Основная идея сказки принцесса на горошине. «Принцесса на горошине

    Как же меня удивляла эта сказка, а в частности как принцесса смогла почувствовать горошинку даже через десятки одеял.

    Сказка учит тому, что даже несмотря на грязную одежду, нужно видеть в человеке прежде всего человека, ведь не зря же придумали поговорку Встречают по одежке. Вот так же и с принцессой встретили ее то по одежке, а оказалась, что девушка она очень даже непростая, а царских кровей.

    Также никогда не нужно терять достоинства и терпения и тогда ваши старания будут награждены.

    Ну и конечно, никогда не отказывать в помощи, если вас просят об этом, все мы люди и должны помогать друг дружке.

    Сказка, название которой-Принцесса на горошине,учит людей милосердию и сочувствию.И не обязательно такой человек,который к вам обратиться за помощью,будет благополучным и богатым,и даже если он совсем неказисто одет или совсем нищий,обратите на него внимание и окажите ему посильную помощь.

    Сказка учит тому,что доброта является всегда востребованной и в итоге всегда победит зло.

    И еще мораль сказки такова, что не нужно оценивать людей только по их одежке или внешнему виду,потому что этот может быть обманчивым и суть человека будет иной на самом деле.

    И истинное лицо человека невозможно сразу определить,для этого нужно время.

    Мне кажется мораль этой сказки очень проста - настоящее сокровище не спрячешь под неказистой оберткой, настоящий алмаз будет сверкать даже в грязной оловянной оправе. Так и в этой сказке, промокшая грязная девушка постучав в ворота замка объявила себя принцессой, по ее одежде этого сказать было нельзя, как и отсутствие слуг настораживало - откуда взялась в такую погоду настоящая принцесса одна?

    Но проверка горошиной показала, что девушка действительно принцесса, ведь свои привычки не спрячешь от внимательного взгляда. Ну а второй урок совсем простой - иногда настоящее сокровище, или удача, само просится к вам в руки и надо только не зевать и не упустить свой шанс.

    Внешность обманчива - вот ключевая мысль сказки. А еще история о принцессе, которая не смогла уснуть на горошине, покрытой двадцатью тюфяками, проводит разграничивающую черту между представителями царских семей и обычными людьми, акцентируя внимание читателя на том, что только настоящие принцессы могут быть такими неженками. Ребенок сразу поймет, что самое твердое, что попадалось под руку (точнее, под тело) принцессы - это горошина, что ей чужды такие вещи, как, допустим, лежать на голых половицах и орудовать мотыгой.

    Практически любая сказка имеется в свом содержании поучительный смысл. Если мы говорим конкретно о сказке под названием Принцесса на горошине, то про не можно сказать следующее. Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по оджке - это совсем неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире. Доброе человеческое сердце всегда должно победить любое зло и любую повстречавшуюся на пути к достижению поставленной цели несправедливость.

    Также эта сказка учит и тому, что к любому человеку нужно проявлять отзывчивость и доброту.

    Мне кажется, тому, что не обязательно отправляться в дальние странствия, чтобы найти настоящую принцессу. Такая принцесса может совершенно случайно ненастным вечером постучаться в двери вашего замка. Пусть и выглядеть она будет не самым блестящим образом, ведь она так долго шла, устала, пусть и одежда у не не самая королевская, как подобает настоящей принцессе, возможно, она и не совсем и настоящая принцесса, но это покажет небольшое испытание, которому не забудет подвергнуть е ваша матушка, а, может быть, эта девушка попросту так нежна и деликатна, что с честью выполнит это испытание, будучи и просто самой обычной девушкой. Да какая разница. Сердце у не доброе, она воспитанная и хорошая девушка, разве этого не достаточно, чтобы быть названной принцессой.

    Встречай по одежке, но делай выводы опосля. Принцесса на горошине - это сказка о любви, доброте. Принцесса в образе нищей девушки осталась той же принцессой с доброй душой. Скитания не испортили девушку. За терпение, кротость, доброту она получила главную награду - любовь. Мораль проста, добро побеждает зло.

    Она учит быть милосерднее и внимательнее по отношению к людям, наверное. Оценивать их по уму и разным качествам характера, а отнюдь не по оджке.

Наверное, в мире не существует сказки с более кратким содержанием. «Принцесса на горошине», история которой не уступит детективам Агаты Кристи, написана в далеком 1835 году датским писателем Гансом Христианом Андерсеном, но так и не была принята критиками, а ведь в ней был заложен глубокий философский смысл о тонкости души и мнимых ценностях.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка - охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине - это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет - то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина - это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у "Принцессы на горошине" краткое содержание - автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

Главная мысль сказки (мораль сказки):

Настоящие принцессы очень чувствительны. А если смотреть шире, то уменее тонко чувствовать определяет настоящую женщину.

Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую. Вот он и объездил весь свет, а такой что-то не находилось. Принцесс-то было вволю, да были ли они настоящие? До этого он никак добраться не мог; так и вернулся домой ни с чем и очень горевал, — уж очень ему хотелось достать настоящую принцессу.

Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое!

Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошёл отворять.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая принцесса!

«Ну, уж это мы узнаем!» — подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а ещё сверху двадцать пуховиков.

На эту постель и уложили принцессу на ночь.

Утром её спросили, как она почивала.

— Ах, очень дурно! — сказала принцесса. — Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!

Тут-то все и увидали, что она была настоящею принцессой! Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков, — такою деликатною особой могла быть только настоящая принцесса.

И принц женился на ней. Теперь он знал, что берёт за себя настоящую принцессу! А горошину отдали в кунсткамеру; там она и лежит, если только никто её не украл.

Знай, что история эта истинная!

Андерсен Г-Х. сказка "Принцесса на горошине"

Главные герои сказки "Принцесса на горошине" и их характеристика

  1. Принц, молодой и красивый, ищет себе в жены настоящую принцессу, но видимо и сам не знает, какая принцесса настоящая.
  2. Принцесса, молодая и красивая, привыкшая спать на самых мягких перинах, изнеженная и непривычная к другим условиям.
  3. Королева, мудрая женщина, которая придумала интересный способ испытания принцесс.
План пересказа сказки "Принцесса на горошине"
  1. Поиски принцессы
  2. Грусть
  3. Гроза
  4. Задумка королевы
  5. Горошина
  6. Плохой сон
  7. Свадьба
Кратчайшее содержание сказки "Принцесса на горошине" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Принц ищет настоящую принцессу, но нигде не может ее найти
  2. Принц грустит
  3. Страшная гроза и принцесса у ворот замка
  4. Королева кладет горошину под перину
  5. Принцесса жалуется, что не могла уснуть
  6. Принц женится на принцессе.
Главная мысль сказки "Принцесса на горошине"
Настоящая принцесса способна почувствовать горошину даже под большим количеством перин.

Чему учит сказка "Принцесса на горошине"
Эта сказка учит нас тому, что привыкнув к очень хорошим условиям жизни, человек становится изнеженным и не может уснуть даже на мягких перинах, потому что они кажутся ему твердыми. Эта сказка учит тому, что все в мире относительно.

Отзыв на сказку "Принцесса на горошине"
Эта сказка мне очень понравилась, не потому что в ней какой-то особенный сюжет, а потому что она написана с юмором. В ей описано забавное испытание, которое призвано определить настоящую принцессу и после этой сказки многие наверняка проверяли, способны ли они почувствовать горошину под периной или подушкой.

Пословица к сказке "Принцесса на горошине"
Отведаешь сам - поверишь и нам.
Не испытав - не узнаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Принцесса на горошине"
Жил в одной стране красивый молодой принц, который очень хотел найти себе красивую принцессу. Он везде искал настоящую принцессу, но никак не мог такую найти.
Он вернулся домой и очень грустил.
Но вот однажды разразилась страшная гроза и в ворота замка кто-то постучал.Там оказалась принцесса, очень мокрая принцесса.
Ее провели в замок и королева решила проверить, настоящая она принцесса или нет. Для этого королева положила на кровать горошину, а сверху двадцать тюфяков и двадцать перин.
Потом принцесса пошла спать.
Утром ее спросили, как ей спалось и принцесса принялась жаловаться, что всю ночь не могла уснуть, потому что лежала на чем-то твердом.
Так все поняли, что перед ними самая настоящая принцесса.
Принц женился на этой принцессе, а горошина хранится с тех пор в музее.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Принцесса на горошине"

Цели:
    Ознакомить учащихся со сказкой “Принцесса на горошине”. Развивать навык выразительного, беглого чтения. Развивать самостоятельность на уроке.
Оборудование:
    Портрет Г. X. Андерсена. Иллюстрации к сказке “Кот в сапогах”. Иллюстрации к сказке “Принцесса на горошине”. Мультимедийный проектор (для показа презентации). Экран. Компьютер.

Ход урока

Проверка домашнего задания (по сказке Шарля Перро “Кот в сапогах”).На зрительных метках находятся слова, прочитайте их.– Составьте из данных слов пословицу.(Учащиеся снимают карточки со зрительных меток и выставляют их на доску, получается пословица: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. ) Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Почему сказка – это ложь?(Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в реальной жизни существовать не может. )– Дома вы читали сказку “Красная шапочка”. Скажите, а в сказке “Красная Шапочка” имеются элементы волшебства?(Да, имеются. )– Какие, назовите их.(Волк разговаривает, он съел бабушку, внучку, волк хитрый, злой. )Сказка ложь, да в ней намек... Как вы понимаете слово НАМЕК?(Ответы детей ).Для того, чтобы мы точно знали значение слова НАМЕК, обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича. НАМЕК – слова или поступок, которые могут быть поняты только по догадке.УРОК – нечто поучительное, то, из о можно сделать вывод для будущего.НАМЕК – слово или выражение, в котором не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке. Т. е. для того, чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно поразмыслить.– Обратимся ко второй части пословицы. ... Добрым молодцам урок.– Какое значение имеет слова УРОК в данном выражении?УРОК – то, что должны вынести для себя читатели. (Т. е. это то, что должны вынести для себя читатели. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. )– Какой урок мы должны вынести, прочитав сказку “Красная Шапочка”?(Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в людях, видеть, кто перед тобой стоит. )– Значит сказки это не просто увлекательное чтение, а чтение, наполненное скрытым содержанием.– Давайте вспомним, какие сказки мы знаем. В этом нам поможет небольшое увлекательное задание.

– Найдите на картинке животных.– У вас на столах лежат карточки, которую вы видите сейчас на экране. Найдите на картинке животных.

– Итак, кого вы нашли на картинке?(Волка, медведя, птицу, козленка, лису – учащиеся выходят к экрану и показывают указкой ).– Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с этими героями?Волка – “Волк и семеро козлят”, “Красная шапочка” Шарль Перро, “Три поросенка”, “Айболит” К. И. Чуковский, Козленка – “Волк и семеро козлят”, Лиса – “Лиса со скалочкой”, “Приключение Буратино” А. Толстой, Птица – “Снежная королева”, “Курочка ряба”, “Конек-Горбунок” Ершов, Медведь – “Теремок”, “Машенька и медведи”, “Колобок”, “Три медведя”.– Какой урок можно вынести из сказки “Волк и семеро козлят”? (Дети должны слушаться свою маму. )– Какой урок мы можем вынести из сказки “Снежная королева”?(Очень легко потерять близких людей, если сердце наполнить холодом. )– Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой, автором которой является Ганс Христиан Андерсен.(Выставка книг ).– Думаю, что вы знакомы с такими его произведениями как: ......– Чтобы немного вспомнить знакомые вам сказки Андерсена предлагаю вам встретиться с некоторыми из его героев.Ученица: – Глаза мои сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни кротости. Я прекрасна и одежда моя соткана из миллионов снежных звездочек. Я ослепительна, красива и окружает меня белый прозрачный лед. Кто я?(Снежная королева ).(Открывается картинка или обложка книги “Снежная королева”).

Г. X. Андерсен “Снежная королева"

Ученица: – Я появилась из маленького ячменного зернышка, который вырос в большой чудесный цветок. Я всего с дюйм ростом. У меня нежный и красивый голосок, которого еще никто никогда не слыхивал. Кто я?(Дюймовочка. )(Открывается картинка или обложка книги “Дюймовочка”. )

Г. X. Андерсен “Дюймовочка”

Ученица: – Я попала в дом принца во время развиравшейся непогоды, но отдохнуть в этом доме мне так и не удалось, потому что постель была очень неудобной. Кто я?(Принцесса на горошине )(Открывается после того, как учащиеся отгадали героиню.)

Г. X. Андерсен “Принцесса на горошине”

(Открывается тема урока. )

    Прочитать сказку. Определить какие уроки она несет в себе. На основе этой сказки составить свою.
– Сегодня мы обратимся к сказке Ганса Христиана Андерсена “Принцесса на горошине”.Мы должны:
    прочитать сказку; определить какие уроки она несет в себе; и на основе этой сказки попытаться составить свою.
Выразительное чтение сказки (учителем). – Вы уже знаете, что сказка читается определенным образом. Что мы должны учесть, читая сказку?(Существовали так называемые сказители, которые рассказывали сказки и для этого использовали определенную интонацию, сказовую. )– А теперь вы внимательно послушаете сказку, и затем мы попробуем прочитать ее, соблюдая интонацию.– Прочитайте сказку, соблюдая сказовую интонацию. (Чтение по частям – 3 чел. )– Давайте посмотрим, сумел ли... передать сказовую интонацию?(Ответы учащихся. )Самостоятельная работа: – В сказке нам встретились слова, которые требуют объяснения. (Работа по карточкам).– На ваших столах имеются карточки, прочитайте задание и самостоятельно впишите необходимые слова, используя материал сказки.Вставь пропущенные слова.Перевел сказку с _______________языка на русский язык А. __________________ _______ мешок набитыйсеном и служащий матрасом._________________ мешок, набитыйпухом или перьями.____________________ музей, собраниередкостей, диковинных предметов.Гагачий пух _____ пух птицы _______ .Проверка.

– Проверяем. Итак, какие слова вы вписали?Перевел сказку с датского языка на русский язык А. Ганзен.Тюфяк – мешок набитый сеном и служащий матрасом.Перина – мешок, набитый пухом или перьями. Кунсткамера музей, собрание редкостей, диковинных предметов.(Это первый музей в России, основанный Петром 1, куда собирались редкие предметы. )Гагачий пух пух птицы гаги.– Какой урок мы должны вынести из этой сказки?– Пока трудно ответить на этот вопрос, еще не разобрались, будем двигаться по порядку.– Какой перед нами предстала принцесса? Зачитайте отрывок, описывающий ее. (... За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из–под каблуков.)– Автор дает нам только несколько предложений. Давайте дорисуем этот образ принцессы. (Она была совершенно одна, она была в простом платье, вся мокрая вода вытекали из-под каблуков. )

– Была ли она похожа на принцессу?(Картинка принцессы у ворот: мокрая ).(Нет, не была ).– Что помогло определить, что принцесса настоящая?(Горошина ).– Почему же ей так плохо спалось? (Она чувствовала эту горошину ).В чем заключается вымысел данной сказки?(Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения настоящей принцессы ).– Так чем принцесса отличается от простой девушки?(Принцесса очень нежное создание, ее все опекают, оберегают и поэтому она чувствительна, даже к тому, что находится под 12 тюфяками и 12 перинами. )

– Теперь вернемся к нашему вопросу, какой же урок мы должны вынести из этой сказки?(1. Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса.2. Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.)Самостоятельная творческая работа:

– Придумайте еще несколько способов определить, настоящая ли перед вами принцесса или настоящий перед вами принц. Составьте свою современную сказку.(1 вариант, например:2 вариант, например:Чтение самостоятельно придуманных сказок и оценивание их учащимися (4 сказки прочитать).

– Поднимите квадрат зеленого цвета, если вы оцениваете данную сказку, как удачную; поднимите квадрат синего цвета, если вы оцениваете данную сказку как интересную; и квадрат красного цвета, если эта сказка требует доработки.Рефлексия: – А теперь оцените свою работу. Поднимите соответствующий квадрат.– Я вижу, что у вас получилось.Домашнее задание:

    Составьте книжку – малютку со сказкой о настоящем принце, какой он должен быть. Подготовьте выразительное чтение своей сказки.
Самооценка: – Используя шкалу, оцените свою деятельность на уроке.– ...(имя) как ты оцениваешь свою деятельность на сегодняшнем уроке?– Вы согласны?(Спросить 5 чел. )