Вениамин борисовский. Послушание делает бремя легким

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин — коренной белорус; его жизнь, как «внешняя», так и, наверное, внутренняя, тесно связана с духовной жемчужиной Белоруссии — Свято-Успенским Жировичским монастырем. Здесь в 1994 году он принял монашеский постриг, здесь стал священником (иеромонахом), затем игуменом, архимандритом, здесь получил бесценные духовные уроки. В нашей беседе Владыка Вениамин назвал монастырь тихим пристанищем в бурном море; но остаться в этом пристанище на всю жизнь ему не было суждено. С Владыкой Вениамином мы беседовали о многом — и о жизни в монастыре, и об архиерейском служении, и об издательском деле, и о его родной Белой Руси.

— Владыка, почему так сложилось, что Вы, успешно закончив школу и технический вуз, отслужив в армии, приняли решение поступить в семинарию? Может быть, в детстве, в семье было что-то такое, что посеяло семена веры?

— Мои родственники по линии мамы были верующими, или, как раньше говорили, набожными, людьми. Они жили в простой живой вере. По отцовской линии в детстве верующих не припомню, и по внешнему впечатлению нас нельзя было назвать верующей семьей, но вера теплилась в нашем роду. Она передавалась из поколения в поколение, но передавалась, по известным причинам, тайно. Так она была передана и мне. Бабушка моя Анна — неграмотная, простая женщина, но очень глубокой живой веры. Когда я был лет шести, она подозвала меня и тихонько сказала, что хочет открыть мне какую-то тайну, при этом взяла с меня слово, что никому эту тайну не выдам. Я пообещал. И она сказала: «Ты знаешь, Бог есть». Я в ответ: «Конечно, знаю, что есть». В этом эпизоде из моего детства можно увидеть, насколько естественно, прирожденно для человека — верить в Бога: во младенчестве то, что Бог есть, воспринимается как вполне естественное явление, ребенок не удивляется, он чувствует Бога. Сомнения, колебания появляются позже, когда человек взрослеет и подвергается воздействиям окружающей жизни. А у ребенка всё просто: Бог есть.

У меня тоже были колебания, но в конечном итоге я пришел в семинарию. Почему? Обычно в таких случаях дают стандартный ответ о том, что пути Господни неисповедимы. Видимо, Господь призвал — и я откликнулся. А почему Господь так обо мне рассудил — думаю, что это тайна Божия. Но если бы было иначе, если бы не решился на поступление в семинарию и на монашеский постриг, то вряд ли моя жизнь пришлась бы мне по сердцу. Так я чувствую. Этот эпизод в детстве — тайна, доверенная бабушкой мне, шестилетнему, — стал для меня своего рода лакмусовой бумажкой, проявившей веру во мне самом и показавшей мне мой путь.

— А как вошел в Вашу жизнь Жировичский монастырь, когда Вы впервые в него приехали?

— После увольнения из армии в запас, в 1989 году, летом, на праздник Успения Божией Матери. Там как раз все готовились к празднику. Приехал сам, один. Знающие люди подсказали, как добраться до Жировичей. У меня к тому моменту появился большой интерес к вопросам веры. Как раз начали открываться храмы, стала доступной православная литература. У меня появилась Библия, и я со всем усердием взялся за чтение. Читал и другие книги, конечно, которые ко мне попадали. Все, что содержалось в них, было очень необычно, таинственно, приковывало внимание.

— Значит, впечатление, произведенное монастырем, монастырской жизнью, упало, как семя, на подготовленную уже почву? Решение о монашестве пришло сразу или позже?

— Монастырь всегда оказывает какое-то влияние на любого человека. Но в тот, первый, приезд я больше был поражен красотой богослужения и песнопений. Я увидел, как это все благолепно. На приход в монастырь повлияли многие факторы. Это ведь непростой, длительный процесс, очень серьезный жизненный шаг, который не делается поспешно. У каждого человека, который на это решается, должна быть какая-то внутренняя подготовка. Если можно так сказать — созревание.

— И сколько времени занял этот путь у Вас?

— Не знаю. Трудно сказать. Нельзя провести черту: вот с этого времени я начал думать о монастыре, а вот в этот момент принял окончательное решение. Границы здесь определять можно разве что условно. В душе ведь часто бывают смешанные чувства и мысли, и отделить одно от другого сложно. Поэтому провести четкую грань — вот здесь не было еще мысли о монашестве, а вот здесь вот она появилась — не удастся скорее всего… Послушником монастыря я стал еще во время учебы в семинарии, затем через полгода — иеромонахом.

— А был там, в монастыре, человек, чей пример оказал на Вас влияние? Кого Вы можете назвать своим духовным наставником?

— В монастыре сразу обращал на себя внимание архимандрит Митрофан (Ильин), который пользовался большим уважением. Порой он вел себя необычно или даже странно: юродствовал и этим прикрывал свои труды и подвиги. Некоторые его ответы и советы, совсем краткие, иначе как с усмешкой людьми не воспринимались, но в них была глубина истины. У батюшки Митрофана был не только талант, но и умение именно в сжатой форме выразить суть того, что нужно сказать человеку. Для меня примером стало его усердие к богослужению, постоянное пребывание в храме Божием и его любовь к духовному чтению. Он все время был занят: или молился, читая бесконечные записки, которые люди подавали в монастырь на поминовение, или читал духовную литературу, или общался с теми, кто просил советов в каких-то жизненных ситуациях, отвечая на их вопросы. Во всяком случае, я заставал его всегда во время таких занятий. И это, конечно, заставляло о многом задуматься, по-другому посмотреть на себя самого.

Однажды случилось так, что меня очень огорчил один человек. Если подходить к этой ситуации с обычной логикой, он был неправ и должен был попросить у меня прощения. В противном случае его следовало бы наказать, поступив по справедливости. Так мне казалось. И вот с этим своим недоумением, с этим огорчением — почему этот человек со мной так поступил, как эту ситуацию теперь разрешить? — я, тогда еще послушник, обратился за советом к отцу Митрофану. Стараясь быть как можно лучше понятым, передавал ему данную историю с усердием и во всех деталях. А он подумал немного и сказал совсем кратко: «Прости его». И все на этом. Эта простая фраза все поставила на свои места, сразу разрешив все проблемы. Так отец Митрофан показал мне: если хочешь, чтобы все в твоей жизни было правильно, хорошо — поступи по Евангелию, прости ближнего своего. А правды человеческой, справедливости человеческой не ищи.

— Свое монашеское имя Вы получили в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. Что значит для Вас этот святой, чему научило, в чем укрепило Вас его мученичество?

— Прежде всего обратили на себя внимание слова предсмертного письма митрополита: «Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо…». Великие слова, раскрывающие смысл и цель человеческой жизни.

— Вы были благочинным монастыря в Жировичах и затем наместником в Ляденском Благовещенском монастыре. Чем стали для Вас эти годы, что они Вам дали?

— Монастырь всегда сравнивают с тихой пристанью. И хотя в монастыре много забот и проблем, но все они сосредоточены внутри обители. Это и благоустроение монашеской жизни, и взаимоотношения между насельниками (учитывая черты характера каждого), и распределение послушаний… Монастырь — это закрытая территория, где осуществляется поиск путей духовного совершенствования. И там всем, находящимся внутри, даже стены монастырские помогают. Годы, проведенные мною в обителях, — это время тихой, спокойной, защищенной жизни. Это очень важные и значимые для меня годы, за которые я благодарен Богу. Давать им более обширную оценку сейчас не хотел бы, потому что именно с течением времени, на расстоянии, многое видится не так, как мы видим сейчас. Но уже сегодня есть чувство, что не смог до конца использовать дарованное мне тихое и благодатное время. И, конечно, нельзя сравнить проблемы монастырской жизни с теми, которые встали передо мной позже, с началом моего архиерейского служения. Сейчас все труднее и сложнее на порядок.

— На протяжении пяти лет Вы возглавляли Издательский совет Белорусской Церкви. И мне очень хотелось бы спросить об издательском деле в Церкви вообще. На Ваш взгляд, каковы его основные проблемы? В каком состоянии оно находится на сей день? И что можно считать успехом в издательском деле? Успех — это когда книг много или когда книги читают?

— Я бы сказал так: успех — это когда книг в достатке, книги хорошие, душеполезные, и их читают.

К сожалению, современные люди больше ориентируются на литературу, которая не отнимает много времени, не заставляет думать, не призывает к сосредоточенности, размышлениям, внимательности, не нацеливает на глубокомыслие. Зачастую люди предпочитают читать простые истории, интересные, быть может, даже смешные, увлекательные…

— Вы имеете в виду светские издательства или церковные?

— Главным образом светские, но и церковные тоже. Конечно, те издательства, которые занимаются духовной, церковной литературой, находятся в реальных условиях. Они должны содержать штат, платить сотрудникам зарплату, поэтому иногда приходится издавать то, что издать несложно и что сразу найдет спрос. А что касается, например, святоотеческих трудов — их издание требует большого труда, подготовки, выверения текста, и ажиотажного спроса на них, конечно, нет. Поэтому книги святых отцов не пользуются особым вниманием издателей: издатели вкладывают свои силы и средства в то, что легко привлекает читателя. Но принесет ли такое чтение духовную пользу — большой вопрос. Во всяком случае, эта польза будет относительной.

— Издаем что-то занимательное, ликвидное, православную женскую прозу и т. д., а святых отцов издавать не беремся?

— Да. Хотя не надо так упрощенно понимать, что все у нас плохо. Сегодня издается много хорошей литературы: исторической, святоотеческой, богословской, житийной. Но все же хотелось бы, чтобы соотношение между занимательным и серьезным находилось в лучшей пропорции.

— Но ведь это проблема спроса. Знакомый священник недавно сетовал, что у него в иконной лавке три года стоит Иоанн Златоуст, два года — Феофан Затворник, и их никто не берет, а вот «Огород с молитвой» и «Как защититься от колдунов» мигом разобрали. Главное — он эту брошюру про колдунов вообще не хотел на прилавке видеть, свечница настояла: «Батюшка, иначе совсем никакого оборота у нас не будет!».

— Это очень огорчает. Ведь книга святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» должна быть, по сути, одной из главных книг христианина. Святитель Феофан прекрасно знал «Добротолюбие», переводил его и делал простым, доступным читателю. Зная все богатство святоотеческой мысли, изложил его в своих простых письмах, советах, наставлениях. И, конечно, современный человек тоже мог бы извлекать из этого большую пользу для души, но в наши дни книга о том, как спастись и как проводить жизнь духовную, оказывается слишком трудной для восприятия, малозначащей и ненужной и поэтому не обращает на себя внимания.

— Услышала от того же священника о том, что люди не только святых отцов, они и Евангелие не читают, они просто не читают ничего вообще: «Косяком идут люди, которые со школьной скамьи не открывали никаких книг, только смотрели телевизор, а те, кто помоложе, — сидели в Интернете. И что я с ними должен делать? Что я им скажу?..».

— Да, это проблема нашего времени: клиповое сознание, привычка мыслить обрывками смыслов, читать только то, что не требует задержки внимания. И, конечно, это обедняет человека, делает его неспособным анализировать то, что ему преподносят, и извлекать из потока информации то, что ему необходимо. В результате человек привыкает мыслить штампами, которые ему подаются в современных СМИ, и легко становится жертвой любой информационной кампании. И это, конечно, не может не огорчать, потому что если человек не будет анализировать с духовной точки зрения происходящее вокруг себя и соответственно выстраивать свою жизнь, то что тогда может ожидать в перспективе общество, страну, мир?

— И все-таки люди, о которых мы с Вами сейчас говорим, приходят в Церковь. Значит, она им нужна, значит, они как-то это почувствовали, чего-то от своего прихода в Церковь ждут. Им нужно помочь — чем и как?

— В храм приходят разные люди, и по-разному приходят. Есть так называемые захожане: зашли, посмотрели, свечку поставили, требу какую-то заказали и ушли. Им больше ничего не надо. Или, например, в Вербное воскресенье пришли, по обычаю, освятить вербочки, в Великую Субботу забежали освятить куличи и после этого целый год в храме не появляются. Или молодые пары, которые венчаются просто ради красивого обряда, ради фотографий, а когда им говорят, что нужно в храм приходить чаще, нужно молиться, нужно что-то о вере узнавать, хотя бы проповедь послушать, они отвечают: «Не учите нас, мы сами знаем, что нам нужно». Все это очень печально на самом деле. И трудно однозначно сказать, как мы можем помочь этим людям.

Другое дело — постоянные прихожане. Вот они-то зачастую многим интересуются. Стараются в Интернете или у священника найти ответы на вопросы, которые у них возникают. Вот этим людям действительно можно и нужно помочь. Как? Книг у нас достаточно, и долг священника — познакомить прихожан с миром духовной, церковной литературы, научить их выбирать для себя книги, подсказать каждому, что нужно именно ему в данном конкретном случае.

— Не могли бы Вы рассказать о Ваших собственных предпочтениях в мире духовной литературы? Какие книги оказали на Вас в то или иное время воздействие, что Вы читали, читаете? И кого Вы любите из нецерковных, светских писателей?

— Еще в школе полюбил книги Жюля Верна, перечитал практически все, что мог найти в районной библиотеке. Этот автор мне нравился тем, что писал о захватывающих путешествиях, необычайных историях и мужественных людях. Его увлекательные сочинения учат не бояться трудностей, никогда не отчаиваться, идти к намеченной цели, а ведь это именно то, что нужно нам, если мы избрали путь христианина, путь духовного возрастания. А когда повзрослел, стал понимать, что в произведениях Жюля Верна присутствуют христианские понятия, христианские ценности: любовь к ближнему, служение добру, высокая нравственность.

Из духовных книг читаю прежде всего святителя Феофана, о котором уже говорил. С молодости любил читать или слушать жития святых — они производят очень сильное впечатление: перед читателем открывается совершенно другой мир, истинный, настоящий, неподдельный. Очень люблю труды современных подвижников: преподобных старцев Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита.

— Принимая монашеский постриг, Вы думали, что станете епископом? Желали ли этого? Имеют ли отношение к современной жизни слова апостола Павла: Если кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1)? Применимо ли хотя бы в каком-то смысле к церковной, к монашеской жизни мирское понятие «карьерный рост»?

— Первые вопросы — очень личные… и все-таки кое-что отвечу. Хотел быть простым монахом. У святых отцов в свое время не раз читал, что если монах желает священного сана, то это уже плохо, это означает, что он — на ложном пути. В некоторых монастырях Греции, на Святой Горе Афон и сегодня сохраняется такая практика: если узнают, что монах хочет быть священником, то его не рукополагают или, по крайней мере, откладывают рукоположение.

— Пока не перестанет хотеть?

— Пока не смирится и не доверит свою судьбу Богу. По этой причине не строил планов, не собирался быть ни священником, ни даже диаконом, а уж тем более епископом, хотя и учился в семинарии. Временами какие-то мысли проскальзывали, но внимания на них не задерживал. Призыв к епископскому служению для меня был неожиданным. Мне нужно было какое-то время, чтобы почувствовать, что в этом есть воля Божия, а не человеческая. И после этого ничего не оставалось, как преклонить главу.

— Иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 30) — что для Вас означают эти слова? Крест епископства нелегок, можно догадаться…

— Не буду говорить здесь о себе, потому что это было бы неправильно. Но могу сказать лишь то, что святыми отцами и подвижниками благочестия уже произнесено: «Если человек старается проявлять послушание своему старцу, послушание Церкви, это делает его труд легким и радостным». В книге аввы Дорофея «Душеполезные поучения» рассказывается о том, что к авве пришел его ученик Досифей и сокрушался о том, что у него нет скорбей. Учили же святые апостолы: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Ученик был в смущении: на правильном ли он пути? Но, задав этот вопрос старцу, в ответ услышал: «Так как ты проявляешь послушание, то и нет никаких скорбей. Нет нужды в скорбях». Думаю, что в этом примере есть ответ на Ваш вопрос. Послушание Христу и Церкви делает тяжелый крест епископа легким. Впрочем, мой архиерейский путь, а точнее, путь правящего архиерея только начинается, и Господь хранил пока от сложных испытаний.

— Что бы Вы сказали о судьбе Беларуси, кажется ли Вам она сегодня счастливой? Что, с Вашей точки зрения, ждет Вашу родину завтра? Насколько и в чем можно, насколько и в чем нельзя разделить судьбы Руси Белой и Руси Великой, отделить Беларусь от России?

— На сегодняшний день это две разные страны. Но это две страны-сестры. А если шире говорить, то три страны, три сестры, с одной историей, с одним духовным наследием. И если подходить с духовной точки зрения, то, естественно, невозможно общую историю разделять, одну из стран вычленять, проводить какую-то границу. Если же смотреть на это с точки зрения чисто светской, то историю можно переписывать, переделывать, как-то по-своему объяснять те или иные события, обосновывая национальную или, лучше сказать, националистическую точку зрения. И так, к сожалению, делают. На самом деле, будущее Беларуси, как и России, и Украины, зависит от того, будем ли мы внимать голосу Божиему и следовать ему или же будем поступать по законам мира, будем слушать то, что предлагает нам князь мира сего, которому надо, чтобы мы были его, а не Божиими чадами.

Думаю, что нельзя сказать — счастливая страна или несчастливая, потому что в самой счастливой стране можно найти несчастных людей и в несчастливой стране можно найти людей счастливых. Счастливая или несчастливая страна — это несколько условный термин. Вопрос в том, что мы вкладываем в понятие «счастье»? Если счастье для нас — это понятие духовное, это одно, а если счастье для нас — благополучие внешнее, то тогда возможен совершенно другой ответ. Если смотреть с точки зрения духовной, то мы опять вернемся к словам: многими скорбями надлежит войти нам в Царствие Божие. Внешнее неблагополучие может быть предвозвестием вхождения в Царствие Небесное. И человек может переживать скорби, нести свои труды с радостью. Иго для него действительно становится благим, потому что он предвкушает радость жизни вечной, уже сейчас, на земле, получая в этом уверение.

Наша страна, впрочем, как и каждая страна, развивается под особым попечением Божественного Промысла и по молитвам Матери Божией, по молитвам наших святых. Но это не значит, что мы должны успокоиться, решить, что раз все наши проблемы и беды — это Божественный Промысл, то бороться с ними не надо. Нужно работать, нужно проблемы наши решать. Трудности и проблемы есть всегда, даже в самые благополучные периоды развития общества. Идеальной, абсолютно счастливой жизни не может быть на земле, иначе на ней наступил бы уже Рай, который был утерян нашими прародителями. Отечество наше на Небеси, радость и смысл нашей жизни на Небе, а здесь мы пользуемся только временными благами, временными радостями.

— Ну, с другой стороны — любить Отечество Небесное и не любить земное — это все равно, что любить Бога, не любя при этом людей. Патриотизм и вера — как они сочетаются, учит ли Белорусская Церковь сегодня любви к Родине, и если да, то как?

— Церковь всегда призывала и призывает своих чад любить земное Отечество, любить людей, среди которых мы живем, с которыми нас объединяет не только вера, но и место проживания, и история, и духовное наследие, святые и святыни родной страны. В общеобразовательных школах введен факультативный курс «Основы православной культуры», на занятиях которого школьники знакомятся не только с истинами веры, но и с подвигами белорусских святых, отдавших свою жизнь за веру и Отечество. Белорусская Церковь тесно сотрудничает с воинскими частями, Минским суворовским училищем, воспитывая у молодого поколения чувство патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству. Проводится множество мероприятий, конференций, круглых столов, творческих конкурсов, посвященных духовным подвигам наших соотечественников как в военное, так и в мирное время. Экспозиции художников, на полотнах которых — красота родного края, концерты церковной музыки и духовной поэзии, экскурсии и паломнические поездки по святым местам нашей родины — это неполный перечень тех многочисленных мероприятий, которые осуществляются сегодня Белорусской Церковью для становления и развития личности, обладающей качествами настоящего гражданина и патриота своей страны.

Фото предоставлены пресс-службой Борисовской и Марьиногорской епархии

Журнал «Православие и современность» № 36 (52)

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней»(Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)

Говоря о роли преподобного Сергия в истории русского монашества, первое, на что стоит обратить, по нашему мнению, внимание, − это восстановление Преподобным строгого монашеского общежития в своем братстве. Этому благому примеру преподобного Сергия последовали его ученики и ученики его учеников…

Значение общежительного жития для монашества невозможно переоценить. Первые монастыри, основателем которых был еще преподобный Пахомий Великий, придерживались строгого общежительного устава. Замечено, что монашеская жизнь всегда ослабевала в тех монастырях, где нарушались принципы общежительной жизни, появлялись элементы жизни по своему разумению: то, что впоследствии стало называться особножительным монашеством.

Следует отметить, что изначально нами от греков было взято монашество необщежительное. Первые монастыри, спорадически возникавшие с принятием христианства на Руси, были, как правило, именно тем, что впоследствии стали называть идиоритмом, или особножительным уставом. И только через 75 лет после Крещения Руси, благодаря преподобному Феодосию Печерскому, общежитие было введено в Киево-Печерском монастыре. Примеру последнего последовали и некоторые другие монастыри Руси, которых, надо признать, было не так много. Этот вопрос подробно разбирает известный российский историк XIX века профессор Е.Е. Голубинский. Впрочем, даже в самом Киево-Печерском монастыре подлинное общежитие продержалось недолго, и первые элементы особножительства начали появляться едва ли не сразу после отшествия в вечность преподобного Феодосия. Однако в той или иной мере общежитие в Киево-Печерском монастыре все же существовало вплоть до нашествия татаро-монголов. После разорения Руси монашество повсеместно пребывало в особножительной форме своего существования, и только с появлением фигуры преподобного Сергия Радонежского на Руси (точнее, в Московской части Руси, в отличие от Юго-Западной митрополии) вновь появилась общежительная форма монашеской жизни. И, как мы уже сказали выше, заслуга в этом принадлежит, безусловно, преподобному Сергию. В лице Преподобного русское монашество приобрело человека, который как бы влил в него новую кровь, обновил его. Божий промысл избрал Преподобного для возобновления монашества на Руси. Зададимся простым вопросом: как же решился преподобный Сергий на такой подвиг?

Как известно из жития Преподобного, начинал он свою монашескую жизнь будучи еще совсем молодым, двадцатидвухлетним человеком. В то время практически все монастыри находились в городах, однако преподобный Сергий не хотел подвизаться в месте, где много мирской суеты. Поэтому он удалился в уединенные места: начинал он свою монашескую жизнь настоящим пустынножителем. У него и в мыслях не было основывать какой-то монастырь, тем более лавру.

Однако со временем, помимо его воли, вокруг него стало образовываться братство. Очень скоро преподобный Сергий снискал себе славу выдающегося подвижника, чем обратил на себя внимания святителя Алексия, митрополита Московского, который и выпросил грамоту у Константинопольского Патриарха на введение в Сергиевой обители строгого общежития. До этого, надо заметить, несколько лет братство Сергия жило по общепринятому в то время особножительному уставу. Введение общежития в то время воспринималось как неслыханное нововведение, и, наверное, только Богу известно, сколько скорбей, непонимания, осуждения претерпел Сергий, прежде всего от своих собратий, монахов, привыкших к, так сказать, облегченной версии монашества. Особенно же не нравилась такая ревность Сергия тогдашним игуменам монастырей: дело в том, что по сути это были богатые помещики, во владении которых находились огромные земли и много другого имущества. Эти игумены пользовались своей духовной властью, чтобы жить отнюдь не по-монашески, а в свое удовольствие. Увидев в Сергии опасность для своей вольготной жизни, они ополчились на него, возводя всевозможные напраслины, тягчайшей из которых было обвинение в ереси. К сожалению, в любом добром начинании иногда даже до сих пор люди в угоду своим страстям готовы усмотреть ересь…

Так непросто складывалась жизнь преподобного Сергия, непросто вводилось и общежитие в его монастыре. Общежитие, которое стало залогом возрождения русского монашества. Общежитие, которое и сейчас является самым актуальным и нужным ответом на вопрос: как же нам возродить современное наше монашество; что нужно современному нашему монашеству, чтобы подняться на ту высоту, на которую оно было возведено преподобным Сергием?

В настоящее время все монастыри Русской Православной Церкви (возможно, за редким исключением) известны как общежительные. Но при этом мы не видим той высоты жизни, как в обители Преподобного. Тому есть множество причин. Укажем на некоторые из них, одновременно сделав попытку обозначить пути возрождения современного монашества.

Монашество есть мироотреченный образ жизни, требующий удаления монашествующих от мира и всего сущего в нем. Причем, даже в городских монастырях этот принцип должен благоразумно и со всей тщательностью соблюдаться. «Довольно долгое время после смерти преподобного Сергия соблюдаем был его учениками оставленный им завет не выходить за ворота монастыря» . В частности, это достигается через выделение внутренней территории монастыря, недоступной для мирских лиц; также через определение конкретного времени и места пребывания посетителей и паломников; через общение с последними наиболее опытных в духовной жизни монахов, имеющих на то благословения, в то время как остальные монашествующие должны общаться с людьми мирскими лишь уважительно-кратко, по существу.

Паломничество – важный момент в духовной жизни христианина, но оно не должно вредить внутренней духовной жизни обители. Преподобный Сергий заповедовал проявлять милость к приходящим, и это одна из причин благоденствия обители в последующие времена. Но обратим внимание, что помещения для жилья мирских людей устраивались вне монастырской ограды. Кроме того, благотворительность обители напрямую зависела от ее доходов и была посильной.

Святитель Алексий и преподобный Сергий, как уже было сказано выше, решились прибегнуть к авторитету Патриарха, который бы своим голосом верховного пастыря Русской Церкви подтвердил и одобрил их благое предприятие − введение монастырского общежития. Этот пример великих святых учит и нас тому, что приведение в жизнь добрых намерений современных игуменов и игумений нуждается в понимании и поддержке епархиальных архиереев. С другой стороны, все желания о поднятии уровня духовной жизни в монастырях будут тщетны, если не будет достойного руководителя монашеской общины, имеющего смирение и незлобие. Так, «по изображению жизнеописателя, в отношении к другим людям преподобный Сергий быль исполнен смирения безмерного, был тих и кроток так, что ему совсем чужды были гнев и ярость, жестость (суровость) и лютость, был незлобив и прост без всякой примеси хитрости и так называемаго «себе на уме», исполнен был любви нелицемерной и нелицеприятной ко всем людям» . В прошедшие годы монастыри Русской Православной Церкви возрождались во внешнем своём устроении: возводились и реставрировались церковные здания и монастырские корпуса, устраивался быт насельников, формировался внутренний уклад. Ныне стоит другая, еще более важная задача: наши монастыри, заявляемые как общежительные, нужно сделать таковыми по глубокой духовной сути. Общежитие отличается не только общим братским богослужением, корпусом и трапезой. Важнейшая характеристика общежития – жизнь по образу первохристианских общин. Крепкая монашеская семья основывается на духовном родстве и искренней любви о Господе к игумену. Это достигается кропотливым трудом игумена и всей братии. «Устав общежитный требует, чтобы все монахи монастыря, не исключая и игумена, совершенно одинаково участвовали во всех монастырских работах. Преподобный Сергий работал не только наравне со всеми, но и более всех, причем в работах, требовавших физической силы, так как был от природы человек очень сильный, работал по крайней мере за двоих и причем не стыдился никакой работы − ни поварства и плотничества, ни кроения и шитья одежды и обуви на братию» . Здесь преподобный Сергий самый яркий пример: он трудился наравне с братиями, даже более их.

В наше время в греческих монастырях (особенно на Афоне) в той или иной степени мы можем наблюдать подобную картину: список дежурств на кухне начинается с игумена и заканчивается последним послушником, пришедшим в обитель. Игумены не должны быть отвлекаемы на другие, не монастырские дела. В целом отвечая за обитель, игумены, прежде всего, предметом своей заботы должны ставить духовное совершенствование и возрастание братии. К сожалению, порой на первое место выходит забота о материальном устроении обители, а на прочее не остается времени, сил и желания.

Известно, что преподобный Сергий по вечерам обходил келии братий, наедине увещевал их. В наше время беседы игумена с братией, частные и общие, либо чтение, слушание аудиозаписей бесед известных современных подвижников способствует сплочению братства, формированию единых взглядов и настроений братства в святоотеческом духе. Живое участие игумена в богослужении, не только по праздникам и воскресеньям, а и повседневное, чтение и пение на клиросе с братией принесет немалую пользу всему братству.

Многое из вышеперечисленного известно, но трудно приживается в наших обителях, либо кажется невозможным. И тут понадобится мудрость и осторожность по примеру преподобного Сергия. Он не стал сразу вводить забытые святоотеческие обычаи, а ожидал благословения и поддержки Патриарха, а сам тем временем усиленно подвизался и молился.

Немалую помощь в улучшении монашеской жизни можно получить, знакомясь с жизнью греческих монастырей. Многие с настороженностью относятся к Афону, считая, что у нас, дескать, «своя традиция, свое предание». Но ведь монашество мы приняли от греков, и далее − преподобные Антоний, Нил Сорский, Паисий (Величковский), Силуан Афонский, множество подвижников благочестия, подвизавшихся в XVIII−XIX вв. на Афоне, и, наконец, великий светильник русского монашества преподобный Сергий, живо свидетельствуют о том, что монашество по сути своей интернационально и универсально. Поэтому − почему бы нам после 70-летнего периода уничтожения монашеской традиции, монашеского образа жизни, возрождая последнее, не обратиться к примеру и опыту наших братьев-монахов в Греции, ведь многое у нас в плане организации монашеской жизни, к сожалению, забыто и утрачено.

Укажем еще одну замечательную греческую традицию: многие греческие монастыри, особенно древние, имеют в своем центре главный храм, а вокруг – по периметру – кельи. Такая же структура обители была заложена и преподобным Сергием. У нас же этим древним правилом при устроении современных монастырей почему-то не пользуются. Полезно также будет обратить внимание на то, как строятся отношения игумена и братии; почему, например, монашествующие стараются не повышать голос при общении друг с другом и т. д. При этом, видя отличия в монастырской жизни, нам следует разграничивать национальные черты и существенные моменты, добрую традицию и традицию, не соответствующую святоотеческой. К примеру, греки-монахи ходят с покрытой головой – и это соответствует святоотеческой традиции, их клобуки имеют наметки, прикрывающие лицо и глаза сбоку. Наши же клобуки имеют более красивую форму, но менее удобны и практичны, поэтому наши монахи стремятся их снять поскорее, предпочитая быть с непокрытой головой, наметка спускается сзади на плечи. Как тут быть: держаться своего, основанного на забвении святоотеческих правил покроя, или же, видя пример наших братий, вернуться к святоотеческой традиции и несколько изменить форму клобука и покрой? Вопрос дискуссионный…

Ещё один важный момент из жития преподобного Сергия: «Святый митрополит Алексий желал было видеть преподобного Сергия своим преемником на кафедре Русской митрополии» . Это предложение привело преподобного Сергия, которому и в помысл никогда не приходило архиерейство, в величайшее смущение. Пришедши в себя, он ответил решительным отказом. А когда святой Алексий хотел настаивать, Сергий ответил, что принужден будет бежать куда-либо в пустыню. Видя такую непреклонность Сергия, святитель Алексий отпустил Преподобного с миром в его монастырь. Убежден, что и в наше время, при поставлении наиболее способных игуменов во епископы необходимо заботиться, чтобы это не приводило к разорению монашеской жизни в их обителях.

«Одновременно с преп. Сергием и с его одобрения и благословения, или уже после его смерти, построили значительное количество монастырей, одинаковых с его монастырями, его ученики и собеседники. И довольно долгое время после него истинными монастырями считались в Московской Руси только монастыри его образца (типа), так что последующие основатели монастырей, желавшие, чтобы их монастыри были и считались настоящими монастырями, устрояли их по этому его образцу» . В наше время при устроении и возрождении обителей многие обращаются к примеру и традиции наших сохранившихся древних монастырей, в том числе и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобного Сергия. Но в этом случае необходимо иметь осторожность, так как то, что хорошо и что работает для большой древней обители, может оказаться вредно и неполезно для малой, только образующейся. Второй не менее важный вопрос, который следует задавать при этом: какой период из многовековой истории обители Преподобного лучше брать за основу? Наши древние обители находились в городах и селах, принимали множество людей, а для вновь устраиваемых лучше более уединенное место и житие.

Возрождение монашества – это Божие дело, которое совершается посредством усердия избранных Им на это людей. Поэтому к усердным трудам необходимо добавлять еще более усердную молитву о процветании монашеской общины, как молился о том и преподобный Сергий Радонежский, который, как мы верим, и ныне молится за нас и предстательствует Святой Троице в Царстве Небесном.

Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сегиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 27.

Там же. С. 33.

Там же. С. 29.

Там же. С. 44.

Епископу Борисовскому Вениамину (Тупеко), викарию Минской епархии, в Храме Христа Спасителя г. Москвы

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Вениамин!

Ныне, в пятое воскресенье Великого поста и день памяти великой подвижницы, чтимой всей Полнотой Православной Церкви, – преподобной Марии Египетской, по Промыслу Божию совершилась твоя личная Пятидесятница. Через возложение рук святителей Церкви Христовой принял ты благодать Святого Духа, соделавшего тебя архиереем и даровавшего тебе все потребное для исполнения высокого и ответственного епископского служения.

Тебе предстоит нести архипастырские труды в качестве викария под руководством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, молитвенно отмечающего сегодня свое 75-летие.

Призываю тебя к тому, чтобы все свои начинания на новом для тебя поприще ты совершал в соответствии с принципом богозаповеданного церковного единства. Следует помнить, что Русская Православная Церковь на основании канонического преемства объемлет собой все народы, просвещенные светом Христовой истины в водах крещальной купели древнего Киева.

Проявляя всемерное уважение к законодательным нормам и традициям, исторически сложившимся особенностям взаимоотношений государств, ты призван проповедью утверждать среди наших современников сознание неразрывной культурной общности восточных славян, чье духовное становление связано с именем святого равноапостольного великого князя Владимира.

Церковь должна быть местом встречи представителей разных культур и идентичностей, общим домом, в котором так нуждаются ныне люди, разделенные по политическим, социальным, имущественным, национальным и другим признакам.

Поэтому нужно делать все возможное для того, чтобы узы наших народов, испытанные веками, были неразрывны; чтобы Православная Церковь была той духовной скрепой, которая удерживает в единстве культурное и цивилизационное пространство, это многоценное сокровище, доставшееся нам в наследство от предков.

Все мы пребываем в единой надежде, которая есть Христос… упование славы (Кол. 1, 27), и потому мы должны неленостно и сообща трудиться над совершением церковной миссии, дабы, как говорит апостол языков, не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор. 12, 25).

Эта взаимная поддержка особенно важна в условиях, когда современный мир бросает нам многие вызовы. Ответом на них должно быть твердое православное свидетельство евангельской истины, осуществляемое церковными общинами, пребывающими в неповрежденности веры, глубоко укорененными в святоотеческой традиции и имеющими центром своего духовного бытия Святую Евхаристию.

Только созидая свою жизнь на этом прочном основании, мы можем дать внятные и осмысленные ответы на все обращенные к нам вопросы. Посему церковная проповедь, особенно та, что адресована молодому поколению, призвана стать предметом твоей особой заботы, дабы Слово… Божие росло и распространялось (Деян. 12, 24).

Работа с молодежью должна получить развитие как на епархиальном, так и на приходском уровне. Горячее слово веры, обращенное к юному сердцу, способно вызвать живой отклик в душе молодого человека. Сегодня нужно идти навстречу людям и создавать условия для полноценного воцерковления тех, кто откликается на спасительный глас Церкви.

Христианское просвещение не может быть ограничено лишь только возвещением слова истины с церковного амвона. Оно требует развития образовательных проектов, благодаря которым современный человек получает возможность постигать нормы духовной жизни и многовековую мудрость православной традиции в доступной и привычной для него форме.

Не только словом, но и личным примером следует побуждать клир и паству к делам любви и милосердия, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь заботой о членах прихода, шли в мир к скорбящим, нуждающимся и обремененным. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10).

Святитель Московский Филарет, у мощей которого ты сподобился ныне приять благодать архиерейства, обращаясь к одному из новопоставленных архипастырей, вспоминал евангельские слова и наставлял: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). По сему совершеннейшему примеру тщися и ты как можно более служить ради любви, а ради смирения как можно менее допускать, да послужат тебе».

Вместе с тем следует помнить, что труды, осуществляемые по самому выверенному и обоснованному плану, окажутся малоуспешными, если они не будут сопряжены с горением сердца и вдохновенной и усердной молитвой.

Пусть же твое грядущее служение будет исполнением слов Евангелия: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

Прими сей жезл и благослови народ Божий, молившийся во время совершения Божественной литургии и хиротонии о даровании тебе благодати архиерейства. И да помогает тебе Господь на предлежащем поприще быть пастырем добрым, полагающим душу свою за овец (Ин. 10, 11) и во всем представляющим себя Церкви Христовой образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Аминь.

Дата рождения: 16 сентября 1968 г. Страна: Белоруссия Биография:

По окончании средней школы № 1 г. Лунинца в 1985 г. поступил в Белорусский государственный университет на факультет «Радиофизика и электроника». В 1987-1989 гг. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных сил. Затем продолжил учебу в вузе. В июне 1992 г. получил диплом по специальности «инженер-радиофизик».

В августе 1992 г. поступил на первый курс . По окончании третьего курса семинарии в 1994 г. подал прошение и был принят в число братии Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.

16 декабря 1994 г. в Успенском соборе Жировичского монастыря наместником обители по благословению пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

9 января 1995 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Жировчиского монастыря митрополитом Минским Филаретом хиротонисан во иеродиакона, а 13 февраля 1995 г. — во иеромонаха.

20 июня 1996 г. назначен на должность казначея монастыря. В этом же году по окончании Минской духовной семинарии поступил на первый курс и назначен на должность преподавателя Минской духовной семинарии. В 1999 г. закончил обучение в духовной академии с ученой степенью кандидат богословия.

Решением Синода БПЦ от 26 июня 2014 г. (журнал № 33) назначен председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместителем председателя (журнал № 35) Церковного суда Белорусского экзархата.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. () Преосвященным Борисовским и Марьиногорским.

Решением Синода БПЦ от 19 ноября 2014 г. (журнал № 55) введен в состав Синода Белорусского экзархата с правом голоса.

Решением Синода БПЦ от 3 июня 2015 г. выведен из состава Церковного суда (журнал № 13), освобожден от должности наместника Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии (журнал № 15) и председателя Издательского совета

Дата рождения:
16 сентября 1968 г.
Дата хиротонии:
21 марта 2010 г.
Дата пострига:
16 декабря 1994 г.
День ангела:
13 августа
Страна:
Беларусь

Биография:
Родился 16 сентября 1968 г. в г. Лунинце Брестской обл. Белоруссии.

По окончании средней школы № 1 г. Лунинца в 1985 г. поступил в Белорусский государственный университет на факультет «Радиофизика и электроника». В 1987-1989 гг. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных сил. Затем продолжил учебу в вузе. В июне 1992 г. получил диплом по специальности «инженер-радиофизик».

В августе 1992 г. поступил на первый курс Минской духовной семинарии. По окончании третьего курса семинарии в 1994 г. подал прошение и был принят в число братии Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.

16 декабря 1994 г. в Успенском соборе Жировичского монастыря наместником обители архимандритом Гурием (Апалько) по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

9 января 1995 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Жировчиского монастыря митрополитом Минским Филаретом хиротонисан во иеродиакона, а 13 февраля 1995 г. - во иеромонаха.

20 июня 1996 г. назначен на должность казначея монастыря. В этом же году по окончании Минской духовной семинарии поступил на первый курс Минской духовной академии и назначен на должность преподавателя Минской духовной семинарии. В 1999 г. закончил обучение в духовной академии с ученой степенью кандидат богословия.

В составе делегации Минской епархии принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-29 января 2009 г.

1 июля 2009 г. освобожден от должности благочинного Успенского Жировичского монастыря и назначен на должность наместника Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 10) избран епископом Борисовским, викарием Минской епархии.

Наречен во епископа 20 марта 2010 г. в крестовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 21 марта за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Синода БПЦ от 4 июня 2010 года (журнал № 120) назначен председателем Издательского совета Белорусского экзархата.

Решением Синода БПЦ от 26 июня 2014 г. (журнал № 33) назначен председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместителем председателя (журнал № 35) Церковного суда Белорусского экзархата.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) назначен Преосвященным Борисовским и Марьиногорским.

Образование:
1996 г. - Минская духовная семинария.

1999 г. - Минская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия:
Борисовская епархия
(Правящий архиерей)