Проповеди о исцеление расслабленного у овчей купели. Исцеление расслабленного при овчей купальне. Девица, окрещенная ангелами

Вконтакте

Исцеление расслабленного при Овчей купели - одно из чудес, совершенных Иисусом.

Согласно Евангелию от Иоанна (Ин.5:1-16), это чудо произошло у Овчих ворот рядом с фонтаном или прудом, который по арамейски назывался Вифезда (досл. «дом милосердимя».

Вода из купальни считалась чудодейственной, когда

«ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

При купальне всегда было множество больных людей, которые желали получить исцеление и старались быть первыми при вхождении воду.

Одним из них был расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды.

Palma Giovane (1548–1628) , Public Domain

Когда Иисус увидел его беспомощно лежащим и узнал, что он лежит долгое время, сказал ему: «возьми постель твою и ходи».

И расслабленный тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл.

Bartolomé Esteban Murillo (1617–82) , Public Domain

Это чудо было совершено в субботу и, видя расслабленного, несущего свою постель, иудеи говорили: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели», на что он отвечал - «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи», но не мог сказать, кто исцелил его.

Овчая купель (Исцеление расслабленного). Николай Бруни Бруни Николай Александрович (1856-1935) , Public Domain

Позже в храме его встретил Иисус и сказал:

«вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Когда стало известно, кто совершил исцеление в субботу, то «искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

Фотогалерея



Полезная информация

Исцеление расслабленного при Овчей купели
англ. Healing the paralytic at Bethesda

Евангелие от Иоанна

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.

Дополнительное чтение

«Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих .

«Блажен человек, переносящий все страдания в жизни сей с терпением и упованием на Бога! Один его день перевесит на весах небесных месяцы и годы безбожника, который или веселится без страданий, или страдает без терпения и упования на Бога».

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы совершаем память чуда исцеления больного при Овчей купели Иерусалима. По-другому этот день в церковном календаре именуется Неделей о расслабленном.

Некий человек лежал в болезни 38 лет, ожидая чуда. Он видел вокруг себя множество больных, слепых, хромых, парализованных (см.: Ин. 5: 3). Он видел, как исцеляются другие люди, которые успевали раньше него войти в воду по возмущении ее Ангелом. Но ничего не мог поделать с собой. Его немощь была настолько велика, что сам он был не в состоянии спуститься в воду в ту минуту, когда вода приобретала целебные свойства. Этого человека, у которого уже, видимо, не было никакой надежды на выздоровление, исцелил Христос.

Водоем Вифезда - «дом милосердия», - при котором исцелялись евангельские больные, находился недалеко от Овечьих ворот. В настоящее время его показывают рядом с церковью святой Анны внутри Старого Иерусалима. Он состоял из двух бассейнов, каждый из которых имел около 50 метров в ширину и 50 метров в длину. Глубина водоема достигала 15 метров. В этих купальнях омывали жертвенных животных (овец, волов и проч.), которых пригоняли из Овечьих ворот на Храмовую платформу. Даже после разрушения Храма одна из купален, как пишет Евсевий Кесарийский, «невероятным образом имела пурпурно-красную воду. Говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» .

Причина целебных свойств воды не ясна. Можно только гадать, была ли в воде особая красная глина, заживляющая раны, или это был какой-то периодически бьющий из-под земли гейзер. Но факт остается фактом: периодически на протяжении многих лет здесь происходили исцеления. Они происходили и до чуда с расслабленным, и после.

Несмотря на то, что водоем после купания животных содержал нечистую воду, больные, забывая законы о ритуальной чистоте, надеялись здесь чудесным образом выздороветь. Вплоть до IV века, по святителю Кириллу Иерусалимскому, при Овчей купели лежало множество больных . Позднее в память о чуде исцеления была построена «церковь расслабленного», которая по-другому еще называлась «церковью Овчей купели» (IV в.).

Чем же отличалось поминаемое сегодня событие от других подобных исцелений при Овчей купели?

Прежде всего мы видим полную оставленность расслабленного окружающими людьми. Ему никто не помогает, о нем никто не заботится. Возможно, он дольше всех лежал при этой купели, но никто не уступил ему, не дал спуститься в воду первым. Более того, после чудесного выздоровления его никто не поздравляет. Напротив, его укоряют за то, что он собирался понести свою постель в субботу.

Мы не знаем причины такой нелюбви к бывшему расслабленному: может, его не любили за прошлые грехи (см.: Ин. 5: 14) или сторонились по причине каких-то открытых язв; может быть, он имел скверный характер. Всё это - одни предположения. Но мы точно можем наблюдать в этом человеке его веру в то, что Бог может его исцелить. Он терпеливо ожидает, надеется только на Божие чудо. И когда Христос его исцеляет, он сразу же идет в Храм Бога благодарить (см.: Ин. 5: 14).

В контексте богословия Евангелия от Иоанна расслабленный - один из самых немногословных собеседников. Он не спорит со Христом «о рождении свыше», как Никодим, не ссылается на праотца Иакова, как самарянка; даже слепорожденный, которого Иисус отправил омыться в купальню Силоам, и тот сказал больше слов, чем расслабленный.

Когда читаешь текст Писания, создается впечатление, что расслабленный совершил когда-то тяжкий грех (на это намекают слова Спасителя: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». - Ин. 5: 14), в результате чего появилась болезнь. И после этого он, как преподобная Мария Египетская, стал чужд людей, телесными страданиями искупая свои прошлые грехи.

В Евангелии от Матфея «расслабленными» чаще всего называются больные, разбитые параличом. Паралич - это потеря двигательной функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы. В результате судорожного напряжения мышц пораженные части тела становятся обездвиженными и вскоре делаются иссохшими (см.: Мф. 8: 6). Сухорукий, которого Господь исцелил в синагоге, был как раз болен параличом руки (Мф. 12: 10).

По современным словарям русского языка, «расслабленным» может быть назван не только физически обездвиженный человек, но и тот, кто болезнью доведен до полного упадка сил, кто слаб не только физически, но и психически. Это слово может описывать состояние человека, лишенного силы, энергии, ясности мысли.

Более того, в наши дни под «расслабленностью» мы чаще всего понимаем уже не тяжелую болезнь тела, а вялость характера, апатичность, утомляемость, упадок сил, немощность, бессилие, дряхлость.

Конечно, при высоком нервном напряжении в работе или при склонности человека к повышенной возбужденности, раздражительности, взвинченности медики могут порекомендовать немного расслабиться. Чтобы нервная напряженность не превратилась в психосоматическое нарушение, при котором снижается эмоциональная устойчивость, равновесие, проявляется агрессивность, иногда действительно требуется определенная разрядка, расслабление, отдых, перемена вида деятельности.

Но когда «расслабленность» становится стилем поведения, приобретенной чертой характера, тогда она становится болезнью, которая обездвиживает душу человека, делает его психическим паралитиком.

Спокойствие такого человека, ведущего расслабленный образ жизни, по факту может оказаться следствием необязательности, уходом от ответственности, расхлябанностью, ленью. Такой человек не ставит себе в жизни цели, не стремится достигать конечных результатов, попросту закапывает в землю свои таланты. При этом, как ни парадоксально, умело подчеркнутая внешняя респектабельная расслабленность может сочетаться с самолюбованием, излишней удовлетворенностью собой, самооправданием, наглостью. Это можно заметить на примере алкоголиков. Попуская себе излишнюю расслабленность, уходя от трудностей реальной жизни, апатичный человек может легко уйти в виртуальную реальность, погрузиться в глубокий сон.

Можно спросить себя: как же избежать подобных крайних состояний расслабленности как духовной болезни? - Постоянно бороться за жизнь, давать отпор лени, мотивировать себя на достижение результатов.

Двенадцать лет женщина, страдавшая кровотечением, искала способа исцеления от болезни, бегая по разным врачам (см.: Мф. 9: 20; Лк. 8: 43); 18 лет женщина, «имевшая духа немощи», скорченная и не могущая выпрямиться, ходила в синагогу, поучаясь в Законе Божием (см.: Лк. 13: 11); 38 лет расслабленный надеялся на чудо у купели Вифезда (см.: Ин. 5: 5). Никто из них не роптал на Бога или судьбу, что так долго им пришлось ждать помощи свыше. Но никто из них также не проявлял пассивности к жизни. Они находились «в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах», но и «в великом терпении» (2 Кор. 6: 4).

При этом терпение - это не молчаливое перенесение боли, «стиснув зубы». В Новом Завете терпение характеризуется как деятельное состояние человека, когда он делает какое-то доброе дело с надеждой получить результат, безропотно преодолевая неудачи. Так, евангельское семя, «упавшее на добрую землю», означает тех, которые, услышав слово Боже, не только хранят его в добром и чистом сердце, но и «приносят плод в терпении» (Лк. 8: 15). По апостолу Петру, в познании Господа и Спасителя нашего нам дарованы «великие и драгоценные обетования», поэтому мы, прилагая к сему всё старание, призваны показать «в вере добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1: 5-7). Апостол Павел утешает: «Мы спасены в надежде… когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении… Дух [Божий] подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8: 24-26).

Посему, дорогие братья и сестры, не будем предаваться лени, вести расслабленный образ жизни, но, набравшись мужества, будем подкрепляться надеждой. Дух Божий, обетования вечной жизни подкрепляют нас в немощах наших. Пусть наше терпение будет деятельным, безропотным, приносящим плод в виде благочестия, братолюбия, любви.

Будем непрестанно молиться и восклицать с псалмопевцем Давидом: да не постыдятся все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся ищущие Тебя, Боже Израилев (см.: Пс. 68: 7).

Евсевий Кесарийский . Ономастикон. 58: 21.

«В Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» (Кирилл Иерусалимский , святитель. Беседа о расслабленном. 2: 1).

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие

... ...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

1. Исцеление расслабленного при Овчей купели

(Иоанна 5:1-16)

Об этом событии повествует только Ев. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздник. В данном случае неясно, на какой именно праздник пришел Иисус в Иерусалим, но всего достовернее, что это был праздник Пасхи или Пятидесятницы. Только в этом случае выходит, что общественное служение Господа продолжалось три с половиною года, как издревле принимала это св. Церковь, руководствуясь именно хронологией четвертого Евангелия. Около полугода прошло от крещения Господа до первой Пасхи, упоминаемой во 2-ой главе, затем один год до второй Пасхи, упоминаемой в 5-ой главе, второй год до третьей Пасхи, упоминаемой в 6-ой главе (4 ст.), и третий год до четвертой Пасхи, той, пред которой пострадал Господь.

У Овечьих ворот, называвшихся так потому, что через них прогонялись к храму жертвенные животные, или потому, что около них находился рынок для продажи этих животных, на северо-восточной стороне городской стены на пути через Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, находилась купальня, называвшаяся по-еврейски Вифезда, что значит: «дом милосердия» или милости Божией, так как вода в купальне была из целительного источника. По свидетельству Евсевия, еще в 5-м веке показывали пять портиков этой купальни. Целебный источник этот привлекал к себе множество больных всякого рода. Источник этот не был обыкновенным целебным источником: целительную силу он проявлял лишь по временам, когда в него сходил Ангел Господень, возмущавший воду, и только тот исцелялся, кто первый сходил в купель сразу же по возмущении воды, т.е, по-видимому, вода только короткое время по возмущении оказывала свое целебное свойство, а затем теряла его. Тут находился расслабленный, уже 38 лет страдавший в своем недуге и почти потерявший надежду на исцеление, тем более, что, как он объяснил Господу, он, не имея при себе человека, не был в состоянии даже использовать целебную силу чудесного источника, не будучи в силах сам достаточно быстро передвигаться, чтобы сразу по возмущении воды погрузиться в купель. Умилосердившись над ним, Господь мгновенно исцеляет его одним Своим словом: «Востани, возьми одр твой, и ходи». Этим Он показал превосходство Своей спасающей благодати пред средствами спасения в Ветхом Завете. Но так как была суббота, то иудеи, под каким наименованием Евангелист Иоанн обыкновенно подразумевает фарисеев, саддукеев и старейшин иудейских, враждебно относившихся к Господу Иисусу Христу, вместо того, чтобы порадоваться или удивиться выздоровлению расслабленного, страдавшего столько времени, возмутились, как он посмел нарушить заповедь о субботнем покое, нося постель, и сделали ему замечание. Исцеленный, однако, не без тона некоторой дерзости в отношении к ним, оправдывается приказанием Того, Кто исцелил его, и Кто в глазах его имел достаточную власть освободить его от соблюдения слишком мелочных постановлений о субботе. С оттенком презрительности иудеи спрашивали его, Кто Тот Человек, Который осмелился разрешить ему нести постель в субботу. Прекрасно замечает по этому поводу блаж Феофилакт: «вот смысл злобы! Не спрашивают, Кто исцелил тебя, но Кто повелел нести одр твой. Спрашивают не о том, что приводило в удивление, но о том, что порицали». Хотя они и не знали наверное, но догадывались, что Исцелителем должен быть ненавистный им Иисус из Назарета, а потому не хотели даже говорить о чуде. Исцеленный не мог дать им ответа, ибо не знал Иисуса. Вероятно, исцеленный вскоре же пошел в храм, чтобы принести Богу благодарность за свое исцеление. Тут встретил его Иисус со знаменательными словами: «Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет». Из этих слов особенно ясно видно, что болезнь постигает человека в наказание за грехи, и Господь предостерегает исцеленного от повторения грехов, чтобы не постигло его еще большее наказание. Узнав своего Исцелителя, бывший расслабленный пошел и объявил о Нем врагам, конечно, не со злым намерением, а чтобы показать авторитет, под влиянием которого он Действовал. Это вызвало новый приступ злобы иудеев, против Иисуса, и они «искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые отрывки Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в евангельские чтения? Почему из года в год я повторяю те же самые мысли, стараясь довести до своего и до вашего сознавая евангельскую проповедь? И мне вспоминается, как один проповедник однажды четыре воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и когда один из его прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не замечаете, что только повторяетесь? — тот ему ответил: а вы — как отозвались на эту проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?..

Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь, много раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я говорил: каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному: ты болен, ты расслаблен и душой, и телом — а хочешь ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же, вероятно, ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что значит получить от Бога исцеление. Что значит: из разбитого стать цельным, из расслабленного стать вновь крепким и способным на жизнь — и духовную, и душевную, и телесную? И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего чтения: ты стал цел; смотри — не согрешай, как бы что худшее тебе не случилось… Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно за собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не дается цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и остались только обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той новизне, которая нам была дана изначала.Исцелиться силой Божией — телом ли, душой ли, духом ли, значит на себя взять ответственность жить как человек, который уже больше не раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в ком есть семя зла, есть семя добра, но который неразделенно, всей душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью и всей немощью своей, в которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов ради этого добра пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью.А цельность — это значит новое отношение с Богом, новые отношения с собой, новые отношения с окружающими людьми и с окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец разделенности; по отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не поверхностно, не слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и всегда опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям — это значит жить глубинно, это значит встречать людей не только поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а жить так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни, охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения.Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да, Господи! Я хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно, раньше, чем мы скажем эти слова, которые столько от нас потребуют — вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность через жизнь, ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только тогда ответим: да, Господи! А иначе — иначе задумаемся над собой, и поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что дела их были темны…Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает какое-то греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и Бога? Нет! На это мы не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны произнести над собой суд, встать, и стать верными себе, ближнему и Богу. Аминь!

Четвероевангелие (Таушев) Аверкий

Исцеление расслабленного у овечьей купели (Иоанн 5:1-16).

Исцеление расслабленного у овечьей купели

(Иоанн 5:1-16).

Об этом событии повествует только св. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздники. В этом случае не совсем ясно, на какой именно праздник Иисус пришел в Иерусалим, но вероятнее всего, то была либо Пасха, либо Пятидесятница. Только в этом случае выходит, что общественное служение Господа продолжалось три с половиной года, как издревле принимала это св. Церковь, руководствуясь, именно, хронологией четвертого Евангелия. Так, около полугода прошло от крещения Господа до первой Пасхи , описываемой во 2-й главе, затем год - до второй Пасхи , упоминаемой в 5-й главе, еще один год - до третьей Пасхи , о которой сказано в 6-й главе, и еще один, третий, - до четвертой Пасхи , той, перед которой пострадал Господь.

У Овечьих ворот, названых так потому, что через них прогоняли к храму жертвенный скот, или потому, что возле них находился рынок, где продавали этих животных, на северо-восточной стороне городской стены, на пути через Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, находилась купальня, называвшаяся по-еврейски - Вифезда , что значит «дом милосердия» или милости Божией: вода в эту купальню собиралась из целительного источника. По свидетельству Евсевия, еще в пятом веке по Рождестве Христовом показывали пять портиков этой купальни. Целебный источник привлекал множество больных всякого рода. Однако, то не был обычный целебный источник: свою целительную силу он проявлял лишь по временам, когда в него сходил Ангел Господень, возмущая воду, и тогда мог исцелиться только тот, кто первый, сразу же по возмущении воды, входил в купель; по-видимому, вода только короткое время являла целебное свойство, а затем сразу теряла его.

Тут, у купальни, находился расслабленный, страдавший уже 38 лет и почти потерявший надежду когда-либо исцелиться. Тем более, как объяснил он Господу, не имея при себе помощника, был не в состоянии использовать силу чудесного источника, не имея сил передвигаться самостоятельно достаточно быстро, чтобы погрузиться в купель сразу, как вода начнет возмущаться. Смилостивившись, Господь мгновенно исцеляет несчастного одним Своим словом: «Встань, возьми постель твою и ходи» . Этим Он показал превосходство Своей спасающей благодати перед средствами Ветхого Завета.

Но так как была суббота, то иудеи, под каким названием св. Иоанн подразумевает обычно фарисеев, саддукеев и иудейских старшин, враждебно относящихся к Господу Иисусу Христу, вместо того, чтобы порадоваться за несчастного, страдавшего столько времени, или удивиться чуду, возмутились тем, что бывший больной посмел нарушить заповедь о субботнем покое, нося свою постель и сделали ему замечание. Исцеленный, однако, не без некоторой дерзости начал оправдываться, что он только выполняет веление Того, Кто исцелил его и Кто, в его глазах, имел достаточно власти освободить его от соблюдения слишком мелочных постановлений о субботе. С оттенком презрения иудеи спрашивают бывшего больного, Кто же Тот Человек, Который осмелился разрешить ему нарушать общие правила?

Хорошо замечает по этому поводу блаж. Феофилакт: «Вот смысл злобы! Они не спрашивают, Кто исцелил его, но Кто повелел ему нести его постель. Интересуются не тем, что приводит к удивлению, но тем, что порицается». Хотя они и не знали наверняка, но вполне могли догадываться, что Исцелитель никто иной, как ненавистный им Иисус из Назарета, а потому даже не хотели и говорить о чуде. Исцеленный же не мог дать им ответа, ибо не знал Иисуса.

Вероятно, исцеленный вскоре пошел в храм, чтобы принести Богу благодарность за свое исцеление. Тут встретил его Иисус со знаменательными словами: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» . Из этих слов особенно ясно видно, что болезнь постигает человека в наказание за его грехи, и Господь предостерегает исцеленного от повторения грехов, чтобы не постигло его еще большее наказание. Узнав своего Исцелителя, бывший больной пошел и объявил о Нем иудеям; не со злым намерением, конечно, а чтобы поднять авторитет Иисуса Христа. Это вызвало новый приступ злобы у иудеев, и они «искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» .

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (Ин. V, 1-9)После этого был праздник еврейский, и пришел Иисус в Иерусалим.И есть в Иерусалиме у скотных ворот купальня, зовут ее по-еврейски Вифезда, с пятью навесами.Под навесами лежало много больных: слепые, расслабленные, калеки. Они все ожидали

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исцеление расслабленного в Капернауме. Мк. 2: 1-12; Мф. 9: 1-8; Лк. 5: 17-26 Обойдя с проповедью окрестные села и города Галилеи, Господь опять пришел в Капернаум. Весть о том, что Иисус вернулся в Капернаум, быстро облетела жителей приморского городка, и ко Христу потянулись толпы

автора (Таушев) Аверкий

Исцеление расслабленного у овечьей купели (Иоанн 5:1-16). Об этом событии повествует только св. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздники. В этом случае не совсем ясно, на какой именно праздник Иисус пришел в Иерусалим, но вероятнее

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Исцеление расслабленного при овечьей купальне Была в городе Иерусалиме купальня, которая называлась по-еврейски Вифезда, то есть дом милосердия. Она была тем замечательна, что ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду, и тот больной, который входил в

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Исцеление другого расслабленного Куда ни приходил Иисус Христос, везде к Нему приносили больных. Он их исцелял то одним словом, то прикосновением Своей руки. Иногда в толпе народа больные старались подойти к Нему, чтобы дотронуться до края Его одежды, и те, кто прикасался

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

Исцеление расслабленного при Овчей купели Ин. 5,1-16 Избрав Галилею главным местом Своего учения и действования, Господь при наступлении второй пасхи во время открытого служения Своего отправился в Иерусалим для того, чтобы опять, перед лицом первейших учителей народа и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО Ин. V, 1. После сего был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.После этого был праздник еврейский, я пришел Иисус в Иерусалим.2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых

Из книги Может ли ещё молиться современный человек? автора Сурожский Митрополит Антоний

5:1-18 Исцеление расслабленного Праздник Иудейский в ст. 1 не назван. Если это была Пасха, то можно предположить, что общая продолжительность служения Иисуса составляла более трех лет. Похоже, что праздник упомянут для того, чтобы объяснить присутствие Иисуса в Иерусалиме,

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО Во имя Отца и Сына и Святого Духа.В одном из своих сочинений пpеподобный Ефpем Сиpин говоpит: Не заключай свою молитву в одни слова, пусть каждое твое действие будет Бого-служение...Этим он говоpит многое. И первое: все, что мы делаем, имеет какое-то

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Исцеление расслабленного Один человек не мог ходить. Хочет согнуть ноги, а они не гнутся. Хочет сесть, а сил нет. Он был такой слабый, что его так и называли – расслабленный.Мать кормила его с ложки и умывала, как маленького ребенка. И еще у него были друзья, которые часто

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

а) Исцеление и прощение расслабленного. 2.1-12 - «Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Исцеление расслабленного при овчей купели Во второй год Своего служения на спасение рода человеческого Господь опять пришел в Иерусалим на праздник Пасхи. Он проходил к храму Овчими воротами (они так назывались потому, что через них прогоняли овец для жертвоприношения)

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Исцеление расслабленного в Капернауме Исцеления бесноватых и другие чудеса, творимые Христом, открывали людям, что Он может освободить их от власти диавола, дать им и духовное и физическое здоровье. В некоторых случаях Христос прощал грехи больным, прямо указывая на

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

3.3. Посещение Иерусалима: исцеление расслабленного у Овчей купели, беседа о равенстве Отца и Сына Евангельский фрагмент Ин. 5: 1–4 всем хорошо известен как евангельское чтение на водосвятных молебнах. Он указывает на обстановку, в которой было совершено чудо: место

Из книги автора

X В Иерусалиме. Исцеление расслабленного при овчьей купальне. Столкновение с фарисеями из-за срывания учениками колосьев в субботу. Исцеление сухорукого Так как служение Иисуса Христа доселе по преимуществу совершалось в отдаленной Галилее, то в Иерусалиме еще немногие