Енисейский Зуб. Казанчинский порог. Уникальный туер "Енисей". Туер «Енисей» в литературе

Каза́чинский порог - участок на Енисее при пересечении отрогов Енисейского кряжа. Включает в себя два переката и два слива, где ширина русла сужается с 650 до 350 м. Разница в высоте между началом и концом порога — почти четыре метра. Скорость течения воды — до 20 км/ч.

  1. Чуть выше порога расположена деревенька Порог.

  2. Судовой ход тут подходит к левому берегу.

  3. Довольно близко.

  4. По правому борту остаются камни и перекаты.

  5. В динамике:
  6. Хотя и в статике видно, что река тут далеко не зеркало.

  7. На Енисее много уникального. К примеру — единственный туер в России. Зовется по имени реки — «Енисей». Построен в 1964, а до него на пороге работал туер «Ангара» — с 1903 года. Туер — это буксир, который тянет корабли через порог, «цепляясь» за же проложенный по дну реки трос. Буксиров, которые могут пройти вверх через порог без его помощи, на Енисее не очень много. Пассажирские корабли проходят через порог вне очереди, потому посмотреть туер за работой не вышло.

  8. Под Нижним сливом порога расположен сложенный скальными породами остров Подпорожный.

  9. Остров.
  10. Левый берег.

  11. Правый берег.

  12. На островке расположена стоянка туристов. Или рыбаков. Или еще кого…

  13. Завидев теплоход, они сразу ломанулись на лодке ему наперерез. Зачем — не понял.

  14. После порога судовой ход раздваивается. Мы пошли к правому берегу.

  15. А эти ждут, пока мы пройдем.

  16. Танкер.

  17. Туристы. Всякие интересные места по пути объявлялись через динамики теплохода, так что народу было исправно много.

  18. Мы прошли порог, а снизу еще кто-то к нему идёт.

Панорама порога:

Казачинский порог

Туер-буксир «Енисей» проводит пассажирские и грузовые суда через Казачинский порог. Скорость течения на этом участке реки достигает 20 км/ч, поэтому очень немногие суда могут преодолеть его своим ходом. К тому же судовой ход здесь извивается буквой S, а ширина его составляет всего семьдесят метров, порожистый участок изобилует подводными камнями и водоворотами. Условия плавания на этом участке осложняет и то, что течение воды идёт под углом к судну, что увеличивает опасность сноса на камни. Туер же следует вдоль проложенного точно по фарватеру троса, и без затруднений вписывается в фарватер .

Длина Казачинского порога - три с половиной километра.

История

Туер «Енисей» был построен по спецзаказу в 1964 году на Красноярском судоремонтном заводе . «Енисей» заменил туер «Ангара», который работал на Казачинском пороге с 1903 года

Конструкция

Туер «Енисей» является дизель-электроходом, то есть его тяговым двигателем является электромотор , получающий энергию от бортового генератора, приводящегося в движения дизельным двигателем . Мощность двигательной установки судна составляет две тысячи лошадинных сил, чего достаточно для проводки большегрузных судов.

Туер «Енисей» в литературе

Туер «Енисей» и его предшественник, туер «Ангара», упоминается в сборник рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» (рассказ «Туруханская лилия»)

Ныне в порогах трудится другой туер - «Енисей» - детище Красноярского судоремонтного завода. Он заменил старушку «Ангару»

См. также

Примечания

Ссылки

  • На Красноярском судоремонтном заводе ведутся работы по ремонту туера «Енисей»
  • Фотогалерея туера «Енисей» на сайте Енисейского пароходства

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Российский интернет-форум
  • Арийское братство

Смотреть что такое "Енисей (туер)" в других словарях:

    Енисей (значения) - Енисей: Енисей река в Сибири. Большой Енисей правый приток Енисея. Малый Енисей левый приток Енисея. Енисей село в Осинском районе Иркутской области. Енисей посёлок в Новосёловском районе Красноярского края. Енисей … … Википедия

    туер - а, м. toueur m. Буксирный пароход, захватывающий при своем движении особым механизмом кольца проложенной по дну реки цепи и тем способствующий передвижению привязанных к нему судов с грузом по извилистым рекам с быстрым течением. У нас много… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Туер - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Туэрно-цепная тяга

    Туэр - Туер с караваном барж пенишей на Сене, начало XX века. Туер (от фр. toueur) или цепной пароход особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Туеры появились в первой половине XIX века. С начала XX века их… … Википедия

    Цепное пароходство - Туер с караваном барж пенишей на Сене, начало XX века. Туер (от фр. toueur) или цепной пароход особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Туеры появились в первой половине XIX века. С начала XX века их… … Википедия Википедия

Один из пассажиров теплохода.

======================================== =============================
Между тем мы, продвигаясь по сжатой скалами реке, приближаемся к одному из самых интересных мест на Енисее - Казачинскому порогу . Казачинский порог - это самый труднопроходимый участок на Енисее. Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами Енисейского кряжа, пересекающими русло по всей его ширине. Проводка судов против течения осуществляется единственным в Росси теплоходом-туером «Енисей», продвигающимся путём протягивания троса, проложенного по дну реки. Лишь совсем немногие суда (среди которых теплоходы 588 проекта) могут преодолевать порог против течения самостоятельно. Падение реки здесь превышает 1 метр на километр длины, а общая длина порога вместе с несколькими перекатами составляет 4 километра. Опасность для судоходства представляют подводные камни и большая скорость течения реки (20 км/ч), а гребни волн поднимаются на 2 метра. Русло Енисея в пороге сужается до 350 метров, а судовой ход - до 70 метров. При этом напомню, что Енисей в этом месте несёт больше воды, чем Волга у Нижнего Новгорода!

Сколько печальных историй знает этот порог, сколько мужественных людей выходило поспорить с ним, одолеть его, победить! Но победа давалась не сразу. Лишь в 1882 году с помощью канатов и якорей через порог впервые с большим трудом был проведен пароход «Москва». В 1898 году от удара о подводную глыбу потерпел аварию пароход «Модест». Об этом случае вот уже более ста лет напоминает речникам подводная каменная плита с названием «Модест».

Но как же красив Казачинский порог при всей свой суровости! Ближе к порогу погода хмурится, словно напоминая о том, что мы приближаемся к самому опасному месту на реке. Небо чернеет, и теплоход входит в пелену дождя. Но с палубы не уходим - проверены «патроны» в фотоаппарате, глаз неотрывно следит за картой.

Приближаемся. Дождь усиливается. Внезапно перед самым порогом сбавляем ход до нуля. Впрочем причина задержки быстро выясняется - навстречу из пелены дождя появляется дизель-электроход «М.Ю. Лермонтов».

«Порог прошли!» - раздаётся в рупор с мостика «Лермонтова», после чего теплоходы обмениваются приветственными гудками...

Пропустив встречного «Лермонтова», направляемся в порог и мы...

Жуткий ливень, мощная река, шум её на пороге, завораживающие своей красотой скалы, обрывающиеся у самой воды, рассекающая небо ослепительная молния - неистовство воды и неба! Потрясающе!!!

Идём в самую опасную часть порога...

В 17-00 Казачинский порог пройден!

Кстати, кто-то может спросить, почему в наше время нельзя полностью расчистить порог, взорвав скалы на нём? Ответ прост: Казачинский порог - это естественная плотина, создающая подпор и поддерживающая значительные глубины выше по реке. Если её уничтожить, судоходство выше по Енисею до Красноярска окажется крайне затруднительным.

======================================== =============
А такова дань, отданная порогу энтузиастом - ни единого сухого места, полностью залит водой фотоаппарат. Впрочем, разве это важно?! Мой «Canon» бывал и в более сложных передрягах - и тонул, и подвергался радиации, и пробирался через границы, и работал в экстремальных температурах, и фотографировал запретное, и без страховки лазил со мной на заоблачные высоты. Что ему ливень в Казачинском пороге? А я… А я лишний раз убедился, что правильно поступил, взяв с собой целый рюкзак тёплой одежды и две запасные пары удобной обуви.

После Казачинского порога река успокаивается, словно переведя дух. Впрочем, течение и здесь очень мощное - оно остаётся сильным везде: и после устья Ангары, и после впадения Подкаменной и даже в заполярье, где Енисей становится необъятным и скорее напоминает море - даже вблизи устья в Дудинке скорость течения в Енисее составляет около 5 км/ч. До чего же велик Енисей!

Теплоход минует сёла Момотово, Галанино и Казачинское.

После дождя небо украсила яркая радуга...

За кормой из-за поворота неожиданно показался "Матросов", постепенно догоняющий нас. Как выяснилось позже, он идёт туристическим рейсом Красноярск - Бор - Красноярск. Солнце припекает... Над лесом после дождя поднимаются клубы пара...

Следующий ключевой момент сегодняшнего дня - устье Ангары , крупнейшего притока Енисея. По плану оно ожидается около 20-30. Энтузиастское сердце от волнения учащенно бьётся. Перед устьем Ангары Енисей делает крутой поворот, проходя вдоль изумительных по красоте обрывов:

Минуем ЛЭП и напряженно вглядываемся вдаль...

Вскоре по курсу открывается широкая горная гряда, уходящая далеко вправо. Оттуда, с гор, с седого Байкала сбегает к Енисею красавица Ангара .

Про Ангару и Енисей существует красивая легенда. Рассказывает легенда, будто в давние-давние времена в тех краях, где плещутся байкальские волны, жил седой богатырь Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете. Крепко берёг он ее от постороннего глаза, спрятав в хрустальном дворце на дне подводного царства. Услышала однажды Ангара о жившем за горами прекрасном юноше Енисее и полюбила его. Суровый отец, узнав об этом, ещё строже стал сторожить её. Он решил выдать дочь замуж за богатого Иркута. Близился день свадьбы. Тосковала Ангара по прекрасному Енисею. Плакала в подводной темнице, просила богов сжалиться и помочь. Сжалились боги над печальной пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и выпустить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать прочь по узкому проходу в скалах. Проснулся Байкал от шума и бросился в погоню. Но не угнаться ему за дочкой. Всё дальше убегала она от разъяренного отца. Тогда схватил отец каменную глыбу и метнул ее в беглянку, но не попал. Так и остался с тех пор лежать этот камень в месте выхода реки из озера, и зовут его люди Шаманским камнем. Разбушевавшийся отец все кидал и кадил обломки скал вслед убегавшей Ангаре. Но каждый раз чайки кричали - «обернись, Ангара, обернись!» И девушка уклонялась от камней. Так, говорит легенда, образовались многочисленные пороги в русле Ангары на пути к Енисею. Устал старик, сел на камень и заплакал. Больше он дочери своей никогда не видел. А Ангара на пятый день прибежала к Енисею, обняла его, и устремились они вместе к Студеному морю.
======================================== ===================================

Ангара - самый крупный приток Енисея. Слияние двух рек - потрясающе красивое и интересное место! Могуч и силён Енисей, но насколько же шире мощнее при встрече Ангара! При слиянии двух рек Ангара несёт значительно больше воды - на стрелке среднегодовой расход воды в Енисее составляет 3300 куб.м/сек, а Ангары - 4500 куб.м./сек. Однако именно Енисей считается главной рекой. Причина тому - более древнее геологическое строения его речной долины. Так что геоморфологически и, конечно, исторически (вспомните легенду!) Енисей - это главная река, а Ангара все-таки один из его крупнейших притоков.

Вот так выглядит место слияния Ангары и Енисея. Из Гугля видно то же самое.
(Ангара подходит справа, Енисей - "снизу").

Ангарская вода чище и теплее енисейской - как говорил один из енисейских речников, ныне работающий капитаном на Волге, после устья Ангары сразу изменяются показания датчиков в машинном отделении. Ангара хоть и мощнее Енисея, но мельче - в русле реки на всём протяжении много порогов. Ангара - одна из самых выгодных рек с точки зрения своих энергетических ресурсов. В советское время на Ангаре был сооружен один из крупнейших каскадов ГЭС - Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская (в настоящий момент строительство её ещё продолжается). Сквозного судоходства по Ангаре нет - река судоходна на отдельных плёсах и водохранилищах. По реке сплавляется очень много леса.

В месте слияния двух великих сибирских рек стоит поселок Стрелка - крупная перевалочная пристань.

А вот так ещё нагляднее. Справа из-за мыска с Енисея появляется теплоход "А.Матросов" (стрелка):

От устья Ангары начинается Нижний Енисей. Ангара приносит так много воды, что ниже её устья ширина потока даже в самых узких местах не менее километра, а где русло пошире - два-четыре километра. Но очень долго ангарская вода не смешивается с енисейской, выделяясь своей голубизной и прозрачностью. Рельеф долины Енисея начинает меняться - правый берег становится гористым, а левый - низменным и во время разлива заливается водой.

Енисей – самая сложная для судоходства река России. Непредсказуемые погодные условия в низовье, внезапные туманы, а главное – два опасных порога в среднем течении: Осиновский и Казачинский. Через второй вверх по Енисею самостоятельно не могло пройти ни одно судно до начала прошлого века. Большая скорость, малые глубины, а главное – извилистый ход. И вокруг этой водной преграды уже в первом тысячелетии до нашей эры селились люди.

Коварный порог

С берега Казачинский порог не кажется таким уж и опасным: перекаты, барашки пены, песок и камни-голыши, обточенные Енисеем до блеска. Могучая река здесь сужается до 350 м, а глубина местами едва достигает метра, и эту глубину нужно еще поймать, двигаясь по извилистому пути между огромными камнями. Если уйти вниз по течению могут многие суда, то подняться – даже сейчас – единицы: только те теплоходы, у которых скорость больше 20 км/ч. У груженых барж, которых в навигацию большинство, нет даже шанса. Большинство выступающих из воды камней – именные: их называют в память о судах, которые разбились или сели на мель в пороге.

Местные вспоминают о пароходе «Модест», в 1989 году от удара о скалы развалившемся надвое – чудом тогда обошлось без жертв. Капитаны рассказывают, что и сейчас редкая навигация обходится без происшествий – Енисей не дает расслабляться.

Единственная надежда – теплоходик-туер «Енисей», который по натянутому на дне стальному тросу ювелирно проведет суда, превышающие его по весу в десятки раз. Самое горячее время у туера – осенние месяцы, поэтому последние дни августа он на трехдневной профилактике.

Этот кораблик – настоящая достопримечательность, можно сказать – действующий музейный экспонат. В России, да и в мире, пожалуй, больше судов такого класса не осталось, хотя в XIX веке только по Волге ходили 14 туеров, были свои цепные пароходы во Франции, Бельгии, Америке. Но везде реки удалось укротить: на Волге, например, построили водохранилища – и она стала совсем ленивой. Разрушение Казачинского порога равноценно прекращению навигации на Енисее – изменится глубина в верхнем плесе. И это уже не говоря о том, что порог создает уникальную экосистему – именно на порогах воды Енисея аэрируются и самоочищаются. Этим наша река и отличается от той же Волги, которая такую способность утратила.

Музей на ходу

Небольшой теплоход-туер «Енисей» стоит у берега – у него странно раздвоенный нос: именно через него проходит 3,5-километровый стальной трос, по которому и идет туер. Курсанты драят палубу, капитан Сергей Пластинин смотрит на берег – профилактика подошла к концу, есть возможность немного передохнуть: осенью с низовья начнут возвращаться большие корабли – и вот тогда будет работа без отдыха с 8 утра до 8 вечера. Для Сергея Алексеевича это девятая навигация капитаном на судне.

Первый туер под названием «Св. Иннокентий» появился на этом участке в 1903 году, тогда и началась регулярная навигация.

В 1964-м его сменил теплоход «Енисей», детище нашего судоремонтного завода: табличка с годом постройки – на самом видном месте.

И с тех пор всю навигацию – пять месяцев – по несколько раз в день он проводит через Казачинский порог суда с огромным грузом – до 6 тысяч тонн.

– У нас мощность 2 тысячи лошадиных сил, половина работает на туерную лебедку – она является основной тяговой силой. Другая идет на четыре гребных винта, которые помогают рулиться, – капитан проводит экскурсию по судну. Механик с 15-летним стажем, Сергей Алексеевич, кажется, перебрал уже все механизмы на судне, поэтому уже старенький по всем меркам теплоход работает безотказно. Через всю длину туера тянется стальной трос, который проложен в деревянный желоб – чтобы медленнее изнашивался, запас деревянных плашек у капитана всегда под рукой. И все равно за одну навигацию выбраковывается до 750 м троса.

Команда – 22 человека – живет на судне безвылазно всю навигацию. Капитан старается всеми силами «одомашнить» обстановку – недавно поменяли кровати в каютах. Да и так видно, что это большое общежитие: сушится белье на веревках, вкусно пахнет обедом. Сейчас на туере проходят практику пять курсантов. Уже во время практики они получают зарплату в 25–30 тысяч рублей, потом будет больше.

– Но все равно, – вздыхает Сергей Пластинин, – молодых на берег тянет. Молодежи мало к нам идет.

Не у каждого хватит терпения день за днем курсировать по небольшому участку акватории – помогать большегрузам проходить тяжелый порог: туер делает до 500 подъемов за пять месяцев. Романтики в этом, на первый взгляд, мало, но без этого теплохода-работяги в разгар навигации пришлось бы совсем туго.

Были деревни, нет деревень

До ближайшего населенного пункта от порога – несколько километров. Но это разбитая лесная дорога, которую могут преодолеть только подготовленные машины. В деревне Порог Пятковского сельсовета в официальных документах «0» жителей. Во всем сельсовете из трех деревушек – около 200 человек. Порог уже окончательно стала летней деревушкой – здесь живут дачники, которые любят полное уединение, и рыбаки: домики тянутся вдоль одной улицы. Зимой она пустеет полностью. Света нет – у каждого свой дизель. Говорят, был проект туристической базы в Пороге, но по какой-то причине дальше идеи не продвинулось.

В советское время деревня тоже была крохотной – здесь жили рыбаки и те, кто обслуживал туер, были ссыльные – в основном литовцы. Работала крохотная малокомплектная школа. Ее здание сейчас тихо зарастает крапивой, а в окнах до сих пор тюлевые занавески.

Но история Порога не в советское время начинается – здесь были не только казаки-первопроходцы и местные племена. Долгие годы вокруг Казачинского порога ведутся раскопки. И хоть на всей территории Казачинского района 19 археологических памятников от неолита до Средневековья – стоянки, поселения, – самое ценное опять-таки связано с порогом. Это наскальные рисунки, обнаруженные на валунах на берегу Казачинского порога. Петроглифы датируются эпохой раннего железного века, а это значит, что уже тогда земли вокруг этой водной преграды не были безлюдными.

"Енисей" - единственный в России туер. Он буксирует через порог судна, поднимаясь по проложенному по дну Енисея стальному тросу;

Сергей Пластинин - капитан, механик с 15-летним стажем, содержит раритетное судно в идеальном порядке.

Можно сказать и так. Прямо посредине своей длины, великая и мощная сибирская река, с мужским казалось бы именем, имеет изящную талию. Ниже Красноярска километров около двухсот тридцати, и тридцать километров выше одноименного села лежит енисейский "великий зуб", порог Казачинский, главная проблема енисейского речного судоходства.

Красивейшее место на Енисее, оно же и энергетически богатое. по обе стороны самого "зуба" расположены пробитые рекой скалы. Включить воображение и ощущаешь древнюю, разрушенную плотину. Плотина то разрушена, а фундамент под руслом, тот самый "зуб" остался.

Сам порог протянулся вдоль русла на 3,5 км, а вот перепад в этом месте колоссальный - 1 с лишним метр на километр. Что был понятен "нырок" реки, представьте, что 230 километров от Красноярска перепад уровня реки меньше, чем 3,5 км в районе Казачинского.

На скалах слева и справа от узкого, с 650 метров выше течения в скалах река сужается до 350 метров, и по заваленным валунами берегам натыканы десятки памятников неудачникам покорения прохода.

До реального судоходства, плав средства переносились через это местечко на руках, а начиная с судоходством и пароходством на Енисее, на пороге был установлен паровой туер Св.Иннокентий. Случилось это в 1903 году. Тогда и была применена действующая до сих пор схема. По дну реки, строго по форватеру, проложен мощный трос, по которому с помощью лебедки, а не гребных винтов или колес движется сам буксир. А буксируемое судно прочно крепится к этому уникальному механизму.

После революции мало чего святого и священного оставалось, и Святитель Иннокентий был прозаически переименован в женское имя "Ангара", подружке Енисея, сбежавшей к любимому от отца Байкала.

И царский труженик, без которого судоходство на Енисее, в том числе и в годы Второй Мировой войны было бы невозможным, исправно трудился до 1964 года, пока его не сменил дизельный электромоторный туер "Енисей" построенный на Красноярском судостроительном заводе.

Механизм, являющийся еще и судном, уникален сам по себе. Это по сути огромная лебедка с экипажем в 22 человека, проходящий вверх и вниз течения, строго по фарватеру, посредством захвата и отпускания особо крепкого и толстого троса.

Большинству судов осуществляющих навигацию по Енисею, запрещено самостоятельно преодолевать Казачинский порог. Сейчас эта услуга платная, а в те времена, когда мальчишкой-юнгой ходил я, мы на среднемощных плоскодонках ВТшках пролетали водометной тягой и вверх и вниз без помощи речного монстра.

При царском туере, надо сказать всего два парохода сумели пройти без его помощи, но не без помощи бурлаков, кои тянули канаты находясь по разным берегам.

Сложность прохода как раз в том, что он не прямой, на вылет, а как бы S образный с угловыми потоками течения. И главной опасностью для любой мощности судов является то, что в случае отказа двигателя, выброс на скалы неизбежен.

Теперь наш туер здесь на всегда. Судостроительный завод в Красноярске разрушен и территория застроена жилыми кварталами. Сейчас очередь судоремонтного завода и нефтебазы, освободить берега для комфорта проживания красноярцев.