя офису.

Перед вами – воплощение карьерной лестницы от уличного попрошайки до директора преуспевающей компании. По этим ступеням претендентам и предстоит взбираться к вершине.

Сто сотрудников кадрового агентства готовы вступить в борьбу за президентское кресло. Каждый из них хочет получить кресло в совете директоров, но далеко не каждый займёт этот пост.

Разноцветные маркеры отметят подопечных в толпе соискателей – картонные кругляшки помогут отделить «своих» от «чужих» на «карьерной горизонтали».

Составив резюме

Перед началом партии тщательно перемешайте все 100 карточек, раздайте каждому по 10 работников, остальных верните в коробку – они не прошли предварительное собеседование. Из полученных претендентов случайным образом возьмите три карты в руку, остальные расположите неподалёку картинкой вниз. Выберите цвет жетонов и получите шесть маркеров.

В центре стола создайте «карьерную горизонталь» от минимального числового значения до максимального. Так как в борьбе за пост руководителя все средства хороши, оппоненты ходят одновременно, отправляя своих подопечных на собеседования.

В свой ход игрок обязан выложить перед собой одну карту с руки картинкой вниз. Пропуск этого действия карается немедленным штрафом!

Вскрыв карточки, соперники определяют единственного соискателя, прошедшего текущее собеседование. Им становится сотрудник со вторым наибольшим числовым значением на картинке. Отметьте его жетоном хозяина, а всех остальных выставьте за дверь (отправьте карты в сброс).

Обратите внимание, если ступенька не занята, то никаких ограничений в «карьерной горизонтали» нет – вы можете расположить меньшее числовое значение за большим. Но долго столь нелогичная ситуация в офисе существовать не может – приходит сотрудник, готовый подвинуть сослуживцев. Например, бухгалтер с номером «83» пожелала занять место секретаря «35» на пятой ступени. Происходит это следующим образом…

Вновь прибывший сотрудник, имеющий номер, превышающий числовое значение на карточке ранее выложенного работника, занимает своё место на «карьерной горизонтали», сдвигая влево конкурента. Тот, в свою очередь, толкает следующего (если его номер превышает число на карте), либо «пролетает» дальше, к следующей ступеньке. Таким образом, после «вторжения» все карточки слева от нового работника располагаются строго по возрастанию. При этом каждый спуск на ступеньку обойдётся сотруднику в одно штрафное очко.

В нашем случае бухгалтер «83» занимает пятую ступеньку, сдвигая секретаря, теряющего одно призовое очко. Секретарь «35» толкает охранника «17», который, в свою очередь не может сдвинуть разносчика «25» и пролетает дальше на вторую ступеньку, теряя два очка.

Примечание: потерянные очки я отметил жетонами, во время игры они записываются на листок.

После всех перемещений оппоненты пополняют руки до трёх карт из личного резерва, и наступает новое собеседование…

Набор сотрудников завершается, как только у всех игроков иссякнут карты на руке и в личном резерве. После этого наступает момент истины – выявление самого удачливого и смышлёного сотрудника организации.

За каждого опустившегося до уровня бомжа претендента (карты слева от ряда) получите 5 штрафных очков, остальные работники офиса приносят своим хозяевам бонусы, указанные на карточках «карьерной горизонтали».

Вычтите от них штрафы, полученные во время «падения» и получите «самого-самого». Его и увольняйте со спокойной душой – больно он прыткий, может занять ваше директорское кресло.

Войдя в правление

Оригинальная карточная игра с цифрами – соперники стараются максимально эффективно использовать пришедшие в руку карты. Оригинальность процесса состоит в том, что попасть в офис можно только в том случае, если ваше значение - второе по величине. Максимальные и минимальные показатели сбрасываются, и перед счастливчиком встаёт проблема – как распорядиться своим сотрудником.

При первом взгляде на процесс может показаться, что всегда занимать максимальную ячейку – наиболее верное решение. Увы, это не так: конкуренты, в конечном итоге, вытеснят вашего сотрудника с трека и низвергнутый фаворит «наградит» своего хозяина пятью штрафными баллами. Порой выгодно занять ячейку в середине «карьерной горизонтали» - тогда больше шансов получить победные очки.

В игре оригинально реализован процесс «толкания» - расположенные в произвольном порядке числовые значения при каждом сдвиге сортируются по возрастанию. Это заметно в начале и середине партии, к концу игры сдвиг происходит линейно – сотрудники уже все отсортированы.

Несложные правила, динамичный игровой процесс, оригинальное решение со сдвигом «карьерного ряда» - хороший «филлер» для всей семьи.

Игра предоставлена для обзора издательством "Звезда ", крупнейшим производителем настольных игр и сборных моделей в России.

И необходимость его проведения разбиралось уже много раз. Способов сплотить коллектив достаточно много, часто можно встретить мнение что проведение хорошего тренинга на team building связано с большими материальными затратами и под час именно это отталкивает руководителей, от частого использования данного инструмента. Действительно есть очень много интересных, но при этом дорогих вариантов командообразования, например, .

Так же хочется обговорить очень важный момент, что под командообразованием мы будем подразумевать обучение коллектива выполнению совместных действий. В данном материале речь пойдет о том, как провести тренинг тим билдингу в условиях офиса и без крупных финансовых затрат.

Как создать команду в условиях офиса

Для установления тесных, доверительных отношений, люди должны что-то пережить вместе. Вы должны создать какое-либо событие, в которое будут вовлечены все члены коллектива и переживание этого события запомнится всем на долго. При этом событие должно быть похоже по уровню взаимоотношений на то что сотрудник переживает на работе ежедневно.

Для того чтобы организовать интересные задания в условиях офиса требуется не так и много – большое помещение, минимальный инвентарь (маркеры, флип чат, верёвки, стулья), поможет экран с проектором (хотя это и не обязательно) и самое главное – тренер. Организатор, который ставит цели, объясняет суть задания и правила его прохождения.

Роль тренера

При тренингах, когда необходимо вызывать чувства требуется человек, который не просто умеет говорить и держать аудиторию, вам нужен эмоционально сильный лидер. На эту роль может подойти и человек без серьезного опыта проведения тренингов. Главное это эмоциональный заряд, который будет нести тренер и предварительная подготовка. Важно чтобы тренер сам попробовал все задания. В ходе выполнения некоторых, некоторые команды могут попасть в ступор и не знать, что делать, в этих случаях нужно уметь делать подсказки.

Примеры заданий на командообразование

Ниже описаны некоторые примеры заданий для команды, которые можно провести в офисных условиях.

Тридцать три

Участники становятся в круг, ведущий находится в центре круга. Цель досчитать до 33, тренер указывает на участника, и он должен назвать цифру, первый на кого указали называет 1, второй 2 и так далее. При этом когда нужно назвать число кратное трем, либо содержащее три, человек должен молча подпрыгнуть или поднять руки. Если человек не сдержался и назвал цифру вместо подпрыгивания задание начинаем проходить заново.

Ведущий задает темп, он должен быстро и неожиданно показывать на каждого участника. Так чтобы тот терялся и совершал ошибку, при этом в команде всегда есть люди, которые начинаю нервничать и спешить, на них нужно показывать чаще других. Не запрещается показывать 2 раза подряд на одного итого же человека.

Важно: после того как ведущий огласил правила задания, он должен узнать у команды за какое количество попыток она пройдет конкурс. При кажущейся простоте, задание крайне трудно пройти. И в 100% случаев команда которая ранее не проходила задание не уложится в то количество попыток которое заявила.

Чтобы пройти данное задание, нужно считать очень медленно и понять: что лучше постоять «потупить» чем провалить задание при этом медленно должны считать все в том числе и сильные игроки. Кроме того, нужно считать про себя, даже если на тебя не указали. Так же в выполнении задания, часто проявляются такие черты, когда более сильные члены команды начинают обвинять слабых, утверждая, что они то выполнили здание, а слабые провалили.

Подводя итоги ведущий должен обсудить все ошибки в поведении команды. И должны быть сделаны выводы: провал одного = провалу всей команды, мы помогаем слабым, мы договариваемся об общих правилах и выполняем их, если поставили цель её должны принять все члены команды.

Данное задание лучше всего давать в начале для того чтобы настроить команду на работу. Задание кажущиеся с виду простым, проваливается и у команды появляется заряд на выполнение следующих заданий. Существенным плюсом является то что задание могут выполнять любые по численности группы.

Обруч

Так же задание, подкупающее своей простотой при первом рассмотрении, но оказывающееся практически не выполнимым на деле. Задание идеально подходит для групп до 10 человек. Цель – поднять, а затем опустить на землю обруч. Участники кладут обруч на вытянутые горизонтально указательные пальцы обеих рук, в начале задания обруч должен находится на высоте согнутых локтей. После этого команда поднимает и опускает обруч, задание считается пройденным если обруч удалось положить на землю. Во время выполнения ни один из пальцев рук не должен отрываться от обруча, если это случилось задание начинается заново.

Ведущий следит за честностью выполнения задания, сразу хочется сказать, что группе из 7-9 человек данное задание менее чем за час пройти честно практически невозможно.

Задание на слаженность действий и взаимопонимание, очень важно для выполнения «не тянуть одеяло на себя» и добиться слаженных действий.

Перебраться через веревку

На высоте пояса натягивается верёвка, длинна подбирается в зависимости от количества человек. Чем больше длинна, тем меньше времени команде потребуется на выполнение задания. Цель как можно быстрее перебраться всем членам команды с одной стороны на другую. Перебираться можно только сверху, при пересечении веревки вы должны держаться за другого члена команды. Касаться верёвки нельзя, самые лучшие команды выполняют данное задание менее чем за 4 секунды.

Упражнение на отработку слаженности действий. Способов выполнения очень много.

Восточный базар

Каждый участник пишет на шести бумажках какое-либо животное, главное, чтобы животные не повторялись. После этого бумажки складываются так чтобы надпись не была видна (бумажки должны быть сложены одинаково). Все бумажки перемешиваются и каждому участнику выдается шесть бумажек. Цель как можно быстрее найти свои бумажки.

Крайне интересное задание, которое заставляет понять насколько сложно выполнять свою задачу если остальные участники тебе не помогают. Успех выполнения зависит от взаимопомощи друг другу.

Нормальное выполнение на группу 15 человек за 40 секунд.

Шашлык

Команда вы страивается в шеренгу, между людьми горизонтально располагаются палки (как на фото). Задача пройти 500 метров не уронив палку, при этом сделать один поворот на 90 градусов. Задание в целом весёлое и достаточно сложное при большом количестве людей. Чем меньше участников, тем проще выполнять.

Задание научит всех работать в одном темпе и наглядно показывает сложность коммуникаций разных подразделений компании, когда одно звено не знает, чем занимается другое.

Чем благоприятнее обстановка и микроклимат в команде, тем выше показатели ее эффективности и успешности. Психологический комфорт напрямую воздействует на весь рабочий процесс и его результаты. По этой причине налаживание качественного взаимодействия членов команды является прямой обязанностью любого лидера и руководителя. Игры на сплочение коллектива в этом случае послужат одним из самых результативных методов. Четвертый урок всецело посвящен им. Далее мы познакомим вас с множеством простых игр, но для начала скажем несколько слов о базовых целях любых подобных мероприятий.

Цели игр на сплочение коллектива

Каждого человека можно назвать индивидуальностью, ведь он обладает своим собственным характером, мнением и восприятием рабочего процесса. Чтобы работа спорилась и была продуктивной, нужно грамотно выстроить взаимодействие вышеназванных личностных особенностей людей. Исходя из этого, самая главная цель игр на сплочение коллектива состоит в определении наиболее ценных качеств каждого члена команды и их внедрении в рабочий механизм.

Параллельно с этим упражнения на формирование командного единства выполняют и несколько сопутствующих функций:

  • Помогают членам команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней
  • Раскрывают межличностные симпатии и устанавливают неформальные связи
  • Формируют навыки совместной работы и коллективного решения задач
  • Оптимизируют уровень эмоциональной и психологической совместимости игроков

Любые тренинги, упражнения и игры на командообразование могут проводиться в разных форматах, представляя собой творческие, деловые, интеллектуальные или спортивные состязания. Важно также, что проводить их можно как локально (т.е. в офисе), так и с выездом всей командой куда-либо - на базу отдыха, в санаторий или спортивный клуб, на природу и т.д.

Командообразование - процесс структурированный. Это означает, что и проведение мероприятий на сплочение команды подчиняется определенному алгоритму. Проще говоря, проводиться они должны так (эта последовательность касается любого мероприятия на командообразование):

  • Ведущий знакомит участников с целями и задачами мероприятия
  • Ведущий озвучивает групповые нормы проведения мероприятия (сюда следует включить искренность, уважение, стремление к доверию и раскрепощенности, свободу мнения, слова и выбора, неразглашение особенностей процесса вне пределов команды и т.д.)
  • Проводится упражнение, игра или комплекс мероприятий
  • Коллективно обсуждаются результаты и подводятся итоги (участники делятся эмоциями, впечатлениями и мнениями, озвучивают предложения и пожелания)

Сразу уточним: если вы решите провести одно или два упражнения для своей команды, для этого вполне может подойти офис, где вы работаете. Но если у вас есть задача провести масштабный тренинг с множеством игр, лучше всего выехать за город или арендовать большую аудиторию или конференц-зал. Сами же игры и упражнения подходят как для крупных, так и для небольших команд, но по мере описания каждой игры в случае необходимости мы будем давать небольшие пояснения. Для удобства мы также разделили игры на те, которые больше подходят для проведение в офисе и на выезде.

Офисные игры на командообразование и сплочение коллектива

Снимаем напряжение

Игра, как и следует из названия, направлена на при интенсивных нагрузках. Ведущий дает участникам задание считать в порядке очередности, но без всяких договоренностей. Обратите внимание: если два человека одновременно называют цифру, игра начинается заново. Запрещается разговаривать, но можно использовать жесты и мимику. Чтобы усложнить игру, можно дать задание вести счет с закрытыми глазами. Суть игры в том, что члены команды предугадывают действия друг друга, обращают внимание на невербальные сигналы и устанавливают эмоциональную связь друг с другом.

Поем песню

Ведущий дает участникам задание встать недалеко друг от друга. Затем вместе с командой он выбирает песню, слова которой знают все. После этого игроки по очереди по часовой или против часовой стрелки начинают говорить слова песни в правильном порядке. Если песня сбивается или кто-то ошибается, игру следует начать сначала. Задача - допеть песню до конца.

Знакомимся ближе

Ведущий дает задание участникам встать в ряд по росту. Затем он дает команду молча перестроиться в установленной последовательности. Заданием может быть выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии), по дню или месяцу рождения, по возрасту или по цвету волос (от светлого к темному или наоборот). Эта игра в тимбилдинге позволяет членам команды лучше узнать друг друга, улучшает невербальное общение и понимание без слов.

Создаем вместе

Прекрасный пример игры на сплочение коллектива. Ведущий заблаговременно и самостоятельно подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки, фотографии, ткань, маркеры, краски - все, при помощи чего можно создать красочный и красивый коллаж или картину. Затем все участники собираются вместе вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать картину или коллаж на конкретную тему, например, «Наша команда», «Трудовые будни», «Тяжело в учении» или «Лучший коллектив». Такое совместное творчество способствует сплочению, раскрытию и реализации способностей, демонстрации талантов, знаний и умений. В дополнение к этому игроки постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, прислушиваясь, озвучивая свои идеи, находя компромиссные решения.

Готовим подарки

Команда делится на пары. В паре один партнер берет одной рукой одну руку второго партнера, чтобы у каждого осталось по одной свободной руке. Ведущий, заранее подготовив коробки разного размера, оберточную бумагу и ленты, дает задание игрокам приступить к игре. Суть в том, что каждая пара должна упаковать подарок: закрыть коробку, обернуть бумагой, завязать лентой. Победит та пара, которая справится с задачей быстрее всех. Это упражнение прекрасно развивает способность понимать друг друга без слов, улавливать и читать невербальные жесты, достигать одной цели сообща.

Рисуем в офисе

Замечательное упражнение на командообразование, выполнять которое могут все: и те, кто умеет рисовать, и те, кто не умеет. Одну из его разновидностей мы уже рассматривали («Создаем вместе»). Большая команда может разделиться на подгруппы, чтобы присутствовал соревновательный дух (но это не обязательно). Участники сами подготавливают инструменты для работы (краски, карандаши, фломастеры, ватман или даже мольберты и т.д.) и начинают сообща создавать собственное произведение искусства. Можно делать забавные рисунки, писать серьезные картины или воспроизводить известные полотна. Ведущий также может устроить соревнования нескольких команд, а по итогам распределить 1-е, 2-е и 3-е места и вручить соответствующие призы.

Рисуем вслепую

Еще одна разновидность игры на сплочение коллектива, где нужно рисовать. Ее можно использовать и как шуточное разовое мероприятие, и как часть большого тренинга. Хотя в большей степени упражнение подходит для офисного выполнения. Ведущий заранее готовит большой лист ватмана, фломастер или маркер. Команда делится на пары. Ассистенты завязывают игрокам глаза. Ведущий дает задание нарисовать какой-то объект (от простого, типа квадрата, до сложного, типа какого-то животного). Участники вместе берут один инструмент руками (можно также рисовать по очереди, чтобы каждый продолжал картину другого) и начинают рисовать заданный объект. Это веселая и непринужденная игра отлично тренирует понимание без слов и делает людей ближе друг к другу.

Все делаем синхронно

Очень простая, но занимательная игра на сплочение команды. В процессе игры все могут оставаться на своих рабочих местах. Ведущий дает задание игрокам по очереди выполнить какое-либо действие, к примеру, сесть, вытянуть руки, повращать головой, поднять одну ногу, взять ручку и т.д. Задача остальных - выполнить синхронно вместе с первым игроком то же самое действие. Синхронность здесь является показателем того, насколько люди в коллективе чувствуют друг друга, как понимают друг друга без слов. Заодно у всех поднимается настроение, ведь порой групповое выполнение какого-то действия выглядит очень комично, да и выдумщиков в командах встречается немало.

Достаем приз

Прекрасная командная игра, проходящая в форме шуточного соревнования. Ведущий дает участникам задание встать вокруг стола, в центре которого лежит приз. Игроки берут друг друга за большой палец руки, выступающий в роли джойстика, и сразу закрывают глаза. Но последний в цепочке игрок оставляет глаза открытыми. Именно он, управляя движением пальца своего соседа должен передать импульс первому в цепочке. Первый в цепочке, не открывая глаз и понимая, какое движение нужно сделать, должен достать приз. Ведущий выступает в роли независимого судьи. Представленное упражнение стимулирует у игроков желание достигнуть общей цели и научиться понимать друг друга .

Хлопаем вместе

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

Выездные игры на командообразование и сплочение коллектива

Создаем фигуру

Ведущий дает участникам задание разместиться по кругу. Расстояние должно быть достаточным для свободного перемещения (по этой причине данная игра подходит для больших команд). По сигналу ведущего участник, ничего не говоря, выбирает одного из своих коллег и делает ему навстречу ровно 15 шагов. После этого, снова ничего не говоря, он объясняет партнеру, какую фигуру хочет изобразить (квадрат, круг, дом, полумесяц и т.д.). Затем они вместе создают эту фигуру. Такое упражнение на командообразование прекрасно тренирует умение работать в паре, понимать другого без слов, использовать . Также эта игра помогает руководителям определить лидеров и ведомых, активных и пассивных игроков.

Передаем предмет

Еще одна игра, сплочение коллектива в которой - основная цель. Игроки должны сесть в круг. Затем ведущий подходит к первому участнику и дает ему в руки при помощи жеста воображаемый предмет, а также указывает направление его передачи. В качестве предмета может выступать что угодно, например, мартышка.

Первый игрок передает мартышку второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!», и спрашивает, у кого мартышка. Сначала все кажется простым, но дальше игра усложняется, т.к. она состоит минимум из трех раундов.

По окончании первого раунда ведущий убеждается, что все поняли правила, и начинает второй раунд. Здесь фигурируют уже два воображаемых предмета: по кругу запускаются мартышка и попугай. Они запускаются от разных участников и движутся в разных направлениях. Дальше все идет по тому же сценарию: «Стоп! У кого мартышка и попугай?». Теперь участники начнут путаться. Далее идет третий раунд. Ведущий запускает три предмета - мартышку, попугая и кокос - снова в разных направлениях и от разных игроков.

Самый интересный момент наступает, когда предметы переходят к одному игроку, и он должен понять, что у него в руках и кому что нужно передать. После очередного «Стоп!» в большинстве случаев никто не понимает, у кого что находится.

Эта игра улучшает взаимодействие людей и качество их коммуникации. Все смеются и хохочут - повышается настроение и снимается напряжение. Между раундами можно обсуждать, как лучше всего передавать предметы, не путая их и не теряя очередности. Кроме прочего, упражнение позволяет выделить лидеров в группе и установить их способность .

Покоряем скалу

Хорошая выездная игра на командообразование. Ведущий должен подготовить длинную скамью (несколько небольших скамеек или большое бревно) и дать задание игрокам выстроиться на ней, плотно прижавшись друг к другу (в принципе, подобное упражнение можно выполнять и у стены). Далее следуют два варианта действий: в первом участники рассчитываются по порядку, а ведущий указывает новую последовательность чисел, в которой все должны выстроиться. Второй вариант - игроки, начиная с первого, перебираются по «скале», чтобы снова встать в том же порядке. Задача участников - не наступать на пол, не упасть со «скалы», не разговаривать. Если кто-то упал или заговорил, он либо выбывает, либо игра начинается сначала.

Играем в «головомяч»

Это спортивное упражнение, которое лучше всего включить в какой-то выездной тренинг. Развивает умение работать в паре. Ведущий дает парам игроков задание лечь на животы напротив друг друга, затем кладет между их головами мяч. Игроки должны подняться на ноги, держа мяч головами и не роняя его. Если мяч упал до того как участники встали, пара начинает пытаться снова. Побеждает та пара, которая встала первой.

Завязываем узел

Простая и увлекательная игра, суть которой заключается в том, что участники должны завязать узел, пользуясь только одной общей веревкой (или канатом), не выпуская ее из рук. Достаточно комичное упражнение, поднимающее настроение, раскрепощающее людей и сближающее их друг с другом. Если команда большая, ее можно разделить на две или более мелких. Для разнообразия одна команда может завязывать узел, а другая - развязывать его.

Играем в «Серебряную кобру»

Эта замечательная игра на командообразование больше похожа на квест. Учитывая то, что она требует большого пространства, проводить ее лучше на природе или в большом помещении. Основана игра на старинной бразильской легенде о серебряной кобре. В легенде она описывалась как оружие, но в действительности коброй является группа людей - сильная и мощная, в то время как один человек бессилен и слаб.

На проведение игры следует уделить не менее 25-30 минут, а участвовать в ней могут от 10 до 15 человек. Ведущий дает задание участникам встать в круг и положить руки на плечи впереди стоящего соседа - получившаяся фигура и есть та самая кобра. Участники закрывают глаза и руками ощупывают спины ближайших соседей, стараясь запомнить свои ощущения.

Затем по команде все расходятся по помещению или поляне и ходят с закрытыми глазами в течение минуты. Желательно, чтобы все держали руки прямо пред собой во избежание случайных столкновений друг с другом. После этого ведущий дает сигнал, по которому участники снова становятся в круг. Задача - вспомнить по ощущениям спину человека, стоявшего впереди в начале, и построить ту же саму последовательность. Эта хорошая игра помогает расслабиться, посмеяться и зарядиться позитивом, лучше узнать коллег, сменить обстановку, научиться выходить из сложных ситуаций и доверять своим ощущениям. И, конечно же, она делает коллектив дружнее и целостнее.

Устраиваем фотомарафон

Смысл этой игры на командообразование состоит в следующем: команда разделяется на небольшие подгруппы (от 2 до 5 человек) и ведущий раздает каждой из них списки мест или вещей, которые нужно сфотографировать. Так, задачей может быть запечатлеть интерьер кафе или театра, памятник, голубя или собаку, конкретную улицу или мост, какое-то здание или даже человека - в ход может идти все, что угодно. Чтобы усложнить задачу, можно дать задание сфотографировать несколько объектов одновременно. Например, сделать фото, на котором присутствует вывеска с названием фирмы, воздушный шар, кот и шоколадка. Такие задания помогают людям сработаться, научиться , лучше узнать друг друга и раскрыться. Ко всему прочему на память останутся приятные эмоции и любопытные фотоснимки.

Ищем сокровища

Эту игру на сплочение команды можно проводить как самостоятельно, так и прибегая к услугам специализированных заведений. В первом случае ведущий заранее прячет где-то на территории города несколько заданий и заранее дает подсказки участникам. Они в свою очередь ищут эти места и выполняют поставленные задачи. Во втором случае нужно обратиться в квест-комнату, коих сегодня можно найти немало. Тематику можно изначально обсудить с игроками, а можно сделать сюрприз. Впрочем, квест-комнаты предлагают не только искать сокровища, но и преодолевать всевозможные препятствия, разгадывать жуткие головоломки, выбираться из закрытого пространства и т.д. Естественно, за прохождение квеста в обязательном порядке нужно вручать приз. Эффект от прохождения квестов выше всяких похвал: развитие интуиции, дедукции и , установление доверительных взаимоотношений и формирование общности коллектива, раскрытие творческого потенциала и проявление индивидуальных умений и способностей.

Играем в животных

Чтобы играть в эту игру на командообразование, нужно заранее подготовиться - сделать много карточек с названиями членов семей различных животных. Например, «Папа слоник», «Мама слоник», «Дочка слоник», «Сын слоник», «Бабушка слоник», «Дедушка слоник» и т.п. От количества людей в команде зависит и разнообразие «фауны». Вообще, чем больше игроков и видов животных, тем лучше. Ведущий делит коллектив на несколько маленьких групп по 5-6 человек, раздает всем карточки и участники с ними знакомятся. По сигналу ведущего игроки расходятся по территории. Каждый должен найти свою семью, издавая соответствующие «своим» животным звуки. Как только все семейства соберутся, ведущий подает сигнал и игроки садятся на стулья или пеньки, но садятся друг на друга по старшинству: дедушка-бабушка-папа-мама-сын-дочь и т.д. Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание быстрее всех. Это упражнение - прекрасная тренировка коллективного взаимодействия и возможность лучше узнать друг друга.

Строим фигуру

Ведущий дает участникам задание встать в круг, закрыть глаза и построиться в конкретную фигуру, например, в прямоугольник, треугольник или ромб. Практически всегда в процессе этой игры на командообразование и суета, но по мере выполнения задачи определяется один лидер, который и расставит людей в правильном порядке. Как только фигура будет готова, участники обсуждают, получилась фигура ровной или нет (глаза все еще закрыты). Открывать глаза можно только тогда, когда все решат, что фигура ровная. Упражнение можно усложнить, заранее установив лимит времени на выполнение задания. Лучше всего проводить эту игру в большом помещении или на природе.

Повышаем доверие

Команда делится на несколько групп по 5-6 человек (если команда небольшая, можно не делиться). Каждый игрок по очереди отворачивается от остальных и падает назад, чтобы они его поймали. Поймать игрока - обязательное условие. Те, кто ловит, должны скрестить руки, взявшись за запястья друг друга, а тот, кто падает, должен скрестить руки на груди. Игру можно усложнить, если человек будет падать с высоты, например, со стула, пенька или подоконника. Но рекомендуется все же проводить эту игру на выезде во избежание травм. В результате упражнения коллеги будут больше доверять друг другу. По окончании игры можно сообща обсудить поведение всех участников.

Рассмотренных нами игр вполне хватит, чтобы разнообразить командную жизнь, сплотить коллектив и повысить эффективность его работы. Но в дополнение к ним вы можете использовать и несколько необычных способов.

Необычные способы сплочения команды

Исходя из описаний, вы сами сможете определить, как и где лучше проводить эти мероприятия. Мы предлагаем вам пять необычных способов сплочения команды, но при желании вы можете найти или придумать сами намного больше.

Изучение продукта

Прекрасная игра не только на сплочение коллектива, но и на повышение уровня профессионализма. Подходит для организаций, которые занимаются реализаций какого-то продукта. Суть в том, что каждый член команды во всех деталях и подробностях изучает продаваемый продукт к назначенному сроку. В указанный день устраивается большое собрание, на котором все участники, выступая по очереди, рассказывают о том, что узнали, описывая все преимущества и особенности товара или услуги. Одновременно с формированием командного духа это просто упражнение . По окончании игры все могут делиться впечатлениями, преимуществами и недостатками выступлений своих коллег.

Парилка

Этот прием тимбилдинга снискал огромную популярность в Японии. Заключается он в том, что вся команда (и руководство, и рядовые сотрудники) вместе идут в баню. Мужчины идут вместе с мужчинами, женщины - вместе с женщинами, но если, например, пойти в сауну и взять с собой купальные принадлежности, можно отправиться и всем вместе. Такое «упражнение» погружает коллектив в расслабляющую атмосферу, способствует приятному и непринужденному дружескому общению, формирует доверительные взаимоотношения и сближает членов команды.

Зомби-апокалипсис

Представленная игра на сплочение коллектива сегодня очень популярна в корпоративной культуре американских компаний. Она достаточно затратна в плане финансов, но этого того стоит. По сути, игра представляет собой смесь квеста, пейнтбола и карнавала. Организаторы арендуют заброшенный дом или другое здание, договариваются с профессиональными актерами, которые будут играть роли зомби. Сотрудникам выдается экипировка и оружие для пейнтбола. Задача команды - выбраться из здания живым, одолеть (обхитрить или «убить») зомби и прийти на помощь человечеству. Кстати, подобные тренинги на сплочение актуальны и у американских военных, т.к. они не только тренируют навыки выживания, но и помогают определить лидеров и аутсайдеров, сплачивают коллектив и формируют общность целей.

Виноделие

Такой тренинг на командообразование погружает людей в неформальную обстановку и позволяет им лучше узнать друг друга. Для проведения упражнения нужно найти виноградник, сдающийся в аренду, и нанять консультанта. За несколько часов члены команды сообща успеют изучить особенности и способы изготовления вина, подавить виноград и придумать название для своего собственного напитка. Через несколько месяцев (когда вино будет готово) хозяева виноградника доставляют сделанное командой вино в офис. В итоге участники наслаждаются плодами коллективной работы, делятся эмоциями и впечатлениями от напитка, становятся дружнее и сплоченнее.

Темная комната

Будучи лидером и руководителем, в процессе проведения упражнений, игр и тренингов на сплочение коллектива вы должны наблюдать за всеми членами команды и изучать их. Результаты могут обсуждаться вместе с участниками. Так, можно обсудить, какова атмосфера в команде, насколько люди дружны друг с другом, как продуктивно решаются задачи и достигаются цели. На основе сделанных выводов можно определить командные проблемы и наметить план действий по их корректировке и устранению.

Систематическое и регулярное проведение подобных мероприятий позволяет:

  • Повысить продуктивность межличностного и профессионального общения
  • Повысить КПД отдельных членов команды и коллектива в целом
  • Развить навыки групповой работы
  • Оптимизировать отношения внутри команды
  • Развить навыки поиска решений трудных и нестандартных задач

Рассмотренные нами игры и упражнения не исчерпывают всего многообразия методов сплочения коллектива. Сегодня есть огромное количество тематических сайтов и литературы, посвященной командообразованию, где можно отыскать еще не один десяток интересных заданий. Имея цель сформировать эффективную и дружную команду и используя для этого творческий подход, можно достигнуть поистине небывалых высот и создать такой коллектив, который будет способен свернуть любые горы.

И, продолжая разговор о методах командообразования, мы хотим рассказать вам еще об одной очень популярной сегодня штуке. Называется она «Веревочный курс». Мы не стали описывать его в этом уроке, т.к. в нем очень много своих тонкостей и особенностей. Об этом курсе, его нюансах и составляющих (игры, задания и упражнения) мы подробно расскажем в следующем занятии.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Во многих компаниях за компьютерные игры на рабочем месте можно лишиться работы. Но иногда благодаря играм можно даже сделать карьеру.

В Arrow Electronics, занимающейся поставками электроники, менеджеры по работе с клиентами учатся налаживать поставки при помощи специально сделанной видеоигры. Игра под названием Arrow Max! предлагает 7 сценариев, пройдя которые, можно узнать, как устроена сеть поставок и что требуется разным клиентам. Виртуальный тренер подсказывает, что делать и как вести переговоры. Игровой интерфейс и интерактивная система делают обучение более веселым.

Кроме того, игра оценивает, насколько хорошо игрок справился с заданием. Менеджеры могут узнать, кто из их подчиненных на что способен. «Игра использует реальные данные, так что компания всегда знает, кто справляется, кто нет, а кто - восходящая звезда», - говорит Скотт Рэнделл, генеральный директор создававшей игру компании Brandgames.

Даже Microsoft экспериментировала с офисными играми. Особенно компанию интересовали игры, заточенные под производительность, в которых требуется выполнять задания.

Бета-тестирование нового продукта - одна из самых трудоемких задач, она требует огромных затрат. Чтобы облегчить процесс, Microsoft разрабатывает игры - за это отвечает директор по тестированию продуктов в Объединенной группе коммуникаций Microsoft Росс Смит. Последний проект Смита называется «Передай надежду: облегчение страданий жертв катастроф». В игре участники зарабатывают очки, тестируя новый мессенджер компании под названием Communicator, и оценивают его работу. Очки нужны не только для тщеславия: чем больше их наберут участники игры, тем больше долларов Microsoft пожертвует благотворительным организациям. В игру успели поиграть уже 8000 сотрудников компании.

Предыдущая тестовая игра Microsoft называлась «Хороший язык». Участники использовали свое свободное время и знание языков, чтобы оценивать версии Windows на разных языках. Игроки соревновались за очки, в результате чего рутинная работа приносила им удовольствие.

«Несмотря на то что я непосредственно не участвовал в разработке интерфейса Windows, благодаря игре я почувствовал себя одним из ее создателей», - говорит сотрудник компании.

Конечно, использование видеоигр имеет свои ограничения. Например, если показатели в игре непосредственно связаны с оценкой качества работы или оплатой труда, есть опасность, что игра перестанет приносить удовольствие.

«Когда игры пересекаются с тем, за что платят деньги, люди могут воспринимать это болезненно, - говорит Смит. - Они считают, что вы просто хотите заставить их работать побольше».

Но при правильном применении игры на рабочем месте делают обучение интересным, а обыденные задания - не такими скучными.

«Игры - это один из способов экспериментировать с созданием стратегий и решением задач в игровой среде, - говорит Уилл Райт, создатель знаменитых игр SimCity и Spore». В 1990-х Райт разрабатывал несколько офисных игр, вроде SimRefinery для компании Chevron. Игра, напоминающая SimCity, помогала сотрудникам, не получившим инженерного образования, понять, как работает нефтеперегонный завод.

«Игры заставляют людей использовать научный метод, - добавляет Райт. - Вы создаете в голове модель и проверяете ее в игре. Если модель не работает, вы возвращаетесь на шаг назад и улучшаете ее. Таким образом можно довольно быстро научиться интуитивно чувствовать довольно сложные системы».