Когда изобрели письменность. Значение слова «письменность». I.3.2 Клинописное письмо. Шумерская клинопись

Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.

Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.

Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

Палочное письмо

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вАмпумы и кИпу.

Вампумы

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или поясА, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо “инивари”).

Узелковое письмо

Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – "узел ") – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.

Первые книги, отпечатанные наборным способом (с помощью набора литых металлических литер), появились в Германии в середине 15 в. К концу столетия этот способ книгопечатания распространился по всей Европе. В то же время умение писать становилось все более необходимым и распространенным по мере развития торговли и коммерции, поскольку и правительства, и частные предприятия уделяли все больше внимания постоянному ведению учета. Таким образом, развитие латинского письма пошло двумя путями: путем книгопечатания, с одной стороны, и путем письма от руки, применявшегося в переписке и при ведении деловых записей, с другой.

Знаки времени предвещают уход алфавита, а письма, кажется, теряет свое значение. Мысль о потере письменного общения действительно пугает, ведь письмо – единственный способ сохранить человеческие мифы, традиции и познания за много веков. Артефакты могут служить напоминанием о древних цивилизациях, но без письма мысли человечества будут утеряны. Ученые небезосновательно называют создание письма рассветом истории. Как будто все, что было до этого, не происходило.

На дощечках размером с ладонь шумеры только тренировались писать. После использования дощечки просто выбрасывали – так много их было найдено.

Дощечки имели надписи с обеих сторон. С одной стороны учитель выписывал новый урок, который должны были переписать ученики с обратной стороны дощечки.

Но клинопись, шумерская письменность, не была спонтанным изобретением. На протяжении нескольких веков она развивалась из пиктограмм и рисунков . Каждый рисунок был простым отображением мира или какого-то объекта. Но эта система не только ограничивала возможности выражения, но и была невероятно сложной.

Как только знаки стали означать звуки , а не предметы, один и тот же знак можно было использоваться для нескольких фонетически похожих понятий.

Использование более абстрактных символов стало важным достижением, обозначившим переход от системы письма «один символ – одно слово» к системе «один символ – один слог» . Этот процесс развивался на протяжении столетий, и это привело к уменьшению знаков , используемых шумерами, с 2 тысяч до 500. В то же время знаки прошли процесс упрощения и стилизации, вплоть до того, что символы не имели практически ничего общего с первоначальной картинкой.

Шумеры жили в хорошо организованных городах-государствах. Монументальные храмы были интеллектуальными, духовными и торговыми центрами городов. Например, зиккурат города-государства Ур – старше, чем египетские пирамиды, он служил прообразом легендарной Вавилонской башни . Этот храм был самым мощным символом этой городской цивилизации – цивилизации, в которой зародилось понятие о письме.

Ранние письменные документы использовались для ведения бухгалтерии. Но поскольку было найдено множество разных шумерских документов, можно предположить, что письменная документация не была просто экономической необходимостью.

Река Евфрат уже давно изменила течение, и пустыня поглотила храмы . Сегодня лишь несколько охранников следят за остатками цивилизации, изобретшей и развившей письмо.

Но не только храмы и дощечки помнят зарождение письменности. Профессия писца до сих пор существует в современном Ираке, где клиентов обслуживают вне офисов и госучреждений.

Греки внесли в финикийскую письменность гласные звуки . Для обозначения гласных они использовали финикийские знаки, не имеющие фонетических эквивалентов в греческом языке.

Письмо в Древнем Риме

Этрусское искусство в современной Тосканы свидетельствует о сильном влиянии Древней Греции. Это не просто стилистическая имитация. Когда греки основывали колонии по всему итальянскому полуострову, этруски усвоили греческий алфавит. И хотя этрусская цивилизация остается загадкой, точно установлено, что именно этрусские города-государства передали свою письменность Древнему Риму . Но его развитие, в свою очередь, окончательно положило конец этрусской культуре .

24 августа 79 года н.э. произошла историческая катастрофа , которая по иронии судьбы оказалась чрезвычайно полезной для современных археологов.

Стило делали из дерева, металла или даже из слоновой кости. Написанное легко было удалить, просто разгладив воск тупым концом стило. Чтобы процесс написания на воске был быстрее и эффективнее, использовали курсивный шрифт .

Дощечки были просты в использовании и недороги в изготовлении, поэтому впервые в истории человечества читать и писать могла не только элита. Римская империя стала первой цивилизацией, в которой система образования была доступна для широких слоев населения. Подобная римская демократизация сделала наибольший вклад в историю письма . Политические лозунги на зданиях Помпеи свидетельствую о высоком уровне грамотности населения .

Во время извержения вулкана как раз длилась избирательная кампания по выборам мэра. Лозунги написаны унциальным шрифтом – второй римской формой письма. Как и все римские шрифты, он состоял только из больших букв. Закругленное унциальное письмо, в котором все буквы были заглавными, являлось третьим видом римского шрифта . В основном его использовали для надписей на камнях. Они до сих пор подтверждают величие империи на руинах монументальных римских зданий.

Письмо в Древнем Риме было инструментом власти. владение этим искусством было обязательным для управления огромной империей. Письменные послания и приказы отдавались в самые отдаленные уголки империи. Письменность позволила ввести в действие сложное законодательство.

С эстетической точки зрения римские буквы были четко определены и на протяжении многих веков оставались неизменными. Стойкость этой классической красоты сильно контрастировала с хаосом и беспорядком раннего Средневековья .

Хотя есть и те, кто относится к текущим событиям довольно критично. Мы можем оказаться в ситуации, когда людям навяжут совершенно новый механизм общения друг с другом . Принцип, лежащий в основе этого нового механизма, состоит в оцифровке всех человеческих знаний с помощью двоичных кодов, используя только числа 0 и 1.

Цифровая революция в некотором роде заключается в понимании разницы между битами и атомами . Даже если вы не знаете физику, то всегда помните об атомах, ведь мы состоим из атомов, мы носим атомы, едим атомы, живем в атомах. Они имеют свой весь, размер, цвет, массу. А вот биты, эти единички и нолики, из которых складывается ДНК информации, не имеют ни веса, ни размера, они двигаются со скоростью света, это совершенно другой феномен. Как только мы начнем отличать мир битов от мира атомов, мир изменится.

В одной популярной американской газете был приведен следующий пример: каждый день производятся тонны бумаги и гнутся тысячи спин, чтобы газета попала на стол к читателю. Компания содержит более 100 машин, каждая из которых проезжает тысячи километров в год, чтобы развести газеты во все точки продаж. Эту же газету могут прочитать миллионы людей через Интернет. Один щелчок мышки, и на экране появится информация, переносимая на тысячи километров невесомыми и бестелесными битами.

Интернет – это всеобщий рог изобилия знаний , примеров которому еще не было в истории человечества. Всемирная паутина обеспечивает доступ не только к актуальной информации, такой как газетные статьи, но и к древним документам и даже целым библиотекам.

Пока что неизвестно, оправдают ли новые технологии наши оптимистические ожидания. Некоторые люди надеются на приход новой эры, в которой будет царить мир и свобода. Одни считают, что мы станем жить лучше, ведь можно будет не ходить на работу, а зарабатывать деньги, не выходя из дому. Тогда как других волнуется потенциальная потеря общения, изоляция в холодном мире конформистов.

Как ни странно, но новые технологии нас не сближают, а наоборот создают новый вид одиночества , приводящий к культурному развалу. Из-за новых технологий мы забываем о физическом контакте, заменяя его электронным, поэтому во многих отношениях мы стали еще более разрозненными, чем когда-либо.

Раньше нам вполне хватало ручки и карандаша, но наши требования стали более сложными. Существует опасение, что люди, не сведущие в компьютерах, будут исключены из нового цифрового мира. Есть главный недостаток цифровой революции : множество людей не имеет доступа к компьютерам. Сейчас люди делятся не столько на бедных или богатых, а на поколения, молодежь это понимает, а люди старшего поколения – нет. Современные дети пользуются компьютерами намного естественнее, чем их родители пользовались телефоном в молодости.

Но новые средства массовой информации не просто передаются знакомый смысл новым способом, они меняют содержание. Новые яркие средства информации соединяют слова, письмо, картинки и звуки доселе невиданным способом, и эти новые достижения несомненно повлияют на традиционные методики обучения.

Изобретение алфавита привело к созданию цивилизации людей, мыслящих с помощью слов. Последствия электронных технологий совершенно иные: они стимулируют другую зону мозга, отвечающую за воображение. Мы как культура теряем способность общаться при помощи слов. Грамотность не является обязательным условием для электронных средств информации, не нужно уметь читать и писать, чтобы позвонить или включить радио или телевизор.

С развитием новых средств информации традиционные способы передачи слов, такие как книги, могут просто выйти из употребления. Однако, не все согласны с этим утверждением, считая, что в электронном мире нет места длинным книгам , длинным параграфам, длинным предложениям и длинным обсуждениям.

Возможно, в будущем страницами книги будут служить дешевые компьютерные мониторы. По сути, компьютер и будет книгой. Некоторым может не понравиться, что у него будет лишь одна книга, но эта книга может менять содержание в любое время.

Сейчас позиции книги сильнее, чем когда-либо. Количество произведений, печатающихся во всем мире, с каждым годом возрастает, а библиотеки трещат по швам. Книга пережила приход радио, кино и телевидения. Поэтому можно предположить, что даже цифровой век не победит любовь человека к печатному слову.

Огромное влияние новых средств информации бесспорно. Это заставляет некоторых людей искать связь с цивилизациями, которые традиционно пользовались преимуществами правого полушария. Возможно, алфавит устареет и выйдет из употребления, как в свое время виниловая пластинка.

Независимо от того, разделяем мы эту точку зрения или нет, письмо несомненно претерпевает массу изменений. Но даже в цифровом веке письмо будет основным способом решения сложных вопросов и преобразования их в более простую и организованную форму. Оно останется единственным и самым важным средством организации человеческих идей и эмоций. Но кроме мира письма будут существовать и другие миры, которые сегодня нам даже сложно представить.

К чему бы не пришло человечество в будущем, язык всегда будет выразителем наших мыслей, а письмо останется инструментом, с помощью которого мы будем документировать наши идеи, не давая им кануть в лету.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

Появление первой письменности произошло примерно пять тысяч лет назад. Это была шумерская письменность, которая позднее получила название клинопись, поскольку надписи состояли из клиновидных значков.

Древние шумеры писали на глиняных табличках, для чего использовали заостренную палочку из камыша. Затем их обжигали в печи, благодаря чему они дошли до нашего времени, что позволяет нам проследить историю появления письменности.

О зарождении письменности существует две гипотезы:

  1. Письменность была изобретена в одном месте (гипотеза моногенеза);
  2. Письменность была изобретена в нескольких очагах (гипотеза полигенеза).

Письменность представлена в трех первичных очагах, которые не имеют доказанной связи. Это:

  • месопотамский очаг (шумерская письменность);
  • египетский очаг;
  • письменность дальнего Востока, в частности, китайская письменность.

Согласно теории моногенеза письменность на территорию Египта и Китая была занесена от шумер. Как бы там ни было, письменность везде развивалась однообразно – от примитивных рисунков до письменных знаков. Таким образом, произошло превращение пиктографии (рисуночного письма) в графическую систему (начертательное письмо).

Пиктография (письмо рисунками) обычно отражала жизненную ситуацию, людей и животных либо различные предметы.

Первые надписи начертательного письма свидетельствовали о хозяйственных заботах древних людей – оружии, еде, запасах. При этом изображения предметов были простыми. Постепенно правила изоморфизма начали нарушаться: вместо достоверного изображения количества предметов начала передаваться качественная информация. Так, изначально рисовали столько ваз, сколько было на самом деле, например, три, а затем стали рисовать одну вазу и три черточки, которые обозначали количество ваз. Таким образом, началась раздельная передача количественной и качественной информации. Перед первыми писцами стояла задача разделения и осознания различия количественных и качественных знаков. Затем начала развиваться иконичность и появляться собственная грамматика.

Рубеж IV-III тысячелетий до н.э. ознаменован достижением египетских писцов, которые научились из рисунков выделять знаки, обозначавшие не нарисованный предмет, а звуки, входящие в его название. И хотя звуки по-прежнему оставались рисунками, они всё же становились и фонетическими знаками. Таким образом, начал происходить переход от конкретного к абстрактному предмету, которому не соответствует наглядный образ.

Со временем во всех концах земного шара началось отображение знаков посредством звуков. Теперь каждый знак имел привязку к звучанию целого слова. Но таким письмом было довольно сложно пользоваться, и умела это делать только ограниченная каста людей.

В XIII-XII вв. до н.э. на Ближнем Востоке стали появляться синайские надписи, благодаря которым был сделан значительный шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Вместо них были разработаны знаки, обозначающие слог. Так появилась слоговая письменность, в которой для разных слов существовало разное сочетание гласного и согласного.

Благодаря появлению таких однослоговых знаков, из сложной письменной системы выделился алфавит. Со временем финикийцы, ознакомившись с этими буквами, создали свое алфавитное письмо, в котором были упрощены знаки слоговой письменности.

Ответить достоверно на вопрос, когда и кто изобрел письменность, невозможно. Поскольку возникновение письменности было вызвано потребностью жизни государства, общества и хозяйственной деятельности людей.

Как только человек приобрел способность мыслить, ему захотелось что-нибудь записать. Зачем? А затем, чтобы осталась память о мыслях, открытиях, событиях, интересных людях и т.д. Даже в то время, когда человек не умел еще толком говорить, он оставлял на стенах своих пещер восхитительные картины.


На самом деле оказалось очень сложным соединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо. Письмо же заключается не просто в определенном количестве знаков, которые выражают конкретную мысль. В нем должно содержаться и содержание послания, чтобы другой смог прочесть его и произнести. Так как люди древнего мира не могли еще разделить речь на фразы, предложения на слова, а слова на звуки, они пытались отразить свои мысли в рисунках.

Письменность представляла собой набор неких мнемонических символов, по которым читатель мог понять, в чем дело, однако это не было отражением собственно речи или особенностей языка. Каждый, кто рисовал на стене всевозможные сцены, делал это по-своему. Но постепенно люди стали вырабатывать какую-то определенную систему символов, которые обозначали конкретные предметы: например, солнце могли изображать в виде круга с точкой посередине, и всем членам племени было ясно, что это именно солнце. Вырабатывались и конкретные, известные всем, символы, обозначающие такие понятия как «мужчина», «женщина», «вода», «огонь», «бежать» и т.д. Так и появилась первая система письменности - пиктографическое, или рисуночное, письмо.

Видимо, многие древние цивилизации применяли такую систему письма. Ведь это была самая простая форма для необходимых записей. Пиктограммы всегда были ясны и легки для изображения. Первые из известных систем пиктографии были созданы около 3 000 года до нашей эры египтянами в северо-западной Африке и шумерами в южном Двуречье.

Уже тогда каждый символ представлял собой небольшое изображение. Самым главным было то, что этот символ должен был соответствовать тому предмету, который изображался, то есть быть похожим на него.


Несмотря на все достоинства у пиктографического письма были и свои существенные недостатки. В чем же они заключались? Во-первых, на изображение пусть даже очень короткой истории необходимо было много времени, ведь каждый символ требовал тщательной прорисовки. Во-вторых, с помощью пиктограмм можно было изобразить лишь предметы, но невозможно было передать их цвет, какие-то абстрактные понятия, местоимения, личные имена. Именно на этом этапе появилась необходимость соединить устную и письменную речь в единую систему.

Когда писцы научились записывать связные тексты, у них на это, опять же, уходило очень много времени. Каков выход? А выход видели в упрощении символов. Так возникли символы, удобные и легкие, понятные и писцам, и читателям документов. Когда форма символа перестала напоминать рисунок, а превратилась лишь в сочетание черт, тогда человеческая письменность перешла на новую ступень развития - иероглифическое письмо .

Иероглифы служат для обозначения слов. Выделяют три группы иероглифов.

Первая группа - это логограммы, или идеограммы, то есть знаки, которые обозначают понятия, будь то предмет или действие.

Вторая группа - это символы, которые базируются на фонетическом принципе: к примеру, знак «ласточка» для обозначения прилагательного «большой». В древнеегипетском языке эти слова звучат примерно одинаково.

Третья группа - это детерминативы, то есть знаки, которые помогают читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще до его звукового прочтения. К примеру, в шумерской клинописи такие детерминативы ставились в виде вертикальной черты перед мужскими именами. Некоторые детерминативы ставились перед именами царей, цариц, названиями городов, рек, стран и т.д.

Постепенно система письма «один символ - одно слово» сменилась на систему «один символ - один слог». Это означает, что в системе письма стало гораздо меньше знаков - обычно от 30 до 100. Так как ни один из них не отражает объектов, поэтому написание их просто и состоит из простых линий и точек. В качестве примеров слогового письма можно привести кипрский силлабарий (1 200-400 до н.э.), древнеперсидский клинописный шрифт (500-300 до н.э.).

Однако на этом развитие письменности не закончилось. Около 1 100 года до нашей эры в Палестине был изобретен западносемитский алфавит . Самой характерной его разновидностью является финикийский алфавит, который является предком всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита.

Принцип алфавита очень прост: каждому знаку соответствует один звук. Письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Однако в самом финикийском алфавите на письме обозначались лишь согласные, в то время как гласные опускались. Стоит отметить, что человеку все же проще читать тексты с набором из 22 символов, нежели учить коллекции иероглифов из 2 000 штук.

У каждой буквы финикийского алфавита было свое название: алеф, бет, далет, зайин и т.д. Их порядок также был строго определен. И современные алфавиты мало что привнесли в эту систему. Греки добавили букв для гласных звуков и, таким образом, алфавит стал практически совершенным. Кстати, даже сегодня когда нам нужно выразить какую-либо идею для представителей любого языка, мы снова используем пиктограммы: знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды или же знаки в международном аэропорту. А значок $ является не чем иным, как идеограммой, символом, но никак не прямым изображением доллара.